Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Примерная программа'
Примерная программа дисциплины «Анатомия, физиология и основы балетной медицины» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составл...полностью>>
'Диплом'
Д.м.н., профессор кафедры гигиены окружающей и производственной среды, заведующий курсом гигиены труда, академик МАНЭБ, академик Международной Балтий...полностью>>
'Документ'
«Классическая Иордания» - программа, насыщенная посещениями всех главных достопримечательностей Иордании. Этот тур для любознательных туристов, для к...полностью>>
'Документ'
1) Використання дескрипторів для постановки навчальних завдань і планування навчальної діяльності. Спочатку ці кроки вчитель робить сам, а потім навч...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины «нейропсихология» Специальности 050716 Специальная психология

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Утвержден

на заседании кафедры логопедии

Протокол № от________200 г.

Зав.кафедрой_________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ «НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ»

Специальности 050716 Специальная психология

с дополнительной специальностью 050715 Логопедия

факультет коррекционной педагогики

Составитель:

К.м.н., доцент Горшенёва С.В.

Самара – 2010

СОДЕРЖАНИЕ

I РАЗДЕЛ

1. Выписка из стандарта

2. Пояснительная записка

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

5.Содержание дисциплины.

5.1.Учебно-тематический план дисциплины

5.2. Содержание разделов дисциплины

5.3. Методические рекомендации к проведению практических занятий

- тема по порядку

- вопросы для проверки знаний

- задания для самостоятельной работы

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендованная литература

7. Содержание итогового и промежуточного контроля

7.1 . Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации

7.2. Рекомендации к проведению зачета

7.3. Вопросы к зачёту по дисциплине

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

9. Словарь терминов

10. Приложение (презентации, протокол нейропсихологического обследования)

II РАЗДЕЛ

Рабочая программа

I. РАЗДЕЛ

1.Выписка из стандарта

Основные принципы строения мозга. Теория динамической локализации высших психических функций. Нейропсихологические симптомы и нейропсихологические синдромы. Зрительные, слуховые и тактильные агнозии. Апраксии. Афазии. Принципы и методы восстановительного обучения. Методики нейропсихологического обследования (принципы построения, процедура обследования, интерпретация результатов). Нейропсихологическое исследование детей с органическим поражением мозга. Возможности использования нейропсихологических знаний в психологической коррекции детей с различными отклонениями в развитии.

2. Пояснительная записка

Программа курса предназначена для студентов 3-го курса (6-й семестр) отделения специальной психологии.

Курс «Нейропсихология» представляет собой объединение научных взглядов теоретической психологии и неврологии, а также решает ряд задач практической направленности. Данная дисциплина является базовой в системе образовательного процесса при подготовке специального психолога и преподаётся в едином блоке дисциплин предметной подготовки. В процессе изучения дисциплины студенты овладевают системными знаниями о мозговой организации психических процессов, патогенетических механизмах их нарушения, а также методами нейропсихологической диагностики и коррекции отклоняющегося развития.

Целью данной дисциплины является формирование у студентов системного подхода к рассмотрению механизмов психической деятельности человека и анализ протекания психических процессов в норме и патологии с точки зрения его церебрального обеспечения.

Задачи дисциплины:

- формирование у студентов системы знаний и представлений о наиболее фундаментальных принципах мозговой организации психических процессов, системно-динамических принципах взаимодействия психической деятельности человека и его мозга;

- формирование у студентов методологических основ анализа протекания психических процессов в норме и патологии с точки зрения его церебрального обеспечения;

- овладение студентами принципами и методами нейропсихологической диагностики отклоняющегося развития;

- овладение студентами принципами построения коррекционно-развивающих занятий, основанных на нейропсихологическом анализе психической деятельности человека.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности: диагностико-аналитическую, консультативную, психопрофилактическую, коррекционно-развитивающую, культурно-просветительскую, социально-педагогическую, научно-методическую.

2. Воспитание:

  • общей и психологической культуры учащихся

  • профессиональной культуры в организации и построении процесса восстановительного обучения с больными, имеющими локальное поражение мозга и детьми с отставанием в развитии ВПФ.

  • стремления к совершенствованию профессиональной компетенции в процессе работы с литературой, Интернет ресурсами и т.д.;

  • профессионального интереса к научно-практической деятельности и творческого подхода к ее организации.

3. Развитие:

  • профессиональной компетенции в русле гуманистических ценностных ориентаций;

  • профессионального мышления, познавательных способностей студентов;

  • коммуникативной компетентности и личностных качеств, необходимых логопеду для профессиональной деятельности.

В лекционном курсе рассматриваются вопросы истории становления нейропсихологии как науки, вклад отечественных и зарубежных учёных в развитие нейропсихологии, структурно-функциональная организация мозга и принцип системной динамический организации ВПФ, а также мозговая организация психических процессов и нейропсихологические механизмы их развития.

Практические занятия проводятся, как в аудиториях (по теоретическим вопросам нейропсихологии), так и на базе специальных учреждений: в детских неврологических отделениях, медицинских реабилитационных центрах, ДОУ.

Целью самостоятельной работы является изучение студентами специальной литературы по проблемам теоретической и прикладной нейропсихологии, подготовка конспектов, рефератов, развитие аналитико-синтетической деятельности в процессе обработки полученной информации и заполнения таблиц, апробирование полученных знаний в своей коррекционно-педагогической деятельности.

В программу включены контрольные вопросы и задания, нацеленные на углубленную самостоятельную работу студентов, дан список рекомендуемой литературы, предложена примерная тематика рефератов и перечень вопросов к зачёту.

Курс рассчитан на 72 академических часа (36 лекционных и 36 часов практических занятий); отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы – 72 часа. Форма отчётности – зачет. Внутри семестровая аттестация проводится в виде контрольной работы и тестовых заданий.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен

Знать:

- основные принципы строения мозга как органа психики;

- три основных функциональных блока мозга и их взаимодействие;

- психологическое строение и мозговую организацию отдельных психических процессов;

Уметь:

- грамотно провести нейропсихологическое обследование с целью выявления состояния психических функций и соответствующих отделов головного мозга;

- разрабатывать и реализовывать коррекционно-развивающие программы применительно к различным нейропсихологическим синдромам;

- оказать консультативную помощь семьям и педагогам по вопросам учёта диагностированных нейропсихологических синдромов в воспитании и обучении детей;

Владеть:

- основными базовыми понятиями нейропсихологии

- методологической основой синдромного анализа результатов нейропсихологического обследования в норме и патологии;

- спецификой синдромного анализа применительно к детской популяции;

- овладение базовыми методическими приёмами нейропсихологической диагностики и коррекции, формами консультативной работы.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды занятий

Дневное

отделение

Заочное отделение

Общая трудоемкость

144

-

Аудиторные занятия

72

-

Лекции

36

-

Практические занятия (семинары)

36

-

Лабораторные занятия

-

Самостоятельная работа

72

-

Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачёт

-

5. Содержание дисциплины

5.1. Учебно-тематический план дисциплины

Наименование тем

Всего

часов

Аудиторная

работа

Самос-тоятель-ная

работа

лекции

практи-

ческие

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

1. Предмет, задачи, направления нейропсихологии. А.Р.Лурия - основоположник отечественной нейропсихологии. Нейропсихологический анализ нарушений психических процессов. Определение симптома, синдрома, фактора.

10

-

2

-

2

-

6

-

2. История вопроса о локализации ВПФ. Теория динамической системной локализации ВПФ. Учение А.Р.Лурия о трёх функциональных блоках мозга

12

-

4

-

2

-

6

-

3.Представление о функциональной асимметрии мозга и концепции функционального взаимодействия. Синдром функциональной несформированности межполушарных взаимодействий. Левшество как феномен атипичного варианта межполушарного взаимодействия.

10

-

2

-

2

-

6

-

4. Мозговая организация гностических процессов. Нейропсихологический анализ нарушения гностических функций при локальных поражениях мозга. Агнозии, виды. Методы нейропсихологической диагностики агнозий.

20

-

6

-

6

-

8

-

5. Мозговая организация произвольных движений и действий. Нейропсихологический анализ нарушения двигательных функций при локальных поражениях мозга. Апраксии, виды. Методы нейропсихологической диагностики.

20

-

6

-

6

-

8

-

6. Мозговая организация мнестических процессов. Модально-специфическая и модально-неспецифическая организация памяти человека. Нейропсихологический анализ нарушения памяти при локальных поражениях мозга. Методы нейропсихологической диагностики расстройств памяти.

12

-

4

-

2

-

6

-

7. Мозговая организация речевых функций. Нейропсихологический анализ нарушения речи при локальных поражениях мозга. Афазии. Методы нейропсихологического исследования речевых процессов.

14

-

4

-

4

-

6

-

8. Мозговая организация регуляторных систем психической деятельности. Произвольная саморегуляция, роль речи. Взаимодействие систем I-го и III-го функциональных блоков мозга в обеспечении саморегуляции. Нейропсихологический анализ нарушений непроизвольной и произвольной саморегуляции.

12

-

4

-

2

-

6

-

9. Нейропсихологический подход к типологии дизонтогенеза. Основные принципы нейропсихологии детского возраста. Системогенез различных структур. Принцип гетерохронности, принцип конкуренции. Пластичность функциональных мозговых систем. Варианты дизонтогенеза.

12

-

4

-

2

-

6

-

10. Прикладные аспекты нейропсихологии. Дифференциально-диагностическая и коррекционная работа нейропсихолога с ребёнком. Квалификация выявленной феноменологии, составление нейропсихологического заключения.

12

-

-

-

4

-

8

-

11. Нейропсихологическая коррекция отклоняющегося развития. Методологическая основа нейропсихологической коррекции. Стратегия коррекционного процесса в зависимости от исходного нейропсихологического синдрома и возраста ребёнка.

10

-

-

-

4

-

6

-

Всего:

144

-

36

-

36

-

72

-

5.2. Содержание разделов дисциплин

Тема 1. Базисные понятия нейропсихологии.
Синдром, синдромный анализ, фактор.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «невропатология» Специальности

    Учебно-методический комплекс
    Значение курса невропатологии для специальной педагогики. Эволюция нервной системы. Строение и функции нервной системы человека. Возрастная эволюция мозга.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03, Опд. Ф. 02, Сд. 2, Опд. Ф. 2, Дпп. Ф. 13, Опд. Ф. 2 

    Учебно-методический комплекс
    Курс “История психологии” предназначен для студентов очной и заочной форм обучения Мурманского государственного педагогического университета, обучающихся по специальности 050301 «Иностранный язык с доп.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины «психология лиц с умственной отсталостью» Специальности

    Учебно-методический комплекс
    Курс “Психология лиц с умственной отсталостью” направлен на усвоение студентами, обучающимися по специальности «Специальная психология», общих закономерностей и специфических особенностей психического развития детей с нарушениями
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» Специальности

    Учебно-методический комплекс
    Регулирующие системы организма и их взаимодействие. Соотношение структуры и функции, онтогенез нервной системы. Баланс тормозных и возбудительных процессов.
  5. Методические указания для преподавателя Методические указания для студента > Планы проведения семинарских занятий: тема по порядку (2)

    Методические указания
    Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Психология лиц с нарушениями речи» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта на основе Программы, составленной Г.

Другие похожие документы..