Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
На виконання постанови Кабінету Міністрів України від 28 листопада 2011 року № 1205 “Про заходи щодо підготовки і проведення Всеукраїнського перепису...полностью>>
'Документ'
Принят и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. N 329-ст с датой введения ...полностью>>
'Урок'
Учитель: Мелодия – слово, красивое само по себе, мягкое, благородное (от греч. «мелодия, мелос, т.е. напев, песня»). А что такое человеческая речь? И...полностью>>
'Документ'
С 16 по 23 октября на Кипре проходила встреча Смешанной комиссии по богословскому диалогу между православными и римо-католиками, посвящённая обсужден...полностью>>

1. Общие представления о памяти. Круг явлений памяти

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1. Общие представления о памяти. Круг явлений памяти. Патологии памяти

1.1. Память: общее определение и круг явлений

1.2. Патологии памяти. Закон регрессии

2. Классификация видов памяти. Непроизвольное и произвольное запоминание

2.1. Классификация видов памяти по характеру психологической активности

2.2. Классификация видов памяти по продолжительности удержания материала

2.3 Классификация видов памяти по характеру целей деятельности

3. Ассоциативная теория памяти. Виды ассоциаций и законы их образования, критика ассоцианизма

3.1. Понятие и виды ассоциаций

3.2. Экспериментальные методы исследования памяти в ассоцианизме

3.3. Образование, сохранение и исчезновение ассоциаций

3.4. Критика ассоциативной теории

4. Основные факты и закономерности психологии памяти. Влияние характера запоминаемого материала. Роль упражнения и проблема оптимального распределения заучивания. Классические исследования забывания

4.1. Влияние материала

4.2. Роль упражнений, их оптимальное распределение

4.3. Забывание и реминисценция

5. Память и научение. Основные характеристики навыков и умений

5.1. Память и научение в психологии поведения

5.2. Критика бихевиоризма Н.А.Берншейном

5.3. Основные положения теории построения движений Н.А.Берншейна

5.4. Процесс построения двигательного навыка по Н.А.Бернштейну

5.5. Способы научения и характеристики навыков

6. Исследования памяти в когнитивной психологии. Память как совокупность процессов приема, трансформации и хранения информации.

Структуры и уровни переработки информации

6.1. Основные постулаты когнитивной психологии

6.2. Структурные теории памяти

6.3. Теории уровней переработки информации

6.4. Критика когнитивного подхода к изучению памяти

7. Социальная природа памяти человека. Проблема памяти в культурно-исторической теории и методика двойной стимуляции. Мнемотехника

7.1. Французская социологическая школа о социальной природе памяти

7.2. Принцип использования средств в работах Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева

7.3. Мнемотехники

8. Память и деятельность. Зависимость запоминания от места запоминаемого объекта в структуре деятельности. Мотивация и запоминание

8.1. Зависимость непроизвольного запоминания от структурной деятельности в работах П.И.Зинченко и А.А.Смирнова

8.2. Взаимосвязь запоминания и мотивации с точки зрения психоанализа (З.Фрейд)

8.3. Мотивация и запоминание с точки зрения бихевиоризма

8.4. Исследования взаимосвязи мотивации и запоминания в гештальпсихологии

8.5. Зависимость произвольного запоминания от мотивов деятельности в исследовании З.М.Истоминой

1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПАМЯТИ.

КРУГ ЯВЛЕНИЙ ПАМЯТИ. ПАТОЛОГИИ ПАМЯТИ

1.1. Память: общее определение и круг явлений

Память является важнейшей познавательной функцией, связывающей прошлое субъекта с его настоящим и будущим, и лежащие в основе развития и обучения. Память можно определить как процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.

Процессы памяти проявляются на всех уровнях жизни, поэтому память также называют “общеорганической функцией” (Э. Геринг, Р. Земон); она включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механиз­мы передачи наследственной информации. Формы памяти многообразны: запечатление может происходить в виде непреднамеренного запоминания, сознательного и преднамеренного запечатления, систематического заучивания. Воспроизведение может осуществляться как узнавание или как свободное припоминание.

Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. Припоминание является произвольным воспроизведением и представляет собой активный волевой процесс, который характеризуется наличием цели – вспомнить. Непроизвольное воспроизведение происходит как бы само собой, его основой являются ассоциации по смежности во времени или в пространстве, иногда также по сходству и контрасту (см. раздел 3, понятие и виды ассоциаций).

Сохранение как отдельный процесс памяти не является всего лишь пассивным хранением информации, ее консервированием, но представляет собой динамический процесс, совершающийся на основе определенным образом организованного усвоения, переработки материала, его систематиза­ции. Сохранение может выражаться не только в забывании – в некоторых случаях последующие воспроизведения могут оказаться более полными и точными (явление реминисценции, см. раздел 3). Выделяют статическое и динамическое сохранение. Статическое сохранение имеет место в долговременной памяти, при этом материал подвергается реконструкции или переработке, некоторые детали исчезают, другие изменяются, обобщаются и т.д. Динамическое сохранение характерно для кратковременной памяти, когда материал изменяется мало. Основная цель этого типа сохранения – удержать материал в памяти для последующей переработки.

Единицей, или продуктом сложной деятельности запоминания, является образ памяти, или представление. Представлениеэто воспроизведенный образ предмета, основывающийся на прошлом опыте.* Образ памяти отличается от образа восприятия тем, что может воспроизводиться в отсутствие предмета, в то время как образ восприятия появляется только в результате непосредственного сенсорного воздействия на периферические рецепторы. Образы памяти обладают меньшей четкостью по сравнению с образами восприятия, однако имеют высокую степень обобщенности и по уровню абстракции являются как бы переходной ступенью между ними и единицей мышления – понятиями.

Представления воспроизводятся не изолированно, а в связи с другими представлениями. Эти связи могут быть 1) ассоциативными; 2) структурными, 3) смысловыми. Ассоциативные связи образуются в результате пространствен­ной или временной смежности явлений, их сходства или выраженного контраста. Ассоциативная теория памяти подробно рассматривается в разделе 4. Наиболее значимыми являются смысловые связи, и экспериментальные исследования подтверждают большую эффективность заучивания осмысленного материала по сравнению с материалом, не организованным по этому признаку. В случае отсутствия смысловых связей материал запоминается ассоциативно, но кроме того, важную роль играет организация его в единую структуру, т.е. расчленение или объединение материала, установление пространственных соотношений, ритмических групп, разнообразных фигур и т.д.

Существенным фактором, влияющим на запоминание, является установка, которая сказывается на продуктивности и длительности сохранения заученного. Установка на длительное запоминание приводит к лучшему сохранению материала по сравнению с установкой на краткосрочное запоминание. Установка оказывается среди действующих факторов даже в ассоциативных экспериментах Г. Эббингауза и его последователей (см. раздел 3 и 4), поскольку задается инструкцией экспериментатора. Кроме, того на запоминание влияют эмоциональные процессы: известно, что эффективно окрашенный материал запоминает лучше, чем эмоционально нейтральный (см. раздел 8).

Существует ряд классификаций видов и проявлений памяти (см. раздел 2). Например, типы памяти выделяются по ведущей модальности, на основе которой воспроизведение у данного человека наиболее эффективно. Некоторые запоминают лучше зрительную информацию, другие – слуховую или двигательную; в первом случае необходимо видеть запоминаемое, во втором – слышать или ощущать (например, читать текст вслух или записывать его от руки). Эти и другие виды памяти – произвольная и непроизвольная, кратковременная и долговременная – можно разделить на уровни, т.е. установить генетическую последовательность их возникновения. Узнавание, например, генетически предшествует свободному припоминанию, двигательная память – образной и словесно-логической и т.д. Кроме того, память различается по 1) быстроте запоминания; 2) объему запоминаемого; 3) прочности или длительности; 4) точности.

1.2. Патологии памяти. Закон регрессии

В теоретическом отношении особенно важны данные исследований патологии памяти, так как они позволяют определить те структуры, которые участвуют в мнемической деятельности, и лучше понять особенности функционирования памяти. Типичным расстройством памяти является амнезия, т.е. нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях головного мозга. Расстройства памяти могут быть частными и общими, в первом случае затрагивается только одна из подструктур памяти, например какая-либо категория воспоминаний; во втором – память поражается во всех своих проявлениях.

Различают две основные формы амнезий – ретроградную (забываются события, предшествующие заболеванию) и антероградную (забываются события, происходившие после начала заболевания). Выделяются также формы, соответствующие функциональным нарушениям памяти, связанные не с органическими поражениями мозгового вещества, а с обратимыми изменениями вследствие сбоев мнемической деятельности в результате экстремальных воздействий внешней среды и пр.

Наиболее грубые формы амнезии были впервые описаны русским ученым С.С. Корсаковым и получили название корсаковский синдром. Это расстройство памяти наблюдается при множественном неврите, т.е. одновременном воспалении и перерождении множества нервных волокон, причиной которого часто является злоупотребление алкоголем. Больные хорошо помнят то, что происходило с ними до болезни, но забывают все, что случилось с ними в самое недавнее время. Если прервать рассказ такого больного, то он тут же забывает, о чем говорил, и может начать снова повторять все, что уже было сказано. Кругозор таких больных хотя и сужен, но рассуждения их правильны и логичны, хотя направление хода мыслей часто подчинено внешним влияниям. Этот синдром представляет собой типичный случай ретроградной амнезии, так как память ограничивается тем, что было до начала болезни, хотя могут сохраниться какие-то воспоминания о начале болезни. Корсаков заметил, что болезнь поражает память неравномерно, что становится особенно заметным в процессе выздоровления таких больных – одни подструктуры восстанавливаются скорее других. Он описал типичный случай восстановления памяти у больного с полной потерей памяти недавнего. Через год от начала болезни больной начинает понемногу запоминать, узнает в лицо врача, хотя почти не может читать, так как тотчас же забывает прочитанное. Иногда появляются воспоминания, касающиеся периода амнезии, но они всплывают независимо от воли больного, сами по себе, а стимулом служит какое-либо яркое схожее впечатление. Однако то, что вспомнилось, уже не забывается и больной может снова и снова вызывать это воспоминание. По-прежнему не представляется возможным объединить эти эпизоды во временную последовательность, они хаотичны и среди них попадаются ложные и бредовые воспоминания. Глубоко поражается и потому долго не восстанавливается память умственных процессов. С течением времени память восстанавливается, хотя локализация воспоминаний во времени долго представляет собой проблему.

Корсаков предположил, что память обусловливается двояко: 1) способностью сохранять следы впечатлений и 2) способностью эти следы воспроизводить. Очевидно, что у больных множественным невритом значительно страдала именно вторая способность, поскольку воспоминания все же появлялись по мере излечения.

Французский психолог Т. Рибо выделяет следующие виды амнезий:

1) временные;

2) периодические;

3) прогрессирующие;

4) врожденные.

1. Временные амнезии. Как правило, начинаются и заканчиваются неожиданно; их продолжительность – от нескольких минут до нескольких лет. Часто встречаются при эпилепсии, сопровождаются умственным расстройст­вом и рядом действий, называемых умственным автоматизмом. В состоянии автоматизма человек совершает действия, о которых практически не сохраняется воспоминаний; может продолжать делать то, что делал до начала приступа, работать или разговаривать, совершать бессмысленные движения или даже преступления, о которых узнает впоследствии от третьих лиц. Факты подтверждают, что в периоды автоматизма сознание сохраняется, но в такой слабой форме, что за этим следует амнезия. Больной может отвечать на вопросы, ориентироваться на местности, однако его поведение напоминает поведение человека, находящегося в состоянии сонной грезы. Следовательно, амнезия эпилептиков может объясняться пониженным уровнем сознания в периоды умственного автоматизма.

Более тяжелые формы временной амнезии могут привести к частичной потере памяти. В приведенных примерах память остается сохранной после окончания приступа, иногда память возвращается сама собой, но бывают случаи, когда эта потеря необратима. Рибо приводит пример молодой женщины, которая в результате продолжительного обморока в процессе тяжелых родов потеряла всякое воспоминание о своей супружеской жизни. Она отказывалась признавать мужа и ребенка, и только доводы родителей убедили ее вернуться в семью, хотя утраченное воспоминание так и не вернулось.

2. Периодические амнезии. К ним относятся факты появления так называемого“двойного сознания”. В известном случае Фелиды Х. описывается “двойная жизнь”” женщины, имевшей как бы два сознания. В “первом” состоянии это была серьезная и трудолюбивая личность, затем этот период сменялся глубоким сном, после которого больная просыпалась совершенно другой – веселой, шумной и кокетливой. Во “втором” состоянии она не помнила ничего о периоде, предшествующем сну. Чем старше становилась больная, тем быстрее начали сменяться периоды, в один из которых больная обладала полной памятью, а в другом – частичной, т.е. помнила только то, что относилось к ее ““второму” состоянию. Таким образом, Рибо констатировал у больных с периодическими амнезиями наличие двух памятей; иногда частичная чередуется с полной, а иногда обе памяти исключают друг друга, и в каждом состоянии имеется своя особая память на слова, письменные знаки и движения (вплоть до разных почерков).

3. Прогрессирующие амнезии. Типичным примером является корсаковс­кий синдром, описанный выше. Клинические наблюдения позволяют сформу­лировать закон, согласно которому происходит потеря и восстановление памяти. Основные факты таковы:

1) раньше всего появляются расстройства в запоминании недавних событий;

2) затем начинается разрушение и той основы памяти, на которой строятся умственные процессы;

3) аффективные способности исчезают гораздо медленнее, чем умственные, т.е. память на чувства оказывается более устойчивой;

4) дольше всего сохраняются навыки и привычки.

Память теряется постепенно, начиная с неустойчивого и заканчивая стойким. При восстановлении изменения идут в обратном порядке, т.е. начиная с навыков и заканчивая недавними впечатлениями. Этот закон получил название закона регрессиивысшие, сложные и специальные функции памяти утрачиваются первыми, а низшие, общие и автоматические – последними. Физиологическое объяснение этому закону таково: сначала болезнь поражает некоторые области коры головного мозга, затем переходит на подкорковые структуры, и затем – на продолговатый и спинной мозг. В результате первыми поражаются высшие функции, затем сфера эмоций (подкорковые структуры) и затем сфера навыков и привычек (продолговатый и спинной мозг).

В дополнение к типологии амнезий Т. Рибо упомянем еще один вид расстройств памяти – динамические, характеризующиеся прерывистым характером мнемической деятельности. Больные в течение некоторого отрезка времени хорошо запоминают материал, но иногда оказываются не в состоянии заучить простейший ряд элементов. Они способны передавать сюжет с мельчайшими подробностями, но уже через короткое время не могут вспомнить даже темы рассказа. Причиной такого рода явлений могут быть различные локальные поражения головного мозга. Поражение лобных долей, например, не приводит к потере памяти, однако затрудняет мнемическую деятельность вследствие патологической инертности возникающих стереотипов и трудностей переключения с одного звена запоминаемой системы на другие. Общемозговые нарушения психической деятельности обусловливают нестойкость и слабость следов памяти, что выражается в снижении объема запоминаемого материала и значительном влиянии малейшей интерференции конкурирующего материала на запоминание основного.

Основная ценность клинических наблюдений за различными видами расстройств памяти, как уже упоминалась, состоит в том, что они уже через короткое время позволяют делать выводы о функционировании памяти и формулировать психологические законы, основанные на биологических фактах.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

Рассмотрим три основные классификации видов памяти и критерии, согласно которым проводится классификация.

2.1. Классификация видов памяти по характеру психической активности

Критерий – характер психической активности, преобладающей в деятельности. Виды памяти – двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая.

Двигательная память запоминание, сохранение и воспроизведение определенных движений и их систем. Этот вид памяти служит основой для формирования различных навыков – практических, профессиональных и др. Признаком хорошей двигательной памяти является, например, физическая ловкость. При выраженном преобладании этого вида памяти над остальными любое событие запоминается в первую очередь с точки зрения его двигательного проявления или состава. Например, музыканту с хорошей двигательной памятью проще вспомнить какую-либо пьесу не в виде нотной записи или мелодии-звукоряда, а по движениям пальцев во время исполнения, аппликатуре. Слова могут запоминаться в плане их артикуляционного состава, т.е. движения, которые совершают язык и гортань при произнесении слова, поэтому люди с преобладанием двигательной памяти часто проговаривают про себя текст, который они собираются запомнить. Если лишить такого человека возможности проговаривать слова при воспроизведении, например вспомнить нужное слово с открытым ртом, то число ошибок воспроизведения резко возрастает. Этот способ может быть использован для диагностики двигательной памяти.

Эмоциональная памятьзапоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Как известно, эмоция является универсальным индикатором потребностного состояния человека и его взаимоотношений с окружающим миром. Память сохраняет положительные и отрицательные переживания, связанные с событиями из прошлого. Эти переживания могут побуждать к действию или к отказу от действия, к поиску другого решения. Откладывающаяся в памяти информация о событиях как бы маркируется эмоциями, и от того, какую эмоциональную окраску получило данное событие, зависят особенности хранения его в памяти. Известно, что неприятные эпизоды, вступающие в конфликт с морально-нравственными установками, имеют тенденцию быстро забываться, из памяти могут “исчезнуть” целые годы ничем не примечательной жизни, а счастливые минуты хранятся годами. Подобная избирательность в запоминании, связанная с влиянием эмоций, присуща каждому человеку, однако у людей с преобладанием эмоциональной памяти она выражена особенно сильно. Этот вид памяти лежит в основе способности сочувствовать, сопереживать.

Образная памятьзапоминание, сохранение и воспроизведение образных явлений (представления, звуки, запахи и др.). В соответствии с ведущей модальностью человека образная память делится на следующие виды: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая. Первые два вида обычно хорошо развиты, как правило, преобладают у большинства людей и играют важную роль в ориентировке в окружающем мире. Осязательную, обонятельную и вкусовую память можно отнести к профессиональным видам, так как они развиваются в связи с особыми условиями деятельности; обонятельная и вкусовая память дегустаторов, развивающаяся на основе высокой чувствительности соответствующих рецепторов, достигает поразительно высокого уровня. Вусловиях замещения недостающих видов памяти или компенсации дефекта, например у слепых или глухих, также отмечается интенсивное развитие этих видов памяти.

Для того, чтобы определить, какой вид памяти – слуховая или зрительная, преобладает у испытуемого, можно предложить ему для запоминания список слов, и если количество правильно воспроизведенных слов выше в случае зачитывания списка вслух, значит, ведущая модальность – слух, а вид памяти – слуховая. Если список запоминается лучше при чтении про себя (необходимо исключить скрытое проговаривание!), то преобладает зрительная память. Тот же принцип касается и отвлекающих факторов: человека со зрительной памятью будут сильнее отвлекать картинки и слова на полях текста в качестве сбивающих факторов, что негативно скажется на воспроизведении, а человека со слуховой памятью – шумы и обрывки фраз, используемых в качестве помех при чтении списка слов.

Словесно-логическая памятьспецифически человеческий вид памяти, характеризуется наличием языковых и логических схем. Содержанием этого вида памяти являются мысли, которые не существуют без языка, отсюда и название вида. Мысли могут быть по-разному переданы с помощью языка, поэтому они могут воспроизводиться как по смыслу, в свободной передаче содержания, так и с точки зрения их словесного оформления; однако, если при заучивании материала на его смысл вообще не обращают внимания, то такое запоминание уже нельзя считать логическим. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация материала, установление связей между тем, что заучивается и тем, что уже известно. В отличие от вышеперечисленных видов памяти (двигательная, образная, эмоциональная), присущих также и животным, этот вид является специфическим для человека, развивается на основе остальных трех и затем становится ведущим по отношению к ним. От успешности развития словесно-логической памяти зависит также и успешность развития абстрактного мышления, ей принадлежит основная роль в усвоении знаний в процессе обучения.

2.2. Классификация видов памяти по продолжительности удержания материала

Критерий – продолжительность удержания материала. Виды памяти – долговременная, кратковременная и сенсорная (или ультракратковременная).

Для долговременной памяти, как ясно из названия, характерно длительное хранение знаний, навыков и умений. Объем долговременной памяти огромен, и поэтому успешное хранение информации возможно только при условии высокой степени ее организации. Экспериментальные данные подтверждают, что в долговременной памяти одновременно действуют несколько форм организации знаний. Одна из них – создание иерархических структур по принципу выделения более абстрактных, родовых понятий и более специфических, видовых. В настоящее время предложено множество теорий и моделей, которые описывают строение и функционирование долговременной памяти, но психологи признают, что все еще находятся далеко от истины. Нет единого мнения даже по “простейшим” вопросам, например: имеет ли место забывание в долговременной памяти или информация просто становится недоступной для воспроизведения; хранится ли в памяти вся информация или только ее часть и т. д. Тема долговременной и кратковременной (а также ультракратковременной) памяти оказалась наиболее разработанной и изученной в рамках когнитивной психологии (см. раздел 6).

Кратковременная память предназначена для непродолжительного хранения информации, поступающей из органов чувств и из долговременной памяти. Центральную роль при кратковременном удержании играют процессы повторения, при помощи которых запоминаемый материал не только удерживается в кратковременной памяти, но и переводится в долговременную. Выделяют два вида повторения:

1) механическое (акустико-артикуляционное), этот вид повторения не приводит к заметным преобразованиям материала и позволяет механически удерживать материал в кратковременной памяти;

2) повторение, сопровождающееся включением удерживаемого материала в систему ассоциативных связей, что позволяет запоминать его надолго, т.е. переводить в долговременную память (см. также раздел 6).

Сенсорная память обеспечивает удержание информации в течение очень короткого времени (около одной секунды) и представляет собой непосредственный отпечаток информации, поступающей в органы чувств (см. раздел 6).

Надо отметить, что в терминологии, относящейся к данной классификации, существует путаница, связанная с употреблением понятия “кратковременная память”. Некоторые авторы подразумевают под ним то, что в когнитивной психологии называется “сенсорным регистром” или “ультракратковременной памятью”, а для собственно кратковременной памяти используют термин “оперативная”, или “рабочая”, память (см. [1], с. 247). В данном изложении термин “кратковременная память” используется в общепринятом и традиционном понимании, а термины ”оперативная” и “рабочая” могут считаться его синонимами.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курс «Познавательные процессы» как самостоятельный раздел дисциплины «Общая психология». Впособии

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие представляет собой попытку выделить курс «Познавательные процессы» как самостоятельный раздел дисциплины «Общая психология».
  2. И. Б. Отческая Учебное пособие по «Общей психологии»: Подготовка к пгк

    Учебное пособие
    В данном пособии подобраны тестовые задания вопросы и понятия из курса дисциплины «Общая психология», которые помогут студентам второго курса успешно подготовится к промежуточному государственному контролю по данной дисциплине.
  3. Темы, название подтемы (1)

    Документ
    Какой метод психологического исследования описан в примере? Для выявления склонностей, интересов школьников им предложили письменно ответить на ряд вопросов:
  4. Учебно-методическое пособие для подготовки студентов к пгк павлодар

    Учебно-методическое пособие
    Пособие составлено в соответствии с «Программой Промежуточного Государственного контроля» по общеобразовательной дисциплине «Информатика», одобренной НЦГСОТ РК, содержит основные теоретические сведения по темам контроля и тестовые
  5. Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 «Общая психология, психологии личности, истории психологии» (1)

    Программа
    Программа кандидатского экзамена по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии нацелена на проверку методологических основ и методического инструментария изучаемой отрасли науки; умений анализировать

Другие похожие документы..