Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. В целях содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления в подготовке специалистов соответствующего профиля университет...полностью>>
'Документ'
Лепустин, Л.Крючкова «С чего начинается Родина…», музыкально-поэтическая композиция, посвященная Победе в Великой Отечественной войне 8 мая воскресень...полностью>>
'Документ'
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оцен...полностью>>
'Программа курса'
1. Основные понятия и уравнения газовой динамики. Модель идеальной жидкости. Вязкий теплопроводный газ. Учет внутренних степеней свободы молекул, вто...полностью>>

Статья из сборника материалов «круглого стола»

Главная > Статья
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИЙ ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Статья из сборника материалов «круглого стола» и лекций кафедры массовой коммуникации и связей с общественностью Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации

«ИНФОРМАЦИЯ. ДИПЛОМАТИЯ. ПСИХОЛОГИЯ». – М.: Известия, 2002. – 616 с. SBN 5-206-00606-8

А.А.Чернов,

сотрудник Департамента информации

и печати МИД России,

кандидат политических наук


Развитие системы дорог и судоходства привело в свое время к становлению мирового торгового рынка. Появление и широкомасштабное использование радио, телефона и других средств коммуникаций первой половины минувшего века сделало возможным формирование транснациональной индустриальной экономики и индустриального общества. Залогом успешного развития современной экономики и общества стали информационные и телекоммуникационные технологии, разнообразие и возможность применения которых, как показывает практика, ограничены лишь изобретательностью самого человека.

В настоящее время информационно-коммуникационные технологии переживают процесс ускоренного развития. Если раньше этот процесс протекал в направлении четко определенной специализации и дифференциации, то сегодня ситуация принципиально изменилась: главным условием, которому технологии должны соответствовать, является возможность их универсального использования. Это требование нашло отражение в мультимедийных системах, способных объединять функции, например, телевизора и радиоприемника, фотолаборатории и виртуальной библиотеки, телефона и факса, обеспечивая при этом классический набор вычислительных функций и быстрый доступ к сети Интернет.

Можно с полной уверенностью говорить о том, что одним из важнейших катализаторов этого процесса явилось мировое признание компьютерной сети Интернет. Именно она смогла объединить миллионы людей и сотни стран, сократить географические расстояния и ликвидировать преграды для общения в различных областях деятельности человека. Следует отметить, что многократно испытанные преимущества Интернет практически во всем мире привели к массовому отказу, несмотря на уже произведенные многомиллиардные вложения, от развития собственных корпоративных или ведомственных сетей в пользу построения открытых стандартизованных систем и их интеграции в Интернет.

Появление сети и начавшаяся по всему миру либерализация рынка, следствием которой стало соответствующее снижение стоимости коммуникационных услуг, - два основных фактора, которые сыграли определяющую роль в развитии информационной сферы, усиления ее социального аспекта. Последующее снижение цен на компьютеры и связь сделали их доступными для широких масс людей, а не только для бизнеса и государственных учреждений, что, в свою очередь, оказало решающее воздействие на информационную индустрию, у которой появились миллионы новых потребителей и обширные рынки сбыта. Согласно результатам проведенного министерством торговли США исследования, радио понадобилось 30 лет, чтобы достичь аудитории в 50 млн. человек, телевидению - 13 лет, а Интернету - всего 4 года.1

Наблюдаемый прогресс информационно-коммуникационных технологий открывает огромные возможности всем частным лицам, компаниям и сообществам более эффективно и творчески решать насущные экономические и социальные проблемы. Электронная коммерция и телеработа, дистанционное образование и телемедицина - вот, далеко не все направления внедрения и непосредственного использования сегодня новых информационных технологий. Но особенно важным моментом является то, что с интенсивным развитием самих глобальных сетей совершенствуется и появившаяся возможность непосредственного общения между людьми различных народов и государств в режиме реального времени. Именно этот фактор оказывает возрастающее влияние на политику, экономику, культуру государств мира и международные отношения в целом.

Таким образом, современные достижения в информационной сфере носят поистине революционный характер и создают предпосылки для движения к совершенно новому типу общества XXI века - информационному, или, как его еще называют, обществу знания. Одной из основополагающих характеристик информационного общества является его глобальный характер. Сегодня мы являемся свидетелями того, как в ходе его становления постепенно стираются границы между странами и людьми, радикально меняется структура мировой экономики. Подобные принципиальные изменения, вызванные стремительным развитием информационных и телекоммуникационных технологий, стали предметом особого внимания ученых, политиков, специалистов в информационной сфере.

Изучение вопросов наметившихся глобальных перемен с целью выработки соответствующих рекомендаций и программ, позволивших бы ускорить формирование глобального информационного общества, имеет богатые традиции в русле концепций постиндустриализма. Среди зарубежных авторов, занимающихся этими проблемами, следует отметить работы Д.Белла, И.Масуды, Т.Стоуньера, М.Постера, Р.Катца, Д.Рисмана, Х.Шрадера, Д.Тапскотта, М.Маклюэна, Э.Тоффлера, П.Дракера, М.Кастельса, М.Бангеманна, Д.Лайона, Дж.Мартина и других. Отечественная наука здесь представлена трудами И.Н.Курносова, А.И.Ракитова, О.А.Финько, Ю.М.Нестерова, А.Б.Артамонова, А.В.Петрова, Е.И.Орлова, О.В.Кедровского, С.А.Дятлова, Г.Л.Смоляна, Д.С.Черешкина.

Поскольку в рамках данной статьи рассмотреть исследования и изложенные в них точки зрения всех вышеперечисленных авторов представляется практически невозможным, остановимся лишь на некоторых из них, необходимых для того, чтобы попытаться выделить основные этапы развития идей и концепций глобального информационного общества.

Понятие «информационное общество» появилось во второй половине 1960-х годов. Изобретение самого термина «информационное общество» приписывается профессору Токийского технологического института Ю.Хаяши. Впервые основные характеристики общества знания были определены в отчетах, представленных японскому правительству рядом организаций: Агентством экономического планирования, Институтом разработки использования компьютеров, Советом по структуре промышленности. Показательны сами названия документов: «Японское информационное общество: темы и подходы» (1969 г.), «Контуры политики содействия информатизации японского общества» (1969г.), «План информационного общества» (1971г.).2 В перечисленных отчетах высокоиндустриальное общество определялось как такое, где развитие компьютеризации предоставит людям доступ к надежным источникам информации и избавит их от рутинной работы, обеспечив высокий уровень автоматизации производства. При этом существенные изменения коснуться непосредственно самого производства, в результате которых его продукт станет более «информационно емким», что приведет к значительному увеличению доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. Производство информационного продукта, а не продукта материального, по мнению авторов, будет движущей силой образования и развития общества.

Очень быстро постиндустриальная проблематика становится одной из ведущих в западной социологии и политологии. Основной акцент в исследованиях этого времени ставится в основном на необходимости совершенствования средств получения, обработки и распространения информации и результатах их использования в экономической сфере. Обусловлено это было бурным развитием и конвергенцией информационно-телекоммуникационных технологий, повлекшими за собой революционные изменения на мировом рынке. Гуманитарные аспекты формирования нового общества, в частности, социальные проблемы, стали активно изучаться лишь в результате осознания того, что наблюдаемый качественный скачок в развитии информационных технологий породил новую глобальную социальную революцию, ничуть не уступающую революциям прошлого по силе своего воздействия на человеческое общество.

Второй этап в развитии идей глобального информационного общества начинается с выходом в 1973 году книги американского социолога Д.Белла «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования».3 В ней автор разделяет историю человеческого общества на три основные стадии: аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Ученый стремился обрисовать контуры постиндустриального общества, во многом отталкиваясь от характеристик индустриальной стадии. Подобно Т.Веблену и другим теоретикам индустриализма, он трактует индустриальное общество как общество, в котором главной целью ставится производство максимального числа машин и вещей. Существенной чертой постиндустриального стадии является, по мнению Д.Белла, переход от производства вещей к развитию производства услуг, связанных с образованием, здравоохранением, исследованиями и управлением.

Важнейшее значение для принятия решений и координации направления изменений приобретает центральная роль теоретического знания. «Любое современное общество живет за счет инноваций и социального контроля за изменениями, - пишет Д.Белл. - Оно пытается предвидеть будущее и осуществлять планирование. Именно изменение в осознании природы инноваций делает решающим теоретическое знание».4 Движение в этом направлении будет набирать силу в ходе своего рода соединения науки, техники и экономики. Знание и информацию американский ученый считает не только эффективным катализатором трансформации постиндустриального общества, но и его стратегическим ресурсом.

Данная книга вызвала не только всеобщий резонанс и интерес к затронутой в ней проблематике, но и в значительной степени обусловила появление и ряда других концепций глобального информационного общества. Начиная с момента ее выхода в свет, появляются многочисленные работы, посвященные осмыслению исторического рубежа, на котором оказалось человечество.

Одна из наиболее интересных и разработанных философских концепций информационного общества принадлежит японскому ученому И.Масуде. Основные принципы композиции грядущего общества представлены в его книге «Информационное общество как постиндустриальное общество».5 Фундаментом нового общества станет, по мнению автора, компьютерная технология, главная функция которой видится им в замещении либо значительном усилении умственного труда человека. Информационно-технологическая революция будет быстро превращаться в новую производственную силу и сделает возможным массовое производство когнитивной и систематизированной информации, новых технологий и знания. Потенциальным рынком станет «граница познанного», возрастет возможность решения насущных проблем и развитие сотрудничества. Ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное производство, продукция которого будет аккумулироваться и распространятся с помощью новых телекоммуникационных технологий.

Уделяя особое внимание трансформации человеческих ценностей в глобальном информационном обществе, И.Масуда предполагает, что оно будет по сути бесклассовом и бесконфликтным, - это будет общество согласия с небольшим правительством и государственным аппаратом. Он пишет, что в отличие от индустриального общества, характерной ценностью которого является потребление товаров, информационное общество выдвигает в качестве характерной ценности время.

Известный английский ученый Т.Стоуньер утверждал, что информацию, подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы превратятся, как он считает, в самый большой потенциальный источник богатства. В связи с этим, следует всеми силами развивать, в первую очередь, новую отрасль экономики - информационную. Промышленность в новом обществе по общим показателям занятости и своей доли в национальном продукте уступит место сфере услуг, которая будет представлять собой преимущественно сбор, обработку и различные виды предоставления требуемой информации.6

По мере развития электронных средств массовой информации и информационных технологий в науке все более активно ведется дискуссия о функциях и роли информации в жизни общества, тенденциях формирования глобального информационного общества. Особый интерес здесь представляют два имени – Маршалл Маклюэн (Канада) и Элвин Тоффлер (США). Сразу хотелось бы отметить, что концепции, представленные ими в своих исследованиях получили как весьма положительные, так и далеко не лестные оценки со стороны традиционной науки и общественности в целом.

Отличительной особенностью взглядов М.Маклюэна является то обстоятельство, что информационные технологии рассматриваются им в качестве главного фактора, влияющего на формирование социально-экономической основы нового общества. Телекоммуникационные и компьютерные сети сыграют роль своеобразной нервной системы в образовании «глобального объятия», где все оказывается настолько взаимосвязано, что в результате происходит становление «глобальной деревни».

Говоря о перспективах развития средств массовой коммуникации в информационном обществе, Маклюэн неоднократно подчеркивает тенденцию усиления активной роли масс-медиа. Массовая коммуникация как структурно оформившаяся сфера жизни общества видится им в недалеком будущем, с одной стороны, его частью, а с другой - таинственной силой, имеющей над этим обществом все возрастающую власть.

Другой теоретик информационного общества Э.Тоффлер предлагает собственную схему исторического процесса. В своей книге «Третья волна» он выделил в истории цивилизации три волны: первая волна – аграрная (до XVIII века), вторая – индустриальная (до 50-х годов ХХ века) и третья – постиндустриальная (начиная с 50-х годов). «Ближайший исторический рубеж так же глубок, как и первая волна изменений, запущенная десять тысяч лет назад путем введения сельского хозяйства, - пишет он. Вторая волна изменений была вызвана индустриальной революцией. Мы – дети следующей трансформации, третьей волны».7 Последняя обозначилась в результате разворачивающейся информационной революции.

Постиндустриальному обществу, на его взгляд, присущи такие черты, как деконцентрация производства и населения, резкий рост информационного обмена, превалирование самоуправленческих политических систем, а также дальнейшая индивидуализация личности при сохранении солидарных отношений между людьми и сообществами.

Традиционным громоздким корпорациям Тоффлер противопоставляет малые экономические формы, среди которых он особенно выделяет индивидуальную деятельность на дому и «электронные коттедж». Последний представляется автору следующим образом: «Радикальные изменения в сфере производства неизбежно повлекут за собой захватывающий дух социальные изменения. Еще при жизни нашего поколения крупнейшие фабрики и учреждения наполовину опустеют и превратятся в складские или жилые помещения. Когда в один прекрасный день мы получим технику, позволяющую в каждом доме оборудовать недорогое рабочее место, оснащенной «умной» печатной машинкой, а может быть, еще и копировальной машиной или компьютерным пультом и телекоммуникационным устройством, то возможности организации работы на дому резко возрастут».

Сегодняшнее положение дел в этой области показывает, насколько прав оказался Тоффлер в своих суждениях. Речь идет о развитии т.н. «дистанционных» трудовых отношений, называемых иначе «телеработой» или «телекомпьютингом». Согласно некоторым данным, уже в 1997 году численность телерабочих в Европе составила более 2 млн. человек, а в США - около 11 млн. Есть оценки, что в 2002 году около 20 % рабочей силы будут пользоваться теледоступом.8 Основные социально-экономические преимущества массового применения средств телеработы таковы: уменьшение транспортных проблем, общих передвижений и связанных с этим загрязнений окружающей среды; возможность получить работу практически в любой точке мира, что, в свою очередь, снижает уровень общей безработицы; расширение возможностей трудоустройства людей с ограничениями по здоровью, например, не позволяющими им передвигаться. С помощью новых информационных технологий последние также могут полноценно работать, обучаться и общаться.

Рубеж 1980/90-х годов можно обозначить как начало нового этапа в развитии концепций глобального информационного общества. Прежде всего, этот период связан с результатами исследований Питера Дракера и Мануэля Кастельса. П.Дракер, известный американский экономист, один из создателей современной теории менеджмента, принимал активное участие еще в дискуссиях начала 70-х годов. Однако свой непосредственный вклад в формирование нового облика существующих концепций постиндустриализма он внес позднее, опубликовав книгу «Посткапиталистическое общество».9 Ядром концепции Дракера является идея преодоления традиционного капитализма, причем, основными признаками происходящего сдвига считаются переход от индустриального хозяйства к экономической системе, основанной на знаниях и информации, преодоление капиталистической частной собственности, формирование новой системы ценностей современного человека и трансформация национального государства под воздействием процессов глобализации экономики и социума. Современная эпоха, по мнению Дракера, представляет собой время радикальной перестройки, когда с развитием новых информационно-телекоммуникационных технологий человечество получило реальный шанс преобразовать капиталистическое общество в общество, основанное на знаниях.

М.Кастельс в качестве отправной точки своих размышлений использует глобальную экономику и международные финансовые рынки как основные признаки формирующегося нового миропорядка. Его фундаментальное исследование «Информационная эра: экономика, общество и культура» посвящено развернутому анализу современных тенденций, приводящих к формированию основ общества, которое он назвал «сетевым».10 Исходя из того, что информация по своей природе является таким ресурсом, который легче других проникает через всевозможные преграды и границы, информационная эра рассматривается им как эпоха глобализации. При этом сетевые структуры становятся одновременно и средством и результатом глобализации общества.

В своей книге Кастельс неоднократно обращает внимание читателя на существенное различие между уже существующими концепциями информационного общества (Information Society) и его собственной концепцией «информационального общества» (Informational Society). В концепциях информационного общества подчеркивается определяющая роль информации в обществе. По мнению автора, информация и обмен информацией сопровождали развитие цивилизации на протяжении всей истории человечества и имели особое значение во всех обществах. В то же время зарождающееся «информациональное общество» строится таким образом, что сбор, анализ и передача необходимой информации стали «фундаментальными источниками производительности и власти».

За последнее десятилетие к теме глобального информационного общества неоднократно обращались и отечественные ученые, которые разработали собственные определения и концепции формирования нового общества. Так, А.И.Ракитов в работах конца 80-годов писал, что переход к информационному обществу предполагает превращение производства и использования услуг и знаний в важнейший продукт социальной деятельности, причем удельный вес знаний будет постоянно возрастать. Главной целью информационного общества является обеспечение правовых и социальных гарантий того, что каждый гражданин общества, находящийся в любом месте и в любое время, сможет получить всю необходимую для решения насущных проблем информацию. По его мнению, основными критериями информационного общества могут служить количество и качество имеющейся в обработке информации, а также ее эффективная передача и переработка. Дополнительным критерием является доступность информации для каждого человека, которая достигается снижением ее стоимости в результате развития и своевременного внедрения новых телекоммуникационных технологий. Залогом успешного функционирования экономики постиндустриального общества станет ее информационный сектор, который выйдет на первые позиции по числу занятых в нем трудящихся.11 С учетом этого, развитие, прежде всего, данного сектора позволит значительно ускорить интеграцию отдельно взятой страны в глобальное информационное общество.

Г.Л.Смолян и Д.С.Черешкин в разработанной ими концепции к основным признакам нового общества относят: формирование единого информационного пространства и углубление процессов информационной и экономической интеграции стран и народов; становление и в дальнейшем доминирование в экономике стран, наиболее далеко продвинувшихся на пути к информационному обществу, новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании сетевых информационных технологий, перспективных средств вычислительной техники и телекоммуникаций; повышение уровня образования за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как основных характеристик услуг труда.12 Вместе с тем в концепции особое внимание уделяется вопросам информационной безопасности личности, общества и государства в складывающемся обществе и создания эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации.

Известный ученый Никита Моисеев считал, что без свободного доступа всех людей к информации вообще не имеет смысла говорить о построении информационного общества – «общества коллективного интеллекта планетарного масштаба». Однако эта труднейшая социально-политическая проблема, на его взгляд, вряд ли может быть решена в рамках современных «присваивающих» цивилизаций, в которых большая часть людей далеко не всегда готова делиться знаниями, хотя это жизненно важно для всех остальных. Необходима смена шкалы ценностей и менталитета. «Информационное общество – это такой этап истории человечества, когда коллективный разум становится не только опорой развития Homo sapiens, но и объектом целенаправленных усилий по его совершенствованию».13

Одной из принципиально важнейших характеристик данного периода является то, что, начиная с первой половины 90-х годов, большинство американских и европейских исследователей и специалистов в этой области стали акцентировать внимание на роли и значении не столько самой информации в различных сферах жизни, сколько знаний, что, в свою очередь, породило целый ряд новых определений высокоиндустриального общества, среди которых такие, как «Knowledge Society», «Knowledgeable Society» и т.д. Другая, не менее важная, особенность заключается в том, что стремительный рост информационных систем и ускоряющееся развитие электронных сетей, связанных между собой и пересекающих традиционные национальные, политические и экономические границы, привели к вынужденному изменению направления политической мысли. Политики прочувствовали необходимость планирования предстоящего развития информационных технологий, которые, как выяснилось, могут оказать как позитивное влияние на общество, так и негативное.

В 1993 году вице-президент США А.Гор использовал понятие “информационная супермагистраль”, а вскоре после этого на конференции Международного союза телекоммуникаций он говорил уже о глобальной информацинной инфраструктуре. В предложенной концепции развития информационного общества последнее описывалось им следующим образом: учебные заведения и преподаватели становятся доступными всем студентам, вне зависимости от географических условий, расстояния и ресурсов; огромный потенциал искусства, литературы и науки становится доступен не только в библиотеках и музеях; медицинские и социальные услуги становятся доступными в интерактивном режиме; каждый имеет возможность полноценно работать через электронные магистрали, обращаться в магазин, банк, получать государственную информацию прямо из своего дома; деловые структуры могут обмениваться информацией электронным путем, снижая объем бумажного документооборота и улучшая качество услуг.14 С этого момента развитие национальной и глобальной информационной инфраструктуры становится стратегической целью государства.

Вслед за США в разработку данной проблематики активно включились страны Западной Европы, в которых идеи глобального информационного общества также сравнительно быстро нашли своих сторонников. В выпущенном в декабре 1993 года Комиссией Европейского сообщества докладе «Рост, конкурентоспособность, занятость – вызовы XXI века и пути в него» подчеркивалось, что информационное общество обладает существенным потенциалом, способствующим устойчивому развитию, росту конкурентоспособности, увеличению рабочих мест, улучшению качества жизни каждого европейца.

В июле 1994 года КЕС был принят план действий «Европейский путь в информационное общество» (Europes Way to the Information Society. An Action Plan)15, который предусматривал четыре основных направления деятельности Европейского Союза: создание нормативно-правового пространства; развитие информационных и телекоммуникационных сетей, классификация основных услуг, стандартизация оборудования; изучение различных социальных и культурных аспектов информационного общества; пропаганда концепции формирования информационного общества среди населения с целью заручиться общественной поддержкой. План действий часто называют «Инициативой Бангеманна» по фамилии одного из руководителей Комиссии Европейского сообщества, который возглавил группу высокопоставленных экспертов, подготовивших рекомендации Комиссии о принятии срочных мер для обеспечения вхождения стран ЕС в информационное общество. М.Бангеманн был обеспокоен, главным образом, тем, как бы европейские страны не оказались в фарватере других стран, занимающих лидирующие позиции в мире по производству вычислительной техники и новых технологий.

В ответ на появление «Инициативы Бангеманна» во многих странах мира (Германия, Франция, Великобритания, Австрия, Чехия, Япония, Индия, страны Юго-Восточной Азии и в других) началась разработка и реализация национальных концепций развития информационного общества. В частности, в 1995 году Финляндия подготовила свою программу «Финский путь в информационное общество», в феврале 1996 года в правительство ФРГ была представлена программа действий «Путь Германии в информационное общество». Основные задачи, сформулированные в концепциях, видятся в следующем: улучшить условия для бизнеса с помощью эффективной и согласованной либерализации телекоммуникаций, создать необходимые условия для внедрения электронной торговли; обеспечить переход к обучению в течение всей жизни путем реализации инициативы «Обучение в информационном обществе»; осознавая важность глобального сотрудничества, установить правила построения информационного общества, которые должны затрагивать права на интеллектуальную собственность, защиту данных и тайну личной жизни, распространения вредного и незаконного содержания, а также проблемы налогообложения в электронной сфере.

Поскольку для большинства европейских стран проблема приватизации уже решена, дискуссии в настоящий момент идут о политике либерализации телекоммуникаций, которая до сих пор остается одним из самых острых вопросов, обсуждаемых на международном уровне. Лидирующие позиции в процессе либерализации занимают Великобритания, Швеция, Финляндия, Нидерланды. Во Франции эта проблема старательно игнорируется, поскольку она не согласуется с французским планом централизованного развития инфраструктуры информационного общества. В Дании либерализация идет с большой скоростью, однако, эта проблема не относится к числу приоритетных направлений.16

Другой, не менее актуальной проблемой, является вопрос, что следует развивать сначала: сети или услуги. Разные страны по-разному отвечают на него. К примеру, в шведской концепции развития информационного общества эта проблема даже не поднимается, речь идет лишь об услугах. В датской и голландской она не является значимой, а вот в английской и французской концепциях проблема “сети или услуги” становится центральной: в этих документах указывается, что именно строительство сетей - путь к развитию сферы услуг. Следует также отметить, что практически всеми программами ставится целью развитие “универсального обслуживания”. Причиной этому служит серьезная озабоченность стран, связанная с проблемой неравенства в информационном обществе, когда большая часть населения может просто оказаться за его бортом.

Азиатские концепции развития информационного общества, как правило, базируются на утверждении собственных ценностных ориентаций и стремлении разработать альтернативный западному подход к индустриализации и социальному развитию. В их основе лежат сотрудничество государства и рынка, попытка установить связь между культурными ценностями, свойственными конфуцианству, и происходящими социальными изменениями.17 Философские постулаты «сосуществования» и «сопроцветания», а также содействие государства в реализации этих принципов на уровне отдельной организации - вот, по мнению, азиатских специалистов, залог удачи.

В результате, успехи Японии в развитии информационного общества сопоставимы сейчас, пожалуй, с успехами США. Одним из важнейших факторов их достижения всегда были и до сих пор остаются значительные расходы на научные исследования и разработки, высокий приоритет информационно-коммуникационных технологий в обеспечении социально-экономического развития страны. На сегодняшний день ее главным приоритетом становится собственное производство нового знания, новых технологий и продуктов, а в центре внимания - новаторские идеи, точки зрения и оригинальность. Известно, что для страны из-за низкой рождаемости характерно сегодня старение населения. Есть надежда, что за счет новейших информационных технологий удастся в какой-то мере компенсировать отрицательное влияние на экономику уменьшения численности трудоспособного населения.

В основе информационного развития “азиатских тигров” (Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг) лежит так называемая концепция экономического сотрудничества государства и рынка. Успех этих стран базируется, в частности, на вмешательстве государства в принятие решений в области крупных вложений частного капитала, на его активном участии в создании материальной, социальной и информационной инфраструктур. Основными вопросами информационного развития, по которым правительства высказывают особую озабоченность, являются сегодня постоянно растущая конкуренция в области производства и внедрения новейших информационно-коммуникационных технологий, связанная с этим потенциальная возможность потери какого-то сегмента рынка или рабочих мест. Особого внимания среди “тигров” заслуживает Сингапур, разработавший стратегический план “Интеллектуальный остров”.18 Его намерения состоят в том, чтобы “стать одной из первых стран в мире с развитой национальной информационной инфраструктурой, обеспечивающей связь компьютеров практически в каждом доме, школе или рабочем месте”.

Индия не выбрала ни пути полной приватизации, ни мягкой либерализации, ее концепцию можно назвать промежуточной. Государственные предприятия не передаются в частный сектор, но конкуренция разрешается на рынке местных услуг, при этом допускается 49 % иностранного присутствия (в стране более 200 млн. семей со средним доходом, так что внутренний рынок весьма перспективен).19 Своим главным капиталом на пути в глобальное информационное общество Индия считает свои человеческие ресурсы. На сегодня она имеет третий по величине (после США и России) научно-технический потенциал в мире и относительно хорошую законодательную систему. Другими особенностями данной концепции являются осторожность и постепенность, а также опора на национальные культурные корни.

Активным участником процесса формирования информационного общества является и Россия. В стране создаются и внедряются новейшие информационные и телекоммуникационные технологии, используются уникальные информационные ресурсы, естественным образом формируется культура, порождаемая информационной эпохой.

К примеру, на протяжении последнего времени наблюдается динамичное развитие российского сегмента глобальной информационной сети Интернет. По оценкам различных независимых исследовательских агентств (Комком-2, ФОМ, РОЦИТ), на сегодняшний день приблизительно 7 млн. россиян хотя бы один раз использовали Интернет для работы или развлечения. Число людей, постоянно работающих в сети, превышает 3 млн., а к 2010 году может составить около 26 млн. Для сравнения: в США, по данным Strategis Group, уже в ноябре 1999 года число пользователей достигло 100 млн., что составляет примерно 50 % от общей численности населения. Быстро растет количество российских Web-сайтов: их число на русском языке (собственно Web-сайтов и отдельных крупных информационных разделов) составляет на текущий момент более 6 тысяч. Большой популярностью в стране пользуется бесплатное программное обеспечение (27%), компьютерные игры (22,7 %) и развлечения (22,5 %).20

В целом по общему объему информационных ресурсов Россия занимает весьма достойные позиции в мире, однако, их качество и структура, а также степень использования, к сожалению, отстают от современных потребностей. Согласно статистике, ситуация следующая: подавляющее большинство существующих данных хранится в автономных, как правило, изолированных информационных системах и недоступно через Интернет, а баз данных, доступных для широкого круга пользователей, насчитывается около 3 тысяч. Как показывает практика, средний объем и срок жизни большинства российских баз данных существенно уступают зарубежным аналогам. Из всех баз данных, имеющихся в России, только 16% способны функционировать в режиме удаленного доступа, причем, половина из них находится в Москве и Санкт-Петербурге.

Вместе с тем в стране активно формируется рынок электронной информационной продукции и услуг, в котором основную роль играют негосударственные структуры, быстрыми темпами развивается индустрия мультимедиа. Начав с русификации широко применяемых зарубежных программных продуктов, многие фирмы успешно перешли к созданию и распространению оригинальных программ, ориентированных на российского пользователя. Сегодня значительная доля программно-технического обеспечения процессов информатизации и развития телекоммуникаций обеспечивается российским информационным рынком, на котором все новейшие средства и технологии предоставляются практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках.

В настоящее время на территории России действует более 40 федеральных законов в области информации, более 80 актов президента, около 200 актов правительства Российской Федерации. В частности, существует Концепция государственной информационной политики, разработанная в 1998 году, Концепция формирования информационного общества в России, одобренная Государственным Комитетом РФ по связи и информатизации в мае 1999 года, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом России В.В.Путиным 9 сентября 2000 года.21

Основой российского пути интеграции в глобальное информационное общество, по мнению авторов, должно стать расширение и углубление информатизации всех сфер жизни, ориентация общественного сознания на особенности жизни в информационном обществе, формирование рынка информационных продуктов и универсальных информационных услуг, обучение разных категорий населения умению получать и эффективно использовать информацию.

Анализ состояния и тенденций развития процессов информатизации и компьютеризации в России показывает, что стране в целом на сегодняшний момент удалось достичь значительных успехов в развитии национальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Но этот вывод, хотя и опирается на ряд, безусловно, позитивных показателей и фактов, не означает, что решены все основные проблемы и устранены главные препятствия на пути информатизации. Предстоит еще многое сделать.

Все вышесказанное позволяет выявить общие признаки и обозначить основные положения существующих концепций развития глобального информационного общества, сочетающих в себе как философские, так и прикладные аспекты:

- обобщая рассмотренные подходы к трактовке понятия «глобальное информационное общество», можно сказать, что в настоящее время под таковым понимается: общество нового типа, формирующееся в результате новой глобальной социальной революции, основой которой является взрывное развитие и конвергенция информационных и коммуникационных технологий; общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умении с ней работать; общество, которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой, открывает каждому сообществу и человеку новые возможности для самоидентификации;

- при разработке концепций перехода к информационному обществу, как правило, используется комплексный подход, основанный на поддержании баланса интересов государства, общества, предпринимательских структур и личности;

- поскольку формирование глобального информационного общества происходит, прежде всего, под воздействием прогресса новых информационных и телекоммуникационных технологий в сочетании с глобализацией рынков как внутри отдельно взятой страны, так и на международной арене, то для гармоничного вхождение в информационное общество и соблюдения требуемого баланса необходимы координирующие усилия со стороны государства как органа, способного наиболее полноценно выразить и обеспечить интересы всего общества.

При этом необходимо не забывать, что главная цель построения глобального информационного общества - улучшение жизни людей, создание условий для их максимальной самореализации - может быть достигнута лишь при соблюдении ключевого принципа: любое развитие должно опираться не на объекты, а на людей.

1 Министерство торговли США сообщает…//Мир Internet, 1998, № 6.

2 Алексеева И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества//Информационное общество, 1999, № 1, с. 30-35.

3 Bell D. The Coming of Post-industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y., Basic Books, Inc., 1973.

4 Там же, p. 20.

5 Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Washington.: World Future Soc., 1983.

6 Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики//Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 335.

7 Тоффлер Э. Третья волна//США – экономика, политика, идеология, 1982, № 7-11.

8 Status Report on Telework. – .uk/twork/tw97eto/

9 Дракер П. Посткапителистическое общество. СПб., 1999.

10 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

11 Ракитов А.И. Наш путь к информационному обществу//Теория и практика общественно-научной информации. М.: ИНИОН, 1989.

12 Черешкин Д.С., Смолян Г.Л. Сетевая информационная революция//Информационные ресурсы России,1997, № 4, с. 15-18.

13 Моисеев Н. Информационное общество как этап новейшей истории//Свободная мысль, 1996, № 1, с. 81-83.

14 Курносов И.Н. Информационное общество: планы и программы зарубежных стран. М., 1997.

15 Улла Скиден. Глобальный вызов Бангеманна: о международной программе Европейской комиссии по интеграции городов в информационное общество//Информационное общество, 1999, № 4, с. 11-12.

16 Вершинская О.Н. Существующие модели построения информационного общества//Информационное общество, 1999, № 3, с. 54.

17 Там же, с. 55-57.

18 Singapores Vision of an Intelligent Island. - hppt://128.100.159.139/FIS/Res/Pub.IT2000.html

19 Вольф М. Народный компьютер по-индийски//PCWeek, 2000, № 7.

20 Интернет в России: стратегические данные и социальный состав пользователей (Департамент правительственной информации Аппарата Правительства РФ) – /pub/stat/985431649.html

21 Бачило И.Л. Потенциал законодательства в процессах становления информационного общества//Информационное общество, 1999, № 3, с. 40-43.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ции научно-исследовательский институт актуальные проблемы ювенального права и прокурорского надзора по делам несовершеннолетних Материалы «круглого стола» Москва ● 2010

    Документ
    Ответственный редактор О.В. Пристанская, заведующая отделом проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере охраны прав несовершеннолетних НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ.
  2. «круглого стола» (1)

    Расшифровка
    Оргкомитет РДМК-2007 и Центр развития международного сотрудничества производителей и потребителей драгоценных металлов с участием информационно-аналитического агентства «Русская ювелирная сеть» и при поддержке ИТАР-ТАСС провели 29
  3. «Профилактика жестокого обращения с детьми» с привлечением психологов центров помощи семье и детям, представителей пдн и кдн с использованием материалов круглого стола

    Документ
    Во исполнение поручения И.о. Премьер-министра РТ Р.Ф.Муратова «О проведении в 2010 году общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми» Министерство по делам молодежи,
  4. Сборник материалов семинара «Молодежь. Политика. Общество»

    Семинар
    Создание и развитие деятельности Молодежного парламента г. Дзержинска Нижегородской области: Сборник материалов семинара «Молодежь. Политика. Общество»/ Под.
  5. «круглый стол»

    Книга
    Книга представляет собой своего рода «круглый стол», творческий диспут ученых о диалектическом противоречии. Разделяя принципиальные положения диалектического материализма относительно природы и роли диалектического противоречия в

Другие похожие документы..