Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Настоящая Конкурсная документация, предоставляемая организатором конкурса потенциальным поставщикам для подготовки конкурсных заявок и участия в конк...полностью>>
'Литература'
К началу XVII столетия была подготовлена почва для быстрого развития физики. Эта подготовка заключалась прежде всего в осознании того факта, что преп...полностью>>
'Заседание'
Заседание Комитета КООМЕТ было созвано Президентом г-ном Н.Жагорой и состоялось в Гаване в конференц-зале гостиницы "Neptuno-Tritono" с 6 по...полностью>>
'Документ'
Предметом курсу «Історія психології» є вивчення процесу розвитку поглядів на природу психічного. Завдання курсу полягає в тому, щоб показати важливіс...полностью>>

Информационный бюллетень самара

Главная > Информационный бюллетень
Сохрани ссылку в одной из сетей:

логотип ЦЕНТР

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


Нормативно-правовая база

профориентационной работы

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

Самара

2010

Центр профессионального образования

Самарской области

Центр планирования профессиональной карьеры

Нормативно-правовая база

профориентационной работы

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

Самара

2010

Нормативно-правовая база профориентационной работы / Информационный бюллетень – Самара: Изд-во ЦПО, 2010. – 68 с.

Составитель:

Пасечникова Т.В., методист Центра профессионального образования Самарской области

Редакторы:

Ефимова С.А., к.п.н., директор Центра профессионального образования Самарской области

Четверикова Т.Н., начальник отдела Центра профессионального образования Самарской области

Информационный бюллетень предназначен для специалистов, занимающихся профориентационной работой.

Центр профессионального образования

Самарской области, 2010

Содержание



Введение

Эффективность всякого явления определяется, во-первых, необходимостью этого явления всему обществу, во-вторых, наличием у него правовой основы. Все это в полной мере относится и к профориентации.

Профориентация – научно-практическая система государственных мероприятий по подготовке подрастающего поколения к осознанному выбору профессии. Ее необходимость очевидна, потому что

- во-первых, профориентация обеспечивает одно из неотъемлемых прав человека – право на свободу профессионального самоопределения в соответствии со своими интересами, способностями и потребностями рынка труда;

- во-вторых, профориентация может оказывать (при надлежащем осуществлении) влияние на изменение ситуации на рынке труда в лучшую сторону: способствовать экономическому развитию общества, создавать предпосылки для обеспечения кадрового сопровождения социально-экономического развития региона и страны в целом.

Важнейшим условием взаимодействия государства, самоопределяющейся личности и профконсультанта, часто выступающего посредником между ними, является разумная нормативно-правовая база.

Нормативно-правовая база - это совокупность законов, постановлений, распоряжений, инструкций и прочих нормативных документов, регулирующих деятельность в определенном секторе общественной жизни. Нормативно-правовая база подчиняется вертикали, логически соединяющей уровень федерального, областного и муниципального законодательства. Началом такой вертикали является закон, принятый на федеральном уровне, и носящий рамочный характер, то есть определяющий основные положения по применению тех или иных норм. Конкретные нормативно-правовые акты принимаются затем на региональном и муниципальном уровне.

Нормативная документация – это совокупность официальных документов, регламентирующих на государственном/региональном уровне обязательность применения нормативов, стандартов и правил.

Локальный нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

По большому счету для профориентационной работы еще не создано системной нормативно-правовой базы, хотя определенные правовые документы могут быть взяты за основу организации профориентации в образовательном учреждении.

Нормативно-правовое обеспечение профориентационной работы в образовательном учреждении

Нормативно-правовое обеспечение предполагает разработку собственных или освоение уже имеющихся легитимно принятых и утвержденных нормативно-правовых актов и иных документов, регламентирующих вопросы организации профориентационной работы.

Базой, необходимой для организации профориентационной работы в образовательном учреждении, являются следующие документы нормативно-правового характера, принимаемые на различных уровнях.

Федеральные акты


Об образовании /Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 (с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 №13-П, Федеральными законами от 27.12.2000

№150-ФЗ, от 30.12.2001 №194-ФЗ, от 24.12.2002 №176-ФЗ, от 23.12.2003 №186-ФЗ, от 17.12.2009 №313-ФЗ)/;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года /Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р/;

Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. /Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р/;

Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации /Приказ Министерства образования РФ от 22.10.1999 № 636/;

О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации /Решение Коллегии Министерства образования РФ от 29.03.1995 №7/1/:

Приложение 1. «Положение о службе практической психологии образования в Российской Федерации»;

Приложение 2. «Статус практического психолога службы практической психологии образования»;

Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации /Постановление министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 №1/ (полный текст Постановления приводится в Приложении 1.);

Об утверждении положения об организации профессиональной ориентации в Федеральной государственной службе занятости /Приказ ФСЗ России от 02.02.1994 №15 (Д)/;

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования /Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783/;

Об утверждении плана – графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения /Приказ министерства образования РФ от 26.06.2003 №2757/;

Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003-2004 учебный год /Письмо министерства образования РФ от 20.08.2003 № 03-51-157 ин/13-03/;

Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования /Приказ министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089/;

Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования /Приказ министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312/;

Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования /Приказ министерства образования РФ от 26.10.2004 № 101/;

О внесении дополнения в /Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 20.04.2001 №35 (полный текст Постановления приводится в Приложении 2.);

О сертификации методических материалов по профориентации /Письмо ФСЗ РФ от 26.07.94 №П-3-11-906/ (полный текст Письма приводится в Приложении 3.)

Об использовании этических норм профконсультанта службы занятости /Письмо ФСЗ РФ от 15.09.94 №С-3-8-31/.

Региональные акты

О Стратегии государственной молодежной политики в Самарской области на 2006 - 2015 годы /Постановление Правительства Самарской области от 21.12.2005 г. № 155/;

Об утверждении Положения об областном мониторинге социально-трудовой сферы /Постановление Правительства Самарской области от 20.06.2007 №81/;

Об утверждении областной целевой программы "Управление кадровым потенциалом Самарской области" на 2004-2008 годы /Закон Самарской области от 12.03.2004 N 32-ГД (ред. от 12.02.2007)/;

О /Решение коллегии министерства образования и науки Самарской области от 23.11.2004 № 6/1/ (фрагмент Концепции приводится в Приложении 4.);

Основные принципы реализации концепции профильного обучения на территории Самарской области /Приложение № 1 к письму департамента образования и науки администрации Самарской области от 13.08.2003 № 2014/;

Об утверждении Плана-графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования в образовательных учреждениях Самарской области /Приказ департамента образования и науки администрации Самарской области от 30.12.2003 № 355-ОД/;

Основные принципы реализации предпрофильной подготовки на территории Самарской области /Письмо министерства образования и науки Самарской области от 11.02.2004 №304/;

О проведении в 2009 году эксперимента по организации профильного обучения учащихся на ступени среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Самарской области /Постановление Правительства Самарской области от 10.09.2008 №355/;

Об утверждении перечня государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Самарской области, участвующих в 2009 году в эксперименте по организации профильного обучения учащихся на ступени среднего (полного) общего образования /Приказ министерства образования и науки Самарской области от 12.12.2008 №186-од/.

Локальные акты образовательного учреждения

Локальные нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение законодательства об образовании, Устава образовательного учреждения. Ниже приводится неполный перечень возможных локальных актов.

Положение о профориентационной работе в образовательном учреждении (текст Примерного положения приводится в Приложении 5.);

Положение о Центре профориентационной работы (текст Примерного положения приводится в Приложении 6.);

Положение о кабинете профориентации (текст Примерного положения приводится в Приложении 7.);

Функциональные обязанности ответственного за профориентационную работу в образовательном учреждении (рекомендуемые функциональные обязанности приводятся в Приложении 8.);

Должностная инструкция профконсультанта (примерные должностные обязанности приводятся в Приложении 9.);

Приказ об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы;

Положение о курсах по выбору в рамках предпрофильной подготовки учащихся IX классов;

Положение о психолого-педагогическом сопровождении предпрофильной подготовки;

Положение о портфолио — индивидуальной накопительной оценке обучающихся или о «Дневнике достижений учащегося».

Приказ об участии в эксперименте по организации профильного обучения учащихся на ступени среднего (полного) общего образования;

Изменения (дополнения) к Уставу школы в связи с переходом на профильное обучение;

Положение о профильном обучении учащихся на старшей ступени среднего (полного) общего образования (об индивидуальной образовательной траектории учащегося);

Приказ об утверждении учебного плана образовательного учреждения (индивидуальных учебных планов учащихся) на _________ учебный год;

Приказ о проведении диагностики образовательного запроса учащихся при выборе индивидуальной образовательной траектории;

Программы профильных предметов и элективных курсов;

Приказ о внесении изменений в функциональные обязанности работников, ответственных за профильное обучение (заместителя директора по учебной работе, классного руководителя, педагога-психолога);

Договора, регулирующие участие школы в сетевом сотрудничестве: с другими общеобразовательными школами, с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, с учреждениями дополнительного образования, с другими организациями (например, с Ресурсными центрами профессионального образования, Ресурсными центрами территориальных управлений министерства образования и науки Самарской области, с Центрами занятости населения, Центрами профориентации молодежи, с органами ГИБДД, МЧС, ОГПС, Минобороны).

Перечень нормативных актов может варьироваться в зависимости от особенностей организации профориентационной работы в каждом конкретном образовательном учреждении.

Приложения

Приложение 1.

Приложение

к Постановлению

Министерства труда

и социального развития

Российской Федерации

от 27 сентября 1996г. № 1

Положение

о профессиональной ориентации

и психологической поддержке населения

в Российской Федерации

I. Общие положения

1. Понятие профессиональной ориентации, ее направления, цели и методы

1.1. Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально - экономической ситуации на рынке труда.

1.2. Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются:

  • профессиональная информация - ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально - квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

  • профессиональная консультация - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

  • профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

  • профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;

  • профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

1.3. Профессиональная ориентация осуществляется в целях:

  • обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;

  • достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

  • прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

  • содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.

1.4. Основные методы профессиональной ориентации:

  • информирование - индивидуальное, групповое, массовое; непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации);

  • психологическое и медицинское консультирование;

  • психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика;

  • различные педагогические методы.

2. Понятие психологической поддержки, ее направления, цели и методы

2.1. Психологическая поддержка - система социально - психологических способов и методов, способствующих социально - профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры. Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей.

2.2. Основными направлениями психологической поддержки являются:

  • психологическая профилактика - содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально - психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально - психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом формирующихся социально - экономических отношений;

  • психологическое консультирование - оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая консультации руководителей по вопросам работы с персоналом и семейные консультации;

  • психологическая коррекция - активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

2.3. Психологическая поддержка осуществляется в целях:

  • психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации;

  • предупреждения развития негативных тенденций в психологии людей, преодолении трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях.

2.4. Основные методы психологической поддержки:

  • психологическое просвещение;

  • психологическое и психотерапевтическое консультирование;

  • психологическая диагностика;

  • психологический тренинг;

  • психологическая коррекция;

  • другие индивидуальные и групповые методы психологической работы.

3. Правовая основа профессиональной ориентации и психологической поддержки

Профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения в России регулируются соответствующими международными правовыми актами, Законом Российской Федерации "Об образовании", Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Основными направлениями развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 29 августа 1995г. №47, другими нормативно - правовыми актами, а также настоящим Положением.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российская академия наук самарский научный центр российской академии наук научный потенциал и научно-организационная деятельность (информационный бюллетень)

    Информационный бюллетень
    В бюллетене представлены данные о научном потенциале организаций Самарского научного центра Российской академии наук (СНЦ РАН). Приведены основные показатели, характеризующие кадровый состав и научно-исследовательскую деятельность организаций СНЦ РАН.
  2. Информационный бюллетень религия сегодня в рамках проекта нирц нпо рк по заказу Министерства культуры и информации Республики Казахстан (2)

    Информационный бюллетень
    Сегодня вера в высшую силу – это естественная духовная потребность человека. Но, к сожаленью, уровень знаний о религиозной сфере катастрофически низок.
  3. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за февраль 2009 года

    Информационный бюллетень
    Позитивные для предпринимателей законы, одобренные депутатами обеих палат Парламента и подписанные Президентом России Д. Медведевым, скоро перестанут «простаивать» по причине неготовности соответствующих подзаконных актов, необходимых
  4. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за февраль 2011 года

    Информационный бюллетень
    Предприятия со временем должны увеличить свою долю в финансировании инновационной деятельности, 50% которого сейчас идет из федерального бюджета, заявил президент РФ Дмитрий Медведев.
  5. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за март 2011 года

    Информационный бюллетень
    Федеральная налоговая служба разрешила многолетний спор между предпринимателями и налоговыми инспекциями по вопросу размера ставки налога на добавленную стоимость (НДС), применяемой при реализации на территории Российской Федерации

Другие похожие документы..