Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В. Системный подход и современные тенденции в области изучения и практики информации и коммуникации 38 Ерохин А.К. Джон Милль как создатель классическ...полностью>>
'Доклад'
Характеристика показателей отражающих полномочия органов местного самоуправления поселений, расположенных на территории муниципального района (дополн...полностью>>
'Документ'
Содержит тексты из оригинальной литературы, посвященные теме «Компьютеры и информационные системы», а так же общетехническим знаниям, которые необход...полностью>>
'Документ'
Ни одно юридическое лицо и ни один предприниматель без образования юридического лица не застрахованы от проверок контролирующих органов. В любую орга...полностью>>

Тема: Проблемы «Маленького человека» в русской литературе 19 века. Тип урока

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема: Проблемы «Маленького человека» в русской литературе 19 века.

Тип урока: Повторительно-обобщающий.

Форма урока: Семинар.

Цели урока: Обучение анализу художественного произведения;

-Развитие навыков анализа текста, формирование умений работать с художественным произведением;

-Воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям.

Оборудование: портреты писателей, иллюстрации.

Едва ли найдется душа,

Которая бы…

Так глубоко и искренне страдала

При встрече с ложью

И дрянью человека.

И.А.Аксаков

Ход урока.

-Что нас заставило обратиться к теме «человека»?

Человек не только индивидуум, но и просто человек со своими горестями, радостями, радостями, счастьем, бедой, любовью и ненавистью.

-Каким должен быть человек?

Добрым, внимательным, сердечным, отзывчивым, милосердным.

-Вся наша литература населена героями. Все ли они были «успешными» людьми?

Евгений Онегин, Татьяна Ларина, гусар Минский.

-Но были и другие герои. Какие?

Самсон Выдрин, Акакий Акакиевич.

Они в жизни много страдали, им было тяжело, их оскорбляли.

-Обратимся к теме нашего урока «Проблемы «маленького человека» в русской литературе».

-Как вы понимаете слово «проблемы»?

Проблемы- это вопросы, связанные с положением человека в обществе.

-«Маленький человек»-как вы понимаете?

Это слово однозначное или многозначное. Маленький, то есть малолетний ребенок; маленького роста; опустил руки, не думает, что делает, не знает места, где живет; нет высоких целей.

«Маленький человек»-униженный обществом, обстоятельствами, окружающими людьми.

«Маленький человек» в литературе-обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью). Поэтому «М. ч.» часто выступает в оппозиции к другому персонажу, человеку высокопоставленному, «значительному лицу»,- Литературный энциклопедический словарь.

-О человеке в каком значении мы будем сегодня говорить?

О человеке, униженном обществом.

-Кто из писателей первый обращается к этой теме?

А.С. Пушкин. Только ему впервые в литературе удалось достигнуть здесь такой высокой жизненной и художественной правдивости. Многие тысячи простых людей, до этого не находившихся или не узнававших себя в литературных произведениях того времени, наконец-то увидели свой подлинный портрет, свою собственную жизнь, изображенную с глубокой силы правды.

А.С. Пушкин первым стал показывать нравы и жизнь различных сословий русского народа с удивительной верностью и проницательностью. Автор вводит в круг своих героев и «маленького человека», униженного, забитого и социально угнетенного.

О чем и о ком поэма «Медный всадник»?

Это героическая поема о величии и мощи царя-преобразователя и реалистический рассказ о скорбях и несчастии простых людей, одним из которых является чиновник Евгений.

Автор, показывая страдания, муки простых людей, учит нас быть гуманным, милосердными, добрыми. Традиции А.С. Пушкина продолжает Н.В.Гоголь. По мнению Белинского, именно он заставляет своего читателя задумываться над смыслом жизни, проявлением добра и зла, любви и милосердия.

-Повесть «Шинель» о чем? Кто главный герой?

-Какие чувства испытывали вы при чтение повести?

Смех, грусть, боль, жалость, сострадание, сопереживание герою.

-Перечитаем начало повести. «Безвыходная ситуация».

Выбором несуразного и смешного имени А.А. автор показывает, что жизнь героя не задалась с самого начала.

-Найдите в тексте описание взрослого человека, чиновника.

-Как относится к службе А.А.?

-В каких условиях он живет?

Автор не скрывает жутких условий жизни «мал. Человека». Эти условия влияют и на характер, и на поведение А.А. Человеку нужны привязанность, любовь и милосердие других людей.

-Какова речь нашего героя?

Найдите в тексте. Почему?

-С кем общается А.А.?

Практически ни с кем. В одиночестве поневоле теряется речь.

-Какие чувства вызывает жизнь этого человека?

Жалости, сострадания.

У него нет друзей, нет человеческой привязанности, вот поэтому возникает странная любовь к буквам, к переписыванию бумаг, к красивым буквам и будущей шинели, как к живому существу.

-Как относятся на службе к Ак. Ак.?

Все смеются, но особенно над его шинелью.

-Кто заступился за него?

Молодой человек, не испорченный жизнью, содрогается, видя « как много в человеке бесчеловечья, «свирепой грубости».

-В чем состояла «любовь Ак. Ак.?

«Служил с любовью», переписывание бумаг-сладостный смысл существования и идея будущей шинели.

-Как удается собрать деньги на шинель? И в каком состоянии он пребывает?

Найдите в тексте слова автора о новом состоянии Башмачкина: «как будто он женился…, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась пройти с ним жизненную дорогу», он счастлив мечтами о новой шинели, он её строил ленью времени.

-Самый счастливый день? Вечер?

-Каким увидел город Ак. Ак.?

Красивым.

-Как он проводит время в обществе чиновников?

-Особенность описания площади на обратном пути Башмачкина?

«Страшная пустыня», « нигде не души», будто «на краю света», «точно море вокруг него»- все это говорит о беззащитности «маленького человека» в огромном бездушном столичном мире.

-Почему чиновники не могли помочь Ак. Ак.?

Не понимают глубины трагического происшествия.

-Каким автор представляет «значительное лицо»?

Грозный вид, но в душе добрый человек, а «генеральский чин сбил его совсем с толку». На службе он хотел выглядеть грозою подчиненных.

-Каков результат посещения «значительного лица»?

Ак. Ак. пришел, впал в горячку и все время , все время до смерти он со словами ругательства обращался к «значительному лицу».

-Гоголь как бы обращается к своим читателям, что бы думали о других, поступали с вами.

-Как относится автор к Башмачкину и генералу? Одинаково?

Нет. К Ак. Ак. автор относится сочувственно. А вот на новоиспеченного генерала направлена вся сатира и обнажает его сущность, показывая бездушность, внушающую только страх и не делающего ничего полезного.

-А есть ли люди, которые с сочувствием относятся к Ак. Ак.?

Да. Петрович, чиновники, поздравляющие его с обновкой, начальник, назначивший повышенную сумму наградных.

Автор верит в то, что каждый человек- Божье создание- имеет много хороших качеств и может исправится любовью.

-Каков финал повести ?

Фантастический.

-В чем состоит месть «мертвеца- чиновника»?

Он отомстил бывшему сослуживцу, который мучал его при жизни, будочникам, которые из-за страха перед мертвецами стали опасаться хватать и живых;

Значительному лицу отомстил, сняв с него шинель.-Почему?

Так как именно он должен был отвечать за порядок в городе.

-Какая особенность в описании этих встреч?

Его толком никто не видел.

-Почему повесть, где главный герой- человек, а названа «Шинель»?

Вещь заменила имя.

-Правильно ли делить людей на «маленьких» и «значительных»?

Домашнее Задание:

Ответить на вопрос:

1)какие изобразительные средства я зыка использует автор для создания образов в повести Шинель?

2)Актуальна ли проблема «маленького человека» в наши дни?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок 19. Тема «маленького человека»

    Урок
    Расскажите с привлечением цитатного материала о личности и судьбе чиновника Желткова, главного героя рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет» (общее домашнее задание).
  2. Мартиросян К. Г., к ф. н. Русская литература 19 века (вторая половина) Вводная лекция

    Литература
    Русская классическая литература XIX века – наиболее значительный вклад российского искусства в мировую сокровищницу культуры. Во второй половине XIX века русская литература не просто выходит на международную литературную арену, но
  3. Русская литература ХХ века

    Литература
    В пособии даны программа, справочный материал и рекомендации по изучению литературного процесса и творчества отдельных писателей, а также библиография.
  4. Тема урока основное содержание (2)

    Урок
    -8 3 Д.И.Фонвизин. Жизнь и творчество. Комедия «Недоросль». Проблематика произведения. Воспитательное значение комедии. Проблемы гражданственности, образования и воспитания в комедии.
  5. Тема урока Кол-во часов (12)

    Урок
    Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы.

Другие похожие документы..