Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
│ Приложение: адресный листок прибытия по форме № 2, листок статистического учета прибытия по форме № 12П (заполняется при регистрации по месту пребы...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Объект теории перевода. Одноязычная и двуязычная коммуникация. Процесс перевода. Становление и история теории перевода. Современные теории перевода. ...полностью>>
'Документ'
Настоящий стандарт распространяется на деформируемые стали и сплавы на железоникелевой и никелевой основах, предназначенные для работы в коррозионно-а...полностью>>
'Документ'
на право заключения муниципального контракта на выполнение работпо капитальному ремонту спального корпуса № 4 в Детском оздоровительном лагере «Лесная...полностью>>

Муниципальное общеобразовательное учреждение Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №6

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 6

«Тема Родины в творчестве А. Блока»

Подготовила

ученица 10 класса

Попова Екатерина.

Руководитель

учитель русского языка и

литературы

Третьякова Светлана Юрьевна.

Борисоглебск

2010

В конце 1908 года А.Блок в письме к К. С. Станиславскому писал: « Стоит передо мной моя тема, тема о России ...Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему- то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении – как стрела – прямой, как стрела – действенный. Может быть, только не отточена моя стрела. Несмотря на все мои уклонения, падения, сомнения, покаяния, - я иду. И вот теперь уже (еще нет тридцати лет) забрезжили мне, хоть и смутно, очертания целого. Недаром, может быть, только внешне неловко, внешне бессвязно, произношу я имя Россия. Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель…»

Первые детские впечатления А.Блока связаны с родными местами: Петербург, Шахматово. Мне кажется, что именно здесь следует искать истоки этой темы в творчестве поэта.

На Васильевском острове, рядом со старинным зданием Двенадцати коллегий сохранился двухэтажный дом, в этом доме 16 (28) ноября 1880 года родился Александр Блок. Дом выходит окнами на Неву. Любимым развлечением маленького Саши было смотреть на Неву из окна. Чудесная панорама невских берегов раскрывалась перед мальчиком и на прогулках со взрослыми по набережным Васильевского острова.

На высоком постаменте Сфинксы над Невой, чёрно-зелёный всадник – памятник Петру – на том берегу, каменная гора Иссакия и торжественно строгое здание Сената… Через сорок лет, перед смертью, уходя, по собственному признанию, «в ночную тьму», поэт завещал нам образ города, запомнившийся с детства.

Это – звоны ледохода

На торжественной реке,

Перекличка парохода

С пароходом вдалеке.

Это – древний Сфинкс, глядящий

Вслед медлительной волне,

Всадник бронзовый, летящий

На недвижном скакуне.

А на лето Сашу Блока увозили в подмосковное имение Шахматово. Приезжая в Шахматово, будущий поэт научился понимать красоту сельской природы. Здесь он соприкасался с жизнью простых людей, с их заботами и печалями. Неброская красота природы Средней полосы России, холмистые пейзажи, бескрайние дали становились для поэта источником вдохновения.

В ранней поэзии А.Блока тема России не звучит как самостоятельная. Но все события его духовной жизни проходят на фоне русского пейзажа. Например, в стихотворении 1901 года "Видно дни золотые пришли...", -поэт пишет:

Видно, дни золотые пришли,

Все деревья стоят как в сияньи.

Ночью холодом веет с земли;

Утром белая церковь вдали

И близка, и ясна очертаньем.

Одним из первых непосредственных обращений А. Блока к теме России

как к самостоятельной стало его стихотворение 1906 года "Русь". Поэт воспевает романтически «необычайную», «почиющую в тайне» Русь – «нищую», колдовскую, «дремучую», с ведунами и ворожеями, с заветными «преданьями старины»:

Ты и во сне необычайна,

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю – и за дремотой тайна,

И в тайне – ты почиешь Русь.

Страна предстает как заповедная, сказочная:

Русь опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна...

Мы видим идеальный образ России, лишенный конкретных исторических черт, в нем много мистического, тайного. Мир ранней поэзии А. Блока - это мир прекрасной мечты. Пройдёт совсем немного времени, и в стихотворении «Россия» (1908) Блок создаст уже иной образ Родины - нищей, серой, печальной:

Опять, как в годы золотые.
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,

Как слёзы первые любви!

Размытые дороги, необъятные дали, серые избы, песнь ямщика - такова блоковская Россия.

А. Блок создал свой самобытно-неповторимый, образ России - не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы-подруги, возлюбленной, невесты, жены. “О, Русь моя! Жена моя!”- пишет поэт.

Тема трагического предвидения появляется в стихотворениях из цикла «Родина», объединенных общим названием «На поле Куликовом». Созданы они в 1908 году и посвящены одному из самых значительных событий в истории России. В 1912 году Блок писал: «Куликовская битва принадлежит, к символическим событиям в русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Куликовская битва для него - символ величайших испытаний, которые Россия, несмотря ни на что, преодолела. Значение битвы было не столько военным, политическим, сколько духовным.

Река раскинулась.
Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь,-

Так начинается знаменитый цикл А. Блока “На поле Куликовом”.

Большую роль в цикле играет образная символика. Символикой А. Блок подводит нас к размышлениям о настоящем России, заставляет задуматься о грядущих переменах в стране. Символичны крики лебедей:

Мы, сам - друг, над степью в полночь стали, 
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали.
И опять, опять они кричат...


Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей... 

Символичен бег коня:

Закат в крови! Из сердца кровь струится! 
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!

С большим волнением пишет поэт о будущем родной земли: идет вечный бой,- бой за Родину:

И вечный бой! Покой нам только снится 
Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнёт ковыль…

Пять стихотворений из цикла «На поле Куликовом», созданных в годы первой русской революции, говорили о том, что Блок умел чувствовать милую его сердцу Русь чутко и трепетно:

Я вижу над Русью далеко

Широкий и тихий пожар…

Блок, видя, какой ценой обходятся России взлеты и падения, в стихотворении «Да. Так диктует вдохновенье» с яростным призывом обращается к своим современникам:


На непроглядный ужас жизни
Открой, скорей открой глаза.
Пока великая гроза

Все не смела в твоей
Отчизне,— Дай гневу правому созреть,
Приготовляй к работе руки...

В мае 1915 года А. Блок издал небольшой томик «Стихи о России», который имел невероятно шумный успех. В него включены двадцать три стихотворения, объединённых одной темой, почти каждое из них — новый этап лирического познания России.От первых смутных и горьких откровений до заключительных строк:

И опять мы к тебе, Россия,
Добрели из чужой земли.

Блок жил в трагическое время. Война сменяла войну, за революцией надвигалась революция:


Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего. Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы —
Кровавый отсвет в лицах есть.

Прошло совсем немного времени и новый пожар, пожар тысяча девятьсот семнадцатого года перевернул судьбу России. Готовый разделить судьбу Родины, А. Блок принимает события Октября 1917 года как неизбежность. Его произведения о России , написанные после революции противоречивы и трагичны. Он видел и темные, и светлые стороны. Но слишком велики были его любовь к России и надежда на ее возрождение, чтобы мрачные настроения могли одержать верх в душе поэта. Россия для Блока всегда оставалась многогранна, загадочна, необъяснима. “Россия - сфинкс”. Вот какой видит он Родину в стихотворении «Скифы»: 

Россия-Сфинкс, ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью, 
Она глядит, глядит в тебя, 
И с ненавистью, и с любовью.

Одно из последних произведений А.Блока – поэма «Двенадцать». В поэме соединилось практически все, связанное с его осмыслением пути развития России. Взбунтовавшаяся “стихия” выплеснулась на улицу, чтобы сокрушить “страшный мир”. А. Блок был убежден, что в мировом пожаре погибнет «страшный мир», что «пожар в крови» (революция) — то пламя, через которое человек очистится, лишится своей скверны. Но пожар не может быть избирательным. Он уничтожает все: и плохое, и хорошее. А. Блок чувствовал, что «стихия», не одухотворенная гуманистической идеей, неизбежно выродится в бунт - “бессмысленный” и “беспощадный”. Мне кажется, что именно об этом он хотел сказать в поэме “Двенадцать”. Блок пророчески предупреждает: нельзя утвердить торжество мировой справедливости на крови и страданиях людей. Революция становится слепой силой, одинаково уничтожающей и правых, и виноватых. В конце поэмы появляется образ Иисуса Христа. Когда современники просили Блока прокомментировать появление этого образа, он всегда отказывался и говорил: «Я написал то, что увидел и услышал». Вероятно, этот образ и появляется в финале как символ предостережения. Поэт скорбит по России, оплакивает ее судьбу.

130 лет прошло со дня рождения А. Блока, но его творчество и поныне увлекает нас, является призывом к борьбе за переустройство жизни, за ту Россию, которая должна возникнуть перед нами во всей своей ничем не замутненной красоте. К этой России и шел поэт, ее видел в своей творческой мечте, ее воплощал в созданиях своего труда.

Список литературы:

1. Вл.Орлов «Поэт и город» ,Л., Лениздат , 1980

2. Журнал «Молодая гвардия» (11, 1990)

3. Абрамов А.С. Александр Блок. Жизнь и творчество. М., Просвещение, 2001.

4. Блок А. Избранное. М., Молодая гвардия, 2001.

5. Михайлов А.А. Изучение творчества Александра Блока. М.: Молодая гвардия, 2000.

6. Просвирина И.Ю. Александр Блок. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1999.

7. Н.К. Соколова «Поэтический строй лирики Блока» Воронеж: Издательство

ВГУ, 1984 г

8. Д.Максимов. Поэзия и проза А.Блока Л.,1975

8



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Муниципальное общеобразовательное учреждение (36)

    Доклад
    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Хреновская средняя общеобразовательная школа» Новоусманского муниципального района Воронежской области имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам начального общего,
  2. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Шегарская средняя общеобразовательная школа №1» На перекрестке двух веков (исследование)

    Исследование
    История живописи, пластики, архитектуры, прикладного искусства всегда была и остается важной составляющей истории человечества. Во все эпохи искусство влияло на жизнь людей, участвовало в формировании общественной среды, воздействовало
  3. Третьякова Светлана Юрьевна г. Борисоглебск 2010 г пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его
  4. 2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой

    Документ
    1. Дополнить список победителей конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей, утвержденный приказом Минобрнауки России от 4 июля 2007 г. № 198 (приложение).
  5. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный (6)

    Документ
    программа для: преподавателей русского языка и литературы средних общеобразовательных школ, учреждений начального профессионального образования и средних специальных учебных заведений.

Другие похожие документы..