Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Лица, имеющие профильное среднее профессиональное образование, принимаются на сокращенную программу обучения по результатам вступительных испытаний п...полностью>>
'Рассказ'
Однажды я дома в шкафу нашла ковёр. Это был не простой ковёр, а волшебный ковёр – самолет. У меня с детства была мечта, побывать в средневековом горо...полностью>>
'Урок'
27 августа (9 сент.) 1828 г. в Ясной Поляне, в родовом имении князей Волконских, родился четвертый сын Николая Ильича и Марии Николаевны Толстых. Ему ...полностью>>
'Документ'
Так, в 1 году на российский рынок было выпущено пиво Эфес, розничная цена которого составила 18 – 20 руб. за бутылку емкостью 0,5 л. Несмотря на очен...полностью>>

Ф. И. Шарков Программа спецкурса «Социология визуальных коммуникаций» Москва 2009 Программа спецкурса

Главная > Программа спецкурса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Московский государственный институт международных отношений (Университет)

Автор Ф.И. Шарков

Программа спецкурса

«Социология визуальных коммуникаций»

Москва - 2009

Программа спецкурса «Социология визуальных коммуникаций»

Составитель: профессор кафедры социологии МГИМО (У), д.с.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ Ф.И. Шарков

Организационно-методический раздел

Цель курса

В условиях развития социального организма модернизационного характера необходимым элементом социальной, политической и экономической жизни социума становятся информационные потоки как сфера деятельности средств массовой коммуникации. В связи с необходимостью подготовки социологов с высоким уровнем знаний и квалификации с учетом проблематики, связанной с функционированием системы различных средств коммуникации как социального института, появляется необходимость более детального изучения не только основ теории и практики, но и различных типов и видов коммуникации.

С визуальными коммуникациями специалист сталкивается повсеместно и использует результаты в повседневной практической деятельности. Программа подготовки должна включать изучение: возникновения элементов визуальных коммуникаций и формирования визуальной картины мира; основных компонентов визуальных коммуникаций; вопросы идентичности и визуальной идентичности; текста, гипертекста и виртуальной реальности; визуальной политики и др.

Целью данного курса является изучение студентами реального функционирования механизма осуществления визуальных коммуникаций в современном социуме, социологических методов изучения этой деятельности, и, в комплексе с другими дисциплинами специализации -- формирование системного комплекса знаний по данному направлению обучения.

Курс базируется на обобщении теоретических разработок, существующих в профессиональной литературе, носит проблемный и прикладной характер, призван дать студентам необходимые знания и навыки по важнейшим аспектам социологического анализа функционирования визуальных коммуникаций.

  1. Задачами курса являются:

  • изучение основных представлений о функционировании компонентов визуальных коммуникаций в обществе;

  • получение системного комплекса знаний о существовании в современном обществе таких самостоятельных моделей визуальных коммуникаций, так и интегрированных с другими типами и видами коммуникации;

  • формирование представления о визуальных коммуникациях как специфическом средстве, развитие которого тесно связано с развитием человеческой цивилизации;

  • понимание социологического подхода к изучению визуальных коммуникаций, как системы реально функционирующей в широком социальном контексте, включающим реальные модели организации визуальных коммуникаций в различных видах жизнедеятельности человека;

  • знакомство с социологическими методами, с помощью которых можно получить представление о качественных и количественных характеристиках основных звеньев коммуникативной цепи применительно к компонентам визуальных коммуникаций;

  • изучение зависимостей между деятельностью средств массовой коммуникации в современном мире и осуществлению визуальных коммуникаций в сфере рекламы, прямого маркетинга, брендинга, продвижения и связей с общественностью;

  • рассмотрение места социологических знаний о визуальном компоненте коммуникации в процессе принятия решения в сфере коммуникативной деятельности;

  • изучение влияния современных визуальных средств на индивида, социум, общественное мнение.

  1. Уровень освоения курса

Курс «Социология визуальных коммуникаций» позволяет обучающимся овладеть знаниями и основными навыками, необходимыми современным специалистам в своей практической деятельности. Важной чертой курса является широкое использование социологических данных о практике осуществления визуальных коммуникаций в настоящее время, результатов опросов общественного мнения по данной проблематике.

Уровень освоения содержания курса должен позволить обучающимся применять полученные в ходе обучения навыки социологического анализа в реальной профессиональной работе; выступать в качестве заказчика социологических исследований визуальных коммуникаций в сфере рекламы, связей с общественностью, сейлз промоушна, директ-маркетинга, брендинга; анализировать количественные данные, полученные в таких исследованиях.

II. Содержание курса

  1. Темы и их краткое содержание

Тема 1. Возникновение элементов визуальных коммуникаций и формирование визуальной картины мира

1.1. Особенности функционирования системы визуальных коммуникаций.

1.2. Формирование визуальной картины с помощью органов восприятия и как логическое представление образа.

1.3. Компоненты визуальных коммуникаций и механизмы их интеграции.

1.4. Визуальные образы в массовых коммуникациях.

Тема 2. Новые художественные направления

    1. Хэппенинг как одна из форм современного искусства. флэш-моб, как порождение электронного сообщества.

    2. Энвайронмент – вид абстрактного искусства произведения которого представляют собой обширные пространственные композиции, охватывающие зрителя, имитирующие его реальное окружение.

    3. Инсталляция – пространственная композиция, созданная художником из бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, фрагментов текстовой или визуальной информации.

    4. Перформанс – короткое представление, исполненное одним или несколькими участниками перед публикой.

Тема 3. Идентичность и визуальная идентичность в телекоммуникациях

3.1. Сетевая идентичность и виртуальная самопрезентация.

3.2. Формы и способы влияния визуальных образов на личность.

3.3. Соотношение структурной, фундаментальной и оперативной информации в визуальных коммуникациях.

3.4. Знакомство, дружба, любовь – отражение в визуальных образах. Место стереотипа, установки, влияния окружения, прошлого коммуникативного опыта в механизме осуществления визуальных коммуникаций.

3.5. Анонимность визуальных образов виртуальной сети. Нетикет – нормы поведения в виртуальной сети.

Тема 4. От визуально одноканального к визуально многоканальному способу восприятия информации

4.1. Стадии коммуникации в природе и обществе: тактильно-кинесическая, устно-вербальная, письменно-вербальная, печатно-вербальная, многоканальная.

4.2. Визуальные образы как параметры порядка зрительного восприятия.

4.3. Зрительные образы как результаты синергетического восприятия.

4.4. Визуальное восприятие и познание.

4.5. Учет законодательства, профессиональных кодексов этики, в формировании визуальных образов в массовых коммуникациях.

Тема 5. Гипертекст и виртуальная реальность

5.1. Виртуальное пространство как локальное социокультурное пространство.

5.2. Гипертекст как особая форма организации и представления текстового материала.

5.3. Интертекстуальность. Восприятие линейного текста в контексте пространственно-временного окружения.

5.4. Деконструкция текста.

5.5. Эмерджентность элементов визуального образа.

Тема 6. Социокультурный статус виртуальной реальности

6.1. Сетевые киберсообщества.

6.2. Виртуальная реальность.

6.3. Виртуальное пространство и киберпространство.

6.4. Статус средств виртуальной реальности.

Тема 7. Использование визуального канала в связях с общественностью и рекламе

7.1. Средства доставки визуальной информации в рекламе и связях с общественностью.

7.2. Роль и значение цвета в визуальной коммуникации.

7.3. Оформление сувениров и упаковки.

7.4. Визуальные средства в выставочно-ярмарочной деятельности. Визуальные образы и карнавализация

Тема 8. Визуальная политика

8.1. Визуальная политика как совокупность концепций и дискурсов, обусловленная практическими задачами в области визуальных и знаковых коммуникаций.

8.2. Визуальный дизайн.

8.3. Визуальные образы арт-коммуникации.

8.4. Визуальная политика оранжевой революции

8.5. Механизмы и инструменты визуальной политики.

Тема 9. Кинесика как отражение поведения человека в его невербальных проявлениях

9.1. Выразительные движения: мимика и пантомима, интонации и громкость речи, реакции вегетативных органов (сосудистых, дыхательных, секреторных).

9.2. Компоненты жестов: кинемы, кинемоморфемы.

9.3. Кинесическая автокоммуникация.

9.4. Положительные и отрицательные кинесические сигналы.

Тема 10. Социологические исследования основных звеньев визуальной комуникации

10.1. Основные этапы развития социологии визуальных коммуникаций.

10.2. Социологические способы изучения визуальных коммуникаций.

10.3. Содержание визуальной информации и методика его анализа.

10.4. Особенности изучения аудитории кино и телевидения.

10.5. Возможности анализа качественного и количественного моделирования визуальной картины мира.

  1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Дайте определение визуальных коммуникаций.

  2. Как можно сформировать визуальную картину мира с помощью органов восприятия?

  3. Чем ограничены возможности анализа качественного и количественного моделирования визуальной картины мира?

  4. Объясните, что такое визуальные коммуникации и как они взаимодействуют с аудиальной компонентой коммуникации.

  5. Опишите особенности поведения, которые используются для установления визуальных коммуникаций.

  6. Расскажите о достоинствах и недостатках визуальных коммуникаций.

  7. Перечислите выразительные движения и раскройте их особенности.

  8. Чем отличаются визуальные коммуникации от аудиовизуальных?

  9. Раскройте стратегический смысл визуальной политики.

  10. Объясните, почему участники процесса визуальной коммуникации используют другие средства коммуникации.

  11. Перечислите средства доставки визуальной информации до целевой аудитории в рекламе и связях с общественностью.

  12. Как в рекламе используются элементы визуальной коммуникации?

  13. В чем заключается роль визуальных коммуникаций при организации связей с общественностью.

  14. Раскройте содержание новых художественных направлений, использующих визуальную коммуникацию.

  15. Определите место стереотипа, установки, влияния окружения, прошлого коммуникативного опыта в механизме осуществления визуальных коммуникаций.

  16. Перечислите формы и способы влияния визуальных образов на личность.

  17. Раскройте механизмы и инструменты визуальной политики.

  18. Разъясните роль дополнительных стимулирующих факторов в установлении визуальной коммуникации.

  19. Как оценить эффективность визуальных коммуникаций?

  20. Дайте определение гипертекста как особая форма организации и представления текстового материала.

  21. Каково соотношение структурной, фундаментальной и оперативной составляющей информации в визуальных коммуникациях?

  22. Раскройте механизм использования визуальных образов в массовых коммуникациях.

  23. В чем заключаются особенности изучения аудитории кино и телевидения?

  24. Перечислите социологические способы изучения визуальных коммуникаций.

  25. Назовите новые аудиовизуальные технологии.

  26. Как происходит диверсификация и интеграция в сфере аудиовизуальной культуры.

5. Примерная тематика рефератов, курсовых работ

  1. Исследование проблем визуальных коммуникации за рубежом и в России.

  2. Основные представления о функционировании компонентов визуальных коммуникаций в обществе.

  3. Механизмы и инструменты визуальной политики.

  4. Влияние современных визуальных средств на индивида, социум, общественное мнение.

  5. Исходный план осуществления визуальных коммуникаций.

  6. Социологические способы изучения визуальных коммуникаций.

  7. Механизм использования визуальных образов в массовых коммуникациях.

  8. Визуальный образ и стиль фирмы.

  9. Визуальные образы в массовых коммуникациях.

  10. Визуальные образы как параметры порядка зрительного восприятия.

  11. Виртуальное пространство как локальное социокультурное пространство.

  12. Гипертекст как особая форма организации и представления текстового материала.

  13. Стратегия и планирование визуальных коммуникаций.

  14. Оценка эффективности визуальных коммуникаций.

  15. Правовая и этическая среда, в которой осуществляются визуальные коммуникации.

  16. Инструменты визуальных коммуникаций.

  17. Компоненты визуальных коммуникаций в рекламе.

  18. Визуальные коммуникации в связях с общественностью.

  19. Коммуникации с использованием аудиовизуальных средств.

  20. Содержание и форма новых художественных направлений, использующих визуальную коммуникацию.

  21. Хэппенинг как одна из форм современного искусства. флэш-моб, как порождение электронного сообщества.

  22. Энвайронмент – вид абстрактного искусства произведения которого представляют собой обширные пространственные композиции, охватывающие зрителя, имитирующие его реальное окружение.

  23. Инсталляция – пространственная композиция, созданная художником из бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, фрагментов текстовой или визуальной информации.

  24. Перформанс – короткое представление, исполненное одним или несколькими участниками перед публикой.

  25. Средства информации визуальных коммуникаций.

  26. Особенности поведения, которые используются для установления визуальных коммуникаций.

  27. Визуальные образы, используемые в выставочно-ярмарочной деятельности.

  28. Механизм осуществления визуальных коммуникаций в современном социуме.

  29. Визуальные средства, используемые для проведения рекламных мероприятий.

  30. Содержание визуальной информации и методика его анализа.

  31. Выразительные движения: мимика и пантомима, интонации и громкость речи, реакции вегетативных органов (сосудистых, дыхательных, секреторных).

  32. Место стереотипа, установки, влияния окружения, прошлого коммуникативного опыта в механизме осуществления визуальных коммуникаций.

  33. Линейный текст в контексте пространственно-временного окружения.

6. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу

  1. Социология визуальных коммуникаций как направление исследования проблем социологии коммуникации.

  2. Определения: «визуальная коммуникации», «визуальные образы», «визуальная идентичность».

  3. Инструменты визуальных коммуникаций.

  4. Визуальная политика.

  5. Визуальная картина мира.

  6. Влияние современных визуальных средств на индивида, социум, общественное мнение

  7. Визуальные образы в массовых коммуникациях.

  8. Визуальный образ и стиль фирмы.

  9. Визуальные образы как параметры порядка зрительного восприятия.

  10. Участники визуальной коммуникации.

  11. Новые художественные направления, использующие визуальную коммуникацию: хэппенинг, флэш-моб, энвайронмент, инсталляция, перформанс.

  12. Использование фрагментов текстовой или визуальной информации в рекламе и связях с общественностью.

  13. Стратегия визуальных коммуникаций.

  14. Визуальные элементы товарного знака, торговой марки, символов бренда.

  15. Коммуникации с использованием аудиовизуальных средств.

  16. Виртуальное пространство как локальное социокультурное пространство.

  17. Сетевая идентичность и визуальная самопрезентация.

  18. Интертекстуальность. Восприятие линейного текста в контексте пространственно-временного окружения.

  19. Гипертекст как особая форма организации и представления текстового материала.

  20. Специальные мероприятия в системе визуальных коммуникаций.

  21. Компоненты жестов: кинемы, кинемоморфемы.

  22. Правовые и этические основы осуществления визуальных коммуникаций.

  23. Содержание визуальной информации и методика его анализа.

  24. Зрительные образы как результаты синергетического восприятия.

  25. Визуальное восприятие и познание.

  26. Визуальные компоненты рекламного сообщения.

  27. Визуальные коммуникации в паблик рилейшнз.

  28. Коммуникации с использованием виртуальных визуальных образов.

  29. Социологические методы изучения визуальных коммуникаций.

  30. Изучение аудитории кино и телевидения.

  31. Анонимность визуальных образов виртуальной сети. Нетикет – нормы поведения в виртуальной сети.

  32. Эффекты и эффективность визуальных коммуникаций.

Ш. Распределение часов курса по темам и видам работ

№№ пп

Наименование тем и разделов

Всего (часов)

Аудиторные занятия

Самостоя-тельная работа

в том числе:

Лекции

Семинары

1.

Возникновение элементов визуальных коммуникаций и формирование визуальной картины мира

2

2

2

2.

Новые художественные направления

6

2

4

6

3.

Идентичность и визуальная идентичность в телекоммуникациях

4

2

2

4

4.

От визуально одноканального к визуально многоканальному способу восприятия информации

4

2

2

4

5.

Гипертекст и виртуальная реальность

2

2

2

6.

Социокультурный статус виртуальной реальности

2

2

2

7.

Использование визуального канала в связях с общественностью и рекламе

6

2

4

6

8.

Визуальная политика

2

2

2

9.

Кинесика как отражение поведения человека в его невербальных проявлениях

4

2

2

4

10.

Социологические исследования основных звеньев визуальной комуникации

4

2

2

4

Итого:

36

20

16

36

IV.Форма итогового контроля

Форма итогового контроля – экзамен, курсовая работа

V. Учебно-методическое обеспечение курса

  1. Рекомендуемая литература (основная)

  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

  2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. –М., 1960. М., Прогресс, 1989.

  3. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиопсихосоциологии. – М., 1984.

  4. Дридзе Т. М. Язык и социальная психология. – М., 1980.

  5. ЕвстафьевВ.А., Ясонов В.Н. Что, где и как рекламировать. Практические советы. ─ СПб.: Питер, 2005.

  6. Зыбайлов Л.К. От хэппенинга к видео. М.: Прометей, 1990.

  7. Конецкая В. П. Социология коммуникации. – М. 1997. ─ 302 с.

  8. Новые аудиовизуальные технологии. –М.: Едиториал УРСС, 2005.

  9. Основы теории коммуникации. ─ М.: Гардарики, 2003. ─ 615 с.

  10. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. – М.: Рефл-бук, К.:. Ваклер, 2001. – 656 с.

  11. Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. – М.: Экономика, 1980. – 176 с.

  12. Скотт М. Катлип, Аллен Х. Сентер, Глен М. Брум. Паблик рилейшнз. Теория и практика. – М., 2000. – 624 с.

  13. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. ─ СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. ─ 461 с.

  14. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович Л.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. – М., 1979.

  15. Терин В. П. Массовая коммуникация. Исследования опыта Запада. – М., 1999. – 224 с.

  16. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. – М., 1996.

  17. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи собщественностью: теория и практика. ─ М.: Дело, 2003.

  18. Шарков Ф.И. Интегрированные PR-коммуникации. ─ М.: РИП-холдинг, 2004.

  19. Шарков Ф.И. Интегрированные бренд-коммуникации. ─ М.: РИП-холдинг, 2004.

  20. Шарков Ф.И. Интегрированные рекламные коммуникации. ─ М.: РИП-холдинг, 2004.

  21. Шарков Ф.И. Интерактивные электронные коммуникации (появление «Четвертой волны»). – М.: Дашков и Ко, 2008.

  22. Шарков Ф.И. Массовые коммуникации и медиапланирование. – М.: Альфа-Пресс, 2008.

  23. Шарков Ф.И. Коммуникология: Основы теории коммуникации. – М.: Дащков и Ко, 2009.

  24. Шарков Ф.И. Коммуникология: Энциклопедический словарь-справочник. – М.: Дащков и Ко, 2009.

  25. Швейцер А. Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы. – М., 1976.

  26. Шишкина М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб, 1999.

  1. Рекомендуемая литература (дополнительная).

  1. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. Пер. с англ. М., Советское радио. 1974.

  2. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. ─ СПб.: Питер, 2001.

  3. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиопсихосоциологии. – М., 1984.

  4. Дридзе Т. М. Язык и социальная психология. – М., 1980.

  5. Конецкая В. П. Социология коммуникации. – М. 1997. ─ 302 с.

  6. Коновченко С.В., КиселевА.Г. Информационная политика в России. ─ М.: РАГС, 2004.

  7. Котов Р. Г. Деловое общение и я зык //Лингвистическая прагматика и общение с ЭВМ. – М.,1989.

  8. Леонтьев А. А. Объект и предмет психолингвистики и ее отношение к другим наукам о речевой деятельности // Теория речевой деятельнос­ти. – М., 1968.

  9. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1965.

  10. Новые аудиовизуальные технологии. ─ М.: Едиториал УРСС, 2005.

  11. Основы теории коммуникации. ─ М.: Гардарики, 2003. ─ 615 с.

  12. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. – М.: Рефл-бук, К.:. Ваклер, 2001. – 656 с.

  13. Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. –М.: Экономика, 1980. – 176 с.

  14. Скотт М. Катлип, Аллен Х. Сентер, Глен М. Брум. Паблик рилейшнз. Теория и практика. – М., 2000. – 624 с.

  15. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович Л.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. – М., 1979.

  16. Телевидение вчера, сегодня, завтра. – М.: Искусство, 1987.

  17. Федотова Л.Н. Социология рекламы. – М.,2004.

  18. Шарков Ф.И. Магия бренда. – М.: Альфа-Пресс, 2006.

  1. Шарков Ф.И. Паблик рилейшнз. – М.: Дашков и Ко, 2006.

  2. Шарков Ф.И. Современные маркетинговые коммуникации. Энциклопедический словарь-справочник. – М.: Альфа-Пресс, 2006.

  3. Шарков Ф.И. Теория коммуникации (базовый курс). – М.: РИП-холдинг, 2005.

  1. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Реклама и связи с общественностью. – М.: Академический проект, 2005.

  2. Шульц Д. Барнс Б. Стратегические бренд-коммуникационные кампании. – М.: Издательский Дом Гребенникова, 2003.

  3. Щербо Л. В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. М. В. Ломоносова проект примерная основная образовательная программа (3)

    Основная образовательная программа
    - уважительно относится к историческому наследию, владеть культурой мышления, способностями к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
  2. Требования к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата

    Документ
    понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность (ОК-5);
  3. М. В. Ломоносова проект примерная основная образовательная программа (1)

    Основная образовательная программа
    понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность (ОК-5);
  4. М. В. Ломоносова проект примерная основная образовательная программа (2)

    Основная образовательная программа
    понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность (ОК-5);
  5. М. В. Ломоносова проект примерная основная образовательная программа (4)

    Основная образовательная программа
    способностью использовать углублённые знания правовых и этических норм при планировании и оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-2);

Другие похожие документы..