Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
1. Источники по истории России XIII-XV вв.: летописные своды, актовые материалы, правовые документы, литературные произведения, сочинения иностранцев...полностью>>
'Закон'
Анищенко Д.А., Голикова Л.Н., Гонтарь А.В., Дурова Л.И., Камынин В.А., Ляпорова Н.Н., Мокштадт В.Ю., Ненашев В.Н., Пикалов В.В., Панкратов В.Г., Слав...полностью>>
'Методические рекомендации'
В соответствии с подпунктом 3) пункта 10 Положения о Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, утвержденного постановлен...полностью>>
'Документ'
МАРАТ Жан Поль, один из вождей якобинцев. С сентября 1789 издавал газету «Друг народа». Вместе с М. Робеспьером руководил подготовкой восстания 31 ма...полностью>>

Дубровина Ирина Владимировна, Андреева Алла Дамировна, Данилова Елена Евгеньевна, Вохмянина Тамара Викторовна Психокоррекционная и развивающая работа с детьми учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Психологический институт РАО

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Учебное пособие

Для студентов средних

педагогических учебных заведений

Под редакцией И.В. Дубровиной

Рекомендовано

Ученым советом Психологического института Российской Академии образования

УДК 376.3(075.32)

ББК 74.3я723

Д79

Издательская программа

«Учебники и учебные пособия

для педагогических училищ и колледжей»

Руководитель программы З.А.Нефедова

Авторы книги:

И. В.Дубровина (гл. I), А.Д.Андреева (гл. П, IV, V),

Е.Е.Данилова (гл. Ш), Т. В. Вохмянина (гл. VI)

Рецензент – доктор психологических наук Е. М. Борисова

Д79

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вох­мянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.

ISBN 5-7695-0189-8

В пособии излагаются основные принципы, раскрывается содер­жание, показана организация психолого-педагогической коррекции в современной школе. Представлена система коррекционной и разви­вающей работы с детьми старшего дошкольного и младшего школь­ного возраста.

УДК 376.3(075.32)

ББК 74.3я723

Учебное издание

Дубровина Ирина Владимировна, Андреева Алла Дамировна,

Данилова Елена Евгеньевна, Вохмянина Тамара Викторовна

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми

Учебное пособие

Редактор Л. И. Хлопова. Серийное оформление: В. И. Феногенов

Технический редактор Р. Ю. Волкова. Компьютерная верстка:

Н. В. Протасова. Корректоры Э. Г. Юрга, И. Н. Голубева

Подписано в печать 30.10.98. Формат 84 х 108/32. Гарнитура Таймс.

Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Усл. печ. л. 8,4.

Тираж 10000 экз. Заказ № 1367.

ЛР № 071190 от 11.07.95. Издательский центр «Академия».

105043, Москва, ул. 8-я Парковая, 25. Тел./факс (095) 165-46-66, (095)367-07-98.

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате.

410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

 Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В., 1998

 Издательский центр «Академия», 1998

ISBN 5-7695-0189-8

ВВЕДЕНИЕ

Интерес к практической психологии в настоящее время велик и не случаен. Это связано прежде всего с тем, что ключевой задачей системы образования в нашей стране становится воспитание развитого, свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека.

Конечно, решение сложных задач воспитания и обу­чения зависит в значительной степени от профессиональ­ного мастерства воспитателя, учителя. Но сейчас уровень этого мастерства во многом определяется психологичес­кой подготовкой педагога, его стремлением к сотрудни­честву с психологами, работающими в учреждениях образования – детских садах, школах, лицеях, гимназиях, интернатах и пр.

Именно совместная деятельность педагога и психоло­га обеспечивает индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психичес­ком развитии и поведении ребенка и оказывать ему необ­ходимую психолого-педагогическую помощь.

В данном пособии раскрываются содержание и фор­мы организации одного из наиболее сложных и ответ­ственных видов совместной деятельности психолога и педагога – психологической коррекции.

Психолого-педагогическая коррекция – это деятель­ность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие его потенциальных творческих резервов.

В пособии раскрываются основные цели, задачи, прин­ципы и содержание коррекционной работы, представле­ны конкретные коррекционно-диагностические и коррекционно-развивающие программы для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.

Будущие воспитатели и педагоги должны хорошо представлять себе возможности психокоррекционных ме­тодов, знать области их применения, уметь грамотно ис­пользовать коррекционные приемы и способы в практи­ке воспитания и обучения детей.

Коллектив авторов пособия надеется, что оно помо­жет будущему специалисту овладеть системой основных понятий психологической коррекции, ознакомиться с практикой коррекционной работы, сформировать адек­ватные представления о роли и месте этого вида дея­тельности в общей психолого-педагогической работе с ребенком.

ГЛАВА I

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ

1. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

Одно из значений термина «коррекция» в переводе с латинского языка – поправка, частичное исправление или изменение (лат. correctio). Под психологической коррек­цией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких осо­бенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответ­ствуют гипотетической «оптимальной» модели этого раз­вития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза.

Существуют две основные формы отставания в разви­тии: отставания, связанные с органическими нарушения­ми нервной системы и требующие специальной клинико-психологической или медицинской помощи и внимания, и временное отставание в психическом развитии, неадек­ватное поведение, связанные с неблагоприятными вне­шними и внутренними условиями развития практически здоровых детей.

Психологическая коррекция как форма психолого-педагогической деятельности впервые возникла именно в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития. В этой области психологическая коррекция означает совокупность педагогических воздей­ствий, направленных на исправление, компенсацию не­достатков, отклонений в психическом развитии ребенка.

По мере становления и укрепления профессиональных позиций детской практической психологии понятие «пси­хологическая коррекция» перекочевало из области ано­мального развития в область нормального психического развития ребенка. Мы с вами будем вести речь только о нормальном детстве. В нормальном ходе развития не­редко встречаются различные расстройства, нарушения, отклонения. Понятие нормального детства не подразу­мевает какого-то стерильного, «правильного», беспроб­лемного развития ребенка. Здесь также имеются самые разнообразные затруднения и проблемы развития как распространенные, типичные, так и сугубо индивиду­альные.

Расширение сферы психолого-педагогической коррек­ции обусловлено новыми задачами образования, связан­ными с усилением инновационных педагогических процессов, стремлением к максимальному развитию интел­лектуального творческого потенциала у детей, жестким отбором в первые классы школы. В этой связи можно вспомнить тот период (до конца 60-х гг.), когда началь­ная школа была четырехлетней, а от семилетнего ребен­ка не требовалось обязательного владения навыками письма, чтения и счета. Учителя объясняли родителям: «Не учите детей читать, писать, считать, вы сделаете это неправильно, а нам придется их переучивать». Такая оцен­ка самодеятельного обучения дошкольников, на наш взгляд, справедлива и сегодня. Например, стремление родителей, не владеющих соответствующими методика­ми, научить ребенка читать как можно раньше приводит к тому, что у значительного числа нынешних первокласс­ников отмечается слабое развитие фонематического слу­ха, столь необходимого для грамотного письма.

В подготовительных группах детских садов не учили читать и писать, но их специально готовили к школе: раз­вивали в ходе игровых занятий внимание, память, логи­ческое мышление, речь, учили ориентироваться на обра­зец, на способ действия, готовили руку к письму (в основном средствами конструктивной деятельности, рисования карандашом, вырезанием из бумаги сложных фи­гурок, лепкой, а не выведением палочек и букв в тетра­ди), даже знакомили с основными правилами поведения на уроке и нормами школьной жизни. По отзывам учите­лей, дети приходили в школу менее обученными по срав­нению с нынешними первоклассниками, но более зрелы­ми в психологическом отношении. Более того, учитель того времени опирался на изначально примерно одина­ковый для всех учеников уровень готовности к школе. Конечно, эта однородность была относительной, но сама программа начальной школы предполагала одинаковое невладение детьми навыками чтения, счета и письма и в этом смысле предоставляла всем шанс, равные возмож­ности, чего нельзя сказать о нынешней ситуации в школе.

Отсутствие сегодня четких требований к уровню под­готовки детей к школьному обучению, наличие разнооб­разных дошкольных лицеев и гимназий, работающих по своим собственным программам и имеющих разные при­оритеты образовательной деятельности, инициативность родителей, стремящихся научить ребенка читать и счи­тать едва ли не с двухлетнего возраста, приводит к тому, что проблема неготовности детей к учению не только не исчезает, но остается одной из острейших.

Учитель начальных классов помимо и наряду с обуче­нием детей по довольно сложным учебным программам вынужден восполнять недостатки их дошкольного раз­вития. Поэтому психологическая коррекция становится существенным направлением педагогической деятельно­сти в современной школе. При этом произошло принци­пиальное изменение характера задач коррекционной ра­боты – от исправления дефектов, аномалий, лежащих за порогом нормального развития, к интенсификации нор­мального развития, созданию наиболее благоприятных условий для полноценного психического развития ребен­ка в пределах нормы.

Педагог – учитель или воспитатель – постоянно нахо­дится в ситуации, которая вынуждает его искать, опреде­лять причины того или иного поведения детей, их отно­шения к игре, учению, товарищам, взрослым, труду, их успехов и неудач в той или иной деятельности. В боль­шинстве случаев эти причины и основания имеют психо­логический характер. Поэтому осуществлять какие-либо исправления, коррекцию выявленных недостатков в раз­витии, поведении, отношениях ребенка педагог должен обязательно вместе с психологом, работающим в данном учреждении образования. Если в детском саду или школе психолога еще нет, можно обратиться за консультацией в любой центр психологической, или социально-психо­логической, или медико-психолого-педагогической помо­щи детям.

Нужно хорошо понимать, что любая перспективная программа коррекции и развития ребенка может быть эф­фективной лишь тогда, когда она основана на правиль­ном заключении о состоянии его психики и специфических индивидуальных особенностях становления его лич­ности. Правильность же заключения зависит не только от правильно подобранных и валидных психодиагностичес­ких методов (что само по себе, конечно, важно, но с чем может справиться педагог самостоятельно), но, главное, от профессиональной интерпретации данных, полученных с помощью этих методов. Л.С. Выготский подчеркивал, что «...в диагностике развития задача исследователя зак­лючается не только в установке известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группи­ровке явлений по внешним, сходным чертам, но исключи­тельно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущ­ность процессов развития» (Л.С. Выготский, 1983, с. 302-303). Профессиональная квалификация позволяет практи­ческому психологу грамотно интерпретировать получен­ные диагностические данные, делать заключение на осно­вании анализа этих данных о невидимых психических процессах, состояниях и признаках, об условиях, необхо­димых для дальнейшего развития ребенка.

Работа с детьми, имеющими те или иные неврологи­ческие отклонения, не входит в компетенцию практичес­кого психолога, ибо требует специальных знаний в обла­сти медицины и детской психиатрии. Важно, чтобы в тех случаях, когда у психолога возникают обоснованные по­дозрения о патопсихологическом или дефектологическом характере выявленных нарушений, он не пытался сам ста­вить диагноз, а в тактичной форме рекомендовал роди­телям обратиться в соответствующие медицинские учреж­дения. Коррекционная работа с ребенком – это слож­нейший вид деятельности взрослых в образовательных уч­реждениях. Залог ее успеха – в их профессиональном вза­имодействии. Не случайно все программы коррекции и развития обычно включают в себя психологическую и педагогическую части. Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется практическим психологом. Педагогическая часть составляется на осно­ве психологического анализа и рекомендаций совместно психологом и учителем, директором школы, воспитате­лем, родителями – в зависимости от того, кто будет ра­ботать с ребенком, и выполняется педагогами и родите­лями с помощью психолога.

Учителя, получившие глубокие знания по психологии, могут самостоятельно (особенно в не очень сложных или типичных случаях) вести коррекционную работу, но и они должны всегда нести самую строгую ответственность за результаты своей деятельности.

Вопросы

1.Раскройте содержание термина «психологическая кор­рекция».

2. Какие основные формы отставания в психическом разви­тии ребенка вы знаете?

3. Почему коррекционная работа с ребенком обязательно требует взаимодействия психолога и педагога и даже называ­ется психолого-педагогической коррекционной деятельностью?

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что «процесс развития есть, в известном смысле, необратимый процесс, здесь невозможны «рекламации» – нельзя возвратить юношу в школу для «доделки», «доразвития»» (Д.Б. Эльконин, 1980, с. 60). Поэтому так важно заметить начальные формы от­ступления от хода нормального развития ребенка. Конт­роль динамики психического развития детей, обучающих­ся и воспитывающихся в учебно-воспитательных учреж­дениях, позволяет своевременно прибегнуть к коррекции развития с целью создания оптимальных возможностей и условий для подтягивания слабых и средних учащихся до уровня сильных, наиболее развитых, а также для даль­нейшего развития учащихся, обнаруживающих особые способности.

При определении целей и задач коррекции необхо­димо исходить из понимания той уникальной роли, ко­торую играет данный конкретный период возрастного развития, ставить задачу, адекватную потенциалу раз­вития на данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в целостном поступательном процессе станов­ления личности. Реализация потенциальных возможно­стей каждой возрастной стадии развития является основ­ной формой профилактики возникновения отклонений или недостатков в развитии на последующих возраст­ных ступенях.

Л.С. Выготский считал, что в качестве основного со­держания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ре­бенка. Поэтому психолого-педагогическая коррекция должна строиться как целенаправленное формирование пси­хологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнение и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей не делает коррекционную работу эффективной, так как обу­чение в этом случае лишь следует за развитием, совер­шенствуя способности в чисто количественном направ­лении, не поднимая их на более перспективный качест­венный уровень.

В педагогической практике получил распространение тезис о необходимости учитывать возрастные особенно­сти детей в процессе их воспитания и обучения. Однако с точки зрения полноценного психического развития ребен­ка задача должна быть поставлена более сложная – спо­собствовать тому, чтобы возрастные особенности (точ­нее, возрастные психологические новообразования) не просто учитывались в педагогическом процессе, но и ак­тивно формировались, создавая тем самым надежный фундамент для реализации творческих потенциалов воз­раста. Специфику коррекции психического развития как раз и определяет ее активно формирующая функция, пред­полагающая активное влияние на генезис и становление психологических новообразований.

Когда своевременно не реализуются возрастные и ин­дивидуальные возможности, не создаются условия для формирования возрастных новообразований и ярких ин­дивидуальных особенностей у всех детей, находящихся на данном этапе онтогенеза, на последующем возраст­ном этапе возникает необходимость в коррекционной или дополнительной развивающей работе. Можно ска­зать, что коррекция психического развития ребенка не является обязательной задачей психолого-педагоги­ческой деятельности взрослых. Обязательная задача – полноценное психическое и личностное развитие детей. Но если взрослые с этой задачей не справляются (в силу ли непонимания индивидуальных особенностей ребен­ка или в силу неумения создать условия его жизни и деятельности, адекватные возрастным потребностям в развитии), задача коррекционной работы с ребенком становится актуальной.

Пожалуй, наиболее сложным и «уязвимым» является переходный период от дошкольного к школьному дет­ству. Именно несформированность на дошкольном эта­пе необходимых психологических образований, требуе­мых учебных умений и навыков, мотивационная или (и) интеллектуальная неготовность ребенка к обучению не­редко приводят к возникновению различных типов школьной дезадаптации, т.е. к трудностям и сложным проблемам в учебной деятельности, общении, поведении.

У младших школьников проявлениями дезадаптации могут быть трудности в усвоении и выполнении предъявляемых требований, низкая успеваемость, край­ние формы недисциплинированности. Психологически­ми причинами этого может быть низкий уровень функ­циональной готовности – так называемая школьная незрелость, т.е. несоответствие степени созревания оп­ределенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения. Школьная не­зрелость проявляется в низком уровне развития таких функций, как тонкая моторика, скоординированность «глаз-рука», следование образцу в деятельности и по­ведении и др.

Кроме того, частой причиной школьной дезадапта­ции служит слабое или недостаточное развитие произ­вольной сферы (прежде всего неумение слушать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответ­ствии с правилами, развитие произвольного внимания, произвольной памяти). Именно это нарушение лежит в основе собственно учебных затруднений, плохой дис­циплины, неумения самостоятельно работать в классе и дома и т.п.

Причины школьной дезадаптации у младших школь­ников могут также корениться в несформированности соб­ственно дошкольных видов мышления, в недостатках развития речевой сферы, прежде всего фонематического слуха, и плохого, неточного понимания многих употребляемых учителем слов. Существенно пополняют трудности на­чального обучения низкий уровень развития познаватель­ных потребностей, познавательного интереса, несфор­мированность внутренней позиции школьника.

Результатом и симптомом школьной дезадаптации на всех этапах школьного детства, а особенно в младшем школьном возрасте, является школьная тревожность или, в более тяжелых формах, школьный невроз или дидактоскалогении. Многочисленные данные свидетельствуют, что причины школьной тревожности в младших классах центрируются в основном вокруг «ориентации на ошиб­ку», боязни сделать ошибку. Это связано с тем, что, к со­жалению, в педагогической практике ошибка заслужива­ет порицания или наказания: она не расценивается как нечто неизбежное в процессе усвоения новой деятельнос­ти, пользуясь чем, можно глубже и лучше освоить эту де­ятельность. Еще Януш Корчак сокрушался о том, что в школе всегда «виноватым» бывает ребенок. А его «вина» нередко заключается лишь в том, что взрослые не опре­делили пространство его сегодняшних возможностей, не учли его самочувствия в учебной деятельности. «Ребенок не знает, не расслышал, не понял, прослушал, ошибся, не сумел, не может – все это его вина. Невезение или плохое самочувствие, каждая трудность – это его вина и злая воля» (Я. Корчак, 1966, с. 286).

При профессионально грамотной организации и осу­ществлении психолого-педагогических процессов обуче­ния и воспитания как в детских дошкольных учреждени­ях, так и в школах, задачи психического развития детей решаются нормально. Но если на одной из возрастных ступеней, например в дошкольном детстве, происходит сбой, нормальные условия развития ребенка нарушают­ся, на последующей ступени – в младшем школьном воз­расте – основное внимание в работе с детьми приходится сосредоточить на коррекции психического развития. В младшем школьном возрасте коррекционному воздей­ствию подлежат прежде всего те недостатки психическо­го развития ребенка, которые являются причинами школьной дезадаптации. У каждого ребенка – свои школьные проблемы и трудности, а за внешне одинако­выми трудностями скрываются самые различные причи­ны их происхождения. Поэтому выбор направления коррекционной работы сложен и ответствен.

Итак, основная цель коррекционной работы в простран­стве нормального детства – способствовать полноценно­му психическому и личностному развитию ребенка.

Основная задача – психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллекту­альном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптималь­ных психолого-педагогических условий для развития твор­ческого потенциала личности каждого ребенка.

Цель и задача коррекционной работы четко очерчи­вают принципиальную психолого-педагогическую пози­цию по отношению к детям: не ребенка подгонять, кор­ректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высо­кий уровень развития, воспитания и обучения всех детей.

Вопросы

1.Что такое «зона ближайшего развития» ребенка?

2. Что значит учитывать возрастные особенности ребенка в процессе воспитания и обучения?

3.Что такое школьная дезадаптация и каковы причины ее возникновения?

4. Как соотносятся между собой цель и задачи психолого-педагогической коррекции?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основной список кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции

    Документ
    Абдулина Оксана Николаевна Абдуллаева Ира Георгиевна Абдуллин Илдар Абдулберович Абдуллин Сафуан Сабирянович Абдуллина Гульназира Ахуньяновна Абдуллоев Акбар Билолович Абдуразаков Олег Халидович Абдухаев Александр Яковлевич Абедчанова Кактай
  2. 2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой

    Документ
    1. Дополнить список победителей конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей, утвержденный приказом Минобрнауки России от 4 июля 2007 г. № 198 (приложение).
  3. Реестр адвокатов г. Москвы (по состоянию на 15. 11. 2008)

    Документ
    Абдулкеримова Екатерина Сергеевна 77/1878 Абдуллаев Замир Магомедович 77/4375 Абдуллаев Руслан Аппаевич 77/5435 Абдуллин Расиль Васимович 77/50 Абдуллин Ринат Васимович 77/7104 Абдуллина Маргарита Александровна 77/183 Абдуллоев Зебдулло Фатхулоевич

Другие похожие документы..