Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
К участию в конференции приглашаются студенты, аспиранты, молодые ученые-соискатели. Для этого Вам не обходимо до 10 марта 2011 года прислать заявку ...полностью>>
'Программа'
2. Создать федеральное государственное учреждение "Дирекция по управлению федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного ...полностью>>
'Документ'
Интервалы розничных цен на автомобильное топливо по наблюдаемым автозаправочным станциям в муниципальном районе Кинельскийпо состоянию на 29.02. 2012 ...полностью>>
'Учебное пособие'
Излагается методика разработки невербального логически структурированного учебного пособия с демонстрацией пособия по дисциплине «Радиотехнические си...полностью>>

М. В. Ломоносова юркина Л. В. Методы психологических и педагогических исследований москва 2006 ббк -15 в 24 Юркина Л. В. Методы психологических и педагогических исследований Учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ТОНКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

им. М.В. ЛОМОНОСОВА

Юркина Л.В.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

МОСКВА 2006

ББК -15 В 24

Юркина Л.В.

Методы психологических и педагогических исследований

Учебное пособие

М. МИТХТ им. М.В. Ломоносова, 2006.

Под общей редакцией зав. кафедрой философии, д.ф.н., проф. Ивановой А.А.

Рецензент: к.ф.н. доц. Елонова А.Я.

Утверждено Библиотечно-издательской комиссией МИТХТ им. М.В. Ломоносова в качестве учебного пособия.

Данное пособие может быть использовано при изучении дисциплины «методы психологических и педагогических исследований» студентами первого курса магистратуры направления «химия».

Пособие отражает читаемый по дисциплине курс лекций и вопросы для рассмотрения на семинарских занятиях.

© МИТХТ им. М.В. Ломоносова

Содержание

Тема 1. Психология и педагогика как научные дисциплины 3

Тема 2. Особенности научного исследования в психологии и педагогике 7

Тема 3. Психология в системе научного познания 9

Тема 4. Методы исследования в психологии 14

Тема 5. Педагогика в системе научного познания 21

Тема 6. Методы исследования в педагогике 25

Список рекомендованной литературы 31

Тема 1. Психология и педагогика как научные дисциплины

  • Место психологии и педагогики в системе современной науки

  • Психология и педагогика как отдельные научные отрасли

  • Ценности и нормы психологии и педагогики

Издревле человечество стремилось выявить закономерности функционирования окружающей реальности и на их основе воспроизвести картину мира. Запросы общества диктовали получение новых знаний и использование их с целью коррекции действительности. Чтобы соответствовать этим запросам, представления о мире должны были отвечать нескольким требованиям: объективность, обобщенность, надежность и возможность передачи знания.

В ХУ11-ХУ111 вв. началось формирование науки как социального института – специально предназначенного для получения надежных и достоверных представлений о мире. В этот период были созданы университеты, национальные академии, а также научные периодические журналы, что

1

обеспечило открытый характер научного знания, в отличие от оккультного, характерного для предыдущих эпох.

Нашей задачей является выявить специфику психологии и педагогики как научных дисциплин. Обе рассматриваемые области имеют обширное прошлое и сравнительно короткую историю. Представления об образовании, воспитании, специфике чувственного и эмоционального познания появились практически вместе с человеческим обществом, но изначально эти воззрения не выделялись из философского знания. Статус отдельных наук психология и педагогика получили сравнительно недавно.

Формально годом рождения психологии считается 1879, когда В. Вундт открыл в Лейпциге первую психологическую лабораторию, специализировавшуюся на экспериментальном самонаблюдении. Рассматривая психологию как поиск взаимопонимания между людьми В.Вундт утверждал, что исследование психики нужно начинать с попытки расчленения чувственного опыта на некие «базовые кирпичики», позволяющие установить всеобщее в сочетании ощущений образов и чувств каждого человека. Это направление получило название структурализм, т.к. занималось исследование

2

структуры личного опыта. Однако экспериментальное самонаблюдение, названное В. Вундтом интроспекцией, вскоре стало вызывать множество нареканий у других исследователей.

В частности американский ученый У.Джеймс, критикуя интроспекцию за отсутствие единого критерия, при помощи которого можно было бы перейти от различных мнений к единым закономерностям, в 1890 г. предложил новое направление развития психологии – инструментализм. Он утверждал, что анализ сознания с целью выделения базовых его элементов не имеет будущего, т.к. оно состоит из потока постоянно меняющихся образов и чувств и эта картина моментально рушится, если попытаться ее остановить и тем более расчленить. У. Джеймс предложил подходить к психологическому исследованию с точки зрения адаптации человека к изменениям в окружающей среде, а критерием сопоставления позиций принять полезность полученной из личного опыта информации.

В 30-х гг. 20 века Дж.Уотсон предложил новый методологический подход к психологическому исследованию – бихевиористскую концепцию. Он утверждал, что психология не сможет выйти на научный уровень, если будет продолжать

3

считать предметом исследования психику – структуру, по его мнению, недоступную для экспериментального наблюдения. Дж. Уотсон утверждал, что, если ученые исследуют психическую организацию животных, не имея возможности задавать им вопросы и получать ответы, то также объективно надо подойти и к исследованию человека - «наблюдать наблюдаемое» - т.е. поведение. Долгое время в рамках бихевиоризма поведение человека рассматривалась достаточно упрощенно. У психологии по мнению классического бихевиоризма существовало только две задачи: первая – по стимулу, воздействующему на человека, предсказать его возможную реакцию; вторая – по проявленной реакции реконструировать вызвавший ее стимул.

Только к середине 20 века благодаря усилиям многих ученых был сформулирован принцип реконструкции, позволивший связать внешнее и внутреннее – психику и поведение и на основание исследования внешнего делать выводы о глубинных психических процессах. Однако и сегодня в психологии совместно сосуществуют несколько направлений, по разному представляющих себе предмет ее исследования. Психология деятельности – считает, что предметом

4

рассмотрения должна быть деятельность человека, так как

именно она позволяет исследовать многообразие психических процессов. Необихевиоризм – исследует особенности поведения человека и животных в зависимости от различных влияний окружающей среды. Биопсихология – утверждает, что все психические процессы находят свое отражение в деятельности нервной и эндокринной систем. Психодинамическое направление – придерживается негативного взгляда на природу человека и предлагает исследовать неосознаваемые структуры психики, закрепляя за ними ведущую роль в регуляции поведения человека. Гуманистическое – придерживается положительного взгляда на природу человека и утверждает, что необходимо создание возможностей для максимального самовыражения человека. Этот список может быть продолжен. Для современного психолога исследователя характерен полиморфизм – стремление объединять знания, полученные в рамках различных концепций, так как ни одна из них не обеспечивает исчерпывающего подхода.

Становление педагогики как самостоятельной дисциплины относят к середине 17 века и связывают с Я.А. Коменским, создавшим обоснованную, стройную систему последовательного обучения и воспитания человека и внедрившим ее в педагогическую практику нескольких стран Восточной Европы. Из достаточно большого количества предшественников Я.А. Коменского выделяет еще и то, что он напрямую связывал идеи государственного, политического устройства общества с организацией обучения сопутствующего всей жизни человека. Его фундаментальный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» пропагандировал идею всеобщей мудрости «пансофии», которая не только позволяла понять суть вещей, но и на этой основе готовить подрастающее поколение для перестройки существующего, весьма несовершенного, по мнению Я.А. Коменского человеческого общества.

Путь дальнейшего развития педагогики не дал такого многообразия концепций, как это случилось с психологией, однако и здесь не все просто. Хотя в 19 веке И.Ф. Гербарт сказал, что предметом педагогики должны стать и обучение, и воспитание, утверждая, что «обучение без воспитания есть средство, лишенное цели», эта позиция не является главенствующей в современной педагогике. Во взглядах ученых (В.А. Сластенин, В.П. Каширин и др.) на современную педагогику существует три точки зрения. 1. педагогика междисциплинарная отрасль человеческого знания, своеобразный инструмент других наук. 2. педагогика – прикладная дисциплина, функция, которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук. В частности, в рамках этого направления принято считать, что психология наука, а педагогика искусство, основанное на ней. 3. педагогика – это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект – явления действительности обусловливающие развитие человека, в процессе целенаправленной деятельности общества; и предмет - сознательно и целенаправленно организуемый процесс обучения и воспитания.

При таком многообразии методологических основ психологии и педагогики объективность полученных ими знаний зависит во многом от выбора методов исследования. Разумеется, специфика научной деятельности связана прежде всего с человеческим фактором, с его неповторимостью, и спецификой мышления, выделяющей человека из мира животных, поэтому любая попытка систематизации, разработки критериев научного познания является достаточно условной. Однако знакомство с теоретическими разработками в сфере методологии научного познания может помочь начинающим ученым в выборе своего пути.

Науке известны различные теоретические способы исследования действительности. Наиболее известны следующие: Анализ мысленное разложение исследуемого целого на составляю­щие, выделение отдельных признаков и качеств явления. Помогает исследовать сложные явления, разбивая их на более простые составляющие. Синтез — мысленное соединение признаков, свойств явления в смыс­ловое (абстрактное) целое. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны между собой, можно сказать, что синтез - следующая после анализа и необходимая часть исследования, позволяющая оценить сложный предмет исследования уже в целом.

Абстрагирование мысленное вычленение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей. Конкретизация мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (также парные методы исследования сложных явлений действительности).

Сравнение установление сходства и различия между рассматриваемы­ми явлениями. Обобщение выделение в процессах и явлениях общих черт, т. е. обоб­щение исследуемого.

Индукция и дедукция логические методы обобщения полученных эм­пирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.

Моделирование исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей. Приведенный перечень не является исчерпывающим и важно отдавать себе отчет, что применение методов носит комплексный и подчас стихийный характер.

Отдельной проблемой является регулирование научного познания, которое осуществляется на основе общечеловеческих норм и ценностей, разделяемых научным сообществом. Система общечеловеческих ценностей, прежде своего моральных приоритетов, делает возможным существование научного сообщества по общим законам, как единого целого, несмотря на различные методологические основания, а также предписывает всем членам научного сообщества образцы поведения и границы приемлемого и неприемлемого в научной деятельности.

Тема 2. Особенности научного исследования в психологии и педагогике

  • Специфика научного подхода в педагогике и психологии

  • Особенности эксперимента в психологических и педагогических исследованиях

  • Структура оформления научного исследования

Большинство из нас спокойно признается в своем незнании физики элементарных частиц. Однако поскольку мы ежедневно имеем дело с человечес­ким поведением, мы склонны считать себя знатоками в том, что является верным в психологии или воспитании и образовании детей и взрослых. Бытовые знания, псевдознания об особенностях поведения человека, возможности их использования в науке представляются отдельной проблемой данного вида исследований.

Важно дифференцировать бытовые знания и научную информацию, хотя нельзя отрицать, что стихийные, бытовые психологи, неосознанно применяя научные и собственные методы и стратегии, подчас добиваются хороших результатов. Однако, говоря о бытовой психологии, чаще всего упоминают прогнозы, оправдывающиеся «задним числом» и не имеющие теоретического обоснования. Кроме того, отличительной чертой обыденной психологии является отсутствие альтернатив, недаром ее связывают со здравым смыслом (В.Н. Дружинин 2002).

В рамках научной психологии и педагогики существуют практические направления, которые начинающие исследователи часто ошибочно отождествляют с бытовыми знаниями. Практические отрасли решают конкретные задачи на основе общих теоретических выводов, полученных в рамках научных дисциплин (психология маркетинга, спорта, педагогика туризма и т.д.)

За гранью научного знания существуют популярные психология и педагогика, задачей которых является внедрение в широкой аудитории достижений прикладной и практической психологии и педагогики, упрощением и без применения научной терминологии. Роль данной области сугубо позитивна, так как позволяет формировать общую психологическую и педагогическую культуру.

Псевдознаниями психология как сравнительно молодая научная отрасль особенно богата, это: парапсихология, астрология, хиромантия, френология, и т.д. Названные отрасли подчас содержат теоретическую базу, но их выводы формулируются в настолько общей и преимущественно позитивной форме, что каждый может выбрать для себя что-нибудь по вкусу. Именно это и обеспечивает кажущуюся сходимость прогнозов псевдонауки.

В естественнонаучном знании универсальным критерием работоспособности научных концепций является эксперимент. В психологическом и педагогическом исследовании не всегда понятно – какое место отводится эксперименту. Гуманитарная культура по многим параметрам занимает особое место в познании действительности – экспериментом здесь является социальная практика. В психологическом и педагогическом исследовании эксперимент подтверждает правильность концепции, но поскольку эксперимент этот проводится на реальных людях – не имеет «черновика», он требует серьезного обдумывания, обоснования, предварительного отвлеченного моделирования и навыков критического мышления.

Наприме­р, многие люди считают, что наказание является хорошим способом подкрепить научение у детей. В действительности нет ничего более далеко­го от истины.

Критическое мышление, на наш взгляд, следует рассматривать в той его части, которая отвечает за способность оценивать, сравнивать, анализировать, критиковать, синтезировать информацию, включающую в разумных соотношениях и доверие, и, недоверие. Вопреки словообразованию, критическое мышление не должно ассоциироваться со стремлением отвергать все новое и неожиданное. Основа критического мышления — готовность активно оценивать идеи. Ученые обладающие навыками критического мышления анализируют свидетельства как подтверждающие, так и опровергающие их представления и выискивают как слабости, так и сильные стороны в своих рас­суждениях. Они подвергают сомнению допущения и предпринимают поиск альтернативных решений, признают, что истинное знание появляется в резуль­тате постоянного пересмотра и расширения понимания мира.

Отельным аспектом научного исследования является структура оформления научного исследования, которая призвана помочь начинающим исследователям выйти на должный, понятный остальным ученым уровень мышления.

Оформление научного исследования проходит ряд этапов последовательность которых может быть различной, в зависимости от хода конкретного исследования (В.В. Краевский, Д.Кун, В.П. Симонов). Выявление проблемы. Этот этап связан с проработкой исследователем литературы по предмету. Литературный обзор помогает исследователю отличить частной (только для исследователя, но не для науки – учебной проблемой) или общенаучной (наука не решила проблему или отдельные ее аспекты) является выбранная им для исследования проблема. На этом этапе исследователь также определяется с понятийным аппаратом – выделяет объект и предмет исследования. Определение целей, с которыми производится исследование и постановка системы задач, позволяющих достичь поставленной цели. Выдвижение гипотезы. Выдвижение гипотезы – один из основных этапов исследования, так как он напрямую связывает теоретические выкладки с практической работой исследователя. В гипотезе исследователь объединяет и свои предположения, и то, что он собирается изменить в окружающей действительности, и ожидаемый результат исследования. Именно, гипотетичность и проверяемость гипотезы позволяют оценить степень владения проблемой. Сбор данных, проверка гипотезы. Сбор данных проходит, скорее всего, в процессе эксперимента. Данные собираются, классифицируются и анализируются. На современном этапе для обработки информации исследователю требуется знание математических и статистических методов систематизирования информации. В процессе анализа информации гипотеза находит свое подтверждение или опровержение, в связи с этим в гипотезе часто выделяют несколько положений. В случае опровержения гипотезы исследователь возвращается к этапу формулирования гипотезы и корректирует ее. Построение концепции. В случае подтверждения гипотезы или какой-либо ее части исследователь формулирует концепцию исследования – ту инновацию, которую он своим исследованием внес в науку и практику. Обсуждение концепции научным сообществом. Законченная концепция выносится на обсуждение научного сообщества в виде статьи или доклада на научной конференции. Это – контролирующий этап научного исследования, который позволяет проверить и степень логичности доводов исследования и важность вклада в теорию и практику.

Тема 3. Психология в системе научного познания

  • Предмет психологического исследования

  • Гипотетико-дедуктивный метод исследования

  • Методики и типы исследования

Психология — единая научная дисциплина, изучающая внутренние скрытые от внешнего наблюдателя структуры и процессы, знание которых необходимо для объяснения поведения человека и животных, а также психологических особенностей как конкретного человека, так и групп людей (В.Н. Дружинин 2002). Психология – многоотраслевая дисциплина, включающая в себя фундаментальную, прикладную и практическую. Фундаментальная психология ставит целью установление фактов, механизмов и законов психической деятельности. Прикладная психология изучает психические явления в естественной среде, используя для своих выводов фундаментальные закономерности (клиническая психология, психология развития, юридическая психология и т.д.). Практическая психология, использует научные психологические знания для решения конкретных задач в других областях действительности (психология руководства, психология банковской деятельности и т.д.) Единство психологии, несмотря на разнообразие отраслей, определяется единым предметом и единым методом. Разные отрасли и научные концепции разрабатывают различные аспекты единого предмета психоло­гии, используя различные методики в соответствии с единым методом и объяснительными принципами.

Принципы объяснения – основополагающие положения, предпосылки или концепции, применение которых позволяет содержательно описывать предполагаемые свойства и характеристики объекта исследования и на основании общенаучного метода строить процедуры для получения эмпирического материала, его обобщения и интерпретации. Объяснительные принципы, используемые в психологии, - взаимодействия и развития, детерминизма, целостности, реконструкции, активности, субъектности.

Принцип взаимодействия и развития отражен в концепции эволюции.

Принцип детерминизма – утверждает закономерность, причинную связь всех явлений действительности.

Принцип целостности объясняет сохранение идентичности объектом в широких пределах (личность в процессе развития претерпевает изменения, но сохраняет индивидуальные черты). К принципу целостности В.Н. Дружинин обозначил три подхода: элементаризм (система как сумма элементов), редукционизм (делимость объекта и объяснение его свойств через простые процессы, лежащие в его основе) и холизм (целое больше чем сумма его частей).

Принцип активности - различные виды активности (в том числе деятельность) обеспечивают непрерывность развития объекта.

Принцип субъектости – субъектами могут быть любые живые системы, способные к фиксации и воспроизведению информационных моделей взаимодействия с миром (человек, животные, группы людей).

Принцип реконструкции устанавливает единство поведения психики, сознания и деятельности, т.е. позволяет реконструировать реальность, недоступную наблюдению на основе наблюдаемого (С.Л. Рубенштейн 1997).

Предмет психологиче­ского исследования структура психической организации индивида и про­цессы его взаимоотноше­ния с миром. Индивид представляет собой целостную структуру, которая отражает всю историю его становления — фило- и онтогенетическую, т.е рассматривается как синтез эволюции человеческого рода в целом, так и развитие отдельной личности от рождения до смерти. Различные аспекты предмета психологии не могут быть изучены в отрыве друг от друга, поскольку именно отношения между ними позволяют оценить картину в целом.

Долгое время своеобразным камнем преткновения в психологии была недоступность предмета исследования непосредственному наблюдению (столкновение интроспекции и системы наблюдения наблюдаемого – поведения), однако эта недоступность является специфичностью предмета, которая позволяет в рамках различных научных концепций реконструировать различные аспекты предмета, и синтезировав полученную информацию воссоздать картину – связать наблюдаемое и остающееся за гранью видимого в поведении человека.

Специфика предмета психологического исследования - положение психологии на стыке гуманитарных и естественных дисциплин. Биологическая организация человека и животных и их процессы взаимодействия с окружающей средой определяют особый уровень жизнедеятельности живых систем, который не допускает ни редукции вниз — к нейрофизиологии, ни вверх — к социологическим наукам, облада­ющим собственными предметами исследования, однако требует согласования хода и результатов психологических исследований с пограничными науками. Этим объясняется то, что психология разделяет общенаучные объяснительные принципы, об­щенаучный метод. Важнейшие проблемы психологии не могут быть ни поставлены, ни решены вне контакта с другими дисциплинами.

Философские концепции могут являться основой научной методологии психологического познания. Культурологические, антропологические и этические разработки позволяют решить многие проблемы психологических исследований. Синтез психологии и социальных наук в начале ХХ века положил начало новому направлению психологических исследований – исследованию взаимодействия человека и общества в рамках социальной психологии. Рассмотрение дихотомии биологического и социального в психологии требует помимо привлечения гуманитарного знания еще и знания различных медицинских дисциплин. Особенности коммуникативных процессов, процессов усвоения культурного и исторического опыта позволяют связать психологию с педагогикой.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научной рефлексии

    Документ
    В монографии изложены теоретические подходы к становлению и развитию теории стресса. Проанализированы подходы к изучению стрессфакторов. Сделана попытка описать эволюцию понятия «стресс», «травматический стресс».

Другие похожие документы..