Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Конференции / Круглый стол проекта «Горбачевские чтения»: «Судьбы демократического движения в России. Российская интеллигенция перед вызовами времени&...полностью>>
'Документ'
о системе мер по обеспечению требований охраны труда и улучшению условий труда, сложившейся в ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (...полностью>>
'Контрольные вопросы'
9. Ранг матрицы. Теорема о базисном миноре. 10.Свойства ранга матрицы. 11. Метод исключения переменных Гаусса. 1 .Метод Крамера. 13.Теорема Кронекера...полностью>>
'Реферат'
Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря нему регулируются многие социально-экономические, политические, трудов...полностью>>

Учебно-методический комплекс Дисциплина История джаза Для студентов специальности

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

16

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра теории музыки и музыкального образования

Учебно-методический комплекс

Дисциплина

История джаза

Для студентов специальности:

050601.65 «Эстрадно-джазовое пение»

Учебно-методический комплекс составлен с учётом действующего стандарта образования по данной специальности.

Тюмень 2011

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«УТВЕРЖДАЮ»:

ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА_______________________ /Демина Л.В./

« ____ » ______________ 20__г.

История джаза

учебно-методический комплекс

для студентов специальности 050601.65 Эстрадно-джазовое пение

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы ____________/ Фишер А.Н../

« _____» ____________ 2011__г.

Рассмотрено на заседании теории музыки и музыкального образования, протокол №_ от « » _______2011г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ »:

Объем ______стр.

Зав. кафедрой _____________/Грузинцева Н.В./

«______» ____________2011__г.

Рассмотрено на заседании УМК института музыки, театра и хореографии, протокол №_от________ «_» 2011г.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК __________ /Петрова В.В./

«______» ____________2011__г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Директор научной библиотеки ______________ / Соколова Н.П./

«______» ____________2011__г.

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«УТВЕРЖДАЮ»: ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ______ /Демина Л.В./

« ____ » ______________ 20__г.

История джаза

учебно-методический комплекс

для студентов института музыки, театра и хореографии специальности 050601.65 Эстрадно-джазовое пение

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы ____________/ Фишер А.Н./

« _____» ____________ 2011__г.

Рассмотрено на заседании теории музыки и музыкального образования, протокол №_ от « » _______2011г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем ______стр.

Зав. кафедрой _____________/Грузинцева Н.В./

«______» ____________2011__г.

Рассмотрено на заседании УМК института музыки, театра и хореографии, протокол №_от________ «_» 2011г.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК __________ /Петрова В.В./

«______» ____________2011__г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Директор научной библиотеки ______________ / Соколова Н.П./ «______» ____________2011__г.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра ТЕОРИИ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Составитель: кандидат искусствоведения

доцент кафедры теории музыки

и музыкального образования

А.Н.Фишер

Пояснительная записка

Трудоемкость дисциплины: всего 80 часов; в том числе аудиторных – 68 (лекции – 36, практические 32), самостоятельная работа студента - 12 часов

Требования Государственного образовательного стандарта - основные этапы становления и развития джаза в контексте социально-экономических, национально-этнических, художественно-эстетических явлений. Специфические джазовые приемы (импровизационность, метро-ритмические особенности, свинг, артикуляция, звуковой идеал). Основные стилистические разновидности джаза, возникавшие в процессе его развития как в США, так и в странах Европы. Особенности развития и стилистики отечественного джаза, взаимодействие с другими видами музыкального искусства.

Предмет истории джаза входит в комплекс общих профессиональных дисциплин для специальности Эстрадно-джазовое пение. Изучение предмета имеет своей целью рассмотрение джазового искусства в контексте его эволюции, в панорамном взгляде на многообразие стилей и направлений.

Задачами курса являются:

изучение основных этапов становления и развития джазового искусства через призму социально-экономических, национально-этнических, художественно-эстетических явлений;

рассмотрение специфических приемов музыкального языка джаза (свинг, импровизационность, гармония)

Курс истории джаза совмещает в себе аудиторные занятия (лекционные, и практические занятия), а также предполагает самостоятельную работу студентов по закреплению полученных знаний и навыков. Формы работы включают а)анализ (гармонический, синтаксический) джазовых тем различных направлений и авторских стилей б)целостный анализ джазовых композиций (с характеристикой структурных, фактурных, интонационно-тематических особенностей)

По итогам прохождения предмета истории джаза студент должен

1. иметь представление о стилевом и жанровом многообразии эволюции джаза

2. знать эстетические и теоретические основы классического, современного и авангардного джаза

3. владеть методикой анализа джазовой композиции

С целью осуществления текущего контроля по усвоению знаний и закреплению навыков используются: устный опрос, терминологический диктант, тестовые письменные задания, письменные работы (написание стилевых викторин).

Формой итогового контроля является зачет (Ш семестр).

Вопросы к зачету

1. Истоки джазовой музыки

2. Жанры афроамериканского фольклора

3.Блюз: этапы развития жанра

4. Рэгтайм

5. Классический джаз (биг-бэнды 1920-х годов)

6.Стиль свинг

7. Стиль бибоп.

8. Стиль кул и другие течения 1950-х годов

9. Джазовые стили 1960-1970 годов

10. Авангардные стили джаза. Фри-джаз

11. Джаз в Советской России

12. Развитие джаза в постсоветской России

13. Стилевая панорама современного джаза.

Список терминов для терминологического диктанта

II семестр

Архаический блюз, архаический джаз, афроамериканская музыка, барбершоп-гармония, баррел-хаус-стиль, биг-бит, биг-бэнд, блокаккорды, блуждающий бас, блюз, блюзовый лад, брасс-бэнд, брейк, бридж, буги-вуги, бэкграунд, гарлемский джаз, граул, граунд-бит, дерти-тоны, «джаззинг», джазовая форма, джангл-стиль, диксиленд, кейк-уок, классический блюз, корус, менестрельный театр, офф-бит, офф-питч-тоны, рифф, свинг, симфоджаз, страйд-стиль

III семестр

Авангардный джаз, афрокубинский джаз, барок-джаз, би-боп, верс, вест-коуст-джаз, комбо, мейнстрим, прогрессив, скэт, современный джаз, стоп-тайм-техника, «третье течение», фолк-джаз, фор-бит, фри-джаз, фьюжн, хард-боп, холлер, хот-джаз, «четвертое течение», чикагский джаз, шафл, электронный джаз, «эра джаза».

Тематический план курса

Курс: I-II

Семестры: II-III

Объем в часах:

Всего – 80

В т.ч.:аудиторных – 68

Лекции –36

Практические –32

Самостоятельная работа – 12

Зачет: III семестр

Наименование раздела и темы

Количество часов

Лекц.

Практ.

Самост.

Всего

Введение

Предмет и задачи курса «История джаза»

1

1

1

Тема 1. Джаз как явление музыкального искусства

2

2

4

2

Тема 2. Истоки джаза

3

2

5

3

Тема 3: Жанры афроамериканского фольклора

2

2

4

4

Тема 4: Блюз: этапы развития жанра

2

2

1

5

5.

Тема 5: Рэгтайм

2

2

1

5

6.

Тема 6: Стили раннего джаза

2

2

1

5

7

Тема 7: 1920-1930 годы. Расцвет джаза. Эпоха свинга

4

4

1

9

8

Тема 8: Начало эпохи модерн-джаза. 1940-е годы. Стиль бибоп.

2

2

1

5

9

Тема 9: 1950-е годы. Стиль кул и другие течения

2

2

1

5

10

Тема 10: 1960-е годы. Авангардные стили джаза

2

2

1

5

11.

Тема 11: Ассимиляционные течения 1960-1970 годов

4

2

1

7

12.

Тема 12: Джаз в Советской России

4

4

2

10

13.

Тема 13: Джаз в постсоветской России

4

4

2

10

Итого

36

32

12

80

Содержание курса

Введение

Тема 1. Джаз как явление музыкального искусства

Определение джаза. Исторические, социальные и художественные предпосылки зарождения джаза. Периодизация истории джаза.

Коммуникативная открытость джазовой культуры. Взаимодействие с академической музыкой («Третье течение»), с фольклором народов мира («Четвертое течение»).

Использование академическими композиторами выразительных средств и приемов джаза.

Тема 2. Истоки джаза

Микстовая природа истоков джазовой музыки.

Негритянские корни (импровизационное музицирование, особая ритмическая организация – свинг, специфические приемы вокального – лабильного – интонирования. Дерти-тоны, шаут-, граул-, холлер-эффекты).

Европейские традиции в джазе (традиция концертного музицирования, исполнительские составы, тональная гармония, метроритмическая организация, «квадратность» композиционных структур).

Американская бытовая культура. Менестрельный театр.

Тема 3. Жанры афроамериканского фольклора

Общие жанровые черты-респонсорный принцип, лабильное интонирование.

Культовые жанры-спиричуэлс, госпел, ринг-шаут, джюбили.

Трудовые песни - work-song: уличные (стрит-край), полевые (холер, филд-холлер, филд-край), плантационные.

Тема 4. Блюз: этапы развития жанра

Архаический («сельский») блюз - фольклорный жанр импровизационной природы.

Классический блюз-жанровые черты (образное содержание, блюзовая форма, блюзовый лад, блюзовое интонирование, blue area, гармония блюзового квадрата). Исполнительницы блюза – Б.Смит, И.Кокс, А.Хантер и другие.

Блюз в модерн-джазе. Инструментальный блюз; развитие жанра в различных стилях современного джаза.

Тема 5. Рэгтайм

Истоки жанра; кейк-уок, rag music.

Жанровые признаки: «синкопированная мелодия на фоне метрономически точного движения восьмыми в аккомпанементе», «сюитный» принцип организации формы. Особенности исполнительской техники.

Композиторы-рэгтаймисты: С.Джоплин, Томас Тарпен, Джеймс Скотт и другие.

Развитие рэгтайма – жанры Advanced, Novetly.

Рэгтайм-опера. «Тримониша» (С.Джоплин)

Тема 6. Стили раннего джаза

Миграция афроамериканцев из сельской местности в города, и образование первых джазовых центров (Нью Орлеан, Чикаго, Канзас Сити, Нью Йорк).

Новоорлеанский стиль. Marching band, их роль в формировании первых джазовых ансамблей. Инструментальный состав джазовых оркестров, функции инструментов.

Творчество Д.Р.Мортона, С.Беше, Л.Армстронга.

Распространение джаза на Восточном побережье и Среднем Западе (Канзас Сити, Мемфис и др.)

Чикагский стиль. Диксиленд и его роль в развитии джаза. Деятельность «Original Dixieland Jazz Band» (руководитель Джек Лейн). Баррел-хаус-стиль. Жанр буги-вуги.

Тема 7. 1920-1930 годы. Расцвет джаза. Эпоха свинга

1920-е годы – «век джаза» (Ф.С.Фитцджеральд). Перемещение центра развития джаза в Нью-Йорк.

Симфоджаз, как пример сближения джаза с традициями академической музыки. Творчество Дж.Гершвина. «Порги и Бесс»-первая опера, написанная на основе негритянского фольклора.

Свит-музыка – направление танцевально развлекательного джаза. Творчество Дж.Керна, К.Портера и других.

1930-е годы – «эра свинга». Расширение сферы бытования джаза (дансинг-холлы, рестораны, отели; музыкальное оформление шоу, мюзиклов, кинофильмов). Танцевально-развлекательная функция джазовой музыки, и как следствие ее коммерциализация.

Преобладающее положение биг-бэндов. Принципы секционной группировки инструментов. Функции аранжировщика и импровизатора. «Стандартизированность» музыкального языка.

«Именные» биг-бэнды (под управлением Ф.Хендерсона, К.Бейси, Д.Эллингтона, Б.Гудмена, Г.Миллера, В.Германа)

Тема 8. Начало эпохи модерн-джаза. 1940-е годы. Стиль бибоп.

Социально-политические причины формирования бибопа - первого стиля модерн-джаза. Переориентация джаза из области массовой культуры в статус элитарного искусства.

Ориентация на камерное музицирование, в следствие чего формирование малых исполнительских составов – комбо. Усиление роли импровизационности.

Усложнение системы музыкально-выразительных средств джаза за счет «заимствований» достижений современной академической музыки. Возрождение традиций лабильного фольклорного интонирования и проявление их в гармонической области джаза.

Корифеи бибопа - Д.Гиллеспи, Ч.Паркер, Т.Монк.

Тема 9. 1950-е годы. Стиль кул и другие течения

Кул (прохладный)– как реакция на hot-stile бибоп. Развитие тенденций 1940-х годов – тяготение к камерности музицирования, обновление музыкального языка, усиление импровизацонного начала. Интеллектуализация джаза, сближение его с музыкой академической традиции.

Представители стиля кул – Д.Брубек, П.Дезмонд, Б.Эванс. «Мodern jazz quartet».

Стиль прогрессив – стиль концертного джаза на основе традиций свингового биг-бэнда. Руководители оркестров С.Кентон, В. Герман, Б.Реберн и другие.

Тема 10. 1960-е годы. Авангардные стили джаза

Фри джаз – первый авангардный стиль джаза, возникший в период популярности авангарда в других видах искусств. Социальные предпосылки появления стиля. Тяготение к использованию современных сложных средств музыкального языка при свободном отношении к формообразованию, тематизму, гармонической «сетке», равномерной метрической пульсации.

«Модальный» джаз, как разновидность фри-джаза. Главная установка стиля - импровизация на избранный звукоряд.

Представители фри-джаза – О.Коуэлмен, Дж.Колтрейн, Ч.Мингус, А.Шепп и другие.

Тема 11. Ассимиляционные течения 1960-1970 годов

Взаимодействие джаза с различными музыкальными культурами, в целях поиска источников обогащения джазового языка.

Этно-стили. Афрокуба и босса-нова – джазовая музыка латино-американского колорита. Характерные черты – танцевально-жанровый ритм, расширение группы ударных за счет использования различных экзотических инструментов.

Джаз-рок – направление, основанное на синтезировании джаза с рок-музыкой. Обогащение джазового саунда за счет привлечения специфических электромузыкальных инструментов. Джаз-рок в музыке М.Девиса, Ч.Кореа и других.

«Третье течение» - направление, объединяющее академические музыкальные традиции («первое течение») с джазом («второе течение»). Установка на написание оркестровых композиций в крупных формах, отход импровизацонности на второй план. Представители «третьего течения» - Г.Шуллер, «Swingle Singers».

«Четвертое течение» или «world music» - новая волна этно джаза с 1970-х годов. В основе – опора на самобытный национальный мировой фольклор. Творчество Джона Маклафлина, Яна Гарбарека, Джона Зорна, Сан Ра.

Тема 12. Джаз в Советской России

1920-е годы в России – «джазовый бум». Гастроли в СССР зарубежных джазовых коллективов и солистов-джазменов. Первые джаз-бэнды: «Эксцентрический джаз-бэнд В.Парнаха» (1922), оркестр А.Цфасмана (1926), Теа-джаз Л.Утесова-Я.Скоморовского (1929). Популяризация джаза с помощью кинематографа («Веселые ребята» Г.Александрова, с оркестром Л.Утесова). Создание Государственного джаза СССР (под руководством М.Блантера и В.Кнушевицкого) и Джаз-оркестра Всесоюзного радио (под руководством А.Варламова, позже – А.Цфасмана)

Эстрадно-развлекательная ориентация джазовой музыки в 1930-1940-е годы; сближение с советской массовой песней. «Песенный джаз». Деятельность оркестров под руководством О.Лундстрема, Э.Рознера. Творчество композиторов И.Дунаевского, Н.Богословского и других.

1940-1950-е годы – период резкой критики и запрещения джаза, как отражение идеологии государства и внешнеполитической жизни СССР. «Подпольный» джаз. Творчество Ю.Саульского.

1950-1960-е годы – «хрущевская оттепель» - время создания джазовых клубов, организация джазовых фестивалей. Гастроли зарубежных джазменов. Участие советских музыкантов в зарубежных джазовых фестивалях.

Постепенная легализация джаза в 1980-е годы. Появление первого самостоятельного джаз-клуба в Ленинграде (1986 год), публикации о джазе в журнале «Музыкальная жизнь», выход фильма «Мы из джаза» (режиссер К.Шахназаров) с участием оркестра под управлением А.Кролла (1983 год).

Тема 13. Джаз в постсоветской России

Отечественные джазмены, выдвинувшиеся в 1960-1980 годы: А.Кузнецов, А.Козлов, Г.Гольштейн, И.Бриль, Л.Чижик, Д.Крамер, В.Ганелин, В.Чекасин, А.Кондаков и другие. Вокалисты – Л.Долина, И.Отиева, В.Понамарева.

Многообразие стилей в деятельности отечественных коллективов и солистов 1980-х годов: Ретростили (Лененградский диксиленд), бибоп (Д.Голощекин), кул-джаз (Г.Лукьянов и его ансамбль «Каданс»), фри-джаз (В.Гайворонский, В.Волков).

Появление новых фигур в отечественном джазе в 1990-е годы – А.Ростоцкий, А.Шилклопер, В.Толкачев и другие.

Библиографический список

Основная литература

  1. Конен, В. Рождение джаза. / В. Конен. – Москва, 1990.

  2. Овчинников, Е. История джаза: учебник: В 2-х вып. Вып. 1./ Е. Овчинников. – Москва, 1994.

  3. Фейертаг, В. Джаз. ХХ век. Энциклопедический справочник. / В. Фейертаг. – Санкт-Петербург, 2001.

Дополнительная литература

  1. Барбан, Е. Черная музыка, белая свобода: музыка и восприятие нового джаза. / Е. Барбан. – Екатеринбург, 2002.

  2. Баташев, А. Советский джаз. / А. Баташев. – Москва, 1972.

  3. Верменич, Ю. Джаз: История. Стили. Мастера. /Ю. Верменич.– Санкт Петербург, 2007.

  4. Голубев, А. Александр Цфасман: Корифей советского джаза. / А. Голубев. - Москва, 2006.

  5. Джоэл, Д. Герцог. Портрет Д.Эллингтона./ Д. Джоэл. – Новосибирск, 2007.

  6. Кинус, Ю. Импровизация и композиция в джазе. / Ю. Кинус. – Ростов н/Д, 2008.

  7. Коллиер, Дж. Луи Армстрог: Американский гений.
    Дж. Коллиер. – Москва, 2001.

  8. Коллиер, Дж. Становление джаза./Дж. Коллиер – Москва, 1984.

  9. Конен, В. Блюзы и ХХ век. / В. Конен – Москва, 1980.

  10. Конен, В. Пути американской музыки./ В. Конен. – Москва, 1977.

  11. Конен, В. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке ХХ века. /В. Конен. – Москва, 1994.

  12. Королев, О. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп музыки: Термины и понятия./ О.Королев. – Москва, 2002.

  13. Мошков, К. Блюз. Введение в историю. / К. Мошков. – Санкт-Петербург, 2010.

  14. Мошков, К. Индустрия джаза в Америке./ К. Мошков. – Санкт-Петербург, 2008.

  15. Шапиро, Н., Хентофф, Н. Послушай, что я тебе расскажу. / Н. Хентофф, Н.Шапиро. – Москва, 2000.

  16. Юэн, Д. Джордж Гершвин: Путь к славе./ Д. Юэн. – Москва, 1989.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины История зарубежной литературы Специальность

    Учебно-методический комплекс
    1.1.1 Цель курса. Курс, основанный на современных достижениях российского и зарубежного литературоведения, имеет познавательную, интеллектуально-развивающую и мировоззренческую функции.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (4)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (22)

    Учебно-методический комплекс
    Д История музыкального образования [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Е.А. Торопчина; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  4. Методические материалы к государственной аттестации для студентов специальности 071301 «Народное художественное творчество» по предмету «Теория и история народной художественной культуры»

    Документ
    В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности № 071301 «Народное художественное творчество» итоговая государственная аттестация специалиста включает защиту выпускной
  5. Учебно-методический комплекс Дисциплина: Стили современной хореографии Цикл: сд. Р. 02

    Учебно-методический комплекс
    Материал рабочей программы «Стили современной хореографии» составлен с учетом специфики подготовки руководителей хореографических коллективов, преподавателей спортивных и эстрадных танцев.

Другие похожие документы..