Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Урок 1. Мудрость несет добро.Мудрость - это умение различать добро и зло, давать совет самому себе и другим, находить выход из трудных жизненных ситуа...полностью>>
'Примерная программа'
Примерная программа дисциплины соответствует требованиям ФГОС ВПО. Включает в себя цели и задачи дисциплины, место дисциплины в структуре ООП, требов...полностью>>
'Основная образовательная программа'
- формирование общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельност...полностью>>
'Документ'
З метою реалізації державної політики із запобігання та протидії корупції, на вимогу Закону України «Про засади запобігання і протидії корупції», лис...полностью>>

Программа и контрольные задания по учебной дисциплине «исследование систем управления» для студентов заочной формы обучения всех спец., кроме

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПРОГРАММА И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ»

для студентов заочной формы обучения всех спец.,

кроме «Маркетинг»

«Управление персоналом»

«Управление в нефтехимическом и химическом комплексах»

«Управление проектом»

Москва-2006

УДК

Составитель

к.э.н., доцент Е.Ю. Кузьмина

к.э.н., ст. преподаватель И.В Соклакова

Ответственный редактор

заведующий кафедрой менеджмента

доктор экономических наук, профессор

Э.М. Коротков

Обсуждены

на заседании кафедры менеджмента

Протокол №__7_от «__07_»___03___2006г.

Обсуждена и одобрена

на секции научно-методического совета ГУУ

Протокол № 1 от «__23_»__05__2006г.

РЕЦЕНЗЕНТ

зам. директора по учебной работе д/о Института управления на транспорте

д.э.н., профессор, Метелкин П. В.

  1. Организационно-методические указания

Учебная программа по дисциплине «Исследование систем управления» является основным документом, определяющим общее содержание и направления в подготовке специалистов, избравших заочную форму образования. Она разработана на основе учебных планов для студентов соответствующих специальностей и специализаций и предназначена помочь им в самостоятельном изучении данной дисциплины.

Цель курса – развитие навыков исследовательской работы будущих специалистов в области менеджмента. Дисциплина предполагает воспитание и развитие творческих подходов к работе, стремления к поиску новых форм организации управления, осуществление научного подхода к управлению во всех его проявлениях.

Главной задачей курса является формирование навыков по организации проведения исследовательской работы. Задачами дисциплины являются:

  • формирование научного представления об исследовательской деятельности;

  • рассмотрение конкретных методов проведения исследований;

  • ознакомление с вопросами планирования и организации исследований систем управления.

Дисциплина "Исследование систем управления" формирует как научное представление об исследовательской деятельности, так и содержит практические рекомендации ее методологического обеспечения и организации проведения. Она опирается на целый ряд общеэкономических и методологических наук и дисциплин, но наиболее тесным образом связана с курсами управленческого цикла "Теория организации", "Основы менеджмента", "Социология и психология управления", "Маркетинг", «Организационное поведение».

В результате изучения дисциплины «Исследование систем управления» студенты должны:

  • знать: содержание общенаучных и конкретных методов исследования систем управления, функционально-логические основы исследования систем управления, логику и порядок планирования и организации исследования систем управления, принципы оценки результатов исследования;

  • уметь: применять методологию исследования к решению практических проблем управления организациями;

  • иметь представление о подходах к исследованиям, о трудностях и проблемах проведения практических исследований и возможностях преодоления этих трудностей.

2. Распределение часов по срокам обучения, темам и видам учебных работ

Наименование

Раздела, темы

Объем работы студентов (час.)

Всего

часов

3,5 года

4 года

6 лет

Аудиторные

Са-

мост

Аудиторные

Са-

мост

Аудитор-ные

Са-

мост

Лекц

Конс

Лекц

Конс

Лекц

Конс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Раздел 1. ИССЛЕДОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ

Тема 1. Исследования и их роль в научной и практической деятель-ности человека.

2

2

2

2

Тема 2. Объект и предмет исследования.

2

2

2

2

Тема 3. Фактологическое обеспечение исследова-ния.

4

4

4

4

Раздел 2. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДО-ВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ.

Тема 4. Практическая формула диалектического подхода к исследованию.

4

2

2

2

Тема 5. Система обще-научных методов иссле-дования.

4

2

2

2

Тема 6. Системный анализ в исследовании управ-ления.

4

2

2

2

Тема 7. Разработка гипоте-зы и концепции исследо-вания системы управле-ния.

4

2

2

2

Раздел 3.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНО-ВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 8. Функциональная роль исследования в раз-витии систем управления.

4

4

4

4

Тема 9. Логический аппарат исследования систем управления.

4

4

4

4

Тема 10.Приемы анализа и обоснования.

4

4

4

4

Раздел 4. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕ-НИЯ

Тема 11. Состав и выбор методов исследования систем управления.

4

4

4

4

Тема 12. Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования.

4

4

4

4

Тема 13. Тестирование в исследовании систем управления.

6

4

4

4

Тема 14. Имитационное моделирование систем управления.

4

4

4

4

Тема 15. Параметрическое исследование и факторный анализ систем управления.

4

Тема 16. Социологические исследования систем управления.

6

4

4

4

Тема 17. Экспертные оценки в исследовании систем управления.

4

4

4

4

Раздел 5.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ.

Тема 18. Планирование исследования систем управления

4

4

4

4

Тема 19. Организация исследования систем управления.

4

4

4

2/4

Раздел 6.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТА-ТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКА

СИСТЕМ УПРАВЛЕ-НИЯ.

Тема 20. Диагностика и прогнозирование систем управления.

4

4

4

4

Тема 21. Научная и практическая эффективность исследования.

4

4

4

2/4

Всего часов на освоение учебного материала

84

4

4

76

6

2

76

10/6

2

72/

76

Формы контроля: промежуточный – контрольное задание

итоговый – зачет

3. Список литературы

Основная (обязательная):

  1. Бор М. З. Основы экономических исследований.—М., 1998.

  2. Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы. - г.Железнодорожный, Моск. Обл.: ТОО НЦП «Крылья»,1996.

  3. Игнатьева А. В. Исследование систем управления: Учеб. Пособие. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 157 с.

  4. Кафидов В. В. Исследование систем управления: учеб. Пособие для вузов. – 2-е изд.- М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 160 с.

  5. Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций.—М.,1993.

  6. Коротков Э.М. Исследование систем управления.—М., ДеКА, 2000.

  7. Ломоносов Б.П., Мишин В.М. Исследование систем управления.-М., 1990.

Дополнительная:

  1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. Методологические проблемы. - М.:Политиздат.,1985.

  2. Белановский С. Метод фокус-групп: Учебное пособие. – М.: 2001. – 280 с.

  3. Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Уч. Пособие. – м.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с.

  4. Брюшинкин В.Н. Логика, мышление, информация. Л.: Изд-во Ленинградского университета,1988.

  5. Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований.- М.: Изд-во Московского университета,1988.

  6. Гражданников Е.Д. Оценка научных результатов по оптимальному критерию. В сб.: Науковедение. Прогнозирование. Информатика Киев,1970.

  7. Иванова И.И. и Асеев В.Г. Методология и методы психологических исследований. В кн.: Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: 1969.

  8. Ивлева Л.А. и Сивоконь П.Е. Социальный эксперимент и его методологические основы. - М.: 1970.

  9. Кириллов В. И. Логика познания сущности. - М.: Высшая школа,1980.

  10. Кураев В.И. Диалектика содержательного и формального в научном познании – М.: Наука, 1977.

  11. Логическая функция категорий диалектики. - М.: Высшая школа,1972.

  12. Мончев Н. Разработки и нововведения./ Пер. с бол.- М.:Прогресс, 1978.

  13. Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятии. «Финансы и статистика»- М., 1990.

  14. Методологические основы научного познания. Под ред. П.В.Попова.- М.: высшая школа,1972.

  15. Новик И.Б. Вопросы стиля мышления в естествознании –М.: Политиздат,1985.

  16. Опыт и методика конкретных социологических исследований. - М.: 1965.

  17. Острейковский В.А. Теория систем. Учебник для вузов. - М., Высш. шк., 1997.

  18. Проблемы методологии социального исследования. - Л.: 1970.

  19. Пуанкре А. О науке./Пер. с франц. М.: Наука,1990.

  20. Сичивица О.М. Методы и форма научного познания М : Высшая школа,1972.

  21. Социальное познание и управление. Под ред. С.И. Попова, Б.И.Сюсюкалова- М.: Мысль,1983.

  22. Системные исследования. Ежегодник Академии Наук СССР- М.: Наука,1976-1990

  23. Тимофеев И.С. Методологическое значение категорий «качество» и «количество».- М.: Наука,1972.

  24. Управление, планирование и организация научных и технических исследований, т.1,3.- М.: 1970.

  25. Ядов В.А.Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара: Самарский университете, 1995. – 331 с.

4. Содержание тем программы.

Раздел 1. Исследования в управлении.

Тема 1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека.

Понятие исследования. Исследования как вид познавательной деятельности. Научные и практические исследования. Виды исследований. Коллективные и индивидуальные исследования. Роль исследований в различных сферах развития производства. Потребность, стимулы и качество исследования. Методология и организация исследования. Исследование в практике управления. Исследование как функция менеджмента.

Литература:[1, 3, 4, 6, 7, 29].

Вопросы для самопроверки

  1. Раскройте различные подходы к понятию «исследование».

  2. Обоснуйте необходимость и актуальность исследования в современных условиях.

Тема 2.Объект и предмет исследования.

Понятие предмета исследования и методологические принципы его выделения. Явления и процессы, их разнообразие и классификация. Система управления в качестве предмета исследования. Определение проблемы исследования. Качество проблемы и ее постановка.

Литература:[1, 3, 4, 5, 6, 28].

Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику объекта исследования.

2. Назовите основные элементы системы управления.

3. Механизм и процесс управления как предмет исследования.

Тема 3. Фактологическое обеспечение исследования.

Понятие факта. Факт как объективно-субъективное явление. Факт и информация. Фактология - отбор и анализ фактов. Комплекс фактов. Виды фактов. Свойства фактов. Использование фактов в исследовании. Факты и выводы. Оценка фактов. Истинность фактов. Объективизация исследования.

Литература:[6, 28, 29].

Вопросы для самопроверки

1. Определения понятий «факт» и «информация».

2. Истинность фактов. Принципы проверки фактов.

Раздел 2. Общенаучные методы исследования систем управления.

Тема 4. Практическая формула диалектического подхода к исследованию.

Содержание диалектического подхода. Практические принципы диалектики. Распознавание противоречия и определение проблемы. Объект и предмет исследования, системы и процессы, функционирование и развитие, часть и целое, оценка количественных и качественных параметров. Классификация проблем. Система принципов и методов исследования - практическая формула диалектического подхода.

Литература:[1, 6, 17, 18].

Вопросы для самопроверки

1. Назовите принципы диалектического подхода к исследованию.

2. Практика как критерий объективности исследований.

Тема 5. Система общенаучных методов исследования.

Состав общенаучных методов исследования. Методы дедукции и индукции, наблюдения, эксперименты, методы измерения и оценки. Конструирование определений. Вопрос как прием постановки проблемы и форма исследовательского мышления. Методы классификации, обобщения и типологии. Методы морфологического анализа. Методы доказательства. Методы моделирования в исследовании систем управления. Использование общенаучных методов проведения исследования.

Литература:[1, 3, 4, 6, 11].

Вопросы для самопроверки

1. По каким критериям выделяются общенаучные методы исследования?

2. Какую роль играют общенаучные методы в исследовании систем управления?

Тема 6. Системный анализ в исследовании управления.

Системный подход к исследованию. Элементы, связи, целостность. Конкретно-реальное и предметно-методологическое содержание понятия «система». Система управления как объект управления. Основные принципы системного подхода. Структурно-функциональный анализ систем управления. Дифференциация элементов системы управления и свойства ее целостности.

Литература:[1, 6, 8, 24, 29].

Вопросы для самопроверки

1. Назовите стадии системного анализа (системного подхода).

2. Применение системного подхода при исследовании процесса управления.

Тема 7. Разработка гипотезы и концепции исследования системы управления.

Цели и функции исследования в практике развития управления. Проблемы исследования: возникновение, оценка, содержание. Уточнение и фиксация проблем. Структура и элементы проблемы. Исследовательская гипотеза. Роль гипотезы в исследовании. Формирование исследовательских гипотез. Виды гипотез: рабочая, установочная, теоретическая и практическая, прогностическая и программная и др. Концепция исследования: признаки, принципы построения, роль в организации и методологии исследования.

Литература:[1, 6, 8, 28].

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение гипотезы и раскройте ее связь с теорией.

2. Назовите основные признаки концепции исследования.

Раздел 3. Функционально-логические основы исследования систем управления.

Тема 8. Функциональная роль исследования в развитии систем управления.

Управление функционированием и управление развитием. Основные признаки функционирования систем. Формы развития системы управления. Жизненный цикл систем управления. Диагностика и проектирование систем управления. Сознание в управлении. Осознание развития и потребность в реконструкции и модернизации систем управления. Типы мышления. Механизм мышления и механизм управления: формы связи и результат взаимодействия.

Литература:[6, 11, 19].

Вопросы для самопроверки

1. Противоречие между функционированием и развитием системы управления.

2. Типы мышления и их воздействие на управление.

Тема 9. Логический аппарат исследования систем управления.

Логика как инструмент исследования. Законы логики как инструменты познания. Формально-логические методы исследования. Формы мышления. Понятия суждения и умозаключения, их роль в разработке концепции и проведении исследования. Свойства и разновидности понятий и суждений. Логические принципы исследования.

Литература:[1, 6, 11, 17, 27,].

Вопросы для самопроверки

1. Назовите и раскройте основные формально-логические методы познания.

2. Суждение и умозаключение как инструменты исследования.

Тема 10. Приемы анализа и обоснования.

Постановка вопросов в процессе исследования. Структура вопроса. Классификация, декомпозиция, стратификация. Правила классификации. Типология и ее разработка. Практическое значение типологии факторов, свойств, характеристик, условий и пр. Приемы доказательства. Шкалирование и критерии оценок. Использование методов индуктивного и дедуктивного вывода.

Литература:[6, 18, 22].

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте логическую структуру исследовательского вопроса.

2. Проанализируйте различные способы доказательств (обоснований).

Раздел 4. Методы исследования систем управления.

Тема 11. Состав и выбор методов исследования систем управления.

Классификация конкретно-специфических методов исследования систем управления. Эффективность, ограничения и условия использования различных методов. Сочетание и комбинация методов исследования. Использование компьютерной техники в исследовании систем управления.

Литература:[1, 6, 12, 23].

Вопросы для самопроверки

1. Влияние предмета исследования на выбор методов исследования.

2. Особенности эксперимента как метода исследования систем управления.

Тема 12. Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования.

Условия, ограничения и эффективность экспериментирования в управлении. Виды социально-экономических экспериментов. Ресурсное, методическое и кадровое обеспечение эксперимента. Организация эксперимента. Оценка результатов экспериментирования. Опыт экспериментирования в управлении производством.

Литература:[1, 6, 12, 15, 23].

Вопросы для самопроверки

1. Внутренние и внешние ограничения экспериментирования в управлении.

2. Особенности тиражирования результатов социально-экономического эксперимента.

Тема 13. Тестирование в исследовании систем управления.

Использование тестирования в исследовании реальных систем управления: персонал, связи, функции. Разновидности тестов. Содержание тестов. Составление тестов по целям и задачам исследования. Обработка и оценка результатов тестового исследования.

Литература:[3, 4, 6, 11, 19].

Вопросы для самопроверки

1. Каковы основные требования к тестированию?

2. Достоинства метода тестирования.

Тема 14. Имитационное моделирование систем управления.

Исследование систем управления посредством имитационного моделирования. Разновидности моделей и условия их использования в исследовании практических проблем управления. Конструирование исследовательских моделей: принципы и практическая ценность. Использование компьютерной техники при моделировании систем управления.

Литература:[2, 3, 4].

Вопросы для самопроверки

1. Какова практическая значимость конструирования исследовательских моделей.

2. Разновидности моделей в исследовании.

Тема 15. Параметрическое исследование и факторный анализ систем управления.

Показатели состояния систем управления: состав, конкуренции, валидность. Анализ показателей. Классификация показателей системы управления. Показатели, характеристики и параметры системы управления. Глубина и объективность отражения свойств системы управления в показателях. Показатели статистики и динамики управления, элементов и связей, функционирования и развития.

Литература:[2, 3, 4, 6, 20].

Вопросы для самопроверки

1. Классификация показателей состояния систем управления.

2. Факторный анализ систем управления.

Тема 16. Социологические исследования систем управления.

Виды социологических исследований, используемых в изучении систем управления. Процедуры и организация социологических исследований. Социологические исследования и диагностика систем управления. Методические аспекты социологических исследований. Эффективность и оценка результатов социологических исследований.

Литература:[6, 12, 23, 32].

Вопросы для самопроверки

1. Выборочный метод социологических исследований.

2. Методика проведения социологических исследований.

Тема 17. Экспертные оценки в исследовании систем управления.

Методология и организация экспертных оценок. Состав экспертов. Информационное обеспечение экспертных исследований. Выбор проблем для экспертного обследования. Обеспечение объективности и достоверности экспертных оценок. Обработка результатов экспертного обследования.

Литература:[3, 4, 6, 32].

Вопросы для самопроверки

1. Метод мозгового штурма и методика его применения в исследовании систем управления.

2. Критерии качества экспертных оценок.

Раздел 5. Планирование и организация исследования систем управления.

Тема 18. Планирование процесса исследования систем управления.

План исследования: необходимость, границы возможного и роль в организации. Этапы планирования: консультативный, предварительного составления, корректировки по ограничениям, утверждения. Особенности планирования исследований. Разработка программы исследования.

Литература:[1, 6, 25].

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте основные принципы планирования исследований.

2. Содержание плана и программы исследований.

Тема 19. Организация процесса исследования систем управления.

Принципы организации исследования. Исследовательские группы. Разделение и кооперация исследовательской деятельности. Виды организации процесса исследования. Нормативное регулирование исследований и контроль. Оформление результатов исследования.

Литература:[1, 6].

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте принципы формирования коллективного интеллекта для повышения качества исследования.

2. Назовите и раскройте основные принципы организации деятельности исследовательских групп.

Раздел 6. Оценка результатов исследования и диагностика систем управления.

Тема 20. Диагностика и прогнозирование систем управления.

Принципы диагностики систем управления по результатам исследования. Процесс диагностики. Коллективное обсуждение результатов исследования. Результаты исследования и диагностики систем управления: состояние, отклонение и тенденции. Оформление и представление результатов исследования. Программа и план развития управления.

Литература:[3, 4, 6].

Вопросы для самопроверки

1. Этапы процесса диагностики систем управления.

2. Принципы диагностики.

Тема 21. Научная и практическая эффективность исследования.

Потребность и пути оценки результатов исследования систем управления. Социальная и экономическая эффективность исследования. Осознание ситуаций, тенденций развития, потребностей перемен. Исследования и повышение квалификации персонала управления.

Литература:[2, 6, 7].

Вопросы для самопроверки

1. Социальная эффективность исследования систем управления.

2. Экономическая эффективность систем управления.

  1. Контрольные задания

Методические рекомендации.

Контрольное задание представляет собой самостоятельное решение студентом под руководством преподавателя какой-либо управленческой задачи или проведение исследования одной из проблем менеджмента. Главная цель ее сводится к закреплению, углублению и обобщению знаний, полученных студентом в процессе изучения учебной дисциплины «Исследование систем управления».

Контрольное задание выполняется студентами-заочниками самостоятельно и защищается в сроки, установленные учебным графиком.

Цель и задачи контрольного задания.

Основными задачами контрольного задания являются:

  • теоретический анализ различных аспектов функционирования и развития менеджмента;

  • определение основных направлений возможного решения выявленных проблем;

  • разработка конкретных рекомендаций для решения управленческих проблем и повышения эффективности менеджмента.

Контрольная работа обязывает студента отбирать, систематизировать фактический материал, статистические данные, обобщать и анализировать их, формулировать определенные выводы и предложения.

Основная цель выполнения контрольной работы (проекта) - развитие навыков самостоятельной работы по избранной профессии, так как позволяет приобщить будущих специалистов к достижениям науки, техники и практики менеджмента, воспитывает у них чувство ответственности, прививает навыки исследовательской деятельности. Наряду с этим развиваются навыки использования студентами-заочниками приобретенных общенаучных знаний, происходит овладение приемами расчетов с использованием современных методов прикладной математики и ЭВМ, новейших информационных технологий, составления экономических обоснований для принятия решений.

Выбирая тему, студент может проконсультироваться с преподавателями кафедры, уточнить свое понимание проблемы с требованиями к контрольной работе, оценить свои представления о содержании темы и ее практическом значении.

Подготовка контрольной работы является содержанием одного из видов научно-исследовательской работы студента, встроенной в учебный процесс. Она носит прикладной характер и направлена на решение конкретных проблем. Контрольная работа, как правило, выполняется на фактическом материале отечественной практики с широким использованием достижений науки и техники, передового опыта.

Контрольная работа должна представлять собой пояснительную записку, содержащую необходимые расчетные и аналитические материалы, иметь четкую и обоснованную структуру, необходимые графики, рисунки и схемы, список использованной литературы.

Выполненная контрольная работа должна отражать уровень теоретической подготовки студента, его умение отбирать, оценивать, анализировать и обобщать имеющийся материал, разрабатывать рекомендации и решения, обосновывать их эффективность.

Объем контрольной работы не должен превышать 25-30 страниц машинописного текста.

Варианты тем контрольного задания определяются студентом строго в соответствии с первой буквой его фамилии.

Начальная буква фамилии студента

№ варианта контрольного задания

Начальная буква фамилии студента

№ варианта контрольного задания

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Э

Ю

Я

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Перечень контрольных заданий

  1. Единство методологии и организации исследования систем управления.

  2. Проблемы организации научных исследований.

  3. Научная полемика в исследовании систем управления.

  4. Параметрическое исследование систем управления.

  5. Формирование и использование интегрального интеллекта в исследовании управления.

  6. Методы синектики: содержание, особенности, условия эффективности.

  7. Консультирование в исследовательской деятельности.

  8. Методологическая культура исследователя.

  9. Менеджер исследовательского типа.

  10. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления.

  11. Исследовательский потенциал и принципы эффективности исследовательского процесса.

  12. Мышление исследователя.

  13. Принципы и виды оценивания в исследовании систем управления.

  14. Фактологическое обеспечение исследования.

  15. Метод «мозгового штурма»: содержание и использование.

  16. Диагностика систем управления.

  17. Исследования и их роль в практической деятельности.

  18. Описание и анализ методов исследования.

  19. Методы научного исследования.

  20. Диагностика систем управления.

  21. Исследование эволюции систем управления.

  22. Системные исследования. Теоретико-методологическое обоснование.

  23. Комплексный подход к исследованиям.

  24. Расчленение целого. Исследование состава объекта.

  25. Экспериментальное исследование.

  26. Исследование механизма управления с помощью имитационных игр и моделей.

  27. Использование экспертных оценок и метода прогнозирования и планирования.

  28. Оценка эффективности научных исследований.

  29. Анализ методов организации и управления исследовательской деятельностью.

  30. Тестирование в ИСУ.

Структура и содержание контрольного задания

Контрольная работа должна состоять из введения, основной (теоретико-аналитической) части и заключения. В конце контрольной работы приводятся список использованной литературы и приложения.

Введение представляет собой важную часть контрольной работы, в которой дается обоснование актуальности темы работы, формулируются цели работы и определяются задачи, решение которых необходимо для достижения поставленной цели. Объем введения не должен превышать трех страниц.

В заключении формулируются выводы, обобщаются результаты проведенного анализа рассматриваемых студентом вопросов. Объем заключения не должен превышать трех страниц.

В соответствии с изложенными выше критериями контрольная работа оценивается преподавателем. При этом учитывается:

- понимание студентом содержания исследуемой проблемы;

- методология разработки проблемы и методов ее решения;

- самостоятельность рассуждений и выводов;

- применение и обработка различного эмпирического материала;

- способность разработки и реализации практических рекомендаций;

- использование современных средств оргтехники в решении социально-экономических проблем;

- культура оформления контрольной работы.

Оформление контрольного задания

Началом контрольной работы является выбор студентом-заочником темы и согласование ее с преподавателем, ведущим учебную дисциплину «Исследование систем управления».

После выбора темы студент определяет цель и задачи контрольной работы, осуществляет подбор и изучение литературы, подготовку необходимых данных, расчетов и других материалов.

В процессе написания контрольной работы студент может обращаться к преподавателям кафедры менеджмента для консультаций по возникшим у него вопросам.

Рекомендуется следующий порядок размещения материала в контрольной работе:

- титульный лист (см. Приложение);

- содержание;

- введение;

- основные разделы аботы;

- заключение;

- список использованной литературы;

- приложения.

Контрольная работа оформляется в виде пояснительной записки, включающей текстовый, табличный, графический и другой иллюстративный материал.

Текст контрольной работы размещается на одной стороне белой бумаги форматом А4 (297 мм х 210 мм).

При оформлении контрольной работы с использованием персонального компьютера необходимо руководствоваться следующим:

  • текст печатается шрифтом Times New Roman №14 (через 1,5 интервала);

  • поля: слева – 2,5 см – 3,0 см; справа – не менее 1,0 см; сверху и снизу – 2,0см – 2,5 см.

Все страницы контрольной работы нумеруются арабскими цифрами сплошной нумерацией, включая приложение. Номер страницы проставляется в середине верхнего или нижнего колонтитула. Первой страницей считается титульный лист (номер страницы на нем не ставится), второй – содержание.

Каждая структурная часть работы начинается с новой страницы. Части и разделы обозначаются арабскими цифрами и имеют четкий заголовок, отражающий суть ее содержания. Заголовки частей и разделов работы пишутся прописными буквами и выделяются жирным шрифтом. При оформлении заголовков не разрешается:

  • перенос слов;

  • подчеркивание;

  • точка в конце фразы.

Таблицы помещаются в тексте после абзацев, содержащих ссылку на них. Допускается размещать таблицы на следующей после ссылки странице.

Каждая таблица должна иметь краткий заголовок, отражающий суть размещенного в ней материала. Над заголовком, справа помещается слово «Таблица» и ее номер. Таблицы нумеруются арабскими цифрами в пределах частей (разделов) работы. Например: «Таблица 1.3» – третья таблица первой (теоретической) части работы. Для показателей таблицы следует указывать единицу измерения. Сокращения слов в таблице недопустимы. Примерный макет таблицы приведен ниже, на рис. 1.

Если таблица располагается на нескольких страницах, то каждая последующая страница оформляется следующим образом. Над переносимой частью таблицы справа пишется «Продолжение табл.» и указывается ее номер.

Таблица 3. 1

Динамика основных показателей деятельности организации (млн. руб.)

Показатели

Годы

1999

2000

2001

2002

Рис. 1. Макет таблицы

Ниже проставляются лишь номера граф, шапка таблицы не воспроизводится.

Формулы выделяются из текста сверху и снизу свободными строками. Символьные составляющие и числовые коэффициенты формулы расшифровываются. Пояснения приводятся непосредственно под формулой, начиная со слова «где», после которого не ставится двоеточие. Пояснение каждого символа или коэффициента выполняется с новой строки с указанием единицы измерения.

Порядковые номера формул обозначаются арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы в пределах частей (разделов) работы. Например: (2.3) – третья формула второй части.

Иллюстрации (рисунки, схемы, графики, диаграммы) размещаются либо сразу после абзаца текста, содержащего ссылку на них, либо на следующей после ссылки странице.

Иллюстрации нумеруются арабскими цифрами в пределах частей (разделов) дипломного проекта и сопровождается сокращением «Рис.». Например, для теоретической части нумерация иллюстраций будет: 1.1, 1.2 и т. д.

Каждая иллюстрация снабжается наименованием, а в необходимых случаях пояснительным текстом, который указывается под рисунком посередине.

Любое заимствование (цитата, таблица, рисунок и т. п.) должно иметь ссылку, помещаемую в квадратные или круглые скобки. Например, запись 5, с. 37 указывает на источник под пятым номером в списке литературы, заимствование содержится на 37 странице этого источника.

Ссылки в тексте на таблицы, иллюстрации, примеры, расположенные по условиям содержания не рядом с текстом, к которому они относятся, пишут сокращенно и без знака «№».

Ссылки в тексте на отдельный раздел (подраздел) заключают в скобки, помещая впереди сокращение «см.», например: (см. приложение 1).

Список литературы должен содержать перечень источников, использованных при разработке контрольной работы.

Каждый литературный источник должен иметь выходные данные: фамилию и инициалы автора, название работы, место издания, название издательства, год издания, количество страниц. Для журнальной статьи после ее заголовка приводят название журнала, его номер, год издания, страницы, на которых размещена статья. Например:

  1. Коротков Э. М. Концепция менеджмента. – М.: ДеКА, 1996. – 304 с.

  2. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 432 с.

  3. Станкин М. И. Организационная культура руководителя // управление персоналом. – 2002. - №5 – с. 70-73.

Приложение, являясь необходимым для более полного раскрытия темы, имеет дополнительное значение. В приложение помещаются: справочная информация, громоздкие таблицы с цифровым материалом, имеющим вспомогательное значение и т. д.

Приложения должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами без знака «№». Например: «Приложение 1», «Приложение 2» и, желательно, иметь тематический заголовок. Каждое приложение необходимо начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение".

Приложение обычно оформляют как продолжение контрольной работы на последующих ее страницах.

Полностью скомпонованная контрольная работа брошюруется и помещается в специальную папку. Общий объем контрольной работы составляет примерно 25-30 страниц. Подготовленная контрольная работа представляется в учебный отдел ИЗО. При обнаружении руководителем грубых ошибок, неполного объема или низкого качества содержания и оформления работа возвращается автору для исправления и доработки.

Оценка контрольной работы производится с учетом:

- обоснованности и качества решения выдвинутых в работе задач;

- соблюдения требований государственных стандартов к оформлению контрольной работы;

- оригинальности разработанных рекомендаций и выводов;

- качества ответов на вопросы.

6.Глоссарий

Анализ – расчленение мысленное или реальное объекта на элементы, сопоставление элементов, предметов или явлений в той или иной сфере действительности, изучение посредством расчленения и сопоставления, метод исследования.

Аспект исследования – грань изучения проблемы, одна из сторон её проявления (например, организационный, социальный, психологический и другие аспекты).

Вопрос – форма представления проблемы, обращение для получения информации, средство коммуникаций людей.

Восприятие – сложный интеллектуального и эмоционального отражения реальности, определяющей ориентирование человека в окружающей среде, распознавание предметов, признаков, свойств действительности и своего места в ней.

Гипотеза – вероятностное знание, предварительное объяснение, предположение, понимание; вариант объяснения в условиях недостаточной информации; предположительное и предварительное представление об изучаемом предмете исследования, основанное на ранее полученных сведениях или знании и необходимое для первого шага изучения явления. Для некоторых видов исследования гипотеза может быть их конечных результатом.

Декомпозиция – разделение целого на части по критериям функционального вхождения части в целое, по критериям содержания целого.

Делегирование – передача (полномочии, прав, обязанностей, функций, ответственности и т.д.) другому лицу или звену системы управления.

Дефиниция – определение понятий, построенное по принципам формальной логики и служащее конструкционной основной научной концепции.

Деятельность – совокупность сознательных действий человека для достижения какой-либо цели.

Диалектика – комплекс принципов исследования, направленный на поиск и учет противоречий, тенденций развития и отрицаний.

Диалектический подход к исследованию – использование объективно обусловленных, научно разработанных, практически проверенных и наиболее эффективных в конкретных условиях диалектических принципов исследования, например взаимоотношения общего и особенного, качества и количества , целого и части, принципов комплексности, системности, развития и т.д.

Дихотомия – вид классификации, разделение на две группы по определенным признакам, выявление и исследование противоречий.

Доказательство – интеллектуальная операция, состоящая в установлении истинности некоторого суждения посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается установленной до этой операции независимо от неё, а также посредством подтверждения фактами и практической деятельностью.

Закономерности – устойчивые тенденции изменений, объективные связи явлений. Определяющие их изменения.

Знания – закрепленное в мышлении человека отражение окружающей его действительности, понимание явлений и предметов, фактор, определяющий осознанные ориентиры поведения и деятельности.

Имитация – подражание чему-либо, воспроизведение существующего, отличающееся от оригинала.

Инновации – поиск, определение и реализация различных новшеств, нововведения в деят6ельности человека, отражающего его потребность в изменениях, развитии, модернизации, реконструкции, совершенствовании, реформировании и пр.

Интегральный интеллект – эффект объединения интеллектуальных возможностей исследователей, посредством соответствующего их отбора и организации совместной деятельности.

Интересы – реальная причина действий человека, которая определяется его потребностями. мотивами, ценностями, идеями, опасениями и пр. Стремление достичь какого-либо результата.

Интуиция - способность постижения истины, без её обоснования и доказательства, необъяснимое ощущение реальности, идущее из подсознания человека и определяющее некоторые стороны его поведения. Раскованность интуиции влияет на эффективность исследования.

Информация – структурированное и предметно-объектное отражение в сознании человека окружающего его мира, мыслительное воспроизведении человеком действительности, совокупность сведений об исследуемой проблеме.

Исследования – вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить проблемы, определить тенденции развития, найти возможности использования знаний и практической деятельности человека, в частности в практике управления.

Качество исследования – комплексная совокупность свойств и характеристик исследования, отражающая его особенность и позволяющая

Классификация – прием, посредством которого из некоторого множества объектов выделяются все входящие в него классы таким образом, чтобы каждый, принадлежащий исходному множеству объект, попал в один и только в один класс.

Консультации – советы, даваемые специалистами на основе изучения конкретных обстоятельств деятельности и ведущие к улучшению результатов работы.

Концепция – комплекс ключевых положений, достаточно полно, целостно и всесторонне раскрывающих сущность, содержание и особенности исследуемого явления, его существование в действительности или проявление практической деятельности человека.

Концепция исследования – комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации его поведения.

Критерии – основа сопоставления и выделения групп явлений или отдельных их свойств для установления классификационной или типологической принадлежности.

Логика – 1. Механизм мышления, обеспечивающий эффективность интеллектуальной деятельности человека. 2. Оперирование понятиями и суждениями как инструментами интеллектуальной деятельности человека в процессе исследования.

Менеджер – лицо, принимающее управленческое решение в системе социально-экономического управления. (В отличие от системы административного, бюрократического, военизированного управления , где социальная принадлежность и экономические интересы не играют существенной роли).

Метод исследования – способ изучения явления, который выбирается в соответствии с особенностями предмета исследования, возможностью и эффективностью его использования в конкретных условиях.

Методология исследования – логическая организация исследования, предполагающая осознание его цели, распознавание проблем, являющихся предметом исследования, выбор средств и методов исследования, определение рациональной последовательности исследовательской деятельности.

Методы (исследования) – способы проведения исследования, способы достижения позитивных результатов при исследовании проблем и явлений.

Мышление – интеллектуальная деятельность человека, позволяющая познавать окружающий мир и определяющая сознательное поведение человека в природе и обществе.

Объект исследования – область деятельности человека, в которой обнаруживается и распознается проблема, требующая её познания и разрешения. Среда, в которой проявляется проблема.

Операция – элемент процесса деятельности человека, элементарное действие, составляющее процесс деятельности.

Опыт – основанное на практике знание действительности, накопленные навыки деятельности.

Организация исследования – упорядочение исследовательской деятельности по совокупности действий и их распределению по исполнителям, факторам времени и пространства, условиям и ограничениям (функции, обязанности, ответственность, нормативы и пр.).

Персонал управления - работники, выполняющие функции и полномочия управления и представленные в комплексе всех своих индивидуальных качеств.

План исследования – организационная основа исследования, предполагаемая последовательность ключевых мероприятий, ведущих к разрешению проблемы, установление сроков, исполнителей и условий проведения исследования.

Подход – наиболее удачная грань для «вхождения» в проблему, начальная позиция, отправная точка исследования, ограничение проблематики исследования.

Подход к исследования – исходная позиция исследователя, определяющая выбор средств и методов исследования, пути и организацию его проведения.

Понятие – обозначение явлений предметов действительности в мышлении человека, инструмент логического оперирования, обобщение существенных свойств и связей явлений.

Потребность в исследовании – степень остроты проблемы, появление необходимости и возможности её изучения. Проявление профессионализма управления, научного подхода к разработке управленческих решений, инновационный стиль управления.

Практика – целесообразная и в основе своей материальная деятельность людей по освоению и преобразованию объективной деятельности. Это главный фактор и критерии познания человека и общества.

Предмет исследования – конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

Проблема – это реальное противоречие, требующее своего разрешения на основе исследования его истоков, содержания, характера и возможных последствий.

Программа исследования – комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, а также предполагаемый результат.

Профессионализм – совокупность знаний, опыта, навыков и искусства в какой-либо области деятельности, ведущих к устойчивому успеху выполнения работы.

Процесс исследования – последовательность этапов осуществления исследования, комбинация и последовательность использования средств и методов исследования, различных операций и процедур.

Результат исследования – в зависимости от целей и вид исследования: комплекс научных положений, объясняющих т или иное явление, конкретные рекомендации по преобразованию системы управления, разрешение обострившихся противоречий, комплекс нововведений, обусловленных тенденциями развития, методика выполнения какой-либо работы.

Ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

Свойства – отличительные признаки предмета или явлении, отражающие его сущность, содержание и особенности.

Синектика – метод исследования, основанный на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности

Система управления – 1. Совокупность отношении управления на социально-экономической системе (организации). 2. Система действий менеджера по реализации воздействия. 3. Совокупность взаимосвязанных звеньев, в том или ином виде участвующих в процессе воздействия.

Ситуация – сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку.

Стратификация – определение слоев (страт) в сложном, многослойном явлении.

Тест – средство и метод исследования недоступных для количественного анализа свойств и характеристик социально-экономических явлений при помощи количественного обобщения оценок, высказываний или предпочтений поставленной проблеме.

Типологический анализ – сопоставление типов исследований в целях определения их преимуществ и недостатков и выбора наиболее эффективного в конкретных обстоятельствах.

Типология – разделение и систематизация объектов по критерию обобщенной модели, типичного состояния, практического образца.

Типология исследования – разнообразие исследований, упорядоченное по критериям практической типичности, образцам реального существования. Логическая схема различных типов исследования.

Управление – целенаправленное воздействие менеджера (руководителям) или органов управления (управляющей системы), согласующее и объединяющее совместную деятельность людей.

Характеристики – совокупность факторов, отражающих содержание, состояние или изменения того или иного явления.

Цель исследования – идеальный образ научного освоения будущего, представление о перспективах, которые открываются при успешном проведении исследования.

Эффективность исследования – соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

Приложение 1

Образец оформления контрольного задания

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Институт________________________________________________

(название института)

Кафедра_________________________________________________

(название кафедры)

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине __________________________________________

вариант (тема) __________________________________________

Выполнил (а) студент(ка)

заочной формы обучения

специальности_____________________________

специализации_____________________________

____ курса ______ группы __________________

№ студенческого билета

(зачетной книжки)____________ ___________________ ________________________

(подпись) (инициалы и фамилия)

Проверил преподаватель

__________________________ ___________________ _____________________

(ученая степень, звание) (подпись) (инициалы и фамилия)

Москва – 200_

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа, контрольные задания и тематика курсовых проектов учебной дисциплины "деньги, кредит, банки" для студентов заочной формы обучения спец

    Программа
    Предметом данной дисциплины является изучение сущности и функций денег и кредита, роли этих экономический категорий в современных условиях, ключевых вопросов теории денежного обращения и инфляции, а также фундаментальных вопросов
  2. Программа, контрольные задания и тематика курсовых проектов по учебной дисциплине «мировая экономика» для студентов заочной формы обучения всех специальностей

    Программа
    Учебная программа по дисциплине «Мировая экономика» разработана в полном соответствии с утвержденным и введенным в 2 г. Министерством образования Российской Федерации Государственным образовательным стандартом высшего профессионального
  3. Программа и контрольные задания по учебной дисциплине «международные валютно-финансовые и кредитные отношения» для студентов заочной формы обучения специальностей «Менеджмент организации» 080507

    Программа
    Данная программа соединяет раскрытие теоретических проблем международных валютно-финансовых и кредитных отношений с практикой валютного менеджмента, где особое внимание уделено анализу конкретных ситуаций валютного дилинга и международных
  4. Методические указания к изучению дисциплины и контрольной работе для студентов заочной формы обучения всех специальностей Университета Санкт-Петербург

    Методические указания
    Понятие "культура" родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию "натура" - т.е. природа. Возникнув от слова "colere" - возделывать, оно обозначало "обработанное", "возделанное", "ис­кусственное"
  5. Методические указания к контрольным работам для студентов заочной формы обучения Специальность 080502 «Экономика и управление на предприятии транспорта»

    Методические указания
    Филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет" в городе Твери

Другие похожие документы..