Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Инструкция'
11. Вернитесь в список подключений: «Пуск» - «Панель управления» - «Сетевые подключения». В открывшемся окне найдите значок «Aksinet», кликните по нем...полностью>>
'Документ'
Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от ...полностью>>
'Статья'
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в лице заместителя председателя Правительства Самарской области-министр...полностью>>
'Документ'
Сказки. Заходер Б. Стихи и сказки. Ишимова А. История России в рассказах для детей. Кассиль Л. Дорогие мои мальчишки. Кондуит и Швамбрания....полностью>>

Высшая Школа Экономики- 60 с учебно-методический комплекс

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Кафедра истории философии

Философия в истории

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100.62) и

по направлению Культурология (031400.62), также и подготовки бакалавра

УК №739

Москва 2009

Философия истории. Учебно-методический комплекс. / Сост. доктор философских наук, ординарный профессор Кантор В.К.. — М.: Государственный Университет – Высшая Школа Экономики— 60 с.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100.62) и по направлению Культурология (031400.62), также и подготовки бакалавра. Комплекс содержит организационно-методические указания для слушателей и преподавателей, программу дисциплины, распределение бюджета учебного времени, планы семинарских занятий, методические рекомендации по изучению дисциплины, темы контрольных работ и рефератов с методическими рекомендациями по их исполнению, тестовые задания, вопросы для подготовки к зачету и экзамену, а также перечень рекомендованной для изучения литературы.

Ответственный редактор: доктор философских наук, - ?.

Всего пронумеровано 60 стр.

Подписано к печати __________ г.

Авт. л. ____ Усл. печ. л. ____

Заказ № _________

Тираж _400_ экз.

Стоимость экземпляра ____ руб.

Типография в/ч 33965

ВВЕДЕНИЕ

Данный курс имеет целью дать студентам представление об основных этапах развития философии истории и познакомить их с основными философско-историческими сочинениями, начиная с Античности и Средневековья, кончая историософией XVII-ХХ вв., а также показать релевантность философской проблематики для обсуждения проблем методологии и методики исторического исследования. В курсе будет показано, что такое философия истории, а также принципы метафизической и критической философия истории.

В подходе к истории мыслители делятся, начиная с Платона и Аристотеля на два типа. На тех, что пытаются выстроить, перестроить историю (Платон, Ницше, Маркс), и на тех, кто пытается ее постигнуть, строя себя, а не историю (Аристотель, христианство и т.д.). Скажем, Ясперс писал о Ницше, что все эти наблюдения о губительной роли христианства в мировой истории должны послужить у Ницше одной-единственной цели. Христианство подготовило такие условия, в которых, руководствуясь христианством же воспитанными мотивами и только в один определенный момент, а именно, когда само христианство будет испускать свой последний вздох, человечество может совершить уникальный рывок вперед; конечно, если оно правильно воспользуется условиями и точно вычислит момент. Поэтому сегодня, согласно Ницше, наступает поворотный пункт всех времен, когда нам предстоит не только облегчить страдания корчащегося в муках нигилизма человечества, но впервые обозначить возможность достижения высочайшей цели человеческого бытия. Имея в своем распоряжении точную картину о ходе вещей в прошлой истории, мы можем начертить столь же точный план выращивания высшей породы людей на будущее. Но примерно ту же логику можно увидеть и в марксизме.

Одна из задач курса - привить студентам умение работать самостоятельно над текстами великих философов, рассматривать их тексты в контексте реальных исторических событий, что несомненно увеличит интеллектуальный кругозор и повысит их способность к познанию сегодняшней исторической реальности. Такая по сути дела практическая работа должна способствовать развитию творческих способностей слушателей. Если исходить из философского представления, что мир есть текст, то умение читать, видеть этот текст – одна из важнейших задач в воспитании будущего философа.

Курс поможет воспитанию специалиста, который будет реально представлять, какие проблемы стоят и стояли перед философией в процессе освоения ею исторического пространства.

В результате изучения курса обучаемые должны

знать о тесной связи философии и истории, о философских ходах, которые можно увидеть в самодвижении исторического процесса, основные понятия философско-исторического анализа, работы выдающихся философов, занимавшихся проблемами философии истории.

уметь читать философский и исторический текст в его единстве, уметь его анализировать, видеть неслучайность историософских концепций, их связь с ситуацией момента, но вместе с тем и их надвременной смысл, который работает и в будущем, то есть и сегодня

ознакомиться с основными трактатами по философии истории и их трактовкой в трудах современных отечественных и зарубежных мыслителей.

Освоение философского наследия мировой классики в анализе исторических проблем в рамках учебной дисциплины требует не только добротной общеобразовательной подготовки и культурной эрудиции, но и мобилизации интеллектуальных усилий и творческого потенциала в различных формах самостоятельной и учебно-исследовательской деятельности.

Чтение курса «Философия истории» имеет своей целью:

- дать слушателям знания, соответствующие современному уровню развития данной дисциплины и государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Министерства образования РФ;

- удовлетворение потребностей слушателей в развитии интеллектуального и творческого потенциала, в постоянном обновлении и обогащении своих знаний;

- формирование навыков философского осмысления актуальных проблем их культурного, личностного и профессионального бытия, а также умения вырабатывать устойчивые нравственные ориентиры по отношению к историческому и общественному процессу

.

Задачи курса:

- дать слушателю представление о многообразных способах историософского осмысления мира и человека в мире;

- раскрыть вопросы, связанные с обсуждением форм человеческого бытия и проблем становления антропогенеза в мировой истории;

- представить структуру историософского знания и описать его различные типы и формы освоения человеческого бытия;

- познакомить слушателя с современными методами научного исследования;

- сформировать практические навыки философского и методологического анализа мировоззренческих проблем.

В результате освоения достижений мировой и отечественной философской мысли, слушатель должен:

- знать специфику философии истории как особого вида духовной деятельности; своеобразие понятий, категорий и форм историософского мышления; назначение и функции философии истории, ее место в культуре;

Изучение курса о роли философии истории опирается на наличие у слушателей на знание базового курса истории философии, которая должна давать необходимый контекст для данного курса.

В свою очередь, синтез знаний, полученных в процессе изучения роли философии истории, призван помочь слушателям:

- на системной мировоззренческой основе углублять и обогащать свое образование через осмысление неразрывной связи литературы и философии, где происходит взаимопроникновение двух способов овладения мировыми смыслами;

- показать исток взаимосвязи истории и философии как в античности (Геродот, Платон, Аристотель), так и в Библии (Книга Бытия и Книга пророка Даниила), где эта связь очевидна;

- указать основные темы и проблемы, которые являются общими для истории и философии;

- понимать тесную взаимосвязь европейской философии истории с русской, как ее продолжения и предъявления нового исторического опыта;

- успешно ориентироваться в сфере философского анализа исторического процесса при выполнении курсовых и дипломных работ;

- использовать философскую культуру при определении фундаментальных историософских, жизнесмысловых и нравственных ориентиров для осуществления жизнедеятельности.

Организационно-методические указания

В соответствии с программой и тематическим планом изучение курса “Философия истории» предполагается в течение двух модулей. В конце первого модуль предусмотрена контрольный опрос студентов, в конце второго – экзамен с оценкой по всему прослушанному курсу.

Занятия по изучению литературы в контексте философии требуют систематичности, последовательности, повторения пройденного и четкого усвоения необходимых смыслообразов, объединяющих эти две сферы творческой деятельности человека.

Основными формами изучения курса являются лекции, семинары, контрольные работы, консультации, самостоятельная работа, зачеты и экзамены. Среди них важнейшее место занимает самостоятельная работа, включающая в себя внимательное и самостоятельное чтение философской литературы, подготовку к семинарским занятиям, контрольным работам, написанию эссе и зачетам с оценкой.

Рекомендуется готовиться к лекциям. Такая подготовка включает, прежде всего, повторение предыдущего материала; кроме того, весьма полезно перед предстоящей лекцией ознакомиться с основными вопросами ее темы по учебной и справочной литературе.

Подготовка к семинарам (практическим занятиям) включает:

- самостоятельное чтение рекомендуемой литературы и краткое конспектирование основных положений, идей;

- определение своего мнения по обсуждаемым вопросам;

- составление логически последовательного плана выступления по обсуждаемым вопросам.

Самостоятельное изучение литературных источников с необходимостью предполагает использование различных видов записи. Без этого приобретаемые знания не отличаются четкостью, строгостью и определенностью.

Существуют различные виды записи – планы, выписки, тезисы, конспекты.

Средством глубокого и прочного усвоения изучаемого материала является конспект, т.е. краткое, сжатое, логически упорядоченное изложение содержания книги, статьи, лекции. В отличие от плана, наиболее краткой формы записи, содержащей лишь перечень рассматриваемых вопросов, от тезисов, в утвердительной и сжатой форме излагающих основные положения изучаемого материала, от выписок, дословно воспроизводящих отдельные наиболее важные идеи, обобщения, факты, конспект является наиболее совершенной формой записи, так как в нем основные идеи, положения и выводы статьи излагаются в их логической последовательности, в связном виде. Конспектирование рассматривается как один из эффективных видов записи, объединяющих в себе и план, и выписки, и цитаты, позволяющий не только глубоко изучить и осмыслить содержание изучаемого материала, но и выразить свое отношение к затронутым вопросам, раскрыть их значение для сегодняшнего дня.

Конспект должен состоять из слов автора статьи, а не из слов конспектирующего. Последний может включить в свою работу еще одну рубрику «Мой комментарий», чтобы дать свою оценку прочитанному.

Знания слушателя на зачете с оценкой определяются следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», данными по десятибалльной системе, принятой в ГУ-ВШЭ. Оценка может быть выставлена либо на экзамене, либо по результатам текущей учебной работы слушателя.

Проведение экзамена по курсу «Философия истории» как основной формы проверки знаний слушателей предполагает соблюдение ряда условий, обеспечивающих педагогическую эффективность оценочной процедуры. Важнейшие среди них:

- степень охвата разделов учебной программы и понимание взаимосвязей между ними;

- глубина понимания существа обсуждаемых конкретных проблем, а также актуальности и практической значимости изучаемой дисциплины;

- диапазон знания классической и современной философской литературы;

- логически корректное, непротиворечивое, последовательное и аргументированное построение ответа на экзамене;

- уровень самостоятельного мышления с элементами творческого подхода к изложению материала.

Оценки «отлично» заслуживает ответ, содержащий:

- глубокое и систематическое знание всего программного материала, а также содержания и новаций лекционного курса;

- знание основной литературы и знакомство с дополнительно рекомендованной литературой;

- логически корректное и убедительное изложение ответа.

Оценки «хорошо» заслуживает ответ, содержащий:

- знание узловых проблем программы и основного содержания лекционного курса;

- знание важнейших работ из списка рекомендованной литературы;

- в целом логически корректное, но не всегда точное и аргументированное изложение ответа.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает ответ, содержащий:

- фрагментарные, поверхностные знания важнейших разделов программы и содержания лекционного курса;

- неполное знакомство с рекомендованной литературой;

- стремление логически определенно и последовательно изложить ответ.

Оценка «неудовлетворительно» ставится при:

- незнании либо отрывочном представлении учебно-программного материала;

- неумении выполнять предусмотренные программой задания.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов: работа на семинарах (доклады, обсуждения, диспуты, опросы на семинарских занятиях и т.п.), написание эссе, экзамен в 2-ем модуле.

Примерный объем эссе: 3 – 4 тысяч слов

Тематический план учебной дисциплины

пп

Наименование раздела, темы

Всего

часов

Аудиторные часы

Самост.

работа

Лекции

Семинары

Время и история в мифологическом сознании, античной и средневековой философии

10

4

2

4

Возрождение, Реформация, Новое время: Джамбаттиста Вико и его «Новая наука»

12

4

4

6

Философия истории в эпоху Просвещения

16

4

2

8

Идея истории в немецкой классической философии.

16

4

4

8

Важнейшие концепции философии истории XIX-ХХ вв.

20

4

4

10

Проблематика философии истории в России

12

2

4

6

ИТОГО:

88

22

20

42

Содержание разделов и тем

программы курса «Философия истории»

Тема 1. Время и история в мифологическом сознании, античной и средневековой философии

Введение. Чтобы возникла история, необходимо должен был возникнуть мир. Человек в своем понимании себя в истории необходимо должен понимать историю в контексте мирового потока. Существуют разные версии сотворения мира, все они равно или плохо доказуемы. Остановимся поэтому на тексте, который стал основой европейской культуры. Тем более, что все основные параметры сотворения мира из ничего, из тьмы, из хаоса можно увидеть и в других мифах и концепциях. Сакральное и профанное время. Цикличность. Космогонии. Золотой век и всемирный потоп. Анаксимандр о распадении и наказании вещей. Смена веков у Гесиода. Исторические мифы у Платона.«Платоновский век».

Иудейский монотеизм: идея творения, отношение между Богом и человеком, исход, конец времен. История и эсхатология в книге пророка Даниила. Бердяев писал, что катастрофические эпохи – самое благоприятное время для создания философии истории, поэтому понятно, что «та, - пишет он, - своеобразная философия истории, которая была в дохристианскую эру, эта первая философия истории, которую знает человечество, - книга пророка Даниила, также связана с исключительно катастрофическими событиями в судьбе еврейского народа». Правда, начало философии истории заложено уже в книге Бытия.

Книга Пророка Даниила предположительно написана в 60-е годы II века. В книге мы находим особую апокалиптическую библейскую философию истории: мир не улучшается а процессе истории и не клонится к упадку (как думали язычники); но увеличивается поляризация — возрастают оба полюса, которые бл. Августин называл Градом Божиим и Градом Земным. По мере их роста борьба между ними становится все более ожесточенной.

Аллегорические образы зверей, выходящих из моря (символ темных сил), представляют мировые империи, власть которых не будет бесконечной. Наступит День, когда на смену этим царствам-чудовищам придет Царство Сына Человеческого. Злые рати будут повержены, мученики за веру и праведники воскреснут, чтобы войти в радость Небесного Царства. Это еще одно благовестие о воскресении, открывшееся ветхозаветному человеку (ср. Ис 26:19; 2 Макк 7:14).

Структура исторического времени в Ветхом Завете. Смысл Евангелия в контексте исторического времени. Основные компоненты христианского мировоззрения, относящиеся к восприятию исторического времени: земная и вечная жизнь, универсальность веры и человеческой истории, центрированность и периодичность истории, Провидение, эсхатология. Апокалипсис.

Порядок космоса и порядок истории в средневековом христианстве. По мысли христианских любомудров, вселенная – это школа, а история и прежде всего «священная история» – это педагогический процесс. Уже в Ветхом Завете, во Второзаконии говорилось: «Бог учит тебя». В контексте подобных представлений с новозаветных времен интерпретировалось соотношение между иудейством и христианством: иудейский Закон – это «дядька» (педагог в античном смысле этого слова, т.е. раб, отводивший ребенка в школу), чья власть кончается на пороге Христовой школы. На этом основана мистическая диалектика истории. Бог, как воспитатель, ведет воспитуемое человечество от несовершеннолетия к совершеннолетию Блаженный Августин (354-430). 24 августа 410 г. вестготы Алариха захватывают Рим. Это потрясло всех, в том числе и Августина. После падения Рима он начинает писать свой грандиозный труд "О Граде Божьем", в котором соотносит дела людские и волю Господню. На создание этого труда у Августина ушло почти 20 лет жизни. Летом 430 г. вандалы, которые переправились через Гибралтар в 429 г., достигли Гиппона. В августе 430 г. Аврелий Августин скончался в осажденном городе.

Августин в 11-22 книгах "О Граде Божьем" излагает первую на планете философию истории, основными "действующими лицами" которой являются время, судьба и мир. слияние этих измерений создает Град, и причем не один, а два.

Августин подчеркивал вечность и неизменность идей, логика его изложения требовала определить, что же такое время и вечность. Августин попытался ответить на тогдашний обсуждавшийся богословский вопрос: «Что было до сотворения мира и почему Бог не решил создать его раньше?» Греки, как мы помним, рассматривали сотворение мира как акт упорядочивания и оформления некоей, уже от века существовавшей первичной материи. Бог в таком случае не творец, а демиург, ваятель, архитектор Космоса. Вопрос о сотворенности мира решается Августином следующим образом: никакого «раньше» до сотворения мира не было, ибо время возникло лишь тогда, когда возник сам мир. Бог вечен в том смысле, что он существует вне времени, в Боге нет никакого ни «раньше», ни «позже», а только вечное настоящее. В Нем наличествуют все времена. «Ты предшествуешь любому прошлому, - пишет Августин в "Исповеди", - ибо в вечности своей Ты всегда в настоящем, превосходя любое будущее, ибо будущее, однажды пришед, становится прошлым: в то время как Ты всегда один и тот же, годы Твои не имеют конца». Время как мера движения и изменения, по Августину, возникло с момента творения мира, а до этого не существовало. Привычка людей мыслить в прошедшем происходит вследствие их памяти, а мысль о будущем — результатах способности надеяться. В действительности же существует только настоящее и именно оно помогает осмысливать и нашу память (прошлое), и нашу надежду (будущее). Задолго до Канта Августин обнаруживает, что время существует лишь в духовном мире человека, который разделяет время на прошедшее, настоящее и будущее. Надо бы вести речь о трех временах: настоящее прошлого, настоящее настоящего, настоящее будущего. Настоящее прошедшего – это память; настоящее настоящего – это интуиция; настоящее будущего – это ожидание. Идеи Бога не подвержены времени вообще, они вечны

У Августина история человечества принимает линейный характер. История, утверждает он, не знает вечного круговращения, «ибо Христос умер однажды грехи наши». Этот его трактат можно рассматривать как первую попытку философии истории.

Тема 2. Возрождение, Реформация, Новое время: Джамбаттиста Вико и его «Новая наука»

Макиавелли («Государь») как первый политический мыслитель в области философии истории, родоначальник идеи об автономии политики. Политику он рассматривал, как совершенно самостоятельную сферу исследования. Здесь впервые проблемы управления рассматриваются независимо от религиозных, теологических, философских и этических учений. Социально-политическое учение Макиавелли можно назвать политическим реализмом. Он полагал, что управление людьми должно основываться на знании реальной человеческой природы. А человек по своей природе не является ни хорошим, ни плохим, впрочем, замечал он, плохого в нем больше. Следовательно, умелый политик должен больше принимать в расчет слабость и недостатки людей, нежели их положительные качества. В трактате «Рассуждения на первые 10 книг Тита Ливия», он обращает внимание на бесспорные слабости каждой из трех аристотелевских «правильных» форм государственного правления: «Все эти образы правления пагубны, три полезных – вследствие недолговечности и три дурных – в силу их недостатков. Сознавая эту трудность, благоразумные законодатели, не отдавая предпочтения каждому из этих режимов в отдельности, выбрали один самый прочный и постоянный, соединяющий в себе достоинства всех трех, которые в нем дополняют друг друга, при этом в одном городе существуют принципат, правление оптиматов и народовластие». Это произошло в Риме, где возникла некая смешанная форма, в государственном устройстве которой присутствовали все три классических элемента. Власть императора соответствовала, по мысли Макиавелли, монархическому элементу, власть сената - аристократическому, трибуны же олицетворяли в этой республике демократическое начало.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Высшая Школа Экономики- 90 с учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    История русской философия. Учебно-методический комплекс. / Сост. доктор философских наук, ординарный профессор Кантор В.К — М.: Государственный Университет – Высшая Школа Экономики— 90 с.
  2. Высшая Школа Экономики- 56 с учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Философия в мировой художественной литературе. Учебно-методический комплекс. / Сост. доктор философских наук, ординарный профессор Кантор В.К — М.: Государственный Университет – Высшая Школа Экономики— 56 с.
  3. Панченко Павел Николаевич д ю. н., профессор, заслуженный юрист рф, заведующий кафедрой уголовного права и уголовного процесса Государственного университета Высшая школа экономики Нижегородский филиал учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Рецензент: Панченко Павел Николаевич д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ, заведующий кафедрой уголовного права и уголовного процесса Государственного университета - Высшая школа экономики – Нижегородский филиал
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине экономико-правовые аспекты

    Учебно-методический комплекс
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям магистранта и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  5. Н. Г. Забродская организация и экономика предприятий автосервиса учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс содержит материалы для изучения дисциплины «Организация и экономика предприятий автосервиса»: перечень и содержание тем, учебное пособие, методические указания по выполнению практических занятий, материалы

Другие похожие документы..