Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диссертация'
Защита состоится 25марта 2010 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 002.209.02 при Институте мировой литературы им. А.М. Горького ...полностью>>
'Документ'
Как импортеру отстоять заявленную таможенную стоимость? Какой путь обжалования предпочесть, если таможня настаивает на корректировке? На эти и другие...полностью>>
'Урок'
Уроки проектной деятельности существенно отличаются от традиционных уроков, как по форме, так и по содержанию. Каждому ученику предоставляется возмож...полностью>>
'Документ'
Во время охоты Сиволапов встретил на берегу озера своих односельчан Козлова и Воропаева, начал шутить с ними, заявив, что они «ворвались в его угодья...полностью>>

«ад-да’уату-ссаляфия» (3)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Серия

«ад-да’уату-ссаляфия»

часть 20

Последствия смут

Шейх

Абдур-Раззак ибн Абдуль-Мухсин аль-Бадр

Первое издание

Перевод и примечания редакции сайта

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Введение редакции «Toislam»

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Воистину, смута1 является причиной множества бедствий, как для Ислама, так и мусульман, по причине чего от смуты предостерегали Аллах, Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) и саляфы этой общины. Всевышний Аллах сказал: «Бойтесь смуты, которая поразит не только тех из вас, кто был несправедлив!» (аль-Анфаль 8: 25).

Аз-Зубайр ибн аль-‘Аууам (да будет доволен им Аллах) говорил: “Мы читали это аят во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакра, ‘Умара и ‘Усмана, и не полагали, что это коснется нас, пока мы не оказались в том, в чем оказались”. Ахмад 3/31, аль-Баззар 976. Шейх Ахмад Шакир подтвердил достоверность иснада.

Смута имеет множество печальных последствий, как для мирской жизни человека, так и для его религии, и по этой причине посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что для человека смерть лучше, чем смута. Со слов Махмуда ибн Лябида (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Две вещи ненавидит сын Адама. Он ненавидит смерть, однако смерть лучше для него, чем смута. И он ненавидит малое имущество, однако мало имущества проще для расчета (в Судный день)». Ахмад 5/427. Достоверность хадиса подтвердили имам ас-Суюты и шейх аль-Альбани. См. “Шарх ас-судур” 35, «Сахих аль-джами’» 139.

Ведь когда начинает бушевать смута, она лишает массу людей рассудка, и они начинают преступать установления религии, проливать кровь друг друга, не обращая внимания на то, что убиваемый является соседом, родственником, и в первую очередь мусульманином! И о том, что подобное будет происходить в преддверии Судного Часа, говорил пророк (мир ему и благословение Аллаха). Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал нам: «Поистине, перед Судным днем будет аль-хардж!» Его спросили: «А что такое аль-хардж?» Он ответил: «Убийства!» Ему сказали: «О посланник Аллаха, но ведь мы в год убиваем столько-то и столько многобожников». Он сказал: «Поистине, это не убийство вами многобожников, а убийство вами друг друга! И дело дойдет до того, что человек будет убивать своего соседа, брата и дядю!» Его спросили: «И мы будем в своем уме в то время?!», на что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, разум покинет людей того времени, и останется лишь сор из числа людей, большинство из которых будут считать, что они на чем-то важном, тогда как на самом деле они будут ни на чем!» Затем Абу Муса сказал: “Клянусь Аллахом, я не нахожу для вас и себя выхода из этого положения, если нас застанет то время, кроме как выйти из этого так же, как мы вошли – не пролив ни чьей крови и не взяв чужого имущества!” Ахмад 4/391, Ибн Маджах 3959, Ибн Хиббан 1870. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 1682.

Хузайфа (да будет доволен им Аллах) говорил: “Наступит смута, которая лишит мужчин рассудка. И дело дойдет до того, что ты не сможешь увидеть даже одного разумного мужчину!” Ну’айм ибн Хаммад в “аль-Фитан” 1/62. Имам аль-Хинди подтвердил достоверность иснада. См. “Канз аль-‘уммаль” 11/179.

‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Этой общине предписано пять смут. Сначала будет смута всеобщая, затем частная, потом снова всеобщая и после нее снова частная, а после нее придет глухая и слепая смута, во время которой люди станут подобно животным”. аль-Хаким 8417.

И именно это, к большому сожалению, мы наблюдаем в наши дни во многих арабских странах, которые всецело охватила смута. Вовлекая целые страны мусульман в беспорядки и революцию, враги Ислама используют это в своих коварных интересах. А ведь все это последствие тех самых скверных митингов, забастовок и демонстраций, которые некоторые невежественные мусульмане считают, чуть ли не важнейшим поклонением Аллаху! Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили о дозволенности митингов и демонстраций, которые проводятся с разрешения правителя, он сказал: “Необходимо следовать за саляфами! Если подобные вещи были среди саляфов, то это благо, а если нет, тогда в этом зло. И нет никаких сомнений в том, что митинги и демонстрации – зло! Ведь эти вещи влекут произвол и анархию со стороны митингующих в отношении других. Во время этого бывают покушения на честь, имущество и жизни людей, поскольку люди в пучине этой смуты подобны пьяным, которые не понимают, что они говорят и что делают. Митинги и забастовки – все это является злом! И неважно, дозволяет это правитель или нет! А то, что некоторые правители дозволяют подобное, то это простая пропаганда, поскольку в душе он испытывает к этому сильнейшую ненависть, однако он делает это, чтобы говорили о нем, что он придерживается демократии, дает людям свободу и т.п. Все это не является путем саляфов!” Сл. “Ликъаат Баб аль-мафтух” № 189.

Шейх аль-Альбани говорил: “Не перестают некоторые исламские джама’аты совершать митинги и демонстрации, пренебрегая тем, что подобные вещи из обычаев неверных и их методов, которые заявляют о том, что суд принадлежит народу! Тем самым (эти джама’аты) идут в противоречие словам пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Лучшее руководство – это руководство Мухаммада!» См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 14/74.

Что же касается нас, то мы должны извлекать из происходящего пользу и уроки! Му’ауия (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не осталось от мира этого ничего, кроме испытания и смуты. Так готовьтесь же к испытанию с помощью терпения!» Абу ‘Амр ад-Дани в “аль-Фитан” 3. Имам аз-Захаби назвал иснад хадиса хорошим. См. “Мизан аль-и’тидаль” 4/443.

Мы предлагаем нашим дорогим читателям эту краткую, но полезную и актуальную работу уважаемого шейха ‘Абдур-Раззакъа аль-Бадра, дабы мусульмане знали о тех опасных последствиях смуты для Ислама и мусульман, а также, чтобы пролить свет на положение происходящего в эти дни в исламских странах.

Просим Великого Аллаха сделать этот небольшой труд благословенным и полезным для каждого мусульманина, а также даровать великую награду шейху ‘Абдур-Раззакъу аль-Бадру и тем мусульманам, которые принимали участие в подготовке этой работы!

И также мы просим Аллаха Всевышнего о том, о чем попросил его ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), сказавший: “Мы прибегаем к Аллаху за защитой от зла смут!” аль-Бухари 7089.

Введение шейха Абдур-Раззака аль-Бадра2

Хвала Аллаху. Его мы восхваляем, к Нему взываем о помощи и прощении, и каемся перед ним. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, нет у Него сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

А затем:

Мы нуждаемся в обсуждении темы «Последствия смут», и в рассмотрении ее сторон, дабы принять меры предосторожности, поскольку знание признаков чего-либо, его последствий и вредоносности, дает рабу Аллаха некоторую защищенность и возможность принять меры по предотвращению этого. Как говорят с давних времен: «Как может уберечься тот, кто не знает чего опасаться?»

Кто не знает смуты, не знает, как ее распознать и не знает обычных ее последствий, тот возможно войдет в нее и испачкается ею, навредит себе и в итоге его постигнет сожаление.

Знание признаков, по которым можно распознать смуту, содержит в себе величайшую пользу, поскольку помогает анализировать смысл совершаемых дел и их последствий, что является благоразумием. То есть, прежде чем приступить к чему-либо, человек сначала анализирует то, к чему это может привести.3 Пример этому содержится в жизнеописании имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах). Однажды к нему домой пришла группа ученых из Багдада, которые обратились к нему со словами: “О Абу ‘Абдуллах! Это дело приняло серьезный оборот, и оно распространилось!4Тогда имам Ахмад сказал: “И чего же вы желаете?” Они ответили: “Мы советуемся с тобой в том, что мы недовольны правлением и властью правителя!” После некоторого спора Абу ‘Абдуллах сказал им: “Порицайте происходящее своими сердцами и не оставляйте подчинение (правителю). Не раскалывайте единство мусульман, и не проливайте свою кровь и кровь тех мусульман, что с вами. Посмотрите на исход вашего дела! Проявляйте терпение, пока с благочестивым правителем не придет покой, или пока не будет избавления от тирана”. аль-Халляль в «ас-Сунна» № 90.

Это было наставлением великого имама – учесть последствия и итог смуты, и то, как это отразится на тех, кто в нее ввязался. Об этом он и говорил, ведя спор с ними.5 Но они вышли от него и не приняли его наставлений, и, оставшись при своем мнении, они призвали присоединиться к ним племянника имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах). Но отец его запретил ему это, сказав: “Остерегайся вести с ними дружбу! Поистине, имам Ахмад не запретил им ничего, кроме зла!”

Ведь история этих людей закончилась тем, что они вышли против правителя и конец был таким, от чего предостерегал их имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах). Кто-то из них был убит, кто-то заключен в тюрьму и не принесли они этим никакой пользы (для Ислама и мусульман) и не исправили положение.6

Вывод из этого:

Рассмотрение последствий дел, отсутствие поспешности и проявление терпения – это самый эффективный фактор недопущения смуты. И это подтверждается словами славного сподвижника – ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах), который сказал: “Поистине, появятся сомнительные, неясные дела, и тогда вам следует проявлять выдержку и рассудительность. И поистине, быть последователем в благом лучше, чем быть предводителем в плохом!” Ибн Абу Шейба «аль-Мусаннаф» 38343, аль-Байхакъи «аш-Шу‘аб» 9886.

Он заповедовал выдержку, а это – терпение и отсутствие спешки.

Имам аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» 327 передал слова ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), который сказал: “Не будьте спешащими! Не будьте разглашающими о смуте, и сеющими ее! Поистине, вас ждет тяжелое испытание, заставляющее увядать, и тягостные дела, которые продлятся долгое время”.

И так, он завещал три вещи:

Первое – он запретил поспешность. Человек должен быть терпеливым, поступать осмотрительно, и прежде чем приступить к делу, он должен обдумать его и рассмотреть его последствия.7

Второе – не разглашать и не распространять смуту. Это то, чего следует остерегаться в особой степени. Во время, когда воспламеняется смута, не дозволено способствовать ее усилению и разжиганию, ни словом, ни прочим способом, ибо в противном случае он разжигает огонь и сеет зло.8

Третье – не сеять смуту и не пускаться в нее. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предостерег свою общину от приближения к смуте, как об этом сообщается в хадисе, который передал от него Абу Хурайра: «Наступят времена смут, когда сидящий будет лучше стоящего, а стоящий лучше идущего, а идущий лучше бегущего». аль-Бухари 3406, Муслим 2886.

То есть, чем человек будет дальше от смуты и менее активен в ее разжигании, тем он будет в большей сохранности, и в этом благо для него же самого. Поэтому он должен отдаляться от смуты, и просить Аллаха - благословен Он и возвышен - уберечь его и всех мусульман от ее зла, а не быть орудием разжигания и распространения этой смуты.

От Зайда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах) передается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Просите у Аллаха защиту от смут как явных, так и скрытых». Тогда сподвижники сказали: “Мы просим у Аллаха защиты от смут как явных, так и скрытых”. Муслим 2867.

Следует просить защиты от смуты, просить Аллаха, благословен Он и возвышен, уберечь и защитить мусульман от ее бедствия, опасности и зла. Также следует больше взывать с мольбами, с которыми взывал пророк (мир ему и благословение Аллаха), прибегая к защите Аллаха от зла смуты и от искушений, которые сбивают с прямого пути. Это то, чему мусульманин должен уделять особое внимание, ибо только Аллах оберегает и охраняет. Поэтому, пусть раб искренне ищет убежища у Аллаха, просит уберечь и защитить его и всех мусульман от смуты.

Мусульманин также должен обращаться к обладателям знаний, прежде чем отважно бросаться в смуту, ибо может оказаться так, что он станет главой этой смуты и ключом к злу. А ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, среди людей есть те, кто являются ключами к добру и замками к злу. И среди людей есть те, кто являются ключами к злу и замками к добру. Да будет Туба (дерево в Раю) для тех, кого Аллах сделал ключами к добру, и горе тем, кого Аллах сделал ключами к злу!» Ибн Маджах 237, Ибн Абу ‘Асым 297, ат-Таялиси 2082. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 1332.

Каждый мусульман должен опасаться быть ключом к злу, предводителем и проповедником зла, ввергая себя и других в губительные дела, последствия которых обернутся против них, как в мирской, так и в последней жизни.

Таким образом, знание последствий смут, ее опасностей и вреда, приносит мусульманину великую пользу.

Последствия и влияния смут многочисленны, перечисление и обсуждение их будет длительным, но в этой работе я укажу некоторые наиболее важные последствия, и надеюсь, что Всевышний Аллах обратит этот труд на благо и пользу всем нам.

Последствия и влияния смут

Первое последствие смут: Оставление людьми поклонения

Во время смуты люди оставляют дела поклонения, то ради чего они были созданы. Послушание приходит в упадок, сердца приходят в беспорядок и запутываются, их охватывают тревога и волнение, рождаемые смутой. Они не находят спокойствие и умиротворение, вследствие чего не могут поминать Аллаха должным образом.

Поэтому за поклонение, совершаемое во время смут, полагается большая награда, чем за поклонение в спокойное и благополучное время. Доказательство этому, слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Поклонение Аллаху в неспокойное время подобно (по награде) переселению (хиджра) ко мне». Муслим 2948.

То есть, кто посвятит себя поклонению во время, когда разгораются смуты и учащаются убийства, не ввязываясь в это, награда его будет подобно награде того, кто переселился к пророку (мир ему и благословение Аллаха).

В этом хадисе указание на то, что занятый поклонением во время смуты, будет иметь успех и будет избавлен от ее вреда. Все это свидетельствует о том, что необходимо отдаляться от смуты и заниматься различными видами поклонения, и тогда человек обретет покой и будет пребывать в безмятежности и благополучии, а ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, повторив свои слова трижды: «Поистине, счастливый из вас тот, кто отдален от смут». Абу Дауд 4263. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 975.

То есть, счастье и благополучие в отдалении от смуты, а также в совершении дел угодных Аллаху и всего, что способствует приближению к Нему, через различные виды поклонения, узаконенные Им. Подтверждается это хадисом от Умм Салямы – жены пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Однажды ночью пророк (мир ему и благословение Аллаха) проснулся и воскликнул: «Свят Аллах! Какие бедствия были ниспосланы сегодня ночью,9 и какие сокровищницы открыты!10 Разбудите обитательниц комнат11 для совершения молитв, ведь может получиться так, что одетая в мире этом окажется обнаженной в мире ином!12»” аль-Бухари 115, 1126, 3599.

В словах: «Разбудите обитательниц комнат для совершения молитв, ведь может получиться так, что одетая в мире этом окажется обнаженной в мире ином!» содержится пророческое указание на то, что при наступлении смут, следует обратиться к молитве, к поклонению Всевышнему Аллаху и следует всячески стремиться приблизиться к Нему.

На это также указывают и другие его слова: «Спешите совершать благие дела до наступления смут, которые явятся подобно частям темной ночи». Муслим 118.

Это побуждение к совершению благих дел во время смут, так как когда вспыхивают смуты, люди отвлекаются от дел поклонения, за исключением тех немногих, кому Аллах Всевышний оказал содействие и поддержку.

Когда во время последователей сподвижников (таби’ун) произошла смута, Хасан аль-Басри, который был из числа тех, кто отдалился от смут, сказал: “О люди! Клянусь Аллахом, Аллах предоставил аль-Хаджаджу власть над вами только в наказание, посему не встречайте наказание Аллаха мечом! Однако проявляйте смирение и взывайте с мольбами”. Ибн ‘Асакир в «Тарих ад-Димашкъ» 12/178.

Ведь Всевышний Аллах говорит: «Мы подвергли их мучениям, но они не смирились перед своим Господом и не взмолились перед Ним» (аль-Муминун 23: 76).

То есть, в подобном положении человеку надлежит проявлять смирение и молить Всевышнего об избавлении. Он должен исправить себя, свое положение и навести порядок в своем доме. Должен неуклонно повиноваться своему Господу в той форме, которой Он доволен.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаются слова с подобным смыслом: “Настанут времена смут, от которых ничто не спасет, кроме мольбы подобно мольбе утопающего”.13 Ибн Абу Шайба 7/531.

Всем нам известно, как искренне и усердно взывает о помощи утопающий, поэтому и было сказано: ничто не спасет, кроме мольбы подобно мольбе утопающего”.

Человек должен искренне обратиться с мольбой к Всевышнему Аллаху о спасении, защите и оберегании.

Второе последствие: Отдаление людей от ученых и знания

Из последствий и влияний смут то, что они отдаляют людей от собраний, где передаются знания, отдаляют от изучения установлений шариата, от познания религии в общем. Люди перестают обращаться к ученым и посещать их собрания, поскольку сердца поглощены заботой и в них горит огонь смуты, а человек в таком состоянии не может уделить себя приобретению знания, не может сопровождать ученых в их собраниях, и он оказывается отдаленным от знаний и его носителей.

Хуже этого то, что смута приводит к тому, что люди начинают пренебрегать учеными, умолять их значение и достоинство, ругать и порочить их. От ‘Убады ибн Самита (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не относится к нам тот, кто не уважает старших среди нас, не милосерден к младшим, и не отдает должного нашим ученым!» Ахмад 5/323, аль-Хаким 1/139. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 5443.

Во время смуты многие люди смеют открыто проявлять к ученым непочтительность, оскорблять их, обзывать, обвинять в самых мерзких вещах. И все это является следствием смуты, да упасет нас от этого Аллах!

История переполнена подобными случаями, и одна из них – это смута, спровоцированная ‘Абдур-Рахманом ибн аль-Аш‘асом14, в которую были втянуты большое количество чтецов Корана и знающих людей, и множество простых людей. Так вот, когда разгорелась эта смута, к аль-Хасану аль-Басри (да смилуется над ним Аллах), одному из самых великих имамов и факъихов Ислама, пришли люди и обратились с такой речью: «Что ты скажешь относительно этого тирана (аль-Хаджаджа), который проливает запретную кровь и присваивает запретное имущество, оставил молитву и совершает то-то и то-то?!» Он ответил: “Я считаю, что вы не должны сражаться с ним. Если это (тирания аль-Хаджаджа) наказание от Аллаха, то вы не в силах отвратить наказание Аллаха своими мечами. А если же это испытание, то терпите, до тех пор, пока Аллах не примет Свое решение относительно него, ведь Он – Наилучший из судей”. И тогда они ушли от него со словами: «И мы послушаемся этого «‘ильджа»15?!» ад-Дуляби в «аль-Куна уаль-асма» 3/1035, Ибн ‘Асакир в «Тарих ад-Димашкъ» 12/178.

Смута разгорелась в них, и когда они, охваченные бушующими эмоциями, услышали от ученого то, что не соответствовало их страстям и желаниям, и что противоречит их склонностям, то стали порочить его.

Пороченье ученых теми, кто проникся любовью к смуте, с давних времен и до наших дней не имеет границ. Их называют подлизами, обвиняют в заискивании перед правителями, называют агентами, и обвиняют в прочих мерзких вещах.

То есть, смута рождает в людях непочтение к ученым, и они начинают умолять их достоинства, пренебрегать ими, порочить и ругать их, и это самое опасное, что может случиться с человеком во время смуты, да упасет нас всех Аллах от этого!

И те, которые высказались в адрес аль-Хасана аль-Басри подобным образом, не приняв его совета, выступили против аль-Хаджаджа вместе с ‘Абдур-Рахманом ибн аль-Аш‘асом, были все убиты.16 Они не принесли никакого блага и не извлекли пользы из советов ученых. Так как ученые стали для них никем и их слова не имели для них никакого значения.17

Третье последствие: Глупцы становятся лидерами

Из последствий и влияний смуты также то, что к главенству приходят глупцы. Те, у кого нет ни знаний, ни понимания религии Аллаха выходят вперед и начинают занимать почетные места. И занимают они такое положение не по причине своего знания, не по причине понимания религии Аллаха, не из-за наличия таких качеств как терпение, выдержка, рассудительность, а лишь по причине своих эмоций! Они становятся во главе, затем слепо, наугад выносят решения и издают фатауа. В то время как они неизвестны своим знанием, своим благоразумием и здравомыслием. Поэтому шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) говорил: “Когда наступает смута, благоразумные оказываются бессильны остановить глупцов”. См. «Минхадж ас-Сунна» 4/187.

Смуты и испытания поражают не только несправедливых ослушников, но и невинных людей, как об этом сказал Всевышний Аллах: «Бойтесь смуты, которая поразит не только тех из вас, кто был несправедлив» (аль-Анфаль 8: 25).

Когда наступает смута, грязь ее задевает каждого, кроме тех, кого избавит от этого Аллах. И мы просим Аллаха избавить нас всех от ее грязи!

Четвертое последствие: Деяния завершаются неудачей и имеют плохие последствия

Из числа последствий смуты то, что вошедший в нее не извлекает из нее блага и не несет благо другим, он непременно будет иметь печальный исход и его ожидания не оправдаются.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) в своей книге «Минхадж ас-Сунна» изучив смуты, которые имели место в ранние времена, сделал очень полезное заключение. Он сказал: “Нередко бывало так, что вышедший против правителя, обладающего властью, своим поступком приносил больше вреда, чем пользы”. Затем он упомянул примеры таких смут и сделал вывод относительно последствий и плодов смут, сказав: “Они ни религию не установили, ни мирское не сберегли”. См. «Минхадж ас-Сунна» 4/527-528.

Пример этому те, о которых мы рассказывали ранее. Те, кто не внял наставлению имама Ахмада и другая группа, которая так же не прислушалась к совету аль-Хасана аль-Басри. У них всех был один результат - “Они ни религию не установили, ни мирское не сберегли”. Часть их убили, часть заключили в тюрьмы, некоторые бежали. Одним словом – все они имели печальный исход.

Другой пример приводит имам аз-Захаби в своем труде «Сияр а‘лям ан-нубаля» в биографии аль-Хакама ибн Хишама ад-Дахыль аль-Амауи, который был правителем Андалусии. Он долго рассказывал о том, как процветало его государство, какой силой оно обладало, и какие победы он одерживал над римлянами, и т.п. После этого аз-Захаби сказал: “Возросло число ученых в Андалусии в государстве аль-Хакама, что даже было сказано, что в Къуртубе было четыре тысячи обладающих знанием из числа ученых и требующих знание. Однако, когда пришло время их гибели, Аллах сделал так, что им стало тяжело терпеть несправедливость аль-Хакама, и они сговорились свергнуть его. Затем они собрали войско для сражения с ним, и вспыхнула в Андалусии великая смута, обернувшаяся злом Исламу и его приверженцам”. См. «ас-Сияр» 8/253-260.

Затем аз-Захаби упомянул исход этой смуты, что число убитых достигало пяти тысяч, а уцелевшие были либо заключены в тюрьмы, либо бежали. Это еще раз подтверждает то, что подобными мятежами и смутами не принести пользы религии. И умен тот, кто учится на чужих ошибках, как было сказано.18

Большинство тех, кто участвовал в этой смуте, в конце сожалели о том, что ввязались в нее, и история немало передает подобного. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) говорил: “Поистине, ‘Аиша не принимала участия в сражении между сподвижниками, и не выходила для сражения, однако она вышла с намерением примерить мусульман, считая, что в ее выходе будет польза для мусульман. Но затем ей стало ясно, что лучше было бы ей не выходить. И когда она вспоминала о том, что вышла тогда, то плакала так сильно, что ее платок намокал. И так же большинство предшествовавших людей, кто ввязался в сражение (во время смуты), затем сожалели об этом, как Тальха, аз-Зубайр и ‘Али, да будет доволен ими всеми Аллах”. См. «Минхадж ас-Сунна» 4/316.

Айюб ас-Сахтияни (да смилуется над ним Аллах), говоря о чтецах, участвовавших в смуте Ибн аль-Аш‘аса, сказал: “Я не знаю ни одного из убитых, который ни стал бы жалеть о подобной участи, и не знаю ни одного из уцелевших, чтобы он не восхвалял Аллаха, Который его уберег”. Халифа ибн Хаят в «ат-Тарих» стр. 76.

Также из числа полезных сообщений на эту тему – история Зубайда ибн аль-Хариса аль-Ямия. Он является великим ученым Ислама и одним из передатчиков шести сборников хадисов.19 Он был одним из тех, кто вступил в смуту Ибн аль-Аш‘аса, но уцелел и не принимал участия в убийствах. Мухаммад ибн Тальха рассказывал: “Как-то Зубайд увидел меня смеющимися в обществе аль-‘Аля ибн ‘Абдуль-Карима и сказал: “Если бы ты видел черепа20, то не смеялся бы! И поистине, я бы желал, чтобы мою правую руку отрубили от предплечья, но только не принимать участия в этом!” Халифа ибн Хаят в «ат-Тарих» стр. 76.

После этого наступила другая смута, и Зубайд был призван к участию в ней. Обрати внимание на прекрасный ответ Зубайда, который видел последствия смуты и извлек урок из этого: Сообщается, что Ибн аль-Му‘тамир часто посещавший Зубайда и рассказывавший ему об убийствах членов семьи ‘Али (ахль аль-байт), призвал его выступить вместе с Зайдом ибн ‘Али, на что Зубайд ответил: “Я не выйду, кроме как вместе с пророком, а я не нахожу его!” Я‘къуб ибн Суфьян в «ат-Тарих» 3/107, Ибн ‘Асакир в «Тарих ад-Димашкъ» 19/473.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «ад-да’уату-ссаляфия» (2)

    Документ
    Хвала Аллаху. Его мы восхваляем и к Нему взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Он оставил, того никто
  2. «ад-да’уату-ссаляфия» (5)

    Документ
    Хвала Аллаху. Его мы восхваляем и к Нему взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого поведёт Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Он сбил, того никто
  3. Положение «къысас» и«къуссас» в Исламе отношение сподвижников, их последователей и имамов к къуссасам и къысас

    Реферат
    Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение.

Другие похожие документы..