Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Свое развитие ракетная техника получила в связи с современными военными потребностями и космическими исследованиями, но история ракет уходит своими к...полностью>>
'Лекция'
Современный русский язык сформировался в результате длительного исторического процесса и хранит в себе следы почти всех фонетических и грамматических...полностью>>
'Книга'
Сия история говорит правду не только об одной из человеческих слабостей, но (по аналогии) обо всех других; и ото всех них есть лишь один путь избавле...полностью>>
'Решение'
Рабочая группа по V разделу Соглашения о социальном партнерстве, Территориальное общественное объединение "Федерация омских профсоюзов" (дал...полностью>>

Алексей Подберезкин. Обзор сми за 1996 год

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Интересна информация, поступившая с 49-го Каннского фестиваля.

Впервые за долгие годы в конкурсной программе Каннского кинофестиваля не участвовал ни один русский фильм. Это прежде всего — отражение печальной реальности российской киноиндустрии.

Наши знаменитые когда-то "Мосфильм" и "Ленфильм" теперь напоминают американские города-призраки, некогда кипевшие жизнью у золотых приисков.

Развал Советского Союза и жадность кинодельцов, растащивших знаменитые киностудии по кусочкам, привели к упадку такого феномена, как советское кино. Вот потому-то наши талантливые режиссеры, прежде гремевшие на весь мир, теперь ходят по всему миру с протянутой рукой и ищут спонсоров.

Кинопродукция

1991

1992

1993

1994

Игровые фильмы (художественные), всего

375

178

137

74 (1995 г.—51)

в том числе при государственной поддержке

24

19

26

29

Мультипликационные фильмы, всего

38

24

22

18

в том числе при государственной поддержке

38

24

19

16

Неигровые фильмы (документальные, научно-популярные), всего

157

206

в том числе при государственной поддержке

450

309

145

192

Кинопериодика

490

444

225

268

Национальная идея как стратегия выхода из кризиса

Избирательная кампания 1996 г. продемонстрировала беспрецедентный раскол общества на два приблизительно равносильных лагеря: сторонников Президента Б.Н.Ельцина и сторонников кандидата народно-патриотического блока Г.А.Зюганова.

В действительности же полного единства нет и в границах этих двух блоков: обоих кандидатов поддержали крайне разнородные по своей сути политические силы.

Такое многообразие политических сил (что само по себе не так уж и плохо в нормальных условиях) в период жесточайшего кризиса, когда под вопрос ставится само будущее России, несет в себе угрозу Государству, Нации и Обществу. Выход из кризиса видится только через мобилизацию всех национально ориентированных сил общества, полное использование всех его духовных и материальных ресурсов, выраженных в Национальной Идее. Составными частями ее должны стать программы национальной безопасности, социально-экономического развития и т.д.

На протяжении последних 6 лет эксперты "РАУ-Корпорации", а затем и "Духовного наследия" неоднократно заявляли об этом в ежегодно издаваемой "Концепции национальной безопасности", в работах —"Национальная доктрина России" (февраль 1994 г ), "Современная Русская Идея и Государство" (март 1995 г.) и других В предисловии к "Концепции национальной безопасности" (январь 1995 г., с 23) я писал "Тем, кто действительно заинтересован в возрождении России, крайне необходима сейчас современная Российская Идея. Пока что такой идеи — реальной, связанной с отечественными традициями и в то же время отражающей потребности нашей эпохи — нет ни у одного из политических движений. Итак, мы стоим перед острой необходимостью создания новой идеологии, а точнее — синтеза духовных и научных, старых и новых, традиционных и суперсовременных идей в Национальную Идею".

За прошедшие годы осознание необходимости Национальной Идеи в обществе укрепилось. Причем в обоих лагерях. Наиболее полно это нашло свое отражение в программных документах блока народно патриотических сил и его лидера — Г.А. Зюганова. Но и в правящей злите сначала робко (В. Ф. Шумейко осенью 1995 г.), а затем и более определенно (Б. Н. Ельцин после выборов 1996 г.) признали необходимость общенациональной идеологии.

Сегодня, летом 1996 г, эта проблема как никогда прежде требует своего практического решения. Поэтому я считаю необходимым кратко, не претендуя на абсолютную правоту, высказать свою позицию. Надеюсь, что дам дополнительный импульс дискуссии, которая — теперь я уже в этом уверен — примет в ближайшее время общенациональный характер.

Это также важно и для движения "Духовное наследие", особенно в условиях, когда мы не скованы рамками избирательных кампаний. Для формирующегося нового движения народно-патриотических сил такая дискуссия крайне необходима.

Объективная необходимость Национальной Идеи вытекает, во-первых, из признания факта, что для человека жизненно необходима шкала социальных ценностей. Она может быть разной, но она должна быть, ибо она отличает человека, ставит нравственные и духовные ценности выше биологических. Важно, чтобы идея восторжествовала над инстинктом самосохранения, страхом смерти, жаждой наживы.

Во-вторых, эта общечеловеческая необходимость должна находиться в системе национальных координат: национальных, исторических, культурных, духовных ценностей и геополитических реалий, естественно вытекать из объективной категории "национальный интерес". В течение тысячелетий человек отстаивал свое право на жизнь вместе с правом на существование своей нации и государства. В этом смысле патриотизм как биологический защитный механизм — естественное состояние любого индивида.

Современная Национальная Идея может быть только синтезом, а не простой экстраполяцией какой-то старой или новой (особенно чужеродной) идеи. Этот синтез взаимно дополняет и обогащает свои составляющие и отнюдь не означает, что они представлены в равных пропорциях, механически. Неправильно абсолютизировать значимость какой-то одной ценности — будь то традиционалистская, либеральная, или коммунистическая. В каждой из них есть свое положительное и отрицательное значение. Поэтому важна мера, пропорция того или иного.

Такими основными, базисными составляющими, на мой взгляд, являются:

  1. Исторические, культурные, духовные ценности и геополитические реалии нашей Нации. Это означает признание того, что русская цивилизация уникальна, а ее достижения имеют общечеловеческую значимость. Мы — не случайное государственное образование, а результат культурной и духов ной деятельности многих поколений наших предков, оставивших нам огромное (в том числе и материальное) наследство, которое во многом предопределяет наше поведение в этом мире.
    Будь то внешняя политика, государственное строительство или создание финансовых институтов (не говоря уже о политике в области культуры, образования, религии), мы несем в себе заряд нашей истории, памяти предков, обязательств перед нашими предками и потомками.
    Абсолютизация этого фактора неизбежно ведет к ортодоксальному традиционализму, несовместимому с современными реалиями. В результате эта важнейшая составляющая нашего мировоззрения является одной из составляющих, не более того.

  2. Позитивный опыт социализма. Сегодня, когда этот опыт огульно охаивается, когда не задумываясь отказываются от достигнутых практических результатов, важно всячески подчеркивать историческую значимость для всей человеческой цивилизации достижений реального социализма. рывок в области науки, культуры, образования за 70 лет социалистического развития был настолько силен, что даже объединенные усилия, многократно превосходившие по своей экономической, финансовой, информационной мощи, либерально-буржуазных государств не смогли полностью нейтрализовать его извне Важно иметь в виду, что эти достижения фактически признаны человечеством, однако именно из-за их огромной значимости попытки дискредитации позитивных достижений социализма будут продолжаться.
    Для нас сегодня этот факт особенно важен, потому что его игнорирование и дискредитация приводят не только к потере драгоценного опыта и ресурсов, но и неизбежно лишают нас перспективы развития.

  3. Современные международные реалии. Этот третий компонент, ассоциируемый зачастую с западным либерализмом, имеет, однако, более сложную сущность Растущая взаимозависимость государств в мире — объективный, ноосферный процесс, предсказанный еще В И Вернадским в начале 40-х годов Рост влияния знаний вообще, а науки и средств информации в частности, настолько силен, что противиться ему не может никто, да и имеет ли смысл? Современные этапы научно-технической революции приводят к тому, что появляются и становятся жизненно необходимыми новые отношения и взаимосвязи между государствами и отдельными гражданами. К сожалению, либеральные демократии лучше других государств пока что используют складывающиеся объективные тенденции мирового развития в собственных интересах. Для непосвященных эти процессы просто ассоциируются с ценностями либеральных демократов.

Труднейшая задача здесь — совместить объективные процессы развития НТР и человеческой цивилизации с первой и второй составляющей Национальной Идеи. Не противопоставлять традиционные ценности и позитивный социалистический опыт искусственно глобальным тенденциям развития человеческой цивилизации, а совместить, интегрировать их. Подобная интеграция, или синтез, может раскрыть лучшие возможности и потенциал русской Нации, дать ей такой мощный импульс развития, который сможет сделать ее лидером всего человечества в XXI веке.

Именно поэтому я рассматриваю Национальную Идею не как метафизические или философские изыски, а как сугубо практическую задачу, стоящую сегодня перед правительством и оппозицией. Чем скорее мы встанем на этот стратегический путь, тем меньше у нас будет ошибок и тупиковых ветвей развития, тем больше мы сможет использовать наши возможности — материальные и духовные. Тем скорее мы выйдем из кризиса, куда мы были сброшены отказом от поиска собственной модели развития, собственной идеологии.

Из такого понимания Современной Русской Идеи вытекают и задачи, стоящие перед политическими партиями и движениями. Абсолютизация одной из составляющих неизбежно ведет партию в политический тупик: первая — в ортодоксальный традиционализм; вторая — ортодоксальный коммунизм; третья — искусственный либерализм.

Основные характеристики современной Национальной идеи, по-видимому, представляются различными политическими силами по-разному. И здесь важно попытаться найти общие, не вызывающие принципиальных возражений, положения. Таковыми, на мой взгляд, являются:

ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ, т.е. необходимость сильного государства и его институтов, прежде всего армии, правоохранительных органов и т.д. При этом предполагается, что роль государства и в других сферах жизни общества — экономике, финансах, социальных областях и т.п. — традиционно сильна (но не гипертрофирована как в отдельные исторические периоды);

ПАТРИОТИЗМ — как идеология любви к Родине, готовность ее защищать и отстаивать ее интересы;

СОБОРНОСТЬ — как единение людей ради процветания Отечества, способная выражаться в современных условиях в новых формах;

СПРАВЕДЛИВОСТЬ — как присущее русскому народу качество вечного поиска правды и справедливости, готовности пойти порой на серьезные жертвы, в т.ч. и личные ради этой "абстракции";

КОЛЛЕКТИВИЗМ — проявляемый не только в общинах, колхозах, но и в свойственных народу поисках новых форм решения самых различных задач "всем миром", "общиной", "трудовым коллективом", "коллективным капиталистом" и т.д.;

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧНОСТь русского национального сознания, космизм в его лучших формах, терпимость по отношению к другим нациям и религиям;

ПРИОРИТЕТЫ духовно-нравственных ценностей над меркантилизмом, способность к аскезе, полной самоотдаче;

НЕОБХОДИМОСТЬ иметь некую "сверхзадачу", некий перспективный план (будь то победа в войне или ГОЭЛРО, или космические и ядерные проекты).

Наверное не все составляющие перечислены, а тем более аргументированно описаны и проанализированы — такой задачи и не ставилось. Но главное, на мой взгляд, просматривается — это контуры будущего мировоззрения.

А.ПОДБЕРЕЗКИН,
Председатель Центрального Совета ВОПД “Духовное наследие”,
доктор исторических наук, депутат Госдумы РФ

Информационное сообщение о Пленуме Центрального совета Всероссийского общественно-политического движения “Духовное наследие”.

25 июля 1996 г. в подмосковном городе Озеры состоялся пленум Центрального совета Всероссийского общественно-политического движения "Духовное наследие". В его работе приняли участие также представители региональных организаций и зарубежных отделений Движения, ряда других партий и общественно-политических организаций.

На Пленуме были обсуждены итоги кампании по выборам Президента Российской Федерации и участия в ней ВОПД "Духовное наследие", текущие задачи, перспективы развития и деятельности организации, а также вопрос о взаимодействии с формируемым в настоящее время союзом народно-патриотических сил.

Участники Пленума заслушали доклад председателя Центрального совета А.И.Подберезкина. В прениях выступили: В.Н.Енягин (Центральный совет, Москва), Е.Г.Драпеко (Санкт-Петербургская региональная организации), Н.Г.Зароченцев (Центральный совет, Москва), С.А.Кислицын (региональная организация Ростовской обл.), К.А.Волков (отделение "Духовного наследия" в Женеве), Ю.П.Иванов (Центральный совет, Москва), В.М.Филаретова (Смоленская региональная организация), А.Н.Громов (Академия информатики при ООН), И.О.Маляров (Российский коммунистический союз молодежи), Ю.О.Чурин (Нижегородская региональная организация), Т.К.Пушай (Тверская региональная организация), Ю.Г.Никифоров (Чувашская региональная организация), Э.А.Наумов (Самарская региональная организация), Е.Б.Сучков (Центральный совет, Москва). Б.П.Белозеров (Санкт-петербургская региональная организация), Л.Н.Сорокина (Центральный совет, Москва).

В докладе и выступлениях были проанализированы деятельность ВОПД "Духовное наследие" и Народно-патриотического блока в ходе кампании по выборам Президента РФ. Было отмечено, что Движение внесло основной вклад в разработку и распространение государственно-патриотической идеологии, ставшей идейной основой консолидации прогрессивных сил России. Активисты "Духовного наследия" провели большую работу по мобилизации избирателей в поддержку кандидата на пост Президента России Г.А.Зюганова. Вместе с тем были вскрыты существенные стратегические, тактические, организационные упущения в проведении предвыборной кампании.

Пленум подтвердил неизменность главных целей и задач движения "Духовное наследие": способствовать сплочению патриотических сил России, всех, кому дороги судьбы Родины, Государства, Народа, в интересах скорейшего преодоления духовного кризиса, решения крайне обострившихся экономических и социальных проблем, обеспечения полнокровного развития отечественной науки, культуры, образования и предпринимательства, возрождения России как великой процветающей Державы.

На Пленуме было принято решение о присоединении к Народно-патриотическому союзу, учредительный съезд которого состоится 7 августа 1996 г., и о делегировании представителей "Духовного наследия" в состав руководящих органов этого Союза.

В ходе обсуждения вопросов повестки дня были высказаны конкретные конструктивные предложения по совершенствованию деятельности Движения, его организационному укреплению и дальнейшему развитию, которые будут положены в основу программы действий "Духовного наследия" на предстоящий период.

 

РЕЗОЛЮЦИЯ ПЛЕНУМА ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ “ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ” (25 июля 1996 года)

Пленум Центрального совета Всероссийского общественно-политического движения "Духовное наследие", обсудив развитие ситуации в стране за период, прошедший со времени проведения Второго съезда (4 июня 1996 года), с удовлетворением отмечает большую работу, проделанную региональными отделениями и всеми членами Движения в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, способствовавшую дальнейшему численному и организационному росту "Духовного наследия", существенному повышению его авторитета и влияния как в России, так и за рубежом.

Некоторые признаки улучшения политического климата в стране, наметившиеся благодаря настойчивой деятельности оппозиции и начинающемуся осознанию властями опасности раздела общества на равные части в том, что касается путей продолжения реформ, отчетливо зафиксированного результатами прошедших выборов, говорят о возможных перспективах в поиске взаимосогласованных решений. Восприятие Президентом, его Администрацией и Правительством Российской Федерации многих положений государственно-патриотической идеологии, на протяжении ряда лет разрабатываемой "Духовным наследием", способной объединить усилия всех россиян, инициатив Движения по необходимости возрождения национальной идеи, утверждения национальной доктрины России и концепции национальной безопасности страны, первоочередности задач осуществления военной реформы и военного строительства, снижения налогового бремени на отечественного производителя, защиты наиболее социально ущемленных слоев населения, развития наукоемких технологий и ряда других, предоставляет определенные возможности для совместного участия в процессах разработки и принятия решений.

Вместе с тем участники Пленума с сожалением вынуждены констатировать продолжающееся ухудшение экономического положения страны, дальнейшее углубление системного кризиса общества, прежде всего — в области отечественного предпринимательства, науки, культуры и образования.

В ближайшее время важную роль будут играть дальнейшие усилия по переводу в практическое русло и укреплению наметившейся тенденции к развитию сотрудничества широкого спектра сил различной политической ориентации, философских мировоззрений, идеологических убеждений, религиозных вероисповеданий, культурологической и иной направленности.

Исходя из вышеизложенного. Центральный совет Всероссийского общественно-политического движения "Духовное наследие":

  • подтверждая правильность генеральной линии, разработанной съездами Движения;

  • сохраняя, в полном соответствии с Уставом Движения, свою организационную самостоятельность;

  • считая своей основной задачей дальнейшее наращивание усилий по всесторонней поддержке отечественной науки, культуры., образования и предпринимательства, просветительскую деятельность в обществе с целью распространения государственно-патриотической идеологии;

  • и далее конструктивно выступая в коалиции, действенность которой была ярко продемонстрирована в ходе декабрьских, июньских и июльских выборов;

  • присоединяясь к союзу народно-патриотических сил, и оказывая ему всемерную поддержку;

  • продолжит осуществлять последовательные меры по формированию государственного курса России с учетом национальных традиций и исторического опыта, нравственных ценностей российских народов, обеспечивая сохранение стабильности в обществе, во имя благополучия и процветания каждого россиянина.

"Духовное наследие",
ежемесячное приложение к журналу “Обозреватель-Observer” №4
(август 1996 г.)

Внутренняя политика

Второй тур: уроки стратегии и тактики

Явка голосующих неизменно включалась партией власти" в число ключевых параметров, влияющих на электоральный успех. Отсюда стремление мобилизовать как можно большую часть "своего" электората, в чем сторонники Б.Ельцина, безусловно, преуспели (они фактически вели агитацию даже в день выборов).

Эффективнее сработала "подстраховка" властей в лице А.Лебедя, с мая развернувшего чуть ли не "параллельную" избирательную кампанию под лозунгами, которых давно ждал избиратель: ПОРЯДОК, СПРАВЕДЛИВОСТЬ.

Другой особенностью "междутурового" периода, также сыгравшей на руку действующему Президенту, явилась серия широкомасштабных политических перестановок.

Очевидно, что пропагандистский эффект, достигнутый таким образом "партией власти", прежде всего базировался на освобождении президентских и правительственных структур от ряда непопулярных фигур силового блока — Л.Коржакова, М.Барсукова и О.Сосковца, а также на давно назревшей кардинальной кадровой чистке в Министерстве обороны. Это в значительной мере нивелировало негативные последствия "внутривластных разборок" и обеспечило в целом благожелательную реакцию на них общественности. Контрвыпады КПРФ и ее союзников в этих условиях запоздали.

Команде Президента, напротив, в результате шумной кампании дезинформации удалось успешно затушевать достаточно серьезные провалы в социально-экономической политике государства и не допустить их превращения в объект широкого обсуждения оппонентов и общественности.

И все же в условиях тотальной пропагандистской войны, которую развернула "партия власти", обладая монополией на телевидении, радио и в прессе, огромного давления на руководителей регионов, особенно тех, где в первом туре победил Г.Зюганов, народно-патриотические силы могут рассматривать итоги выборов как серьезную победу.

Почти 30 млн. избирателей выстояли, их не удалось ни запугать, ни подкупить — они отдали свои голоса за лидера народно-патриотического блока.

Не считаться с этим фактом нельзя.

В.ПАВЛЕНКО,
кандидат политических наук

УСТОЯТЬ И ПОБЕДИТЬ

Алексей ПОДБЕРЕЗКИН, доктор исторических наук, депутат государственной думы, председатель Центрального Совета движения “Духовное наследие”, отвечает на вопросы Владимира БОНДАРЕНКО

Владимир БОНДАРЕНКО. Алексей Иванович, как образовалось ваше движение “Духовное наследие”?

Алексей ПОДБЕРЕЗКИН. Неожиданно даже для нас, инициаторов создания “Духовного наследия”, организационный период оказался бурным: разработанная нами концепция государственно-патриотической идеологии нашла настолько сильный отклик среди наших соотечественников как в России, так и за ее пределами, что на нас буквально обрушился вал людей, писем, информации, а организация, ее структуры еще не сложились. Пришлось принимать “бой на марше”.

Этот период образования движения совпал с кампанией по выборам в Госдуму, что, с одной стороны, способствовало активизации нашей деятельности, а с другой — потребовало концентрации всех наших усилий и ресурсов на избирательной кампании. Естественно, многие вопросы идеологии движения, организации — остались до конца не решенными, чем мы сегодня и занимаемся.

В. Б. А нужна ли ваша организация вообще?

А. П. Для меня лично и большинства моих коллег на этот вопрос можно дать однозначный ответ: да! И не только потому, что мы смогли в короткое время сформировать целое направление в идеологической области, которое признается все большим числом граждан. Главное, пожалуй, в том, что за этим направлением, на мой взгляд, будущее. За ним перспектива. И это понимают сегодня практически все политические деятели. Уступать его новым или старым структурам, на мой взгляд, категорически нельзя: слишком много неискренности и дилетантства у новых движений, и слишком сильна инерция — у старых.

В этой связи остро стоит вопрос организационного роста движения, обеспечения его необходимыми материальными ресурсами. До последнего времени функцию исполкома движения на 90 процентов выполнял аппарат “РАУ-Корпорация”, выполнял самоотверженно, с полной самоотдачей. А это означает, что на постоянной основе работал аппарат в 60, а иногда и 120 человек. Кроме того, также самоотверженно, профессионально работали десятки членов Центрального совета “Духовного наследия” и сотни активистов.

Понятно, что эта ситуация не может оставаться без изменения. Нужен, пусть маленький, но профессиональный исполком. Значит, предстоит решать много организационных вопросов; помещения, техника, зарплата. Как показывает опыт, людей, способных решать организационные и материально-технические вопросы, у нас немного, а точнее — крайне мало. У нас много идей и талантливых, но, как правило, они не подкреплены ресурсами. Полагаю, что мы в состоянии оперативно решать все эти вопросы.

В. Б. “Духовное наследие” известно многим как широкое движение интеллигенции, объединяющее людей самых разных политических и социальных взглядов, придерживающихся государственно-патриотической идеологии. Почему такое движение решило поддержать на выборы в президенты России Геннадия Зюганова ?

А. П. Действительно, сторонники “Духовного наследия” — это не только интеллигенты, которые придерживаются государственно-патриотической идеологии, но и служащие государственного аппарата, люди самых различных идеологических воззрений. Их объединяет общий знаменатель: усиление роли государства и его институтов в жизни общества. Закономерный вопрос: почему все эти люди решили поддержать именно Зюганова? Ответа два. Первое — из всех людей, которые сейчас придерживаются государственно-патриотической идеологии, Геннадий Зюганов, конечно, наиболее сильная и последовательная фигура. И в личном плане, и как политик. Вторая часть ответа заключается в следующем: в свое время в вашей газете она хорошо была сформулирована. Проханов в своей статье сказал, что мудрость политика сейчас определяется его готовностью идти на компромиссы и поддерживать более сильного из единомышленников. Я считаю, что сейчас эта фраза наиболее актуальна, не надо пытаться раскрутить собственные амбиции, конечно, у всех политиков они есть, не пытаться заставить говорить о себе лишний раз, а поддержать наиболее сильного государственника. Из всего спектра политиков, которые вышли на президентские выборы, самая безусловно притягательная для нас кандидатура — это Геннадии Зюганов Есть какие-то еще и личные мои соображения: Зюганов стоял у истоков “Духовного наследия”, был членом Центрального совета, с ним мы работаем уже несколько лет, и у меня всегда оставалось чувство абсолютной надежности Зюганова. Сегодня, к сожалению, мало о ком из политиков так можно сказать. Он не меняет свои взгляды, не меняет позиции, он, безусловно, идет на разумные компромиссы. И кроме того, он далеко не преклонного возраста. Он представляет новое поколение политиков. Совокупность этих причин: государственных, общественных и личных — они давно предопределили наш выбор кандидатуры в президенты России.

В. Б. Алексей Иванович, у движения “Духовное наследие” есть своя культурная программа, свое отношение к духовному наследию России. В чем совпадает ваша концепция культуры и духовности России с программой Геннадия Зюганова?

А. П. На мой взгляд, сейчас идет процесс формирования нового мировоззренческого русского общества. Это очень важный тезис, который необходимо прокомментировать. Идет кристаллизация процесса не идеологического, а мировоззрения в нашем обществе. Это хорошо показала и дискуссия в вашей газете о будущем России. В чистом виде ни одна прежняя идеология не работает. Ни коммунистическая идеология, ни, тем более, либеральная идеология, ни националистическая. Значит, идет синтез трех составляющих. Первая из них — это национальные культурные ценности и геополитические реальности. Второй фактор — это позитивный опыт социализма, который был совершенно неслучайным этапом в истории нашего Отечества. И третий фактор— те мировые ценности, o которых так хорошо писал великий русский ученый Вернадский. Эти три фактора в своем синтезе формируют новое мировоззрение. И мы — сторонники этого нового государственнического мировоззрения. Во многом это мировоззрение совпадает с нынешней программой Геннадия Зюганова и его сторонников. Когда мы говорим о нашем едином кандидате в президенты, то противоречий именно с Зюгановым в подходе к этому новому мировоззрению я не наблюдаю. Я вам скажу, где мы не совпадаем. Если в компартии сегодня допускается участие верующих, и коммунист может быть верующим (молодцы, что приняли такой пункт в уставе), 95 процентов участников пленума проголосовали за это решение, то у нас на эту проблему есть другая точка зрения. Мы считаем, что все коммунисты должны быть верующими. Это подход к одной и той же проблеме с разных углов. С другой стороны, всем верующим должны быть близки коммунисты. Я — идеалист, я — не материалист. Я — сторонник Вернадского, а Вернадский как ученый-естествоиспытатель пришел к идеализму уже в преклонном возрасте. Он как естественник доказал, что этот процесс гораздо более сложный. А грань между наукой и верой, чем она будет тоньше, тем лучше будет синтез настоящей истины. Я Вернадским занимался, когда еще его не знали как философа. Первые мои статьи были в 70-х годах. Печатать их было тогда крайне трудно, я работал в архивах Академии наук, изучая рукописи, записи современников. И поэтому к своей идеологии я пришел уже лет 10—15 назад. Сегодня вижу, что эта концепция во многом близка российской компартии, о чем мы не раз говорили с Зюгановым. Мне хотелось бы подчеркнуть, что Зюганов — это не кандидат от компартии, это кандидат от государственно-патриотического блока, куда, кроме компартии, входят десятки других организаций. Мы вместе с Александром Прохановым сидели на подписании общего соглашения и вместе подписывали. Это был лишь первый этап кристаллизации всех государственно-патриотических сил вокруг единого сильного кандидата. Крайне обидно, что иные лидеры, даже представляющие определенные патриотические слои общества, начинают играть на противоречиях и выпячивать их, как, скажем, бывший послушный многолетний “правдист” Головенко и ему подобные раскольники. Надо понимать, что в политике сейчас все противоречивые моменты должны быть отброшены во имя главного — поддержки сильного кандидата. И, наконец, что меня привлекает в Зюганове, он — человек, нервущийся к экстремальным вариантам решения проблем. А опыт жизненный показывает, что решения могут быть найдены только путем мучительного поиска взаимоприемлемых компромиссов, поисков диалога, а не ора, крика. Есть жанр политика, есть жанр публициста То, что может позволить себе публицист на страницах вашей газеты, то не может позволить себе политик.

В. Б. Газета “Завтра” так же, как и движение “Духовное наследие”, не является органом или фракцией Коммунистической партии России. Тем более мы прекрасно понимаем, что на выборах в президенты России за счет голосов только коммунистической части общества Геннадий Зюганов победить не сможет. Значит, ему надо объединить вокруг себя самые широкие слои государственно-патриотически настроенных людей, офицерство, переживающее развал армии, некогда могучей и непобедимой, православные круги общества, не терпящие- невиданный разврат, разгул ереси и сектантства, засилие дьявола на государственном телевидении; молодежь, лишенную перспективы, кроме разве что криминальной... Кто способен стать союзником Геннадия Зюганова? Какие культурные и общественные движения смогли бы объединиться вокруг него на выборах?

А. П. Это сложный вопрос, который состоит как бы из нескольких частей. Во-первых, не надо ни от кого требовать изменений в своих позициях, изменения взглядов — это все только разрушает общий союз. Православные не станут мусульманами, атеисты не начнут ни в кого верить. Необходимо найти общую опору. Пусть анпиловцы остаются анпиловцами, “Держава” Руцкого остается “Державой”, и лидер “Духовного наследия” Подберезкин остается тем же лидером со своими взглядами. Мы не требуем от Анпилова, чтобы он наши взгляды разделял, но и анпиловцы не должны требовать от нас изменения наших взглядов. Это главное условие для широкого объединения. Сторонники разных идеологий и мировоззрений могут быть, но они поддерживают единого кандидата-государственника. Второй тезис — вот на этой платформе, если мы эти правила игры принимаем, тогда нам любая поддержка важна и нужна. Я против партснобизма, когда некоторые партийные лидеры, к сожалению, уже сейчас надувают щеки и изображают из себя сверхмощную организацию, которой ничего не нужно, у которой все есть и победа уже в кармане.

Это неверное и очень опасное для команды Зюганова суждение.

Но я против и выпячивания амбиции отдельных политиков, которые реально мало что сделали, помелькали, разве что, на экранах телевизоров, и этим, как они думают, заслужили право на равных разговаривать с лидером действительно крупнейшего политического движения России.

Если мы удержимся и от одного, и от другого полюса, найдем некий полезный компромисс, тогда любые предложения, любая поддержка будут ценны.

Что касается “Духовного наследия”, то скажу, что мы — не такая уж маленькая сила, за нами более 400 тысяч человек, это люди — последовательные государственники, которые не являются коммунистами. У нас есть мощные региональные организации, насчитывайте до десяти тысяч человек. По нынешним стандартам — это достаточно мощная сила. У нас есть издательства, выпускаем десятки книг политиков, среди них и книги Геннадия Зюганова. Нами было сделано много конкретных дел, фестивалей, конференций — все за последние полгода. Среди наших сторонников и активистов, есть десятки очень известных фамилий, достаточно много крупных организаций и фирм, которые напрямую не связаны с коммунистами, но активно поддерживают наше движение. Например, в нашей рабочей экономической группе, которая разрабатывает экономическую программу для правительства, я не хочу подчеркивать, что лишь для правительства Зюганова, для любого правительства, заинтересованного в выходе из кризиса, так в этой группе официально участвуют пятьдесят человек, на самом деле в той или иной степени в ней принимают участие около пятисот крупнейших экономистов. Предложения, идеи, исходящие от них, очень ценны. Многие из них занимают достаточно заметные посты в нынешней структуре исполнительной власти и, конечно, им не хочется светиться, но они поддерживают нашу позицию и активно помогают в разработках. Вчера, например, был корреспондент “Уолл-стрит джорнел”, приехал к нам взять интервью, а потом попросил прийти на заседание руководства этой рабочей экономической группы, там было двадцать человек, и он попросил назвать их фамилии, где кто работает. Только один из них, академик, директор крупного центра, представился. Девятнадцать человек отказались. Поэтому, когда вы спрашиваете, какие известные специалисты работают у нас, я отвечу: да, есть известные, очень известные. Вот сейчас, например, Новиков позвонил, он активно участвует в нашем процессе. Елена Драпеко завтра проводит съезд регионального отделения в Петербурге. Там только членов совета более тридцати известных фамилий, руководители кафедр, руководители институтов. В Москве наше движение еще шире. Более тысячи активистов только по одному московскому округу. Так что наше движение растет постоянно.

В. Б. Вокруг Геннадия Зюганова формируется новое ядро политической элиты России. А старая капээсэсная партийная элита во главе с бывшим кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС Борисом Ельциным, ответственная за все прегрешения брежневских времен, является главным врагом Зюганова и не желает уходить от власти. Вокруг старой капээсэсной элиты кормятся такие же старые, проверенные “правдисты” типа Головенко, боящиеся новой национальной России, боящиеся новых общенациональных лидеров, таких, как Геннадий Зюганов, и потому клевещущие на него в различных “Московских комсомольцах”. Интересна мимикрия всех этих бывших “правдистов”.

Из “Правды” Головенко ушел якобы в крайний национализм, к баркашовцам, делал запись книги Баркашова, теперь же вынырнул в космополитическом, русофобском “Московском комсомольце”, куда занесет его дальше? И почему практически все старые структуры ЦК КПСС и “Правды” были заражены этим предательством, нелюбовью к Родине, космополитизмом? Как избежать в будущем этого массового предательства партийной элиты? Как бороться с ними?

А. П. Сейчас нам надо бороться не с нашими ненавистниками, а за Россию. Борьба, склока — дело невыгодное, потеря времени. Можно, скажем, подать на того же Головенко в суд за явную клевету, выиграть 100—200 миллионов, но потерять время. Я—сторонник прагматичного конструктивизма, мы должны, как тот арабский верблюд, — идти, делать свое дело. Наш караван идет — и это главное. Вы правы, что КПСС — это и есть те Горбачевы и Ельцины, которые развалили нашу Державу, и все упреки к провалам КПСС — это упреки к ним — Яковлевым, Шеварднадзе, снегурам, Черномырдиным и иже с ними. А Геннадий Зюганов — это новая Россия, это новое мировоззрение, это новый пассионарный взрыв. Надо идти вперед, не обращая внимания на все наскоки. Правоту свою можно доказать только суровой работой, больше ничем. И в те застойные, как мы сейчас говорим, времена тоже можно было идти двумя путями: делать свою быструю карьеру интригами, подсиживанием, лизоблюдством, или делать тяжелую повседневную созидательную работу. Я всегда шел по второму пути, шаг за шагом, издавая книги, создавая общественные и политические структуры, аналитические центры. Это, по-моему, медленный, но беспроигрышный вариант, который неизбежно ведет к победе. Как говорят японцы, определите правильно свою стратегическую цель, здесь очень важно не ошибиться, разработайте тактику и начинайте делать сто тысяч шагов. Важно, чтобы каждый день эти шаги шли. Тогда и результат будет.

В. Б. На ваш взгляд, какова же ныне стратегическая цель вашего движения?

А. П. Стратегическая цель нашего “Духовного наследия”, как мы ее видим, — это просветительство, образование людей в государственно-патриотическом духе. Это — самоё главное. Если нам в результате нашей работы удастся предопределить вектор политического развития государства таким образом, что независимо от кандидатуры президента, от состава парламента, от политической элиты, интересы государства соблюдались бы, само государство было бы национально ориентировано и защищало интересы народа, значит, мы добились своего. В конце концов, кто бы ни пришел к власти в Германии, он будет защищать интересы Германии, ее целостность, ее могущество и не будет угождать ни Франции, ни Англии, ни России. Воспитывать государственно-патриотическое мышление всех граждан России — вот наша стратегическая цель! Люди приходят и уходят, даже самые лучшие, остается вектор развития, тенденция развития.

В. Б. Вы правы, люди приходят и уходят. И потому, не теряя те редкие старые кадры из партийно-государственных структур, которые остались защитниками государства, не продались ни Горбачеву, лучшему немцу, ни Ельцину — другу Буша, Клинтона и их “ножек”. Ныне Геннадий Зюганов формирует новую политическую элиту из людей, выдержавших испытание перестройкой. Кого бы вы назвали из этой новой команды Зюганова?

А. П. Это интересно и мне самому. Понимаете, Владимир, на пустом месте ничего не произрастает. Откуда взяться новым кадрам? Они что — с Марса прилетели? Новый истэблишмент, новая национальная элита ниоткуда появиться не могут. Мы все — и журналисты, и политики, и экономисты — от Гайдара до Анпилова — из Советского Союза, как бы кто ни отпирался от этого. Так и в компартии России, на мой взгляд, много разных людей. Есть представители старого аппарата, тот же Лукьянов или Варенников. Или Маслюков — прекрасный ученый, прекрасный организатор, почему от него отказываться? Есть и опытный аппаратчик Купцов — у кого еще такой организационный опыт? Есть люди динамичные, оригинально мыслящие из российской глубинки —ученые, директора заводов, молодые политики. Им нужно еще появиться на экранах телевидения, в средствах массовой информации, заявить о себе. Это — фактор времени. Талантами по-прежнему богата Россия. Тот же Юрий Павлович Иванов — прекрасный юрист, никогда раньше не был членом партии, не был ни в каком руководстве, он сейчас стал одним из мыслящих лидеров Думы. Такие люди, пассионарные люди, определяют нынешнюю команду Геннадия Зюганова. Они выталкиваются самой жизнью на поверхность. С начала перестройки в политическую элиту России полезла пена. Разные маргинальные личности, никого, кроме себя, не представляющие. Все наши радикальные демократы — это совершенно случайные люди в политике. Когда эта пена непрофессионалов, разные бурбулисы и гайдары, захлестнула наше общество, заняла ключевые посты, в России восторжествовал хаос. Затем волны жизни, естественные волны жизни, эту пену смывали. Сейчас от этой псевдодемократической пены осталось в руководстве страной и в реальной политике процентов десять, не больше. Девяносто процентов ушли в небытие. Очистительная вода времени смыла всех. Я давно говорил: подождите, будут выборы, регистрация партий — это первая похоронная процессия амбиций, потом сами выборы — еще похоронная процессия амбиций, сейчас третья похоронная процессия... Это нормальное явление. Жизнь все ставит на свои места. Сколько газет патриотических было создано? Небось — тысяча. А уцелела одна ваша газета “Завтра”! В жизни каждый должен доказывать свою необходимость обществу, свою полезность конкретным делом. У меня вопрос к любому политику, независимо от возраста: а что он сделал за последние пять лет?

Независимо от ситуации, вы с Прохановым сделали свою газету. Вы выстояли. Вы искали деньги. Вы защищались, нападали, создавали сеть распространения, проводили грандиозные вечера. Вы завоевали авторитет! Даже уйдем от оценки: хорошая у вас газета или плохая в политическом смысле, но это реальное дело и оно было сделано вами, реальными людьми. Так и во всем. В любой газете, в любой партии, в производстве, в науке. Останется узкий слой (он не может быть широким) пассионарных людей. Скажем, Иван Иванович Мельников из руководства компартии России, его никак не припишешь к партократам — настоящий русский интеллигент. Есть талантливый организатор Виктор Пешков. Это все — новое талантливое пассионарное ядро компартии во главе с самым ярким пассионарием Геннадием Зюгановым. Естественно, они не будут отматывать время назад. А будут вести Россию в будущее. Никакая реставрация невозможна. Реставрация Бурбонов привела к новой буржуазной Франции. Вся нынешняя истерия демократов обращена к самим себе, они пугают сами себя, и никого больше. Народ-то, полностью лишенный всех этих “преимуществ капитализма”, он реставрации прошлого совсем не боится. Скорее, мечтает о ней и будет разочарован ее отсутствием. Опять демократы таким “наоборотным способом”, агитируя народ за Зюганова, — обманут людей. Даже студент последних брежневских лет мог на свою стипендию купить десять проездных билетов. Сейчас единый проездной стоит двести тысяч, значит, и стипендия должна быть у студента — два миллиона. Где эти деньги? Людей обокрали. Любой нормальный человек это видит. И что толку пугать его реставрацией? И не боится он самых распартократов. Верните мне мой уровень жизни — вот о чем думает народ. Это же не для Марка Захарова делается. Это Марк Захаров боится реставрации, ибо он чувствует неплохо себя в нынешней ситуации. Много таких актеров и режиссеров? Даже из самых известных? Происходит вымирание нации.

Еще очень важный тезис. Состояние страны прекрасно понимают и “новые русские”, предприниматели. В той же самой Швеции или Германии богатый платит деньги государству и социально обездоленным слоям за социальную стабильность. Его в этом убеждать не нужно. То, что сейчас происходит в стране, — стимуляция социального взрыва. Причем даже не левыми, а теми самыми либералами, которые обокрали народ .

В. Б. Мне понравилось, что вы сказали о том, как “Духовное наследие” ищет опору в пассионарных силах России. Мы с вами пришли к единому выводу:

сегодня команда Геннадия Зюганова — это центр русских пассионарных сил, всех активных государственно-патриотических движений. В противовес лживой пропаганде всяческих минкиных, радзиховских и кисилевых, представляющих из компартии сборище одних пенсионеров, бесплодных мечтателей и седеющих реваншистов, мы видим в Зюганове общенационального лидера, объединяющего вокруг себя всю пассионарную, творческую часть общества и государства. Вы согласны с этим?

А. П. Команда Зюганова, конечно, не без недостатков, но покажите мне партию или движение, у которых их нет. Я бы сказал так : у команды Зюганова недостатков меньше, чем в любой другой . Намного меньше. Главное — это то, что люди взяли на себя смелость, ответственность и ведут тяжелую созидательную работу. Им надо помогать, а не мешать . Вокруг них начался процесс объединения всех национальных, государственно-патриотических, пассионарных сил. И мы — движение “Духовное наследие” — будем всемерно помогать этому процессу. Нашими новыми книгами, такими, как блестящая книга В. Тетерятникова о проблеме реституций, нашими экономическими программами, аналитическими обзорами, советами специалистов.

В. Б. Пожелаем тогда вам успехов, а Геннадию Зюганову — победы на выборах.

"Завтра"
март 1996



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Родины

    Урок
    ЭПИГРАФ: -Послушайте, ребята, что вам расскажет дед. Земля у нас богата, порядка только нет. А.Толстой, поэма «История государства российского от Гостомысла до наших дней».
  2. Флибуста

    Документ
    К написанию этой книги автора побудило острое ощущение того, что бурные события последнего десятилетия XX века, приведшие к крушению второй сверхдержавы и перекроившие политическую карту Сердцевинной Евразии в масштабах, сопоставимых
  3. Владимир Лисичкин, Леонид Шелепин (1)

    Документ
    В книге дано систематическое изложение предпосылок, хода и результатов Третьей мировой информационно-психологической войны, развязанной США против СССР.
  4. Владимир Лисичкин, Леонид Шелепин (2)

    Документ
    В книге дано систематическое изложение предпосылок, хода и результатов Третьей мировой информационно-психологической войны, развязанной США против СССР.
  5. В. А. Лисичкин, Л. А. Шелепин третья мировая (информационно-психологическая) война

    Реферат
    Глава 1 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ 1.1. ОБЩЕСТВО XX ВЕКА 11Мировые войны и их предпосылки. 11Капиталистическое общество первой половины века. 11Две системы.

Другие похожие документы..