Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
18 марта в Центре международной торговли под председательством президента ТПП РФ Евгения Примакова состоялось очередное заседание «Меркурий-клуба». Те...полностью>>
'Документ'
Згідно Податкового кодексу України визначено, що платниками є юридичні особи, їх філії (відділення, представництва), фізичні особи – підприємці, які ...полностью>>
'Основная образовательная программа'
Обеспечить достижение планируемых результатов выпускниками начальной общеобразовательной школы, целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенц...полностью>>

Учебное пособие для аспирантов и соискателей учёной степени по подготовке к вступительному экзамену в аспирантуру и к экзамену кандидатского минимума в медицинском университете Курск 2007

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Курский государственный медицинский университет

Кафедра философии

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Учебное пособие для аспирантов

и соискателей учёной степени

по подготовке к вступительному экзамену в аспирантуру

и к экзамену кандидатского минимума

в медицинском университете

Курск 2007

Рецензенты:

докт. филос. н., проф. А.А. Баталов

(Уральская мед. академия);

докт. филос. н., член-корр. РАН И.Т. Касавин (Институт философии РАН);

докт. мед. наук, проф. Г.А. Сидоров (Курский гос. мед. ун-т)

Научный редактор:

докт. мед. н., проф. В.А. Лазаренко (КГМУ)

Авторы-составители:

канд. филос. н., доц. Е.Б. Зыкина;

канд. филос. н., доц. В.Ю. Крамаренко;

канд. филос. н., доц. Д.П. Кузнецов;

докт. филос. н., докт. ист. н., проф. С.П. Щавелёв

Учебное пособие (рабочие программы и методические указания по их реализации) соответствует вводимому с 2005 г. Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ экзамену кандидатского минимума по истории и философии науки, соответствующим типовым программам (М., 2004). Формулировка общих проблем и основных концепций философии науки сочетается в пособии с теоретико-методологическими вопросами фундаментального и прикладного естествознания и медицины, перечнем их основных исторических форм — в соответствии с задачами подготовки аспирантов и соискателей ученой степени в многопрофильном медицинском университете, где преподают авторы-составители пособия.

 Текст — авторы-составители;

 Оригинал макет — КГМУ

СОДЕРЖАНИЕ

Методические указания для подготовки к экзамену по философии (вступительному в аспирантуру) ………………………………………………......................

Университетское положение о кандидатском экзамене по курсу «История и философия науки» …………………………………………………………………….

Программа учебного курса «История и философия науки» .........................

I. Теория науки. Наука как социальный феномен и ее место

в культуре ……………………………………………………………….........

1. Общее понятие науки ..................................................................................

2. Этапы становления современной науки .....................................................

3. Наука и общество. Этические принципы научного исследования ............

4. Дисциплинарное строение науки ................................................................

5. Наука и паранаука ........................................................................................

II. Эпистемология науки. Научное исследование и другие типы

рациональности .........................................................................................

6. Наука и вненаучные формы освоения мира и самопознания

человека …………........................................................................................

7. Наука и мифология ……...............................................................................

8. Наука и религия ............................................................................................

9. Наука и философия ......................................................................................

10. Наука и искусство ......................................................................................

III. Методология науки. Познавательный инструментарий ученого.........

11. Теория и метод в научном исследовании …….........................................

12. Формы и методы эмпирического познания ..............................................

13. Формы и методы теоретического познания ..............................................

IV. История философии науки (новейшие периоды и направления) ….

14. Классический позитивизм о феномене научного знания ..............

15. Аналитическая философия науки ..................................................

16. Модели развития науки в критическом рационализме .................

17. Историческая школа в философии науки .....................................

18. Проблемы методологии науки в постструктурализме .................

V. Философские вопросы современного естествознания ...................

19. Хаос и порядок. Концепции детерминизма и их философские

основы ................................................................................................

20. Проблема происхождения и существования живого .....................

21. Информация и моделирование в науке и на практике ....................

22. Интеллект человека и его ресурсы .................................................

23. Возможности искусственного интеллекта .....................................

VI. Философские аспекты современной медицины ……......................

24. Философия и медицина: пути взаимодействия …………………….

25. Феномен биоэтики …………………………………………………..

26. Мировоззренческие основания клинической медицины …………

Вопросы для повторения курса «История и философия науки» .........

Рекомендуемая литература ....................................................................

Советы по оформлению реферата ………………………………..……..

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ

(ВСТУПИТЕЛЬНОМУ В АСПИРАНТУРУ)

Человек, поступающий в аспирантуру или же планирующий выполнение диссертации как соискатель учёной степени, по идее выбирает целью своей жизни труд учёного, педагога. Философская — мировоззренческая и методологическая подготовка во все времена, во всех цивилизованных странах считалась необходимой при этом — научно-педагогическом виде творческой деятельности. Поэтому поступающие в аспирантуру высших учебных заведений России, наряду с проверкой их знаний по специальности и по иностранному языку, подвергаются также экзамену по философии (в объёме её университетского курса).

На вступительном (в очную и заочную аспирантуру) экзамене по философии претенденту необходимо продемонстрировать:

 твёрдые знания основ философии (в пределах действующего Государственного образовательного стандарта для высшей школы по данной дисциплине);

 владение основными понятиями теоретической философии;

 способность рассуждать на языке философских терминов и размышлять, вести диалог по основным философским вопросам;

 представление об исторической и концептуально-логической взаимосвязи избранной отрасли науки (биологии, химии, медицины, фармации т.д.) с философией.

Организация экзамена

Список лиц, поступающих в аспирантуру, очную и заочную, со-ставляется в отделе аспирантуры университета и передается на кафедру философии не позднее дня первой консультации к этому экзамену.

В состав экзаменационной комиссии входят: проректор по научной работе университета (председатель комиссии); заведующий кафедрой философии, профессор, доктор философских наук (заместитель председателя комиссии для данного экзамена); профессора и доценты (кандидаты наук) кафедры философии (не менее трёх).

Консультации к данному экзамену проводятся:

а) во время летних каникул (до 25 августа) — по программе экзамена и литературе к нему — лаборантами кафедры философии (ауд. № 362 Гуманитарного учебного корпуса, телефон: 50-01-02); библиотекарями читального зала Гуманитарного учебного корпуса;

б) непосредственно перед экзаменом (за 1–3 дня до него) — заместителем председателя и членами экзаменационной комиссии, согласно расписанию этих консультаций (представленному на стендах объявлений отдела аспирантуры и кафедры философии); в объёме 2-х часов на группу.

Проведение вступительного экзамена осуществляется в учебной аудитории кафедры философии; согласно расписанию данного экзамена, представленного на стендах объявлений отдела аспирантуры и кафедры философии. Экзаменационные листы оформляются отделом аспирантуры и предоставляются на кафедру философии не позднее 9 часов дня экзамена. Вопросы для экзаменационной беседы (по два из представленного выше их списка) даются заместителем председателя экзаменационной комиссии (виде экзаменационных билетов). На подготовку к ответу даётся по 1 часу. На ответ и опрос каждого сдающего экзамен отводится до 0, 5 часа.

Знания поступающих в аспирантуру лиц оцениваются по четырёхбалльной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Полученные поступающими оценки объявляются председателем комиссии или его заместителем после опроса всех экзаменующихся в этот день лиц; после закрытого совещания членов экзаменационной комиссии; оформленные экзаменационные листы возвращаются в отдел аспирантуры не позднее следующего после экзамена рабочего дня.

Вопросы для экзаменационной беседы

1. Предмет философии, её роль в жизни общества и личности. Палитра универсальных проблем человеческого существования.

2. Мера научности и вненаучности философии. Варианты соотношения философии и науки.

3. Философия и медицина: исторические формы и современный уровень взаимодействия.

4. Бытие и материя как онтологические понятия, их развитие в истории естествознания и философии. Естественнонаучная картина мира.

5. Природа и экология. Этапы развития экологической тематики и практики. Экологические факторы медицины.

6. Глобальные проблемы современного человечества, вклад медицины и здравоохранения в их разрешение.

7. Пространство и время (на разных уровнях организации материи).

8. Движение и развитие как атрибуты материи. Синергетика, ее тематика. Детерминизм и его эволюция с развитием естествознания, соответствующие модели медицинской диагностики.

9. Происхождение человека и общества: факты и теории движущих сил антропогенеза.

10. Сознание, мозг и поведение. Философские аспекты нейробиологии.

11. Идеальность сознания, его структура и функции. Психосоматические эффекты в медицине.

12. Техника и информация в современном мире. Достижения и перспективы компьютеризации медицины.

13. Бессознательная психика. Учение З. Фрейда о психоанализе и современные достижения психоаналитической терапии.

14. Язык, речь и мышление. Культура речи медика. Ятрогения и её профилактика.

15. Понятие интеллекта, его критерии, этапы становления, методики измерения.

16. Познание, его основные формы и уровни. Роль практики в познании. Особенности практического познания (включая врачебную диагностику).

17. Истина и заблуждение в познании. Врачебная (профессиональная) тайна и ее границы применительно к модели информированного согласия на медицинскую помощь.

18. Познавательная специфика медицинской диагностики. Типы и профилактика врачебных ошибок.

19. Природа и роль интуиции в познании.

20. Наука и этапы ее становления.

21. Понятия метода и методологии. Классификация методов и форм научного познания.

22. Формы и методы эмпирического исследования, их применение в области экспериментальной медицины.

23. Формы и методы теоретического познания. Возможности теоретизации медицинского знания.

24. Формальная логика и её законы.

25. Философское понятие культуры и ее морфология. Культурный контекст медицины и здравоохранения.

26. Мифология и её модификации в истории культуры. Медицинский оккультизм и его разновидности.

27. Религия в прошлом и настоящем культуры. Религия, церковь и медицина. Вера и разум. Традиции свободомыслия, скептицизма и агностицизма.

28. Искусство и его предназначение в культуре. Эстетическая сторона медицины.

29. Смысл жизни человека. Здоровье и болезнь как экзистенциалы людского бытия.

30. Биомедицинская этика и её основные темы (эвтаназия, генетическая экспертиза, клонирование и др.).

Понятия теоретической философии

(для краткого определения)

1. Природа. 26. Факт.

2. Бытие. 27. Теория.

3. Материя. 28. Логика.

4. Пространство. 29. Миф.

5. Время. 30. Вера.

6. Движение. 31. Эстетика.

7. Развитие. 32. Аксиология.

8. Бесконечность. 33. Культура.

9. Отражение. 34. Детерминизм.

10. Информация. 35. Система.

11. Психика. 36. Закон.

12. Сознание. 37. Понятие.

13. Идеальное. 38. Категория.

14. Бессознательное. 39. Болезнь.

15. Психоанализ. 40. Здоровье.

16. Личность. 42. Норма.

17. Человек. 43. Биоэтика.

18. Душа. 44. Язык.

19. Интеллект. 45. Эксперимент.

20. Истина. 46. Моделирование.

21. Интуиция. 47. Гипотеза.

22. Практика. 48. Проблема.

23. Наука. 49. Разум.

24. Метод. 50. Философия.

25. Методология.

Рекомендуемая (в первую очередь, на выбор) учебная литература

Философия. Курс лекций профессора С.П. Щавелёва (электронный вариант).

* * *

Алексеев П.В., Панин А.В. Философский словарь. М., 1997.

Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. М., 2002.

* * *

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1999.

Введение в философию. Учебное пособие для вузов / Авт. колл. И.Т. Фролов и др. Изд-е. 3-е. М., 2003.

Марков Б.В. Философия. Учебное пособие. СПб., 2003.

Спиркин А.Г. Философия. Учебник для студентов высших учебных заведений. М., 1999.

Хрусталёв Ю.М. Общий курс философии. Учебник для студентов медицинских и фармацевтических вузов. В 2-х тт. М., 2003.

Философия и медицина. Л., 1986.

* * *

Гурина М. Философия. Учебное пособие для выпускных классов лицеев, для поступающих в высшие классы школы и студентов первого цикла высшего образования / Пер. с франц. М., 1998.

Нагель Т. Что всё это значит. Очень краткое введение в философию / Пер. с англ. М., 2001.

Каратини Р. Введение в философию / Пер. с франц. М., 2003.

Поупкин Р., Стролл А. Философия. Вводный курс / Пер. с англ. СПб., 1997;

Рассел Б. Проблемы философии / Пер с англ. М., 2000.

Тейчман Дж., Эванс К. Философия. Руководство для начинающих / Пер. с англ. М., 1997.

Хэнкисон Дж. Философия. Притворись её знатоком / Пер. с англ. СПб., 2001.

* * *

Асеева И.А., Никитин В.Е. Биомедицинская этика. Курск, 2002.

Зыкина Е.Б. Основы культурологии. Курск, 2003.

Касавин И.Т., Щавелёв С.П. Анализ повседневности. М., 2004.

Крамаренко В.Ю., Никитин В.Е., Андреев Г.Г. Интеллект человека. Воронеж, 1989.

Формозов А.А. Рассказы об ученых. Курск, 2004.

Щавелёв С.П. Практическое познание. Философско-методологические очерки. Воронеж, 1994.

Щавелёв С.П. Метод практики: природа и структура. Курск, 1996.

УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КАНДИДАТСКОМ

ЭКЗАМЕНЕ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

Юридический и профессиональный статус экзамена

Законодательство СССР, а затем и Российской Федерации относительно высшей школы и аттестации научно-педагогических работников предусматривало для лиц, претендующих на учёную степень кандидат наук, сдачу экзаменов кандидатского минимума не только по специальности и иностранному языку, но и по философии. Эта давняя традиция завершения учебной подготовки молодых учёных и начинающих педагогов высшей школы; она восходит к практике магистерских экзаменов в дореволюционной России; аналогична первой ученой степени западной высшей школы (степень «доктора философии»). В 2003 г. Высшая аттестационная комиссия Министерства образования Российской Федерации своим постановлением решила заменить кандидатский экзамен по философии на кандидатский экзамен по курсу «История и философия науки». С 1 июля 2005 г. вступает в силу соответствующий приказ Министерства образования и науки РФ № 696 «Об утверждении перечня кандидатских экзаменов» 1

В современных условиях экзамены по философии (вступительный в аспирантуру) и по истории и философии науки (кандидатский) имеют целью дополнить и уравновесить узкопрофессиональное образование претендентов на первую учёную степень по медицине, биологии, химии и всем прочим специальностям элементами гуманитарного знания, способствовать формированию их мировоззренческой и методологической культуры.

Студенты высших учебных заведений имеют дело с элементарными основами философских знаний. На их повторение и закрепление рассчитан экзамен по философии, сдающийся при поступлении в аспирантуру. На этапе послевузовского образования философская подготовка продолжается уже на качественно новом уровне проблемности и систематичности. С целью её приближения к задачам научно-учебной специализации претендентов на учёную степень эта подготовка ведётся по такому разделу философского знания, как философия науки и история соответствующего раздела естествознания, социально-гуманитарного, либо технического знания.

Организация подготовки к экзамену

Организация, подготовка и проведение экзамена кандидатского минимума по «Истории и философии науки» поручается, согласно циркуляру Министерства образования и науки РФ, кафедрам философии.

Полномочия КГМУ по приему экзамена соответствуют предложенным Министерством образования и науки критериям, а именно:

 университет имеет лицензию на право ведения послевузовского профессионального образования;

 в составе университета имеется кафедра философии;

 в штате кафедры философии есть доктор философских и доктор исторических наук (по истории соответствующих профилю университета отраслей наук); 4 кандидата философских наук, доцента той же кафедры прошли повышение квалификации по философии и методологии науки; также в составе вуза имеется курс истории медицины.

Группы подготовки формируются отделом аспирантуры и согласуются с кафедрой философии не позднее, чем через неделю после приказа о зачислении поступивших в очную и заочную аспирантуру университета лиц. Состав каждой группы — до 5 человек. После составления учебных групп отдел аспирантуры готовит распоряжение проректора об организации их занятий, а кафедра философии начинает занятия с ними — согласно расписанию, представленному на стендах объявлений отдела аспирантуры и кафедры философии.

Структура учебного курса для аспирантов и соискателей ученой степени содержит три базовые блока:

философия науки (общие проблемы) (42 часа);

философские проблемы профильных для медицинского университета 2 отраслей знания, в первую очередь физики, химии, биологии; медицины, фармации; информатики, техники и технологии; психологии; экономики (26 часов);

история медицины и фармации, ее важнейших этапов, идей и методов, актуальных проблем и перспектив развития (32 часа).

Общий объём академических часов на одну группу — 100. Распределение этих часов следующее:

 лекции — 28 + 16 + 16 = 60;

 коллоквиумы — 14 + 10 + 16 = 40;

Контроль хода и результатов самостоятельной работы аспирантов и соискателей преподавателями кафедры философии (в составе их плановой учебной нагрузки):

 индивидуальные консультации по реферату — 2;

 проверка и рецензирование реферата — 3;

 консультации к экзамену — 4 (на группу);

 кандидатский экзамен — 1 (на одного экзаменующегося).

Тематика рефератов относится к истории и актуальным теоретико-методологическим, социокультурным вопросам избранной автором отрасли науки (соответствующей двум первым цифрам шифра специальности запланированной им диссертации). За формулировку тем рефератов и их распределение для курации по преподавателям отвечает заведующий кафедрой философии; тема реферата согласуется с научным руководителем диссертации; при необходимости организуются консультации с другими специалистами профильных кафедр факультетов, компетентных в истории и концептуальных основах развития данной отрасли наук.

График консультаций для аспирантов и соискателей на каждый семестр представляется на стенде объявлений кафедры философии.

Пополнение состава учебных групп допускается не ранее начала очередного семестра. Общий цикл подготовки к экзамену включает в себя два семестра. Решение о допуске каждого аспиранта (соискателя) к экзамену принимается кафедрой философии по согласованию с отделом аспирантуры после:

 получения слушателем зачёта по циклу лекций и коллоквиумов на кафедре философии;

 сдачи им реферата и получения за него положительной оценки.

Экзамен по курсу «Истории и философии науки» рекомендуется сдавать не ранее конца первого года обучения в аспирантуре (или же прикрепления к кафедре в качестве соискателя ученой степени).

Список допущенных к экзамену аспирантов и соискателей предо-ставляется кафедрой в отдел аспирантуры не позднее, чем через неделю после завершения годичного цикла занятий с ними по программе кандидатского минимума.

Проведение экзамена

Сроки проведения экзамена — дважды в календарном году; после завершения учебных занятий с аспирантами в весеннем и осеннем семестрах.

Список лиц, сдающих кандидатский экзамен в данную сессию, со-ставляется кафедрой философии и согласуется с отделом аспирантуры университета. Этот список представляется на стендах объявлений отдела аспирантуры и кафедры философии не менее чем за неделю до дня экзамена.

В состав экзаменационной комиссии входят: проректор по научной работе университета (председатель комиссии); заведующий кафедрой философии, доктор философских, доктор исторических наук, профессор (заместитель председателя комиссии для данного экзамена); профессора и доценты кафедры философии, которые вели занятия по программе кандидатского минимума (не менее трёх). Состав экзаменационной комиссии утверждается приказом ректора университета.

Расписание консультаций и экзаменов вывешиваются на стендах кафедры философии и отдела аспирантуры не менее, чем за 3 дня до первой консультации.

Этапы проведения экзамена:

 проверка подготовленного реферата, которую осуществляют преподаватели кафедры философии, специалисты по истории и теории науки, с учетом отзыва научного руководителя диссертации; при наличии положительной оценки (которую выставляют преподаватели кафедры философии, вместе с краткой рецензией на реферат) аспирант (соискатель) допускается к сдаче экзамена по философской части курса;

 устный экзамен по философии науки и философским проблема соответствующей отрасли знаний, сдаваемый экзаменационной комиссии.

 оценка за экзамен складывается как результирующая из отметок за реферат и устный ответ.

Проведение кандидатского экзамена осуществляется в учебной аудитории кафедры философии; согласно его расписанию. Экзаменационные листы оформляются отделом аспирантуры и предоставляются на кафедру философии не позднее 9 часов дня экзамена. Вопросы для экзаменационной беседы (по три — в соответствии с разделами рабочей программы курса; в качестве четвертого вопроса записывается тема подготовленного реферата) даются заместителем председателя экзаменационной комиссии в виде билетов. На подготовку к ответу предоставляется по 1 часу. На ответ и опрос каждого сдающего кандидатский экзамен отводится до 1 часа.

Оформление результатов экзамена. Знания оцениваются по четырёхбалльной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Полученные оценки объявляются и мотивируются председателем комиссии или его заместителем после опроса всех экзаменующихся в этот день лиц и закрытого совещания членов экзаменационной комиссии.

Документом, завершающим процедуру сдачи экзамена, является итоговый протокол (экзаменационный лист), включающий в себя:

 наименование и шифр специальности запланированной диссертации аспиранта (соискателя);

 состав экзаменационной комиссии с указанием шифров специальностей и ученых степеней членов комиссии;

 перечень заданных вопросов (включая тему подготовленного реферата);

 результирующую оценку, заверенную собственноручными подписями всех членов экзаменационной комиссии.

Оформленные экзаменационные листы возвращаются в отдел аспирантуры не позднее следующего после экзамена рабочего дня. Результаты экзамена заносятся отделом аспирантуры в форму 2.2, выдаваемую аспиранту (соискателю) для представления в Диссертационный совет.

Факультативные дисциплины по истории и методологии науки

для аспирантов, получающих квалификацию

«Преподаватель высшей школы»

Кроме подготовки и приема кандидатского экзамена, кафедра философии предлагает на выбор аспирантам и соискателям факультативные дисциплины по истории и методология науки. Эти факультативы не дублируют, а дополняют общекафедральный курс подготовки аспирантов и соискателей по истории и философии науки.

Тематика факультативов

по истории и методологии науки для аспирантов

1. Проф. С.П. Щавелёв. Методологический инструментарий учёного (формы и методы научного познания в теории и на практике). 36 часов (28 — лекции; 8 — коллоквиумы).

2. Доц. В.Ю. Крамаренко. Проблемы истории и теории фундаментального естествознания. 36 часов (28 — лекции; 8 — колоквиумы).

3. Доц. Е.Б. Зыкина. История философии науки в России и на Западе. 36 часов (28 лекции; 8 семинарские занятия).

5. Доц. А.В. Кузнецов. Философские вопросы современной медицины. 36 часов (28 — лекции; 8 — коллоквиумы).

6. Доц. В.Е. Никитин. Теория познания и медицина. 36 часов (28 — лекции; 8 — коллоквиумы).

Методическая литература, использованная составителями

Программы кандидатских экзаменов. «История и философия науки» («Философия науки»). М., 2004. 64 с.

Программы кандидатских экзаменов. «История и философия науки» («История науки»). «Науки об обществе». М., 2004. 142 с.

* * *

Программа по философии для студентов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений. М., ГОУ ВУНМЦ, 2000.

Программа основного базового курса по философии (Госстандарт) / Под ред. А.Н. Кочергина. М., МГУ, 1994.

Философские дисциплины. Программы авторских курсов. М., РГГУ, 1998.

Программа по курсу «Философия» для аспирантов и соискателей — специалистов-медиков. М., ГОУ ВУНМЦ, 1996.

Программа кандидатских экзаменов по философии для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей. М., Министерство общего и профессионального образования РФ, 1997.

Программы для слушателей Республиканского центра гуманитарного образования при Государственном комитете РФ по высшему образованию (научное направление — философия). М., 1993.

Современная зарубежная философия. Программа курса лекций и семинарских занятий для студентов философского факультета. СПб., СПбГУ, 1998.

Философия. Сб. программ / Отв. ред. М.И. Панов. Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Флинта», «Наука», 2001.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Игорь владимирович вишев

    Библиографический указатель
    Список публикаций в соответствующих рубриках после черты дополняется новыми, вышедшими после издания данной книги. Поскольку вследствие этого изначальная сквозная нумерация публикаций нарушается, то каждый раздел получает свой порядковый
  2. 1. организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (2)

    Реферат
    4.4.2 Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов, организация самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов
  3. Отчет о результатах самообследования деятельности Курского государственного университета

    Публичный отчет
    1 сентября 1934 г. в городе Курске был открыт Педагогический институт (Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 июля 1934 г. № 661), затем он был переименован в Курский государственный педагогический университет (Приказ
  4. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 260202 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

    Публичный отчет
    Специальность 260202 – Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 5.
  5. Отчет о работе базовых кафедр за 2007 год

    Публичный отчет
    Кафедра гидробиологии и экотоксикологии. Ставропольского государственного университета при Южном научном центре РАН за 2007 год .….…66 Кафедра технологии перспективных химических и биологических материалов.

Другие похожие документы..