Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1.2. Показники обсягу і складу продукції рослинництва і тваринництва в натуральному виразі, статистичне вивчення динаміки виробництва продукції сільс...полностью>>
'Документ'
Основная проблема, порождающая огромное количество остальных заключается в ограниченном понимании социальной роли организации ее сотрудниками и особе...полностью>>
'Анализ'
Дошкольное образование в Благовещенском районе осуществляется через сеть дошкольных образовательных учреждений и ГКП (группы кратковременного пребыва...полностью>>
'Документ'
Данное издание выпущено в рамках программы Центрально-Европейского университета «Translation Project» при поддержке Центра по развитию издательской д...полностью>>

Рабочая программа по офтальмологии специальность 040400

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По офтальмологии

специальность 040400

Стоматология “

Курс -_____

Семестр -____

Кафедра офтальмологии с курсом ФПК и ППС

Учебные часы по Государственному образовательному стандарту Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития – для стоматологического факультета- 57 часов на одну группу. Учебные часы по действующему учебному плану – 57 часов, всего -___

Часов.

Лекции – 6 часов

Практические занятия – 32 часа

Включая самостоятельную работу – 19 часов

Вид итогового контроля – зачет.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель: приобретение теоретических знаний, умений и навыков, необ­ходимых врачу-стоматологу для оказания офтальмологической помощи больным с патологией органа зрения, связанной с заболеваниями полости рта и зубочелюстной системы.

Задачи:

1. Изучить анатомо-физиологические особенности и функции различных отделов зрительного анализатора, защитного аппарата глаза у взрослых и детей; сформировать представление о значении, анатомо-физиологических особенностях органа зрения в офтальмологической, а также стоматологической патологии, учитывая тесные анатомо-физиологические связи органа зрения с зубочелюстной системой.

2. Научить студентов основным методам исследования (наружный осмотр, боковое освещение, проходящий свет), познакомить с методами биомикроскопии, обратной и прямой офтальмоскопии и с другими современными методами обследования больных, как у взрослых, так и у детей, научить диагностировать и лечить наиболее распространенные, доступные врачам - неспециалистам заболевания. Освоить методику определения центрального и периферического зрения, сумеречного и цветового зрения у взрослых и детей, кратко познакомить с принципами профотбора.

3. Изучить виды клинической рефракции, научить определять рефракцию субъективным методом, аккомодацию и ее изменения с возрастом, сформулировать основные понятия об астигматизме, научить подбирать и выписывать простые очки для близи и дали. Ознакомить с понятиями: бинокулярное зрение, содружественное и паралитическое косоглазие.

4. Познакомить студентов с часто встречающимися заболеваниями век, слезных органов и конъюнктивы, научить их диагностировать и лечить наиболее распространенные из них, обратить внимание на связь некоторых указанных заболеваний с патологией полости рта и зубочелюстной системы.

5. Познакомить с клиникой некоторых форм кератитов, передних и задних увеитов у взрослых и детей и их лечением, в том числе хирургическими методами.

6. Познакомить с показаниями к хирургическому лечению катаракт, принципами операции, коррекцией афакии очками, контактными и интраокулярными линзами.

7. Изучить клиническую картину повреждений органа зрения, научить определять срочность направления к офтальмологу, оказывать первую помощь при проникающих ранениях, в том числе сочетанных с повреждениями зубочелюстной системы, при ожогах глаз. Помочь освоить технику извлечения поверхностно лежащих инородных тел с конъюнктивы и роговицы, ознакомить с основными методами лечения и профилактики повреждений органа зрения.

8. Научить студентов оказывать неотложную помощь при остром приступе глаукомы, познакомить с методами ранней диагностики глаукомы и методами лечения.

9. Познакомить с методами диагностики и лечения воспалительных заболеваний, а также первичных и вторичных опухолей орбиты, развивающихся из верхней стенки гайморовой пазухи, из клеток решетчатого лабиринта, основной пазухи, с носоглотки и дна полости рта, метастатических опухолей. Обратить внимание на диагностику опухолей век и глазного яблока, на возможность прорастания их в орбиту. Познакомить с методами флюоресцентной ангиографии для диагностики опухолей глазного яблока.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент должен знать как собрать анамнез и иметь представление о клинико-диагностических и лечебных аспектах ведущих клинических патологий.

Студент должен уметь проверить остроту и поле зрения у взрослых и у детей, проверить пальпаторно внутриглазное давление, осмотреть больного методом наружного осмотра, бокового освещения и в проходящем свете. Уметь промыть слезоотводящие пути, закапывать капли, закладывать мазь, наложить моно- и бинокулярную повязку, промыть конъюнктивальную полость, выполнить пробу Ширмера, определить цветоощущение по табли-цам Рабкина, выписать рецепт на наиболее часто применяемые в глазной практике капли (альбуцид, пилокарпин, гидрокортизон, гентамицин).

Студент должен иметь представление о возрастных особенностях органа зрения, о рентгенолокализации инородных тел; о рентгенографии слезоотводящих путей (контрастирование); о флюоресцентной ангиографии, об электрофизиологических методах исследования, о физиотерапевтических методах лечения, о применении лазеров в лечении заболеваний глаз, с лабораторными методами исследования, должен познакомиться с некоторыми глазными операциями: рефракционными, кератопластикой и керато-протезированием, операциями по поводу отслойки сетчатки, органосохранными операциями по поводу злокачественных опухолей радужки и цилиарного тела, с витреальной хирургией, антиглаукоматозными операциями, операцией экстракции катаракты без имплантации и с имплантацией интраокулярной линзы, энуклеацией и эвисцерацией.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

Цикл клинической дисциплины

  1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

57

Аудиторные занятия:

38

- лекции

6

- практические занятия (ПЗ)

32

- лабораторные работы

Самостоятельная работа:

19

- написание истории болезни

Формы текущего контроля

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет

4.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п

Разделы дисциплины

Лекции

ПЗ

Самост. работа

Всего

1.

Анатомия и физиология органа зрения

2

2

2.

Оптика глаза

2

4

6

3.

Бинокулярное зрение, косоглазие, содружественное и паралитическое

4

2

6

4.

Методы исследования органа зрения

4

2

6

5.

Функции зрительного анализатора

2

2

4

6.

Заболевания переднего отрезка глаза (век, конъюнктивы, слезных органов, роговицы, радужки и хрусталика)

4

3

7

7.

Заболевания заднего отрезка глаза (стекло­видного тела, сетчатки, хориоидеи и зрительного нерва)

4

3

7

8.

Новообразования органа зрения

2

2

4

9.

Повреждения органа зрения

2

2

2

6

10.

Глаукома

2

4

3

7

Итого:

6

32

19

57

4.2 Содержание разделов дисциплины

Анатомия и физиология органа зрения

Строение орбиты и ее размеры у взрослых и детей, отверстия и щели орбиты (верхняя и нижняя глазничная щель), содержимое орбиты. Строение век, их кровоснабжение и иннервация. Отделы конъюнктивы, конъюнктивальный мешок. Кровоснабжение и иннервация конъюнктивы. Размеры глазного яблока, строение роговицы, радужки, цилиарного тела, хориоидеи, строение и функции сетчатки, зрительного нерва, хрусталика и стекловидного тела. Центральное зрение и методы его определения. Цветоощущение, диагностика его расстройств. Функции периферического зрения. Методы его определения. Методы определения светоощущения. Бинокулярное зрение, его значение для жизни человека. Наиболее точные методы определения бинокулярного зрения.

Оптика глаза. Рефракция, аккомодация, виды астигматизма, пресбиопия, назначение очков. Хирургические методы лечения при аметропиях.

Бинокулярное зрение, содружественное и паралитическое косоглазие. Виды косоглазия и амблиопии. Современные методы лечения содружественного косоглазия. Профилактика и причины содружественного и паралитического косоглазия.

Методы исследования органа зрения: наружный осмотр, исследование методом бокового освещения, в проходящем свете, биомикроскопия, обратная и прямая офтальмоскопия, тонометрия

Функции зрительного анализатора: центральное и периферическое зрение, цветовое зрение, светоощущение, бинокулярное зрение.

Заболевания переднего отрезка глаза

Патология век, слезных органов и конъюнктивы. Блефарит, ячмень наружный и внутренний. Опухоли век доброкачественные и злокачественные. Патология нервно-мышечного аппарата век. Патология слезных органов: слезной железы и слезоотводящих путей. Воспалительные заболевания конъюнктивы (вирусные, бактериальные, хламидийные, трахома).

Патология роговицы и склеры. Кератиты экзогенные и эндогенные. Патология роговой оболочки при общих заболеваниях (корь, скарлатина, дизентерия, оспа, бруцеллез, лепра, туляремия, болезнь Стилла и др.) Кератиты при заболеваниях кожи (псориаз, розацеа-кератит и др.) Дистрофии роговицы. Пигментация роговицы (веретено Крукенберга, кольцо Кайзер-Флейшера, гематогенная пигментация роговицы). Хирургическое лечение заболеваний роговой оболочки и их последствий (пересадка роговицы, кератопротезирование). Рефракционная кератопластика.

Патология сосудистого тракта глаза. Врожденные аномалии. Воспаление сосудистого тракта глаза (передние и задние увеиты). Методы обследования

больных (консультация смежных специалистов, биохимические, серологические, аллергологические, бактериологические исследования). Общие принципы консервативного и хирургического лечения в зависимости от этиологии и характера процесса. Опухоли, кисты радужной оболочки, цилиарного тела.

Патология хрусталика. Аномалии формы и расположения хрусталика (смещения при болезни Марфана и Марчезани, сферофакия, микрофакия, передний и задний лентиконус, колобома и др.). Врожденные катаракты. Показания к оперативному лечению. Катаракты при наследственных заболеваниях, вызываемых хромосомными, геномными и генными мутациями. Приобретенные катаракты - возрастные и приобретенные (при местных и общих заболеваниях, травматические катаракты). Вторичные катаракты - показания к хирургическому лечению, методы и техника хирургического лечения.

Заболевания заднего отрезка глаза

Патология стекловидного тела (при близорукости, отслойке сетчатки, нарушениях обмена веществ, хронических дисфункциях цилиарного тела, воспалительных процессах в глазу, опухолях и др.).

Патология зрительного нерва. Аномалии развития. Воспалительные, дистрофические и сосудистые поражения зрительного нерва. Токсические поражения зрительного нерва. Невоспалительный отек зрительного нерва (застойный диск). Атрофии зрительного нерва (первичные и вторичные). Опухоли зрительного нерва первичные и вторичные.

Патология сосудистого тракта глаза. Врожденные аномалии. Воспаление сосудистого тракта глаза (увеит). Методы обследования больных (консультация смежных специалистов, биохимические, серологические, аллергологические, бактериологические исследования). Общие принципы консервативного и хирургического лечения задних увеитов и их последствий в зависимости от этиологии и характера процесса. Вторичные опухоли хориоидеи.

Патология сетчатки. Болезни сетчатки врожденные и аномалии развития сетчатки. Болезни сетчатки при сердечно-сосудистой патологии (гипертоническая болезнь, симптоматическая и почечная гипертензия, токсикоз беременности, атеросклероз). Острые нарушения кровообращения в сосудах сетчатой оболочки (спазм, тромбоз, эмболия). Изменения глазного дна при заболеваниях почек, болезнях крови, заболеваниях эндокринной системы (сахарном диабете). Перифлебиты сетчатки. Центральная серозная хориопатия. Дистрофические изменения сетчатой оболочки. Отслойка сетчатки, показания к хирургическому лечению.

Новообразования органа зрения

Первичные опухоли орбиты (сосудистые, нейрогенные, редкие доброкачественные, врожденные кистовидные образования). Злокачественные опухоли орбиты (рак слезной железы, саркомы орбиты, первичный рак орбиты). Вторичные злокачественные и доброкачественные опухоли.

Повреждения органа зрения. Общая характеристика травм органа зрения. Повреждение вспомогательных органов глаза и глазницы. Ранения глазного яблока (непрободные и прободные). Классификация прободных ранений. Первая помощь при прободных ранениях.

Внутриглазные магнитные и амагнитные инородные тела. Рентгенолокализация инородных тел в глазу. Ультразвуковая диагностика. Металлозы глаза. Осложнения прободных ранений глазного яблока, связанные с инфекцией. Симпатическое воспаление. Контузии глазного яблока. Клиника и диагностика.

Ожоги глаз. Клинические особенности течения термических и химических ожогов глаза, вызванных кислотами и щелочами. Повреждение инфракрасным излучением, током СВЧ, ультразвуком, ионизирующей радиацией, электрическим током.

Глаукома. Внутриглазное давление нормальное и толерантное. Патогенез глаукоматозной атрофии диска зрительного нерва. Классификация глаукомы - первичная, вторичная, врожденная. Первичная (открытоугольная и закрытоугольная). Острый приступ закрытоугольной глаукомы. Клиника. Классификация вторичной глаукомы и врожденной глаукомы. Стадии глаукоматозного процесса и степень компенсации внутриглазного давления. Диагностика глаукомы (тонометрия, тонография, биомикроскопия, гониоскопия, эластотонометрия, клиническая периметрия).

Офтальмогипертензия. Симптоматическая гипертензия глаза. Консервативное лечение (миотики, симпатикотропные, В-блокаторы симпатолитики, ингибиторы карбоангидразы, средства осмотического действия и др. гипотензивные средства). Показания к хирургическому лечению. Виды операций, в том числе лазерных. Диспансеризация больных глаукомой.

5. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ

1. Наружный осмотр.

2. Исследование подвижности глазных яблок.

3. Определение выстояния глазного яблока с помощью экзофтальмометра Гертеля.

4. Осмотр методом бокового освещения.

5. Исследование глаза в проходящем свете.

6. Выворот верхнего века.

7. Закапывание капель, закладывание мази.

8. Промывание конъюнктивальной полости

9. Проверка проходимости слезоотводящих путей (промывание слезоотводящих путей).

10. Проведение пробы Ширмера.

11. Эпиляция ресниц.

12. Удаление поверхностно лежащих инородных тел с конъюнктивы и роговицы.

13. Определение офтальмотонуса пальпаторно и с помощью тонометра Маклакова.

14. Проверка остроты зрения у взрослых и детей.

15. Определение поля зрения контрольным методом.

16. Определение цветоощущения по таблицам Е.Б. Рабкина.

17. Определение бинокулярного зрения (с “дырой” в ладони, с двумя палочками - феномен промахивания, закрыванием текста карандашом).

18. Определение клинической рефракции субъективным методом.

19. Подбор и выписывание пресбиопических очков.

20. Исследование чувствительности и целостности роговой оболочки.

21. Накладывание моно- и бинокулярной повязки.

22. Выписывание рецептов на наиболее часто применяемые в глазной практике капли (альбуцид, пилокарпин, атропин, мезатон, левомицетин, дексазон, гидрокортизон, гентамицин).

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Рекомендуемая литература

а) Основная литература

1. Ковалевский Е.И. Глазные болезни.- М.: Медицина, 1992-1995.

б) Дополнительная литература

1. Федоров С.Н., Ярцева Н.С., Исманкулов А.О. Глазные болезни. - М, 2000.

2. Бровкина А.Ф. Болезни орбиты. - М.: Медицина, 1993.

3. Каспаров А.А. Офтальмогерпес. - М.: Медицина, 1994.

4. Кацнельсон Л.А. Клинический атлас. Патология глазного дна. - М., 1999.

5. Кацнельсон Л.А., Танковский В.Э. Увеиты. - М, 1998.

6. Нестеров А.П. Глаукома. - М.: Медицина, 1995.

7. Морозов В.И., Яковлев А.А. Фармакотерапия глазных болезней: Справочник. - М.: Медицина, 2001.

8. Покровский В.В., Ермак Т.Н., Беляева В.В., Юрин О.Г. ВИЧ-инфекция. Клиника, диагностика и лечение. - М.: ГЭОТар.-Медицина, 2000.

9. Ченцова О.Б. Туберкулез глаза. - М., 1990.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Специально оборудованные учебные комнаты (щелевая лампа, периметр Ферстера, аппарат Рота и таблицы Сивцева-Ландольта, рефрактометр, синаптофор и др.)

Таблицы, слайды, видеофильмы, муляжи, вопросы программированного контроля знаний и ситуационные клинические задачи.

Пациенты стационара и поликлиники.

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Используются учебные комнаты, лаборатории, стенды, лекционные залы и т.д.

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Преподавание офтальмологии проводится с учетом знаний, полученных студентами на различных кафедрах общетеоретических и клинических дисциплин (биологии, микробиологии, нормальной, патологической и топографической анатомии, терапии, хирургических болезней, инфекционных, нервных болезней, акушерства и гинекологии, детских болезней, анестезиологии и реанимации, эндокринологии, ЛОР-болезней, кожно-венерических болезней, клинической фармакологии, онкологии, психиатрии и наркологии, скорой медицинской помощи, травматологии и ортопедии, а также некоторых стоматологических кафедр (терапевтической, хирургической и детской стоматологии).

На занятиях основное внимание уделяется освоению студентами навыков по оказанию неотложной помощи при глазных заболеваниях, повреждениях органа зрения, костно-лицевой области, придаточных пазух носа и головы, при воспалительных заболеваниях век, слезных органов и конъюнктивы, их диагностикой и своевременным лечением, при воспалительных заболеваниях радужки и цилиарного тела, так как при этих заболеваниях велика роль стоматогенной инфекции. Фиксируется внимание на знании врожденных катаракт, которые часто сочетаются с аномалиями развития зубочелюстной системы, а также на значении санации полости рта в предоперационном периоде возрастной катаракты.

Дается подробная информация о важной проблеме в офтальмологии - глаукоме, об оказании своевременной и правильной помощи при остром приступе глаукомы. Большое внимание уделяется диагностике и лечению воспалительных заболеваний и опухолей орбиты, как первичных, так и вторичных, которые бывают в результате первичного поражения зубочелюстной системы. Практические занятия следует проводить с максимальным использованием клинического материала, тестовых заданий, видеотестов, показом операций по видеозаписям.

Основные формы обучения:

1. Лекции по теоретическим вопросам этиопатогенеза, диагностики, клиники, лечению и профилактики тяжелой патологии органа зрения, такой как патология рефракции, глаукома, травмы, новообразования.

2. Практические занятия по ознакомлению и овладению общепринятыми методиками исследования функций зрительного анализатора с использованием современной аппаратуры.

3. Самостоятельная работа в библиотеке с учебником, рекомендованной литературой и офтальмологическими атласами.

4. Работа в поликлинике. Оформление амбулаторных карт, участие в работе научного студенческого кружка, подготовка рефератов и докладов на конференцию.

Программа составлена и адаптирована к конкретным условиях кафедры офтальмологии СИБГМУ в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 040400 - “Стоматология”. Программа составлена из рекомендаций авторов примерной программы дисциплины “Офтальмология”

профессора, д.м.н., зав. кафедрой глазных болезней Московского государственного медико-стоматологического университета Л.Ф. Лютика, доцента, к.м.н. Н.С. Ярцевой.

Рецензенты:

- зав. каф. глазных болезней Смоленской государственной медицинской академии проф. Л.А. Деев;

- профессор кафедры офтальмологии педфака Российского государственного медицинского университета Л.А. Дубовская.

Образец программы одобрен на заседании Экспертного совета по специальности 040400 “стоматология” УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию ВУЗов России 14 мая 2002 г., протокол № 5.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по курсу «Офтальмология» Специальность 040400 «Стоматология»

    Рабочая программа
    Государственный стандарт высшего медицинского образования определяет обязательный минимум содержания и уровень подготовки врача по клиническим дисциплинам и формируется следующим образом:
  2. Рабочая программа по курсу фармакологии для студентов II-III курса медицинского института специальность 04. 04. 00 «Стоматология»

    Рабочая программа
    В соответствии с действующим учебным планом и на основании Госстандарта высшего медицинского образования фармакология для студентов стоматологического факультета преподается в следующем объеме:
  3. Рабочая программа по гистологии, цитологии и эмбриологии для специальности: 060105 (040400) Стоматология факультет: Стоматологический

    Рабочая программа
    1.1. Цель преподавания дисциплины – обеспечение обучающемуся необходимой информации для овладения определенными знаниями в области общей и частной гистологии, цитологии и эмбриологии с учетом дальнейшего обучения и профессиональной
  4. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 060105 «Стоматология»

    Публичный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 060105 «Стоматология» ведется в Северном государственном медицинском университете с 1958 года в соответствии с Приказом Министерства
  5. Отчет о результатах самообследования (2003 2007 гг.)

    Публичный отчет
    11.6. Внутривузовская политика поддержки научной деятельности ученых, молодых специалистов и студентов, деятельность СНО им. И.С.Новицкого, деятельность совета молодых ученых 227

Другие похожие документы..