Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Заседание'
РЭМ, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук«Выставка в Российском этнографическом музее: «Хранители древлего благочестия (Традиции росс...полностью>>
'Документ'
Инспекционная миссия Всемирного банка1 по гранту Японского фонда социального развития (JSDF), предоставленному на цели повышения доступности правосуди...полностью>>
'Документ'
Указ Президента, від 2004.11.11, № 1396/2004 "Про невідкладні заходи щодо забезпечення додержання законодавства у межах територій та об'єктів пр...полностью>>
'Урок'
Обряд, обычай, традиция являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Они явл...полностью>>

Краткий отчет по комплексной программе за 2009 год научное обеспечение модернизации профессионального образования

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

92


Утверждаю

Директор института


__________Мухаметзянова Г.В.

КРАТКИЙ ОТЧЕТ

по комплексной программе за 2009 год

НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научный руководитель – Мухаметзянова Г.В., академик РАО

Головная организация – Учреждение Российской академии образования Институт педагогики и психологии профессионального образования

Казань - 2009

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

РЕФЕРАТ ОТЧЕТА О РЕЗУЛЬТАТАХ НИР с.3

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ, ПОЛУЧЕННЫЕ ИПП ПО РАО В 2009 ГОДУ………………………………………………………..с.7

РЕФЕРАТ ОТЧЕТА О РЕЗУЛЬТАТАХ ОЭР с.24

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬ­НЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………………………………………….с.27

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВНЕДРЕНИЮ НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК с.39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ с.41

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение ІІІ, п. 1 Сводные списки плановых опубликованных и подготовленных работ с.44

Справка об итогах экспертизы научных результатов по темам НИР, завершенным в 2009 году с.66

Приложение ІІІ, п. 2 Аннотированный список наиболее значимых научных результатов исследований по темам НИР, завершенным в 2009 году с.71

Приложение ІІІ, п. 3 Аннотированный список научных разработок, подготовленных в 2009 году к практическому использованию с.79

Приложение ІІІ, п. 6 Сведения о внедрении научных разработок в социальную практику с.95

Приложение ІІІ, п. 4 Перечень экспериментальных площадок с.106

Приложение ІІІ, п. 5 Информация о проведенных научно-практических мероприятиях с.140

Сведения об участии учреждения в федеральных целевых, региональных, ведомственных и др. внеакадемических научных программах с.145

Информация о состоянии фундаментальных и прикладных наук в области образования в Российской Федерации (в свободной форме). с.149

РЕФЕРАТ ОТЧЕТА О РЕЗУЛЬТАТАХ НИР

ПРОЕКТ 6.1. «МЕТОДОЛОГИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» (темы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11)

Осуществлен психолого-педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта профессионального образования в условиях экономики, основанной на знаниях. Даны новые интерпретации понятий «профессиональное образование», «модульно-компетентностные технологии профессионального образования» и введен в научный оборот термин «отраслевой образовательный консорциум». Раскрыто содержание интегративного подхода к организации профессионального образования. Выявлены общие и педагогические принципы организации профессионального образования на основе интегративного подхода и модели структурно-функциональной интеграции учреждений профобразования и предприятий отрасли (Мухаметзянова Г.В., Юдин В.П.).

Разработано научно - методическое обеспечение естественно-научной и общепрофессиональной подготовки специалистов профессиональной школы в контексте сочетания репродуктивного и продуктивного обучения. Обоснована необходимость перехода на модульно-компетентностный формат обучения, обуславливающая эффективную организацию процесса проектирования инновационных компетентностно-ориентированных основных образовательных программ нового поколения. Установлено, что непрерывное многоуровневое обучение на интегрированной основе предполагает использование бинарных технологий. Учтено возрастание креативной составляющей в современной профессиональной деятельности и подготовке будущего специалиста. Установлена взаимосвязь содержания профессиональной подготовки и развития личностных качеств, обусловленных современными требованиями к личности специалиста (Грузкова С.Ю.).

Установлено, что разработка технологии организации воспитательной деятельности педагога невозможна без учета новой парадигмы профессионального образования – интеграции науки, образования и производства. Это отражается в интегрированных воспитательных программах; создании интегрированных воспитательных мероприятий; технологии организации воспитательной деятельности, обеспечивающей интеграцию учебной, профессиональной, научно-исследовательской и внеучебной деятельности студентов; выделении и использовании в профессиональном воспитании профессионально значимого материала для конкретизации и иллюстрации требований современного производства (Масленникова В.Ш.).

Создана поливариантная модель взаимосвязи учебных заведений и предприятий-заказчиков кадров, включающая инновационную проектную корпоративно-вузовскую многоагентную модель взаимодействия науки, образования и производства; модель образовательного кластера; модель социального партнерства. Названные модели обеспечивают: участие социальных партнеров в определении целей и содержания обучения; сокращение периода адаптации выпускников к условиям производства; востребованность выпускников работодателями; высокое качество подготовки будущих специалистов.

Разработана технология реализации взаимосвязи учебного заведения с предприятиями-заказчиками кадров. В ее основе лежит проектно-целевая профессиональная подготовка на конкретное рабочее место, позволяющая обеспечить приобретение необходимых знаний, умений навыков, профессиональных компетенций, сократить сроки доучивания на производстве, обеспечить стажировку преподавателей и участие опытных работников персонала предприятия в «поштучной» подготовке специалистов, обеспечить практическое обучение на сложном оборудовании с применением передовых прогрессивных технологий, гарантировать повышение качества реального курсового и дипломного проектирования, обеспечить трудоустройство выпускников (Корчагин Е.А.).

Осуществлен анализ состояния и перспектив развития систем профессионального образования в Поволжье. Систематизированы цели и задачи, представленные в Программах развития отдельных уровней профессионального образования в регионах Поволжья. Разработаны теоретические основы проектно-целевого подхода; выделена совокупность системных и функциональных закономерностей; определена сущность и разработана структура технологии проектно-целевого подхода к развитию региональных систем профессионального образования (Кадырова Ф.М.).

Создана концепция информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования, которая базируются на системообразующем принципе многомерности и непрерывности информационно-коммуникационной среды. Названный принцип реализуется через педагогические условия и требования к проектированию и реализации информационной среды с позиции ее развития как открытой системы. Определена система методов проектирования и реализации информационной среды профессионального образования с учетом ее многомерной и неоднородной структуры. Выбор метода осуществляется на основе анализа границ его применения, параметрического описания величин, набора задач и способов их решения (Кирилова Г.И.).

Разработана структура модели становления профессионального самосознания и профессиональной идентификации студентов с позиции их эффективной самостоятельности. Уточнено смысловое содержание ключевых понятий исследования: «автономность-зависимость», «социальная регуляция», «личностная регуляция». Определены диагностический и прогностический компоненты модели личностно-профессионального становления студентов и влияние социального статуса. Выработаны организационно-педагогические и методические механизмы практического применения этих результатов в учреждениях профессионального образования. (А.Н.Грязнов, Г.С.Прыгин).

Проведен системный анализ современных подходов к процессам обучения технике и техническому творчеству с точки зрения требований, предъявляемых к компетентностной подготовке технических специалистов. Выявлены положительные и отрицательные качества каждого из рассмотренных подходов. Разработан принципиально новый ментально-структурированный (психолого-синергетический) подход к компетентностной подготовке специалистов, обладающий существенными преимуществами по сравнению с используемыми подходами (Э.А.Манушин).

ПРОЕКТ 6.2. «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЯ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (32,33, 34)

Разработаны структура и содержание научно-методического обеспечения процесса подготовки будущего специалиста на основе компетентностного подхода. Созданы и внедрены в образовательную практику программы и структурно-фукциональная модель, направленные на формирование профессиональных компетенций. Выявлены и обоснованы функции научно-методического обеспечения подготовки будущего специалиста (аналитическая, прогностическая, исследовательская, проектировочная, информационная, координационная, консультационная, научная, образовательная), детерминирующие результат процесса поиска и разработки организационно-педагогических и методических механизмов доведения научных результатов до их практического применения в деятельности субъектов образования. Установлено, что компетентность в той или иной профессиональной сфере представляется совокупностью образовательных модулей, каждый из которых формируется как специфическая функция будущей профессиональной деятельности (Щербаков В.С.).

Разработаны и обоснованы структура и содержание научно-методического обеспечения реализации компетентностного подхода в гуманитарной подготовке студентов учреждений среднего профессионального образования. Определены организационно-педагогические и методические механизмы практического применения научных результатов в деятельности субъектов образования на методологическом (разработаны концептуальные основы), теоретическом (установлены функции и определены принципы) и методическом (созданы учебно-методические комплексы) уровнях. Установлено, что основой научно-методического обеспечения является сопряжение профессионального и образовательного стандартов (Гильмеева Р.Х.).

Предложена модель компетенций выпускника технического вуза, которая имеет три оси проекции, определяющие их состав и структуру. Первая и основополагающая ось модели разделяет компетенции специалиста на ключевые (надпрофессиональные), общепрофессиональные и специальные. Проекция на вторую ось модели представлена исходя из содержания деятельности и включает: научно-исследовательские, технико-технологические и гуманитарные компетенции. Третья ось модели характеризует внутреннюю структуру, любой компетенции специалиста, включающей знания, умения и личностные качества. Подробно рассмотрены научно-исследовательские, техно-технологические, гуманитарные компетенции (Читалин Н.А.).

ПРОЕКТ 6.5 «МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО» (75, 76, 77)

Обоснована концепция формирования социальных и профессиональных ценностей в процессе непрерывного образования, включающей в себя систему взаимосвязанных идей, закономерностей, принципов, терминологии, отражающих уникальность и сложность исследуемых феноменов, обеспечивающих смысловой контекст при интерпретации знаний о них, и составляющих основу построения аксиологической модели процесса непрерывного образования (Ивлиева И.А.).

Определены особенности и стратегические приоритеты реформирования профессионального образования в условиях международной образовательной интеграции, сущностными характеристиками которой являются: взаимное сближение, синхронизация действий, взаимодополняемость и взаимозависимость национальных образовательных систем, постепенное перерастание национальными образовательными системами своих государственных границ и формирование единого образовательного и научного пространства как наиболее эффективной формы реализации задач будущего. В ситуации растущей диверсификации образования и рынков образовательных услуг, с одной стороны, и глобализационных и интеграционных процессов – с другой, отмечена определенная конвергенция систем с точки зрения целеполагания и механизмов, формы приведения которых в «действие», для обеспечения поставленных целей и задач, различаются в силу традиций и культурной парадигмы той или иной страны.

Разработана методология и определены основные критерии сравнительного исследования конкурентоспособности профессионального образования в условиях его глобализации и интернационализации на основе универсальных норм академической свободы и демократии, регулирующих деятельность учреждений профессионального образования (Трегубова Т.М.).

Дано определение сущности социокультурных установок и ценностей; показана их взаимосвязь как психологических феноменов, выполняющих в рамках психики единые функции, но на разных ее уровнях; определены причины их различия в отдельных культурах и особенности их взаимодействия в условиях современной глобализации и интеграции.

Выявлены социальные и психологические факторы, влияющие на трансформацию ценностей и социальных установок студентов в современных условиях. Такими факторами являются объективные характеристики личности студента (пол, этнокультурная принадлежность, социальное происхождение и др.), мера включенности студентов в интеграционные процессы в сфере образования, психологические качества личности (взаимовлияние различных ценностей и установок друг на друга) (Алишев Б.С.).

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ, ПОЛУЧЕННЫЕ ИПП ПО РАО В 2009 ГОДУ.

В 2009 году исследования проводились по 14 темам, входящих в подпрограмму "Научное обеспечение модернизации профессионального образования".

По теме «Психолого-педагогическая модель развития профессионального образования для экономики, основанной на знаниях» осуществлен психолого-педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта профессионального образования в условиях экономики основанной на знаниях. Выявлен ряд позитивных (государственная поддержка образовательных инициатив в системе «образование, наука, производство»; формирование единого образовательного пространства профессиональной школы в союзе с производством и наукой; сруктурно-функциональная интеграция учреждений профобразования и предприятий отрасли; формирование и развитие гибких технологий профессионального образования) и негативных (диспропорции в подготовке рабочих и специалистов между НПО, СПО и ВПО; несовершенство нормативно-правовой базы деятельности учреждений профобразования; отсутствие стратегии развития системы НПО, СПО и ВПО; нарушение преемственности в деятельности НПО, СПО и ВПО) тенденций в практике развития системы профессионального образования в условиях экономики основанной на знаниях. Установлено, что в настоящее время сложился новый взгляд на профессиональное образование как системную целостность интегративного взаимодействия образования, науки и производства, направленного на формирование будущего специалиста готового к обучению через всю жизнь, способного к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда. Интеграционные процессы в профессиональном образовании связаны с расширением его функций, потребностью в специалистах, готовых к обучению всю жизнь и способных к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда, поиском средств разработки единых стандартов и критериев оценки качества профессионального образования, позиционированием его как достаточно сложного, многокомпонентного, культурного процесса, диалектично взаимосвязанного с региональными рынками труда на основе консолидации уровней начального, среднего, высшего и послевузовского образования. Определены факторы, необходимые для развития профессионального образования в условиях экономики основанной на знаниях: опережающая подготовка кадров для инновационной экономики; формирование у выпускников профессиональной школы готовности обучаться всю жизнь; создание единого органа управления профессиональным образованием, обеспечивающего оптимальное функционирование и развитие учреждений профобразования с целью получения качественно новых результатов образования, повышения их конкурентоспособности на российском и международном рынках образовательных услуг; создание системы подготовки педагогических кадров для профессионального образования; развитие модульно-компетентностного обучения; создание профессиональных стандартов; развитие Форсайт-проектов; реструктуризация учреждений системы профобразования на основе принципа оптимизации.

Дана характеристика отраслевому образовательному консорциуму, как временному объединению учреждений профессионального образования с предприятиями отрасли, органов управления образованием, государственной, региональной и муниципальной власти с целью повышения качества профессионального образования и подготовки кадров, способных к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда, готовых к обучению через всю жизнь. Установлено, что деятельность отраслевого образовательного консорциума основана на принципе сепарабельности, который обеспечивает равноправное сотрудничество и баланс социально-экономических интересов всех участников консорциума, эмерджентность их целей и неаддитивность интересов.

Концепция профессионального образования для экономики, основанной на знаниях, представляет собой совокупность идей, стратегических направлений и принципов деятельности учреждений профессионального образования, определяющих цель, содержание, позиции (ориентация на образование как важнейший социальный ресурс развития гражданского общества; целостность и открытость образовательного пространства; согласованность государственных и общественных субъектов образовательной системы; развитие инновационной учебной среды, основанной на технологиях, новых видах образовательного обслуживания; способы интеграции российской образовательной системы в международную образовательную среду, учитывающую индивидуальные потребности субъектов образовательной деятельности, выбирающих собственную образовательную траекторию).

По теме «Реализация творческого подхода к процессу подготовки специалистов на основе оптимального сочетания репродуктивного и продуктивного компонентов обучения» при разработке состава и содержания научно-методического обеспечения реализованы идеи интеграции сферы образования и сферы производства, а также возрастания роли самостоятельной познавательной деятельности будущего специалиста. Научно-методическое обеспечение включает:

- совокупность принципов (научности, интеграции, фундаментализации, креативности, акмеологичности, персонификации), направленных на развитие интегративных качеств личности, влияющих на ее самоопределение, творческий характер деятельности, способность к поиску принципиально новых подходов к решению известных задач или постановке и решению принципиально новых задач, как в профессиональной сфере, так и в смежных областях;

- формирование и развитие бинарных технологий профессионального образования, которые отражаются в интегрированных образовательных программах; создании интегрированных и комплексных курсов и занятий; организации производственной практики, представляющей интеграцию теоретической, профессиональной, научно-исследовательской деятельности студентов; выделении и использовании в общеобразовательном знании профессионально значимого материала для конкретизации и иллюстрации теоретических положений.

- методические материалы по усилению креативной составляющей студента за счет комплекса задач и заданий, разработанных для коллективной, групповой и индивидуальной форм деятельности;

- рекомендации по сопровождению учебных курсов (экология, прикладная рискология, опасные природные процессы) электронно-обучающим комплексом, наполненным: текстовым материалом, видеофайлами, нормативно - технической документацией; понятийно-терминологическим словарем (глоссарий); тематической библиографией; имитационными играми;

- методические рекомендации по организации практических занятий в условиях профилизации средней школы, направленные на развитие познавательного интереса обучаемого.

Структура и содержание научно-методического обеспечения подготовки специалиста в профессиональной школе на основе творческого подхода сопряжена с ведущей тенденцией интеграции сферы труда и сферы образования (Грузкова С.Ю.).

По теме «Воспитательная деятельность педагога в системе профессионального образования» выявлены и обоснованы технологические основы воспитательной деятельности, состоящие из диагностирования, прогнозирования, проектирования, планирования. С помощью диагностики прослеживается результативность работы студентов и преподавателя. Прогнозирование рассматривается как педагогическое целеполагание - формирования личности будущего специалиста соответствующего требованиям производства, рынка труда, времени. Педагогическое прогнозирование - это процесс получения опережающей информации об уровне профессионального воспитания объекта, опирающейся на научно обоснованные положения и методы (моделирование, выдвижение гипотез, эксперимент). Прогнозирование и целеполагание составляют базу педагогического проектирования. Этот этап реализуется с учетом системного подхода: профессиональное воспитание должно рассматриваться как целостная система, в которой определяются компоненты профессионального воспитания и возможности педагогического процесса по его формированию, анализируются основные связи внутри профессионального воспитания, определяются структура и организация процесса профессионального воспитания. Планирование представляет собой конечный этап технологической цепочки, в процессе которого составляются и реализуются учебные планы, программы и комплексы интегрированные с планами воспитательной деятельности кураторов и педагогов-воспитателей.

Технология организация воспитательной деятельности педагога строится на основе принципа интеграции науки, образования и производства и призвана учитывать требования профессиональных стандартов, обеспечивающих соответствие профессиональной компетентности выпускников требованиям профессиональной деятельности и отраслевой специфики. Интегрированные воспитательные программы реализуются на основе следующих технологий: организация студенческого самоуправления; организация взаимодействия с социальными партнерами с целью актуализации у студентов профессионального выбора и «погружения» в профессиональную среду; совершенствование профессионального мастерства педагогов; развитие научно-исследовательской деятельности студентов (Масленникова В.Ш.).

По теме «Взаимодействие профессиональных образовательных учреждений и предприятий - заказчиков кадров» разработаны: 1) инновационная проектная корпоративно-вузовская многоагентная модель взаимодействия науки, образования и производства, компонентами которой являются: цель совместной деятельности; предмет деятельности; продукт деятельности; условия и формы осуществления совместной деятельности; средства достижения совместной деятельности. В условиях объединения ресурсов в сетевом многоагентном поле на основе синергетических и системных принципов модель направлена на выполнение организационной; мониторинговой, информационной, коммуникационной, аналитической, образовательной, научно-исследовательской, научно-производственной функций. Новизна модели заключается в ее многовекторной направленности, при этом доминирующим направлением является самопроектирование окружающей среды, а одним из направлений - адаптация или приспособляемость к изменяющимся внешним условиям; 2) модель образовательного кластера, обеспечивающая взаимосвязь строительного университета и строительных организаций. Структура модели включает «ядро» и «оболочку». «Ядро» модели кластера составляют учреждения профессионального образования разного уровня (ПТУ, ПУ, ПЛ, колледжи, техникумы, университет). Инициатором изменений и «движущей силой» кластера является строительный университет. Он готовит педагогические кадры для систем НПО и СПО, разрабатывает согласованные учебные планы для обеспечения непрерывного профессионального образования. «Оболочку» модели кластера составляют «основа кластера», «смежники» и инфраструктура кластера. «Основа кластера» - строительные предприятия, организации и фирмы, проектные и отраслевые институты, обеспечивающие учебные заведения базой практик, современной учебно–лабораторной базой, стажировку преподавателей, требованиями, предъявляемыми к рабочим и специалистам. Формальные связи «ядра» и «основы кластера» юридически оформлены договорами. «Смежники» обеспечивают дополнительные услуги образовательным учреждениям. К ним относятся Ассоциация строительных вузов (АСВ) Российской Федерации, учебно–методические объединения, Союз строителей России, выставочные комплексы, Союзы директоров НПО, СПО, Союз ректоров вузов, другие образовательные кластеры и т.д. «Смежники» обеспечивают «ядро» примерными учебными планами, программами, профессиональными стандартами и т.д. Новизна модели заключается в том, что она обеспечивает более тесное взаимодействие между участниками кластера за счет создания общих рынков труда, технологий, знаний и повышения доступности участников к использованию общих ресурсов, сокращения общих издержек на подготовку специалиста и формирования синергетического эффекта взаимодействий; 3) модель взаимосвязи учебных заведений с предприятиями-заказчиками кадров. Структура модели включает компоненты: субъекты взаимосвязи: внешние (предприятия-заказчики кадров) и внутренние (преподаватели, мастера производственного обучения и другие инженерно-педагогические работники, студенты, руководители); цели взаимосвязи - использовать механизм взаимосвязи для максимально успешного решения основной задачи учебного заведения, его главного интереса – подготовки специалиста-выпускника, отвечающего требованиям к его качеству со стороны потребителей – работодателей; содержание взаимосвязи - включает конструирование содержания профессиональной подготовки с учетом иерархии уровней и характеристик системы междисциплинарных связей, и исходит согласно принципам обучения из соответствия содержания профессиональным потребностям будущего специалиста, а также учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; механизмы регулирования взаимоотношений между субъектами – механизмы социального партнерства. Новизна модели заключается в том, что она обеспечивает: участие социальных партнеров в определении целей и содержания обучения; сокращение периода адаптации выпускников к условиям производства; востребованность выпускников работодателями; высокое качество подготовки будущих специалистов; 4) технология реализации взаимосвязи учебного заведения с предприятиями-заказчиками кадров, новизна которой заключается в том, что в ее основе лежит дуальная целевая профессиональная подготовка на конкретное рабочее место – функционально ориентированная специализация, позволяющая обеспечить приобретение достаточно прочных знаний, умений навыков, профессиональных компетенций; сократить сроки доучивания на производстве; вести индивидуальное обучение; вести обучение как преподавателям учебного заведения, так и специалистам предприятия; обеспечить обучение на сложном действующем оборудовании с применением передовых прогрессивных технологий; гарантировать повышение качества реального курсового и дипломного проектирования.

По теме «Проектно-целевой подход к развитию региональных систем профессионального образования» осуществлен анализ состояния и перспектив развития систем профессионального образования в Поволжье. Выявлено, что развитие региональных систем профессионального образования опирается на конкретный (здесь и сейчас) и универсальный (исторический) опыт и отражается в целях образовательной политики региона, содержании образования, технологиях обучения, методике составления региональных прогнозов потребности в кадрах на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, методиках формирования и сопровождения пакета профессиональных стандартов по наиболее массовым и значимым для регионального стратегического развития профессиям; моделях взаимодействия работодателей и учебных заведений, механизмах сетевой организации образовательной, научной и инновационной деятельности учебных заведений профессионального образования; реструктуризации учреждений НПО, СПО, ВПО. Установлено, что в регионах идет поиск моделей структурно-функциональной интеграции учреждений профобразования и предприятий отрасли: 1) по уровням образования - путем объ­единения близкопрофильных учреждений одного уровня и путем создания многопрофильных образовательных комплексов (НПО + СПО, НПО + ВУЗ, СПО + ВУЗ, НПО+СПО+ВУЗ); 2) объединение научных и образовательных учреждений; 3) объединение научных учреждений и производства; 4) формирование отраслевых образовательных кластеров.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комплексная программа инновационного развития Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Карелия

    Программа
    Администрация Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Карелия «Колледж технологии и предпринимательства»
  2. Об утверждении программы стратегического развития университета для участия в конкурсе Министерства образования и науки РФ по поддержке программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

    Конкурс
    5. Об утверждении программы стратегического развития университета для участия в конкурсе Министерства образования и науки РФ по поддержке программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
  3. Отчет о деятельности администрации Белоярского района за 2009 год

    Публичный отчет
    Деятельность администрации Белоярского района в 2009 году была направлена на создание условий по улучшению качества жизни, комфортного проживания, сохранения здоровья населения Белоярского района (далее – население), а также развития
  4. Отчет о деятельности за 2009 год

    Публичный отчет
    Отрасли Связь принадлежит особая роль в экономике страны. Доля связи в валовом внутреннем продукте развитых стран мира достигает 5 процентов, тогда как для Кыргызской Республики данный показатель составляет около 8 процентов.
  5. Сборник эффективных медиапроектов и медиатехнлогий, применяемых учебными заведениями профессионального образования с целью информирования о ходе реализации проектов модернизации профессионального образования в регионах и иной сопутствующей деятельности

    Документ
    Сборник эффективных медиапроектов и медиатехнлогий, применяемых учебными заведениями профессионального образования с целью информирования о ходе реализации проектов модернизации профессионального образования в регионах и иной сопутствующей деятельности

Другие похожие документы..