Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
начальника геологического отдела филиала «Алданский» Государственного унитарного горно-геологического предприятия Республики Саха (Якутия) «Якутскгеол...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс по учебным дисциплинам «Теория измерений» и «Анализ данных» для социологов: Учебно-методическое пособие. – 3-е издание, ...полностью>>
'Лекции'
Эксперименты Брунера и Гудмен с восприятием монет. "В." - восприятие "S" - субъект "O" - объект "S-R" - стимул...полностью>>
'Доклад'
14:00. Прибытие в Чикаго. Трансфер из Международного аэропорта О’Хара в Чикаго в гостиницы (район Magnificent Mile). Размещение в отелях.18:00 Приветс...полностью>>

Международное инвестиционное право: теория и практика применения

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Международное инвестиционное право: теория и практика применения

Посвящается 50-летию Российской ассоциации

международного права

Предисловие

Вот уже более полувека понятие "иностранные инвестиции" манит воображение людей, мало сведущих в этой проблеме, да и целых народов, только что вышедших на историческую арену новейшего времени и представляющих себе такие инвестиции чем-то вроде "молочных рек в кисельных берегах". Эта экономико-правовая категория не дает покоя и тем, кто профессионально, с позиций экономики или права, социологии или философии ломает голову над тем, как кратко и емко дать определение основным понятиям в рассматриваемой сфере - "иностранные инвестиции", "иностранный инвестор", "инвестиционные отношения" и т.д.

Конечно, дело не только в научном определении основных дефиниций в области иностранных инвестиций. Все обстоит гораздо сложнее. Иностранная инвестиционная деятельность осуществляется на территории чужого государства. Поэтому правовой режим иностранных инвестиций устанавливается принимающим государством в соответствии с национальным законодательством, которое в то же время не должно противоречить нормам международного инвестиционного права. Проблемы соотношения норм международного и национального права по защите иностранных инвестиций как раз являются одними из ключевых. Хотя иностранные инвестиции находятся под защитой международного права, государства-реципиенты, как свидетельствует практика, не всегда их неукоснительно соблюдают.

Иностранный инвестор, разумеется, хочет иметь государственные гарантии стабильности правового режима в сфере неприкосновенности частной собственности, налогообложения, деятельности акционерных и смешанных обществ, так как в большинстве случаев оргнанизационно-правовой формой создаваемого инвестором предприятия является акционерное или смешанное общество. Недоработки и двусмысленности в правовом регулировании этих обществ могут сдерживать приток иностранных инвестиций, несмотря даже на действие разумно разработанного инвестиционного законодательства.

Принципиальное значение для иностранного инвестора имеют правовые гарантии, обеспечивающие быстрое разрешение споров между принимающим государством и иностранным инвестором или между юридическими и физическими лицами различных государств, участвующих в одном инвестиционном проекте, - споров, могущих возникнуть, скажем, в результате национализации или в виде других - скрытых или "ползучих" - видов принудительного изъятия иностранной собственности *(1). Известная и общепринятая в теории и практике международного права так называемая формула Халла "о быстрой, адекватной и эффективной компенсации" в случае национализации иностранной собственности до сих пор безоговорочно не принята некоторыми государствами, в том числе и Россией.

Законодательство страны-реципиента в сфере правового регулирования иностранных инвестиций охватывает большой перечень законодательных актов: конституция государства, гражданское законодательство, содержащие принципиальные положения о собственности, о ее возможном ограничении, о национализации и способах компенсации за национализированное имущество, нормы, относящиеся к экономическим и социальным правам граждан, а также закон о недрах, трудовой и земельный кодексы и т.д. Весь комплекс законов и других нормативных актов, прямо или косвенно регулирующих иностранные инвестиции, не должен противоречить как нормам международного права в целом, так и нормам международного инвестиционного права в частности. И потому было бы беспочвенным рассматривать иностранные инвестиции как некую волшебную палочку, исполняющую желание развивающихся государств или государств с так называемой переходной экономикой выйти из вековой нищеты с помощью многомиллионных инвестиционных долларов развитых государств и транснациональных компаний.

Новый международный экономический порядок, инициированный в начале 70-х годов XX в. странами Азии, Африки и Латинской Америки и воспринимаемый многими государствами как право в некоторых случаях на безвозмездную национализацию иностранной собственности, не мог не противоречить общепринятым нормам международного права и поощрять иностранный капитал. Прошло еще два-три десятилетия, и третий мир уже в целом понял, что, не предоставив "железные" гарантии, нельзя заманить заокеанских миллионеров на освоение лежащих без дела, а значит, без пользы для самого общества, богатых природных ресурсов. Наконец-то народы, пройдя собственные революции и гражданские войны, поняли, что, гордясь "лучшим общественным строем", сидеть на собственных рудах и алмазах голодными, с автоматом Калашникова в руках - дело малоперспективное.

Да и сильные мира сего, ведущие страны, ТНК пришли к выводу, что эксплуатировать, используя свое технологическое преимущество, экономически слабые страны - дело не только не солидное, но и опасное, поскольку уже наступил XXI век и в условиях глобализации мирового сообщества настала пора окончательно понять, что свободное движение капиталов, товаров и услуг должно быть направлено на взаимовыгодное сотрудничество развитых и развивающихся государств *(2).

Правовое регулирование иностранных инвестиций органически и неразрывно связано с международным публичным и частным правом. Правовая природа современных инвестиционных отношений предусматривает, что нормы международного права выступают как координирующий фактор в едином комплексном правовом механизме регулирования иностранных инвестиций.

Суть правового регулирования иностранных инвестиций означает прежде всего обеспечение благоприятных условий и государственных гарантий, что предполагает установление соответствующих организационно-правовых форм инвестирования.

Выделение международного инвестиционного права как отрасли права, хотя и остается дискуссионным, обусловлено рядом факторов. Среди них можно назвать наличие широкого круга специальных международно-правовых документов, направленных на обеспечение правовых гарантий и поощрение иностранных инвестиций, а также саму специфику их правового регулирования.

Итак, иностранные инвестиции - это постоянно, но не хаотично, а целенаправленно движущиеся из одного конца света в другой, причем в условиях сегодняшней инфраструктуры в считанные секунды, громадные потоки денег и других, в том числе интеллектуальных, ценностей. Задача их хозяев очевидна: получить максимальную выгоду в соответствии с заключенным инвестиционным контрактом. Задача же принимающего инвестиции государства - обеспечить неукоснительное соблюдение заключенного инвестиционного проекта на основании национального законодательства и норм международного инвестиционного права. При этом, по большому счету, в качестве основной цели преследуется повышение благосостояния общества.

Автор книги ставил перед собой задачу исследовать генезис, систему, структуру, современные тенденции и проблемы международного инвестиционного права, выделить и охарактеризировать его ведущие юридические конструкции, а также рассмотреть проблемы обеспечения правовых гарантий иностранных инвестиций путем гармонизации международных и внутренних норм. В книге рассматриваются проблемы правового регулирования иностранных инвестиций на многосторонней, двусторонней, региональной основе, на базе национального законодательства.

В работе над книгой автор обращался к трудам таких известных отечественных ученых, как: А.Г. Богатырев, М.М. Богуславский, Г.М. Вельяминов, Н.Н. Вознесенская, Л.И. Волова, М.С. Евтеева, Н.Г. Доронина, Г.В. Игнатенко, А.С. Исполинов, Е.В. Кабатова, А.А. Ковалев А.А. Конопляник, Г.И. Курдюков, Д.К. Лабин, С.Н. Лебедев, И.И. Лукашук, А.А. Рубанов, С.Ю. Марочкин, Р.А. Мюллерсон, Н.Г. Семилютина, В.П. Шатров, В.М. Шумилов, Е.Г. Усенко, С.В. Черниченко, В.М. Юмашев и др. Значительное влияние на подход автора к ряду проблем оказали также работы зарубежных исследователей, среди них Л. Бразелл, Т. Вальде, В. Великжан, В. Вортлей, Р. Вильсон, Д. Карро, П. Жюйар, С. Кинселла, П. Комекс, П. Мачлински, П. Нортон, А. Парра, Э. Паасивирта, Я. Паульссон, Д. Салакьюзе, М. Сорнараджа, Дж. Шварценбергер, А. Фотурос и др.

Книга представляет практический интерес для тех, что профессионально связан с вопросами правового обеспечения гарантий иностранных инвестиций.

Материалы настоящего издания могут быть использованы в юридических и экономических вузах страны при изучении курсов: "Международное публичное право", - а также спецкурсов по различным проблемам правового регулирования иностранных инвестиций в России и за рубежом.

Глава I. Тенденции и проблемы правового регулирования иностранных инвестиций в условиях глобализации

1.1. Глобализация и геоэкономика: новые парадигмы мироустройства

1.1.1. Глобализация и геоэкономика: проблемы и перспективы

Современная мировая экономика все более отчетливо приобретает характер единого, целостного организма - глобального по своим масштабам и последствиям. Мощнейшими факторами глобализации мирового хозяйства выступают трансграничное движение капиталов, международная торговля товарами и услугами, миграция рабочей силы. Глобальная трансформация мира, являясь уникальным феноменом XXI в., обусловливает формирование геоэкономики как ярчайшего отражения процесса глобализации и новой парадигмы мироустройства. Глобалистика как общемировая наука вырабатывает новейшие способы изучения мира - междисциплинарный и наддисциплинарный познавательный метод, который диктует необходимость рассмотрения мира через различные его грани с последующим их синтезом в единой модели глобального мира *(3).

Глобализацию принято характеризовать в первую очередь как результат научно-технической революции, развития информационных технологий и компьютерных сетей, телекоммуникационных и транспортных систем, а также взаимодействия национальных рынков, невиданного по интенсивности движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы по всему миру. Иными словами, глобализация - это следствие небывало возросшей технической и экономической мощи человечества, которая побеждает пространство и время, сближает народы, страны и континенты *(4).

Ключевым фактором глобализации мира выступает геоэкономика как новая парадигма мироустройства. Именно она является ярчайшим отражением процесса глобализации, поскольку, по мнению специалистов, основывается на воспроизводственных системах, вырвавшихся из национальных границ и сформировавших гигантские мировые интернационализированные воспроизводственные циклы. Мировые воспроизводственные конвейеры буквально опоясывают земной шар, сугубо выборочно включая в качестве своих звеньев те или иные страны, национальные структуры, организации и районы. Контуры таких воспроизводственных циклов подвижны, имеют блуждающий характер. В рамках этих наднациональных структур формируется мировой доход, перераспределяемый среди участников международных воспроизводственных циклов. В результате в глобальном мире выстроился центральный вектор мирового развития - геоэкономический *(5).

На ускорение процессов глобализации мировой экономики в последние десятилетия особое воздействие оказали транспортные и телекоммуникационные технологии *(6). В результате ускорилось перемещение сырьевых ресурсов, товаров и услуг; произошли качественные перемены на финансовых рынках. Теперь в течение одного операционного дня капиталы могут перетекать из страны в страну, из региона в регион, как бы далеко друг от друга они ни находились. Транснациональные корпорации получили возможность координации производства в разных частях света. Благодаря электронным средствам международной связи резко сократились информационные и транспортные издержки.

Одним из парадоксальных результатов глобализации стало увеличение числа государств - новых участников геополитики. После Второй мировой войны договор о создании ООН подписали 50 стран. Теперь в ООН входит 189 государств. Всего же в мире около 250 стран, а через 30 лет, по некоторым прогнозам, их число увеличится до 500. Заметим, что Россия также внесла свой вклад в мультипликацию государств: в результате развала СССР образовалось сразу 15 новых независимых стран. Как полагает ряд специалистов, в обозримом будущем принцип территориальной целостности будет уступать место принципу национального самоопределения. Это коснется прежде всего стран Африки и Азии, где будет происходить процесс умножения национальных государств, который был характерен для Европы в XVIII-XX вв. Тогда как в самой Европе государство, наоборот, станет утрачивать свой смысл, что уже происходит в рамках Европейского Союза, где исчезают границы и национальные валюты *(7).

В научной литературе представлено много определений глобализации. Глобализация в самом широком смысле этого слова является более интенсивным, чем прежде, процессом интернационализации политических, социально-экономических и культурных отношений различных стран мира. В экономическом аспекте глобализация означает невиданный до сих пор процесс бурного роста международного обмена товарами, услугами и капиталом. Движущей силой глобализации выступают высокие, наукоемкие технологии, которые облегчают международный обмен, приводят к увеличению доли экспорта и импорта, включают региональную экономику в систему всемирного разделения труда. Это в свою очередь приводит к всеобщей либерализации внешней торговли и денежных рынков различных стран, интернационализации производства и сетей сбыта продукции, а также быстрому и широкому освоению технологий, благодаря которым обеспечивается беспрепятственное и ускоренное движение международных потоков товаров, услуг и капитала. Промышленное производство вовлеченных в этот процесс стран подвергается реорганизации, поскольку продукция отдельных стран перешагивает через их границы, а предприятия выходят на финансовые рынки мира и обеспечивают сбыт продукции за рубежом. В условиях глобализации структура производства и финансов различных стран становится взаимосвязанной и взаимозависимой. Процесс сопровождается ростом числа заграничных трансакций, что в свою очередь приводит к новому международному разделению труда, при котором создание национального богатства в большей степени зависит от хозяйствующих субъектов других стран.

Открытость и прозрачность экономики, государства и общества - очевидный атрибут современного экономического развития - вызвали принципиальные изменения в мировом межгосударственном сотрудничестве. Так, в последние два десятилетия прежние протекционистские тенденции, связанные с нефтяным кризисом, пошли на убыль, широко развернулся процесс постепенного сокращения величины таможенных барьеров и растущего признания необходимости либерализации международных экономических отношений.

Но речь идет вовсе не о безоглядной открытости национальных экономических пространств. Любое государство, если оно хочет получить максимальную выгоду от глобализационных процессов, должно проводить сбалансированную, рациональную внешнюю экономическую политику. Во-первых, необходимо, чтобы либерализация торговых и финансовых оборотов осуществлялась на основе национальных интересов страны в соответствии с двусторонними и многосторонними соглашениями. Во-вторых, все более широкое распространение приобретает тенденция к увеличению открытости на новых условиях - в рамках интеграционных союзов, охватывающих несколько стран, хотя порой в региональный союз входят десять или даже более государств *(8).

Важной особенностью рациональной макроэкономической политики как раз и является открытость в рамках региональной межгосударственной интеграции. Об этом красноречиво свидетельствует опыт Европейского Союза. Открытость экономики, как показывает международная практика, предполагает прежде всего интеграцию национальной экономики в тот или иной региональный союз. Да и вообще регионализацию экономики можно охарактеризовать как первоначальный этап участия в процессе глобализации.

Процесс глобализации мировой экономики носит достаточно противоречивый характер. С одной стороны, для него характерно слияние экономических процессов в мировом масштабе. Как известно, на этапе международной интеграции производства, наблюдавшейся во второй половине XX в., национальные экономики выступали как самостоятельно развивающиеся системы. На современном этапе интернационализации мирового хозяйства в условиях глобализации формируется новый транснациональный системный уровень экономики со своими закономерностями правового регулирования.

Специалисты единодушны в том, что сегодня завершается формирование единых мировых финансовых и информационных систем, центров регулирования мировой экономики. В результате действия десятков тысяч транснациональных корпораций (многонациональных предприятий), множества международных финансовых организаций образовалась своего рода надстройка, которая, контролируя более половины всех мировых ресурсов, действует согласно принципам, отличным от традиционных для национальных органов государств. Многолетняя деятельность транснациональных корпораций свидетельствует, по мнению некоторых ученых, об отсутствии в ряде случаев формальных демократических процедур: регулирование осуществляется, по сути, административными методами. Например, предоставляя кредиты, МВФ фактически директивно определяет программу действий правительств соответствующих государств. В общем глобализация во многом стирает границы между внутренней и внешней сферами экономической деятельности, превращая внешние факторы во внутренние *(9).

С другой стороны, действует противоположная тенденция. В условиях экономической регионализации национальные границы и интересы, национальное своеобразие во многих его проявлениях не только сохраняются, но и усиливаются. В результате этого в мировой экономике формируются устойчивые региональные обособленные хозяйственные структуры. Экономическая регионализация - явление не новое, она имеет свои исторические корни. В последние годы соответствующие процессы чрезвычайно усилились, более того - изменили свой характер. Раньше они служили главным образом экономической интеграции в рамках регионального сотрудничества, являясь средством преодоления обособленности отдельных стран или небольшой группы стран. Сейчас региональные экономические организации во все большей мере начинают выполнять координирующие функции, что позволяет им выходить вовне в качестве единых структур и отстаивать объединенными усилиями своих участников общие региональные интересы. Таким образом, развитие современной мировой экономики определяется двумя ключевыми тенденциями, которые находятся в сложном, неоднозначном, противоречивом взаимодействии. С одной стороны, как уже говорилось, происходит невиданный до сих пор процесс глобализации мирового хозяйства, а с другой - рост региональной и субрегиональной интеграции.

Региональные интеграционные союзы рассматриваются многими развивающимися странами в качестве наиболее эффективного способа улучшения конкурентоспособности как отдельных стран, так и региона в целом на фоне некоторых негативных последствий, связанных с глобализацией. Во многом обозначившееся стремление к расширению регионального сотрудничества на новом витке стало ответом на глобализационные процессы. Укрепление хозяйственных региональных связей, институтов локальной кооперации, а также сотрудничество в других сферах создают, как показывает мировая практика, лучшие перспективы социально-экономического развития отдельных стран, отдельных регионов, а стало быть, в конечном итоге - мирового сообщества в целом.

Между тем проблемы отношений между глобализацией и регионализмом в мировой экономике являются предметом многочисленных дискуссий. Неоднозначность, сложность данных процессов вызывают противоречивые оценки исследователей. Одни считают, что глобализация и регионализация взаимно влияют и дополняют друг друга. Согласно другим взглядам, оба процесса находятся в состоянии противоречия.

Примечательно, что современный этап региональной интеграции ничего общего не имеет с изоляционизмом на региональном уровне, наоборот, он определяется формулой "открытого регионализма", составными частями которого выступают расширение сферы взаимной торговли, устранение барьеров, мешающих свободному движению капиталов, ресурсов и рабочей силы. Причем речь идет о свободе кооперации не только в рамках отдельного регионального союза. Принцип открытого регионализма не ограничен углублением сотрудничества только существующих региональных и субрегиональных группировок, он предполагает также и расширение взаимовыгодного сотрудничества между разными интеграционными союзами. Именно поэтому абсолютно беспочвенны попытки противопоставить процессы глобализации и регионализации.

Для России проблема нахождения адекватных ответов на глобальные вызовы эпохи имеет особый характер. Это обусловлено тем, что наша страна в начале XXI в. продемонстрировала беспрецедентную геополитическую и геоэкономическую слабость. В связи с рападом СССР и соответствующим уменьшением численности населения, а также большим сокращением оборонного и экономического потенциала Россия не может сегодня претендовать на тот международный и политический статус, который принадлежал Союзу. Если верить Госкомстату РФ, оценивающему отечественный ВВП в 300 млрд долл., на долю России приходится в настоящее время всего 0,8% мировой продукции, хотя Мировой банк отводит на долю России 1,1 трлн долл., или 2,5% мирового ВВП *(10).

Одним из важных условий вхождения России в глобализирующуюся экономику является обретение членства ВТО, что невозможно без обеспечения гарантий безопасности бизнеса, минимизации политических и социальных рисков, создания нормальной правовой сферы и действенной судебной системы, устранения вопиющей коррупции, решения вопросов собственности на землю, реформирования банковской системы, улучшения международного имиджа России.

Любое государство должно трансформироваться, чтобы не потерять конкурентоспособность в глобализирующемся мире XXI в. Глобализация предъявляет повышенные требования к компетенции государственного управления, качеству правового регулирования всего комплекса общественных отношений. Не совершив экономического рывка, не выступив в качестве полноправного, сильного партнера в глобализирующемся мире, Россия обречена оказаться на обочине мирового развития. Конечно, важнейшим фактором в этом процессе выступает активное привлечение международных инвестиций.

1.1.2. Неолиберальный международный экономический порядок - основа глобализации

Современный неолиберальный международный экономический порядок -прямое следствие недавней истории. Его основные тенденции были определены США и Великобританией задолго до окончания Второй мировой войны. Заключенные между ними Атлантическая хартия 1941 г., Договор о взаимопомощи 1942 г., Договор по финансовым вопросам 1945 г. уже содержали основные принципы будущего международного экономического порядка, нацеленные на создание лучшего мира после войны. Примечательно, что основополагающие положения уставов ведущих международных экономических организаций (МВФ, МБРР, МТО и ГАТТ) взяты из англо-американских проектов. Поправки, внесенные в учредительные документы другими государствами, были незначительными. Задуманный таким образом международный экономический порядок в силу объективных потребностей унификации международной валютно-финансовой и торговой системы стал делом всего международного сообщества и в конечном счете после падения режимов с командно-административной плановой системой и перегруппировки почти всех развивающихся стран превратился в единственную глобальную модель *(11).

Составители Устава ООН максимально учли губительный исторический опыт мировых войн и включили в Устав большое число положений, касающихся экономического порядка. Выдвигая экономическое сотрудничество в качестве одной из целей и одного из основных принципов ООН (п. 3 ст. 1), исходя из принципа экономического сотрудничества государств (ст. 55), Устав ключевой универсальной международной организации недвусмысленно утверждает экономические основы мироустройства.

Если обратиться к истории, то можно увидеть, что на разработчиков международного экономического порядка сильное влияние оказала концепция свободы торговли, разработанная в либеральный период (1815-1914 гг.). Разумеется, пресловутые лозунги полной свободы торговли, свойственные XIX в., были отвергнуты, так как на современных государствах висел груз потрясений, вызванных двумя мировыми войнами. Вместе с тем сохранилась и получила как бы второе дыхание главная идея - идея международного разделения труда, базирующегося на свободной игре рыночных сил и на законе сравнимой выгоды. На этой основе возникло, например, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). И опять же именно она стала доминирующей в построении философии ВТО. Конечно же, не могло быть и речи о возврате к золотому стандарту, имевшему место в XIX в. В то же время Устав МВФ нацелен на обеспечение стабильности и конвертируемости валют, с тем чтобы облегчить международные расчеты.

Неолиберальный международный экономический порядок покоится на "трех китах", составляющих своего рода триединство: свобода торговли и платежей; равноправный режим; взаимность выгод. В договорном порядке государства взяли на себя обязательства осуществлять последовательную либерализацию торговли и платежей, результатом которой должна стать их полная свобода. Эта либерализация должна осуществляться на недискриминационной основе, что позволит каждому государству получить для своих юридических и физических лиц равноправный режим, соотносимый с клаузулой о наиболее благоприятствуемой нации в необусловленной форме, которая была закреплена вчера в ГАТТ, а сегодня в ВТО. Каждая страна должна внести свой вклад в устранение существующих ограничений. Добиться в этом успеха можно только путем взаимных уступок *(12).

Современный международный экономический порядок со всей решимостью противодействует болезням протекционизма. Таможенные пошлины больше не представляют существенных барьеров в торговле. Практика недобросовестной конкуренции (демпинг, субсидии) поставлена под строгий контроль. Благодаря Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС) - этому своего рода новому многостороннему кодексу - происходит либерализация международной торговли услугами. Процесс последовательной и постоянной либерализации торговли красноречиво отражается в цифрах: за 50 лет объем мировой торговли увеличился примерно в 100 раз.

Проблематику ВТО нельзя глубоко осмыслить, не изучив историю создания ГАТТ и его развития. Институциональные механизмы ВТО, более сложные и более перспективные, чем аналогичные механизмы ГАТТ, отражают лишь коренные изменения в многосторонней торговой системе, произошедшие благодаря подписанию Марракешских соглашений от 15 апреля 1994 г. после благоприятного завершения 15 декабря 1993 г. в Женеве переговоров Уругвайского раунда.

Между прочим, переход от ГАТТ к ВТО демонстрирует, по мнению некоторых ученых, не преемственность, а скорее отсутствие преемственности между ними. На самом деле Марракешские соглашения вышли из ГАТТ, во многом углубляют его, поскольку составители Соглашений стремились расширить их рамки с целью охвата всех государств. Но этих усилий явно недостаточно, чтобы осознать явление, которое следует рассматривать как качественный сдвиг, явившийся результатом взаимодействия разных движущих сил. Толерантный либерализм ГАТТ уступил место воинствующему либерализму ВТО. Если ГАТТ было инструментом интернационализации, то ВТО - это прежде всего инструмент самоотстранения государств от участия в международных хозяйственных связях. Эта тенденция может совершенно видоизменить характер и сущность современных международных экономических отношений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ж. И. Седова Е. В. Жильцова международное частное право программа курса

    Программа курса
    Международное частное право: программа курса и метод. указания для студентов днев. отд-ния юрид. фак-та/ Перм. ун-т; сост. Е.В. Жильцова, Ж.И.Седова; под ред.
  2. Программа дисциплины «международное частное право» для специальности 030501 Юриспруденция подготовки специалиста(030501. 65)

    Программа дисциплины
    Приступая к изучению курса «Международное частное право», студенты должны знать гражданское право, предпринимательское право, семейное право и трудовое право в том объеме, в котором они изучаются на юридических факультетах высших учебных
  3. Программа дисциплины «международное частное право» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» подготовки специалиста

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  4. Программа дисциплины «Инвестиционное право» для специальности 030501. 65, «Юриспруденция» 5

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  5. Программа дисциплины «международное частное право» для специальности 030501 Юриспруденция подготовки бакалавра (030500. 62) (1)

    Программа дисциплины
    Приступая к изучению курса «Международное частное право», студенты должны знать гражданское право, предпринимательское право, семейное право, гражданское процессуальное право и трудовое право в том объеме, в котором они изучаются на

Другие похожие документы..