Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Контрольные вопросы'
Политическая культура имеет две стороны: духовную и практическую. Одной из базовых духовных основ политической культуры является политическое сознани...полностью>>
'Документ'
3.3.2. Краткий обзор регуляторов, применяемых в СКВ, их характеристики и конструктивное исполнение на конкретных примерах регуляторов прямого действи...полностью>>
'Рабочая учебная программа'
Целью освоения дисциплины «Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности» являются формирование у студентов знаний, умений и навыков,...полностью>>
'Доклад'
Проблемы совершенствования предпринимательского (коммерческого) законодательства России, государств-членов ЕврАзЭС, ШОС и ЕС в условиях модернизации ...полностью>>

©Шабанов А. Г. Международно-правовые аспекты сотрудничества в сфере защиты прав человека и отмены смертной казни. М., Гильдия российских адвокатов, 2001 г

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Шабанов

Арик Гуршумович

Международно-правовые аспекты

сотрудничества в сфере защиты прав человека

и отмены смертной казни

Москва, 2001 год

©Шабанов А.Г.

Международно-правовые аспекты сотрудничества в сфере защиты прав человека и отмены смертной казни. М., Гильдия российских адвокатов, 2001 г.

В работе дана развернутая характеристика международно-правовых аспектов сотрудничества народов и государств в сфере защиты прав человека и запрещения применения смертной казни в современном мире.

Для адвокатов, работников правоохранительных и судебных органов, а также сотрудников неправительственных гуманитарных объединений и организаций.

Содержание

1.

Международное сотрудничество в сфере защиты прав человека...............................................................................…….


3

2.

Международные организации, выступающие на борьбу с преступностью, а также за неприменение и отмену смертной казни ………………………………………………...



7

3.

Роль ООН в запрещении смертной казни ......................…..

15

4.

Международные соглашения и развитие российского законодательства об отмене смертной казни………………


26

5.

Заключение …………………………………………………….

32

6.

Использованные нормативные правовые акты и научная литература …………………………………………..


35

Глава I. Сотрудничество в сфере защиты прав человека в международных отношениях

Права человека - основа правовой системы гражданского общества и государства, поскольку:

- именно в них выражены условия и формы, которые обеспечивают жизнедеятельность общества;

- ими скреплено государство, которое обязано признавать и охранять эти права;

- вполне логично, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной ветвей власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием;

- именно основные права человека и гражданина, будучи основой права, дают возможность государству именоваться правовым.

О каких же правах человека конкретно идет речь? В международных документах по затронутым проблемам принято подразделять права человека на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Это отнюдь не исключает других возможных классификаций указанных прав.

В настоящее время в международной практике принята Концепция "трех поколений" прав человека, которая в значительной мере условна по названию, но не по динамике развития прав человека и гражданина. Первое поколение было вызвано к жизни главным образом, Великой французской революцией 1789-1794 гг. В то время и в течении значительного времени после революции, под правами человека имелись ввиду только гражданские и политические права. Чудовищные нарушения прав человека и гражданина, прежде всего, права на жизнь были обычной практикой первых завоевателей новых земель, особенно в Соединенных Штатах Америки. Один из широко известных в США публицистов, политический и общественный деятель Клод Лайтфут, опубликовал в 70-80-е годы XX века, ряд исследований, посвященных разоблачениям лицемерной кампании "прав человека". Историческое исследования К. Лайтфута, озаглавленное "Права человека по-американски", явилась убедительным свидетельством того, что становление демократии в США с самого начала сопровождалось беспощадным уничтожением коренного населения страны - индейцев, порабощением и физическим истреблением темнокожего населения и представителей других национальных меньшинств.1

Второе поколение прав человека хронологически идет с периода Всеобщей Декларации прав человека 1948 года, когда в понятие этих прав стали включать социально-экономические и культурные права. В этот период развития международного права нельзя не отметить влияние СССР и ее союзников, одержавших победу во второй мировой войне, на установление нового мирового правопорядка, в центре которого оказалось соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина.

Наконец дальнейшее развитие международного права, особенно в последнем десятилетии XX века, вклад развивающихся стран, рассматривающих неразрывную связь прав человека и прав народов, образуют третье поколение прав человека или права солидарности, как его именуют на Западе. Именно в этот период наиболее тщательно анализировались и продолжают изучаться проблемы права на жизнь в тесной взаимосвязи с борьбой за мир, за разоружение, за развитие права на здоровую окружающую среду и другие права. В настоящее время разработка прав третьего поколения продолжается на правительственном уровне.

Что касается права на жизнь, без обеспечения которого, вообще, становится нецелесообразной сама постановка вопроса о соблюдении остальных прав и свобод. Вместе с тем, соблюдение лишь одного права на жизнь недостаточно для полноценного существования и развития личности в обществе. Требуется также уважение и соблюдение других прав и свобод. В связи с этим, становится актуальной проблема взаимозависимости и взаимосвязанности всех прав человека. Естественно, признание неделимости прав человека не исключает определенной их градации и приоритетов.

Принцип уважения права человека на жизнь не противостоит другим принципам, а гармонично с ними сочетается. Никакие ссылки на необходимость защиты прав человека, не могут оправдать попытки нарушить такие принципы, как невмешательство во внутренние дела другого государства, запрещение силой или угрозой ее применения в международных отношениях. Анализ возможных международно-правовых последствий использования прав и свобод человека в качестве возможного предлога для посягательств на мир и безопасность, на независимость и равноправие народов представляется весьма актуальным и еще ждет своего исследования.

Другая проблема - неразрывная связь прав человека и гражданина и, прежде всего, права на жизнь, с правами народов, то есть, фактически, личных и коллективных прав в общем контексте международного сотрудничества в сфере защиты прав человека и гражданина. Очевидно, что не все права народов могут быть отнесены к третьему поколению прав человека. К примеру, оба Пакта о правах человека 1966 г., начиная с права народов на самоопределение, что отнюдь не подвергает сомнению их тесной взаимосвязи с правами человека и гражданина. Сама постановка вопроса о третьем поколении прав человека, принятие международных нормативных правовых документов, развивающих и конкретизирующих содержание некоторых из них (например, Декларации о праве на развитие от 4 декабря 1986г.), свидетельствуют о том, что перечень прав человека, так или иначе связанных с правом на жизнь, не представляется чем-то окончательным и застывшим и может быть продолжен в ближайшем будущем.

Еще одна проблема международного сотрудничества в сфере прав человека и гражданина состоит в том, что необходимо исключить политическую и идеологическую борьбу вокруг подобных гуманитарных вопросов. С этой целью:

- необходимо исключить полемику политического и идеологического характера, прежде всего, на уровне глав государств и правительств. Необходимо прекратить практику ссылки на соблюдение прав и свобод человека и гражданина с целью решения политических и даже военных задач международного и регионального характера. Ярким тому примером служат события в Косово 1999г. и попытка стран Запада со своих позиций оценить действия России в Чечне;

- при обсуждении указанных вопросов на международном уровне необходимо стремиться к максимальной объективности, а не руководствоваться сиюминутными политическими пристрастиями или амбициями;

- необходимо всесторонне развивать концепцию межгосударственного сотрудничества в сфере прав человека в свете Венской декларации и Программы действий, принятых Всемирной конференцией по правам человека 25 июня 1993г. В Декларации отмечено: "Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием".2

В Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, принятой 26 мая 1995г., прямо отмечается: " Право каждого человека на жизнь охраняется законом. Никто не может быть намеренно лишен жизни. Смертная казнь, пока она не отменена, может применяться только по приговору суда за особо тяжкие преступления".3

Глава II. Международные организации, выступающие на борьбу с преступностью, а также за неприменение и отмену

смертной казни

Рост преступности, в том числе и международной, вызвал к жизни многочисленные международные организации, призванные осуществлять деятельность, направленную на борьбу с преступностью, в особенности, на ее предупреждение, а также на отмену смертной казни, самое важное место среди этих организаций занимает ООН, являющаяся по своему официальному статусу центром координации в этом направлении деятельности государств и международных организаций.

В соответствии со ст. 3 своего Устава, ООН осуществляет международное сотрудничество в решении проблем социального и гуманитарного характера, в том числе и проблемы борьбы с преступностью. Эту деятельность ООН осуществляет через свои органы (Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Секретариат, Комиссия международного права, Международный суд, Экономический и Социальный Совет, Конгрессы ООН по предупреждению преступности, Комитет по предупреждению преступности Экономического и Социального Совета, национальные исследовательские институты и центры ООН). Участие в борьбе с преступностью принимают и специализированные учреждения (ИКАО, ИМО, МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО, МАГАТЭ и др.).

Еще в 1950 году Генеральная Ассамблея ООН возложила на ООН функции бывшей Международной уголовной и пенитенциарной комиссии (МУПК). С тех пор на ее сессиях рассматривались многие принципиальные вопросы международного сотрудничества в борьбе с преступностью (проблемы применения смертной казни, взаимосвязи преступности и социальных изменений, предупреждения преступности, принимались конвенции по борьбе с наиболее опасными международными преступлениями, например, с незаконным распространением наркотиков и международным терроризмом).

Совет Безопасности ООН рассматривает вопросы в связи с поступающими жалобами государств о совершении в отношении них преступлений против мира и безопасности, например, агрессии, а также обсуждает совершение наиболее опасных террористических актов.

В Секретариате ООН существует специальное подразделение – Сектор ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, готовящий свои рекомендации Генеральному секретарю ООН и Секретариату.

Комиссия международного права подготовила проекты Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества и Статута Международного уголовного суда, призванные сыграть важную роль в борьбе с наиболее опасными международными преступлениями.

Международный Суд ООН – один из главных органов ООН, в котором государства ставят и решают вопросы борьбы с международными преступлениями в рамках рассмотрения конкретных дел (например, о захвате американских заложников в Иране).

Координация деятельности по сотрудничеству государств в борьбе с преступностью возложена на Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС). В рамках этого Совета функционирует несколько вспомогательных органов, например, Комиссия по наркотическим средствам, Комиссии по международному терроризму, Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней (последний упраздняется и заменяется Комиссией по предупреждению преступности и уголовному правосудию, на которую возлагается создание Фонда предупреждения преступности и разработка Международной конвенции по предупреждению преступности и уголовному правосудию).

Важная заслуга Комитета по предупреждению преступности и борьбе с ней – проведение десяти (1955-2000 гг.) конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, на которых были рассмотрены принципиальные вопросы международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью и приняты по этому поводу важные рекомендации. Конгрессы проводятся периодически один раз в пять лет. Проведению конгрессов предшествуют подготовительные региональные совещания (конференции). Государства, участвующие в работе конгрессов, делегируют на них специалистов по борьбе с преступностью. Кроме того, в их работе участвуют представители специализированных учреждений ООН и других международных организаций.

Конгрессы разрабатывают и принимают руководящие принципы и программы борьбы с преступностью и ее предупреждения в контексте международного сотрудничества государств, рекомендации по искоренению отдельных видов преступлений, производят обмен опытом в этой сфере. На данный период состоялось десять конгрессов, на каждом из которых обсуждались и были приняты решения по наиболее важным аспектам борьбы с преступностью, а также обсуждены проблемы неприменения и отмены смертной казни.

На I Конгрессе (1955 год, Женева) приняты Минимальные стандартные правила обращения с заключенными.

II Конгресс (1960 год, Лондон) рассмотрел меры предупреждения преступности среди несовершеннолетних, вопросы о труде заключенных, условно-досрочном освобождении и принял рекомендации по предупреждению отдельных видов преступлений в развивающихся странах.

III Конгресс (1965 год, Стокгольм) обсудил проблему преступности в свете социально-экономического развития государств и одобрил ряд мер по борьбе с рецидивной преступностью.

IV Конгресс (1970 год, Киото) принял Декларацию по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, содержащую рекомендации государствам не только принимать необходимые правовые и организационные меры по борьбе с преступностью, но и разрабатывать научно обоснованные прогнозы на основе изучения тенденций и динамики преступности.

V Конгресс (1975 год, Женева) принял декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, которая впоследствии легла в основу одноименной Конвенции 1984 г. На Конгрессе были также рассмотрены основы Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (в 1979 году Кодекс принят Генеральной Ассамблеей ООН).

VI Конгресс (1980 год, Каракас) принял резолюцию о тенденции в области преступности и стратегии по ее предупреждению, обсудил Стандартные минимальные правила правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила).

VII Конгресс (1985 год, Милан) принял План действий по укреплению международного сотрудничества в борьбе с преступностью и Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия (одобренные резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН); Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов; Типовые соглашения о передаче заключенных-иностранцев; Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила).

VIII Конгресс (1990 год, Гавана) принял значительное количество документов, направленных на совершенствование сотрудничества государств в борьбе с преступностью (Типовые договоры о выдаче преступников и о взаимной помощи по уголовным делам, о передаче надзора за правонарушителями, которые условно осуждены или условно освобождены; о предупреждении преступлений, связанных с посягательством на культурное наследие народов в форме движимых ценностей; Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней; Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование; Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка и др.). Конгресс обсудил и такие вопросы, как проблемы отмены смертной казни, борьбы с коррупцией в сфере государственного управления, борьбы с компьютерными преступлениями, некоторые сугубо криминологические проблемы.

На IX Конгрессе (1995 год, Каир), собравшем представителей 140 государств и целый ряд представителей различных подразделений ООН, межрегиональных и неправительственных международных организаций, были рассмотрены и приняты решения по таким представляющим большой интерес для международного сообщества в деле борьбы с преступностью вопросам, как: международное сотрудничество и практическая техническая помощь в укреплении законности; содействие осуществлению программы ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия (в решениях по этому вопросу –была поставлена задача совершенствования типовых договоров ООН о передаче заключенных-иностранцев, о выдаче преступников и взаимной помощи в области уголовного права); меры по борьбе с национальной и транснациональной экономической и организованной преступностью и роль уголовного права в охране окружающей среды; национальный опыт и международное сотрудничество (учитывая озабоченность международного сообщества неэффективностью существующих уголовно-правовых мер борьбы с экологическими преступлениями, на Конгрессе был поставлен вопрос об уточнении концепции международного уголовного права в деле охраны окружающей среды, определении юрисдикции в отношении трансграничных экологических преступлений, возможности создания международного трибунала для судебного преследования и разбирательства по делам о транснациональных экологических преступлениях, об установлении уголовной ответственности юридических лиц в тех странах, где она отсутствует, в том числе предприятий и муниципальных властей за причинение экологического ущерба при ликвидации вредных промышленных отходов, строительства различных сооружений и очистных комплексов).

Под эгидой ООН создан ряд научно-исследовательских институтов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями – Научно-исследовательский институт социальной защиты ООН в Риме (ЮНСДРИ); Институт ООН для стран Азии и Дальнего Востока по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в Токио (ЮНАФЕИ), Институт ООН для стран Латинской Америки по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (ЮНЛАИ); Институты ООН по предупреждению преступности и борьбе с ней на Севере и в Центре Европы в Хельсинки и в Милане (ХЕУНИ); Центр социальных и криминологических исследований при ООН в Каире, призванные играть важную роль в разработке эффективных мер борьбы с преступностью и координации этой деятельности на международном уровне.

Указанные выше специализированные учреждения ООН (ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ и др.) участвуют в деятельности по борьбе с преступностью и ее координацией в рамках своих специфических функций, обычно путем разработки и принятия международных конвенций по борьбе с конкретными международными преступлениями.

Определенный вклад в дело борьбы с преступлениями, в том числе и международными, вносят различные неправительственные организации, например, Международная ассоциация уголовного права и Международное общество социальной защиты, в компетенцию которых входят разработка концепций международного уголовного права и международной уголовной юстиции, подготовка и проведение международных конгрессов, консультации ООН и ее органам, содействие объединению усилий специалистов различных стран в борьбе с международной преступностью.

Международная ассоциация уголовного права (МАУП) – неправительственная международная организация, стремящаяся в соответствии со своим Уставом к совершенствованию уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства и правовых институтов, обеспечивающих гуманное и эффективное правосудие. Имеет консультативный статус в Экономическом и Социальном Совете ООН. Осуществляет свою деятельность в форме подготовки и проведения международных конгрессов (один раз в пять лет), а также разработки рекомендаций для ООН. На конгрессах МАУП рассматривались, например, такие проблемы, как: выдача преступников, торговля наркотиками, угон самолетов, защита окружающей среды уголовным правом, международный терроризм и др.

Международное общество социальной защиты – международная ассоциация, занимающаяся изучением преступности в рамках социального контекста с учетом факторов ресоциализации преступников в целях защиты общества от преступности, а индивидов от возможности совершать преступления. Задачей Общества является также пропаганда идей гуманизации уголовной политики. Общество было создано в 1949 году на конгрессе в Льеже (Бельгия), имеет консультативный статус в ООН, издает периодический журнал, объединяет юристов, социологов и медиков из более чем 50 стран (преимущественно специалистов в области уголовного права, международной преступности, криминологии, пенитенциарии, социологии, психиатрии, психологии, медицины и других наук). Один раз в пять лет Общество проводит международные конгрессы.

В основе деятельности Общества лежат идеи так называемой теории «новой социальной защиты», разработка основных положений которой связывается с именем французского юриста Марка Анселя. Основной тезис этого направления – ресоциализация, т.е. приспособление преступника к условиям и порядкам в обществе. Сторонники «новой социальной защиты» утверждают, что необходимы сохранение уголовного права и его институтов, положения «нет преступления без указания о том в законе», наступление ответственности за конкретное деяние при наличии вины, гуманизация наказаний и т.д. Однако осуществляться это должно с помощью «деюридизации», что предполагает отказ от некоторых демократических принципов уголовного права и процесса. Сюда относится и значительное усиление судейского усмотрения в выборе санкций, и известная переоценка роли экспертов в вопросах применения к осужденному тех или иных мер наказания, признание системы неопределенных приговоров, и некоторые другие идеи.

Эту теорию нельзя оценить однозначно. Идея «ресоциализации» может превратиться в сильный инструмент уголовной политики и находит все большую поддержку в деятельности правоохранительных органов многих стран (в том числе и России). Вместе с тем, реализация идеи «деюридизации» может привести к возникновению антидемократических тенденций в борьбе с преступностью и к нарушению прав человека в этой сфере.

Заслуживает внимания и деятельность неправительственных организаций – гуманитарных (например, Международная амнистия, Международная ассоциация помощи заключенным) и юридических (Международная ассоциация юристов-демократов, Международная федерация женщин-юристов, Международная ассоциация судей по делам несовершеннолетних и др.).

Международная ассоциация юристов-демократов (МАЮД) создана в 1946 году для объединения широких кругов юридической общественности в борьбе за демократию, мир, социальный прогресс и международную законность. В ее Уставе закреплены основные задачи и принципы этой организации:

  • содействовать установлению контактов и обмену мнениями между юристами и объединениями юристов всех стран и развивать в них дух взаимопонимания и взаимной доброй воли;

  • сотрудничать в осуществлении целей, записанных в Уставе ООН, и обеспечивать совместные действия юристов, чтобы:

  1. содействовать изучению и применению в области права демократических принципов, способствующих поддержанию мира и сотрудничества между народами;

  2. восстанавливать, защищать и развивать демократические права и свободы, как в области законодательства, так и на практике;

  3. содействовать укреплению независимости всех народов и противодействовать всякой попытке ограничения этой независимости законодательным путем или на практике. Ассоциация объединяет юристов самых разных философских, политических и правовых взглядов и убеждений. За успехи в деятельности ей был предоставлен консультативный статус ЮНЕСКО и ЭКОСОС.

Основные формы деятельности МАЮД: проведение международных конгрессов, конференций, коллоквиумов, митингов и кампаний протеста против нарушения демократических прав и свобод, создание постоянных комитетов и комиссий по конкретным правовым вопросам, участие представителей МАЮД в работе других международных демократических организаций или в проводимых ими мероприятиях; поддержание связей и обмен информацией с ООН, ЮНЕСКО, ЭКОСОС, а также различными неправительственными международными организациями и др.

Членом МАЮД является Ассоциация российских юристов.

Высшим руководящим органом МАЮД является Конгресс, который вправе принимать решения от имени Ассоциации. Конгрессы являются своеобразной трибуной для обсуждения различных правовых аспектов определенных проблем современности. На них, в частности, всесторонне рассматривались борьба против возрождения фашизма и проблема ответственности за преступления против мира и безопасности человечества; запрещение применения ядерного оружия; проблема разоружения; проблема обеспечения европейской безопасности и многие другие.

Рабочие органы Ассоциации: Научный центр, задачей которого является разработка научных рекомендаций; Совет, Бюро и Секретариат, на заседаниях которых рассматриваются вопросы текущей деятельности Ассоциации.

Одна из форм работы МАЮД – направление следственных комиссий в страны, где были совершены грубейшие нарушения норм международного или национального права (например, в 60-е гг. – в Португалию, в 70-е гг. – в Бразилию), что позволяет международной общественности знакомиться с фактами таких нарушений.

МАЮД занимается и издательской деятельностью: выпускает на французском и английском языках журнал «Обозрение современного права», а также брошюры по различным правовым вопросам, материалы своих конгрессов и конференций.

Единственной межведомственной международной организацией, принимающей непосредственное участие в борьбе с международной преступностью, является международная организация уголовной полиции, осуществляющая координацию совместных действий служб уголовной полиции различных стран по розыску и задержанию конкретных подозреваемых и преступников.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История отечества с древнейших времен до наших дней

    Документ
    Энциклопедический словарь "История Отечества", выпускаемый издательством "Большая Российская энциклопедия", представляет собой первый опыт однотомного справочно-энциклопедического издания, освещающего все периоды
  2. История Отечества", выпускаемый издательством "

    Документ
    Энциклопедический словарь "История Отечества", выпускаемый издательством "Большая Российская энциклопедия", представляет собой первый опыт однотомного справочно-энциклопедического издания, освещающего все периоды
  3. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (5)

    Документ
    Словарь (первое, втрое меньшее по объёму и микроскопическое по тиражу изд. — 1997 г.) содержит основные факты биографий, перечни основных научных трудов, итоговые оценки творчества более чем 230 учёных и краеведов гуманитарного профиля
  4. Л. В. Храмков введение в самарское краеведение

    Учебное пособие
    Учебное пособие "Введение в Самарское краеведение" подготовлено на основе курса лекций, прочитанного автором в Самарском государсвтенном университете, Самарской гуманитарной академии и Самарском медико-техническом лицее.

Другие похожие документы..