Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Вступ. Предмет, завдання та методи хімії. Місце неорганічної хімії в системі природознавчих наук та фармацевтичної освіти, її значення для розвитку ф...полностью>>
'Документ'
В детстве мы часто слышим пословицы, в которых используются старинные слова. Например: «От горшка два вершка, а уже указчик», «Семь пядей во лбу», «К...полностью>>
'Документ'
М. Використання в області ріллі інвестиційними компаніями: аналіз посівних площ сільськогосподарських культур в 01 році 19....полностью>>
'Публичный отчет'
Приложение 4, форма 1 «Соответствие учебного плана и профессиональной образовательной программы (ПрОП) требованиям государственного образовательного ...полностью>>

Н. Г. Чернышевского Институт истории и международных отношений Программа (1)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Институт истории и международных отношений

Программа

итоговой государственной аттестации

по специальности 020900 / 031501 – «искусствоведение»

УДК

ББК

Авторы:

А.Н. Галямичев, Д.Е. Луконин, В.В. Хасин (1-й раздел),

Н.И. Девятайкина, Н.С. Креленко, Л.А. Ларина, Е.Н. Моисеева, Е.В. Смыков, Л.Н. Чернова (2-й раздел)

С.А. Мезин, Е.Н.  Морозова (3-й раздел)

Искусствоведение: Программа государственной итоговой аттестации. Саратов: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2010. - 68 с.

Учебное издание.

Рекомендовано научно-методической комиссией

Института истории и международных отношений

Саратовского государственного университета

им. Н.Г. Чернышевского

Утверждено Ученым советом

Института истории и международных отношений

Саратовского государственного университета

им. Н.Г. Чернышевского

УДК

ББК

© Саратовский государственный университет, 2010

ПРЕДИСЛОВИЕ

Программа Единого междисциплинарного экзамена итоговой государственной аттестации предназначена для студентов Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета, выпускающихся по специальности 020900 / 031501 «искусствоведение».

Государственные экзамены в вузе – один из важнейших этапов подготовки молодого специалиста. Цель итоговой проверки – определение качества общетеоретической подготовки студентов и успешности овладения умениями и навыками в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Программа междисциплинарного государственного экзамена имеет комплексный характер, который позволит выпускникам показать свои знания в области теории искусства и методологии истории искусства; в сфере истории отечественного и зарубежного искусства. Вместе с тем, программа предусматривает знакомство студентов с новейшими достижениями в искусствоведении; дает возможность проявить свое аналитическое творческое мышление и провести методологический и исторический анализ художественных произведений, различных по жанру и стилю.

В соответствии с указанными требованиями выпускник в своем ответе должен продемонстрировать понимание искусства во всем его единстве и многообразии как одной из важнейших отраслей познания мира, человека.

В программу междисциплинарного государственного экзамена включены вопросы по следующим базовым учебным дисциплинам: теория искусства, методология истории искусства, всеобщая история искусства, включающая искусство зарубежных стран и отечественное искусство.

Программа состоит из трех больших разделов, отражающих вопросы теории искусства и методологии истории искусств, истории зарубежного искусства и истории русского искусства. Во втором и третьем разделах материал выстроен по хронологическому принципу.

Для удобства ориентирования студентов сохранена разбивка экзаменационных вопросов по разделам Программы (нумерация вопросов сквозная). В каждом экзаменационном билете – три вопроса (по каждому из разделов – 1 вопрос).

Рекомендуемая литература разделена на три категории: «Учебники и учебные пособия», «Справочная литература», «Научная литература». Каждому разделу Программы соответствует свой список рекомендуемой литературы.

При подготовке к государственному экзамену обязательным является не только обращение к рекомендуемой литературе, но и к изобразительному материалу по блокам, связанным с историей зарубежного и отечественного искусства.

Раздел 1.

Теория искусства и методология истории искусства

Теоретическое понятие искусства. Искусство и художественная практика. Понятие «искусство». Этимология термина. Искусство как «техне» и искусство как «арс». Возможность построения теории искусства. Теория искусства и художественная практика. Художник как теоретик искусства. Искусство и истина. Правдивость искусства. Искусство как отображение действительности. Искусство как выражение чувства. Искусство как воспроизведение свободных ассоциаций. Психологизм в искусстве. Иррациональность искусства. Искусство с точки зрения теории информации. «Красота» в искусстве. Понятие «красоты». Искусство и «безобразное». Искусство как эстетизация действительности. Искусство и художник. Образ художника. Проблема «невозможности творчества». Художник и общество. Проблема зависимости и восприятия художником условий действительности.

Античная теория искусства. Представления об искусстве в античности. Античное учение о воспитательной роли искусства. Искусства мусические и гимнастические. Платон и его отношение к искусству. Применение понятия «теория искусства» к творчеству Платона. Ранний, зрелый и поздний периоды. Теория искусства в ранних диалогах Платона. Диалог «Ион». Понятие «одержимости». Виды одержимости в диалоге «Федр». Значение понятия «припоминание» («анамнесис») для философии и теории искусства Платона. Мифологическая форма учения об «анамнесисе». Осуждение поэтов в диалоге «Государство». Причины осуждения поэтов Платоном. «Подражание» («мимесис») как ключевой термин в зрелой платоновской теории искусства. Учение о «подражании подражанию». Значение теории искусства Платона для античного наследия и современных концепций. Сравнение основных положений учений Платона и Аристотеля об искусстве. Происхождение искусства по Аристотелю. Трактат «Поэтика». Трагедия как важнейший синтетический жанр античного искусства. Состав и содержание трагедии по Аристотелю. Понятие «катарсис». Различные толкования понятия «катарсис» исследователями творчества Аристотеля. Значение теории искусства Аристотеля для формирования теоретических представлений в средневековой и новой Европе.

Теория искусства в средние века. Адекватность употребления понятия «теория искусства» в применении к средневековым художественным концепциям. Особенности средневековых источников, повествующих об искусстве. Связь античного наследия со средневековыми представлениями об искусстве. Понятие «теоцентризм» и его применение к теории искусства. Символы, иносказания и знамения в трактатах. Включение художественного творчества в единую картину мира («суммы»). Искусство и его определения в средние века. Искусство и его производитель («мастер»). Свободные искусства. Полемика о роскоши. Прекрасное как геометрическая закономерность. Учение бл. Августина. Учение св. Фомы Аквинского о «целостности», «пропорциональности» и «ясности» как критериях прекрасного. Учение о свете и цвете в средние века. «Сочинение о различных искусствах» пресвитера Теофила. Учение пресвитера Теофила о «милости духа».

Возрождение как новый этап в освоении и развитии теоретических взглядов на искусство. Эпоха Возрождения, проблемы локализации и периодизации. «Высокое Возрождение». Основные черты классического Возрождения: антропоцентризм, обращение к античности, стихийный реализм. Художественное мировоззрение Ренессанса. Эстетический идеал Возрождения и его теоретическое осмысление. Переход живописи и поэзии из категории ремесел в категорию свободных профессий. Новый статус художника, художник как теолог и философ. Отношение искусства к природе. Своеобразие ренессансной трактовки подражания. Значение принципа красоты для искусства Ренессанса. Отношение идеи и опыта, науки и практики. Применение математической трактовки перспективы, анатомических и психологических знаний к области искусства. Л. Б. Альберти и его работы в области теории искусства. «Concinnitas» как центральное понятие теории Л. Б. Альберти. «Трактат о живописи» Л. да Винчи. Живопись как «подлинная дочь природы». Противоречия ренессансного художественного сознания.

Теория искусства в период классицизма. Понятие «классицизм». Периодизация классицизма. Академия наук и Академия художеств во Франции: их вклад в возникновение и развитие классицизма. Классицизм как стиль в литературе, живописи и музыке. Европейский рационализм (Р. Декарт и П. Гассенди) как философская основа классицизма. Формирование рационалистических установок классицизма. «Теория трех единств»: ее основные положения и разновидности. Деятельность П. Корнеля и Ж. Расина: их вклад в теорию искусства и практику театра. Театр эпохи классицизма и образ древнегреческой трагедии. Классицистский канон в живописи. Шарль Лебрен о методе изображения страстей. Противоречия и ограниченность классицизма. Спор о древних и новых. «Век Людовика Великого». Н. Буало – систематизатор эстетики классицизма. Трактат «Поэтическое искусство». Классификация поэтических жанров. Нормативная, «законодательная» составляющая трактата как правила художественного метода.

Теория искусства в Век Просвещения. Понятие «просвещение» и основные его представители. Просветительская установка на рационализм, концепция «естественных прав» человека. Сенсуализм, чувственность и страсти в творчестве просветителей. Энциклопедия и энциклопедизм как центральное проявление просветительской идеологии. Вольтер, его художественное творчество и теоретические установки. Разработка категории «вкуса» как принципа оценки художественного произведения. Понятие «прекрасное» («beau») у Дидро. «Философские исследования о происхождении и природе прекрасного». Ж.-Б. Дюбо и его «Критические размышления о поэзии и живописи». Концепция «потребностей», натуралистическое понимание искусства у Дюбо. Ж.-Ж. Руссо о вреде наук и искусств. Г.-Э. Лессинг: «Лаокоон». Разделение сферы поэзии и пластического искусства.

Романтическая теория искусства. Романтизм как направление в искусстве, комплекс философско-эстетических взглядов и художественный стиль. Особенности романтической теории искусства: индивидуализм, иррационализм, мистика и мифология, обращение к народному творчеству. Крупнейшие представители романтизма. Кружки романтиков. Иенский кружок (А. Шлегель, Ф. Шлегель, Новалис, Л. Тик, Ф.-В.-Й. фон Шеллинг). Гейдельбергский кружок (К. Брентано, А. фон Арним, Йозеф Геррес, братья Гримм). Проблема искусства и действительности. Романтики о преобразующей роли искусства. Отношение романтиков к античному наследию. Деятельность А. Шлегеля. Романтики о рыцарском средневековье и христианской культуре. «Любовные песни немецких миннезингеров» Л. Тика. Романтизм и мистическое постижение действительности в творчестве Новалиса. Романтики о роли личности художника в творческом процессе, о природе его поэтического дара. Проблема романтической иронии. Исследование романтиками мифов, народных сказаний и песен. «Сказки братьев Гримм», «Волшебный рог мальчика». Требование народности и концепция «естественной поэзии». «Философия искусства» Ф.-В.-Й. фон Шеллинга – попытка создания комплексной конструкции в области искусства.

Реалистическая теория искусства. Проблема реалистического в искусстве. Реализма во французской литературе XIX в. Творчество Стендаля, Бальзака. Социальная обусловленность реалистического стиля. Выставка картин Г. Курбе «Реализм» (1855 г.) «Реалистическое» в понимании Г. Курбе. Альтернативность выставки Г. Курбе Манифест «Реализм» (1857 г.) Деятельность Шанфлери. Шанфлери о принципах реализма. Реализм и натурализм. «Натурализм» Э. Золя. Программные идеи Золя. Развитие идей реализма в отечественной эстетической мысли. Русский реализм. Н. Г. Чернышевский: «Эстетические отношения искусства к действительности». Различение Чернышевским истинных и мнимых потребностей. «Прекрасное есть жизнь». Действительность, практика, выносящая «приговор» теории. Трехсоставная природа искусства: воспроизведение действительности, объяснение воспроизводимых явлений, произнесение «суда» над действительностью.

Символы и аллегории в искусстве. Проблема синтеза искусств. Зарождение идей символизма. Функции символа в произведении искусства. Виды знаковых систем. Шеллинг о трехуровневой системе знака. Схема, аллегория, символ. Многомерность символа как художественной категории. Символы и аллегории в различных искусствах. Музыкальная ориентация символизма. Символизм в музыкальной драме Р. Вагнера. Попытки создания нового синтетического искусства. «Времена суток» О. Рунге. Р. Вагнер и его идея «gesamtkunstwerk». «Произведение искусства будущего». Древнегреческая трагедия как совокупное произведение искусства у Вагнера и Ницше. А. Белый и его концепция символизма. Символизм как личное творчество. В. Иванов и «дионисово действо».

Язык «ИЗО», как семиотическая система. Понятие изобразительного языка. Разновидности и способы классификации знаков. Изобразительные аналоги лексических и фразеологических построений. Синтаксис, семантика, прагматика. Интерпретация смысла художественного произведения.. Семантическое значение и знаковая экстраполяция действительности. Проблема иносказания в изобразительном искусстве. Фигуры речи и смысла. Темпоральные аспекты «ИЗО». Изобразительные символы и аллегории времени. Основные направления эволюции языка «ИЗО» в различные исторические эпохи.

Образ и образность в генезисе и восприятии «ИЗО». Творчество, как проекция внутреннего мира человека. Воображение как организующая сила. Образная деятельность как основа изобразительности. Изобразительное искусство как форма взаимодействия с миром образов. Феномен образа: определение и типология. Феномен изобразительности как «подражания». Художественный образ, как способ преломления и описания духовного и материального восприятия окружающего мира. Экстраполяция подсознательного образа и его восприятие. Кодификация образов в абстракции.

Стиль, направление и течение в изобразительном искусстве. Стиль, как воплощение исторических и национальных традиций художественной культуры. Индивидуальный стиль художника. Понятие «направления» и «течения» в теории изобразительного искусства. Общие и различные черты. Связь направлений и течений в изобразительном искусстве с другими видами искусства. Основные направления и течения «ИЗО». Предромантизм, бидермайер, символизм, кубизм, импрессионизм, дадизм, экспрессионизм, кубофутуризм, сюрреализм, абстракционизм, акционизм, поп-арт, концептуализм и др. Их нравственная и идеологическая составляющие.

Предметность, пространство и абстракция в изображении объекта.

Основные пластические системы. Общая характеристика. Предметность в восприятии мира (первая пластическая система). Силуэтно-плоскостной и объемный тип. Прямая и обратная перспектива в силуэтно-плоскостном и объемном изображении. Роль перспективы в передаче художественного образа. Пространственно-живописная пластика (вторая пластическая система). Оптическое ощущение пространства в картине. Иллюзорно-конвенциальное пространство живописи. Беспредметность и отсутствие пространства в изображении действительности (третья пластическая система). Абстракция в изобразительном искусстве. Символы, знаки и коды в абстрактной интерпретации действительности.

Свет и цвет в формировании и восприятии художественной композиции. Теории света. Понятие светового потока. Градиент текстуры. Интенсивность света. Яркость. Свет и тело (форма). Освещение. Прозрачность и сияние. Символика света в историческом, религиозном и тематическом контексте изобразительного искусства. Свет в живописи. Понятие светотени. Субъективная природа цветоощущения. Физические и оптические аспекты цвета. Эмоциональное, ассоциативное и символическое наполнение цветовых ощущений и цветов. Место цвета в живописном изображении. Понятие колорита как результата взаимодействия цветовых составляющих живописного изображения. Типы цветовых построений в живописи. Взаимодействие в живописном произведении цвета и плоскостно-пространственных отношений.

Принципы построения художественного произведения. Структура художественного произведения. Построение и организация элементов в художественном произведении. Компоновка и композиция. Понятие и основные элементы композиционных схем. Пространственная и плоскостная композиция. Роль света, цвета и перспективы в формировании композиции. Соотношение предметности и пространства в композиции. Основы изобразительности. Композиционно-структурная динамика. Смысловой аспект композиционных структур изображения. Структурно-композиционные методы интерпретации «текста» художественного произведения.

Общетеоретические (эпистемологические и когнитологические) предпосылки и источники методологии истории искусства. Общая структура науки об искусстве и типология ее методов (описательно-дискурсивных, аналитических и обобщающе – синтетических).

Проблема рационального и иррационального аспектов искусства и искусствознания. Место интуиции и творческого начала в науке об искусстве.

Междисциплинарный характер методологии искусствознания (связь с историей, психологией, социологией, литературоведением, культурологией, религиоведением и т.д.). Методология как критерий научности – способность науки к теоретической рефлексии и самоверификации. Философские парадигмы и их отношение к методологии искусствознания.

Методологические проблемы истории как концептуального ядра истории искусства. Проблемы систематизации и классификации методов искусствознания. Критические и интерпретационные методы. Источниковедческий подход. Исследовательские темы и исследовательские проблемы. Эпистемологический критерий: методы индуктивные и дедуктивные.

Аналитические и синтетически-интерпретационные методы.

Анализ формальной и содержательной стороны искусства.

История науки как история ее методов. Первоначальный период (античность и средние века). Периодизация истории искусства как научной дисциплины. Ранние донаучные формы науки об искусстве от античности до Нового времени. Пифагореизм об искусстве. Платон о прекрасном в искусстве и теории подражания.

Ксенократ Афинский как отец истории искусства (категории симметрии, ритма, впечатления). Плиний Старший и образ «золотого века» искусства. Витрувий и его «триада». Неоплатонизм и искусство. Метафизика цвета в средневековой эстетике. Проблемы искусства в схоластической мысли.

Эпоха возрождения и Вазари. Начало науки об искусстве в эпоху Возрождения (Данте, Петрарка, Виллани, Челлини). Леонардо да Винчи и его концепция истории искусства. Спор об искусствах и начало художественной критики. Начало истории искусства на Севере. Дюрер. Вазари и история искусства как история художников. Проблема жанра его «Жизнеописаний». Последователи и оппоненты Вазари.

Барокко и классицизм в истории искусствознания. История искусства с точки зрения теории и практики классицизма. Теория модусов Н. Пуссена. Теория стиля Беллори. «Рубенсисты» и «пуссенисты»: два взгляда на искусство. Теория жанров Фелибьена. «Спор древних и новых».

Начало истории искусства как науки. Нормативная эстетика. Просвещения и возникновение истории искусства как науки. Значение для становления истории искусства научного творчества И.И. Винкельмана. Переход от истории художников к истории художеств. Отношение к классике как к источнику идеала. Высшие цели и задачи художеств и художников. «Лаокоон или о границах живописи в поэзии» Лессинга и понятие «изобразительные искусства». «Лакоон» в истории науки и критики. Идеи Гете о стиле, типологии творчества и учение о цвете. Эстетика И. Канта как исток формально-эстетического взгляда на искусство. Историческая типология искусства в «Лекции об эстетике» Гегеля.

Искусствознание в пределах всеобщей истории. Берлинская школа историков искусства. Интерпретация истории искусства как части духовного всемирно-исторического процесса. Жанр путевых заметок об искусстве. Идеи Ф.Т. Куглера и его понимание истории искусства как истории стиля. История искусства как составной элемент всемирной истории. Внешние связи искусства: самосознание народов, их ценностные ориентиры. Искусство как выразитель всеобщих законов истории.

Позитивизм и культурно-историческая школа в истории искусства. Культурно-исторический метод: условность понятия. Философские корни культурно-исторического взгляда. Методология позитивизма (роль среды, эволюционизм, генетический метод). И. Тэн как историк искусства. Органическая теория. История искусства в контексте истории культуры. Я. Буркхардт и его книга о культуре итальянского Возрождения. Развитие архитектуроведения. Ведущие силы стилистической эволюции. Г. Земпер и земперианцы. Границы культурно-исторического подхода в XIX веке. Культорологическая парадигма (история идей и история ментальностей) как современный вариант культурно-исторического метода.

История искусства как самостоятельная наука. Автономизация истории искусства как научной дисциплины в связи с художественными и научными движениями 19 — начала 20 века. «Искусство для искусства» и проблема эстетизма. Вклад художников и художественной критики в создание автономной истории искусства. «Новая наука об искусстве». Определяющая роль психологии в сложении новой искусствоведческой парадигмы.

«Археология искусства». Методы первичной обработки художественного памятника. Источниковедческие аспекты истории искусства. Материальный и филологический уровни истории искусства как науки. Памятник искусства как исторический источник. Понятие первичного и вторичного источника применительно к материалу истории искусства. Работа с источником: этапы и принципы. Способы отбора источников. Принцип контекстуального анализа. Косвенный анализ. Интуиция и «вчувствование».

Эмпирическая и интуитивная природа атрибутивной деятельности. «Суждение глаза». «Манера», вкус и стиль. Понятие «антикварного менталитета». Складывание музейной практики и задачи систематизации материала. Потребности художественного рынка

Анализ формы (морфология искусства). Формально-стилистический. Основные значения термина «форма» (от античности до Гегеля). Форма и материя, форма и содержание. Зрительное восприятие и проблема формы. Проблема стиля как явления и понятия. Реалистический и номиналистический взгляд на стиль. Формально-стилитистический метод Г. Вёльфлина. Типология стилевых явлений.

Венская школа искусствознания. Традиции и специфика венского искусствознания. Формальный метод венской школы. Его становление и развитие (Ф. Викгоф, А. Ригль, М. Дворжак, Шлоссер, Стржиговский, Фрай). Традиции венского искусствознания после Второй мировой войны.

Традиции французского и английского формализма. Особенности французского формализма. Концепции Фора, Фоссийона. Традиции английского формализма. Р. Фрай, К. Белл, Г. Гид. Современный формальный метод (неоформализм) как морфология визуальной образности. Структурализм как вариант формализма (форма как синтаксис). Формально-стилистический метод в отечественном искусствознании.

Структурный анализ в искусствознании. Структура как система отношений составляющих элементов. Понятие инварианты («центра»). Бинарные оппозиции и «актуальное членение». Структурные уровни и правила перехода. Структурализм как методологическое обоснование целостного рассмотрения формы и содержания (синтаксис и семантика).

Французский «лигвистический структурализм» и его представители. Опыт концептуального синкретизма в контексте истории искусства Х. Зедльмайра. Пределы структурного анализа. Традиции структурализма в отечественной науке об искусстве (Алпатов). Постструктуралистская парадигма.

Иконография. Иконография как первичная форма смыслового подхода к искусству. Предметное значение как исток иконографического подхода. Дешифровка заложенного содержания и внехудожественный характер этой задачи (полидисциплинарность). Иконография как метод изучения средневекового (религиозно-канонического искусства). Понятие канона. Иконография и культ. Проблема языческой (античной) и светской иконографии. Иконографический взгляд на искусство. Уровни иконографического описания. Источники иконографии. Классификация и систематизация иконографических схем и вариантов как основная задача иконографического подхода.

Происхождение термина «иконография». Начало научной иконографии как исследования изобразительных источников. Традиция «церковной археологии». Начало иконографического метода в рамках истории искусства.

Иконографические аспекты семантического анализа архитектуры. Проблема сходства и ее критерии в различных типах архитектурной и культурной традициях.

Изучение древнерусской живописи и отечественная иконографическая школа (Уваров, Буслаев, Кондаков, Покровский, Голубцов, Редин).

Иконология. «Иконологический проект» как попытка синтеза формализма и культурно-исторического метода. Происхождение термина «иконология». Классическая мифология как источник внеисторического символизма. А. Варбург и его последователи. Э. Панофский и его концепции «литературоцентрического» характера иконологии. Истолкование иконологии в работах Э. Винда, Г. Хоогеверфа, Э. Гомбриха, Я. Белостоцкого, К. фон Тольная, Р. Витковера. Иконологический метод применительно к постклассическому искусству. Х. Зельдмайр, В. Хофманн. Герменевтика искусства как современная форма содержательного подхода. Семиотика в искусствознании. Структура семиотического знания. Основные понятия семиотики. Сообщение и код. Референт и денотат применительно к изобразительному искусству. «Иконический знак», его структура и проблема анализа. Сообщение и текст. Виды сообщений. Риторическая природа искусства. Нарративные аспекты искусства. Семиотический метаязык и искусствоведческая западная и отечественная семиотическая традиция. Интертекстуальность как метод. Деконструкция как аналитическая процедура.

Художественная критика: ее подходы и литературные формы. Эмоционально-чувственный элемент в созерцании искусства. Проблема художественной описательности. Критицизм как оценочный подход. Критерии оценки и шкала художественных ценностей. Его универсальный характер. Методологическая «интермодальность» и релятивизм критического подхода. Критик «как актуальный знаток».

Социологические аспекты искусства: проблема их анализа и интерпретации. Социология искусства как расширительный подход. Понятие художественной среды и художественной жизни. Проблема заказа и патронажа. Художник и искусство в обществе. Низовые формы искусства. Массовое искусство. Реклама и кич: анализ и оценка.

Искусство и власть. Феномен «вульгарной социологии» в советском искусствознании. Границы социологического объяснения.

Религиозные подходы. Искусство как культ (мистериальная и сакраментальная природа художественной практики). Религиозное искусство как предмет истории искусства. Проблема адекватного метода. Неотомистская эстетика и история искусства. Проблема нравственных составляющих искусства. Русская философская религиозная мысль о проблемах искусства (П.Флоренский, В. Соловьев, Е. Трубецкой, С. Булгаков, Н. Бердяев). Спиритуализм как подход. Теософские и антропософские теории искусства. Р. Штайнер. Р. Генон.

Структура художественного творения и структура смысловых контекстов. Система исследовательских методов как репертуар познавательных реакций. Сферы бытия искусства. Методология искусствознания как техника выбора предмета исследования и инструментария. Художественное произведение и художественная личность как два начала искусства. Художественное произведение как исходный момент исследования (от творения к творцу). «Симультанность» произведения изобразительного искусства и последовательность подходов. Организация «уровни» произведения и этапы его изучения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Н. Г. Чернышевского Институт истории и международных отношений программа (3)

    Программа
    Предпосылки образования Древнерусского государства. «Повесть временных лет» о начале государственности у восточных славян. Норманская теория и ее критика в отечественной историографии.
  2. Н. Г. Чернышевского Институт истории и международных отношений программа (2)

    Программа
    Методы научных исследований. Общенаучные методы и понятия: анализ и синтез, абстракция, обобщение, типологизирование, системный подход. Информация, модель, структура, функция, система, элемент.
  3. Н. Г. Чернышевского Институт истории и международных отношений Креленко Н. С. Некоторые проблемы истории нового и новейшего времени стран европы и америки и судьбы историков учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    Изменение исторического сознания на протяжении XX века. Кризис исторического сознания на рубеже веков и эпох (конец XIX - начало XX века). Позитивизм в исторической науке, сильные и слабые стороны.
  4. Н. Г. Чернышевского Институт истории и международных отношений международные отношения учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    Итоговая государственная аттестация выпускника университета, обучавшегося по специальности 030701 (350200) – международные отношения, предусматривает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломной работы) и сдачу
  5. Н. Г. Чернышевского Институт истории и международных отношений Кафедра истории средних веков методические рекомендации

    Методические рекомендации
    В рамках учебного процесса аспирантуры кандидатскому экзамену по специальности принадлежит особо важное, по сути дела — сердцевинное место. Именно он является наиболее концентрированным показателем качества подготовки выпускника аспирантуры,

Другие похожие документы..