Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Тема работы РМО: «Реализация личностно-ориентированного учебного процесса на уроках истории и обществознания, направленного на возможности социализац...полностью>>
'Документ'
В России будет вводиться система медицинского страхования мигрантов, сообщил агентству "Интерфакс-АФИ" Президент ВСС, депутат Государственн...полностью>>
'Устный журнал'
Несколько десятков лет назад была объявлена премия за сочинение на тему «Как человек без математики жил». Премия так и осталась не выданной, так как,...полностью>>
'Документ'
Правосубъектность – это предусмотренная нормами права способность лица быть участником правоотношений. Для того, чтобы быть субъектом гражданских пра...полностью>>

Московский государственный университет имени м. В. Ломоносова трудовое право россии

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.4. Действие норм трудового законодательства и иных

нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового

права (источников трудового права), во времени,

в пространстве и по кругу лиц

В правоприменительной практике большое значение имеет действие норм трудового законодательства и указанных нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие законов, иных нормативных правовых актов во времени связано с их вступлением в силу и моментом утраты юридической силы. Так, ТК, принятый и опубликованный в "Российской газете" от 31 декабря 2001 г., был введен в действие с 1 февраля 2002 г. в соответствии со ст. 420 ТК, устанавливающей эту дату введения Кодекса.

Дата принятия законов, порядок их официального опубликования и вступления в силу определены Федеральным законом от 14 июня 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (в ред. от 22 октября 1999 г.). Согласно данному Закону все указанные акты вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста акта в "Российской газете", либо в "Собрании законодательства Российской Федерации", либо в "Парламентской газете".

Порядок вступления в силу нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, а также федеральных органов исполнительной власти установлен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (в ред. от 13 августа 1998 г.). В соответствии с этим Указом акты Президента РФ (указы и распоряжения нормативного характера) вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Акты Правительства РФ (постановления, распоряжения), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Официальным опубликованием всех указанных актов является публикация их текстов в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

Акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и должны быть официально опубликованы в "Российской газете", а также в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти".

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Указанные акты федеральных органов, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. На такие акты нельзя ссылаться и при разрешении трудовых споров.

Акты трехстороннего или двустороннего сотрудничества (генеральное, региональное, отраслевое тарифное и иные соглашения) вступают в силу с момента их подписания сторонами или со дня, указанного в соглашении. Срок этих соглашений не может превышать трех лет.

Акты социального партнерства - коллективный договор, иные заключаемые договоры или локальные нормативные акты, принимаемые непосредственно в организации - действуют с момента подписания их сторонами или с того срока, который указан в локальном акте. Время их действия, как правило, также оговаривается сторонами, или же они действуют до принятия нового договора, соглашения. Однако порядок действия такого локального правового акта, как коллективный договор, установлен в ТК (ст. 43). Коллективный договор вступает в силу с даты его подписания сторонами или с иного дня, определенного в договоре. Он может быть заключен на срок не более трех лет.

Таким образом, закон или иной акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или акте. В иных случаях закон или иной акт вступает в силу в порядке, установленном согласно указанному Федеральному закону "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания".

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в следующих случаях: а) в связи с истечением срока его действия; б) согласно вступлению в силу другого акта равной или высшей юридической силы; в) в связи с отменой (признанием утратившим силу) данного акта иным актом равной или высшей юридической силы.

Акт, вступивший в действие, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после его введения в действие. Исключение составляют те редкие случаи, когда в самом принятом акте прямо предусматривается его распространение на отношения, возникшие до введения этого акта в действие. В ст. 12 ТК уточняется, что в отношениях, возникших до введения в действие закона или иного акта, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. В соответствии с этим ст. 424 ТК установлено, что Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Если правоотношения возникли до введения в действие ТК, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.

Действие норм трудового законодательства и иных указанных актов в пространстве связывается с их распространением на территории (ее пределах). Федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, возникающие на всей территории России, за исключением указанных законов и актов, если в них предусмотрен другой порядок. Так, например, гл. 50 ТК, Закон о Крайнем Севере распространяют свое действие на труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, распространяют свое действие в пределах соответствующих субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать законы, иные нормативные правовые акты, не противоречащие ТК, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти (ч. 6 ст. 5 ТК). Если закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий, установленный ТК или иными федеральными законами, то, как следует из ч. 4 ст. 6 ТК, применяется ТК или иной федеральный закон.

Органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не урегулированным федеральными законами, иными актами РФ. Однако в случае принятия федерального закона или иного нормативного акта по этим вопросам закон или иной нормативный акт субъекта РФ приводится в соответствие с федеральным законом, иным актом РФ. В случае принятия органами государственный власти субъектов РФ законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов и в которых содержится более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с установленным федеральными законами и иными актами РФ, если это приводит к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, то указанный уровень должен обеспечиваться, согласно ч. 2 ст. 6 ТК, за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Статья 423 ТК предусматривает действие на территории Российской Федерации законов и иных актов РФ, а также законодательных актов бывшего Союза ССР, которые должны быть приведены в соответствие с ТК. Указанные акты действуют в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", и применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК, т.е. в части, ему не противоречащей.

Подзаконные акты Президента РФ, Правительства РФ, изданные до введения ТК и применяемые на территории РФ постановления Правительства СССР по вопросам, которые могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования. Эти акты могут приниматься в пределах компетенции указанных органов (ст. 7 ТК).

Локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах этой организации (ст. 13 ТК). При этом работодатель принимает указанные локальные акты в пределах своей компетенции. При принятии этих актов работодатель учитывает мнение представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором. В то же время коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие указанных локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников, а не с учетом мнения этого органа (ст. 8 ТК). Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, приведен в ст. 372 ТК. Данный порядок, как и принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа, закреплены в ТК (ст. 371 и др.).

В ТК предусматриваются случаи, когда работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснования к нему в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников организации, либо направляет их иному представителю работников, если таковой избран работниками и наделен правом представлять их интересы (ст. 372 и др.). Например, правила внутреннего распорядка - локальный нормативный акт организации. Указанные правила утверждаются работодателем, как указано в ст. 190 ТК, с учетом мнения представительного органа работников организации и обычно являются приложением к коллективному договору.

В других статьях ТК также устанавливается порядок принятия указанных локальных нормативных актов с учетом мнения выборного профсоюзного органа работников или иного представителя работников (ст. 73, 99, 113, 123, 135, 136, 144, 147, 154, 159, 162 и др.).

2.5. Единство и дифференциация правового регулирования

труда и соотношение общих и специальных норм

Действие норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права по кругу лиц, означает, что они распространяются на всех работников (общие нормы) либо охватывают лишь их отдельные категории (специальные нормы). В соотношении общих и специальных норм выражается единство и дифференциация (различие) правового регулирования труда.

Единство проявляется в общих нормах трудового права, распространяющихся на всех работников и всех работодателей на территории Российской Федерации, что получило свое закрепление, как известно, в ТК (ст. 11).

ТК, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем. Указанные акты обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

На территории Российской Федерации правила, установленные ТК, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ (ч. 4 ст. 11 ТК).

Действие трудового законодательства в определенной мере было рассмотрено выше в гл. 1 учебника. Согласно ч. 6 ст. 11 ТК его действие, а также действие законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не распространяется на:

военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;

членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера;

других лиц, если это установлено федеральным законом.

Дифференциация (различия) находит отражение в специальных нормах, учитывающих различные факторы: особенности разных субъектов труда (несовершеннолетние работники в возрасте до 18 лет, женщины, лица с семейными обязанностями и др.); характер и специфику труда отдельных категорий работников (руководитель организации и члены коллегиального исполнительного органа организаций и др.); особенности и условия производства и труда (надомники, работающие вахтовым методом, и др.); территориальное местонахождение, обусловленное климатическими условиями Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, и др. Большое значение приобретает дифференциация в современных условиях. Так, часть четвертая ТК охватывает значительный по своему объему раздел XII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников", который включает 101 статью пятнадцати различных глав. Дифференциация находит свое проявление в коллективном договоре, иных локальных нормативных актах организации.

Таким образом, дифференциация правового регулирования труда получила закрепление в ТК начиная с особенностей регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями; включая особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет; руководителей организаций; лиц, работающих по совместительству; временных работников и работающих на сезонной работе или вахтовым методом либо работников, работающих у работодателей - физических лиц; надомников; лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; особенности правового регулирования труда работников российских учреждений за границей.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что представляют собой источники трудового права? Какова их система?

2. Раскройте классификацию источников трудового права (их деление на виды). Каково значение Конституции РФ как источника трудового права?

3. Как разграничиваются полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов в сфере трудового законодательства?

4. Дайте общую характеристику ТК как российского кодификационного источника трудового права. Охарактеризуйте федеральные законы и подзаконные акты РФ, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними иные общественные отношения.

5. Сформулируйте понятия соглашения, коллективного договора, локальных нормативных актов, раскройте их значение и место в системе источников трудового права.

6. Определите действие нормативных правовых актов о труде во времени, в пространстве и по кругу лиц (работников).

7. Раскройте единство и дифференциацию правового регулирования труда и соотношение общих и специальных норм трудового права.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Бугров Л.Ю. Конституционные основы трудового права Российской Федерации // Правоведение. 1997. N 2.

Глазырин В.В. Развитие региональной дифференциации в правовом регулировании труда // Правовое регулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1996.

Забрамная Е.Ю. Разграничение нормотворческой компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами в области регулирования трудовых отношений // Вестник МГУ. Серия "Право". 1998. N 5.

Иванов С.А. Применение конвенций МОТ в России в переходный период: некоторые проблемы // Государство и право. 1994. N 8 - 9.

Иванов С.А. Судебные постановления как источник права // Судебная практика как источник права. М., 1997.

Иванов С.А., Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Советское трудовое право: вопросы теории. М., 1978.

Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право. М., 1999.

Лебедев В.М. Локальные нормативные акты, регулирующие наемный труд // Российская юстиция. 2002. N 8.

Лебедев В.М. О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия // БВС РФ. 1996. N 2.

Орловский Ю.П. Трудовой кодекс Российской Федерации // Хозяйство и право. 2002. N 3.

Рабинович-Захарин С.Л. К вопросу о дифференциации трудового права // Вопросы советского гражданского и трудового права. М., 1952.

Смолярчук В.И. Источники советского трудового права. М., 1978.

Тарасова В.А. Предмет и понятие локальных норм права // Правоведение. 1968. N 4.

Усачев В.П. Договорное регулирование полномочий субъектов Федерации в российском трудовом праве // Государство и право. 2002. N 4.

Хохлов Е.Б. Правовое регулирование в современных условиях: проблемы теории и практики. СПб., 1992.

Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

3.1. Понятие и значение принципов права и принципов

трудового права, их классификация

В юридической и учебной литературе большое внимание уделяется изучению принципов права и их значению. Принципы права обычно раскрываются как исходные начала, выражающие сущность и социальное назначение права. Они пронизывают правовые нормы, являются стержнем всей системы права <*>.

--------------------------------

<*> См.: Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2002. С. 151; Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. М., 1997. С. 215; Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1996. С. 295.

Общеизвестно, что право выступает в виде конкретных установлений (дозволение, веление, запрет и т.д.), а норма права - модель поведения людей, организаций, иных субъектов права в различных жизненных ситуациях. Чтобы понять смысл нормы права, прибегают к толкованию, что имеет немаловажное значение. Однако знать содержание конкретных норм права еще недостаточно для их реализации и правильного применения. Необходимо выявить связь нормы права с другими правовыми нормами, их взаимообусловленность, определить главные черты их содержания и основную направленность.

Эту функцию выполняют принципы. Конечно, принципы не возникают просто так, они являются продуктом человеческого сознания, отражением объективно существующих отношений между людьми (экономических, политических, морали и др.). Поэтому можно сказать, что правовые принципы - это руководящие положения (идеи), исходные начала, которые характеризуют основные черты правового регулирования общественных отношений.

Принципы права следует отличать от правосознания, в основе которого находятся оценочные суждения о праве. Принципы права, отраженные в законодательстве, оказывают значительное регулирующее воздействие. И при применении законов, и при восполнении пробелов в правовом регулировании, и в судебной практике принципы права служат указателями правоприменительной деятельности. С другой стороны, если принципы выражены в законодательстве, то, возможно, они не отличаются от правовых норм? На этот вопрос следует ответить отрицательно.

Отличие принципов от правовых норм заключается в том, что принципы не определены конкретно (не содержат конкретный образец поведения), - нет, как правило, и структуры норм (гипотезы, диспозиции и санкции). Поэтому с помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать то или иное общественное отношение. Однако принцип дает возможность правильно понять содержание и взаимосвязи правовых норм, которые это отношение регулируют.

Кроме того, принципы долговечнее норм, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, помогают правильно применять нормы права и решать вопросы, еще не урегулированные правовыми нормами (восполняют пробелы законодательства).

Наконец, принципы права служат основой объединения отдельных норм в единую систему отрасли.

Общеизвестно, что отрасль права существует лишь тогда, когда кроме своего предмета и метода характеризуется положениями - специфическими, общими, принципиальными для данной системы норм. Внешнее выражение это находит в виде выделения внутри каждой отрасли права своей так называемой общей части, содержащей в том числе и принципы права, охватывающие общие черты содержания конкретных норм данной отрасли права. Такие общие черты в то же время будут характеризовать специфику данной отрасли права в сравнении с другими отраслями.

Один из виднейших ученых в области трудового права Н.Г. Александров полагал невозможным довольствоваться только анализом конкретного содержания различных норм права и считал необходимым выделять содержание права также в обобщенных категориях. Такой категорией, которая служит для обобщенной характеристики содержания всей данной системы права или отдельных его отраслей (либо отдельных институтов в этих отраслях), по его мнению, являются соответствующие принципы права <*>.

--------------------------------

<*> См.: Советское трудовое право: Учебник / Под ред. Н.Г. Александрова. М., 1972. С. 69.

Таким образом, можно определить важное значение принципов права, которое заключается в том, что они:

1) как исходные начала и основные положения наряду с предметом и методом обеспечивают единство норм отрасли права;

2) позволяют уяснить смысл законодательства и его связи с экономикой, политикой и моралью;

3) определяют общую направленность и тенденции развития правовых систем и их частей;

4) помогают практическим органам в применении норм и в решении вопросов, не урегулированных нормами права.

Можно сказать, что принципы права представляют собой исходные начала, основные положения, которые определяют взаимосвязь и внутреннюю согласованность правовых норм как в пределах системы права, так и отдельных ее отраслей и институтов.

В науке теории государства и права сложилось деление (градация) принципов права в зависимости от того, распространяются ли они на всю систему права, на несколько отраслей или же на отдельную отрасль права. Таким образом, принципы права, охватывающие всю систему права, являются общеправовыми (общими) принципами права, принципы, распространяющиеся на несколько отраслей, называются межотраслевыми, а принципы, характеризующие наиболее существенные черты одной отрасли, выступают отраслевыми принципами. Последние также именуют основными принципами конкретной отрасли, например основными принципами трудового права.

Ученые в области трудового права всегда проявляли большой интерес к принципам права, их разграничению. В начале 70-х гг. Н.Г. Александров проводил деление на общие, межотраслевые и внутриотраслевые принципы права <*>. В.С. Андреев, различая принципы права в целом, межотраслевые принципы, свойственные нескольким отраслям права, отраслевые принципы, в то же время отмечал, что встречаются и принципы отдельных институтов отрасли права <**>.

--------------------------------

<*> См.: Советское трудовое право: Учебник / Под ред. Н.Г. Александрова. С. 69.

<**> См.: Советское трудовое право: Учебник / Под ред. В.С. Андреева и В.Н. Толкуновой. М., 1988. С. 45 - 46.

Данной позиции придерживаются и в настоящее время, лишь в отдельных случаях ученые не выделяют межотраслевые принципы. Между тем существуют принципы, выражающие особенности нескольких отраслей права, как, например, трудового, гражданского и отчасти административного в сфере применения труда. Выделение межотраслевых и соответствующих принципов правового регулирования труда не только в их традиционном понимании, но и с точки зрения закрепления в Конституции РФ справедливо отмечено Л.А. Сыроватской <*>.

--------------------------------

<*> См.: Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник. М., 1995. С. 46.

Если же исходить из общих позиций большинства ученых в подходе к классификации принципов права, то принято их разграничивать на: принципы права в целом (общие или общеправовые); межотраслевые (нескольких отраслей); принципы трудового права и принципы правовых институтов указанной отрасли.

Указанные принципы взаимосвязаны и в своем построении "по иерархии" различаются степенью общности.

Принципы права в целом (общие или общеправовые) пронизывают всю систему права (все отрасли), выражают то существенное, что присуще всему праву, связано со всеми или с большинством отраслей, объединяет их и способствует стабильности системы права (принцип законности, демократизма, защиты прав человека и др.).

Основополагающие начала и положения о существенном в нескольких отраслях права выступают как межотраслевые принципы (например, принцип свободы труда присущ не только трудовому, но и административному и гражданскому праву в той части, где они связаны с трудом).

Принципам отрасли, в том числе и принципам трудового права, свойственно то, что они, выражая существенное в отрасли права, пронизывают правовые нормы и связаны со всеми или с большинством правовых институтов, составляющих отрасль, либо, с учетом особого положения Общей части отрасли - с блоками соответствующих норм права или хотя бы с одним институтом Общей части. Эти принципы, отражая специфику отрасли права, как бы преломляют основные начала права в целом либо нескольких его отраслей, развивая и детализируя их и придавая им определенный механизм обеспечения (гарантии), без которых они оставались бы на уровне декларации. Так, межотраслевой принцип свободы труда (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ) дополняется отраслевым принципом свободы трудового договора, который выступает правовой формой свободы труда, предоставляющим наибольшую степень самоопределения сторонам трудового договора (работнику и работодателю).

Отраслевые принципы находят более конкретное выражение в принципах институтов, которые ближе других принципов к обычным нормам права (принципы разрешения индивидуальных или коллективных трудовых споров либо принципы социального партнерства и др.).

Следовательно, под принципами трудового права можно понимать выраженные в этой отрасли права исходные начала и основные положения, определяющие его единство, сущность правового регулирования и общую направленность развития данной системы правовых норм (отрасли трудового права) <*>.

--------------------------------

<*> В юридической литературе есть и другие определения. Так, под принципами трудового права, по мнению О.В. Смирнова, следует понимать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала (идеи), выражающие сущность норм трудового права, главные направления политики государства в области правового регулирования общественных отношений, связанных с функционированием рынка труда, применением и организацией наемного труда. См.: Трудовое право: Учебник / Под ред. О.В. Смирнова. М., 2003. С. 25.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова факультет глобальных процессов

    Документ
    И.И. Абылгазиев (председатель), И.В. Ильин (зам. председателя),И.А. Алешковский (отв. секретарь), Т.Л. Шестова (отв. редактор),А.И. Андреев, В.А. Ионцев, В.
  2. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова филологический факультет кафедра славянской филологии

    Документ
    Материалы научных чтений памяти заслуженных профессоров МГУ Р.Р. Кузнецовой и А.Г. Широковой / Под ред. В.Ф.Васильевой и А.Г. Машковой. – М.: МАКС Пресс.
  3. Московский государственный университет имени м. В. Ломоносова история отечественного государства и права. Часть 1

    Документ
    Чистяков О.И., лауреат Гос. премии РФ, проф. - введение, § 3 гл. 1, гл. 2, § 1 гл. 3, гл. 4, § 1, 3 гл. 8, гл. 9, § 1 гл. 10, гл. 15, 16, § 2, 4 гл. 20,
  4. М. В. Ломоносова семинар «реалистическое моделирование» на тему: «Проблемы инерционной траектории в развитии России» Москва 2009 московский государственный университет имени м. В. Ломоносова семинар

    Семинар
    Семинар «Реалистическое моделирование» был основан в 70-е годы на экономическом факультете Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова Игорем Васильевичем Нитом и Павлом Алексеевичем Медведевым.
  5. К. Э. Фабри и зоопсихология в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова 5

    Документ
    Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология».

Другие похожие документы..