Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Методичні вказівки до самостійної роботи з курсу „Безпека життєдіяльності” (для студентів денної та заочної форм навчання спеціальностей: 6.092108 – ...полностью>>
'Документ'
К участию в соревнованиях допускаются мужские и женские команды предприятий, объединений, организаций, учреждений, в том числе общеобразовательных уч...полностью>>
'Доклад'
Предлагаемые заметки посвящены двум эпизодам из истории того, что Н.А. Бердяев окрестил “вейнингерианством”, — сенсационной и массовой популярности в...полностью>>
'Публичный отчет'
Успешно прошли итоговые аттестационные испытания на дневном и заочном отделении. Удачным оказался первый выпуск заочников на специальности 070209.65 ...полностью>>

Задачи и упражнения по философии москва  2003 (1)

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:


Что такое философия?

Краткий очерк истории философии

Философская картина мира

Философия человека

Философия деятельности

Задачи и упражнения по философии

МОСКВА 2003

ББК 87

Б 202

Рецензенты:

д.ф.н., проф. Ю. М. Хрусталев

д.ф.н., проф. В. Б. Кучевский

Балашов Л. Е.

Философия: Учебник.. — М., 2003. — 502 с.

Эта книга — изложение лекционного курса по философии с примечаниями и добавлениями.

Курс основан на авторской концепции философии, изложенной в книгах «Мир глазами философа. Категориальная картина мира», «Практическая философия» и др. Этот курс читался автором в ряде вузов Москвы.

Книга отвечает программным требованиям государственного образовательного стандарта по философии, предназначена для студентов и преподавателей высшей школы, для учащихся и учителей старших классов средних учебных заведений. Она может быть полезна всем, кто интересуется философией, кто ценит мысль, понимает ее значение для жизни.

В конце книги даются задачи и упражнения по философии.

Книга снабжена именным и предметным указателями.

ISBN  Балашов Л. Е., 2003 г.

С о д е р ж а н и е

Для чего нужно изучать философию? 8

Раздел Первый. Что такое философия? 10

Глава 1 10

1.1. Любовь к мудрости 10

1.2. Предмет и «части» философии 15

1.3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений 17

1.4. Практическая философия 24

Раздел второй. Краткий очерк истории философии 27

ГЛАВА 2. Философия древнего мира и средневековья 27

2.1. Зачем нужно знать историю философии? 27

2.2. Протофилософия 27

2.3. Ранние греческие философы 28

2.4. Сократ 32

2.5. Платон 33

2.6. Аристотель 35

2.7. Киники 36

2.8. Древняя философия после Аристотеля 37

2.9. Философия средневековья 38

ГЛАВА 3. Философия XV-XVIII веков 40

3.1. Философия эпохи Возрождения (XV—XVI века) 41

3.2. Ф. Бэкон 42

3.3. Р. Декарт 44

3.4. Б. Спиноза 45

3.5. Т. Гоббс 46

3.6. Д. Локк 47

3.7. Г. Лейбниц 48

3.8. Дж. Беркли и Д. Юм 48

3.9. Вольтер и Руссо 50

3.10. Французские философы-материалисты XVIII в. 51

3.11. И. Кант 51

ГЛАВА 4. Философия в XIX веке 55

4.1. Гегель 55

4.2. Послегегелевская философия 57

4.3. О. Конт 58

4.4. Л. Фейербах 59

4.5. Марксистская философия 60

4.6. А. Шопенгауэр 67

4.7. С.Кьеркегор 68

4.8. Ф. Ницше 69

ГЛАВА 5. Русская философия XIX – XX веков 73

5.1. Общая характеристика русской философии 73

5.2. Западники и славянофилы 75

5.3. П. Я. Чаадаев 76

5.4. В. Г. Белинский и А. И. Герцен 77

5.5. В. С. Соловьев 77

5.6. Н. А. Бердяев 78

5.7. Русский космизм 79

5.8. В. И. Ленин 80

ГЛАВА 6. Философия ХХ века 80

6.1. З. Фрейд 80

6.2. Феноменология 81

6.3. Экзистенциализм 81

6.4. Прагматизм 82

6.5. Логический позитивизм и аналитическая философия 83

6.6. К. Поппер 83

6.7. Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды. 84

6.8. Постмодернизм 85

6.9. Современная философская мысль 86

Раздел третий. Философская картина мира 87

ГЛАВА 7. Философское понимание мира 87

7.1. Картины мира 87

7.2. Бытие, существование 91

7.3. Духовное и материальное (идеальное и реальное) 94

7.4. Источники построения категориальной картины мира 95

7.5. Категориальная структура мира 97

7.6. О категориальном детерминизме 97

7.7. Категориальная картина мира 99

7.8. Соответствия и антисоответствия между категориями 112

7.9. Материя и движение 115

ГЛАВА 8. Материя 117

8.1. Структура материи 117

8.2. Качество 122

8.3. Количество 125

8.4. Мера 130

8.5. Виды материи 133

8.6. Тело 134

8.7. Целое, строение, часть; система, структура, элемент 135

8.8. Виды тела 141

8.9. Группа (групповая материя) 142

8.10. Мезоматерия 144

8.11. Органические виды материи: организм, сообщество 145

ГЛАВА 9. Движение 148

9.1. Общая характеристика движения 148

9.2. Пространство 152

9.3. Время 154

9.4. Виды движения 157

9.5. Развитие 163

ГЛАВА 10. Противоречие 169

10.1. Общая характеристика противоречия 169

10.2. Структура противоречия 172

10.3. Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение) 178

10.4. Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей) 184

10.5. Сложные (органические) противоречия 188

10.6. Гармонические и антагонистические противоречия 189

10.7. Золотая середина 191

10.8. Противоречия в мышлении 192

ГЛАВА 11. Становление 195

11.1. Общая характеристика становления 195

11.2. Становление и развитие 197

11.3. Возможность 200

11.4. Действительность 206

11.5. Закон и явление 208

11.6. Причина — действие — следствие 211

11.7. Вещь — свойство — отношение 217

11.8. Сущность 220

11.9. Форма и содержание 224

11.10. Старое и новое 225

11.11. Эволюция и революция 228

Раздел четвертый. Философия человека 233

ГЛАВА 12. Учение о человеке (философская антропология) 233

12.1. Что такое человек? 233

12.2. Человек-общество-природа 233

12.3. Сущность человека 235

12.4. Происхождение человека 237

12.5. Организация человека 239

12.6. Типология человека 240

ГЛАВА 13. Жизнь, смерть, бессмертие 243

13.1. Жизнь. Смысл и цель жизни 243

13.2. Смерть и бессмертие 248

13.3. Живая связь смертности и бессмертия 252

13.4. Как мы “делаем” бессмертие? 255

13.5. Потенциальное бессмертие 260

13.6. Актуальное бессмертие (жить настоящим, в настоящем) 264

13.7. Активное долголетие 266

13.8. Конечность и бесконечность существования в перспективе жизни 272

13.9. Человеческое счастье 275

13.10. Любовь 279

13.11. Человеческий смысл творчества 288

ГЛАВА 14. Гуманизм, либерализм и свобода 289

14.1. Гуманизм — философия человечности 289

14.2. Либерализм 293

14.3. Cвобода 297

ГЛАВА 15. Учение об обществе (социальная философия) 309

15.1. Общество — взаимодействие людей 309

15.2. Структура общества 311

15.3. Государство 312

15.4. Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация) 317

15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм 317

15.6. Отношения между людьми. Справедливость 319

15.7. Коллективизм и/или индивидуализм 320

15.8. Критика идей социализма и коммунизма 322

15.9. Мораль, право, политика 328

15.10. Золотое правило поведения 329

15.11. Добро и зло 336

15.12. Об эгоизме, альтруизме и нормальном поведении 345

15.13. О культуре поведения 348

15.14. Культура 351

15.15. Наука 354

15.16. Искусство 355

15.17. Религия 356

15.18. Цивилизация 364

15.19. Современность, история и будущее человечества. Глобальные проблемы. 364

ФИЛОСОФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Формы и методы человеческой деятельности. Философская методология 379

ГЛАВА 16. Деятельность, субъект, объект 380

16.1. Деятельность 380

16.2. Целесообразность, целеполагание, целенаправленность 384

16.3. Цель, средство, результат 386

16.4. Субъект и объект 389

16.5. Виды человеческой деятельности 392

16.6. Труд, отдых, игра, творчество 396

16.7. Психика 397

16.8. Сознание 401

16.9. Язык 402

16.10. Опыт 403

ГЛАВА 17. Мышление 403

17.1. Как мы думаем? 404

17.2. Способности мышления 405

17.3. Качества мышления (хитрость, мудрость) 413

17.4. Рассудок (дедуктивная логика) 414

17.5. Вероятностное мышление 417

17.6. Ум (интуиция) 418

17.7. Разум (диалектическое мышление) 421

ГЛАВА 18. Творчество 430

18.1. Жизнедеятельность 430

18.2. Сущность творчества 430

18.3. Познание 433

18.4. Индивидуальное и коллективное познание 437

18.5. Формы индивидуального познания 438

18.6. Наука (коллективное познание) 439

18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции 443

18.8. Практика 443

18.9. Игровая деятельность 448

18.10. Искусство (художественная деятельность) 449

18.11. Спорт 450

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ 452

463

Литература 464

Книги автора 465

Указатель имен 467

Для чего нужно изучать философию?

1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д. ). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!

Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый — и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню — и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии.

2. Философия — коллективный разум людей. Быть на «ты» с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум — концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека «homo sapiens», человеком разумным.

Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом.

3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).

Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.

Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.

В 18 веке прусский министр Цедлиц «внушал своим подчиненным уважение к философии»; «студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку» (см.: А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 95).

4. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии.

5. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика.

Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух».

6. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.

7. Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии — настоящая школа творческого мышления.

8. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.

Раздел Первый. Что такое философия?

Глава 1

1.1. Любовь к мудрости

Название “философия” происходит от греческих слов “phileo” — люблю и “sophia” — мудрость, что означает любовь к мудрости, любомудрие.

Мудрость и сейчас остается существенным определением философского мышления. Философия есть мудрость, но не отдельного человека, а объединенного Разума людей. Иными словами, философия есть коллективное мышление. Как это понимать?

Во-первых, философия есть именно мышление, а не познание, не чувствование, не верование, не волéние, не действование.

Во-вторых, философия не просто мышление, а сомышление, т. е. такое мышление, которое предполагает мыслящее общение людей или мышление людей сообща. Философия — коллективное мышление также как наука — коллективное познание, искусство — коллективное чувствование, религия — коллективное верование, мораль‑политика-право — коллективное волéние, экономика — коллективное производство-распределение и т. д.

В-третьих, исходным и конечным пунктом философствования является не знание, не благо, не красота, а мысль, имеющая смысл-значение для других‑многих людей, прежде всего для самих философов. Конечно, коллективно мыслят и в науке, в искусстве, во всех других сферах человеческой деятельности. Но это коллективное мышление — лишь подчиненный момент научной-познавательной, художественной и т. п. деятельности. Оно философично лишь в той мере, в какой внутренне свободно, не связано непосредственно с производством знания, красоты, материальных благ и т. д. В философии коллективное мышление самодостаточно, максимально удалено от решения познавательных-художественных-практических задач. Стихия философии — это стихия чистой, самодостаточной мысли.

Философия — высшее проявление способности живого-человеческого к отсрочке реакции, действия, ответа для обдумывания того, как лучше действовать-поступать. Самое элементарное поведение — безусловнорефлекторное, когда между ощущением и действием минимальное расстояние (например, отдергивание руки от горячего предмета сразу после прикосновения). Поведение человека тем сложнее, чем больше расстояние (задержка) между восприятием и действием, познанием и практикой. Философы — такие представители рода человеческого, которые в наибольшей степени олицетворяют-материализуют эту задержку.

Если философы что-то и предлагают нефилософам, то отнюдь не готовые ответы‑рецепты, а их полуфабрикаты. Ведь мысль-идея — всегда полуфабрикат...

Раньше некоторые философы, писатели и ученые выдвигали положение о философии как науки наук. Это положение, правильно подчеркивая особую роль философии по сравнению с частными науками как общей мировоззренческой, методологической, идеологической основы научного познания, вместе с тем страдает существенным изъяном. Оно объявляет философию наукой и этим устанавливает жесткую связь между философскими представлениями и научными теориями. В действительности философия является особой формой мышления. Она включает в себя элемент научности, но не сводится к научной форме знания. Наука есть форма коллективного познания, в то время как философия есть форма коллективного мышления людей.

(В скобках отмечу, как во взглядах на соотношение философии и науки существует определенная путаница [когда философию представляют наукой], так и в вопросе о соотношении мышления и познания первое нередко представляют как часть, вид или форму второго. См. об этом ниже п. 17.1, стр. 510).

Кроме того, философия, в отличие от науки, не может обязывать, предписывать, указывать “как надо”, быть законодательницей. Ее положения обладают только рекомендательной силой по отношению к другим отраслям человеческой деятельности. Выражение “философия — наука наук” отражает как раз попытку представить философию законодательницей наук, диктующей им свою волю, как себя вести.

Указанное выражение неправильно и в том смысле, что ограничивает взаимоотношения философии с другими отраслями человеческой деятельности только областью отношений с науками. Философия как форма коллективного мышления имеет непосредственное отношение и к науке, и к искусству, и к материальной практике, и к управлению обществом, и к индивидуальному опыту человека. Она рефлексирует по поводу всех этих форм деятельности, занимая положение центра или фокуса, в котором сходятся все формы человеческой деятельности. Иными словами, философия — средоточие, центр всех человеческих исканий и дерзаний.

В нашей стране философия длительное время была (и пока остается) сильно привязанной к государству и науке. Философские исследования проводятся в значительной мере в рамках или под эгидой Российской Академии наук. Неотдифференцированность философии от науки приводит ее к неоправданному онаучиванию, своеобразному философскому сциентизму. Наукообразный язык в философских книгах и статьях — весьма распространенное явление. В результате от философских исследований-размышлений ждут того же, что от научных исследований. Оборотной стороной такого подхода, т. е. стремления “онаучить” философию является ожидание от нее каких-то конкретных научных результатов, готовых ответов на поставленные жизнью вопросы. Поскольку это ожидание не оправдывается, наступает разочарование философией.

Наука, как уже говорилось, занимается познанием; философия же ничего не познает. Она лишь осмысляет ход и результаты познания (и не только познания, а и практики, искусства, вообще всего человеческого опыта). Науке — науково, а философии — философиево! Наука производит знания. Философия же вырабатывает и разрабатывает идеи. Не более того. Философские идеи — это идеи идей: научных, художественных, практических и т. д. Соответственно и философствование не прямо служит познанию, практике, искусству, а весьма опосредованно.

Философия в нашей стране должна обрести свое лицо и освободиться, наконец, от внешних пут. Никто, ни научные авторитеты, ни государственные, ни религиозные деятели не должны вмешиваться в дела философии.

Примером онаучивания, сциентификации философии являются попытки некоторых философов и философских школ выразить основные философские положения в форме законов. Раз в науке открывают законы, значит и в философии можно это делать. Наиболее ярким примером изобретения философских законов являются марксистские законы диалектики. Как мне представляется, только наука может претендовать на открытие и исследование законов предметной области. В философии же “закон” — лишь одна из категорий, парная категории “явление”, и называть этим же термином некоторые философские основоположения — это логическая ошибка. Либо мы должны признать, что “закон” является высшей категорией диалектики, либо признать, что слово “закон” в случае, когда речь идет о “законе диалектики”, имеет иной смысл, чем тот, когда им обозначают одну из категорий диалектики. Во втором случае создается опасность неоднозначного употребления термина “закон”, ведущая лишь к путанице понятий и к различным перекосам в мышлении.

Одной из причин использования в марксистской философии понятия “закон” применительно к некоторым ее основным положениям служит как раз вольное или невольное проведение аналогии между философией и наукой.

Говоря о том, что философия ничего не познает, я имел в виду, что “экологическая ниша” философии как особого типа культуры — не познание, а мышление. Целью философствования является не постижение истины, а мудрость. Ведь философствование и есть мудрствование (в хорошем смысле этого слова). Только наука “имеет право” заниматься познанием. Это ее особенность, ее “хлеб”. Могут сказать: а как же быть с выражениями “философское знание”, “философская наука” и т. п.? На это отвечу: слова “знание” и “наука” применительно к философии употребляются в ином смысле, нежели когда говорят о науке как типе культуры и о познании как отрасли человеческой деятельности. Ведь и в богословии нередко употребляют выражения “богословское знание”, “богословская наука”. Но ведь никто не считает “богословское знание” научным знанием, а “богословскую науку” действительно наукой подобно физике, биологии, социологии.

Когда говорят о философском знании, то имеют в виду не то знание, которое приобретается в процессе научного познания. Научное знание — результат познания реального мира, мира как объекта познания. Философское знание — результат внутрифилософских потоков информации, идущих от одного философа к другому. Если я прочитал сочинения Платона и понял их, то получил знание об учении Платона, о его идеях, взглядах и т. п. Сумма философских знаний — это прежде всего знание основных философских учений-идей прошлого и настоящего. Философское знание похоже на научное знание в том смысле, что оно, как и научное знание, более или менее адекватно, соответственно отображает предмет, в нашем случае — учение, идеи, мысли другого философа (других философов). Философски образованный человек — это человек, который более или менее адекватно воспринял и усвоил основные идеи философов прошлого и настоящего. Философское образование является основой философской учености и профессионализма. Слова “ученость” и “ученый” применительно к философу означают лишь то, человек основательно учился философии. Почти то же можно сказать о словах “научность” и “наука”. Применительно к философии эти слова означают научение философии. Кроме того, слово “наука” в сочетании с прилагательным “философская” (философская наука) означает тот или иной раздел философии, выделившийся в относительно самостоятельную философскую дисциплину, в отрасль философского знания. Философскими науками называют этику, эстетику, логику...

В последние годы дает о себе знать другая крайность: антисциентизм-иррационализм. Это определенно реакция на предшествующие десятилетия философского сциентизма-рационализма1. Раскрепощенные философы вдруг заговорили как богословы, мистики, ясновидцы, пророки...

Ни сциентизм, ни антисциентизм не делают философа философом. Мы, философы, должны научиться говорить своим голосом — без наукообразности и сциентизма, с одной стороны, и без религиозно-мистической, пророческой риторики-аффектации, с другой.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Задачи и упражнения по философии москва  2003 (2)

    Книга
    Курс основан на авторской концепции философии, изложенной в книгах «Мир глазами философа. Категориальная картина мира», «Практическая философия» и др.
  2. Задачи и упражнения москва  2005 Балашов Л. Е. Философия

    Книга
    Курс основан на авторской концепции философии, изложенной в книгах «Мир глазами философа. Категориальная картина мира», «Практическая философия» и др.
  3. Задачи и упражнения москва  2006 Балашов Л. Е. Философия

    Книга
    Курс основан на авторской концепции философии, изложенной в книгах «Мир глазами философа. Категориальная картина мира», «Практическая философия» и др.
  4. Задачи и упражнения москва  2009 Балашов Л. Е. Философия

    Учебник
    Учебник является универсальным учебным пособием по философии. В нем дается систематическое изложение основных тем философии в ясной и живой форме, даются задачи и упражнения по философии.
  5. Задачи и упражнения по введению в теорию языка Канск

    Документ
    Пособие может быть использовано как для аудиторной работы, так и в ходе самостоятельной деятельности студента. Представленные в сборнике задачи могут задаваться на дом в качестве домашних работ, могут многообразно использоваться для

Другие похожие документы..