Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Заслуженный пилот СССР, Почетный работник транспорта РФ. Работал бортрадистом, в Красноярске; пилотом, командиром корабля, пилотом-инспектором, начал...полностью>>
'Методические указания'
В ходе написания курсовой работы студенты должны приобрести навыки научно-исследовательской работы в области гражданского права и научиться применять...полностью>>
'Доклад'
Почти год прошел с момента аварии на АЭС «Фукусима-1». Мы помним, что трагедия началась с сильного землетрясения, за которым последовало цунами. Одна...полностью>>
'Документ'
Непал – страна величественных Гималаев и прекрасных горных долин, богатая ландшафтом, природой и культурой. Непал – уникальное индуистское королевство...полностью>>

Примерный план анализа лирического произведения Кем и когда написано стихотворение?

Главная > Задача
Сохрани ссылку в одной из сетей:

"Анализ лирического произведения".

Анализ лирического произведения - это весьма непростой вариант темы сочинения. Ваша задача состоит не в попытке пересказать прозой поэзию, ведь лирическое стихотворение не переложение какого-то прозаического замысла, а воплощение особого поэтического состояния художника, и, анализируя лирику, вы тоже должны суметь "войти" в подобное состояние. Как пишет Е.Полтавец, "Лирическое стихотворение - это выдох гнева на несовершенство устройства жизни, на смерть, отнявшую дорогое существо, выдох тихой благодарности судьбе за жизнь, за тихий вечер, за бескрайний небосвод. (…) Лирика - это всегда о чем-то очень сокровенно личном - не только тогда, когда поэт говорит об интимных переживаниях, но и тогда, когда гражданские чувства переполняют душу поэта". Но лирика - сокровенное не только для поэта, но и для читателя. Поэтому ваша работа должна включать рассуждения о вашем восприятии произведения, вашем отклике на него, и с этого предпочтительно начинать сочинение. Вы можете, особенно не увлекаясь собственно теорией стиха, рассказать о вашем понимании произведения и о том, чем такое понимание вызвано (какими средствами автор этого понимания добивается).

Истолковать произведение значит приблизиться к авторскому замыслу. Сделать это можно, следуя путем так называемого "медленного чтения" - от первого стиха к последнему, рассматривая каждую стихотворную строку, ее содержание и форму, звучание, образы, логику развития авторского чувства или мысли как шаг на пути к разгадке авторской идеи.

Можно выбрать другой путь: сказать о том, что сразу бросилось в глаза в тексте, что тут же обратило на себя ваше внимание, поразило, затронуло, задело, и через это как за одно звено вытащить всю "цепь смыслов" произведения.

Выбор пути разгадки авторского замысла за вами.

Примерный план анализа лирического произведения

  1. Кем и когда написано стихотворение?

  2. Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.

  3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к ……. и т д.). Тематическое разнообразие лирики ( пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)

  4. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.

  5. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).

  6. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.

  7. Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.

  8. Средства поэтического языка ( изобразительные средства языка, особенности лексики ). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы : пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.

  9. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения

  10. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сочинение по стихотворению В. А. Жуковского «Море»

    Сочинение
    Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к ……. и т д.). Тематическое разнообразие лирики ( пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.
  2. Литература 5 класс. Тема: М. Ю. Лермонтов «Утес» Анализ лирического стихотворения

    Литература
    Сегодня мы с вами выступим в роли исследователей, а объектом для исследования выступит текст М. Ю. Лермонтова «Утес». С творчеством этого замечательного поэта мы уже знакомы, и после нашей коллективной работы вам дома предстоит написать
  3. Конспект урока литературы в 11 классе "Мастерская построения знаний и творческого письма по новелле И. А. Бунина "Легкое дыхание"; №7- материалы к урокам мхк (по учебнику Г. И. Даниловой): а) памятка "План рассказа о произведении живописи"(10 класс)

    Конспект
    №6 - конспект урока литературы в 11 классе "Мастерская построения знаний и творческого письма по новелле И.А. Бунина "Легкое дыхание" №7- материалы к урокам МХК (по учебнику Г.
  4. Тема: «Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенций учащихся в области русской словесности»

    Документ
    2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта… 8
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования (ОПП) для школ, работающих по учебникам системы «Гармония», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Другие похожие документы..