Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Поняття цивільної правоздатності і дієздатності фізичних осіб. Поняття та види цивільної дієздатності фізичних осіб. Види дієздатності фізичних осіб....полностью>>
'Программа'
Современное человечество включилось в общеисторический процесс – информатизации. В данный период развития производство информации становится основным...полностью>>
'Документ'
Как изменится благосостояние каждого из нас в  ближайшей перспективе? Прошедшая  в пятницу в Казани совместная коллегия трех республиканских министер...полностью>>
'Документ'
7-0,3 мм B 0,31-0,4 мм C 0,41-0,44 мм D 0,4 -0,47 мм E 0,48-0,5 мм 4 Хвора 38 років звернулась зі скаргами на болі в ділянці 1 зуба, які з’явилися че...полностью>>

Урок исследование по сказке Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» ( 10 класс)

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок – исследование по сказке Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»

( 10 класс)

Цель: 1. Познакомить учащихся с историей создания «Сказок», тематикой и пробле матикой этих произведений, аллегорическими образами.

2. Развивать монологическую речь уч-ся; навыки анализа сатирического пр-я; понятие о юморе, сатире, сарказме и эзоповом языке.

3. Способствовать воспитанию гражданственности, активной жизненной позиции.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Сатира издревле считалась наиболее трудным видом искусства. «Блажен незлобивый поэт,» -- писал Н.Некрасов. Но совершенно другую участь пророчил он сатирику. ( ст. «Поэт и гражданин»).

Да, во все времена судьба сатирика, его жизненная дорога были тернистыми:

-- вездесущая цензура, поэтому мысль следовало выражать обиняками,

намёками;

-- частое недовольство читателей, не склонных утруждать себя болезненными

общественными проблемами;

-- искусство сатиры драматично по своей внутренней природе: весь жизненный

путь писателя-сатирика имеет дело с общественным злом, человеческими

пороками, истощающими нравственные силы сатирика. И как не впасть в

отчаяние, не потерять веру в жизнь, красоту человеческих отношений!

Вот почему классическая сатира весьма редкое явление. Надо быть подвижником

(на доске: Подвижник – человек, способный жертвовать собой ради достижения высокой цели, способный на подвиг.), чтобы не растерять своей душевной щедрости, ведь в осуждении зла непременно кроется любовь к добру. «Любить ненавидя» учил Некрасов своего друга С.-Щедрина. Его душевная почва оказалась благодатной, ибо всё, начиная с детства, воспитывало в нём ненависть к деспотизму, насилию, жестокости.

«Я видел глаза, которые ничего не могут выражать, кроме испуга. Я слышал вопли, которые раздирали сердце. В царстве испуга, физического страдания и желудочного деспотизма нет ни одной подробности, которая бы минула меня, которая в своё время не причинила бы мне боль, -- вспоминал о своём детстве писатель. -- Это был мир зловоний и болотных испарений, мир сплетен и жирных кулебяк».

А вот, что С.-Щедрин записал о ссылке в Вятку: « Мне так гадко жить, как вы не можете себе представить. Тупоумие здешних властей по крестьянскому вопросу столь изумительно, что нельзя без отвращения быть свидетелем тому, что делается».

-- Давайте ещё раз вспомним, определим этапы литературной деятельности С.-Щедрина. Действительно ли он никогда не изменял своим идеалам? ( Фронтальный опрос; уч-ся получают листы с таблицей, которую должны заполнить, а потом озвучить).

1844

Окончил Царскосельский лицей; идеи Белинского; участие в кружке Петрашевского;

1847

?

?

«Губернские очерки» -- итог вятской ссылки. Общественный подъём 60-х, уверенность в том, что единичное добро может принести свои плоды; жестокое бичевание произвола и лихоимства властей;

1863-1864

?

Сотрудничество с журналом «Отечественные записки»;

1869-1870

?

?

«Общественный роман о распаде семьи», верные признаки тяжёлой социальной болезни, охватившей русское общество, страшный процесс внутреннего опустошения, духовной деградации.

1882-1886

?

-- Почему в 80-е гг. писатель обратился к жанру сказки? Назовите основные темы его произведений.

* сатира имела уже более обобщённый характер;

* общественное зло измельчало, проникло широко в быт;

* жанр сказки давал возможность увидеть за жизнью её главных героев

жизнь всего человечества;

  • 1881 г. – убит Александр ||; усиление реакции, жесточайшая цензура; расправа со всяким вольномыслием и вольнолюбием.

-- В основе сказок С.-Щедрина лежат образы птиц, рыб, животных и отточенная народная мудрость; содержание народных сказок даёт нам представление о медведе, зайце, щуке, вороне как о уже сложившемся характере. Каком? Заполните ваши таблицы( один ученик у доски):

Медведь

(глупый, неуклюжий)

Лиса

(коварная, хитрая)

Заяц

(боязливый, трусливый)

Щука

(хищная, прожорливая)

Волк

( жадный, жестокий)

Осёл

(беспросветно тупой)

-- С.-Щедрин развил заложенное в народных сказках сатирическое содержание. Искусству свойственны разные формы смеха. Критика смехом обнажает нелепости жизни, делает их очевидными каждому, кто способен замечать смешное. В зависимости, какую общественную проблему поднимает автор, он применяет разные формы смеха. Какие? Дайте определение этим понятиям ( записаны на доске):

Юмор – ( смех сочувственный, дружеский, добрый)

Сатира – (такой смех, в котором есть доля гнева; обличительный, суровый, порою беспощадный).

Сарказм – ( язвительный смех, в котором звучит ненависть или презрение).

Смех необычно освещает авторский идеал, прекрасное выявляется через осмеяние безобразного; высокое утверждается обличением пошлого. Поэтому в эпоху жесточайшей реакции приходилось использовать аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли – эзопов язык, язык недомолвок, намёков.

С помощью этого языка С.-Щедрин «проводил положительные идеалы в отрицательной форме. Это искусство в полном блеске проявилось в сказке «Премудрый пескарь», 1883 года.

-- Определите элементы сюжета данного произведения. Какие намёки на современность содержатся в сказке?

-- Мы говорили о разных формах смеха – определите их в сказке.

*волоком волокли невод, пескарям счёт потеряли – намёк на реакцию

после убийства Александра//;

  • Слово «дрожал» -- усиление сатиры до сарказма в конце сказки: «Жил дрожал -- и умирал – дрожал».

  • Днём забирался в нору и дрожал; кажется, что я жив?; ах, что-то завтра будет?; а он тем временем всё дрожал, всё дрожал; каждый день восклицал: «Слава тебе, Господи! Жив!»; уж тут не до семьи, а как бы только самому прожить; и начал дрожа помирать; он жил и дрожал – только и всего.

-- Подчёркивая связь сказки с действительностью, Щедрин соединяет элементы фольклорной речи и современные понятия. Докажите это. (Работу можно дать по вариантам или каждому ученику -- на листах ).

Фольклорные элементы и обороты речи

Современные понятия

Жил-был пескарь

Пескарь просвещённый, умеренно-либеральный

Мотив отеческих наставлений

Жалованья он не получает и прислуги не держит

Ума палата была

Моцион делал

Ни в сказке сказать, ни пером описать

А во сне ему снится, что у него выигрышный билет и он на него 200 тыс. выиграл

Во все лопатки – домой

Он не женился и детей не имел, хотя у отца его была большая семья

Ни жива ни мертва выглядывает

Ни друзей у него, ни родных

На ус себе намотал

Ни он к кому, ни к нему кто

Жизнь прожить – не то, что мутовку облизать

В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девицами не гоняется

Думу думает

Не чуждается общественности

Стал умом раскидывать

Достойные граждане

Хлеб-соль водить

Жизненный процесс завершает

Ни тепло ни холодно

-- Какие философские проблемы ставил и решал в этом пр-и автор?

Вся жизнь пескаря уложится в формулу: «Жил – дрожал и умирал – дрожал». А положительные идеалы, иная жизненная программа раскрывается в вопросах, возникающих в уме умирающего пескаря:

  • Какие были у него радости?

  • Кого он утешил?

  • Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил?

  • Кто слышал о нём?

  • Кто об его существовании вспомнит?

Т.Е. – в чём смысл и назначение человеческой жизни? К каким идеалам он должен стремиться?

-- Почему сатирик прибегает к иносказанию и рисует не человека, а рыбу, наделённую обывательскими чертами?

Образ мелкой жалкой рыбёшки, беспомощной и трусливой, как

нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя: молчит, как

рыба; нем, как рыба.

РЕФЛЕКСИЯ. Сочинение-миниатюра «Злободневна ли сказка «Премудрый пескарь» сегодня?» -- несколько работ озвучить. ( Можно устное рассуждение)

Заключительное слово учителя. Опираясь на народную мудрость, используя богатство

Народной речи и образы, созданные народом, проникнутые чисто народным юмором, Салтыков-Щедрин создаёт произведения, цель которых – пробудить народ, воспитать его в бунтарском духе, призвать к воспитанию в себе высокой гражданственности и активной жизненной позиции. Великий сатирик стремился, чтобы «дети изрядного возраста» духовно возмужали.

Д/З : прочитать сказку «Дикий помещик», определить элементы юмора, сатиры, сарказма; связь с фольклором.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. На новый государственный образовательный стандарт основного общего образования письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (1)

    Образовательный стандарт
    В соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11(12) классов общеобразовательных учреждений форму проведения устных экзаменов устанавливает общеобразовательное учреждение.
  2. Пропп В. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне) (2)

    Документ
    Владимир Яковлевич Пропп. Проблемы комизма и смеха. Ритуальныйсмех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне). (Собрание трудовВ. Я. Проппа.) Научная редакция, комментарии Ю.
  3. Литература 10 класс методические советы

    Литература
    Уроки 24—25. «Печально я гляжу на наше поколенье…» М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Анализ стихотворений «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…»
  4. Пропп В. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне) (1)

    Документ
    Владимир Яковлевич Пропп. Проблемы комизма и смеха. Ритуальныйсмех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне). (Собрание трудовВ. Я. Проппа.) Научная редакция, комментарии Ю.
  5. Конспект урока по литературе в 10 классе «Сказки для детей изрядного возраста» (Морозова Т. А.)

    Конспект
    Цензор Лебедев: « Намерение г. С-а издать свои сказки отдельными брошюрами, стоящими не дороже 3-х копеек, а следовательно для простого народа, более чем странно.

Другие похожие документы..