Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диссертация'
Диссертация выполнена на кафедре криминологии и уголовно-исполнительного права негосударственного образовательного учреждениявысшего профессиональног...полностью>>
'Документ'
15-16 апреля 2011 г. на экономико-правовом факультете Одесского национального университета имени И.И. Мечникова (Французский бульвар, 24/26) состояла...полностью>>
'Закон'
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Первомайская начальная общеобразоват...полностью>>
'Методические рекомендации'
• задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инстру...полностью>>

Программа дисциплины дпп. Ф. 12. Логопедические технологии дпп. Ф. 12. 01 Технология обследования и формирования произносительной стороны речи

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”

(ТГПУ)

“УТВЕРЖДАЮ”

Декан ПФ

Г.Ю. Титова

___”________2008 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП.Ф.12. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ДПП.Ф.12.01 ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

1. Цели и задачи дисциплины

Цель: подготовка студентов к индивидуальной форме коррекционной логопедической работы с детьми, опирающейся на сформированные у будущих специалистов эталоны действий (артикуляционных, звукопроизносительных, интонационных и др.).

Задачи:

— обеспечить усвоение студентами теоретико-методических и практических основ создания и применения моделей изучения и формирования произносительной стороны речи у детей;

— создать условия для овладения студентами технологиями обследования произносительной стороны речи, анализа материалов обследования, планирования и проведения индивидуальных коррекционных занятий.

Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающий, диагностико-аналитический, научно-методический, организационно-управленческой и консультативный виды профессиональной деятельности.

Ее изучение способствует решению следующих типовых задач:

в области коррекционно-развивающей деятельности:

  • коррекционное обучение детей с нарушениями речи;

  • реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию детей с нарушениями речи;

в области диагностико-аналитической деятельности:

  • дифференциальная диагностика для определения типа нарушения;

  • проведение психолого-педагогического обследования с целью определения хода психического и речевого развития, соответствия возрастным нормам;

в области научно-методической деятельности:

  • выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

  • анализ собственной деятельности в целях ее совершенствования и повышения своей квалификации;

в области организационно-управленческой:

  • ведение документации логопеда, речевых карт;

в области консультативной деятельности:

  • консультирование детей с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения и развития.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен

знать:

  • строение и функционирование речевого аппарата;

  • закономерности становления звуковой (фонетической) системы языка в онтогенезе; параметры оценки звукопроизношения, голоса, дыхательной функции и др.;

  • содержательные, структурные и методические аспекты обследования и формирования произносительной стороны речи;

уметь:

  • производить целенаправленное наблюдение и самонаблюдение за состоянием и движениями мышц лица, органов артикуляционного аппарата, за дыханием и голосом;

  • определять параметры анализа и производить анализ и самоанализ (по соответствующим параметрам): строения, статики и динамики лица, артикуляционного аппарата, голосообразующей и дыхательной систем; звукопроизношения; фонематического восприятия; интонационной стороны речи;

  • подбирать и структурировать коррекционно-ориентирующий дидактический и речевой материал для работы над мимической и артикуляционной моторикой, звукопроизношением, фонематическим восприятием и интонацией;

  • моделировать фрагменты занятий по соответствующим направлениям работы на разных ее этапах (начальном, продвинутом, конечном);

владеть навыками:

  • ведения протоколов обследования;

  • анализа материалов, полученных в ходе обследования (по заранее определенным параметрам);

  • обобщения результатов обследования, формулирования выводов;

  • оформления речевой карты (ее фрагментов) по результатам анализа и обобщения материалов обследования;

  • сопоставления полученных результатов обследования разных детей в рамках одних и тех же разделов обследования,

  • установления индивидуальных особенностей состояния речи детей.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

3

Общая трудоемкость дисциплины

50

50

Аудиторные занятия

36

36

Лекции

-

-

Практические занятия (ПЗ)

36

36

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

14

14

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п

Разделы дисциплины

Лекции

Практические занятия

СРC

Раздел 1. Строение и функционирование артикуляционного аппарата.

1

Голосовые и звукопроизносительные характеристики устной речи

4

1

2

Артикуляционный аппарат и лицевая мускулатура. Строение подвижность, основы технологии обследования

4

2

3

Фонаторная и дыхательная системы, строение, функционирование основы технологии обследования

2

2

4

Анализ и оценка строения и подвижности органов артикуляционного аппарата и лица

2

2

Раздел 2. Технология формирования речевого дыхания.

5

Развитие подвижности мышц лица и артикуляционного аппарата

4

1

6

Голосовые, дыхательные и темпоритмические упражнения в логопедической работе

4

1

Раздел 3. Технология формирования и коррекции речевых звуков.

7

Техника проведения артикуляционной гимнастики на этапе подготовки органов артикуляционного аппарата к постановке звуков

4

1

8

Техника постановки звуков

4

1

9

Техника автоматизации и дифференциации звуков

4

1

10

Техника перспективного и текущего планирования работы над звукопроизношением при сложной дислалии разной этиологии

2

1

11

Развитие ритмоинтонационной стороны речи в процессе занятий по произношению

2

1

ИТОГО

36

14

4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Строение и функционирование артикуляционного аппарата.

Тема 1. Голосовые и звукопроизносительные характеристики устной речи

Звуковая культура речи: ритмико-мелодическая сторона речи; звуки речи (система фонем). Компоненты интонации, их характеристика, основные функции. Классификация звуков русского языка: по артикуляционным признакам; по участию в артикуляции мягкого неба и работе голосовых складок; по акустическим признакам; по способу и месту образования.

Тема 2. Артикуляционный аппарат и лицевая мускулатура. Строение, подвижность, основы технологии обследования

Определение, выделение и характеристика отдельных органов артикуляционного аппарата и лица. Уточнение понятий «мимика лица» и «артикуляционная моторика». Мимические и артикуляционные упражнения, их описание и демонстрация. Определение готовности артикуляционного аппарата и мышц лица студента к работе по изучению и коррекции моторных функций и звукопроизношения у детей.

Тема 3. Фонаторная и дыхательная системы, строение, функционирование, основы технологии обследования

Определение и функциональная характеристика органов дыхания и голосообразования. Упражнения для обследования дыхания и голоса, их описание и демонстрация. Определение готовности студента к работе по изучению и коррекции дыхания и голосообразования у детей.

Тема 4. Анализ и оценка строения и подвижности органов артикуляционного аппарата и лица

Определение параметров анализа строения, статики и динамики артикуляционного аппарата и лица. Особенности строения (в онтогенезе и дизонтогенезе). Качественная характеристика движений соответствующих органов. Возможности нахождения и удержания нужного уклада (позы). Особенности переключаемости и др. Составление схемы для проведения фрагмента обследования: мимики лица; артикуляционного аппарата. Демонстрация соответствующих заданий, используемых в этих фрагментах, с последующим анализом и самоанализом образцов выполнения заданий.

Раздел 2. Технология формирования речевого дыхания.

Тема 5. Развитие подвижности мышц лица и артикуляционного аппарата

Отбор и составление комплексов упражнений развития различных параметров движения органов артикуляционного аппарата и лица. Описание, демонстрация, последующий анализ и самоанализ упражнений на развитие объема, точности, целенаправленности движений, возможности фиксации артикуляционных и мимических поз, переключаемости, темпа движений и т.д.

Тема 6. Голосовые, дыхательные и темпо-ритмические упражнения в логопедической работе

Речевое дыхание как основа устной речи. Физические характеристики речевого голоса (интенсивные, частотные и темпоральные компоненты). Отбор упражнений для фрагментов занятий по развитию дыхания и голоса. Описание, демонстрация и последующий анализ и самоанализ образцов упражнений, направленных на совершенствование дыхания, на развитие силы, высоты голоса, темпа и ритма речи.

Раздел 3. Технология формирования и коррекции речевых звуков.

Тема 7. Техника проведения артикуляционной гимнастики на этапе подготовки органов артикуляционного аппарата к постановке звуков

Характеристика звуков речи, уточнение особенностей их артикуляции и фонации. Отбор, описательная характеристика и демонстрация артикуляционных упражнений, необходимых для постановки звуков, относящихся к различным фонетическим группам (свистящие, шипящие, вибранты и т.д.).

Сочетание артикуляционных упражнений с элементами дыхательной и голосовой работы. Формирование артикуляторно-дыхательной координации. Анализ и самоанализ проведения фрагментов артикуляционной гимнастики.

Тема 8. Техника постановки звуков

Способы постановки конкретных звуков, их описание и демонстрация. Анализ и самоанализ использования студентами соответствующих способов постановки свистящих, шипящих, аффрикат и др. звуков.

Тема 9. Техника автоматизации и дифференциации звуков

Содержание и распределение речевого материала, последовательность работы по автоматизации и дифференциации конкретных звуков. Особенности начального и завершающего этапов работы над звуком (звуками) в рамках автоматизации и дифференциации. Моделирование фрагментов занятий по автоматизации и дифференциации звуков.

Тема 10. Техника перспективного и текущего планирования работы над звукопроизношением при сложной дислалии разной этиологии

Определение примерного порядка работы по коррекции звуков в случае нарушения многих звуков из разных фонетических групп. Разработка перспективных и текущих планов индивидуальных замятий по автоматизации и дифференциации звуков. Соблюдение в процессе планирования программных требований и учет данных онтогенеза в становлении звукопроизношения у детей. Анализ и самоанализ материалов планирования.

Тема 11. Развитие ритмоинтонационной стороны речи в процессе занятий по произношению

Идея сочетания занятий по автоматизации и дифференциации звуков с работой над дыханием, голосом, различными параметрами интонации и ритмом.

Специально-ориентированный отбор речевого материала и упражнений для занятий по произношению, постановка дополнительных задач к используемым упражнениям: произношение слоговых рядов разной длины на одном выдохе; восприятие и проговаривание автоматизированных рядов, стихов, потешек, пословиц определенном темпе (с изменением темпа), с определенной громкостью (с изменением громкости звучания), с использованием определенной высоты голоса (с изменением высоты); восприятие и произношение высказываний, построенных по соответствующим ИК (повествование, вопрос, побуждение и т.д.); задания на акцентуацию и паузирование.

Моделирование и проведение фрагментов занятий, включающих рассмотренные разделы работы. Анализ и самоанализ фрагментов занятий.

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:

  1. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики : учебно-методическое пособие / Г. А. Волкова. - СПб. : Детство-Пресс, 2003. - 144 с.

  2. Логопедия : учебник для вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др. ; под ред. Л. С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 703 с.

  3. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения: Гласные и свистящие : методическое пособие / Л. Н. Павлова, М. Н. Теречева. - Спб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 236, [1] с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Алмазова Анна Алексеевна, к п. н., доц

    Документ
    «Материалы для организации и проведения самостоятельной работы слушателей факультета переподготовки специалистов по дефектологии по дисциплинам предметной подготовки (ДПП)»
  2. Министерство образования российской федерации утверждаю Заместитель Министра образования Российской Федерации (1)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию учитель-логопед, соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе Российской Федерации “Об образовании”, Конвенции о правах ребенка.
  3. 358 пед/сп государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальность 031600 Сурдопедагогика Квалификация

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя-сурдопедагога по специальности 031600 - Сурдопедагогика при очной форме обучения 5 лет.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальность 031600 Сурдопедагогика

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя-сурдопедагога по специальности 031600 Сурдопедагогика при очной форме обучения 5 лет.
  5. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования (11)

    Образовательный стандарт
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0312 Преподавание в начальных классах (повышенный уровень

Другие похожие документы..