Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Розуміючи, що без належної фінансової підтримки вирішення питань соціально-економічного розвитку сільради неможливе, голова та виконавчий комітет пос...полностью>>
'Документ'
Координатором ECTS від університету є заступник проректора з навчальної та науково-методичної роботи к.т.н., доцент Лисенко Геннадій Леонідович. м. В...полностью>>
'Документ'
Одной из главных задач конференции является привлечение молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепление ее в этой сфере....полностью>>

Михаил Мухамеджанов (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Михаил Мухамеджанов

Горною тропой

Повесть

Часть 1

Москва , 2007 год

От редакции.

Хотите узнать что-то новое, необычное и интересное? А попутешествовать по Таджикистану, о котором, как выясняется, не имеешь никакого представления, посетив его, даже прожив там долгое время? Хотите поразмышлять о жизни, поспорить, заодно чему-нибудь поучиться, например, как завязать знакомство при любых даже самых неподходящих для этого условиях и подружиться на всю оставшуюся жизнь? А не заинтересует ли вас, скажем, как влюбить в себя кого-то, даже если он этого не желает, или организовать выгодное, интересное дело в буквальном смысле из ничего?

Тогда очень советуем прочитать эту книгу. Если внимательно понаблюдать за самой обычной жизнью, как считает ее автор, меркнут любые, самые захватывающие детективные, приключенческие и фантастические сюжеты.

Таджикский паренек, не желающий подчиниться ущемляющему его достоинство решению старейшин рода, убегает из дома и случайно попадает в Россию, в столицу. Казалось бы, что в этом такого необычного и интересного? Сколько таких же парней и девушек покидают родной дом в поисках лучшей доли? Оказывается, в этом-то и кроется та цепь увлекательных и захватывающих событий, которые удивляют, заставляют задумываться и даже подсказывают, как найти выход из многих сложных жизненных ситуаций.

Столкновение двух различных миров со своими абсолютно противоположными, полярными мировоззрениями, менталитетами и традициями, приводит к самым непредвиденным, удивительным, часто и трагикомичным ситуациям. Подчас они настолько нереальны и фантастичны, что возникает естественное желание, поддакнуть автору: «Мол, давай, заливай дальше»! Придумано ли все это, подсмотрено, или происходило на самом деле – понять непросто, однако не стоит делать поспешных выводов. Только глубже и внимательней окунувшись в ту атмосферу, которая окружает героя, начинаешь понимать, почему он оказывается то суперменом, то ловким, удачливым дельцом, то личностью, достойной уважения.

Думаем, что эта книга обязательно найдет отклик в сердце каждого читателя, поэтому мы с радостью и воодушевлением приняли участие в ее издании. Без сомнения она актуальна и необходима, так как затрагивает такие важные и сложные вопросы человечества, как предназначение самого человека на земле, его любовь к родине, родным и близким, а так же один из наиважнейших вопросов - дружба и взаимопонимание людей различных вероисповеданий и национальностей.

Правила хорошего тона не позволяют членам редакции высказывать своих отзывов, дабы не навязывать своего мнения, однако следует отметить, насколько они были единодушны, закрывая последнюю страницу. И объединяли их лишь два момента: удовольствие от знакомства с удивительными персонажами и вопрос – а что же дальше?

Поэтому от всей души пожелаем автору дальнейших творческих успехов, а нам, издателям и читателям новых и скорых встреч с его творчеством.

Мухамеджанов Мухамеджан Абидович

Таджик, 1951г. р., проживает в Москве с женой и сыном.

Высшее образование получал в трех столичных ВУЗах. Физик, инженер-экономист и литератор.

Трудиться начал с 1966 г. в Таджикистане. Работал на нескольких предприятиях Москвы и М. О., начиная с должности инженера до заместителя генерального директора авиационного объединения. Занимался научной деятельностью, предпринимательством.

Член-корреспондент РАН, заслуженный авиастроитель, мастер спорта СССР, изобретатель СССР, член Союза писателей России.

Неоднократно отмечался правительственными наградами и премиями, среди которых: Государственная, Ленинского комсомола, «золотая медаль ВДНХ», орден «За заслуги перед отечеством 2 степени».

В 1995 г. в результате тяжелого заболевания и операции на сердце активную трудовую деятельность вынужден был прекратить, после чего занялся общественной и литературной деятельностью.

В 1997г. организовал Клуб любителей поэзии и авторской песни при Физическом институте РАН. С этого времени пишет статьи, рассказы, стихи, музыку к ним и исполняет свои песни.

Активно участвует в деятельности многих национальных диаспор, обществ и землячеств. Является почетным членом таких организаций, как Союз еврейских религиозных общин при хоральной синагоге, Союз армян России, Культурный центр Таджикистана в России.

Дважды успешно участвовал в качестве журналиста в выборах мэров Подмосковных городов Юбилейного и Климовска.

В 1998г. вышел в свет первый сборник его стихов «Городские напевы». С этого времени публикуется в различных российских издательствах. В 2005г. вышел аудиодиск с песнями «Покуда Господь не призвал нас к ответу». В этом же году стал лауреатом фестиваля авторской песни «Голубые озера».

Несколько слов от автора:

Салам Алейкум, мой дорогой и уважаемый читатель!

Прежде всего, хочу поблагодарить тебя за то, что ты взял в руки эту книгу! Значит, появилась надежда, что мы станем добрыми друзьями. Очень хочется, чтобы ты об этом не пожалел и не разочаровался. Наш народ считает, что добрый сосед, верный друг или просто хороший знакомый – это самые драгоценные дары Аллаха, которые воздаются за праведную жизнь, добрые, справедливые дела и поступки. С этими людьми можно поделиться невзгодами, сокровенными мечтами, а главное – счастьем созерцать этот мир, радоваться жизни, открывая что-то новое, доселе неизведанное. Мы таджики стараемся никогда не отказываться как от старых, так и от новых друзей. И это одна из причин, заставивших меня «взять в руки перо».

Другой, не менее важной причиной стало то, что меня об этом неоднократно просили.

Рассказывая друзьям и знакомым о своей далекой и чудесной Родине, я видел, с каким пристальным, неподдельным вниманием меня слушали и просили рассказать что-нибудь еще. Это и понятно, многое, о чем я говорил, являлось для них полным откровением. Ведь я открывал им другой, совершенно незнакомый для них мир. А он стоит того, чтобы о нем знать, и не только ради праздного любопытства. Иногда начинало казаться, что, как пришелец с другой планеты, я рассказываю им о какой-то иной, внеземной цивилизации. Вначале меня это удивляло и даже забавляло. Почему я, по их же мнению, не обладающий способностью кратко и достаточно ясно изложить свои мысли, так надолго приковываю их внимание? Ответ оказался простым и, увы, очень грустным. Отсутствие или скудность информации, особенно в последнее время сделало мою родину абсолютно закрытой, а посещение почти всех самых крупных книжных магазинов и библиотек Москвы убедило меня в этом окончательно. К своему удивлению я не обнаружил о нас, таджиках никакой печатной продукции, в том числе: книг, даже советских, не говоря уже о географических картах, путеводителях, аудио и видео продукции. Примерно такая же картина наблюдалась и в Интернете.

Сложилось такое впечатление, что нашей республики не существует, как впрочем, той же Киргизии, Узбекистана. А ведь это странно и обидно. Русские, киргизы, узбеки и таджики прожили бок обок в одном государстве семьдесят лет при Советской власти, около двух веков при Российской империи, и не осталось даже упоминания об этом. Неужели наши древние, богатые культурным наследием земли стали вдруг никому не интересны?

К счастью, не все жители России, как и их соседи, утратили интерес друг к другу, о чем свидетельствуют многочисленные и самые разнообразные общества дружбы между народами, вечера – встречи, круглые столы, конференции. И это радует. Значит, не потеряна еще надежда на то, что мы продолжим нашу долгую, проверенную временем дружбу и восстановим теплые, добрососедские отношения.

Довольно часто приходится слышать, как россияне выражают неудовольствие по поводу «нашествия» в Россию так называемых гостерарбайтеров. Россиян понять можно. Все это особой радости не вызывает. Одних только таджиков в Москве и Московской области в настоящее время по неофициальным данным пребывает около миллиона. И ведь это все активная, трудоспособная, жадная до работы армия, отнимающая рабочие места у местного населения и обесценивающая расценки за труд. Но ведь их можно понять. Не от хорошей жизни они оказались здесь, чтобы трудиться за гроши, проживая в нечеловеческих условиях. И раз уж так сложилось, что абсолютно всем приходится глубоко переживать общую трагедию развала некогда огромной страны, тем более необходимо знать, кто эти люди, почему оказались здесь?

Проживший большую часть жизни в России и знающий жизнь обоих народов с «изнанки», я наблюдаю, как мои соотечественники часто не в состоянии понять россиян. Впрочем, и вы имеете о нас смутное, иногда и довольно превратное представление. Причем, в последнее время эта тенденция усилилась. А ведь это может привести к непредсказуемым, скорее всего, губительным для всех народов последствиям.

Потому-то мне и захотелось правдиво рассказать о своем народе, развеять о нем устоявшиеся мифы и небылицы. А главное, очень хотелось, что бы ты понял, что наш древний, мудрый и доброжелательный народ тоже хочет жить в мире, согласии, что у него есть много того, чему следовало бы и поучиться.

Последние годы показали, что исламский фундаментализм остался чужд рассудительным, не расположенным к фанатизму и экстремизму таджикам. А ведь это могло бы явиться ключом для понимания всего мусульманского мира.

Россия для таджиков всегда была и останется добрым, отзывчивым соседом и товарищем. С ее помощью многие народы, в том числе и наш обрел государственность. Неоценима ее помощь в развитие науки, культуры и промышленности. Таджики помнят, ценят это и стараются не порывать с ней теплых дружеских, добрососедских отношений.

Россияне уже давно заметили, что таджики – добросовестные, прилежные трудяги, не требующие окриков и понуканий. Чем бы они ни занимались, во все присутствуют уважительность, тактичность, какие-то особенные, уже непривычные, вернее, увы, давно забытые для цивилизации терпеливость и честность. Редко когда услышишь их повышенные голоса, не говоря уже о серьезных разборках, драках, что свидетельствует не о забитости, а о внутренней культуре, впитанной с молоком матери. Для этого достаточно посмотреть, с какой чистотой содержатся их жалкие лачуги, иначе и не назовешь то убогое пристанище, которое им предоставляется хозяевами – работодателями. И в чистоте стараются содержать они не только места своих обитаний и работы, но и духовность. А для этого стоило бы обратить внимание на коврик для намаза и какую-нибудь память о далекой родине в виде народных песен на кассетах или томиков стихов своих поэтов.

Встретить пьяного, грубящего таджика на московских улицах, к сожалению, уже можно, но это скорее редкое исключение, чем правило. При этом следует заметить, что трудятся они здесь так называемым «вахтовым» методом, что говорит об их ответственности перед своими семьями, которые они любят и порывать с ними, как и с родиной, не собираются.

Да, конечно же, им не хватает знаний, квалифицированных кадров, опыта, не все они «белые и пушистые». «В семье не без урода» - гласит народная мудрость, не все выдерживают трудности суровой, нелегкой жизни, забывают Аллаха, такие понятия, как совесть, честь, становясь на шаткую и скользкую криминальную тропу. И все же радует, что в большинстве своем это тоже исключения.

Таджики – единственный оседлый народ в Средней Азии. Веками он отвоевывал у гор и пустынь мертвые территории, превращая их в цветущие сады и оазисы. Недаром таджикские дехкане славятся как прекрасные оросители земли, и своей любовью к ней схожи и с российскими крестьянами, и прибалтийскими фермерами, и казацкими станичниками. Без выходных, в любое время года, под палящим солнцем обрабатывают они свои клочки земли верным своим другом и помощником – кетменем. Им они дробят камни, роют арыки, строят города, дороги, а порой и отстаивают свою независимость.

Нелегкий труд, суровые природные условия сделали таджика рациональным, терпеливым, научили ценить жизнь и все, что она дает. Поэтому он бережливый, вдумчивый, радушный и гостеприимный хозяин, считающий, что худой мир лучше любой, даже самой малой вражды.

В качестве иллюстрации хотелось бы привести один случай из личной жизни.

В 80-ом году наша семья из трех человек переехала в довольно большую, по тем временам, московскую четырехкомнатную квартиру. Соседей это очень раздражало, как, впрочем, и районные власти, с которыми пришлось даже судиться. Никого не интересовало, что добились мы этого путем размена.

А, в дополнение к этому, я еще и «совершенно обнаглел», купив автомобиль.

Наши новенькие «Жигули» явились причиной, из-за которой каждое утро и каждый вечер приходилось выслушивать негодование соседей. Увы, не могу себе позволить дословно передать на бумаге то, что они высказывали. В России нецензурно выражаются многие женщины, даже дети.

Собрав четырнадцать таких же «счастливых» обладателей авто, которых третировали так же, как и меня, я предложил им попробовать совместно уладить этот конфликт. Боже, каких только предложений я не услышал? Например, «полить лавочку со злобными старухами керосином и поджечь», или «каждый вечер, соблюдая график, обливать лавочку какими-нибудь зловонными химикатами. Автор этой идеи готов был приносить с работы дихлорэтан. Другой ярый автолюбитель, которому разбили лобовое стекло, предложил «сложиться и регулярно платить местной шпане, чтобы она периодически «разбиралась» с нашими обидчицами».

Когда же я предложил уладить все мирным путем, на меня посмотрели как на умалишенного. И сколько я ни увещевал их, что это живые, нормальные люди, и среди них могут оказаться наши бабушки, матери, все было тщетно. Более того, озлобление некоторых автолюбителей дошло до того, что они были готовы усадить на эту лавочку своих жен, тещ, чтобы «удавить их вместе с этими зловредными старухами». В результате громких и грубых дебатов с моим предложением согласились только двое, остальные, уходя, заявили, что «в этом идиотизме принимать участие не собираются».

Оставшись втроем, мы соорудили стол из старой, выброшенной на помойку двери и двух ящиков. Накрыли все это разовой скатертью, заставили вином, фруктами и конфетами. Пока все это проделывалось, семь женщин на лавочке настороженно наблюдали за нами, недовольно ворча по поводу наших действий. Когда наш импровизированный стол был придвинут к лавочке, они и вовсе повскакали с нее, разразившись громким негодованием и дружными криками.

Мои компаньоны опешили, а мне не оставалось ничего другого, как улыбнуться, поздравить бабушек с престольным праздником и предложить присоединиться к нашему застолью. На какое-то время женщины оторопели, но, увидев, что наши помыслы чисты, а желания искренни, растерянно переглянулись и озадачились.

- А у меня свои соленые огурчики есть, - робко предложила одна бабушка.

- А мы и не откажемся! – дружно воскликнули мы.

- А я бы грибочки маринованные принесла, - уже улыбнулась другая.

Как ты понимаешь, через каких-нибудь десять-пятнадцать минут стол буквально ломился от яств. Несли все: квашеную капусту, домашнюю наливку, фрукты, овощи, пироги.

Только одна женщина из семи не участвовала в празднике, как потом сама же призналась, по своей «дурости».

Этот вечер как-то сам собой превратился в праздник. К середине вечера образовалось уже три таких стола. К нам присоединялись люди, проходившие мимо, выглядывавшие из окон, даже из соседних подъездов и дворов. Вынесли гитару, баян и магнитолу. Ну, а какое застолье без танцев и песен?

Ну, и результат превзошел все ожидания. Мало того, что нам удалось решить вопрос с сохранностью наших автомобилей, мы умудрились еще и сдружить весь подъезд. Начать с того, что в нем перестали гадить, портить стены и лифт неприличными надписями, а на подоконниках появились горшочки с цветами. Позже детям разрешили разрисовать стены настоящими красками. При очередном ремонте маляры долго не решались закрашивать «этакую сказочную красоту».

Люди стали здороваться, улыбаться, ходить друг к другу в гости, устраивая дружные, шумные застолья. Я видел, как две соседки за столом обнимались и долго смеялись, вспоминая, как прежде «травили друг другу жизнь», выливая помои под дверь, пачкая, извиняюсь, дерьмом дверные ручки, забивая замочные скважины паклей. А ведь до Москвы, как оказалось, они жили в соседних деревнях.

Безусловно, что решение бытовых конфликтов таким образом, присуще не только нашему народу, однако случилось так, что именно он сумел это сохранить и подсказал мне, как поступить в данной ситуации.

Многих моих друзей и знакомых часто удивляло, как это мне удается находить такие оригинальные и «мудрые» выходы из весьма сложных жизненных ситуаций? По-молодости я порой и сам не понимал, как это получается, объясняя это везением, благополучным стечением обстоятельств. Осознание пришло несколько позже. Оказывается, в роли моего доброго, мудрого подсказчика часто выступал мой народ. Народ никогда плохому не научит, наоборот, всегда подскажет, как легче перенести горе, как быстрее прийти к желанной цели. И вот уж в чем мне действительно повезло, так это в том, что меня научили прислушиваться к его голосу и понимать его душу.

Хочу предупредить, что данное повествование является абсолютным художественным вымыслом, но основанным на реальных фактах и героях, срисованных с самых настоящих людей. Не берусь утверждать, что все исторические события отражены в соответствии с действительностью, но я и не ставил перед собой такой задачи. Я описывал только то, о чем слышал, и свидетелем чего довелось побывать. И свою главную задачу вижу в том, чтобы внести свою лепту в понимание, что дружба между народами различных мировоззрений, менталитетов и вероисповеданий – единственный способ мирного существования и противостояния злу, которое пытается уничтожить нашу прекрасную жизнь на земле.

Считай, что ты попал в гости к таджику, и он по законам гостеприимства постарался тебя развлечь и убедить в том, что и наш народ умеет дружить, любить и быть за это благодарным.

От всей души хочу поблагодарить своих друзей и близких, прежде всего Фрейдина Якова Николаевича и жену Галину Михайловну за то, что именно благодаря их помощи, стало возможным написание и издание этой книги.

Храни Всесильный и Всемилосердный всех нас от невзгод, болезней, пороков и неудач!

С глубоким уважением и искренней признательностью

Мухамджан Мухамеджанов

Отсюда не увидишь снежных гор

и ароматов не вдохнешь знакомых,

тех, что впитали улица и двор,

и каждый уголок родного дома.

И не услышишь, как журчит арык,

прорытый еще дедами моими.

С годами забывается язык,

меняются друзья, дома и имя.

С годами начинаешь понимать,

что Родину себе не выбирают,

как мы не выбираем себе мать.

И лишь они одни нам все прощают

И я, возможно, умер от тоски,

когда б ни звук «рубаба» или «ная»*,

да томики Айни и Рудаки,

хранящие тепло родного края.

ПОБЕГ

-1-

Южное, утратившее свои испепеляющие силы солнце медленно закатывалось за скалистые, голые горы. Косые лучи небесного светила позолотили седые, снежные шапки вершин и покрыли склоны темно-синими, местами фиолетовыми тенями. В сухом, быстро остывающем воздухе стала четче отчерчиваться линия горизонта. Величественный Памир погружался в сумерки.

По каменистому дну огромного ущелья Муксу Джилга* словно скорый поезд неслась могучая, грозная и своенравная река, кристально чистые и шумные воды которой собирали три ее младшие сестры: Сельдары, Саукдары и Каинда*. Причем, первую поили снега самого огромного памирского ледника Федченко*, а последнюю – одни из самых высочайших вершин мира – два пика Коммунизма и Ленина*. Понятно, что, падая с семи километров над уровнем моря, одна только Каинда передавала старшей сестре мощь, сравнимую, если только с энергией нескольких атомных станций.

Отсюда, с полукилометровой высоты западного склона необузданная строптивица Муксу была видна на довольно длительном протяжении. Река восхищала и завораживала.

Беснуясь в тисках красноватых склонов урочища Ходжатау*, единым, стремительным, извивающимся потоком, проносилась она среди скал, набирая силы на многочисленных порогах, водопадах и перекатах. Казалось, что ничто не могло остановить ее неукротимого бега, сокрушающего на своем пути все мыслимые и немыслимые преграды. Однако горы оказывали ей достойное сопротивление, заставляя ее смиряться и подчиняться своей воле. Одно такое укрощение во всей своей красе можно было наблюдать там, где ущелье делало резкий, почти перпендикулярный поворот вправо.

Яростно обрушиваясь на почти отвесную, монолитную скалу, с неимоверным грохотом, гигантскими брызгами и разбрасывая камни, бурлила она в западне, не находя иного выхода, пробивала себе новый путь через нагромождение каменных глыб и врывалась в расширяющееся ущелье уже несколькими потоками. Те, в свою очередь, каскадами водопадов скатывались по порогам и, продолжая рассыпаться на более мелкие протоки, ручьи, ручейки, теряли неудержимый напор и превращали плоское, безжизненное дно в зеленую, цветущую долину.

Глядя на этот чудесный, наполненный жизнью оазис, возникший среди суровой, каменной пустыни, особенно остро ощущалось, какой живительной, поистине магической силой обладает вода. Стоило чуть унять ее беснующуюся мощь, как из злобного, яростного монстра она превращалась в мирного, доброго чародея, который тотчас начинал творить чудо, даруя жизнь этой скуповатой для плодородия смеси камней, песка и глины. Недаром жители этого горного края так ценят, понимают и уважают воду, из поколения, в поколение, передавая секреты ее укрощения.

Да, в памирских снежных шапках воды хватает, даже слишком, но попробуй обуздать падающие с них горные потоки? Даже в предгорьях и долинах нелегко загнать их в рукотворные арыки. И хотя там реки уже спокойней и миролюбивей, еще неизвестно, что они могут выкинуть в следующий момент. Во всяком случае, верный друг местного жителя - кетмень* всегда должен быть под рукой, чтобы углубить канаву, возвести запруду или водоотвод. Иначе, не допусти Аллах, вода уничтожит плодородные поля, сады, огороды, жилище, а то и саму жизнь. Неуважение, оплошность, любой, даже малейший неоправданный спор с этой грозной стихией может обойтись слишком дорого.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Михаил Мухамеджанов (2)

    Документ
    С любовью и нежностью вспоминаем мы тот период жизни, когда мир для нас был по-особенному добрым, уютным и беззаботным, а небо – удивительно светлым, безоблачным и теплым.
  2. Super Dance XXL

    Документ
    Soundbluntz – Billy Jean. 9. Mad’House – Like A Prayer. 10. Beatchuggers Featuring Eric Clapton – Forever man. 11. Milk & Sugar Featuring John Paul Young – Love Is In The Are
  3. Путь Абая. Том 1 Мухтар Ауэзов

    Документ
    Выдающегося казахского советского писателя, крупнейшего ученого — академика Академии наук КазССР, доктора филологических наук, профессора и видного общественного деятеля Мухтара Ауэзова знают не только в его родной советской стране,
  4. Әлеуметтану социология

    Документ
    - Алматы: Қарасай, 007.- 384 б. Дана саны:15 (инв. 15 ; инв/сыз. 0) С51(0)53 Әлемдік әлеуметтану антологиясы: 10 томдық / ҚР Ә 5 Мәдениет ж-е ақпарат мин-гі, Ақпарат ж-е мұрағат комитеті, Мем.
  5. Врамках программы «Прометей» Павлодар 2007 удк ббк 63. 3(5Каз) и 69

    Книга
    Книга содержит исторические сведения по области в целом. Предметом исследования является история развития области за 70 лет, административно-территориальные реформы, изменение национального состава населения, сведения об экономике,

Другие похожие документы..