Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
У наш час, здається, не можна прожити і дня, не почувши цього підступного і інтригуючого слова. Про неї кажуть, з нею борются, її бояться. Що ж таке ...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится в 16-00 часов "16" мая 2006г. на заседании диссертационного совета Д.002.015.05 в Институте философии РАН по адресу: 11984...полностью>>
'Документ'
Центральная проблема современного бизнеса заключается не в дефиците товаров, а в дефиците потребителей. Мировые производители в основной своей массе ...полностью>>
'Закон'
Основа вал. системы РФ – российский рубль, введен в обращение в 1993 г. С переходом к нему (на смену советскому) не было зафиксировано золотое содерж...полностью>>

Методические рекомендации по акушерству для самоподготовки студентов 4 курса

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА АКУШЕРСТВА И ГИНЕКОЛОГИИ

ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО АКУШЕРСТВУ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

СТУДЕНТОВ 4 КУРСА

МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

КУРСК. 2002

УДК 618.2/7:618.1 (075.8)

ББК 57.1

М 54

Методические рекомендации по акушерству для самоподготовки студентов 4 курса медико-профилактического факультета., Курск, 2002. - 25 с.

Методические рекомендации составлены на основании типовой «Программы по аушерству и гинекологии » для студентов ВУЗов (Москва, 1994), утвержденной Начальником УУЗ Минздравмедпрома РФ от 20.06.1994 и рабочей программой КГМУ, утвержденной в 12.04.1999 г.

Коллектив авторов: проф. М.Г.Газазян, доценты Н.А.Пономарева, Т.С.Иванова, А.С.Лебедев, И.С.Лунева, Е.Н.Ангалева, ассистенты, к.м.н. Л.В. Якунина, И.Н.Поляков, В.Н.Рыбников, Т.А.Миронова, А.Б. Хурасева,

ассистенты О.Ю. Иванова, С.В.Духов, О.С.Хуцишвили.

Рецензенты:

  • д.м.н., проф., зав. кафедрой акушерства и гинекологии ФПО КГМУ Б.Ф.ХУРАСЕВ

  • к.м.н., доц. кафедры акушерства и гинекологии Орловского мед.института ОГУ С.П.ПАХОМОВ

ISBN

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО АКУШЕРСТВУ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ IV КУРСА

№ п/п

Наименование практических навыков

Их обязательное выполнение в количестве не менее

1.

Наружное обследование беременных и рожениц (определение позднего срока беременности, измерение таза, приемы Леопольда, выслушивание сердцебиения плода и т.д.)

5

2.

Бимануальное внутреннее исследование рожениц

2

3.

Ассистенция при приеме нормальных родов

3

4.

Прием нормальных родов

1

5.

Осмотр родовых путей с помощью зеркал

1

6.

Первичный туалет новорожденного

1

7.

Осмотр последа

3

8.

Вскрытие плодного пузыря в родах

1

9.

Ассистенция при зашивании разрывов шейки матки, промежности

2

10.

Ассистенция при проведении акушерских операций (наложение акушерских щипцов, кесарево сечение и др.)

1

11.

Участие в ведении родов в тазовом предлежании

1

12.

Участие в проведении мероприятий по борьбе с маточными кровотечениями в родах

2

13.

Участие в реанимационных мероприятиях новорожденного

2

14.

Проведение туалета родильниц

2

15.

Определение ранних сроков беременности

3

16.

Ассистенция при операции искусственного прерывания беременности ранних сроков

2

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ПРИМЕНЯЕМЫЕ

В АКУШЕРСКОЙ ПРАКТИКЕ

1. Сердечно-сосудистые средства.

  1. дигоксин

  2. строфантин

  3. коргликон

  4. норадреналин

  5. адреналин

  6. допамин

  7. сульфокамфокаин

  8. кордиамин

  9. ксантинола-никотинат

  10. лидокаин

  11. трентал, агапурин

  12. магния сульфат

  13. апрессин

  14. дибазол

  15. пентамин

  16. нитроглицерин

  17. нитронг

  18. пропранолол

  19. гемитон клофелин

  20. допегит

  21. капотен (каптоприл)

  22. эналаприл

  23. новокаинамид

  24. компламин

2. Диуретики.

  1. Фуросемид (лазикс)

  2. Гипотиазид

  3. Спиронолактон (альдактон, верошпирон)

  4. триампур

3. Желудочно-кишечные средства.

  1. Атропин

  2. Платифиллин

  3. Метацин

  4. Церукал

  5. Альмагель, маалокс

  6. Ранитидин

  7. Висмута субцитрат (де-нол)

  8. Фестал, мезим-форте

  9. Имодиум (лоперамид)

  10. Дисакодил

  11. Эссенциале

  12. Глутаминовая кислота

  13. Гордокс, трасилол

  1. Бронхолоитические, муколитические.

  1. эуфиллин

  2. теофедрин

  3. теофиллин (ретафил)

  4. сальбутамол

  5. фенотерол (беротек)

  6. бромгексин

  7. калия йодид

  8. трава термопсиса

6. Антимикробные, противогрибковые, противовирусные средства.

  1. Ьензилпенициллин

  2. Ампиокс

  3. доксициклин

  4. Гентамицин

  5. Канамицин

  6. амикацин

  7. Стрептомицин

  8. Рифампицин

  9. Эритромицин

  10. Спирамицин (ровамицин)

  11. тетрациклин

  12. Линкомицин

  13. олететрин

  14. Цефазолин (кефзол…)

  15. Цефотаксим (клафоран)

  16. Ципрофлоксацин (сифлокс)

  17. Норфлоксацин

  18. Имипенем

  19. Ванкомицин

  20. сульбактам

  21. Диоксидин

  22. Фталазол

  23. Нитроксолин

  24. Метронидазол

  25. клиндамицин

  26. Бисептол

  27. Нистатин

  28. Леворин

  29. Хлорфиллипт

  30. Флуконазол

  31. миконазол

  32. Пимафуцин (натамицин)

  33. Амфотерицин

  34. Ацикловир

7. Нестероидные противовоспалительные, аналгетики

  1. аспирин

  2. диклофенак (вольтарен)

  3. индометацин (метиндол)

  4. анальгин

  5. промедол

  6. морфин

  7. фентанил

  8. дроперидол

  9. сомбревин

  10. калипсол

  11. кетамин

  12. новокаин

  13. кетопрофен

  1. Глюкокортикостероиды, анаболические стероиды, гормоны,

утеротоники, токолитики.

  1. Гидрокортизон

  2. Преднизолон

  3. дексаметазон

  4. Триамцинолон (полькортолон)

  5. Бекотид

  6. Ретаболил

  7. Гонадотропин хорионический

  8. Фолликулин

  9. Эстрадиола бензонат

  10. Синестрол

  11. Прогестерон

  12. Окситоцин

  13. анаприлин

  14. Метилэргометрин

  15. Энзапрост

  16. Партусистент

  17. Алупент

  18. Гинипрал

  19. Этанол

  20. Лекоптин (феноптин)

  21. Простенон

  22. Трава пастушьей сумки

  23. Оксипрогестерон капронат

  24. Дюфастон

  25. Фемоден (фемостон)

  26. Регулон

  27. Логест

  28. Триквилар

  29. Диане-35

9. Средства, влияющие на гемостаз.

  1. Гепарин

  2. Фенилин

  3. Аминокапроновая кислота

  4. Кальция хлорид

  5. Троксевазин (венорутон)

  6. Аспирин

  7. Тиклопедин (тиклид)

  8. Курантил

  9. Протамина сульфат

  10. Гордокс

  11. Контрикал

  12. Этамзилат (дицинон)

10. Десенсебилизирующие, иммуномодуляторы.

  1. Супрастин

  2. Димедрол

  3. Пипольфен

  4. Тавегил

  5. Фенкорол

  6. Диазолин

  7. Кетотифен

  8. Т-активин

  9. азатиоприн

11. Средства, влияющие на ЦНС, обмен веществ, витамины

  1. диазепам (сибазон,реланиум,седуксен)

  2. аминазан

  3. дроперидол

  4. амитриптилин

  5. циннаризин (стугерон)

  6. кавинтон (винпоцетин)

  7. пирацетам (ноотропил)

  8. церебролизин

  9. аскорбиновая к-та

  10. цианокобаламин

  11. аллопуринол

  12. рибоксин

  13. ферроплекс (ферроградумент)

  14. феррум-лек (ферковен)

  15. калия оротат

  16. карбутамид (букарбан,оранил)

  17. гликлазид (предиан, диабетон)

  18. глибенкламинд (манинил)

  19. инсулин

12. Плазмозамещающие, дезинтоксикационные.

  1. Реополиглюкин

  2. Полиглюкин

  3. Альбумин

  4. Желатиноль

  5. Плазма нативная

  6. Гемодез

  7. Р-р Рингера

  8. Р-р глюкозы

  9. Натрия гидрокарбонат

  10. трисамин

13. Список «А»

  1. морфин

  2. промедол

  3. фентанил

  4. прозерин

  5. атропин

  6. метацин

  7. платифиллин

  8. теофедрин

  9. стрихнин

  10. пилокарпин

  11. фенилин

  12. дигоксин

  13. строфантин

  14. изоланид

СХЕМА ИСТОРИИ РОДОВ

I. Паспортная часть

1. Наименование учреждения.

2. Фамилия, имя, отчество роженицы.

3. Возраст.

4. Национальность.

5. Образование.

6. Профессия и место работы.

7. Адрес.

8. Семейное положение.

9. Дата и время поступления в роддом.

II. Жалобы с детализацией (время появления жалоб): выясняется причина поступления женщины в роддом (схватки, боли, излитие околоплодных вод и др. осложнения беременности или родов или по направлению врача женской консультации).

III. Анамнез.

1.Общий: а) заболевания, перенесенные в детстве (рахит, скарлатина, дифтерия и др.) и в дальнейшем (заболевания сердца, почек, болезнь Боткина, туберкулез, венерические заболевания);

б) заболевания в семье (сифилис, туберкулез, алкоголизм, психические, опухоли и др.);

в) здоровье мужа, заболевания мужа (венерические, психические, алкоголизм).

2. Акушерско-гинекологический: а) с какого возраста менструальная функция? Установилась сразу, не сразу, по сколько дней, через сколько дней, скудные, умеренные, обильные, болезненные, безболезненные;

б) дата последней менструации;

в) половая жизнь с какого возраста? Какой по счету брак?

г) гинекологические заболевания;

д) течение предыдущих беременностей, родов (каков исход, масса детей, состояние их здоровья, особенности и осложнения родов, течение послеабортного и послеродового периода);

е) течение настоящей беременности (в первой половине ранний токсикоз, угрожающей выкидыш, кровотечение и др., дата первого шевеления плода; во второй половине - гестоз, заболевания сердечно-сосудистой системы, почек и т.п., лечилась амбулаторно или стационарно, сколько раз посетила женскую консультацию, прошла ли психопрофилактическую подготовку к родам. Прибавка в весе за беременность).

IV. Общий статус.

Общее состояние беременной (роженицы), головная боль, ясность зрения, телосложение. Рост в см, масса в кг. Наружный осмотр: костный скелет; цвет кожи и видимых слизистых; молочные железы, степень их развития, форма сосков; брюшная стенка (пигментация, пупок); подкожная клетчатка; отеки, их локализация и выраженность. Органы кровообращения: осмотр, пальпация, пульс, АД на правой и на левой руках, аускультация (ясность тонов, наличие шумов и др.). Органы дыхания (осмотр, перкуторные данные, аускультация). Органы пищеварения: состояние слизистой рта, влажность языка, десен, зубов, зева; живот мягкий, при пальпации болезненный или нет, симптомы раздражения брюшины; печень, селезенка). Мочевыделительная система (симптом поколачивания; частота мочеиспускания, болезненное или нет, цвет мочи; анализ мочи на белок). Нервная система (спокойная или беспокойная, уравновешена, легко возбудима и т.п.).

V. Лабораторные данные (на момент курации).

Группа крови, резус-принадлежность (если резус отрицательный - титр антител), анализ крови и мочи из обменной карты.

VI. Акушерское исследование.

1) Размеры таза: distantia spinarum, distantia cristarum, distatia trochanterica, conjugata externa (см). Четыре пары косых размеров (соотношение левых и правых). Ромб Михаэлиса: длинник (размер Тридандани), поперечник (размер Литцмана). Размер Франка. Индекс Соловьева.

Окружность живота (см),. Высота дна матки над лоном (см0. Лонно-затылочный размер головки плода (см).

2) Положение плода (продольное, косое, поперечное), позиция (I, II), вид (передний, задний). Предлежащая часть (головка, ягодички, отсутствует) и отношение ее к тазу роженицы (над входом, прижата ко входу, малым или большим сегментом во входе в малый таз, в полости (широкой, узкой части) малого таза, в выходе таза).

Сердцебиение плода (где выслушивается, количество в одну минуту, ясное, приглушено, глухое, ритмичное, аритмичное, шум сосудов пуповины).

Родовая деятельность (боли, схватки, когда начались, регулярность, частота схваток, продолжительность, сила, болезненность). Выделения из влагалища (выделения слизистые, подтекают светлые околоплодные воды, когда точно начали подтекать воды, кровянистые, сукровичные и т.д.).

3) Влагалищное исследование (число месяц, час, минута). Состояние наружных половых органов, цвет слизистой входа во влагалище, характер выделений. Состояние влагалища: емкость его, складчатое, рубцовые изменения. Функциональная оценка степени зрелости шейки матки (укорочена, сглажена), отношение ее к проводной оси таза (по центру, эксцентрична), открытие шейки матки в см, края зева матки (мягкие, плотные, растяжимые, нерастяжимые, ригидные, во время схваток плотнеют или нет). Плодный пузырь (цел, во время схваток наливается или плоский, отсутствует).

Характер предлежащей части, в какой плоскости малого таза находится, расположение по отношению к симфизу, крестцу, синклитизм, асинклитизм.

Направление стреловидного шва, месторасположение малого и большого родничков.

Тщательная оценка костей малого таза (размер диагональной конъюгаты, выраженность крестцовой впадины, ширина ее, наличие костных экзостозов, опухолей, высота лона, лонный угол, поперечный размер плоскости выхода малого таза).

Характер влагалищных выделений).

VII. Предполагаемый срок родов:

- по менструации;

- по первому шевелению плода;

  • по первой явке в женскую консультацию;

- по выдаче декретного отпуска;

- по формуле Жорданиа;

  • по формуле Скульского.

VIII. Предполагаемая масса плода:

- по формуле Жорданиа;

- по формуле Якубова

-по формуле Джонсона

IX. Допустимая кровопотеря (по Константинову):

- физиологическая - 0,25-0,3% массы тела женщины;

- предельно допустимая - 0,5% массы тела женщины.

X. Диагноз и его обоснование.

Диагноз ставится на основании жалоб, данных анамнеза, признаков беременности, данных наружного и внутреннего исследования.

В диагнозе указывается срок беременности, предлежание, период родов на момент курации, оценка таза, размеры плода, затем выставляются возможные осложнения со стороны матери (таз, излитие вод, аномалии родовой деятельности и т.п.) и плода (крупный плод, асфиксия), экстрагенитальная патология и т.д.

XI. Предполагаемый план ведения данных родов.

Течение и исход родов зависит от размеров таза, головки плода и способности ее к конфигурации, характера родовой деятельности, осложнений в родах и общего состояния роженицы.

Описать все моменты предполагаемого механизма данных родов. Затем составьте подробный план ведения родов по периодам у данной роженицы, учитывая ее состояние и акушерскую ситуацию.

XII. Клиническое течение родов.

Клиническое течение родов должно быть описано согласно наблюдениям куратора за данной роженицей.

В первом периоде родов куратор пишет дневник наблюдения (через каждые 2 часа), в котором отмечает следующее: дата, время, общее состояние роженицы, жалобы, пульс, АД, родовая деятельность, где находится предлежащая часть плода, состояние плода, физиологические отправления, выделения из половых путей. После каждого дневника в истории родов пишутся назначения по ведению данных родов и куратор ставит свою подпись.

П
о мере необходимости в I периоде родов производится влагалищное исследование (план записи смотрите выше), после которого ставится диагноз и делаются назначения (данные о темпе родов вносятся в партограмму).

Второй период родов описывается более подробно (дневники наблюдения пишутся каждые 10-15 мин). Отмечают общее состояние, пульс, АД, характер потуг, где находится головка, состояние плода (сердцебиение оценивается после каждой потуги).

Подробно описывается техника и принцип защиты промежности. Подробно описывается рождение плода (время, дата, вид предлежания), пол масса, рост, оценка по шкале Апгар, меры борьбы с асфиксией (отсасывание слизи и т.д.), перевязка пуповины. Подробно описать порядок обработки пуповины, первичный туалет новорожденного, профилактику гонобленореи. При недоношенности указать признаки таковой. Паспортизация новорожденного.

Третий период - последовый. Необходимо перечислить и описать признаки отделения плаценты (Альфельда, Шредера, Клейна, Микулича, Довженко, Штрассмана, Малиновского, Кюстнера-Чукалова) и методы ее выделения (Абуладзе, Гентера, Креде-Лазаревича, Эпштейна). Описать механизмы отделения плаценты (по Шультце, Дункану).

После рождения последа описывают его размеры, массу, целостность долек и оболочек, длину пуповины, наличие гематом, инфарктов, петрификатов и т.д.

Затем описывают общее состояние родильницы: пульс, АД, состояние матки (высота стояния дна, плотность), выделения из влагалища, общую кровопотерю.

Подробно описывается подготовка и сама операция осмотра шейки матки в зеркалах и наружных половых органов. В случае нарушения их целостности - наложение швов.

В последующем ведется тщательное наблюдение за родильницей в первые 2 часа после родов, записывается дневник: общее состояние, температура, пульс, АД, уровень стояния дна матки, плотность, болезненность, характер лохий, их количество.

После этого родильница переводится в послеродовое отделение.

XIII. Течение послеродового периода.

На данном этапе куратор ежедневно проводит осмотр родильницы и запись дневника с обязательным указанием следующих данных: жалобы, общее состояние родильницы, сон, аппетит, кожа и видимые слизистые, пульс, АД, температура. Состояние молочных желез и сосков (нагрубание, болезненность, гиперемия, трещины). Лактация. Высота стояния дна матки (после опорожнения мочевого пузыря), консистенция ее, болезненность при пальпации. Характер лохий (кровянистые, сукровичные, серозные, слизистые, гнойные и др.). Стул. Мочеиспускание. Состояние промежности (швы и т.д.).

XIV. Резюме родов (эпикриз).

Роженица К., перво- (повторнородящая), возраст, поступила в роддом с диагнозом "Беременность... и т.д.", а затем описываются характерные особенности родов: начало родов, время излития околоплодных вод, динамика родовой деятельности, состояние плода, роженицы, осложнения, пособия в родах. Исход родов. Длительность I-II-III периодов родов. Общая продолжительность родов. Общая кровопотеря в родах. Течение послеродового периода и периода новорожденности. Осложнения при родах, их анализ.

В каком состоянии (общее состояние, пульс, АД, кожа и видимые слизистые, температура, молочные железы и соски, сердце, легкие, живот, высота стояния дна матки, консистенция матки, лохии, стул, диурез), родильница выписывается домой под наблюдение врача женской консультации. Указывается конкретно продолжительность послеродового отпуска на основании течения данной беременности и родов.

XV. Окончательный диагноз (выносится на лицевую сторону истории)

XV1. Советы родильнице при выписке.

В послеродовом периоде в организме женщины происходят сложные физиологические процессы обратного развития. В это время могут возникнуть различные заболевания воспалительного характера. Чаще всего это зависит от нарушения санитарно-гигиенического режима самой женщины. Поэтому родильнице перед выпиской необходимо дать некоторые советы: как мыть тело, как часто принимать душ, когда можно посещать баню, как производить туалет наружных половых органов, продолжительность сна, объем физических нагрузок, физические упражнения, когда можно возобновить половую жизнь, методы контрацепции, вопросы гигиены питания, когда явиться к врачу женской консультации, как проводить туалет ребенку, когда можно его купать, режим кормления, как организовать прогулки с ребенком, уголок ребенка и другие рекомендации о режиме и уходе за ребенком.

Подпись куратора. Резюме и оценка ассистента.

ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: ФИЗИОЛОГИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ.

  1. ВВЕДЕНИЕ. Знание физиологии репродуктивной системы, как основы акушерско-гинекологической науки, обязательно для врача любой специализации.

  2. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ. В результате изучения темы студент должен знать: анатомо-физиологические особенности женского организма в разные периоды жизни, физиологию половой сферы в репродуктивном возрасте, уровни и гормоны регуляции маточно-менструального цикла, процессы их становления в пубертате и изменения в пре- и климактерическом периодах, методы обследования в гинекологии и тесты функциональной диагностики. Уметь: собрать анамнез, объективно обследовать, провести тесты функциональной диагностики и уметь их трактовать.

  3. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ. При изучении темы необходимы знания общей физиологи, патофизиологии, анатомии, эндокринологии.

  4. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

  1. Анатомия женских половых органов.

  2. Периоды жизни женщины.

  3. Физиология половых органов (составить схему регуляции маточно-менструального цикла). Женские половые гормоны.

  4. Методы обследования в гинекологии.

5. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.

1.В.И.Бодяжина, К.Н.Жмакин – Гинекология, Москва, «Медицина», 1977.

2. В.П.Сметник, Л.Г.Тумилович – Неоперативная гинекология (руководство для врачей), книга 1, СОТИС, Санкт-Петербург,1995.

6. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.

  1. Какие органы относятся к женской половой системе?

  2. Какие различают периоды в жизни женщины?

  3. Последовательность обследования гинекологических больных.

  4. Перечислите основные жалобы гинекологических больных.

  5. Какую информацию получаем при осмотре вульвы и входа во влагалище?

  6. Какие данные получаем при двуручном влагалищном исследование?

  7. Что такое биопсия? Какие существуют виды биопсии?

  8. Показания для пункции брюшной полости через задний влагалищный свод?

  9. Показания для зондирования полости матки?

  10. Противопоказания для зондирования полости матки?

  11. Что такое пертубация маточных труб?

  12. Что такое гидротубация фелопиевых труб?

  13. Перечислите эндоскопические методы исследования в гинекологии.

  14. Какие вы знаете рентгенконтрастные методы исследования в гинекологии?

  15. Сколько различают степеней чистоты влагалища? Характеристика 1,2,3,4 степени чистоты влагалища?

  16. Перечислите тесты функциональной диагностики в гинекологии.

  17. Перечислите женские половые гормоны.

  18. Назовите фазы яичного цикла. Назовите фазы маточного цикла.

  19. Показатели нормального овариально-менструального цикла.

  20. Как называются первые месячные?

  21. Что такое меноррагия? Что такое метроррагия?

  22. Что такое гиперменорея? Что такое полименорея? Что такое пройоменорея?

  23. Как называется болезненная менструация?

  24. Что такое аменорея?

  25. Что такое менопауза?

  26. Какой цикл называется ановуляторным?

ЗАНЯТИЕ № 2

ТЕМА: Физиология беременности. Ведение беременности.

Методы обследования беременных.

  1. ВВЕДЕНИЕ. Беременность  физиологическое состояние. Важно, чтобы будущие врачи были знакомы с физиологическими изменениями, возникающими в организме женщины в период нормально протекающей беременности. Знание основ физиологической адаптации к беременности позволяет своевременно и правильно оценить нарушения гомеостаза, выявить и предупредить патологические нарушения.Врач, проводящий дородовое наблюдение должен владеть методами обследования беременных с целью профилактики, раннего выявления болезней матери и плода.

  2. Цель самоподготовки. В результате изучения темы студент должен знать: особенности физиологической адаптации к беременности и родам, принципы ведения беременных женщин в современных условиях. Уметь: определять по клиническим и лабораторным данным основные показатели адаптации к беременности, выслушать беременную женщину, дать ей необходимые и обоснованные советы по питанию, физической активности, сексуальной жизни, помочь отказаться от вредных привычек, создать доверительные отношения между женщиной и врачом при первой консультации, диагностировать беременность и определять ее срок на основании предположительных, вероятных, достоверных признаков беременности, оценивать лабораторные методы диагностики беременности, данные общего и акушерско-гинекологического анамнеза, произвести физикальное исследование рост, вес, исследование по органам и системам, акушерское обследование беременной.

  3. Исходный уровень знаний. Для лучшего освоения занятия студенту необходимы знания анатомии, физиологии, пропедевтики.

  4. План изучения темы.

1) Определение понятия «норма беременности».Факторы адаптации в системе крови и кровообращения, в почечном и печеночном кровотоке, дыхательной системе. Масса тела во время беременности. Питание беременной. Физическая активность во время беременности. Образ жизни и сексуальное поведение беременной женщины.

2)Диагностика беременности и определение ее срока. Предполагаемая дата родов и предполагаемый вес плода. Оценка общего и акушерско-гинекологиче-ского анамнеза. Гинекологическое исследование. Наружное акушерское исследование (приемы Леопольда). Определение срока беременности по величине матки. Измерение таза.

5. Рекомендуемые источники информации.

1) Айламазян Э. К. «Акушерство» М., 1999.

2) Акушерство. Справочник Калифорнийского университета. Под редакцией К. Нисвандера, А. Эванса. –2000.

3) Зильбер А.П., Шифман Е.М. Акушерство глазами анестезиолога. Т. 3.—Петрозаводск.—1997.

4) Серов В.Н., Стрижаков А.Н., Маркин С.А. Руководство по практическому акушерству. М., 1997.

5. Лекция. Физиология беременности. Ведение беременных.

6. Задания, обязательные при самоподготовке:

1) Выделить основные факторы адаптации во время беременности. Дать советы, в которых нуждается беременная женщина: по рациональному питанию, физической нагрузке, здоровому образу жизни, сексуальной культуре. Выделить основные признаки беременности. Запомнить способы подсчета предполагаемой даты родов, предполагаемого веса плода.

На фантоме овладеть приемами Леопольда, и наружного измерения таза.

7. Вопросы для самоподготовки.

  1. Дайте определение понятию норма беременности.

  2. С какого срока беременности начинает возрастать объем циркулирующей крови (ОЦК).

  3. Укажите средние цифры увеличения ОЦК.

  4. Как изменяются показатели Ht, Эр, Hb во время беременности?

  5. Что вы знаете о фетальном гемоглобине во время беременности?

  6. Какие показатели лейкоцитоза во время физиологической беременности?

  7. Укажите особенности свертывающей системы при физиологической беременности.

  8. Назовите основные показатели производительной работы сердца при не

осложненном течение беременности.

9) Как изменяется печеночный, почечный кровоток во время физиологической беременности?

10) Назовите основные параметры адаптации дыхательной системы во время беременности и родов.

11) Сколько килограмм должна прибавить женщина к концу беременности?

12) Сколько ккал./сутки должна употреблять беременная ?

13) Употребление, каких пищевых добавок научно обосновано во время физиологической беременности?

14) Чем опасно во время беременности употребление алкоголя, наркотиков, курения?

15) Назовите предположительные, вероятные, достоверные признаки беременности.

16) Предложите формулы подсчета предполагаемой даты родов.

17) Предложите методы подсчета предполагаемого веса плода.

18) Как определяется срок беременности по величине матки?

19) Назовите размеры наружного измерения таза

20) Перечислите лабораторные и инструментальные исследования, которые следует выполнить при первом обращении беременной.

21) Сколько раз за время беременности необходимо произвести УЗИ скрининг (по рекомендации МЗ РФ), и на каких сроках?

22) Как часто беременная женщина должна посещать врача?

23) На какие показатели общего состояния должен обращать внимание врач при амбулаторном наблюдении за беременной?

ЗАНЯТИЕ № 3.

ТЕМА: КЛИНИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ И ВЕДЕНИЕ РОДОВ.

1.ВВЕДЕНИЕ. Знание клинического течения родов и умение провести нормальные роды является фундаментальной основой родовспоможения и необходимо врачу любой специальности.

2. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ. В результате подготовки и изучения темы студент дол-жен знать: признаки начала родов, периоды родов, оценить прогресс родовой деятельности; уметь: оценить родовую деятельность, прогресс родов, провести психофизиологическое обезболивание, оказать пособие при нормальных родах.

3. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ. Знание и умение объективного обследования беременных, сбора анамнеза, анатомия костей таза и мышц тазового дна. Анатомия матки.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: 1. Сбор и оценка анамнеза. 2. Объективное обследование: а) определение наружных размеров таза; б) пальпация живота; в) аускультация сердцебиения плода; г) влагалищное исследование (по возможности); д) дополнительные измерения; е) определение срока беременности и предполагаемой даты родов, массы внутриутробного плода, кровопотери в родах; ж) участие в ведении и приеме родов; з) участие в осмотре родовых путей и ушивании разрывов мягких тканей; и) определение целости последа. 3. Выписка рецептов на лекарственные препараты по теме занятия.

4. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

  1. Изучить родовые изгоняющие силы. Знать признаки начала родов, деление родов на периоды. Изучить процессы, происходящие в миометрии.

  2. Нарисовать «партограмму» (динамику открытия шейки матки и опускания головки плода в течении родов) для перво- и повторнородящей.

  3. Представить в виде граф-логической схемы биомеханизм родов.

6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. В.И. Бодяжина, К.Н. Жмакин, А.П. Кирющенков. Акушерство. М., «Медицина», 1986.

2. Акушерство под редакцией Г.М. Савельевой. М., «Медицина», 2000.

3. «Акушерство» учебник для ст-тов мед.ВУЗов, Савельева Г.М. М., 2001

  1. Кафедральные лекции.

7. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Что такое роды (partus)?

2. По каким критериям плод считается жизнеспособным?

3. Как классифицируются роды в зависимости от срока беременности?

4. Что означает понятие «предвестники (предшественники) родов»?

5. Сколько и какие периоды родов выделяют по их клиническому течению?

6. Классификация родов по продолжительности.

7. Что считается началом II периода родов, как определяется продолжительность периода изгнания и чему она равна в норме?

8. Что относится к изгоняющим силам?

9. Что такое контракция? Что такое ретракция? Что такое дистракция?

10. Как исчисляется продолжительность последового периода и какая продолжительность его в норме?

11. Физиологическая роль околоплодных вод и плодного пузыря.

12. Какие классифицируют отхождение околоплодных вод в зависимости от времени их излития?

13. Что такое биомеханизм родов? Какой биомеханизм родов считается нормальным?

14. Что такое вставление головки?

15. Что такое ведущая точка на предлежащей части?

16. Как называется третий период родов?

17. Какие существуют признаки отделения последа? Перечислите их.

18. Классификация кровопотери в родах по Константинову.

19. Как осуществляется профилактика кровотечения после рождения плода?

ЗАНЯТИЕ № 4.

ТЕМА:ТЕЧЕНИЕ И ВЕДЕНИЕ

НОРМАЛЬНОГО ПОСЛЕРОДОВОГО ПЕРИОДА.

  1. ВВЕДЕНИЕ. Знание особенностей клинического течения и ведения физиологического послеродового периода является основой профилактики различных послеродовых осложнений, частота которых составляет около 30-40% и имеет тенденцию к возрастанию.

  2. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ. В результате подготовки и изучения темы студент должен знать: особенности течения, длительность пуэрперия, возможные осложнения его и меры профилактики, методы послеродовой контрацепции.

Уметь: оценить течение послеродового периода (степень инволюции матки, состояние лактации), провести беседу о соблюдении гигиены и профилактике послеродовых осложнений осложнений, подобрать индивидуальные методы контрацепции.

  1. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ. Важно из курса анатомии и физиологии вспомнить анатомо-физиологические особенности женских половых органов и молочных желез; а также санитарно-профилактические мероприятия в стационаре и жилище.

  2. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

  1. Классификация, особенности течения и ведения послеродового периода.

  2. Инволютивные процессы, происходящие в органах и системах родильницы, особенности инволюции матки, регенеративных процессов в эндометрии и шейке матки.

  3. Становление лактации. Клиника послеродовых осложнений и мероприятия по их профилактике.

  4. Мероприятия по предупреждению нежелательной беременности в послеродовом периоде и в отдаленное время.

  5. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: Сбор и оценка анамнеза (специального анамнеза).Объективное обследование родильницы по органам и системам органов с акцентом на обследование живота, матки, грудных желез, промежности. Измерение таза, высота стояния дна матки.Оценка лохий. Выписка рецептов на лекарственные препараты по теме занятия.

5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. В.И. Бодяжина, К.Н. Жмакин, А.П. Кирющенков. Акушерство. М., «Медицина», 1986.

2. Акушерство под редакцией Г.М. Савельевой. М., «Медицина», 2000.

3. В.И. Кулаков, В.Н. Серов. Руководство по планированию семьи. 1997. С. 214-221.

4. Кафедральные лекции.

7. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

  1. Продолжительность послеродового периода.

  2. Что такое инволюция матки? Какие признаки (процессы) характеризуют инволюцию матки?

3. Укажите динамику уменьшения массы матки за счет инволюции ее с учетом длительности послеродового периода.

4. Назовите основные причины, от которых зависит быстрота (скорость) инволюции.

5. Как осуществляется инволюция шейки матки в послеродовом периоде?

6. Что такое лохии? Какое количество лохий выделяется в первые 8-10 дней послеродового периода?

7. Укажите изменение характера лохий в течение нормального послеродового периода.

8. Что такое лохиометра, ее причины?

9. Что такое молозиво, его характеристика?

10. Когда после родов начинается отделение (секреция) грудного молока?

11. Под воздействием какого гормона гипофиза происходит процесс образования молока?

12. Чем отличается молозиво от зрелого грудного молока?

13. Есть ли различие между женским и коровьим молоком, используемым для кормления ребенка в отсутствие грудного молока?

14. Перечислите основные профилактические мероприятия послеродовых инфекционно-септических заболеваний в стационаре.

15. Время первого прикладывания здорового ребенка к груди здоровой родильницы и режим кормления детей.

16. Мероприятия по профилактике и лечению нагрубания желез.

17. Продолжительность послеродового декретного отпуска.

18. Когда происходит после родов восстановление менструальной функции?

19. Какие методы контрацепции рекомендуются в послеродовом периоде не кормящим грудью родильницам?

20. Назовите объем лечебных мероприятий при гипофункции молочных желез.

ЗАНЯТИЕ № 5

ТЕМА: АКУШЕРСКИЕ ОСЛОЖНЕНИЯ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

(КРОВОТЕЧЕНИЯ ПРИ БЕРЕМЕННОСТИ).

1.Актуальность. Акушерские кровотечения при беременности всегда были основной причиной материнской летальности и перинатальной смертности ,поэтому знание этого осложнения беременности является обязательным для любого человека, имеющего лечебный диплом. Исход родов при этой патологии зависит от быстроты и квалифицированности оказанной помощи.

2.Цель самоподготовки. В результате подготовки и изучения темы студент должен знать:

1)Основные причины возникновения кровотечений при беременности.

2)Диагностические клинические признаки предлежания, отслойки плаценты

3)Тактику ведения беременности и последовательность оказания экстренной помощи при предлежании и ПОНРП в зависимости от степени тяжести выявленной патологии.

4)Основные осложнения, которые возникают после кровотечения на фоне предлежания и ПОНРП.

Уметь: 1)Оценить результаты ультразвукового исследования при уточнении степени тяжести ПОНРП. 2)Провести дифференциальную диагностику между предлежанием плаценты и ПОНРП. 3)Разработать последовательность мероприятий при оказании экстренной помощи при центральном или боковом предлежании плаценты, при ПОНРП 1-й,2-й и 3-й степени тяжести.

3.Исходный уровень знаний. Для лучшего усвоения темы необходимы знания: строение плаценты, формирование маточно-плацентарного кровообращения, миграция плаценты во время беременности, диагностика степени тяжести геморрагического шока, ДВС – синдром, диагностика и лечение.

4.План изучения темы. Для усвоения материала по данной теме, рекомендуется следующая последовательность ее изучения:

  1. Формирование плаценты и маточно-плацентарного кровотока;

  2. Патогенез, основные причины и механизм кровотечения при ПОНРП и предлежании плаценты

  3. Диагностика различных вариантов локализации плаценты. Понятие о низкой локализации и предлежании плаценты

  4. Дифференциальная диагностика между предлежанием и ПОНРП

  5. Клиническая классификация 3-х степеней тяжести ПОНРП; последовательность мероприятий при экстренной помощи и возможные осложнения

  6. Прегравидарная подготовка как метод профилактики предлежания и ПОНРП плаценты.

5. Рекомендуемые источники информации:

1) Лекционный материал, учебники по акушерству

2) «Акушерство и гинекология». Руководство для врачей и студентов. Перевод с английского William W., Beck Y. Под общей редакцией Савельевой Г.М., Москва 1997г.

3) Организация экстренной медицинской помощи в акушерско-гинекологической практике. О.И.Линева. Учебно-методическое пособие. Самара, 1997

4) Руководство по эффективной помощи при беременности и родах. Мэррей Энкин, Марк Кейрс и соавт., Санкт –Петербург 1999г.

5) Руководство по практическому акушерству. СеровВ.Н. и соавт., М. 1997,

6.Задания, обязательные при самоподготовке:

1) Составить последовательность мероприятий во время остановки кровотечения при ПОНРП и при центральном предлежании плаценты на разных сроках беременности (20-24 нед., 30-34нед.,36-38нед.)

2) Экстренная помощь и последовательность мероприятий при геморрагическом шоке и ДВС на фоне прдлежания плаценты и ПОНРП на сроке 35-37 нед.

    1. Вопросы для самоподготовки:

1) Какие патологические состояния могут быть причиной кровотечения при беременности?

  1. Какие патологические состояния могут быть причиной кровотечения во второй половине беременности?

  2. Перечислить возможные акушерские операции и методы родоразрешения при частичном предлжании плаценты

  3. Дифференциальная диагностика предлежания плаценты, ПОНРП и разрывов матки

  4. Дифференциальная диагностика степени тяжести ПОНРП по клиническим симптомам

  5. Перечислите основные признаки и симптомы которые характерны для предлежания плаценты

  6. Какие мероприятия следует провести в первую очередь, если у пациентки в 37 недель беременности возникло кровотечение из влагалища, не сопровождающееся болями ?

  7. В каких случаях возможно проведение влагалищного исследования при подозрении на предлежание плаценты ?

  8. Перечислите признаки и симптомы, характерные для предлежания плаценты

  9. Перечислите основные признаки и симптомы, характерные для тяжелой формы отслойки плаценты

  10. Тяжелая форма ПОНРП приведет к каким осложнениям?

ЗАНЯТИЕ № 6.

ТЕМА: АКУШЕРСКИЕ ОСЛОЖНЕНИЯ РОДОВ

I. КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ - ознакомить студентов с различными акушерскими осложнениями родов с акцентом на анатомически и клинически узкий таз, патологию плаценты, кровотечение в последовом и раннем послеродовом периоде.

II. ЭТАПЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ:

1. В родильном блоке проводится курация рожениц в разных периодах родов.

2. Проводится диагностика различных осложнений родов и тактика ведения родов при них.

3. При отсутствии женщин с различными осложнениями родов проводится клинический анализ историй родов из банка по теме занятия.

III. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ.

1. Наличие рожениц в родильном блоке. 2. Наличие историй родов с различными осложнениями. 3. Тазомер, сантиметровая лента, акушерский стетоскоп, тококардиограф, УЗИ-аппарат. 4. Тесты для самоконтроля усвоения материала и задачи по теме занятия с эталонами ответов.

IV. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ.

1. Сбор и оценка жалоб и анамнеза (спецанамнеза).

2. Наружное акушерское и внутренне исследование рожениц с акцентом на диагностику срока беременности и периода родов, характера родовой деятельности и темпа родов, анатомическую и функциональную оценку таза, разновидности излития околоплодных вод, оценку кровопотери в последовом и раннем послеродовом периодах.

3. Выписка лекарственных препаратов, применяемых для регуляции родовой деятельности и лечения кровотечений в родах и раннем пуэрперии (спазмолитики, сокращающие, обезболивающие, реолитики, кровезаменители и др.).

V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1) В.И. Бодяжина, К.Н. Жмакин, А.П. Кирющенков. Акушерство. М., «Медицина», 1986.

  1. Акушерство под редакцией Г.М. Савельевой. М., «Медицина», 2000.

3) Организация экстренной медицинской помощи в акушерско-гинекологической практике. О.И.Линева. Учебно-методическое пособие. Самара, 1997

4) Руководство по эффективной помощи при беременности и родах. Мэррей Энкин, Марк Кейрс и соавт., Санкт –Петербург 1999г.

6. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Как называются осложнения родов в зависимости от времени излития околоплодных вод? Какие осложнения родов возможны при несвоевременном излитии вод?

2. Какой таз принято считать анатомически узким? Как классифицируются анатомически узкие тазы?

3. Классификация анатомически узких тазов по степени сужения.

4. Какие осложнения для женщин в родах возможны при анатомически узком тазе?

5. Осложнения для плода при узком тазе?

6. Какие признаки (симптомы) позволяют судить о соотношениях между тазом рожениц и головкой плода? Как классифицируются клинически узкие тазы по Р.И. Калгановой?

7. От каких условий зависит течение и исход родов при анатомически узком тазе?

8. Какие формы аномалий родовой деятельности различают?

9. Перечислите основные причины аномалий родовой деятельности.

10. На основании каких данных устанавливают диагноз первичной слабости родовой деятельности?

11. Перечислите противопоказания к стимуляции родовой деятельности.

12. Что такое партограмма?

13. Какие современные методики используют для родостимуляции при первичной слабости родовой деятельности?

14. Перечислите клинические признаки дискоординации родовой деятельности.

15. Показания для кесарева сечения при аномалиях родовой деятельности.

16. признаки прогрессирующей отслойки нормально расположенной плаценты в родах.

17. Перечислите классификационные степени предлежания плаценты.

18. Назовите основной симптом предлежания плаценты.

19. Тактика при обильном кровотечении у беременных с боковым предлежанием плаценты.

20. Как классифицируется кровопотеря в родах?

21. Перечислите причины кровотечения в III периоде родов.

22. Перечислите признаки отделения плаценты.

23. Перечислите показания для ручного отделения и выделения последа.

24. Перечислите причины кровотечения в раннем послеродовом периоде.

25. Перечислите основные симптомы при задержке частей последа.

26. Основные симптомы гипотонического кровотечения.

27. Перечислите основные симптомы кровотечения, связанного с нарушением свертываемости крови.

28. Перечислите акушерские причины ДВС-синдрома.

29. Как осуществляется профилактика гипо- и атонических кровотечений в последовом и раннем послеродовом периодах?

30. Последовательность мероприятий по остановке гипо- и атонических кровотечений в раннем послеродовом периоде.

ЗАНЯТИЕ № 7

ТЕМА: БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ ПРИ ОСНОВНЫХ ВИДАХ

ЭКСТРАГЕНИТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ

  1. ВВЕДЕНИЕ. Актуальность наличия экстрагенитальной патологии у беременных женщин заключается во взаимном отрицательном влиянии беременности и родов на течение экстрагенитальной патологии и , наоборот, отрицательное влияние на течение беременности и родов, что повышает материнскую и перинатальную заболеваемость и смертность. Заболевания сердца у беременных встречаются в 0,4-8%: гипертоническая болезнь- у 4-5%, приобретенные пороки сердца- у 7-8%. Частота гестационного пиелонефрита у беременных колеблется от 13 до 30%, гломерулонефрита- 0,1-0,2%, мочекаменной болезни- 0,1-0,35%, одной почки (после нефроэктомии)- 0,1-1% женщин, анемия- до 70%. Частота сахарного диабета составляет до 5-6% от общего числа родов.

  2. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ. В результате подготовки и изучения темы студент должен знать: клинические симптомы при основных видах экстрагенитальной патологии, тактику ведения беременных в женской консультации (3-х кратная плановая госпитализация: куда? когда? и цель?), течение и осложнения беременности на фоне экстрагенитальной патологии, симптомы декомпенсации экстрагенитальной патологии при беременности, сроки и тактику родоразрешения. Уметь: собрать правильно анамнез, объективно обследовать беременных по органам и системам, поставить клинический диагноз, выявить осложнения беременности, деонтологически и юридически грамотно провести беседу с беременными женщинами.

  3. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ. При изучении темы необходимо освежить знания: пропедевтики, других клинических дисциплин, физиологических изменений в организме женщин в связи с беременностью.

  4. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ. Представить в виде алгоритма тактику ведения беременности на фоне экстрагенитальной патологии:

  1. Изучить цель первой плановой госпитализации, ориентироваться в заболеваниях и состояниях, при которых вынашивание беременности противопоказано.

  2. Ориентироваться в осложнениях беременности, выявляемых при второй плановой госпитализации. Методы их диагностики и возможной терапии.

  3. Уяснить сроки третьей (дородовой) госпитализации, тактику родоразрешения жен-щин с экстрагенитальной патологией.

  4. Изучить сроки, цели, задачи и возможности реабилитации женщин после родоразрешения.

  1. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.

1) «Акушерство» под редакцией Г.М.Савельевой. М., 2000, гл.12.

  1. В.Н.Серов, А.Н.Стрижаков, С.А.Маркин «Практическое акушерство». М., 1989.

  2. М.М.Шехтман «Экстрагенитальная патология и беременность». Л., 1987.

  3. З.Ш.Гилязутдинова «Экстрагенитальная патология и беременность». М., 1998.

  1. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Актуальность проблемы: беременность и экстрагенитальная патология.

  1. Факторы, определяющие прогноз беременности и родов у женщин с пороками сердца?

  2. Акушерская тактика у беременных с заболеваниями сердца.

  3. При каких заболеваниях сердечно-сосудистой системы вынашивание беременности противопоказана?

  4. Цель плановой госпитализации в 24-28 недель беременности?

  5. Цели для дородовой госпитализации (за 2-3 недели до срока)?

  6. Тактика ведения второго периода родов при сердечно-сосудистой патологии?

  7. Ведение третьего периода родов и раннего послеродового при сердечно-сосудистой патологии?

  8. Противопоказания для вынашивания беременности при заболеваниях почек.

  9. Какие факторы способствуют возникновению гестационного пиелонефрита?

  10. Что такое без симптомная бактериурия, ее диагностическое значение?

  11. Тактика при гнойном пиелонефрите во время беременности.

  12. Что такое гидронефроз? Тактика ведения беременности при нем.

  13. Классификация сахарного диабета при беременности.

  14. Особенности течения сахарного диабета при беременности.

  15. Течение беременности при сахарном диабете.

  16. Противопоказания к вынашиванию беременности при сахарном диабете.

  17. Акушерская тактика при сахарном диабете во время беременности.

  18. Тактика ведения родов при сахарном диабете.

  19. Опасности аппендицита у беременных женщин.

ЗАНЯТИЕ № 8

ТЕМА: АБОРТ И ЕГО ОСЛОЖНЕНИЯ.

СОВРЕМЕННАЯ КОНТРАЦЕПЦИЯ.

  1. ВВЕДЕНИЕ. Частота прерываний беременности до 22 недель в Росси составляет 70%. Поэтому все проблемы, связанные с этой темой (самопроизвольное или искусственное прерывание беременности, причины, осложнения, вопросы «духовности» проблемы) весьма актуальны. Неотемлемой частью данной проблемы являются вопросы планирования семьи и современные методы контрацепции.

  2. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ. В результате подготовки и изучения темы студент должен знать: предположительные и достоверные признаки беременности, классификацию абортов, основные методы искусственного прерывания беременности; показания, условия, противопоказания, технику выполнения и осложнения при них, современные методы контрацепции. Уметь: определить сроки беременности, выявить осложнения аборта, собрать необходимый инструментарий для артифициального аборта, провести санпросвет беседу о вреде аборта, выписывать рецепты необходимых лекарственных препаратов.

  3. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ. Для успешного изучения темы необходимы знания по физиологии женского организма, физиологии беременности, асептики и антисептики, фармакологии.

  4. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

  1. Повторить физиологию беременности (определение ранних сроков, признаки беременности). Изучить классификацию прерываний беременности (по причинам, по срокам, по клиническому течению).

  2. Познакомиться с методами искусственного прерывания беременности.

  3. Знать осложнения прерываний беременности.

  4. Изучить современные методы контрацепции.

  5. Рекомендуемые практические навыки: сбор и оценка жалоб и анамнеза, с акцентом на акушерско-гинекологический анамнез, проведение влагалищного и наружного акушерского исследования, уметь диагностировать беременность и определять сроки её, уметь выявлять показания, условия и противопоказания к различным методам искусственного прерывания беременности, уметь выписывать рецепты на лекарственные препараты по теме занятия

V. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.

  1. В.И.Бодяжина, К.Н.Жмакин, А.П.Кирющенков “Акушерство”, Москва - Медицина, 1986 г.

  2. Г.М.Савельева “Акушерство”, Москва – Медицина, 2000 г.

  3. В.И.Бодяжина, А.И.Любимова, И.С.Розовский “Привычный выкидыш”, Москва – Медицина, 1973 г.

  4. В.И.Кулаков, И.Р.Зак, Н.Н.Куликова “Аборт и его осложнения”, Москва – Медицина, 1987 г.

  5. И.А.Мануилова “ Современные контрацептивные средства”, Москва, 1993 г.

  6. В.И.Кулаков, В.Н.Серов, и др. “Руководство по планированию семьи”, 1997 г.

6. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.

  1. Как классифицируются признаки для диагностики беременности?

  2. Перечислите предположительные признаки беременности.

  3. Перечислите вероятные признаки беременности.

  4. Перечислите достоверные признаки беременности.

  5. Перечислите современные методы диагностики беременности ранних сроков.

  6. Что такое аборт (выкидыш)?

  7. Классификация абортов.

  8. Показания для мини-аборта.

  9. Показания мед. аборта.

  10. Преимущество метода мини-аборта (вакуум – аспирации) перед выскабливанием полости матки.

  11. Сущность метода медикаментозного раннего аборта. Путем введения стероидного гормона RU-486.

  12. Противопоказание к приему RU-486.

  13. Противопоказания к искусственному прерыванию беременности.

  14. Этапы операции медицинского аборта.

  15. Перечислите инструментарий, необходимый для выполнения операции мед. аборта.

  16. Методы обезболивания при операции мед. аборта.

  17. Методы прерывания беременности поздних сроков.

  18. Из какого расчета вводиться интраамниально гипертонический раствор с целью прерывания беременности поздних сроков ?

  19. Кем устанавливаются медицинские показания к прерыванию беременности ?

  20. Медицинские показания к прерыванию беременности.

  21. Социальные показания к искусственному прерыванию беременности.

  22. Перечислите возможные осложнения при искусственном прерывании беременности.

  23. Тактика при самопроизвольном аборте.

  24. Какие различают методы современной контрацепции ?

  25. Виды гормональной контрацепции.

  26. Особенности контрацепции у молодежи.

  27. Условия для хирургической стерилизации.

ЗАНЯТИЕ № 9

ЗАЧЕТНОЕ ЗАНЯТИЕ 1 СЕМЕСТРА.

ЗАНЯТИЕ № 10

ТЕМА: НЕОНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.

ПРОФИЛАКТИКА ОСЛОЖНЕНИЙ.

  1. Введение. С момента рождения плода начинается неонатальный период его жизни, который делится на ранний и поздний. Очень важно для врача любой специальности и даже просто для любого человека знать особенности течения, ведения раннего неонатального периода.

  2. Цель самоподготовки. В результате изучения темы студент должен знать:

  1. гестационные сроки живорожденных младенцев, признаки недоношенности и незрелости,

  2. особенности первичного туалета, ухода, бальной оценки в момент рождения,

  3. целесообразность раннего прикладывания новорожденного к груди,

  4. особенности ведения и ухода за новорожденным в раннем неонатальном периоде,

  5. меры профилактики осложнений, в том числе септических.

Уметь: 1) оценить состояние новорожденного по шкале Apgar, Сильвермана,

2) определить гестационный возраст новорожденного,

3) провести первичный туалет новорожденного,

4) провести пеленание младенца в раннем неонатальном периоде,

5)выписать медикаменты для новорожденного, рассчитать необходимый объем суточного питьевого режима и питания.

  1. Исходный уровень знаний. Для успешного изучения темы студенту необходимы знания физиологии беременности, внутриутробного развития плода, физиологии новорожденного, фармакологические особенности выписывания рецептуры для новорожденных.

  2. План изучения темы.

  1. Классификация родов в зависимости от гестационного срока. Классификация новорожденных по массе тела и в зависимости от гестационного возраста.

  2. Особенности первичного осмотра и оценки новорожденного в родильном зале, первичный туалет, мероприятия по профилактике гнойно-септических осложнений.

  3. Ведение раннего неонатального периода.

  1. Рекомендуемые источники информации.

  1. Акушерство под редакцией Г.М.Савельевой, М., 2000.

  2. Акушерство. Справочник Калифорнийского университета под редакцией К.Нисван-дера, А.Эванса. М., 1999.

  3. Руководств по эффективной помощи при беременности и родах. М.Энкин, М.Кейрс, и др. С.-П.,1999.

  4. Педиатрия под редакцией М., 2000.

  1. Вопросы для самоподготовки.

  1. Какие факторы влияют на внутриутробное развитие плода?

  2. Периоды внутриутробного развития плода развития.

  3. Классификация родов в зависимости от гестационного срока прерывания.

  4. Классификация новорожденных по массе тела в зависимости от гестационного возраста.

  5. Назовите признаки доношенного плода.

  6. Всегда ли младенец с массой тела менее 2 499 гр. – недоношенный?

  7. Назовите признаки физиологической незрелости новорожденного.

  8. По какой шкале проводится оценка состояния новорожденного при рождении?

  9. Что и какие новорожденные оцениваются по шкале Сильвермана?

  10. Какие параметры оценки входят в шкалу Apgar?

  11. Какие параметры оценки входят в шкалу Сильвермана?

  12. Когда необходимо производить санацию верхних дыхательных путей новорожденного?

  13. Чем и когда проводят профилактику гонобленореи у новорожденного?

  14. Как проводится первичный туалет новорожденного?

  15. Целесообразность раннего прикладывания новорожденного к груди.

  16. Какие противопоказания к раннему прикладыванию новорожденного к груди?

  17. Мероприятия по профилактике гнойно-септических осложнений у новорожденного в родильном зале.

  18. Мероприятия по профилактике гнойно-септических осложнений у детей в отделении новорожденных. Режим отделения.

  19. Принципы грудного вскармливания.

ЗАНЯТИЕ № 11

ТЕМА: ГЕСТОЗЫ.

РОЛЬ ЖЕНСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ В ЕГО ПРОФИЛАКТИКЕ

  1. Актуальность. Гестозы – общепринятое (с 1997 г. в России) объединенное понятие токсикозов второй половины беременности, частота которых составляет 18-28%, занимают 1-2 место среди причин материнской смертности и в 50-60% являются причиной перинатальных потерь. Знание ранних симптомов, своевременное обследование и квалифицированное лечение гестозов позволяет избегать тяжелых осложнений для матери и плода.

  2. Цель самоподготовки. В результате подготовки и изучения темы студент должен: Знать:

  • Группу риска по развитию гестоза. Ранние, лабораторные признаки и особенности современного течения гестозов. Классификацию гестозов, шкалы по определению их степени тяжести. Этиологию и патогенез развития гестозов.

  • Принципы терапии и оказания экстренной помощи.

  • Осложнения гестозов и оказание экстренной помощи.

  • Возможности профилактики гестозов и реабилитация после родоразрешения.

  • Приоретет Российской акушерской науки в терапии гестозов. Схема магнезиальной терапии Д.П. Бровкина (1948) и В.Н. Серова (1977), принципы терапии эклампсии В.В.Строганова (1928).

Уметь:

  • Диагностировать гестоз на ранних стадиях его развития.

  • Определить степень тяжести. Провести дифференциальную диагностику с экстрагенитальной патологией (гипертоническая болезнь, заболевания почек, эндокринная патология и др.)

  • Выбрать обоснованную тактику ведения беременности и патогенетическую терапию в зависимости от степени тяжести гестоза.

  • Оказать экстренную помощь при приступе эклампсии.

  1. Исходный уровень знаний.

При изучении темы необходимо повторить: физиологические изменения в сердечно-сосудистой системе и почках при беременности. Из курса патанатомии вспомнить изменения в органах при гестозе. Объем обследования и тактику ведения беременных в женской консультации.

  1. План изучения материала.

  1. Патогенез гестоза представить в виде граф-логической схемы.

  2. Исходя из патогенеза изучить клинические симптомы гестоза.

  3. Ранние лабораторные признаки гестоза. Классификация гестозов. Степени тяжести.

  4. Объем обследования и дифференциальная диагностика.

  5. Тактика ведения беременности и принципы комплексной патогенетически обоснованной терапии в зависимости от степени тяжести и типа гемодинамики.

  6. Принципы родоразрешения беременных с гестозом.

  7. Осложнения гестозов. Последовательность экстренной помощи при тяжелых гестозах. Принципы терапии эклампсии Строганова.

  8. Возможности профилактики гестозов.

  1. Рекомендуемая литература.

  1. Г.М. Савельева «Акушерство» учебник для ст. ВУЗов, М.,2001

  2. В.Н.Серов, А.Н. Стрижаков, С.А. Маркин. «Руководство по практическому акушерству», М., 1997

  3. «Акушерство» Справочник Калифорнийского университета, под ред. К.Нис-вандера, А. Эванса, М., 1999

  4. «Организация экстренной мед.помощи в акушерско-гинекологической практике». О.И.Линева, Самара, 1997

  5. Лекционный материал кафедры.

  1. Задания, обязательные при самоподготовке

  1. Составить граф-логическую схему патогенеза гестоза.

  2. Составить классификацию гестозов по степени тяжести.

  3. Составить в виде таблицы дифференциально-диагностические признаки гестоза и экстрагенитальной патологии.

  4. Представить схему экстренной помощи при эклампсии.

  1. Вопросы для самоподготовки.

  1. Дайте современное понятие «Гестоз».

  2. Сущность этиопатогенеза гестоза.

  3. Особенности современного течения гестозов.

  4. История развития учения о токсикозах второй половины беременности.

  5. Претоксикоз – это еще физиология или разгар заболевания?

  6. Перечислите женщин, входящих в группу риска по развитию гестоза.

  7. Какие ранние симптомы отечного синдрома? Как высчитывается долженствующая прибавка в весе за беременность? за неделю? (по Школьнику).

  8. Методы определения лабильность и дезадаптации сердечно-сосудистой системы.

  9. Ранние признаки протеинурии. Качественное определение протеинурии.

  10. Какие симптомы учитываются при оценке степени тяжести по шкале Виттлингера, Ващилко, Гоека ?

  11. Объем и результаты лабораторного обследования при гестозе.

  12. Как высчитать среднее АД?

  13. Перечислите возможные изменения глазного дна при гестозе.

  14. Патогенетические принципы терапии гестозов.

  15. Можно ли и когда возможно применение мочегонных при гестозе?

  16. Объем инфузионной терапии при гестозе. С чего начать? Назовите основные принципы инфузионной терапии. Какой контроль инфузионной терапии?

  17. Какие гипотензивные препараты применяются при гестозе?

  18. Фамакологические свойства сернокислой магнезии. Назовите токсические симптомы сернокислой магнезии. Какова суточная и курсовая доза магнезии в схеме Бровкина? В зависимости от чего подбирается доза сернокислой магнезии в схеме Серова?

  19. Как и когда проводится управляемая относительная гипотония?

  20. Клинические симптомы пре- и эклампсии. Почему они развиваются?

  21. Осложнения пре- и эклампсии.

  22. Тактика при выявлении симптомов пре- и эклампсии на до госпитальном этапе.

  23. Тактика при выявлении пре- и эклампсии в стационаре.

  24. Последовательность экстренных мероприятий при эклампсии.

  25. Причины материнской смерти при пре- и эклампсии.

  26. Перечислите характерные патолого анатомические изменения при пре- и эклампсии в плаценте, матке, почках, печени, легких, мозгу.

  27. Назовите показания к экстренному кесареву сечению при пре- и эклампсии.

  28. Показания для досрочного родоразрешения при гестозе.

  29. Реабилитация женщин после родоразрешения по поводу гестоза.

ЗАНЯТИЕ № 12

ТЕМА: РОДОВОЙ ТРАВМАТИЗМ МАТЕРИ И ПОДА.

РОДОРАЗРЕШАЮЩИЕ ОПЕРАЦИИ.

  1. ВВЕДЕНИЕ. Частота родового травматизма составляет до 60% у матерей и до 12% у плода, обуславливая общую женскую и детскую заболеваемость. Частота оперативного родоразрешения в основном за счет кесарева сечения составляет 13% в среднем по России (значительно превышая в центральных родовспомагательных учереждениях).

  2. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ. В результате изучения темы студент должен знать: причины, классификацию, тактику ведения и возможные меры профилактики родового травматизма матери и плода; классификацию и разновидности кесарева сечения; уметь: распознать клинику угрожающего родового травматизма и провести своевременную его профилактику, оказать акушерское пособие для профилактики родового травматизма матери и плода, правильно вести родильницу в послеродовом периоде со швами на промежности; своевременно выставить показания для оперативного родоразрешения в родах. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: Сбор и оценка жалоб и анамнеза (спец. анамнеза). Наружное акушерское обследование: пельвиометрия, приёмы Леопольда. Уметь выявлять показания, условия и противопоказания для различных родоразрешающих операций. Умение выписки рецептов на лекарственные препараты по теме занятия.

3. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

  1. Изучить основные разновидности родового травматизма матери и плода, причины их возникновения и возможности прогнозирования их и профилактики.

  2. Изучить основные показания к кесареву сечению, выяснить причины резкого возрастания частоты этой операции за последние годы, положительные и отрицательные стороны этого процесса.

4. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.

В.И. Бодяжина, К.Н. Жмакин, А.П. Кирющенков - Акушерство, М. Медицина, 1986.

Акушерство под редакцией Г.М. Савельевой, М. Медицина, 2000,

В.В. Абрамченко, Е.А. Ланцев - Кесарево сечение в перинатальной медицине. М. Медицина, 1985

А.С. Слепых - Абдоминальное родоразрешение. Л. Медицина, 1986

5. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.

1. Перечислите повреждения, которые относятся к родовому травматизму матери.

2. Классификация разрывов промежности. Классификация разрывов шейки матки.

3. Что такое перинеотомия и эпизиотомия.

4. Классификация разрывов матки по Л.С.Персианинову.

5. Сущность механической теории разрывов матки по Бандлю. Сущность теории разрыва матки по Н.З.Иванову - Я.Ф.Вербову.

6. Акушерская тактика при угрожающем разрыве матки. Акушерская тактика при начавшемся разрыве матки.

7. Объем операции при совершившемся разрыве матки .

8. Причины расхождения и разрыва лонного сочленения.

9. Перечислите виды родового травматизма плода.

10. Разновидности и классификация показаний к операции кесарева сечения.

11. Перечислите условия для операции кесарева сечения.

12. Перечислите противопоказания к операции кесарева сечения.

13. Перечислите возможные осложнения по ходу операции кесарева сечения и после.

14. Объем операции при перитоните после кесарева сечения.

15. Перечислите названия родоразрешающих операций при влагалищном родоразрешении.

16. Осложнения для матери и плода при наложении акушерских щипцов.

17 Что означает и назовите разновидности операции эмбриотомии?

18. Показания и условия для плодоразрушающих операций.

19. Перечислите инструменты, необходимые для проведения плодоразрушающих операций.

ЗАНЯТИЕ № 13

ТЕМА: Кровотечения в последовом и раннем послеродовом периоде.

  1. Введение. Частота кровотечений после родов по данным разных авторов колеблется в широких пределах от 2,7% до 10-11%, в настоящее время не имеет тенденции к снижению и занимает первое место среди причин материнской смертности. Акушерские кровотечения имеют ряд особенностей. Во-первых, акушерские кровотечения часто являются массивными и внезапными. Во-вторых, кровопотеря нередко сопровождается резко выраженным болевым синдромом, приводит к быстрому истощению компенсаторно-приспособительных механизмов, что ведет к полиорганной недостаточнолсти.

  2. Цель самоподготовки: в результате подготовки и изучения темы студент должен знать:

  1. Характеристику физиологической, допустимой и патологической кровопотери. Признаки отделения последа. Методику осмотра последа и целостности родовых путей. Методику выделения отделившегося последа

  2. Причины возникновения кровотечений в последовом и раннем послеродовом периодах. Дифференциально-диагностический ряд между различными видами кровотечений в последовом и раннем послеродовом периода

  3. Необходимые профилактические мероприятия, направленные на предотвращение кровотечений в последовом и раннем послеродовом периодах

  4. Последовательность и методику выполнения мероприятий при кровотечениях в последовом и раннем послеродовом периодах

Уметь:

  1. Определять признаки отделения последа. Применять приемы выделения последа (на фантоме). Проводить осмотр последа. Оценивать целостность родовых путей (осмотр шейки матки, влагалища, тканей промежности) (на фантоме)

  2. Проводить дифференциальный диагноз между гипотоническими, атоническим и коагулопатическими кровотечениями.

3. Исходный уровень знаний: для изучения данной темы необходимы знания пропедевтики, физиологии и патофизиологии, терапии, гематологии, хирургии, анестезиологии и реаниматологии, анатомии и физиологии репродуктивной системы, основ физиологии беременности.

4. План изучения темы:

  1. Изучение лекционного материала, основной и дополнительной учебной литературы

  2. С целью контроля усвоения материала решение вопросов для самоподготовки и ситуационных задач

  3. Составление граф-логических структур и схем этио-патогенеза кровотечений в последовом и раннем послеродовом периодах

5. Рекомендуемые источники информации:

  1. Лекционный материал;

  2. Акушерство и гинекология под редакцией Савельевой Г.М. М.: Медицина, 2001;

  3. Активное ведение родов. Руководство для врачей. Абрамченко В.В. СПб.: «Специальная литература», 1997;

  4. Руководство по безопасному материнству Кулакова В.И. и соавт. М., 1998;

  5. Руководство по практическому акушерству. Серов В.Н. и соавт. М.: «Медицинское информационное агентство», 1997;

  6. Энкин Мэррей и соавт. Руководство по эффективной помощи при беременности и родах: Пер. с англ. СПб.: Нормед – Издат., 1999.

6. Задания, обязательные при самоподготовке:

  1. Составить схему патогенеза возникновения гипотонических кровотечений и коагулопатических кровотечений в последовом и раннем послеродовом периодах

  2. Составить грф-логической структуры последовательности профилактических мероприятий, направленных на предотвращение кровотечений в третьем периоде родов и раннем послеродовом периодах

7. Вопросы для самоподготовки:

  1. Назовите величину физиологической и допустимой кровопотери

  2. Перечислите признаки отделения последа

  3. Перечислите приемы выделения последа

  4. Назовите причины кровотечений в последовом периоде

  5. Назовите причины кровотечений в раннем послеродовом периоде

  6. Перечислите меры профилактики кровотечений в родах

  7. Перечислите основные симптомы гипотонического кровотечения

  8. Перечислите основные симптомы коагулопатического кровотечения

  9. Перечислите основные симптомы кровотечения при разрыве мягких тканей

  10. Перечислите показания для проведения ручной ревизии полости матки

  11. Назовите механические методы остановки кровотечения в раннем послеродовом периоде

  12. Назовите хирургические методы остановки кровотечения в раннем послеродовом периоде

  13. Назовите показания для чревосечения при послеродовых кровотечениях

  14. Последовательность мероприятий при кровотечении, связанном с нарушением свертываемости крови

  15. Перечислите последовательность реанимационных мероприятий при массивных послеродовых кровотечениях

ЗАНЯТИЕ № 14

ТЕМА: ПОСЛЕРОДОВЫЕ СЕПТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

  1. Введение. Проблема послеродовых гнойно-воспалительных заболеваний непосредственно связана с инфицированием беременных и внутриутробных инфекций плода. Частота их составляет 40-60% и не имеет тенденции к снижению. Отрицательное антропогенное влияние на природу и условия жизни человека проявляется снижением иммунитета, изменениями состава нормальной микрофлоры кишечника, влагалища, кожи, преобразованием условно-патогенной микрофлоры в патогенную, возникновением новых видов вирусов (например, ВИЧ). Значительные изменения в биологических процессах вызывает бесконтрольное применение антибиотиков и антисептиков.

  2. Цель самоподготовки. В результате подготовки и изучения темы студент должен уметь диагностировать различные формы послеродовых септических заболеваний. Знать клинику, классификацию, принципы дифференциальной диагностики, профилактику, комплексную терапию септических послеродовых заболеваний различных этапов.

  3. Исходный уровень знаний. Для усвоения материала данной темы студенту необходимо знать:

1. Наиболее распространенную микрофлору (из курса микробиологии)

2. Взаимодействие микро- и макроорганизма (из курса патофизиологии)

3. Методы лабораторной диагностики, характеризующие как общее состояние организма, так и функциональное состояние важнейших органов и систем (из курса общей терапии и патофизиологии).

4. План изучения темы.

Для успешного усвоения темы рекомендуется следующая последовательность ее изучения:

1. Этиология и патогенез послеродовых септических заболеваний.

2. Классификация.

3. Объем обследования.

4. Дифференциальная диагностика и диагностика стертых форм.

5. Клиника послеродовых септических заболеваний.

6. Общие принципы терапии послеродовых септических заболеваний.

7. Общие принципы профилактики послеродовых септических заболеваний.

5. Рекомендуемые источники информации

1)Лекционный материал.

2) Акушерство под редакцией Г.М.Савельевой. М, 2000г.

3) В.Н.Серов,А.Н.Стрижаков.С.А.Маркин. «Руководство по практическому акушерству». Москва МИА 1997г.

4) Э.К.Айламазян «Акушерство». Санкт-Петербург СпецЛит 1999г.

5) «Акушерство и гинекология» перевод с английского под редакцией Г.М.Савельевой, Л.Г.Сичиновой. 1999г.

7) Мерей Энкин, Марк Кейре, Мери Рэнфрью, Джеймс Нейлсон. «Руководство по эффективной помощи при беременности и родах». Санкт-Петербург 1999г.

6. Задания, обязательные при самоподготовке:

1. Представить классификацию послеродовых септических заболеваний по этапам распространения инфекционного процесса.

2. Составить план обследования и комплексного лечения женщин с послеродовыми септическими заболеваниями различных этапов.

3. Подготовить клиническую акушерскую задачу, используя знания по данной теме.

7. Вопросы для самоподготовки.

  1. Перечислите основных возбудителей гнойно-септических заболеваний у рожениц и родильниц.

  2. Как следует вести роды с момента установления диагноза хориоамнионита.

  3. Какие осложнения при хориоамнионите возникают в раннем послеродовом периоде .

  4. Классификация послеродовых заболеваний( Г.М.Савельева 2000г.)

  5. Что называется послеродовой язвой .

  6. Какое лечение необходимо проводить у пациентки с послеродовой язвой .

  7. Опишите клиническую картину и диагностику послеродового эндометрита (легкую форму).

  8. Опишите клиническую картину эндометрита после кесарево сечения

  9. Перечислите особенности течения на современном этапе послеродового мастита .

  10. Опишите клиническую картину и диагностику послеродового мастита .

  11. Классификация мастита .

  12. Перечислите Ультразвуковые критерии инфильтративного мастита .

  13. Опишите Ультразвуковые признаки гнойного мастита .

  14. Перечислите показания к подавлению лактации у пациентов с маститом .

  15. Какой препарат назначают с целью подавления лактации при лечении мастита .

  16. Что называется септицемией.

  17. Перечислите клинические признаки типичной формы септицемии .

  18. Опишите клиническую картину и диагностику септикопиемии .

  19. Что такое септический шок.

  20. Сколько различают фаз в развитии септического шока .

  21. Опишите клинически признаки ранней формы септического шока .

  22. Опишите клинические признаки поздней формы септического шока .

  23. Перечислите клинические признаки необратимой (финальной формы) .

  24. Перечислите три возможных механизма инфицирования брюшной полости у больных перенесших кесарево сечения.

ЗАНЯТИЕ № 15

ЗАЧЕТНОЕ 2-го СЕМЕСТРА.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по акушерству для самоподготовки

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации составлены на основании типовой «Программы по аушерству и гинекологии » для студентов ВУЗов (Москва, 1994), утвержденной Начальником УУЗ Минздравмедпрома РФ от 20.
  2. Методические рекомендации по акушерству для преподавателей

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации составлены на основании типовой «Программы по аушерству и гинекологии » для студентов ВУЗов (Москва, 1994), утвержденной Начальником УУЗ Минздравмедпрома РФ от 20.
  3. Стоматологического факультета

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации составлены на основании «Программы по акушерству и гинекологии для студентов высших медицинских заведений» (Москва, 1994 г.), утвержденной Начальником УУЗ Минздравмедпрома РФ от 20.
  4. Учебно-методический комплекс по акушерству и гинекологии Пособие для самостоятельной работы студентов

    Учебно-методический комплекс
    Составлено на основании программы по акушерству и гинекологии для студентов лечебных факультетов высших медицинских учебных заведений, утвержденной Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования
  5. Учебно-методический комплекс по Акушерству и гинекологии для специальности Лечебное дело, код 060101

    Учебно-методический комплекс
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.

Другие похожие документы..