Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Министерство юстиции Республики Беларусь проинформировало Министерство юстиции Российской Федерации по вопросу проставления апостиля компетентными ор...полностью>>
'Рабочая программа'
Целью освоения дисциплины является изучение раздела технологии полиграфии, в котором решается проблема приведения оригинальной изобразительной информ...полностью>>
'Учебный курс'
Учебный курс является авторским курсом успешного биржевого трейдера и экономиста Жайсанова Бекариса Рахимжановича. Курс позволяет получить знания по ...полностью>>
'Закон'
Україна почала формувати власну систему фінансово-економічного контролю, ще перебуваючи в складі СРСР, коли 3 серпня 1990 року був прийнятий Закон Ук...полностью>>

Методические рекомендации по акушерству для самоподготовки студентов 4 курса

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЗАНЯТИЕ № 7

ТЕМА: БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ ПРИ ОСНОВНЫХ ВИДАХ

ЭКСТРАГЕНИТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ

  1. ВВЕДЕНИЕ. Актуальность наличия экстрагенитальной патологии у беременных женщин заключается во взаимном отрицательном влиянии беременности и родов на течение экстрагенитальной патологии и , наоборот, отрицательное влияние на течение беременности и родов, что повышает материнскую и перинатальную заболеваемость и смертность. Заболевания сердца у беременных встречаются в 0,4-8%: гипертоническая болезнь- у 4-5%, приобретенные пороки сердца- у 7-8%. Частота гестационного пиелонефрита у беременных колеблется от 13 до 30%, гломерулонефрита- 0,1-0,2%, мочекаменной болезни- 0,1-0,35%, одной почки (после нефроэктомии)- 0,1-1% женщин, анемия- до 70%. Частота сахарного диабета составляет до 5-6% от общего числа родов.

  2. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ. В результате подготовки и изучения темы студент должен знать: клинические симптомы при основных видах экстрагенитальной патологии, тактику ведения беременных в женской консультации (3-х кратная плановая госпитализация: куда? когда? и цель?), течение и осложнения беременности на фоне экстрагенитальной патологии, симптомы декомпенсации экстрагенитальной патологии при беременности, сроки и тактику родоразрешения. Уметь: собрать правильно анамнез, объективно обследовать беременных по органам и системам, поставить клинический диагноз, выявить осложнения беременности, деонтологически и юридически грамотно провести беседу с беременными женщинами.

  3. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ. При изучении темы необходимо освежить знания: пропедевтики, других клинических дисциплин, физиологических изменений в организме женщин в связи с беременностью.

  4. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ. Представить в виде алгоритма тактику ведения беременности на фоне экстрагенитальной патологии:

  1. Изучить цель первой плановой госпитализации, ориентироваться в заболеваниях и состояниях, при которых вынашивание беременности противопоказано.

  2. Ориентироваться в осложнениях беременности, выявляемых при второй плановой госпитализации. Методы их диагностики и возможной терапии.

  3. Уяснить сроки третьей (дородовой) госпитализации, тактику родоразрешения жен-щин с экстрагенитальной патологией.

  4. Изучить сроки, цели, задачи и возможности реабилитации женщин после родоразрешения.

  1. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.

1) «Акушерство» под редакцией Г.М.Савельевой. М., 2000, гл.12.

  1. В.Н.Серов, А.Н.Стрижаков, С.А.Маркин «Практическое акушерство». М., 1989.

  2. М.М.Шехтман «Экстрагенитальная патология и беременность». Л., 1987.

  3. З.Ш.Гилязутдинова «Экстрагенитальная патология и беременность». М., 1998.

  1. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Актуальность проблемы: беременность и экстрагенитальная патология.

  1. Факторы, определяющие прогноз беременности и родов у женщин с пороками сердца?

  2. Акушерская тактика у беременных с заболеваниями сердца.

  3. При каких заболеваниях сердечно-сосудистой системы вынашивание беременности противопоказана?

  4. Цель плановой госпитализации в 24-28 недель беременности?

  5. Цели для дородовой госпитализации (за 2-3 недели до срока)?

  6. Тактика ведения второго периода родов при сердечно-сосудистой патологии?

  7. Ведение третьего периода родов и раннего послеродового при сердечно-сосудистой патологии?

  8. Противопоказания для вынашивания беременности при заболеваниях почек.

  9. Какие факторы способствуют возникновению гестационного пиелонефрита?

  10. Что такое без симптомная бактериурия, ее диагностическое значение?

  11. Тактика при гнойном пиелонефрите во время беременности.

  12. Что такое гидронефроз? Тактика ведения беременности при нем.

  13. Классификация сахарного диабета при беременности.

  14. Особенности течения сахарного диабета при беременности.

  15. Течение беременности при сахарном диабете.

  16. Противопоказания к вынашиванию беременности при сахарном диабете.

  17. Акушерская тактика при сахарном диабете во время беременности.

  18. Тактика ведения родов при сахарном диабете.

  19. Опасности аппендицита у беременных женщин.

ЗАНЯТИЕ № 8

ТЕМА: АБОРТ И ЕГО ОСЛОЖНЕНИЯ.

СОВРЕМЕННАЯ КОНТРАЦЕПЦИЯ.

  1. ВВЕДЕНИЕ. Частота прерываний беременности до 22 недель в Росси составляет 70%. Поэтому все проблемы, связанные с этой темой (самопроизвольное или искусственное прерывание беременности, причины, осложнения, вопросы «духовности» проблемы) весьма актуальны. Неотемлемой частью данной проблемы являются вопросы планирования семьи и современные методы контрацепции.

  2. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ. В результате подготовки и изучения темы студент должен знать: предположительные и достоверные признаки беременности, классификацию абортов, основные методы искусственного прерывания беременности; показания, условия, противопоказания, технику выполнения и осложнения при них, современные методы контрацепции. Уметь: определить сроки беременности, выявить осложнения аборта, собрать необходимый инструментарий для артифициального аборта, провести санпросвет беседу о вреде аборта, выписывать рецепты необходимых лекарственных препаратов.

  3. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ. Для успешного изучения темы необходимы знания по физиологии женского организма, физиологии беременности, асептики и антисептики, фармакологии.

  4. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

  1. Повторить физиологию беременности (определение ранних сроков, признаки беременности). Изучить классификацию прерываний беременности (по причинам, по срокам, по клиническому течению).

  2. Познакомиться с методами искусственного прерывания беременности.

  3. Знать осложнения прерываний беременности.

  4. Изучить современные методы контрацепции.

  5. Рекомендуемые практические навыки: сбор и оценка жалоб и анамнеза, с акцентом на акушерско-гинекологический анамнез, проведение влагалищного и наружного акушерского исследования, уметь диагностировать беременность и определять сроки её, уметь выявлять показания, условия и противопоказания к различным методам искусственного прерывания беременности, уметь выписывать рецепты на лекарственные препараты по теме занятия

V. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.

  1. В.И.Бодяжина, К.Н.Жмакин, А.П.Кирющенков “Акушерство”, Москва - Медицина, 1986 г.

  2. Г.М.Савельева “Акушерство”, Москва – Медицина, 2000 г.

  3. В.И.Бодяжина, А.И.Любимова, И.С.Розовский “Привычный выкидыш”, Москва – Медицина, 1973 г.

  4. В.И.Кулаков, И.Р.Зак, Н.Н.Куликова “Аборт и его осложнения”, Москва – Медицина, 1987 г.

  5. И.А.Мануилова “ Современные контрацептивные средства”, Москва, 1993 г.

  6. В.И.Кулаков, В.Н.Серов, и др. “Руководство по планированию семьи”, 1997 г.

6. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.

  1. Как классифицируются признаки для диагностики беременности?

  2. Перечислите предположительные признаки беременности.

  3. Перечислите вероятные признаки беременности.

  4. Перечислите достоверные признаки беременности.

  5. Перечислите современные методы диагностики беременности ранних сроков.

  6. Что такое аборт (выкидыш)?

  7. Классификация абортов.

  8. Показания для мини-аборта.

  9. Показания мед. аборта.

  10. Преимущество метода мини-аборта (вакуум – аспирации) перед выскабливанием полости матки.

  11. Сущность метода медикаментозного раннего аборта. Путем введения стероидного гормона RU-486.

  12. Противопоказание к приему RU-486.

  13. Противопоказания к искусственному прерыванию беременности.

  14. Этапы операции медицинского аборта.

  15. Перечислите инструментарий, необходимый для выполнения операции мед. аборта.

  16. Методы обезболивания при операции мед. аборта.

  17. Методы прерывания беременности поздних сроков.

  18. Из какого расчета вводиться интраамниально гипертонический раствор с целью прерывания беременности поздних сроков ?

  19. Кем устанавливаются медицинские показания к прерыванию беременности ?

  20. Медицинские показания к прерыванию беременности.

  21. Социальные показания к искусственному прерыванию беременности.

  22. Перечислите возможные осложнения при искусственном прерывании беременности.

  23. Тактика при самопроизвольном аборте.

  24. Какие различают методы современной контрацепции ?

  25. Виды гормональной контрацепции.

  26. Особенности контрацепции у молодежи.

  27. Условия для хирургической стерилизации.

ЗАНЯТИЕ № 9

ЗАЧЕТНОЕ ЗАНЯТИЕ 1 СЕМЕСТРА.

ЗАНЯТИЕ № 10

ТЕМА: НЕОНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.

ПРОФИЛАКТИКА ОСЛОЖНЕНИЙ.

  1. Введение. С момента рождения плода начинается неонатальный период его жизни, который делится на ранний и поздний. Очень важно для врача любой специальности и даже просто для любого человека знать особенности течения, ведения раннего неонатального периода.

  2. Цель самоподготовки. В результате изучения темы студент должен знать:

  1. гестационные сроки живорожденных младенцев, признаки недоношенности и незрелости,

  2. особенности первичного туалета, ухода, бальной оценки в момент рождения,

  3. целесообразность раннего прикладывания новорожденного к груди,

  4. особенности ведения и ухода за новорожденным в раннем неонатальном периоде,

  5. меры профилактики осложнений, в том числе септических.

Уметь: 1) оценить состояние новорожденного по шкале Apgar, Сильвермана,

2) определить гестационный возраст новорожденного,

3) провести первичный туалет новорожденного,

4) провести пеленание младенца в раннем неонатальном периоде,

5)выписать медикаменты для новорожденного, рассчитать необходимый объем суточного питьевого режима и питания.

  1. Исходный уровень знаний. Для успешного изучения темы студенту необходимы знания физиологии беременности, внутриутробного развития плода, физиологии новорожденного, фармакологические особенности выписывания рецептуры для новорожденных.

  2. План изучения темы.

  1. Классификация родов в зависимости от гестационного срока. Классификация новорожденных по массе тела и в зависимости от гестационного возраста.

  2. Особенности первичного осмотра и оценки новорожденного в родильном зале, первичный туалет, мероприятия по профилактике гнойно-септических осложнений.

  3. Ведение раннего неонатального периода.

  1. Рекомендуемые источники информации.

  1. Акушерство под редакцией Г.М.Савельевой, М., 2000.

  2. Акушерство. Справочник Калифорнийского университета под редакцией К.Нисван-дера, А.Эванса. М., 1999.

  3. Руководств по эффективной помощи при беременности и родах. М.Энкин, М.Кейрс, и др. С.-П.,1999.

  4. Педиатрия под редакцией М., 2000.

  1. Вопросы для самоподготовки.

  1. Какие факторы влияют на внутриутробное развитие плода?

  2. Периоды внутриутробного развития плода развития.

  3. Классификация родов в зависимости от гестационного срока прерывания.

  4. Классификация новорожденных по массе тела в зависимости от гестационного возраста.

  5. Назовите признаки доношенного плода.

  6. Всегда ли младенец с массой тела менее 2 499 гр. – недоношенный?

  7. Назовите признаки физиологической незрелости новорожденного.

  8. По какой шкале проводится оценка состояния новорожденного при рождении?

  9. Что и какие новорожденные оцениваются по шкале Сильвермана?

  10. Какие параметры оценки входят в шкалу Apgar?

  11. Какие параметры оценки входят в шкалу Сильвермана?

  12. Когда необходимо производить санацию верхних дыхательных путей новорожденного?

  13. Чем и когда проводят профилактику гонобленореи у новорожденного?

  14. Как проводится первичный туалет новорожденного?

  15. Целесообразность раннего прикладывания новорожденного к груди.

  16. Какие противопоказания к раннему прикладыванию новорожденного к груди?

  17. Мероприятия по профилактике гнойно-септических осложнений у новорожденного в родильном зале.

  18. Мероприятия по профилактике гнойно-септических осложнений у детей в отделении новорожденных. Режим отделения.

  19. Принципы грудного вскармливания.

ЗАНЯТИЕ № 11

ТЕМА: ГЕСТОЗЫ.

РОЛЬ ЖЕНСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ В ЕГО ПРОФИЛАКТИКЕ

  1. Актуальность. Гестозы – общепринятое (с 1997 г. в России) объединенное понятие токсикозов второй половины беременности, частота которых составляет 18-28%, занимают 1-2 место среди причин материнской смертности и в 50-60% являются причиной перинатальных потерь. Знание ранних симптомов, своевременное обследование и квалифицированное лечение гестозов позволяет избегать тяжелых осложнений для матери и плода.

  2. Цель самоподготовки. В результате подготовки и изучения темы студент должен: Знать:

  • Группу риска по развитию гестоза. Ранние, лабораторные признаки и особенности современного течения гестозов. Классификацию гестозов, шкалы по определению их степени тяжести. Этиологию и патогенез развития гестозов.

  • Принципы терапии и оказания экстренной помощи.

  • Осложнения гестозов и оказание экстренной помощи.

  • Возможности профилактики гестозов и реабилитация после родоразрешения.

  • Приоретет Российской акушерской науки в терапии гестозов. Схема магнезиальной терапии Д.П. Бровкина (1948) и В.Н. Серова (1977), принципы терапии эклампсии В.В.Строганова (1928).

Уметь:

  • Диагностировать гестоз на ранних стадиях его развития.

  • Определить степень тяжести. Провести дифференциальную диагностику с экстрагенитальной патологией (гипертоническая болезнь, заболевания почек, эндокринная патология и др.)

  • Выбрать обоснованную тактику ведения беременности и патогенетическую терапию в зависимости от степени тяжести гестоза.

  • Оказать экстренную помощь при приступе эклампсии.

  1. Исходный уровень знаний.

При изучении темы необходимо повторить: физиологические изменения в сердечно-сосудистой системе и почках при беременности. Из курса патанатомии вспомнить изменения в органах при гестозе. Объем обследования и тактику ведения беременных в женской консультации.

  1. План изучения материала.

  1. Патогенез гестоза представить в виде граф-логической схемы.

  2. Исходя из патогенеза изучить клинические симптомы гестоза.

  3. Ранние лабораторные признаки гестоза. Классификация гестозов. Степени тяжести.

  4. Объем обследования и дифференциальная диагностика.

  5. Тактика ведения беременности и принципы комплексной патогенетически обоснованной терапии в зависимости от степени тяжести и типа гемодинамики.

  6. Принципы родоразрешения беременных с гестозом.

  7. Осложнения гестозов. Последовательность экстренной помощи при тяжелых гестозах. Принципы терапии эклампсии Строганова.

  8. Возможности профилактики гестозов.

  1. Рекомендуемая литература.

  1. Г.М. Савельева «Акушерство» учебник для ст. ВУЗов, М.,2001

  2. В.Н.Серов, А.Н. Стрижаков, С.А. Маркин. «Руководство по практическому акушерству», М., 1997

  3. «Акушерство» Справочник Калифорнийского университета, под ред. К.Нис-вандера, А. Эванса, М., 1999

  4. «Организация экстренной мед.помощи в акушерско-гинекологической практике». О.И.Линева, Самара, 1997

  5. Лекционный материал кафедры.

  1. Задания, обязательные при самоподготовке

  1. Составить граф-логическую схему патогенеза гестоза.

  2. Составить классификацию гестозов по степени тяжести.

  3. Составить в виде таблицы дифференциально-диагностические признаки гестоза и экстрагенитальной патологии.

  4. Представить схему экстренной помощи при эклампсии.

  1. Вопросы для самоподготовки.

  1. Дайте современное понятие «Гестоз».

  2. Сущность этиопатогенеза гестоза.

  3. Особенности современного течения гестозов.

  4. История развития учения о токсикозах второй половины беременности.

  5. Претоксикоз – это еще физиология или разгар заболевания?

  6. Перечислите женщин, входящих в группу риска по развитию гестоза.

  7. Какие ранние симптомы отечного синдрома? Как высчитывается долженствующая прибавка в весе за беременность? за неделю? (по Школьнику).

  8. Методы определения лабильность и дезадаптации сердечно-сосудистой системы.

  9. Ранние признаки протеинурии. Качественное определение протеинурии.

  10. Какие симптомы учитываются при оценке степени тяжести по шкале Виттлингера, Ващилко, Гоека ?

  11. Объем и результаты лабораторного обследования при гестозе.

  12. Как высчитать среднее АД?

  13. Перечислите возможные изменения глазного дна при гестозе.

  14. Патогенетические принципы терапии гестозов.

  15. Можно ли и когда возможно применение мочегонных при гестозе?

  16. Объем инфузионной терапии при гестозе. С чего начать? Назовите основные принципы инфузионной терапии. Какой контроль инфузионной терапии?

  17. Какие гипотензивные препараты применяются при гестозе?

  18. Фамакологические свойства сернокислой магнезии. Назовите токсические симптомы сернокислой магнезии. Какова суточная и курсовая доза магнезии в схеме Бровкина? В зависимости от чего подбирается доза сернокислой магнезии в схеме Серова?

  19. Как и когда проводится управляемая относительная гипотония?

  20. Клинические симптомы пре- и эклампсии. Почему они развиваются?

  21. Осложнения пре- и эклампсии.

  22. Тактика при выявлении симптомов пре- и эклампсии на до госпитальном этапе.

  23. Тактика при выявлении пре- и эклампсии в стационаре.

  24. Последовательность экстренных мероприятий при эклампсии.

  25. Причины материнской смерти при пре- и эклампсии.

  26. Перечислите характерные патолого анатомические изменения при пре- и эклампсии в плаценте, матке, почках, печени, легких, мозгу.

  27. Назовите показания к экстренному кесареву сечению при пре- и эклампсии.

  28. Показания для досрочного родоразрешения при гестозе.

  29. Реабилитация женщин после родоразрешения по поводу гестоза.

ЗАНЯТИЕ № 12

ТЕМА: РОДОВОЙ ТРАВМАТИЗМ МАТЕРИ И ПОДА.

РОДОРАЗРЕШАЮЩИЕ ОПЕРАЦИИ.

  1. ВВЕДЕНИЕ. Частота родового травматизма составляет до 60% у матерей и до 12% у плода, обуславливая общую женскую и детскую заболеваемость. Частота оперативного родоразрешения в основном за счет кесарева сечения составляет 13% в среднем по России (значительно превышая в центральных родовспомагательных учереждениях).

  2. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ. В результате изучения темы студент должен знать: причины, классификацию, тактику ведения и возможные меры профилактики родового травматизма матери и плода; классификацию и разновидности кесарева сечения; уметь: распознать клинику угрожающего родового травматизма и провести своевременную его профилактику, оказать акушерское пособие для профилактики родового травматизма матери и плода, правильно вести родильницу в послеродовом периоде со швами на промежности; своевременно выставить показания для оперативного родоразрешения в родах. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: Сбор и оценка жалоб и анамнеза (спец. анамнеза). Наружное акушерское обследование: пельвиометрия, приёмы Леопольда. Уметь выявлять показания, условия и противопоказания для различных родоразрешающих операций. Умение выписки рецептов на лекарственные препараты по теме занятия.

3. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

  1. Изучить основные разновидности родового травматизма матери и плода, причины их возникновения и возможности прогнозирования их и профилактики.

  2. Изучить основные показания к кесареву сечению, выяснить причины резкого возрастания частоты этой операции за последние годы, положительные и отрицательные стороны этого процесса.

4. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.

В.И. Бодяжина, К.Н. Жмакин, А.П. Кирющенков - Акушерство, М. Медицина, 1986.

Акушерство под редакцией Г.М. Савельевой, М. Медицина, 2000,

В.В. Абрамченко, Е.А. Ланцев - Кесарево сечение в перинатальной медицине. М. Медицина, 1985

А.С. Слепых - Абдоминальное родоразрешение. Л. Медицина, 1986

5. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.

1. Перечислите повреждения, которые относятся к родовому травматизму матери.

2. Классификация разрывов промежности. Классификация разрывов шейки матки.

3. Что такое перинеотомия и эпизиотомия.

4. Классификация разрывов матки по Л.С.Персианинову.

5. Сущность механической теории разрывов матки по Бандлю. Сущность теории разрыва матки по Н.З.Иванову - Я.Ф.Вербову.

6. Акушерская тактика при угрожающем разрыве матки. Акушерская тактика при начавшемся разрыве матки.

7. Объем операции при совершившемся разрыве матки .

8. Причины расхождения и разрыва лонного сочленения.

9. Перечислите виды родового травматизма плода.

10. Разновидности и классификация показаний к операции кесарева сечения.

11. Перечислите условия для операции кесарева сечения.

12. Перечислите противопоказания к операции кесарева сечения.

13. Перечислите возможные осложнения по ходу операции кесарева сечения и после.

14. Объем операции при перитоните после кесарева сечения.

15. Перечислите названия родоразрешающих операций при влагалищном родоразрешении.

16. Осложнения для матери и плода при наложении акушерских щипцов.

17 Что означает и назовите разновидности операции эмбриотомии?

18. Показания и условия для плодоразрушающих операций.

19. Перечислите инструменты, необходимые для проведения плодоразрушающих операций.

ЗАНЯТИЕ № 13

ТЕМА: Кровотечения в последовом и раннем послеродовом периоде.

  1. Введение. Частота кровотечений после родов по данным разных авторов колеблется в широких пределах от 2,7% до 10-11%, в настоящее время не имеет тенденции к снижению и занимает первое место среди причин материнской смертности. Акушерские кровотечения имеют ряд особенностей. Во-первых, акушерские кровотечения часто являются массивными и внезапными. Во-вторых, кровопотеря нередко сопровождается резко выраженным болевым синдромом, приводит к быстрому истощению компенсаторно-приспособительных механизмов, что ведет к полиорганной недостаточнолсти.

  2. Цель самоподготовки: в результате подготовки и изучения темы студент должен знать:

  1. Характеристику физиологической, допустимой и патологической кровопотери. Признаки отделения последа. Методику осмотра последа и целостности родовых путей. Методику выделения отделившегося последа

  2. Причины возникновения кровотечений в последовом и раннем послеродовом периодах. Дифференциально-диагностический ряд между различными видами кровотечений в последовом и раннем послеродовом периода

  3. Необходимые профилактические мероприятия, направленные на предотвращение кровотечений в последовом и раннем послеродовом периодах

  4. Последовательность и методику выполнения мероприятий при кровотечениях в последовом и раннем послеродовом периодах

Уметь:

  1. Определять признаки отделения последа. Применять приемы выделения последа (на фантоме). Проводить осмотр последа. Оценивать целостность родовых путей (осмотр шейки матки, влагалища, тканей промежности) (на фантоме)

  2. Проводить дифференциальный диагноз между гипотоническими, атоническим и коагулопатическими кровотечениями.

3. Исходный уровень знаний: для изучения данной темы необходимы знания пропедевтики, физиологии и патофизиологии, терапии, гематологии, хирургии, анестезиологии и реаниматологии, анатомии и физиологии репродуктивной системы, основ физиологии беременности.

4. План изучения темы:

  1. Изучение лекционного материала, основной и дополнительной учебной литературы

  2. С целью контроля усвоения материала решение вопросов для самоподготовки и ситуационных задач

  3. Составление граф-логических структур и схем этио-патогенеза кровотечений в последовом и раннем послеродовом периодах

5. Рекомендуемые источники информации:

  1. Лекционный материал;

  2. Акушерство и гинекология под редакцией Савельевой Г.М. М.: Медицина, 2001;

  3. Активное ведение родов. Руководство для врачей. Абрамченко В.В. СПб.: «Специальная литература», 1997;

  4. Руководство по безопасному материнству Кулакова В.И. и соавт. М., 1998;

  5. Руководство по практическому акушерству. Серов В.Н. и соавт. М.: «Медицинское информационное агентство», 1997;

  6. Энкин Мэррей и соавт. Руководство по эффективной помощи при беременности и родах: Пер. с англ. СПб.: Нормед – Издат., 1999.

6. Задания, обязательные при самоподготовке:

  1. Составить схему патогенеза возникновения гипотонических кровотечений и коагулопатических кровотечений в последовом и раннем послеродовом периодах

  2. Составить грф-логической структуры последовательности профилактических мероприятий, направленных на предотвращение кровотечений в третьем периоде родов и раннем послеродовом периодах

7. Вопросы для самоподготовки:

  1. Назовите величину физиологической и допустимой кровопотери

  2. Перечислите признаки отделения последа

  3. Перечислите приемы выделения последа

  4. Назовите причины кровотечений в последовом периоде

  5. Назовите причины кровотечений в раннем послеродовом периоде

  6. Перечислите меры профилактики кровотечений в родах

  7. Перечислите основные симптомы гипотонического кровотечения

  8. Перечислите основные симптомы коагулопатического кровотечения

  9. Перечислите основные симптомы кровотечения при разрыве мягких тканей

  10. Перечислите показания для проведения ручной ревизии полости матки

  11. Назовите механические методы остановки кровотечения в раннем послеродовом периоде

  12. Назовите хирургические методы остановки кровотечения в раннем послеродовом периоде

  13. Назовите показания для чревосечения при послеродовых кровотечениях

  14. Последовательность мероприятий при кровотечении, связанном с нарушением свертываемости крови

  15. Перечислите последовательность реанимационных мероприятий при массивных послеродовых кровотечениях

ЗАНЯТИЕ № 14

ТЕМА: ПОСЛЕРОДОВЫЕ СЕПТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

  1. Введение. Проблема послеродовых гнойно-воспалительных заболеваний непосредственно связана с инфицированием беременных и внутриутробных инфекций плода. Частота их составляет 40-60% и не имеет тенденции к снижению. Отрицательное антропогенное влияние на природу и условия жизни человека проявляется снижением иммунитета, изменениями состава нормальной микрофлоры кишечника, влагалища, кожи, преобразованием условно-патогенной микрофлоры в патогенную, возникновением новых видов вирусов (например, ВИЧ). Значительные изменения в биологических процессах вызывает бесконтрольное применение антибиотиков и антисептиков.

  2. Цель самоподготовки. В результате подготовки и изучения темы студент должен уметь диагностировать различные формы послеродовых септических заболеваний. Знать клинику, классификацию, принципы дифференциальной диагностики, профилактику, комплексную терапию септических послеродовых заболеваний различных этапов.

  3. Исходный уровень знаний. Для усвоения материала данной темы студенту необходимо знать:

1. Наиболее распространенную микрофлору (из курса микробиологии)

2. Взаимодействие микро- и макроорганизма (из курса патофизиологии)

3. Методы лабораторной диагностики, характеризующие как общее состояние организма, так и функциональное состояние важнейших органов и систем (из курса общей терапии и патофизиологии).

4. План изучения темы.

Для успешного усвоения темы рекомендуется следующая последовательность ее изучения:

1. Этиология и патогенез послеродовых септических заболеваний.

2. Классификация.

3. Объем обследования.

4. Дифференциальная диагностика и диагностика стертых форм.

5. Клиника послеродовых септических заболеваний.

6. Общие принципы терапии послеродовых септических заболеваний.

7. Общие принципы профилактики послеродовых септических заболеваний.

5. Рекомендуемые источники информации

1)Лекционный материал.

2) Акушерство под редакцией Г.М.Савельевой. М, 2000г.

3) В.Н.Серов,А.Н.Стрижаков.С.А.Маркин. «Руководство по практическому акушерству». Москва МИА 1997г.

4) Э.К.Айламазян «Акушерство». Санкт-Петербург СпецЛит 1999г.

5) «Акушерство и гинекология» перевод с английского под редакцией Г.М.Савельевой, Л.Г.Сичиновой. 1999г.

7) Мерей Энкин, Марк Кейре, Мери Рэнфрью, Джеймс Нейлсон. «Руководство по эффективной помощи при беременности и родах». Санкт-Петербург 1999г.

6. Задания, обязательные при самоподготовке:

1. Представить классификацию послеродовых септических заболеваний по этапам распространения инфекционного процесса.

2. Составить план обследования и комплексного лечения женщин с послеродовыми септическими заболеваниями различных этапов.

3. Подготовить клиническую акушерскую задачу, используя знания по данной теме.

7. Вопросы для самоподготовки.

  1. Перечислите основных возбудителей гнойно-септических заболеваний у рожениц и родильниц.

  2. Как следует вести роды с момента установления диагноза хориоамнионита.

  3. Какие осложнения при хориоамнионите возникают в раннем послеродовом периоде .

  4. Классификация послеродовых заболеваний( Г.М.Савельева 2000г.)

  5. Что называется послеродовой язвой .

  6. Какое лечение необходимо проводить у пациентки с послеродовой язвой .

  7. Опишите клиническую картину и диагностику послеродового эндометрита (легкую форму).

  8. Опишите клиническую картину эндометрита после кесарево сечения

  9. Перечислите особенности течения на современном этапе послеродового мастита .

  10. Опишите клиническую картину и диагностику послеродового мастита .

  11. Классификация мастита .

  12. Перечислите Ультразвуковые критерии инфильтративного мастита .

  13. Опишите Ультразвуковые признаки гнойного мастита .

  14. Перечислите показания к подавлению лактации у пациентов с маститом .

  15. Какой препарат назначают с целью подавления лактации при лечении мастита .

  16. Что называется септицемией.

  17. Перечислите клинические признаки типичной формы септицемии .

  18. Опишите клиническую картину и диагностику септикопиемии .

  19. Что такое септический шок.

  20. Сколько различают фаз в развитии септического шока .

  21. Опишите клинически признаки ранней формы септического шока .

  22. Опишите клинические признаки поздней формы септического шока .

  23. Перечислите клинические признаки необратимой (финальной формы) .

  24. Перечислите три возможных механизма инфицирования брюшной полости у больных перенесших кесарево сечения.

ЗАНЯТИЕ № 15

ЗАЧЕТНОЕ 2-го СЕМЕСТРА.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по акушерству для самоподготовки

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации составлены на основании типовой «Программы по аушерству и гинекологии » для студентов ВУЗов (Москва, 1994), утвержденной Начальником УУЗ Минздравмедпрома РФ от 20.
  2. Методические рекомендации по акушерству для преподавателей

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации составлены на основании типовой «Программы по аушерству и гинекологии » для студентов ВУЗов (Москва, 1994), утвержденной Начальником УУЗ Минздравмедпрома РФ от 20.
  3. Стоматологического факультета

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации составлены на основании «Программы по акушерству и гинекологии для студентов высших медицинских заведений» (Москва, 1994 г.), утвержденной Начальником УУЗ Минздравмедпрома РФ от 20.
  4. Учебно-методический комплекс по акушерству и гинекологии Пособие для самостоятельной работы студентов

    Учебно-методический комплекс
    Составлено на основании программы по акушерству и гинекологии для студентов лечебных факультетов высших медицинских учебных заведений, утвержденной Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования
  5. Учебно-методический комплекс по Акушерству и гинекологии для специальности Лечебное дело, код 060101

    Учебно-методический комплекс
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.

Другие похожие документы..