Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южно-Российский государственный технический унив...полностью>>
'Программа'
 “Душа ребёнка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведёшь один раз чёрной па...полностью>>
'Решение'
Методическая рекомендация составлена заместителем главного врача Ступинской ЦГКБ Афанасьевым В.С. по материалам О.М. Лесняк, зав. кафедрой семейной м...полностью>>
'Расписание'
С. 5.05. 011г. 09:00 4-5 Специальность 190 01 «Автомобиле и тракторостроение» группа 07Ад41 дисциплина преподаватель дата время ауд....полностью>>

Педагогические условия укрепления здоровья школьников в воспитательной системе в. А. Сухомлинского >13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ДАНИЛЕНКОВА Татьяна Олеговна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

ШКОЛЬНИКОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

В.А. СУХОМЛИНСКОГО

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Смоленск – 2012

Работа выполнена в Федеральном государственном

бюджетном образовательном учреждении

высшего профессионального образования

«Смоленский государственный университет»

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ ЛЫКОВА Валентина Яковлевна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Богуславский Михаил Викторович

доктор педагогических наук, профессор Романюк Лариса Валерьевна

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина»

Защита состоится 29 февраля 2012 года в 12 часов

на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций
Д 212.254.02 при ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет» по адресу: 214000, Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4, ауд. 44.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Смоленского государственного университета.

Автореферат разослан «_____»_________2012 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета Селиванова Л.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Одной из актуальных в современном образовании является проблема воспитания здорового подрастающего поколения. Современные темпы развития общества предъявляют все более высокие требования к человеку и объему его деятельности, актуализируют вопрос повышения физического, духовного, интеллектуального потенциала личности. В системе общекультурных ценностей высокий уровень здоровья человека во многом определяет возможность освоения им всех остальных ценностей, является основой, без которой процесс развития человека малоэффективен. Хорошее здоровье – один из главных источников радости, счастья человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять. В связи с этим особое значение приобретает формирование личностных установок, разумного отношения личности к своему организму, к здоровью как одной из высших ценностей, обеспечивающих становление человека на протяжении всех возрастных периодов.

Проблема укрепления здоровья детей волновала умы многих философов, педагогов и психологов. В работах П.П. Блонского, Я.А. Коменского, Н.К. Крупской, П.Ф. Лесгафта, Дж. Локка, А.С. Макаренко, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого подчеркивается важность создания условий для укрепления здоровья ребенка, необходимость формирования у детей здорового образа жизни. Как показывают современные исследования и анализ педагогической практики, укрепление здоровья школьников в образовательном процессе является важнейшим условием формирования личности и ее становления в обществе (Н.М. Амосов, И.И. Брехман, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова и многие другие).

Актуализация проблемы укрепления здоровья школьников, необходимость поиска средств, методов укрепления здоровья детей и ориентация современного образования на воспитание здорового ребенка вызывают потребность в обращении к гуманистическим идеям историко-педагогического наследия. Представляется значимым изучение теоретических и научно-методических положений об укреплении здоровья школьников в наследии выдающегося педагога-гуманиста, новатора В.А. Сухомлинского (1918 – 1970). Разработанная ученым система формирования, воспитания и развития личности ребенка была основана на глубокой заботе о сохранении, укреплении здоровья каждого воспитанника, на идее гармонизации физического и духовного развития.

Жизнь, творчество, деятельность В.А. Сухомлинского – яркая и значимая страница в истории развития педагогической мысли и практики. Выдающийся педагог опирался в своей педагогической деятельности на принципы гуманизма, на творческий труд сплоченного коллектива педагогов и учащихся, считал ребенка главной ценностью, определял сохранение и укрепление здоровья человека как предмет особых забот педагогов и родителей.

К анализу философских, педагогических и психологических положений педагога-новатора обращались А.М. Аллагулов, М.В. Богуславский, Л.С. Бондарь, П.Н Даньшов, В.Я. Лыкова, М.И. Мухин, Н.М. Науменко, В.Г. Рындак, О.С. Тимофеева, Е.Ю. Титова, Т.В. Челпаченко и другие исследователи. Вместе с тем остаются недостаточно глубоко изученными идеи В.А. Сухомлинского об укреплении здоровья школьников.

Анализ этико-философской, психолого-педагогической, социологической литературы и педагогической практики подтверждает необходимость преодоления противоречий между декларированием ценности здоровья и недостаточным уровнем его осуществления в образовательных учреждениях; между значимостью гуманистических идей В.А. Сухомлинского о педагогических условиях укрепления здоровья школьников и недостаточным использованием их в современной практике воспитания здоровой личности. Названные противоречия обозначили проблему исследования: каков вклад В.А. Сухомлинского в развитие теории укрепления здоровья школьников и каковы возможности использования его концептуальных положений в современной педагогической практике.

С учетом проблемы был осуществлен выбор темы диссертационного исследования: «Педагогические условия укрепления здоровья школьников в воспитательной системе В.А. Сухомлинского».

Объект исследования – воспитательная система В.А. Сухомлинского.

Предмет исследования – процесс укрепления здоровья школьников в воспитательной системе В.А. Сухомлинского.

Цель исследования – научное обоснование педагогических условий укрепления здоровья школьников в воспитательной системе В.А. Сухомлинского, определение их актуальности для современной практики воспитания.

Задачи исследования

1. Уточнить понятие «укрепление здоровья» и определить основные тенденции развития проблемы укрепления здоровья школьников.

2. На основе анализа педагогического наследия В.А. Сухомлинского раскрыть теоретико-методологические основы его идей об укреплении здоровья школьников.

3. Выявить и обосновать педагогические условия укрепления здоровья детей в воспитательной системе В.А. Сухомлинского.

4. Определить актуальные идеи В.А. Сухомлинского об укреплении здоровья школьников, обосновать их прикладное значение и целесообразность использования в практике современного воспитания.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

– концептуальные положения о человеке как субъекте деятельности, познания, общения, саморазвития, самореализации (К.А. Абульханова-Славская, М.С. Каган, В.И. Слободчиков и др.);

– труды по методологии историко-педагогических исследований (Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, Л.В. Романюк, О.В. Сухомлинская и др.);

– концептуальные положения возрастного подхода и идеи о сензитивных периодах развития личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.);

– концептуальные идеи о здоровье, влиянии образа жизни на здоровье человека (Н.М. Амосов, И.И. Брехман, Ю.Ф. Змановский, Ю.П. Лисицын, В.А. Попов и др.);

– валеологические концепции (Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова и др.);

– идеи личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.);

– гуманистические теории воспитания (В.А. Караковский, В.Я. Лыкова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров, А.П. Сманцер, Н.Е. Щуркова и др.).

Методы исследования: биографический метод, сравнительно-исторический анализ, ретроспективный анализ и систематизация исторических документов, фактов, периодических печатных изданий, историко-педагогической литературы, теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ, систематизация, классификация, наблюдение, беседа, анкетирование, обобщение педагогических фактов и явлений.

Источники исследования

  1. Труды В.А. Сухомлинского («Как воспитать настоящего человека», «Мудрая власть коллектива», «Павлышская средняя школа», «Потребность человека в человеке», «Разговор с молодым директором школы», «Родительская педагогика», «Рождение гражданина», «Сердце отдаю детям», «Сто советов учителю»), его статьи.

  2. Материалы и документы мемориально-педагогического музея В.А. Сухомлинского (протоколы педагогических советов, психолого-педагогических семинаров, календарные планы работы, годовые планы работы Павлышской школы).

  3. Современные публикации, диссертационные работы по вопросам укрепления здоровья детей и воспитания здорового ребенка; исследования различных аспектов педагогического наследия В.А. Сухомлинского.

Базой для опытно-экспериментальной работы по внедрению спецсеминара, посвященного изучению идей В.А. Сухомлинского об укреплении здоровья детей, явилась Катынская муниципальная средняя общеобразовательная школа Смоленского района Смоленской области.

Наиболее существенные результаты, полученные лично диссертантом, их научная новизна: целостно исследовано педагогическое наследие В.А. Сухомлинского по проблеме укрепления здоровья школьников; выявлен и обоснован инновационный потенциал процесса укрепления здоровья школьников в воспитательной системе В.А. Сухомлинского; определена актуальность идей ученого для современной практики воспитания.

Теоретическая значимость исследования: определены и обоснованы педагогические условия укрепления здоровья школьников в воспитательной системе В.А. Сухомлинского, что обогащает теорию общей педагогики и истории педагогики; выявлены актуальные идеи В.А. Сухомлинского об укреплении здоровья детей, которые могут быть использованы в современном образовании.

Практическая значимость исследования: разработана программа спецсеминара «Проблема укрепления здоровья детей в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского»; даны научно-методические рекомендации для педагогов и родителей по воспитанию здорового ребенка; доказана актуальность идей В.А. Сухомлинского об укреплении здоровья школьников для современной практики воспитания. Результаты исследования могут быть использованы в педагогическом процессе общеобразовательных школ при проведении учебных и внеклассных занятий, в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов, в практике повышения квалификации педагогических кадров. Представленный в исследовании материал об укреплении здоровья школьников в воспитательной системе В.А. Сухомлинского может быть использован при создании учебных пособий по педагогике и истории педагогики, в содержании спецкурсов и спецсеминаров в педагогических вузах и колледжах.

Этапы исследования

Первый этап (2007–2008 гг.) – изучение историко-педагогической литературы по теме исследования; сравнительный анализ и систематизация педагогических, исторических и литературных источников; определение проблематики исследования; изучение и осмысление педагогического наследия В.А. Сухомлинского; определение исходных теоретических позиций.

Второй этап (2008–2010 гг.) – изучение, анализ и систематизация основополагающих идей В.А. Сухомлинского об укреплении здоровья школьников в соотношении с современными тенденциями развития теории и практики укрепления здоровья детей; разработка и внедрение программы спецсеминара, научно-методических рекомендаций по использованию идей В.А. Сухомлинского об укреплении здоровья детей.

Третий этап (2010–2011 гг.) – систематизация и обобщение материалов исследования, обработка полученных данных, формулировка выводов, оформление диссертации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается его методологической и теоретической оснащенностью, использованием методов, адекватных его задачам и логике, комплексным анализом проблемы, источниковедческой базой исследования, внедрением и апробацией результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики психолого-педагогического факультета Смоленского государственного университета, изложены в выступлениях на международных научно-практических конференциях «Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования» (Смоленск, 2008), «Педагогические идеи Е.Н. Водовозовой и современность» (Смоленск, 2009); нашли отражение в научных статьях, тезисах. Материалы исследования составили основу для разработки программы специального семинара, посвященного изучению педагогического наследия В.А. Сухомлинского. Методические рекомендации, разработанные в ходе исследования, внедрены в практику работы образовательных учреждений (Катынской муниципальной средней общеобразовательной школы Смоленского района Смоленской области; муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 60 «Ромашка»; муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «Ласточка»). Материалы исследования используются в процессе чтения педагогических дисциплин в ГОУ ВПО «Смоленский государственный университет».

Положения, выносимые на защиту

1. Под укреплением здоровья школьников понимается система педагогических и профилактических мер, способствующих повышению уровня морфофункционального развития организма, его двигательных функций, повышение стрессоустойчивости организма и его адаптации к изменениям окружающей среды, уменьшение заболеваемости, нормализация роста и развития детей, воспитание у них мотивации к формированию потребности в здоровье, позитивного отношения к здоровью. Основные тенденции в исследовании изучаемой проблемы отражают направленность на самоценность личности человека, поиск путей укрепления его здоровья. Методологическими ориентирами современных исследований проблемы являются системный, целостный, средовой, аксиологический, культурологический и антропологический подходы к воспитанию здорового ребенка.

2. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского содержит в себе аксиологические аспекты укрепления здоровья школьников, основанные на достижениях философской, психологической и педагогической мысли, опыте отечественной и зарубежной педагогики и психологии, традициях народной педагогики.

Содержание воспитательной системы В.А. Сухомлинского ориентировано на Человека как высшую ценность, самоценность детского возраста, ценностно-смысловое равенство участников педагогического процесса, гуманизацию и демократизацию отношений, приобщение к общечеловеческим ценностям; подход к укреплению здоровья как к общечеловеческой и индивидуальной ценности; создание условий для укрепления физического, психического и нравственного здоровья школьников.

3. Педагогическими условиями укрепления здоровья школьников в воспитательной системе В.А. Сухомлинского являются: опора на принципы «медицинской педагогики»; создание многофакторной среды, атмосферы гуманности и духовности; рациональная организация труда и отдыха; использование природных факторов; индивидуально-дифференцированный подход к детям; обеспечение эмоционального комфорта детей на уроках и во внеурочное время, создание у ребенка ощущения полной безопасности и моральной поддержки; стимулирование ситуаций стремления к успеху на основе учета реальных сил и возможностей ребенка; взаимосвязь всех видов деятельности в процессе укрепления здоровья; опора на самовоспитание школьников; воспитывающее воздействие личности учителя; взаимодействие школы и семьи в укреплении здоровья детей.

4. Внедрение идей В.А. Сухомлинского, осуществленное в ходе специального семинара «Проблема укрепления здоровья детей в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского», способствует становлению ценностно-ориентированной и гуманно-личностной позиции педагогов и родителей.

Обращение к концептуальным идеям и опыту укрепления здоровья школьников в воспитательной системе В.А. Сухомлинского позволило определить потенциальные возможности использования идей педагога-новатора в современном образовании. Актуальными являются идеи В.А. Сухомлинского о целостном подходе к укреплению здоровья детей (физического, психического, нравственного), стимулировании здорового образа жизни педагогов и воспитанников, гармонизации учебной и внеучебной деятельности учащихся, создание в образовательном учреждении обстановки эмоционального благополучия и педагогической поддержки, преемственности в укреплении здоровья детей, индивидуально-личностная ориентированность педагогического процесса, использование идей народной педагогики в укреплении здоровья детей, сопровождающая и поддерживающая роль педагога.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснованы актуальность исследования; определены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологические основы, методы и этапы исследования; сформулированы научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; определены положения, выносимые на защиту, показаны апробация и внедрение полученных результатов.

В первой главе «Теоретические аспекты исследования проблемы укрепления здоровья школьников» рассмотрено развитие взглядов на проблему укрепления здоровья детей; выявлены сущностные характеристики понятий «здоровье», «укрепление здоровья», «педагогическое сопровождение» в современных психолого-педагогических исследованиях; раскрыты методологические подходы к исследованию проблемы; представлен обзор исследований педагогического наследия В.А. Сухомлинского.

Проблема укрепления здоровья являлась и является одной из ведущих. Здоровье – это одна из главных ценностей человека. В современной литературе существует большое количество определений и подходов к понятию «здоровье». Многие ученые (Н.Д. Граевская, Д.Н. Давиденко, В.П. Казначеев, Ю.П. Кобяков, В.П. Петленко, Б.Н. Чумаков) под здоровьем понимают процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности, возможность приспособиться к повышенным требованиям среды без патологических проявлений при максимальной продолжительности жизни. Здоровье как гармоническое взаимодействие и функционирование всех органов и систем человека определяют С.Я. Чикин, Г.И. Царегородцев. Анализ приведенных выше взглядов исследователей показывает, что состояние здоровья детерминировано следующими факторами: биолого-психологическими свойствами человека (наследственность, конституция, тип высшей нервной деятельности и др.); природно-климатическими и средовыми воздействиями (ландшафт местности, флора, фауна, загрязнение химическими, биологическими агентами и др.); социально-экономическими факторами, обычно действующими через условия труда и быта (состояние служб здравоохранения, кадры, уровень медицинской науки).

В соответствии с концепцией Всемирной организации здравоохранения, укрепление здоровья – это процесс создания возможностей для усиления контроля общества и индивидуумов за факторами, определяющими здоровье, что должно позволить достичь устойчивых результатов в его улучшении. И.И. Брехман, Г.К. Зайцев, Э.М. Казина, В.П. Казначеев, Л.Г. Татарникова выделяют следующие факторы укрепления здоровья школьников: наследственные, состояние окружающей среды, деятельность системы здравоохранения, ценностные ориентации и образ жизни семьи, образование и просвещение в их конкретном выражении (система гигиенических знаний, навыков и умений), нормы общечеловеческой жизни микросоциума, наличие профилактической работы в школе, направленной на овладение навыками здорового образа жизни, мотивация педагогов к ведению работы с семьей по укреплению здоровья детей. Основными положениями укрепления здоровья школьников являются: развитие системы образования, в которой отношение к здоровью ребенка становится критерием оценки профессиональной деятельности педагога и функционирования образовательного учреждения; создание системы мониторинга здоровья ребенка и использование его результатов в педагогическом процессе; становление системы медико-психолого-педагогической коррекции здоровья школьников; организация личностно-ориентированного обучения с учетом индивидуальных возможностей ребенка; учет основных психогигиенических положений и рекомендаций по оптимизации организации и проведения учебных занятий, в том числе отбор оптимальных педагогических технологий, учебных программ с учетом возрастных и функциональных возможностей ребенка; чередование учебных нагрузок разных уровней интенсивности; осуществление комплекса педагогических мероприятий по формированию у учащихся осознанной потребности в сохранении здоровья и принятие на себя ответственности за процесс его укрепления; ориентация воспитательной работы учреждений на здоровый образ жизни.

Объект педагогического исследования носит сложный динамический характер, отличается многоуровневостью, многоплановостью. В своем педагогическом исследовании мы обращаемся к системному подходу (В.Г. Афанасьев, В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, В.С. Ильин, В.П. Кузьмин, М.И. Рожков, Н.Л. Селиванова), деятельностному (Л.С. Выготский, М.С. Каган, В.А. Караковский, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн), средовому (Ю.С. Мануйлов, В.З. Равкин, М.М. Скаткин, Ф.А. Фрадкин), синергетическому (Е.Н. Князева, Н.Н. Моисеев), личностно-ориентированному (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская) подходам.

В исследовании мы опирались на позиции аксиологического, культурологического, антропологического, холистического и феноменологического подходов. Аксиологический подход позволяет рассматривать ребенка как высшую ценность, а укрепление его здоровья – как насущную потребность, требующую к себе особого внимания и отношения в теории и практике воспитания и образования. Опираясь на культурологический подход, укрепление здоровья ребенка можно рассмотреть как форму непосредственного существования и диалога прошлых, настоящих и будущих культур, различных культурных ценностей, традиций, норм и образцов деятельности; как способ жизнедеятельности человека и как совокупность созданных им в процессе познания и усвоения культуры ценностей, норм и идеалов. Человек при этом выступает субъектом культуры, способным к творческому самовоспитанию и самореализации.

Антропологический подход позволяет рассматривать ребенка со всех сторон, на основе синтеза знаний различных наук, стремления понять ребенка во всей целостности, опирается на учет и использование закономерностей развития личности, а также социально-психологических групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. Холистический подход понимает здоровье как обретаемую индивидом в процессе его становления целостность, что предполагает личностную зрелость, интеграцию жизненного опыта. Феноменологический подход, исходя из описаний, основанных на глубинном понимании и эмпатии, трактует укрепление здоровья как фундаментальные аспекты или вариации индивидуального, неповторимого «способа бытия-в-мире», они включены в субъективную картину мира и могут быть постигнуты лишь в ее контексте.

Анализ исследований педагогического творчества В.А. Сухомлинского показывает, что предметом рассмотрения были идеи педагога-новатора о нравственном воспитании детей, о стимулировании радости познания у школьников, о совместной воспитательной деятельности школы и семьи, об умственном воспитании детей, о формировании творческой личности, о развитии идеи гармонии умственного и физического труда, об эмоциональной культуре.

Творчество В.А. Сухомлинского детально рассмотрено в исследовании М.В. Богуславского, посвященном раскрытию идеи стимулирования радости познания. Исследователь считает, что побуждение радости познания у школьников трактуется В.А. Сухомлинским как целостный и осуществляемый в определенной сис­теме процесс. Вместе с тем, по мнению автора, В.А. Сухомлинский создавал благоприятные условия для более эф­фективного и целенаправленного влияния на мотивационную сферу лич­ности школьника, динамизировал формирование у него ведущих нравст­венно-интеллектуальных свойств, которые обеспечивают становление и утверждение нового психического состояния его личности – состояние радости познания. М.В. Богуславский справедливо считает, что целенаправленное стимулирование инициативы и активности уча­щихся в коллективной познавательной деятельности способствовало во­зникновению в классе атмосферы товарищеской взаимопомощи, взаимоответственности, общей увлеченности познавательным трудом, что благо­приятно сказывалось на формировании интеллектуального фона детского коллектива, обогащении его духовной жизни, которая наполнялась радо­стными переживаниями, эмоциями. В коллективе возникала атмосфера доброжелательности, за­боты друг о друге, что в свою очередь создавало благоприятные усло­вия для стимулирования активной, плодотворной и радостной познава­тельной деятельности учащихся.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ценность семейного воспитания в педагогическом наследии в. А. Сухомлинского >13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита состоится « » 2008 года в часов на заседании диссертационного совета Д 212.254.02 при Смоленском государственном университете по адресу: 214 , г.
  2. Воспитательная система формирования смысложизненных ориентаций учащихся средней школы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита состоится «18» апреля 2012 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.254.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Смоленском государственном университете по адресу: 214 , г.
  3. Система социально-педагогической самоорганизации семьи (на материале Республики еизированы следующие Саха (Якутия) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита диссертации состоится « » 2007 года в 13 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.136.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Московском государственном гуманитарном университете им.
  4. Педагогические условия приобщения младших школьников к эстетическим нормам этикета 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре педагогики факультета гуманитарных наук и социальных технологий Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет»
  5. Гносеологические основы становления и развития педагогики семьи как самостоятельной отрасли педагогической науки и общественной практики в россии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре педагогики профессионального образования и социальной деятельности в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет»

Другие похожие документы..