Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методическая разработка'
Этот прекрасный, неповторимый мир природы можно увидеть и почувствовать, живя по законам Добра и Согласия с Природой. Если мы хотим достичь согласия ...полностью>>
'Закон'
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2007 года № 246 "Об утверждении Положения о подготовке лесного п...полностью>>
'Документ'
Характерным представителем американских отцов-основателей научного менеджмента является Генри Форд (Ford). Среди основных его идей наибольшей известн...полностью>>
'Книга'
Во второй половине нашего столетия перед человечеством встало несколько глобальных, взаимосвязанных между собой проблем: спасение мира от ядерной кат...полностью>>

Санкт-Петербургский государственный университет Восточный Факультет Кафедра японоведения

Главная > Курсовая
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Глава 5. Причины привлекательности образа Минамото Ёсицунэ. Его значение в современной Японии.

Как было уже сказано в предыдущей главе, существование и развитие версии о том, что Минамото Ёсицунэ стал Чингисханом, оказало большое влияние на японцев в начале ХХ века, и его образ продолжает играть заметную роль в серцах людей, являясь неким символом самурайского духа.

В своей книге «Ёсицунэ и японцы»(義経と日本人) профессор Вакамори Таро: (和歌森太郎), указывает на то, что Ёсицунэ, будь сведения о нем основаны лишь на официальных и полуофициальных хрониках, таких как «Адзумакагами» и «Хэйкэмоногатари», не мог бы стать столь популярным и известным персонажем. Однако, не будь образ (полу-)исторического Ёсицунэ изначально притягательным, то и дальнейшего развития, обогащения деталями его судьбы и формирования легенд вокруг его личности не состоялось бы.

Японские исследователи приводят много причин привлекательности характера Ёсицунэ, которые можно подразделить на нескольго групп:

  1. прямолинейность, непоколебимая устремленность к цели;

- верность изначально данному себе слову отомстить за смерть отца, невзирая на трудности и невзгоды;

- характерная особенность военной тактики Ёсицунэ, а именно внезапность, стремительность, решимость, отчаянность (решение переправиться через реку, вместо того, чтобы пытаться найти брод у Киото; рискованный спуск с обрыва при Ити-но-тани; отправка на Сикоку, невзирая на крайне неблагоприятные погодные условия и малочисленность войск, готовых за ним последовать; стремительный марш-бросок по суше до Ясима и т.п.)

  1. внимание, сочувствие к сподвижникам;

- эпизод с Сато: Цугинобу во время битвы при Ясима

  1. мужественность, храбрость, гордость;

- красные доспехи, заметные издалека;

- тот факт, что он не скрывался во время битвы, но принимал непосредственное участие в военных действиях;

- эпизод с оброненным луком во время битвы при Ясима говорит о его гордости, нежелании показаться слабым, недостойным противником;

  1. «хо:ган биики»

- симпатия к угнетенным, несправедливо осужденным.

5) образ романтического героя-любовника (привлекательная внешность, экзотические одеяния, многочисленные любовные истории).

Сочетание этих компонентов, и, кроме того, огромной роли, которую Ёсицунэ сыграл в переходном периоде японской истории, его стратегического гения и отсутствия поражений, возможно и стали предпосылками для дальнейшего неугасающего интереса к его образу, появлению многочисленных легенд, отображению Ёсицунэ в пьесах Но:, Кабуки и Дзёрури, гравюрах Укиёэ.

Его образ играет значительную роль и в современной Японии, о чем свидетельствуют многочисленные произведения массовой культуры.

Возможно самым крупным событием в последние годы стало появление многосерийного фильма жанра тайга-дорама (大河ドラマ) «Ёсицунэ», который шел по крупному японскому каналу NHK в течении 2005 года. Создатели этого фимьма сделали несколько новых акцентов: на трудные взаимоотношения между Ёсицунэ и Тайра Киёмори; родственные связи между персонажами; терзания и мучения Ёритомо, который для благополучия страны и становления «лучшего» режима вынужден уничтожить своего брата66. Еще перед выпуском фильма критики говорили о том, что, судя по подбору актеров, (Ёсицунэ играл Такидзава Хидэаки (滝沢秀明), популярный певец, не получивший классическое актерское образование) одним из основных сюжетов этой истории станет «слезливое» повествование о любви Ёсицунэ и Сидзука67. Сюжет этого многосерийного проэкта охватывает весь жизненный путь Ёсицунэ, в основном он базируется на «Гикэй-ки»; есть некоторые расхождения, например в фильме император Антоку во время битвы при Данноура выживает, вместо него в водах погибает его младший брат; супруга Ёсицунэ, которая по «Гикэйки» следовала за ним в изгнанье и умерла вместе в Ёсицунэ в Коромогава была отправлена домой и в Коромогава Минамото погибает в одиночестве и т.п. Средний рейтинг популярности этого многосерийного фильма, транслировавшегося раз в неделю в течении года был достаточно высоким и составил 19,4%. Даже когда в день выборов 11-ого сентября 2005г. серия транслировалась с 7:15 утра, рейтинг составил 18,5%, что несоменно говорит о значительной популярности и успехе этого проекта.

Кроме того, образ Ёсицунэ присутствует в многих компьютерных играх (существует даже версия «для девочек», где Ёсицунэ- девушка по имени Минамото Курока) , комиксах-манга (среди них- «Сянао:Ёсицунэ» Савада Хирофуми, выпуск первой книги которого состоялся в 2004 г.; в нем говорится о том, что на самом деле, Токива, не желая расставаться с младшим сыном, нашла двойника Усивака. "Настоящий" Усивака, чрезвычайно болезненный, умирает в 16 лет, в то время как в храм на горе Курама отправляется его двойник, который затем наследует судьбу Ёсицунэ).

Образ Ёсицунэ продолжает занимать существенное место в сердцах японцев, о нем пишуться все новые книги, повести, фильмы, театральные постановки.

Заключение

Таким образом, в данной работе были рассмотрены следующие пункты: основные источники, в которых идет речь о Минамото Ёсицунэ, в порядке приближенности их написания к рассматриваемым событиям и соответствии «исторической правде»; общая канва жизни Ёсицунэ, сравнение данных и событий указанных в различных текстах, с некоторыми из мифических сюжетов и легенд, дополненные хронологической таблицей ключевых событий; внешний вид Ёсицунэ; общая канва «постмортального» существования Ёсицунэ и библиографическая история становления этой легенды, с упоминанем ключевых вех и книг исследователей, как японских, так и западных, в т.ч. российского япониста Д.М. Позднеева; роль Минамото Ёсицунэ на данном этапе существования японского общества и отображение его образа в некоторых современных произведениях массовой японской культуры. Все это отвечает целям и задачам, поставленным при написании этой работы, а именно дать общую картину жизни Минамото Ёсицунэ, не только как исторического, но и легендарного персонажа, рассмотреть аспекты, связанные и являющиеся причиной трансформации реального человека в мифического героя; полководца, который, хоть несомненно и участвовал непосредственно в ключевых, решающих событиях переходного периода японской истории, проявил себя талантливым стратегом, но мог бы кануть в небытие и постепенно исчезнуть из истории, не будь его личность окружена многочисленными тайнами, а его судьба- легендами, и, самое главное, не будь того трагического падения, преследования, что сделало его героем гонимым, несправедливо обвиненным своим братом. Именно этот момент нашел особый отклик в японском обществе, отклик настолько сильный, что породил устойчивое выражение «хо:ган биики»- «симпатия к судье», т.е. «симпатия к угнетенному».

Роль Минамото Ёсицунэ как полководца в японской истории, равно как и легендарного героя, образ которого нашел отображение практически во всех видах японского искусства, таких как литература, живопись, театр переоценить крайне трудно. Он оказал влияние не только на последовательность исторических событий, но и на менталитет и дух японцев. Тот факт, что именно его образ всплыл в тот момент, когда Япония заинтересовалась сначала Хоккайдо, а затем Манчжурией вряд ли можно назвать чистым совпадением. Он является, возможно, самым знаменитым воином Японии, воплощением самурайского духа, и воспоминание о его судьбе, хоть и печальной, но несомненно героической пробуждало в душах японцев стремление двигаться вперед, чтобы соответствовать своему великому соотечественнику, и продолжить его начинания на отдаленных территориях.

В последующей работе хотелось бы более подробно рассмотреть легендарную составляющую личности Минамото Ёсицунэ, сопряженность возникновения и развития новых мифов и их исследований японскими и западными учеными с историческими событиями эпохи Эдо и Мэйдзи, а так же отображение его образа в произведениях японского искусства, таких как гравюры Укиёэ и театр Но:, Кабуки и Дзё:рури.

Приложение: Хронологическая таблица жизни Минамото Ёсицунэ (по «Адзумакагами» и «Хэйкэ моногатари»)

Год

По девизам правления

Возраст

События, связанные с Ёсицунэ

Исторические события

1147

3-й год Кю:ан

Рождение Ёритомо

1159

1-й год Хэйдзи

1

Рождение Ёсицунэ

Декабрь, Мятеж Хэйдзи,

1160

1-й год Энряку

2

Январь, умирает отец Ёситомо (37 лет)

Март, Ёритомо в возрасте 14 дет отправляют в ссылку

1169

1-й год Као:

11

Ёсицунэ отправлют в храм на горе Курама

1174

4-й год Дзё:ан

16

Ёсицунэ отправляется в крй Осю из Курама

1177

1-й год Дзисё

19

Ноябрь, дочь Киёмори рожает сына, будущего императора Антоку

1178

2-й год

20

1180

4-й год

22

17-ого августа, Ёритомо собирает войска

23-его августа, поражение Ёритомо у горы Исибаси

21-ого октября. Встреча Ёсицунэ и Ёритомо у Кисэгава

20-ого октября, сражение при Фудзигава

1181

1-й год Ё:ва

23

4-ого февраля, в возрасте 64 лет умирает Киёмори

1182

1-й год Дзю:эй

24

1183

2-й год

25

25-ого июля, Тайра покидают столицу

28-ого июля, Ёсинака занимает Киото

Зима, Ёсицунэ направляется в столицу для покорения Кисо Ёсинака

1184

1-й год Гэнрэки

26

21-ого января, Ёсицунэ наносит поражение Ёсинака и вступает в Киото

29-ого января, Ёсицунэ отправляется в поход на Тайра вместе с Нориёри

7-ого февраля, битва при Ити-но-тани, затем Ёсицунэ возвращается в Киото

Нориёри отправляется в поход против Тайра, но увязает в пути 

1185

1-й год Бундзи

27

Январь, Ёсицунэотбывает из Киото для преследования Тайра

17-ого февраля, несколько кораблей под предводительством Ёсицунэ отправляются на Сикоку, несмотря на бурю

19-ого февраля, Битва при Ясима

22-ого февраля, войска Кадзивара Кагэтоки высаживаются у Ясима

22-ого марта, Ёсицунэ, собрав флот, направляется в залив Данноура

24-ого марта, битва при Данноура

21-ого апреля, Кагэтоки сообщает Ёритомо о неблагонадерности Ёсицунэ

26-ого апреля, Ёсицунэ вместе с пленными Тайра Мунэмори и сыном отправляются из столицы в Камакура

15-ого мая, Ёсицунэ запрещают вход в Камакура

24-ого мая, Ёсицунэ пишет письмо из Косигоэ

9-ого июня, от Ёритомо поступает приказ отвезти Мунэмори и сына в Киото

13-ого июня, Ёритомо лишает Ёсицунэ земель, полученных им после победы над Тайра

21-ого июня, Ёсицунэ убивает Мунэмори в Ооми

2-ого сентября, Кадзивара Гэнта едет в Киото передать Ёсицунэ приказ об уничтожении Юкииэ

6-ого сентября, Гэнта возвращается в Киото и сообщает о поведении Ёсицунэ

9-ого октября, Ёритомо отправляет в Киото Тосабо: для уничтожения Ёсицунэ

17-ого октября, нападение Тосабо на резиденцию Ёсицунэ

18-ого октября, Ёсицунэ казнит Тосабо

29-ого октября, Ёритомо выступает из Камакура и направляется в Киото для уничтожения Ёсицунэ и Юкииэ

3-его ноября, принимается решение о бегстве от Ёритомо на Кю:сю:

6-ого ноября, из-за бури в Даймоцуура корабли пристают к берегу, Ёсицунэ следует к горам Ёсино

17-ого октября, Сидзука поймана в горах Ёсино

1186

2-й год Бундзи

28

1-ого марта, Сидзука перевозят в Камакура

8-ого августа, Сидзука исполняет танец в храме Цуруока Хатиман

13-ого июня, опытка ареста матери ис естры Ёсицунэ

10-ого июня, был схвачен один из подчиненных Ёсицунэ, который признался в том, что они скрывались на горе Хиэйдзан

12-ого мая, убит Юкииэ

29-ого июня, Сидзука рожает мальчика от Ёсицунэ, однако ребенка убивают в тот же день

1187

3-й год Бундзи

29

20-ого января, Ёритомо сообщает об измене Ёсицунэ в храме Исэ

10-ого февраля, проходит слух о том, что Ёсицунэ через провинции Исэ и Миэ направился в край Осю

5-ого марта, Ёритомо запрашивает о месторасположении Ёсицунэ у Киото

4-ого сентября, подчиненные Ёритомо, вернувшись из Осю, сообщают, что Хидэхира неблагонадежен

22-ого сентября, Ёритомо отправляет людей на поиски остатков группы Ёсицунэ на остров Кикайгасима

29-ого октября, умирает Фудзивара Хидэхира

1188

4-й год Бундзи

30

21-ого февраля, Ёритомо приказывает Ясухира уничтожить Ёсицунэ

12-ого октября, повторный приказ Ясухира

1189

5-й год Бундзи

31

22-ого февраля, Ёритомо просит у императора разрешение на уничтожение Ёсицунэ и Ясухира

25-ого февраля, Ёритомо отправляет людей в Осю на поиски Ёсицунэ

30-ого апреля, Ясухира нападает на усадьбу Коромогава; Ёссицунэ с супругой и ребенком кончает жизнь самоубийством.

Cписок литературы

Источники:

  1. Адзумакагами = Восточное зерцало 吾妻鑑seek.co.jp/aduma00-00mokuji.html, 16.02.2008.

  2. Месть Акимити: Средневековые японские рассказы/ пер. с яп. М.В. Торопыгиной.- СПб,2007.

  3. Повесть о доме Тайра:Эпос. (XIII в.). /пер. со старояп. И. Львовой. - М.: Художественная литература, 1982.

  4. Сказание о Ёсицунэ /пер.со старояп. А. Стругацкого.- М.: Евразия, 2000.

  5. Хо:гэн моногатари. Сказание о годах Хогэн. Пер. со старояп., пред. и комм. В.Н.Горегляда. СПб, 1999.

Литература на русском языке:

  1. Горегляд В.Н. Начало «самурайского эпоса». // Хо:гэн моногатари. Сказание о годах Хогэн. Пер. со старояп., пред. и комм. В.Н.Горегляда. СПб, 1999.

  2. Горегляд В.Н. Японская литература VIII-XVI вв. Начало и развитие традиций. СПб, 2001.

  3. Горегляд В.Н. Классическая культура Японии. Очерки духовной жизни. СПб, 2007.

  4. Кинг Уинстон Л.. Дзэн и путь меча. Опыт постижения психологии самурая. СПб, 1999.

  5. Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии VII-XVI вв. М., 1980.

  6. Конрад Н.И. Очерки японской литературы. М., 1973.

  7. Конрад Н.И. Японская литература в образцах и очерках. М., 1991.

  8. Мендрин В.М. История сёгуната в Японии: Нихон гайси: В 2-х тт./пер. с яп. -М.; СПб.: Гос. гос. б-ка: Летний сад, 1999.

  9. Пасков С.С. Япония в раннее средневековье. VII-XII века. М., 1987.

  10. Позднеев Д.М. Материалы по истории северной Японии и ее отношеню к материку Азии и России: Т.2.-Токио: То:ё: сюппан кабусики гайся, 1909..

  11. Синицын А.Ю. О некоторых самурайских сюжетах, изображенных на фарфоровых картинах из японского собрания МАЭ РАН (коллекция № 2932) (находится в печати; журнал «Этнографические обозрение», предполагаемое время публикации – 2009 г.)

  12. Сато Хироаки. Самураи. История и легенды.- СПб: Евразия, 2003.

  13. Моррис Айван. Благородство поражения. Трагический герой в японской истории. М., 2001.

  14. Торопыгина М.В. Рассказы эпохи Муромати – отоги-дзоси. //Месть Акимити. Средневековые японские рассказы. Перевод с японского, вступительная статья, комментарии М.В. Торопыгиной. СПб, 2007.

  15. Успенский М.В. Куниёси и его время. Японская гравюра XIX века школы Утагава. Каталог выставки. СПб.,1997.

Литература на английском языке:

  1. Paul Varley. Warriors of Japan as Portrayed in the War Tales. -Honolulu: University of Hawaii press, 1994.

Литература на японском языке:

  1. Вакамори Таро:. Ёсицунэ то нихондзин= Ёсицунэ и японцы.- Токио: Ко:данся, 1966.

和歌森太郎著 義経と日本人.- 東京:講談社, 1966.

  1. Кодзима Такэси. Ёсицунэ-но Хигаси Азиа= Минамото Ёсицунэ и Восточная Азия. Токио: Бэнсэй, 2005.

小島毅著 義経の東アジア 東京 : 勉誠出版, 2005.

  1. Симадзу Хисамото. Отогидзо:си - Токио: Иванамибунко, 1935.

島津久基著 お伽草子- 岩波文庫、昭和11年.

  1. Такахаси Томио. Ёсицунэдэнсэцу: Рэкиси но кодзицу= Легенда о Ёсицунэ: Историческая правда и домыслы.- Токио: Тю:о:ко:ронся, 1966.

高橋富雄 著 義経伝説 : 歴史の虚実.- 東京 : 中央公論社, 1966.

  1. Тамура Эйтаро:. Сирё: кара мита Ёсицунэ то Ёритомо= Ёсицунэ и Ёритомо с исторической точки зрения.- Ю:занкаку, 1966.

田村栄太郎著 史料からみた義経と頼朝.- 雄山閣, 1966.

Интернет-ресурсы:

  1. Википедия. «Ёсицунэ» (NHK Тайга дорама) = «Ёсицунэ» (Многосерийный фильм канала NHK) /wiki/%E7%BE%A9%E7%B5%8C_%28NHK%E5%A4%A7%E6%B2%B3%E3%83%89%E3%83%A9%E3%83%9E%29 26.02.2008

  2. Википедия. Минамото Ёсицунэ га то:дзё: суру тайсю: бунка сакухин= Перечень произведений массовой культуры, в которых присутствует Минамото Ёсицунэ» /wiki/%E6%BA%90%E7%BE%A9%E7%B5%8C%E3%81%8C%E7%99%BB%E5%A0%B4%E3%81%99%E3%82%8B%E5%A4%A7%E8%A1%86%E6%96%87%E5%8C%96%E4%BD%9C%E5%93%81 26.02.2008

  3. Минамото Ёсицунэ кэнкю: = Исследования о Минамото Ёсицунэ

http://www.st.rim.or.jp/~success/room_yositune.html

1 оригинальный текст Адзумакагами был взят с следующего сайта: 吾妻鏡入門 seek.co.jp/aduma00-00mokuji.html

2 Такахаси Томио. Легенда о Ёсицунэ: Историческая правда и домыслы.- Токио: Тю:о:ко:ронся, 1966. , стр. 4

3муцуги (襁褓)- 1)одежда для новорожденных 2) пеленки

4「今日。弱冠一人。彳御旅舘之砌。稱可奉謁鎌倉殿之由。實平。宗遠。義實等恠之。不能執啓。移尅之處。武衛自令聞此事給。思年齢之程。奥州九郎歟。早可有御對面者。仍實平請彼人。果而義經主也。即參進御前。互談往事。催懷舊之涙。・・・去平治二年正月。於襁褓之内。逢父喪之後。依繼父一條大藏卿〔長成。〕之扶持。爲出家登山鞍馬。至成人之時。頻催會稽之思。手自加首服。恃秀衡之猛勢。下向于奥州。歴多年也。而今傳聞武衛被遂宿望之由。欲進發之處。秀衡強抑留之間。密々遁出彼舘首途。秀衡失恪惜之術。追而奉付繼信忠信兄弟之勇士云々。」

5 持佛堂 (дзибуцудо:)- павильон, где находился алтарь божества

6 「文治五年(1189)閏四月卅日已未。今日。於陸奥國。泰衡襲源豫州。是且任 勅定。且依二品仰也。与州在民部少輔基成朝臣衣河舘。泰衡從兵數百騎。馳至其所合戰。与州家人等雖相防。悉以敗績。豫州入持佛堂。先害妻〔廿二歳。〕子。〔女子四歳。〕次自殺云々」

7 Сато: Хироаки. Самураи. История и легенды.

8 Такахаси Томио. Легенда о Ёсицунэ: Историческая правда и домыслы.- Токио: Тю:о:ко:ронся, 1966. , стр. 4

9 Paul Varley. Warriors of Japan as Portrayed in the War Tales.- Honolulu: University of Hawaii press., стр. 129

10 1180-1185гг.- война Гэнпэй между кланами Тайра и Минамото, завершившаяся битвой при Данноура 24 марта 1185г и уничтожением клана Тайра.

11 Paul Varley. Warriors of Japan as Portrayed in the War Tales.-Honolulu: University of Hawaii press. стр. 82-83

12 там же, стр. 83;

13 Повесть о доме Тайра:Эпос.(XIII в.). Пер. со старояп. И. Львовой- М.:Худож.лит., 1982., стр. 188

14 там же, стр 379-393

15 там же, стр. 404

16 там же, стр. 407

17 там же, стр. 410-434

18 там же, стр. 499

19 там же, стр. 504

20 там же, стр. 519

21 там же, стр. 543

22 там же, стр. 544

23 там же, стр. 548

24 там же, стр. 568

25 там же, стр. 550-551, в примечании упоминается, что письмо считается подлинным историческим документом, и сохранилось до наших. дней.

26 там же, стр. 569

27 там же, стр. 573

28 Гунки 軍記- военные хроники, моногатари 物語- повесть

29 Такахаси Томио. Легенда о Ёсицунэ: Историческая правда и домыслы.- Токио: Тю:о:ко:ронся, 1966. , стр. 4

30 трудности с Минамото Ёсицунэ начинаются уже с момента попытки определить, каким по очереди сыном своего отца он является. И в Адзумакагами, и в Гёкуё: его называют «Куро: (九郎», то есть девятым сыном. Однако, и в «Повести о доме Тайра», перечисляются лишь 7 сыновей Ёситомо, следовательно Ёсицунэ должен зваться «Ситиро:». В Гикэй-ки говорится о том, что Ёсицунэ был восьмым сыном, однако, считая себя недостойным носить одно имя со своим прославленным предком Минамото Тамэтомо по прозвищу Хатиро:, сознательно называет себя девятым. В «Нихон Гайси» же говорится, что у Ёситомо было шесть братьев младше его, таким образом Ёсицунэ фактически является девятым.

31 В.М. Мендрин. История сёгуната в Японии: Нихон гайси: В 2-х тт./Пер. с яп. –М.; СПб.:Гос. гос. б-ка: Летний сад, 1999. т.1, стр 167

32 Тэнгу (天狗, букв. «Небесная собака»). В японской мифологии тэнгу тератологическое существо; представляется в облике мужчины огромного роста с красным лицом, длинным носом, иногда с крыльями. Тэнгу очень часто носит одежду горного отшельника (ямабуси), наделён огромной силой.

33 оригинальный текст из Симадзу Хисамото. Отогидзо:си - Токио: Иванамибунко, 1935. 島津久基著 お伽草子- 岩波文庫、昭和11年.

34 в этой легенде говорится, что Ёсицунэ является перерождением этого божества

35 В Гикэй-ки говорится, что ему было 24, хотя по расчетам ему не могло быть больше 22.

36Совпадения между этим сюжетом и историей с мастером Киити Хог:эн, позволяют сделать предположение, что эта легенда произошла от эпизода в Гикэй-ки

37 Ондзо:си- отпрыск знатного рода

38 Сато Хироаки. Самураи. История и легенды.- СПб: Евразия, 2003.

39 Минамото Кисо Ёсинака (1154-1184), двоюродный брат Ёритомо и Ёсицунэ, который откликнулся на приказ принца Мотихито, поднял армию, пошел на Киото и выиграл несколько сражений.
Первая важная битва произошла 11-ого мая 1183 года у заставы Курикара на границе провинций Кага и Эттю. Ёсинака разгромил большую часть центральной армии клана Тайра. Два месяца спустя, 22-ого июля, он достиг горы Хиэй, что к северо-востоку от Киото. Под давлением армий Минамото клан Тайра 25-ого июля бежал из столицы на запад, взяв с собой малолетнего императора Антоку (1178-1185). 28-ого Ёсинака занимает Киото. Тогда удалившийся от дел император Госиракава отдал официальный приказ об уничтожении клана Тайра. Однако политический союз Ёсинака и Госиракава оказался недолгим. В сентябре Госиракава попросил Ёритомо расправиться с Ёсинака.

40 Повесть о доме Тайра, стр. 386

41 Сато Хироаки. Самураи. История и легенды.- СПб: Евразия, 2003.

42 Минамото, разделив свое воинство на главную и вспомогательную дружины, в тот же день выступили из столицы. Главную дружину вел Нориёри, и с ним шли многие славные витязи, всего больше пятидесяти тысяч всадников; в четвертый день, в час Дракона, выступили они из столицы. Вспомогательную дружину, которой предстояло обойти Тайра с тыла, возглавлял Куро Ёсицунэ и с ним – многие славные витязи, всего же воинов было у Ёсицунэ больше десяти тысяч: они выступили в поход в тот же день, в тот же час, что и главное войско.

43 «И закипела битва! В бой вступили воины Титибу, Асикага, Ми-ура и Камакура, самураи всех семи кланов востока – Иномата, Кодама, Ноиё, Ёкояма, Ниси, Судзуки, Сино; сошлись, беспорядочно смешались дружинники Тайра и Минамото, все новые воины вставали на смену павшим, заменяли убитых, возглашали свои имена, и от криков и воплей содрогались окрестные горы, а топот коней, во все стороны скакавших по полю битвы, походил на раскаты грома! Иные, взвалив на спину раненых, отступали назад, Другие, поравнявшись конями, вместе падали наземь и умирали, пронзив друг друга мечами, иные, сдавив противника, снимали ему голову с плеч. Оба воинства отвагой не уступали друг другу; и было видно, что без подмоги главному войску Минамото не удастся сломить оборону Тайра.» Повесть о доме Тайра, стр. 421

44 Paul Varley. Warriors of Japan as Portrayed in the War Tales.-Honolulu: University of Hawaii press., стр. 137

45 от этого звания Ёсицунэ произошло японское выражение «хо:ган биики» (判官びいき)-симпатия, сочувствие к угнетенным

46 В Адзумакагами это описывается так: «Семнадцатый день. Прибыл гонец от Куро. Он передал, что шестого дня Куро был назначен офицером Левого крыла стражи Внешнего дворца. Ему также было приказано служить в императорской полиции. Он не просил об этих назначениях, но говорят, что двор не мог не обратить внимания на его подвиги и не воздать ему должные почести. Поэтому, сказал Куро, он не мог отказаться от них. Командующий, услышав эти вести, пришел в ярость. Его превосходительство думали о том, чтобы рекомендовать двору Нориёри и Ёсинобу для назначения. Куро же по личным причинам он твердо решил не рекомендовать. Его превосходительство заподозрили, что Куро действовал сам и попросил о назначениях. Не в первый раз Куро шел против его воли. Его превосходительство сказали, что отложат назначение Ёсицунэ особым посланником для уничтожения Тайра.»

47 Кадзивара Кагэтоки, ранее занимавший сторону врагов Ёритомо, но вскоре присоединившийся к нему, стал его "первым помощником" (ими но родо) и сосредоточил в своих руках огромную власть. Во время войны Кагэтоки занимал три поста: полевого командующего, начальника снабжения войск и генерала-наблюдателя за командирами. Согласно военной иерархии того времени, его пост сабураи дайсё ("командующий воинами") был формально ниже поста, например, Ёсицунэ, носившего титул со-дайсё ("командующий армией"), однако Кагэтоки называл себя о-дайкан ("особым посланником") Ёритомо и далеко не всегда считался с мнением своего непосредственного начальника Ёсицунэ

48 «Повесть о доме Тайра», стр 509.

49 «Повесть о доме Тайра», стр 514.

50 «Повесть о доме Тайра», стр. 519-520

51 имеется в виду Минамото Ёритомо, которому 22-ого апреля 1185г. дают звание второго ранга

52 т.е. Тайра Мунэмори

53 т.е. Минамото Цунэмото

54 «Вместе с ними отбыли бывший Средний капитан [Тайра-но] Токисанэ; господин [Итидзё] Ёсинари [сводный брат Ёсицунэ, сын казначея Итидзё Наганари]; офицер Правого крыла стражи Внешнего дворца [Минамото-но] Идзу Арицуна; Хори Ятаро Кагэмицу; офицер стражи Среднего дворца Сато Сиро Таданобу; Исэ-но Сабуро Ёсимори; Катаока Хатиро Хироцунэ; монах Бэнкэй и другие, всего около двухсот всадников.» Адзумакагами

55 «Многие воины покинули их, так что с губернатором Иё осталось лишь четверо: офицер стражи Среднего дворца Идзу, Хори Ятаро, Мусасибо Бэнкэй и возлюбленная губернатора [по имени Сидзука].»- Адзумакагами. По Гикэй-ки их же было около 16-ти.

56 17-ого ноября 1186г. Сидзука была поймана, 1-ого марта отправлена в Камакура. 8-ого апреля она танцует в храме Цуруока Хатиман, перед Ёритомо, его супругой Маско и их вассаласами. 29-ого июля 1186г. у нее рождается сын от Ёсицунэ, которого убивают в тот же день. Саму же Сидзука отпускают, причем Масако щедро ее одаривает. В Гикэй-ки же говорится о том, что Сидзука танцует еще будучи беременной.

57 Как уже упоминалось в первой главе, по Гикэй-ки Кандзю:бо: удается уговорить Ёритомо простить брата.

58 В «Нихон гайси» это дочь Кавагоэ

59 «Двадцать девятый день, десятый месяц. Сегодня в провинции Муцу, в своем доме в Хираидзуми умер Хидэхира. Последние дни он страдал от тяжелой болезни. Перед смертью он написал письмо, в котором говорил Ясухира и другим своим сыновьям: бывший губернатор Иё должен наследовать ему в качестве командующего и управлять провинцией» Адзумакагами.

60 «Тридцатый день, добавочный четвертый месяц. Сегодня в провинции Муцу Ясухира напал на губернатора Иё. Он сделал это в соответствии с решением императора и приказом господина второго ранга. Губернатор находился в доме Секретаря ведомства по делам народа [Фудзивара-но] Мотонари в Коромогава. Ясухира атаковал его вместе с несколькими сотнями всадников. Воины губернатора сопротивлялись, но были убиты все до единого. Губернатор бросился к Алтарю Будды, убил свою жену ( 22 года) и ребенка (девочка четырех лет), а затем покончил с собой.» Адзумакагами

61 Хотя считается, что это путешествие Ёсицунэ «совершил» в возрасте 16-22 лет, это не помешало слиянию легенд.

62 Кодзима Такэси. Ёсицунэ-но Хигаси Азиа= Минамото Ёсицунэ и Восточная Азия. Токио: Бэнсэй, 2005. стр. 173

63 Позднеев Д.М. Материалы по истории северной Японии и ее отношеню к материку Азии и России: Т.2.-Токио: То:ё: сюппан кабусики гайся, 1909. стр. 32

64 там же, стр. 35-36

65 там же, стр. 38-39

66 Википедия, /wiki/%E7%BE%A9%E7%B5%8C_%28NHK%E5%A4%A7%E6%B2%B3%E3%83%89%E3%83%A9%E3%83%9E%29 15.03.08

67Исследования о Минамото Ёсицунэ, http://www.st.rim.or.jp/%7Esuccess/atui_yositune_ye.html 11.03.08



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа работы конференции   Tuesday, April 19

    Программа
    Секция 1. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ И ИСТОРИОГРАФИЯ АРАБСКИХ СТРАНРуководитель секции: Дьяков Н.Н.Panel 1. SOURCE STUDIES AND HISTORIOGRAPHY OF ARAB COUNTRIESChairman: Nikolai N.
  2. Первый день конференции

    Документ
    Десницкая Евгения Алексеевна (аспирантка каф. философии и культурологии Востока ф-та философии и политологии СПбГУ). Отсутствие семантической связи как предпосылка для деятельности в классической индийской культуре.
  3. Россия – восток – запад

    Документ
    16 апреля 2003 г. в Дальневосточном государственном университете состоялась научно-практическая конференция «Россия – Восток – Запад: Проблемы межкультурной коммуникации».
  4. Архив известного харбинского востоковеда, выпускника Восточного Института 1903 года, Павла Васильевича Шкуркина

    Документ
    The Shkurkin Far East Archive is a privately held collection of manuscripts, documents, photographs, and books, which has as its main focus the Russian presence in the Far East in the early part of the 20th century.
  5. Рабочая программа дисциплины «история востоковедения в россии»

    Рабочая программа
    Формирование у студентов – регионоведов, специализирующихся по направлению «Зарубежное регионоведение» (востоковедение) знаний о вкладе отечественной востоковедной науки в мировое востоковедение, ее достижениях в изучении Восточноазиатского

Другие похожие документы..