Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится «29» декабря 2009 г. в часов на заседании Диссертационного совета Д 212.302.02 по присуждению ученой степени доктора и кандидата фил...полностью>>
'Документ'
Оценивая программу развивающего обучения русскому языку в начальных классах, методисты видят ее принципиальный недостаток в том, что основное внимани...полностью>>
'Реферат'
В процессе познания действительности человек приобретает новые знания. Некоторые из них получают с помощью живого созерцания в результате воздействия...полностью>>
'Документ'
12 травня ц.р. Т.в.о. Міністра закордонних справ України Володимир Хандогій та Міністр праці та іміграції Іспанії Селестіно Корбачо підписали Угоду м...полностью>>

Энциклопедия образования в западной сибири

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

V. УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И ИНОСТРАННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ (МАЙ 1918 - ДЕКАБРЬ 1919 годов)

Чехословацкий мятеж (май 1918). эсеро-меньшсвистское Временное сибирское пра­вительство, а затем колчаковская диктатура почти на два года прервали прогрессивное развитие школы в Западной Сибири. Была восстановлена связь учебных заведений с церковью, возобновлено преподавание закона божьего в школах, введено совершение церковных обрядов как в начальных школах, так и в гимназиях и учительских семина­риях с обязательным посещением церковных служб учителями и воспитанниками

Созванный в сентябре 1918 г. в Новониколаевске Западно-Сибирский съезд законо­учителей обсудил вопросы преподавания закона божьего, старославянского языка и церковного пения. В приветственном слове к участникам съезда министр народного про­свещения профессор В.Н. Саввин заявил, что законоучитель, по распоряжению вре­менного правительства, является членом педагогического персонала государственной школы, и министерство будет оказывать ему всемерную поддержку. По поводу же про­теста ряда учителей, выступающих против преподавания закона божьего в школах. Саввин пообещал издать соответствующий циркуляр, «Разъясняющий недопустимость неумес­тных выступлений некоторых учительских организаций» (62, с. 13). Министерство потре­бовало, чтобы в основу преподавания было положено религиозно-нравственное воспи­тание.

Сибирское временное правительство отменило выборность педагогического персо­нала, восстановило институт классных наставников и классных дам в средних школах.

Обязанности по финансированию сельских школ колчаковское правительство воз­лагало на земства, а те - на крестьянские сельские общества. В конечном итоге все бремя расходов ложилось только на тех крестьян, чьи лети посещали шилу Подобная политика приводила к обострению отношений между школой и крестьянами Между тем уровень финансирования народного образования оставался крайне низким Так. Тобольское губернское земство на нужды просвещения выделяло лишь 8,8% к общему бюджету. Алтайское - всею лишь 4,0% (108, с. 73). Ничтожно малые суммы денежных средств на нужды школьного образования выделялись и другими земствами региона

Правда, привилегированные учебные заведения колчаковское правительство под­держивало; повсюду начали функционировать гимназии, реальные училища кадетские корпуса. Обучение в средних школах снова стало платным. Число гимназий в Запа .ной

об остальном же излишне и гонптт. mi „' '~ " ■■""»"—>°. будут ли;

и-шишне и говорить.» (32). Другой педагог сетует на то, что «Книг в школьной библиотеке нет, а имеющиеся - исключительно духовного содержания: учи­телю нечего читать для проведения бесед с учащимися, наглядных пособий никаких, кроме библейских, таблиц (71).

Даже в Омске, где находилось колчаковское правительство, наблюдался огромный отсев учащихся, по сообщению Омского городского самоуправления, здесь в начальных училищах обучалось лишь 12% детей школьного возраста. Многие школьные помещения города были заняты под расквартирование воинских частей. Поэтому школы размеша­лись на частных квартирах. В ряде других городов, расположенных вдоль железнодорож­ных линий, по этой причине школы закрывались. В некоторых территориях множество детей оказалось вне стен школы. Например, в Акмолинской области из общего числа детей школьного возраста лишь 50% охватывались школой (92).

В марте 1919г. колчаковское правительство объявило о призыве учителей на военную службу. Так, из 64 учителей начальных училищ Курганского уезда 40 человек были при­званы в армию, в результате чего многие начальные школы прекратили свою работу. 60% учителей высших начальных училищ Томской области были призваны в белую армию (88, с. 41).

За все время колчаковского господства в Сибири не были пересмотрены учебные программы, составленные еше в 1897 г. На занятиях использовались устаревшие учеб­ные книги. Средняя школа, как и при царизме, оставалась книжной; в ней всячески глушилось стремление учащихся независимо мыслить. Учебно-воспитательный процесс был направлен на соответствующую идеологическую обработку умов юношества. Поло­жение учителей становилось крайне тяжелым. Народные учителя часто голодали, пото­му что зарплата их оставалась низкой, деньги обесценивались и, к тому же, зарплата нерегулярно выдавалась. О повышении квалификации педагогов министерством вопрос не ставился. Глава ведомства просвещения в начале 1919 г. отказался даже выделить кредит на организацию учительских курсов (108, с. 7; 76). Учителей, не согласных с действиями властей, отстраняли от работы.

Учительство выражало недовольство политикой министерства просвещения. В г. Кам­не произошла учительская забастовка. Учителя городских и сельских школ потребовали от земских властей улучшить их материальное положение, вернуть на работу учителей, уволенных за сочувствие Советской власти, и позаботиться о ремонте и содержании школьных помещений. Руководители забастовки были арестованы, акция запрещена. В ответ на подавление забастовки каменское учительство ответило массовым уходом из школ уезда Некоторые учителя уехали, другие сменили работу.

По поводу происшедших в Камне событий либеральная газета .Барабинская степ» писала «Мы'присутствуем сейчас при ликвидации образования и школы в Сиоирн. (2).

Многие учителя ушли в партизаны и с оружием в руках боролись против кодчаков-

^ТвтенеТ^Ч г Западная Сибирь была охвачена партизанским движением. Самый
' ,ины возник на Алтае. В Каменском, Славгородском,

14

/пя-атм! Соеди структурных подразделений этого органа власти сс^атск.^ деп^тов (Облаком). Среди струу^ которого входило восстановление бы» создан и отдел народного <^£"™^и * Отдел опирался в своей работе и „а ;^ГГ^е" аГоГ/з партпГском движении, - начальника штаба громов-учителей, КОТ°РЫ^ п^нипова члена Облакома А. Кадыкова, заведующего агитотделом оГк^мГи Пт'вно™KSU «кой губернии К.А. Колачеву (Годи­чной ТпервьгГмер отдела народного образования была подготовка приказа Глав­ного штаба об отзыве учителей из воинских частей для работы в школе. Такой приказ был опубликован 24 сентября 1919 г.

Специальным распоряжением отдела народного образования Западно-Сибирского Обтакома предписывалось отменить преподавание закона божьего в школах. Однако в ряде спучаев вновь создаваемые органы Советской власти вынуждены были идти на компромисс, удовлетворить просьбы верующих партизан и крестьян, осторожно подхо­дить к осуществлению закона об отделении школы от церкви.

Материальная база школ партизанских районов отличалась бедностью; не хватало учебников, тетрадей, карандашей, наглядных пособий. Вместо парт использовались столы, сколоченные из досок. На помощь школе пришло население. Во вновь открываемые партизанами школы жители приносили буквари, прописи, старые задачники, разные книги, грифельные доски, «огрызки» карандашей и даже заржавелые перья. Не было тетрадей - партизаны, родители, учителя и учащиеся собирали используемые конторс­кие книги, на которых писали между строк. Писали на этикетках винных бутылок, на обоях (108, с. 8). Чернила делали из сохранившихся в семьях красок, из сажи, из коры. Вместо классных досок использовались листы железа. В школе поселка Ярового мел заменялся древесным углем. Ученики писали на побеленной стене. Когда стена серела, ее забеливали и после просушки снова использовали вместо доски. Обеспечение школ топливом, оборудованием возлагалось на население (108, с. 80).

Педагогам партизанских школ приходилось работать в нелегких условиях. Они не получали заработной платы. Их обеспечивали лишь квартирами и продуктами питания. В тех условиях, писал Ф.Ф. Шамахов, вряд ли было возможным предъявить какие-нибудь особые требования к качеству содержания обучения в школах и к методам пре­подавания учебного материала: «Мы не сделаем ошибки, если скажем, что... большая часть учителей учила тому, что сама лучше знала, и так, как умела» (88, с. 42).

Колчаковский режим нанес огромный ущерб делу образования в Сибири Напри­мер, после освобождения Сибири от власти диктатора на Алтае из 1018 школ первой ступени в числе действовавших осталось только 449. Другие закрылись из-за отсутствия учителей, школьных помещений, оборудования, учебников. К тому же дети бедняков, будучи раздеты, разуты, голодны, не в состоянии были регулярно посещать занятия

VI. РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ЗА ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1919-1990 годы)

тябрь'ле'кХь'тчГ ТК б°РЬбЫ С колчаков^«и " иностранными интервентами (ок-

г. Барнаул, через 2 Z - ZICTСКИе "аР™н>>, '° Декабря освободили от белы*

было'свобожде'н НогюГколасТМ7«2'б ""Т"**" ВОЙСКам" Кроной армии

5-й армии разгромили «S дивизию иоч " И3 Т°М<Жа' 23 ДСКабрЯ ЧаСТ"

льскую дивизию и очистили от иностранных интервентов стан-

36

цию Тайга. 28 декабря наступатпш..

с. 128-132). """Упающими войсками был взят г. Мариинск (34, т. IV,

иан^ГьГ^ =^™~— — ™'
сост шила ЗгТн"™^"'1СТРаНЫ свиРет™овала засуха. Численность голодающих
дм миллиона детей „с "' "M °К°Л° 9 """ " ДеТеЙ' В™«™е войны и голода почти
„ость сиротами. Огромных размеров достигла детская беспризор-

т Вй?п'пп^' ПОМИМ° МаССЫ МеСТНЫХ °с"Р<«евших ребят, появилось большое количе­ство беспризорников, прибывших с других территорий. Голод гнал сюда многих детей из Поволжья. С 1920 по 1924 г. Томский губоно зарегистрировал 21800 беспризорных детей, приехавших из Центральной России, 8 тыс. из которых было выявлено только в одном Новониколаевске.

Центральные и местные органы советской власти предпринимали экстренные меры по спасению детей. 21 января 1921 г. Президиум ВЦИК организовал Деткомиссию (ко­миссию по улучшению жизни детей-сирот и беспризорников) во главе с Ф.Э. Дзержин­ским. В ее состав вошли представители народного образования, здравоохранения, про­довольствия. Рабоче-крестьянской инспекции, профсоюзов и органов ВЧК. По иници­ативе Ф.Э. Дзержинского ЦК РКП(6) и ВЦИК разослали на места партийным комите­там и исполкомам Советов циркуляр с призывом оказать срочную помощь беспризор­ным детям. Деткомиссия организовала для них приемники-распределители, непосред­ственно контролировала деятельность детских учреждений.

Комсомол организовал шефство своих организаций над молодежью и детьми тех мест, где был голод. Комсомольцы размешали детей по детдомам и приютам, а тех, кто постарше, устраивали на работу.

При Сиббюро ЦК РКП(б) была создана специальная агиткомиссия. которая вела массовую агитационно-пропагандистскую работу по вовлечению всего населения в борьбу с детской беспризорностью.

Комитет помощи голодающим при Сибревкоме во главе с С.С. Чуцкаевым и мест­ные комитеты проводили «Дни голодного ребенка», «Недели помощи голодающим». «Двухнедельники» и другие активные действия.

Сибкомпрод с 1 июля 1920 г. стал выделять деньги местным продовольственным органам на бесплатное питание детям до 15 лет. Новониколаевский губком комсомола предложил каждому своему активисту взять под свой контроль перевоспитание одного беспризорного ребенка.

Как рассказал ветеран комсомола г. Новониколаевска А.С. Николаев, комсомольцы устраивали рейды на железнодорожные и речные вокзалы, в подвалы и на чердаки домов, вытаскивали обездоленных детей из грязи, отрывали их от уголовников. Одних устраивали в детские дома, других - на работу.

Для борьбы с детской беспризорностью требовались большие средства. Голодная, с разрушенной экономикой Россия не могла их дать в нужном количестве. Комсомольцы приходили и здесь на помощь: собирали пожертвования, устраивачи субботники, кон­церты, праздничные вечера, на собранные и заработанные деньги обеспечивали детей обувью, одеждой, открывали пункты для беспризорников, которые называли «Домами юношества».

Для борьбы с беспризорностью детей привлекались и пионерские организации. Пио­неры не только сами своей работой были защищены от влияния преступных элементов, но и помогали своим беспризорным сверстникам вырваться из вредных «объятий улицы».

Крестьяне Сибири в коммунах и сельскохозяйственных артелях делали отчисления от своих заработков, проводили субботники по сбору ягод, грибов в фонд помощи беспризорным, голодным детям. Горожане собирали для этого деньги по подписным листам проводили лотереи, вечера, концерты.

В начале 20-х годов проводились чрезвычайные меры по оорьбе с детской oecupiuop-

mu „япоавлении планомерная работа. По решению
ностью. а с 1924 г. началась в "ом направлен g^ ^^ ^ п

II Всесоюзного -зла » 6- J«—был разработан план борьбь, с детской беспризорным детям^Кконщ 4 3 .од ^е ^^ ^^ оргаш|3аш,я труда

£с^»рнГдГте" тесГ связь^зни и работы этих детей с трудом рабочих коллек-

"Тэто время было создано добровольное общество «Друг детей» (ОДД). Оно помогало ГОс1^~Торт1нш в организации и содержании детских учреждении, открывало чебно пРо"зв"дств иные мастерские, столовые, общежития, подыскивало для бес­призорников работу. Сибкрайком РКП(6) через журнал «Красная сибирячка» призвал женшин комсомольцев и пионеров вступать в ОДД, помочь беспризорникам встать на правильную дорогу жизни

По инициативе комсомольцев в 1924 г. в Новониколаевске была создана первая пи­онерская коммуна из 57 беспризорных детей.

Комсомольцы Сибири вместе с пионерами вели учет неорганизованных детей, при­влекали их на свои сборы, учили грамоте, выявляли притоны беспризорников.

В результате всесторонней повседневной, кропотливой работы государственных, об­щественных организаций, всего народа к середине 20-х гг. XX в. массовая детская бес­призорность в Сибири и в стране целом была преодолена. В Новониколаевске, в частно­сти, из 8 тысяч бездомных и беспризорных детей, осевших здесь в 1921 г., к сентябрю 1924 г. осталось около 900. Но, несмотря на это, бедствие беспризорности, как отмечал I Сибирский съезд Советов в декабре 1925 г., все еще оставалось крайне острым. Полно­стью эта задача была решена лишь в 30-е годы. И вновь она встала перед обществом в связи с проводимыми реформами в России в 90-е гг. XX в.

В начале 20-х гг. в крайне тяжелом положении оказалось народное образование в Западной Сибири. Была окончательно подорвана и без того бедная материальная база школы. Повсюду не хватало учителей. Обнищавшее население не могло отдавать детей в школы, особенно в те из них. которые находились в отдаленных поселках и деревнях. Сеть школ продолжала сокращаться. Основная масса детей оказалась не охваченной обучением. Охват детей школой в возрасте от 8 до 14 лет в 1922 г. по Сибири составит всего лишь 14%, а в некоторых губерниях Западной Сибири и того меньше. Например, на Алтае только 9% детей, подлежащих обучению, посещали занятия (54, с 318).

На территории Сибири среди взрослых преобладали неграмотные люди. В 192(1 г. в Европейской России из каждой тысячи жителей в возрасте от 8 лет и старше грамотных насчитывалось 434 чел., а в Сибири - лишь 275 чел. (34, т. IV, с. 249). Например, по данным Всероссийской переписи 1920 г., в Алтайской губернии грамотных жителей было 17,9%, в 2 раза меньше, чем в целом по стране. Грамотных женщин насчитывалось 7,5%. По губернии выявлено 572475 неграмотных в возрасте от 16 до 35 лет (111 т II, с. 210). По данным переписи населения 1926 г., из 99667 жителей Горного Алтая76668 чел. не умели ни читать, ни писать (13).

22 ноября 1920 г. Сибревком решил «в целях планомерной ликвидации неграмотно­
сти, в регионе при СибОНО создать Сибирскую чрезвычайную комиссию по ликвида-
Ик6е?аМ00СТИ (13)НП°ВСЮДУ стали сдаваться пункты ликвидации неграмотности
ликбезы ликпункты,. На Алтае в апреле 1923 г. насчитывалось 86 ликбезов, на 1 января
Решению ук-ГГн " ^га™"°»ь1валась и в других губерниях Западной Сибири.
н^тГТчеТ способствовало добровольное общество «Долой неграмот-

Проблему ликвидации неграмотности среди взрослого населения в регионе удатось,


38


ность», ячейки которого начали действовать в 1923 г.

940 г. 1 ак, на Алтае к этому времени было обучено около 2 млн мотных. Таким образом, была одержана огромная победа в обла-

в основном, решить к 1940 г. Так неграмотных и малограмо сти культуры народа.

Одновременно предпринимались неотложные меры, направленные на изменение критической ситуации в школьном деле, на охват детей всеобщим обучением.

о мая IV2U г. Сибревком принял постановление об освобождении в двухмесячный срок всех помещений, принадлежавших Наркомпросу, занятых учреждениями других ведомств. Выполнялось оно с большим запаздыванием; на I октября 1920 г. в Алтайской губернии было освобождено только 10% помещений, используемых не по назначению, в Омской - 20%, в Томской - около 30% (17).

В целях налаживания дела управления образованием в регионе при Сибревкоме (в г. Омске, с июня 1921 г. в Новониколаевске) был создан отдел народного образова­ния - СибОНО, или Сибнаробраз во главе с С. Канатчиковым. С 18 ноября 1920 г. его возглавил Д.К. Чудинов. Отдел строил свою работу по принципу двойного подчине­ния - Сибревкому и Наркоипросу (НКП). Заведующий СибОНО являлся полномоч­ным представителем наркомата в составе Сибревкома; ему предоставлялось право, со­образуясь с местными условиями, самостоятельно решать любые важные вопросы орга­низации народного образования в Сибири и даже вносить изменения и дополнения в распоряжения Наркома просвещения РСФСР. Инспектора СибОНО наделялись права­ми инспекторов НКП (108. с. 82).

Структурными подразделениями СибОНО явлапись: Сибсоцвос, ведавший вопроса­ми социального воспитания; Сибпрофобр, решавший проблемы профессионального об­разования; Сибполитпросвет, занимавшийся решением задач политико-просветительной работы; Сибнац, занимавшийся делами национальностей. Аналогичные подотделы уч-

Ликбез о с. Кулада Онгудайского раита

(Горный Лшай). 193. ■•■

От пунктов ликбпов в Стране Советы

бш проложен путь в космос

ре—ьпригубернс^„^

олост-делах

;20).

. Програм-> обя-

зательного общего и политехнического образования для всех детей обоего пола в возра­сте до И лет создание сети дошкольных учреждений; укрепление связи обучения с обшественно-производительным трудом; подготовка новых кадров работников просве­щения; демократизация школы; широкое развитие профессионального образования; открытие широкого доступа в высшую школу для всех желающих учиться, и в первую очередь для рабочих (49, с. 18).

Просвещенцам Сибири предстояло решить проблему перестройки системы народно­го образования на основе Положения о единой трудовой школе от 16 октября 1918 г. В Европейской России она находилась уже в стадии завершения; здесь повсюду начали функционировать школы I и 11 ступени. В Западной Сибири же к началу 1920 г. действо­вали одно-, двухгодичные начальные школы, трехлетние начальные школы, четырех- и пятигоаичные училища (108, с. 85).

Хотя преобразование школьной системы в Западной Сибири началось со значитель­ным опозданием, однако к осени 1921 г. учебные заведения по всему региону были перестроены. В первую очерель работа эта была направлена на восстановление и разви­тие школьной сети. В 1920 г. в Сибири было открыто школ в два раза больше, чем за пятилетие с 1914 по 1919 г. (102). Отмечается рост численности обучающихся девочек. Если в 1911 г. в Западной Сибири она составляла лишь 29,6%, то в 1920 г. — 37,4%. (102). В первом году после окончания гражданской войны наблюдался рост сети школ во всех губерниях региона. Так, в Тюменской губернии в 1920/21 уч. г. приступили к занятиям 1180 школ первой ступени и 22 — второй ступени, в которых обучалось около трети общей численности детей и подростков школьного возраста (68, с. 48—49).

Повсюду сложной оказалась задача перестройки внутреннего содержания жизни школы. Трудность проблемы усугублялась тем обстоятельством, что в эти годы и в цен­тре страны не была еще решена значительная часть важнейших вопросов разработки содержания и организации школьного образования. В одном из первых документов НКЛ РСФСР - «Общие задачи и схематический план занятий в школе 1 ступени», направ­ленном СибОНО на места, утверждалось, что основным предметом изучения «должны быть не родной язык и арифметика, как в старой школе, а жизнь, окружающий мир» (52. с. 1-6). Подобная постановка вопроса, естественно, вела к недооценке основ наук и систематических знаний.

Работа СибОНО по перестройке содержания образования в школе началась с состав­ления учебных планов. Для школы I ступени они разрабатывались с учетом пятидневной рабочей недели и были рассчитаны на пятилетний срок обучения. Однако при этом пре­дусматривалась возможность «отсечения» (для деревни) последних двух групп - четверто-

ш*пл70Г0 ГОД0В УЧеШ1Я В °ТЛИЧИе °Т УЧебНЫХ Планов ^Революционной начальной школы, в нем не только отсутствовал закон божий, но уже с первого года обучения

ниГа°сЬт^ГоОе Т РИС0ВаНШ° " РУЧН°МУ ™- со ет°Р°г° " природоведе-

более квалифицированные педагоги 111 ™* шкшш подбирались наи-

трудовой подгоТвГи разви™71™ТШ раСП0ЛаГали 6™ьщими возможностями для

ТтТлГлго,™ ГбТИЯХ П° TPW УЧаЩИССЯ 1"гота°™'*™ вешалки, полочки, вязали Педагоги школы имени 111 Коминтерна прививали своим питомцам любовь к изуче­нию родного края. Ученики этой школы ежегодно совершали экспедиции в Горный Алтай. Многие экспонаты, собранные школьниками, имели большую познавательную ценность и отправлялись в научные центры страны и даже за границу. В школе создавал­ся краеведческий музей. К концу 1920 г. по Сибири насчитывалось 28 опытно-показа­тельных школ.

Одним из серьезнейших препятствий на пути решения задач по строительству новой школы явилось отсутствие достаточного числа учителей. Многие учителя еще в годы гражданской войны покинули школы. Значительная часть педагогического состава сред­них и других типов школ открыто выражала свое недовольство распоряжениями орга­нов Советской власти.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Художественная интеллигенции западной сибири ( конец 20-х 30-е годы XX века)

    Автореферат
    Защита состоится « » 2007 г. в час. на заседании диссертационного совета Д 502.007.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Северо-Западной Академии государственной службы по адресу: 199178,
  2. Миссионерская и духовно-просветительская деятельность русской православной церкви в западной сибири (конец XVII начало XX вв.) Часть I тобольск 2005

    Книга
    В монографии представлены исследования миссионерской и культурно-просветительской деятельности Русской Православной церкви в Западной Сибири в конце XVII-начале XX вв.
  3. Немецкое население Западной Сибири в конце XIX начале XXI века: формирование и развитие диаспорной группы

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 22 декабря 2009 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 003.006.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Учреждении Российской академии наук Институте археологии
  4. Ханты-мансийского автономного округа югры (1)

    Документ
    Краеведческий календарь: юбилейные и памятные даты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2009 год / Гос. б-ка Югры; Отд. Кревед. Лит. И бибилиогр.
  5. Формирование и развитие конкурентных стратегий субъектов хозяйствования агропромышленного комплекса (на примере апк западной сибири)

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре предпринимательства и агробизнеса Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральская государственная сельскохозяйственная академия».

Другие похожие документы..