Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Задача'
Решение задач – это работа несколько необычная, а именно умственная. А чтобы научиться какой-либо работе, нужно предварительно хорошо изучить тот мат...полностью>>
'Документ'
(вверх) Вы спрашиваете обычно православных: имя Божие Бог ли есть? Братия во Христе, не будем самообольщаться, не будем заблуждаться! Не будем забыва...полностью>>
'Доклад'
В докладе приводятся разработанные виды профессиональных компетенций в области использования информационно-коммуникационных технологий для менеджера ...полностью>>
'Решение'
Настоящее положение определяет основные задачи, организацию и порядок работы административно – хозяйственного Совета (далее - АХС) Сахалинского коллед...полностью>>

Энциклопедия образования в западной сибири

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Целям воспитания верноподданных граждан отвечали содержание гимназического образования и устанавливаемый в средних школах жесткий режим.

Сопоставление учебного плана гимназий 1871 г. с планом 1864 г. свидетельствует об усилении классицизма. Количество часов, отводимых на изучение латинского и гречес­кого языков, увеличилось почти в полтора раза и достигло 41,2% учебного времени. В I и 11 классах гимназии на русский язык отводилось по 4 часа в неделю, на латинский -7-8 часов. Наряду с русским, церковнославянским, латинским и греческим языками

Таблица I

Динамика изменения сословного состава учащихся западносибирских гимназий за 30 лет (106, с. 36)

Сословный состав учащихся

1861

1 >6

1

1876

1881

1886

1891

в абс. чис­лах

в%

в аос чис­лах

в%

в аос чис­лах

в%

в абс чис­лах

в%

вабс чис-

в %

в абс чис-

в °ъ

в абс чне-

в%

Всего на ! января

398

100,0

331

100,0

430

100,0

510

100.0

666

100,0

776

100,0

625

11)0,0

Дворян и детей чиновников

162

234

70,7

259

60,2

244

48,0

324

48,5

415

53,4

379

Л0.7

Духовного звания

14

17

5,1

20

4,7

32

6,2

45

6,9

36

4.6

Р

1 9

Почетаых граждан и купцов 1 гильдии

Мешан и ремес­ленников

49 39

66

20,0

124

28,8

213

41.7

257

38,6

258

33,0

7 1Г.9

1.1 27.1

Крестьян Казаков Инородцев

19

II

1 2

3,3 0,3 0.6

27

6,3

21

4,1

38 2

5.7 0,3

67 2

8,К

23 12

3.7 1,9

Иностран* цсв

1

-

20

3.2

0,2

3

0.4

факт говорит о дискриминации, проявляемой по отношению к лицам женского пола

Жизнь требована окончательно покончить с остатками крепостничества в сфере просвещения. Министр народного просвещения Н.П. Боголепов вынужден был поста­вить вопрос о реформе среднего образования и мотивировал это в письме от 23 декаб­ря 1899 г. так: «Обнаружились и некоторые недостатки, на которые слышатся жалобы среди педагогов и родителей учащихся в сих учебных заведениях. Указывают, напри­мер, на отчужденность от семьи и бюрократический характер средней школы, на не­внимание к личным особенностям учащихся и пренебрежение воспитанием нравствен­ным и физическим, на нежелательную специализацию школы с младших классов и чрезмерность умственной работы учеников, на недостаточное преподавание русского языка, русской литературы и русской истории и слабое ознакомление с окружающей природой, при излишнем преобладании древних языков, неправильная постановка которых мешает достижению цели классического образования, на недостаточную ум­ственную зрелость оканчивающих курс в гимназиях и реальных училищах, препят­ствующую успешному ходу их занятий в высших учебных заведения и т.п.» (96).

В 1900 г. правительство предприняло некоторые меры, направленные на устранение указанных недостатков. Был значительно уменьшен объем изучаемого грамматическою материала в гимназических курсах древних языков, отменялись письменные экзамена­ционные работы по греческому и латинскому языкам. В целях ослабления классицизма в гимназиях мыслилось изучение латинского языка начинать не с первого, а с третьего класса, греческий язык сделать необязательным и начинать его преподавание не с тре­тьего, а с четвертого класса. Этим намерениям не суждено было сбыться; позиции ярых сторонников классицизма были еше сильны. Несколько расширено было изучение рус­ского языка и географии. В 1 классе гимназии был введен курс русской истории, один современный иностранный язык и естествознание.

Идя навстречу требованиям буржуазии, правительство увеличило срок обучения в реальных училищах с 7 до 8 лет, предоставившего доступ выпускникам данных учебных заведений к физико-математическому и медицинскому образованию в университетах.

В некоторых западносибирских реальных училищах, например в Барнаульском, срок обучения не продлевался. В соответствии с учебным планом 1888 г. оно имело шесть оснои-ных классов и седьмой, дополнительный. Кроме закона божьего, здесь изучались: рус­ский язык, два современных иностранных языка, география, история, математика, фи­зика, естественная история, рисование, черчение, чистописание. В классах коммерческо­го отделения (V-V1) преподавалось «коммерческое письмоводство и книговодство». Окон­чившим шесть классов выдавался «Аттестат», даюший право поступления в некоторые технические и торговые учебные заведения. Прошедшим полный курс обучения (окон­чившим 7-й класс) вручалось «Свидетельство». Последние могли поступать в высшие учеб­ные заведения Только для поступления в университет требовалось сдать дополнительный экзамен по латинскому языку, который в реальном училище не изучался (101).

В учините устанаааивались строгие порядки. От реалистов строго требовали, чтобы они носили установленную форму. Внеурочные мероприятия проводились по специаль­ному разрешению директора (например, посещение кинематографа).

Однако меры предпринятые правительством для улучшения работы средних учео-ных заведений, оказались ничтожными, не эффективными; они не в состоянии были «успокоить общественное мнение».

24

Пипа инспектирующие гимназии, прогимназии и реальные училища Западной Си-6„ри неоднокр.3о™еча.,и низкий уровень успеваемости учащихся, их слабую начи­танностьнедостаточную степень общего развития. Следствием этого становился боль-шГйотс в учеников. Так. в 1904/05 уч. г. окончившие средние учебные заведения регион.,

"Г «' 7к обшему чнслу >™штся-а отсев в течение/оя;1 дос™'i3-^.

Гимнашсть, и реалисты покидали школу из-за «невзноса платы за обучение., «за безус-иешность», -ю проступки» и пр. (106. с. 87; 25).

Хотя почти половина учащихся средних школ региона относилась к привилегиро­ванным сословиям, воспитанники гимназий и реальных училища не оставались в сто­роне от событий русской революции 1905-1907 гг.; на них сильное идейное влияние оказывали социал-демократы. Главная же причина волнении учащейся молодежи - не­довольство политикой царизма и плохим состоянием дел в просвещении.

Их протест проявлялся в объявлении бойкота наставникам-консерваторам», чьи убеждения «устарели для нынешнего времени», в отмене формы явочным порядком, в отказе отвечать на занятиях и т.п. Учащиеся V-VII классов Барнаульского реачьного училнша в январе 1906 г. объявили политическую забастовку. Старшеклассники Омской мужской гимназии подчинялись только Союзу учащихся города. Один из гимназистов, выступая на педагогическом совете, потребовал немедленного освобождения аресто­ванных товарищей, обвиняя современную школу в том, что она умерщвляет живую мысль учашихся и «воспитывает только правительственных дворняжек» (106, с. 183; 25. I. 326). Попечитель Западно-Сибирского учебного округа отмечал «брожение» среди уча­щихся Томского реального училища. Обструкции «доносчикам» и «шпионам» объявили воспитанники Тобольской гимназии (106, с. 148).

Хотя первая русская революция 1905—1907 гг. и потерпела поражение, но дала мощ­ный толчок общественному развитию; в стране усилилась борьба против остатков фео­дализма, пережитков крепостничества.

Однако сеть средних учебных заведений росла медленно. Например, в Тобольской губернии число средних общеобразовательных и духовных школ в 1913 г. достигло II (68, с. 46), в Алтайском округе Томской губернии - всего лишь 6.

Общее число средних учебных заведений ведомства МНП к 1 января 1917 г.. по сравнению с 1891 г., возросло с 19 до 51, а численность учащихся в них - с 2.S тыс. до 17,4 тыс. чел. К этому времени имелось мужских гимназий 13, реальных училищ — 7, женских гимназий - 22, прогимназий - 4. частных средних школ - 5 (106, с. 43).

Интересы хозяйственного и культурного развития региона требовали организации профессионального образования - начального, среднего и высшего.

Принятый в IS88 г. закон о промышленных училищах определил три типа профес­сионально-технических учебных заведений: средние технические, низшие техничес­кие и ремесленные училища. Позднее (в 1893 и 1894) правительство дополнительно решаю создать два типа упрошенной профессиональной школы. Указанные учебные заведения давапи только ремесленную выучку без опоры на какие-либо теоретические знания. В 1897 г. вводится еще один тип низшей профессиональной школы - ремесчен-ные учебные мастерские, наиболее примитивный и дешевый тип профессионального учебного заведения. Основная ею задача - подготовка рабочих по ремонту сельскохо­зяйственного инвентаря и ремесленников для некоторых видов кустарной промыш­ленности. Подобные учебные заведения, не дававшие никакой теоретической подго­товки, не справлялись с решением задачи профессионального образования Прави-Сиби™0 ЖС СЧИТаЛ° ТаКОЙ тип профессиональной школы вполне подходящий для

учЛ?™" УСЛШЖЯХ наи6олее распространенной формой обучения рабочих становится
2ZJ П0дростков- хотя оно не "°™ обеспечить выпуск квалифицированных

В целях удовлетворения нужд сел!

г! . ±! ГМЫШЛеННЫХ предприятий, сельского хозяйства и транспорта.

hi rpnnuiiMu., 1 ■ г~ *.-~..".v Awj/in^mti n пилю оькс раиичпл

ш герриюрии Западной Сибири в девяностых годах был создан рад низших профес-

ьского и лесного хозяйства в подготовке рабочих

октальных учебных заведений - сельскохозяйственных, лесных, молочного хозяй-

На Алтае открываются красильно-ткацкая школа в с. Белом и учебно-показательная ткацкая мастерская в Усть-Чарыше (1913 г.), кожевенная школа в с Алтайском. В 1916-1917 гг. здесь же создаются Повшшхинская. Локтевская и Тюменцевская показательные мастерские по ремонту сельскохозяйственных машин. Низшая ремесленная школа от­крывается в Бииске. После образования Алтайской губернии (июнь 1917) все эти учеб­ные заведения перешли в веление губернской земской управы.

В связи с развитием железнодорожного транспорта в Западной Сибири возникла проблема подготовки мастеров, машинистов паровозов. Для ее решения стали учреж­даться низшие технические (железнодорожные) училища. Одно из них открылось в Томске в 1902 г., затем - в Омске (34, т. 3, с. 373).

В целях распространения профессиональных знаний среди взрослых использовались разнообразные внешкольные формы просвещения по линии различных обществ. В 900-х годах продолжали активно действовать общества попечения о начальном образовании в Томске, Барнауле, Бийске, Змеиногорске. Члены этих обществ не только учреждали начальные училища для детей, но и воскресные школы для взрослых. Так. в воскресных школах, организованных Барнаульским обществом попечения о начальном образова­нии было обучено свыше 2 тыс. неграмотных жителей города и окрестных деревень. В фондах бесплатной библиотеки общества имелась художественная и специшшная ли­тература, позволяющая рабочим повышать свой профессиональный уровень. Энтузиас­ты общества систематически организовывали народные лекции, чтения на темы, свя­занные с политэкономией, с промышленным и сельскохозяйственным производством. В некоторых обществах Западной Сибири организовывались рукодельные и кулинарные школы для девочек (34, т. 3, с. 373).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Художественная интеллигенции западной сибири ( конец 20-х 30-е годы XX века)

    Автореферат
    Защита состоится « » 2007 г. в час. на заседании диссертационного совета Д 502.007.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Северо-Западной Академии государственной службы по адресу: 199178,
  2. Миссионерская и духовно-просветительская деятельность русской православной церкви в западной сибири (конец XVII начало XX вв.) Часть I тобольск 2005

    Книга
    В монографии представлены исследования миссионерской и культурно-просветительской деятельности Русской Православной церкви в Западной Сибири в конце XVII-начале XX вв.
  3. Немецкое население Западной Сибири в конце XIX начале XXI века: формирование и развитие диаспорной группы

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 22 декабря 2009 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 003.006.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Учреждении Российской академии наук Институте археологии
  4. Ханты-мансийского автономного округа югры (1)

    Документ
    Краеведческий календарь: юбилейные и памятные даты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2009 год / Гос. б-ка Югры; Отд. Кревед. Лит. И бибилиогр.
  5. Формирование и развитие конкурентных стратегий субъектов хозяйствования агропромышленного комплекса (на примере апк западной сибири)

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре предпринимательства и агробизнеса Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральская государственная сельскохозяйственная академия».

Другие похожие документы..