Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Теорія випадкових процесів – спеціальний курс для спеціалізації теоретична фізика спеціальності фізика. Читається в сьомому семестрі в обсязі 2 креди...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс по «Финансовому менеджменту» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...полностью>>
'Доклад'
В своём докладе мы хотели осветить проблемы развития как регионального сегмента сети, так и всего Рунета со своей позиции. Сегодня российский Интерне...полностью>>
'Исследовательская работа'
Демократизация Российского общества и смена экономической модели вызывали коренные изменения в социально-культурной жизни страны ,в том числе в шоу-б...полностью>>

Комарова Оксана Владимировна учитель технологии, моу «Высоковская средняя общеобразовательная школа» урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Обучение школьников лоскутному шитью Инновационные технологии.

Автор: Комарова Оксана Владимировна

учитель технологии, МОУ «Высоковская средняя общеобразовательная школа»

Уроки 1 – 2 (вводные). Декоративно-прикладное творчество. Лоскутная пластика.

Цели урока:

  • обучение работе в технике лоскутной пластики;

  • закрепление навыков работы на швейной машине с электроприводом;

  • закрепление изученного материала разделов «Цветоведение» и «Материаловедение»;

  • отработка теоретических знаний на практике.

Оборудование и материалы: экран, фланелеграф, выставка творческих работ, швейные машины, утюг, рабочая тетрадь, набор ручных инструментов, лоскут.

Ход урока

I. Организация урока.

Слово учителя.

— Художественная работа с лоскутом — это богатая возможность для творчества. Не торопитесь выбрасывать обрезки ткани после раскроя изделий на уроках трудового обучения. Их мы будем использовать для изготовления проекта в технике лоскутной мозаики. В пятом классе мы сшили прихватку из квадратов и треугольников, и таким образом ознакомились с правилами и приемами работы в этой технике. В шестом классе усложним задачу и выполним творческую работу (проект) «Изготовление панно в технике лоскутной мозаики». Даже при самом экономном раскрое вы соберете мелкие лоскутки и обрезки вдоль кромки ткани. С ними мы и будем работать на уроках машиноведения, отрабатывая ровные строчки на швейной машине с ножным или электрическим приводом. Мы постараемся превратить этот механический процесс в творческий; познавая основы цветовой гармонии, будем создавать узор из цветных полосок ткани. В этом случае лучше не использовать готовые схемы узоров, а работать произвольно, повинуясь собственному чувству и пониманию прекрасного. Используя новые знания и современные технологии, мы постараемся сохранить традиции народного творчества.

II. Практическая работа.

На примере окраски лоскутов художником по ткани хорошо изучать основы цветоведения. При объяснении темы воспользуемся уже известным учащимся цветовым кругом Гётте (см. рис. 1). Будем составлять подобный круг на большом листе ватмана или картона из полосок гладкокрашеной ткани, располагая их по кругу в заданной последовательности. Затем расширяем цветовую палитру круга, добавляя полоски ткани сложных цветов и ткани с набивным рисунком, при этом соблюдаем законы гармонии смежных цветов и контрастных цветов (парную гармонию, гармонию триады), тональную гармонию. Учащиеся сортируют ткани по волокнистому составу и окраске, проверяя ее прочность, определяют нить основы (долевую нить), по ее направлению рисуют простым мягким карандашом линию с изнаночной стороны ткани. За эту практическую работу по материаловедению можно поставить оценку в Классный журнал.

Итак, почти все образцы тканей были помещены в цветовой круг, исключение составили ткани с крупным контрастным рисунком, очень плотные ткани и некоторые виды синтетики. Далее, в целях экономии, постараемся включить в работу и эти ткани. Таким образом, мы решим задачу по цветоведению — гораздо более сложную, чем покупка тканей нужной окраски и работа по готовому эскизу. Однако не следует забывать и о цветовой гармонии. Для этого выберем один - два основных цвета, подберем их оттенки и сочетания.

На уроках технологии мы стараемся сохранить народные традиции лоскутного творчества, при этом работаем не по наитию, а закрепляем знания, полученные на уроках по цветоведению, материаловедению, машиноведению.

Рисунок 1. Цветовой круг Гётте.

На следующем уроке учащиеся выполняют практическую работу под руководством учителя – изготавливают один - три фрагмента лоскутной мозаики с узором «полоска». При подготовке к уроку учитель использует подробный методический материал доцента Кафедры технологий и предпринимательства Московского областного ИПК и ПРНО О. И. Нагель1.

В начале урока рекомендуется сообщить учащимся правила безопасной работы на швейной машине с ножным или электрическим приводом, повторить технику безопасности при работе с утюгом. Затем учитель размещает на экране фланелеграфа образцы фрагментов мозаики с узором «полоска», «диагональная раскладка», «колодец»2 и подробно объясняет технологию работы. На столе у учащихся должны находиться коробка со швейными принадлежностями, чертежные инструменты, образцы тканей и шаблоны из картона для основы (квадрат со стороной 11,5см.; для полосок – прямоугольник длиной 20см., шириной 2,5см.). Учащиеся зарисовывают в тетради схемы раскладки узоров, записывают последовательность их изготовления и приступают к практической работе на швейной машине. Они могут самостоятельно проконтролировать результат своей практической работы, сделав самооценку по указанным ниже критериям.

Примерные критерии оценки (по пятибалльной системе).

  1. Правильный раскрой всех деталей по шаблонам с соблюдением направления долевой нити. Минимальные отходы ткани после раскроя.

  2. Цветовая гармония всех элементов узора.

  3. Качество изготовления каждого фрагмента панно.

  4. Соответствие всех фрагментов панно друг другу по размеру, углу наклона и форме.

  5. Количество качественно сшитых фрагментов узора.

III. Поведение итогов практической работы, выставление оценок в дневники учащихся. Затем предлагает им сложить все сшитые за урок фрагменты (20-30 квадратов) в одно общее полотно и проанализировать полученный результат.

Анализ недостатков:

1. Работа имеет композиционную незавершенность - необходимо сшить дополнительное количество нужных фрагментов узора.

2. Некоторые фрагменты изготовлены не качественно (не ровная строчка, разный размер полос, не точный угол наклона диагонали квадрата и смещение полос в узоре) - нужно поработать над качеством шитья, а опыт приходит в процессе работы.

3. Панно слишком пестрое и многоцветное, это разрушает его гармоничное восприятие человеком - необходимо сократить количество основных цветов до двух и грамотно подобрать их оттенки. Можно поработать над эскизом панно, то есть создать узор на бумаге в клетку.

IV. Задание на дом: разработать эскизы узоров из квадратов с диагональной и горизонтальной раскладкой полос в цвете или тоне.

При создании орнаментов можно воспользоваться компьютером. На следующем занятии такая возможность будет подробно рассмотрена.

Уроки 3 – 4 . Информационные технологии. Создание цветных орнаментов и узоров.

Цели урока:

  • ознакомить учащихся с возможностями компьютерных технологий в разработке цветных рисунков с геометрическими орнаментами для творческих работ в технике лоскутной мозаики;

  • научиться работать в графическом редакторе CorelDraw .

Оборудование: компьютеры, рабочие тетради.

Ход урока.

  1. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку; проверка домашнего задания (эскиза геометрического узора для лоскутной мозаики).

  1. Повторение пройденного материала.

Фронтальный опрос учащихся:

1. Выберете правильное название для своей домашней творческой работы и запишите его:

а) эскиз для панно – назовите работу

б) рисунок для панно - …

в) схема узора для панно - …

г) чертеж орнамента для панно - …

д) набросок узора для панно - …

е) орнамент для панно - …

Учитель анализирует ответы, подводит итоги, публично обсуждает домашние работы и выставляет оценки в дневники. Учащиеся записывают точные определения в словарь терминов в конце тетради.

2. Что такое композиция художественной работы, например, лоскутной картины?

3. Что такое стилизация в декоративном узоре?

4. Что такое ритм в орнаменте?

5. Что такое цветовой ритм геометрического орнамента?

6. Расскажите правила работы с компьютером.

III. Изучение нового материала.

Слово учителя.

— CorelDraw представляет собой объектно-ориентированный пакет программ для работы с иллюстрациями. Это означает, что при работе с ним изображение составляется из отдельных элементов, каждый из которых описывается атрибутами обводки и заливки, воспринимаемых компьютером как набор математических координат и параметров3. Интерфейс CorelDraw является типичным для приложения Windows (см. рис. 2).

Рисунок 2. Интерфейс CorelDraw: 1 - строка заголовка; 2 - строка меню; 3 - панель меню инструментов; 4 - линейки прокрутки; 5 - рабочий лист; 6 - линейки; 7 - палитра цветов.

В самом верху программного окна находится строка заголовка (синего цвета). В ней указаны имя программы и имя загруженного файла. Под строкой заголовка расположена строка меню. Под строкой меню находятся панели, которые содержат кнопки быстрого доступа к основным командам. На левой стороне окна находится панель меню инструментов. Она содержит пиктограммы (кнопки) различных инструментов, предназначенных для формирования и обработки графики и других объектов. Вдоль правой и нижней границ окна расположены линейки прокрутки. С их помощью можно перемещать видимый участок рабочего листа вправо – влево или вверх – вниз. Рабочим полем называется свободная область окна, в его середине находится рабочий лист. В левой и верхней части окна расположены линейки, которые позволяют точно установить размеры и координаты объектов. Вдоль правой стороны окна расположена палитра цветов — она предназначена для выбора цветов объектов и контуров.

Выполнение эскиза детали «горизонтальная полоска» (порядок работы).

Откройте приложение CorelDraw. Создайте новый документ. Для удобства рисования расположите рабочий лист горизонтально, для чего зайдите в Меню  Расположение  Переключить положение страницы. Также рекомендуется включить режим сетки, для этого заходим в Меню  Ввести  Сетка (см. рис. 3). Теперь в меню инструментов находим пиктограмму прямоугольник и одним кликом мыши нажимаем ее. Затем, аккуратно, по линиям сетки рисуем равносторонний треугольник (квадрат), удерживая (Рисунок 3)

включенной кнопку Ctrl. Данный квадрат будет служить нам основой для дальнейшей работы.

Теперь будем рисовать горизонтальные полоски. Для этого рисуем узкий прямоугольник поверх квадрата во всю его длину (см. рис. 4). Аналогичным образом покрываем полосками всю поверхность квадрата. Чтобы не рисовать каждую полоску в отдельности, можно копировать первую нарисованную полоску, выделив ее и кликнув мышью на пиктограмму «Вставить». Теперь поверх нашей горизонтальной полоски находится ее копия. Оттаскиваем копию вниз, удерживая ее курсором мыши, и располагаем под первой полоской. Далее повторяем операцию «вставить» без предварительного копирования.

(Рисунок 4)

Теперь подберем заливку для наших полосок (см. рис. 5). Для этого выделяем одну из них и в палитре цветов выбираем понравившийся нам цвет и оттенок и щелкаем на него мышью – прямоугольник окрашен. Аналогичным образом поступаем с другими полосками. Чтобы увидеть оттенки цвета в палитре следует щелкнуть мышью на понравившийся цвет и левую кнопку мыши не отпускать.

(Рисунок 5)


Теперь, чтобы получить единый объект, выделяем наш рисунок целиком. Для этого указателем мыши растягиваем рамку выделения над всей поверхностью нашей детали. Далее идем в Меню  Выравнивание  Группа. Теперь возможны манипуляции со всем объектом целиком (см. рис. 6).

(Рисунок 6)

Эскиз детали «колодец».

Вставляем в документ вторую страницу. Для этого нажимаем на пиктограмму [+], которая находится рядом с наименованием «страница 1» внизу рабочего окна. Опять рисуем квадрат, не забывая при этом удерживать кнопку Ctrl. В середине основы рисуем маленький квадрат – центр узора «колодец» (см. рис. 7).

Далее начинаем рисовать вокруг центра полосы – прямоугольники, укладывая их концы друг на друга, чтобы получить соответствующий узор. Подбираем для нарисованных полос заливку, группируем деталь целиком (см. рис. 8).

(Рисунок 7) (Рисунок 8)

Эскиз детали «диагональная полоска».

Вставляем третью страницу. Деталь «диагональная полоска» можно нарисовать, как минимум, двумя способами.

Первый способ: сбор детали из прямоугольных треугольников.

Рисуем квадрат – основу и окрашиваем его в цвет, выбранный нами для центральной диагональной полосы. Далее в меню инструментов нажимаем на пиктограмму «Простые контуры» (см. рис. 9). В верхней панели (панель «Свойства») находим пиктограмму «Идеальные контуры». Из предложенных нам инструментов выбираем прямоугольный треугольник и нажимаем его. Рисуем прямоугольный треугольник поверх основной детали так, чтобы была обозначена нижняя граница центральной диагональной полоски. Подбираем для нашего треугольника заливку.

(Рисунок 9)

Далее, поверх треугольника рисуем новый, но меньшего размера. Таким образом, следует накладывать треугольники друг на друга сначала с одной стороны от центральной диагональной полоски, а затем с другой стороны. Полученную деталь группируем. Чтобы изменить расположение деталей, щелкаем на выделенную деталь еще один раз. Подводим указатель мыши к углу нашей детали, и, удерживая левую кнопку мыши нажатой, аккуратно разворачиваем деталь в нужном направлении (см. рис. 10).

(Рисунок 10)

Второй способ: рисование детали с помощью карандаша (см. рис. 11).

Опять рисуем квадрат. В меню инструментов выбираем инструмент «карандаш» (нажимаем на пиктограмму «От руки»). Принцип рисования инструментом «карандаш» такой: чтобы нарисовать прямую линию, нужно выполнить инструментом щелчок на поле рисунка, поставив первую точку линии, и переместить курсор к концу линии, также зафиксировав его щелчком. По этому принципу собираем из линий детали для нашего эскиза: прямоугольные треугольники (уголки

квадрата), трапеции (диагональные полоски), длинный шестиугольник (центральная диагональная полоска). Нарисованные фрагменты закрашиваем и группируем.

Рисунок 11. Рисование детали «диагональная полоска»

Поузловая сборка фрагментов панно.

Вставляем новую страницу, копируем и размещаем на ней нарисованные нами детали: «горизонтальная полоска», «колодец», «диагональная полоска». Корректируем размеры копированных деталей, чтобы они были одинаковой величины.

Собираем фрагменты панно: в центе композиции размещаем фрагмент «колодец», по краям от центральной детали — «горизонтальная полоска». При этом следует сделать по три копии деталей «горизонтальная полоска» и «диагональная полоска» и изменить положение некоторых из них (развернуть по диагонали от детали «колодец»). Фрагмент выделяем и группируем (см. рис. 12).

Рисунок 12. Результат поузловой сборки фрагментов панно.

Сбор панно.

Полученный фрагмент панно уменьшаем пропорционально, для чего подводим указатель мыши к углу фрагмента и, удерживая левую кнопку нажатой, аккуратно сдвигаем его. Уменьшенный фрагмент копируем и вставляем на новой странице. Пристыковываем к нему его копии, таким образом увеличивая панно до необходимых нам размеров (см. рис. 13). Затем вокруг центральной основной части панно собираем кромку из деталей «горизонтальная полоска». Под конец делаем обрамление панно. Для этого поверх него рисуем прямоугольник чуть больше самого панно, окрашиваем в цвет, выбранный нами для рамки. Нарисованный прямоугольник следует разместить под панно (см. рис. 14). Для этого идем в Меню  Выравнивание Упорядочивание  На зад. Полученный эскиз группируем. Эскиз панно готов (см. рис. 15). Сохраняем наши результаты. Файл Сохранить как (имя файла: «панно»)  Сохранить (см. рис. 16).

Рисунок 13. Рисунок 14.

Рисунок 15. Рисунок 16.

IV. Закрепление изученного материала.

Новый теоретический и практический материал учащиеся закрепляют в процессе работы на компьютере, повторяя действия вслед за учителем.

V. Анализ урока.

Вопрос учащимся: Что нового вы узнали на уроке?

VI. Задание на дом:

1. Закончить (эскиз) – цветной рисунок будущего панно.

2. Подготовить презентацию своей работы.

3. Сделать ее экспертизу согласно критериям.

Уроки 5 – 6. Разработка проекта «Панно в технике лоскутной мозаики», его экономическое обоснование и экспертиза.

Пояснительная записка.

Проект – это самостоятельная творческая итоговая работа учащихся. Проект выполняется по плану, проходит экспертизу, результат проделанной работы анализируется, а затем оценивается самими учащимися и руководителем проекта. На защите проектной работы учитель может оценить уровень знаний, умений и навыков, учащихся как в рамках одной темы, раздела, так и по всему курсу образовательной области «Технология». Проект как форму сдачи экзамена был мною рассмотрен в статье «Защита проекта – экзамен по технологии»4, я также разработала методический материал в помощь учащимся и учителю.

Проект включает в себя теоретическую (сбор необходимой информации, ее систематизацию и анализ) и практическую части. Работу над проектом можно условно разделить на три этапа:

  1. организационно- подготовительный;

  2. технологический;

  3. заключительный.

В качестве примера рассмотрим творческую работу учащихся на тему «Изготовление панно в технике лоскутной пластики».

Работа выполняется в следующей последовательности:

  1. Обоснование возникшей проблемы и потребностей.

В данном случае учитель, в качестве учебной задачи для группы учащихся, формулирует проблему следующим образом: «С целью закрепления знаний по предыдущим темам (раздел «Лоскутное шитье») самостоятельно и качественно изготовить панно в технике лоскутной мозаики по лучшему творческому эскизу, выполненному одним из учащихся. Следует также рассмотреть возможность использования результатов работы в предпринимательской деятельности».

  1. Составление плана работы по изготовлению проектируемого изделия и схемы обдумывания.

  2. Сбор эмпирического и исторического материала, оформление списка используемой литературы.

  3. Выбор лучшего эскиза из всех представленных на экспертизу. Оценка производиться по критериям: эстетическим, технологическим, экономическим, экологическим.

  4. Выбор материалов. В данной работе с целью экономии используются отходы швейного производства - лоскут.

  5. Выбор оборудования, инструментов и приспособлений, используемых в работе.

Инструменты: ножницы, булавки, игла швейная, треугольник, сантиметровая лента, портняжный мел, простой мягкий карандаш.

Оборудование: швейная машина, гладильная доска, утюг, компьютер.

  1. Составление технологической карты для изготовления панно в технике лоскутной мозаики.

  2. Экономическое обоснование проекта: расчет производственной и полной себестоимости изделия, цены оптовой и нормативной прибыли, рентабельности производства. Далее описываются возможные пути сбыта продукции (проводится анализ рынков сбыта и конкурентов). Разрабатывается рекламный проспект.

  3. Экологическое обоснование проекта. Рассматривается возможное влияние технологического процесса на окружающую среду и здоровье человека. Изучается техника безопасности (в нашем случае это техника безопасности при работе на швейной машине и работе с утюгом).

  4. В конце проекта обязательно делается самооценка проделанной работы. Учащиеся отвечают на следующие вопросы: «Что было сделано?», «Что не удалось сделать?», «Почему это не удалось сделать?». Оценивается трудоемкость, качество выполненной работы и соответствие готового изделия задуманному.

  5. Защита проекта (осуществляется в форме презентации). Оценка работы руководителем проекта.

Тема урока: «Экспертиза будущего изделия-панно в технике лоскутной мозаики».

Цель урока: обоснованно и объективно оценить представленные на экспертизу разработки проектов и эскизы панно, чтобы выбрать из них лучший для изготовления творческой работы группой учащихся. В дальнейшем эта работа будет демонстрироваться на школьных и городских выставках детского и народного творчества.

Задачи:

  1. Способствовать развитию патриотических чувств у учащихся, таких как: любовь к истории своей страны, ее традициям и народному творчеству.

  2. Способствовать воспитанию творческой личности, воспитанию у учащихся ответственного отношения к труду и результатам труда.

  3. Способствовать развитию навыков коллективной творческой работы, делового сотрудничества, ведению делового позитивного обсуждения и этики деловой дискуссии.

  4. Способствовать формированию экономического мышления и экологического сознания у учащихся, ответственного отношения к здоровью людей.

  5. Способствовать усвоению нового материала разделов «Лоскутная пластика» и «Декоративно - прикладное творчество».

  6. Способствовать закреплению знаний, полученных в ходе изучения учебных разделов: «Материаловедение», «Машиноведение», «Основы домашней экономики», «Информационные технологии», а также учебных тем: «Цветоведение», «Проектная деятельность».

  7. Способствовать развитию пространственного воображения, абстрактного мышления.

  8. Способствовать развитию речи и освоению приемов самопрезентации.

  9. Способствовать дальнейшему формированию навыков работы на швейной машине и компьютере.

  10. Способствовать развитию способности к самостоятельному поиску информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса и его самооценке.

  11. Способствовать в подготовке к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг.

  12. Через проектную деятельность и профессиональные пробы способствовать грамотному самоопределению, правильному выбору будущей профессии.

Оборудование и материалы:

  • компьютеры,

  • экран,

  • фланелеграф,

  • выставка творческих работ,

  • рабочая тетрадь.

Дидактическое обеспечение: таблицы, образцы объектов труда, схемы поузловой обработки изделий схемы узоров для панно, учебники.

Ход урока

I. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение пройденного материала (вопросы задает учитель или учащиеся готовят по два вопроса друг другу).

Примерные вопросы:

  1. Какие основные свойства цвета вы знаете?

  2. Какую роль в работе с цветом играет цветовой круг?

  3. Какие цвета называют хроматическими, ахроматическими?

  4. Что такое контраст цветов?

  5. Назовите дополнительные цвета?

  6. Что такое гармония в цвете?

  7. Что такое орнамент? Какие бывают орнаменты?

  8. Как создается геометрический орнамент?

  9. Назовите законы орнаментальной композиции.

  10. Какие графические приложения для Windows вы знаете? В чем отличие CorelDraw от других графических редакторов?

  11. Как выглядит интерфейс графического редактора CorelDraw?

  12. Как нарисовать в CorelDraw квадрат?

  13. Каков принцип рисования инструментом CorelDraw «карандаш»?

  14. Какими двумя способами можно нарисовать в CorelDraw элемент «Диагональная полоска»?

  15. Где расположена команда, позволяющая группировать объекты в CorelDraw?

  16. Как определить долевую нить в ткани, если у нее срезана кромка?

  17. Какую нить в ткачестве называют нитью основы, а какую - нитью утка?

  18. Какие ткани натурального происхождения вы знаете, назовите их?

  19. Какие ткани искусственного происхождения вы можете назвать?

  20. Какие свойства тканей мы должны учитывать, работая в технике лоскутной пластики?

  21. В чем различие между техникой и технологией в лоскутном шитье?

  22. Что такое технологическая карта?

Ход урока:

Основная часть – экспертиза будущего проекта

Экспертиза выполняется согласно разработанными руководителем проекта критериями оценки. В нашем случае это будут критерии:

  1. Эстетические:

а) композиционная целостность и завершенность;

б) цветовое решение, гармония, колорит;

в) тема работы, настроение в цвете;

г) приемы художественной выразительности (ритм, стилизованность, динамика, пластика, симметрия и асимметрия, главное и второстепенное);

д) использование традиций национальной культуры, художественных традиций.

2) Технологические:

а) количество одинаковых фрагментов – модулей;

б) обоснованность использования материалов, сочетание, оригинальность, долговечность, расход материалов;

в) стандартность технологии, необходимое оборудование;

г) сложность и объем выполняемых работ;

д) расход энергии при производстве.

3) Конструкторские:

а) прочность изделия;

б) удобство использования;

г) соответствие назначению.

4) Экологические:

а) загрязнение окружающей среды при производстве;

б) возможность использования частей использования отходов при производстве; возможность повторного изделия по окончании срока службы.

5) Экономические:

а) потребность в данном изделии на рынке;

б) себестоимость проекта;

в) уровень продажной цены;

г) целесообразный вид рекламы.

Проект может выполняться как индивидуально, так и группами. Для нашего учебного проекта вбираем лучший эскиз, собираем необходимый материал и оформляем его в виде реферата, затем все вместе работаем над изготовлением панно. Для экспертизы один учащийся или группа должны представить: эскиз панно, выполненный в цвете при помощи компьютера (см. рис. 17); схемы поузловой обработки панно; сшить по одному фрагменту – модулю для будущего панно; собрать небольшой исторический материал по теме; представить рекламный проспект. Время презентации регламентируется (5 – 7 мин.).

Учитель подводит итог проделанной работы, выставляет оценки в дневники; выводит на экран лучший проект, выбранный для дальнейшей совместной работы на следующем уроке.

Рисунок 17. Эскиз панно.

Тема урока: «Экономическое обоснование проекта»5.

Изучение нового материала.

Слово учителя.

- Мы работаем над учебным проектом и главная наша задача – приобрести знания умения и навыки, необходимые для жизни в современном обществе. Выполняя экономическое обоснование и экономическую экспертизу проекта, мы определим наши будущие затраты на проект, проанализируем возможность реализации изготовленного изделия с целью получения прибыли. Мы узнаем новые экономические понятия, которые пополнят наш словарь, а также научимся делать необходимые расчеты.

Конечная цель деятельности предпринимателя – это получение прибыли.

Прибыль от реализации продукции, работ и услуг (Пр) рассчитывается как разность между выручкой от реализации (Вр) и затратами на производство и реализацию (Зр):

Пр = Вр – Зр

В пятом классе прежде, чем приступить к изготовлению швейного изделия – фартука, мы рассчитали стоимость необходимых для него материалов. Теперь мы выполним более сложные расчеты, которые нужны для принятия ответственного решения – стоит или нет инвестировать в проект (т. е. вкладывать в него деньги) с целью получения прибыли?

Рассчитаем производственную и полную себестоимость нашего изделия (панно в технике лоскутной мозаики) и его оптовую, т. е. минимальную цену. Затем рассчитаем рентабельность валового производства и реализации подобной продукции.

Рентабельность – это показатель, характеризующий эффективность работы предприятия (фирмы).

Себестоимость товара – действительная стоимость того, что было вложено предприятием на его изготовление. Себестоимость продукции также является показателем эффективности хозяйственной деятельности предприятия. От качества расчета себестоимости зависит обоснованность цен.

Расчет себестоимости будем производить по формуле:

С = Мз + Роп + Осс + Ао + Окр + Здр

где:

С – себестоимость продукции (товаров, услуг);

Мз – материальные затраты на производство и реализацию продукции;

Роп – расходы на оплату труда;

Осс – отчисления на государственное социальное страхование;

Ао – амортизационные отчисления на восстановление основных производственных фондов (амортизация – это перенос стоимости основных фондов на вновь созданный продукт);

Окр – оплата по краткосрочным кредитам банков;

Здр – другие затраты на производство продукции, включая расходы по всем видам ремонта основных производственных фондов.

Исчисление амортизации осуществляется на основе следующих данных:

- полной стоимости используемых в процессе производства основных средств (зданий, станков, транспорта, и др.);

- полного нормативного срока эксплуатации основных средств;

- количества товарных единиц, производимых с участием основных средств (или срока их использования);

- по установленным нормативам.

Ао = Со Но 100

где:

Ао – амортизационное отчисление, р.;

Но – норма амортизационных отчислений, % ;

Со – стоимость основных фондов (оборудования, станков, зданий машин, которые участвуют в процессе производства продукции), р.

Расчеты амортизационных отчислений осуществляются по каждому техническому элементу в отдельности. Суммарная их величина в расчете на единицу товарной продукции включается в издержки производства. После реализации товара их денежный эквивалент зачисляется на специальный амортизационный счет, на котором происходит накопление требуемой суммы для замены технического элемента производства в случае его износа.

Определение себестоимости единицы продукции (изделия, вида, группы) по статьям расходов называется калькуляцией.

Разберем новую тему на конкретном примере. Для этого рассчитаем себестоимость одного лоскутного панно.

Исходные данные: на изготовление одного панно потребуется примерно 5 метров набивного и 4 метра гладкокрашеного ситца (стоимость 1 метра ситца в лоскуте – 5 р.), 3 катушки х/б ниток №30 (стоимость одной катушки -10 р.).

Определяем материальные затраты:

Материальные затраты – это стоимость материалов плюс плата за энергию, плюс транспортные расходы.

Стоимость материалов = ( 9  5 ) + ( 3  10 ) = 45 р. + 30 р. = 75 р.

Плата за электроэнергию (1кВт. ч. стоит 1р. 30 коп.) в нашем случае она составила в среднем (20кВт. ч.  1р.30 коп.) 20 р. 60 к.; транспортные расходы по доставке материалов составили из расчета на одно панно – 20 р.

Мз = 75 р. + 20 р. 60 к. + 20 р. = 115 р. 60 к.

Определяем Роп:

Для изготовления одного панно двадцати учащимся потребовалось в среднем от шести до восьми часов рабочего времени, следовательно, один учащийся изготовит такое панно за 140 часов (7  20 = 140). Пусть стоимость 1 часа работы – 10р., тогда заработная плата за изготовление одного панно составит 1400 р. (10  140 = 1400).

Осс составляет 39% от Роп:

1400  39 : 100 = 546 р.

Здр включает оплату различных услуг других организаций, командировочные, платежи по кредитам, затраты на все виды ремонта, расходы на рекламу, подготовка и переподготовка кадров. В нашем случае эти расходы отсутствуют.

Амортизация основных фондов. Для изготовления одного панно нам потребуется одна швейная машина, утюг, а для создания цветного рисунка оформления технологической карты, для разработки рекламного проспекта потребуется компьютер с принтером. Допустим, швейная машина стоит 10000 р., утюг стоит1400 р., компьютер стоит 30000 р.

Норма ежегодной амортизации амортизируемого имущества определяется по формуле:

Но = (1/n) 100%

где: Но - норма амортизационных отчислений в процентах к остаточной стоимости, применяемая к данному объекту амортизируемого имущества;

n - срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

Пусть срок амортизации швейной машины составит 15 лет, тогда норма ежегодной амортизации Но = (1/15)  100% = 6,7%, то есть 670 р. При работе по 2 часа 3 раза в неделю учащийся изготовит 68 час.  3 : 140 час. = 1.5 изделия в год, тогда амортизация на одно панно составит 670 р. : 1,5 = 447 р.

Рассчитаем норму ежегодной амортизации компьютера по другой формуле (для не основных средств производства):

Но = (2/n)  100% Пусть срок амортизации компьютера составит 7 лет, тогда норма ежегодной амортизации К = (2/ 7)  100% = 28,6%, то есть составит 8580 р. в год (30000  28,6 : 100 = 8580). В год учащийся может сделать 240 рисунков и технологических карт или подобных компьютерных проектов (при условии, что он будет делать по одной работе в час, а работать 2 часа 3 раза в неделю). Тогда амортизация компьютера из расчета на одно панно составит примерно 23 р. (8580 : 240 : 1,5 = 23,83).

Рассчитаем амортизацию утюга, как основного средства производства. Пусть срок амортизации утюга – 3 года. Тогда норма ежегодной амортизации составит Но = (1/n)  100% = (1 : 7)  100 = 14,3%, то есть составит 200 р. (1400  14,3 : 1000 = 200). За год учащийся изготавливает 1,5 панно, тогда амортизация на одно панно составит 133 р. (200 : 1,5 = 133).

Рассчитаем амортизацию инструментов, стоимость которых составляет:

ножницы – 200 р., треугольник – 10 р. Итого: 210р. Полное списание инструмента производится через два года, то есть амортизация за год составит 105 р. (210 : 2 = 105).За год изготавливается 1,5 панно. Следовательно амортизационные отчисления составят 70 р. (105 : 1,5 = 70).

Нам понадобятся для изготовления одного панно инструменты:

две иглы швейные – 2 р. и три иглы машинные -3 р., всего на 5 р. Списание этих инструментов производится после изготовления изделия.

Рассчитаем Ао оборудования и инструментов на одно изделие:

Ао = 477 +23 +133 +70 +5 = 708 р.

Величину Ао можно снизить за счет более интенсивного использования основных средств производства и повышения производительности труда.

Определяем производственную себестоимость одного панно:

Спр = 115 р60 к. + 1400 р. + 546 р. + 708 р. = 2769 р. 60 к.

Пусть расходы связанные с реализацией, составляют 3%, то есть 2769,6  3 : 100 = 83 р. 10 к.

Тогда полная себестоимость изготовления панно будет равна:

Сп = 2769 р. 60 к. + 83 р. 10 к. = 2852 р. 70 к.

Для определения оптовой цены необходимо включить процент накопления, то есть нормативную прибыль. Она для каждого вида изделий разная, так как затраты тоже разные.

Допустим, для изготовления панно и на расширение производства нормативная прибыль составляет 25% от себестоимости, то есть

2852,7 р.  25 : 100 = 713,17 р.

Тогда оптовая цена будет равна: 2852 р. 70 к. + 713 р. 17 к. = 3565 р. 88 к.

Это минимальная цена по которой может быть продано панно.

Теперь рассчитаем рентабельность – основной показатель работы предприятия (фирмы).

Рентабельность продукции рассчитывается как отношение валовой прибыли от продаж (реализации и сбыта) к его себестоимости:

Р = П : С  100% .

Рентабельность рассчитывается на определенный период деятельности предприятия.

Расчет рентабельности за реализацию одного панно (1,5изделий в год):

Себестоимость одного панно = 2852 р. 70 к.;

С годов. = 2852 р. 70 к.  1,5 = 4279 р. 5 к.

Прибыль от реализации одного панно составит 713 р. 17 к.

П годов = 713 р. 17 к.  1,5 = 1069 р. 75 к.

Р г = 1069, 75 : 4279, 05  100% = 25%; это хороший показатель рентабельности.

Мы справились с первоначальной задачей урока, выполнили экономическое обоснование проекта. После реализации товара (панно) не ниже оптовой цены мы получим прибыль.

Следующим этапом будет анализ потребительского спроса на наши изделия: панно, пледы покрывала, одеяла в технике лоскутной пластики; а также анализ рынков сбыта. Таким образом, мы получим ответы на важные для любого предпринимателя вопросы:

1.Нужны ли людям (будущим потребителям) наши изделия, т.е. будет ли спрос на наш

товар?

2. Кто предположительно станет покупать наши изделия (люди какого социального статуса, пола, возраста, национальности)?

3. Где наш товар будет иметь наибольший спрос (в какой географической зоне, с каким климатом, в каких городах или селах, регионах, странах)?

Задание на дом:

  1. заполнить таблицу потребительского спроса;

  2. провести анализ рынков сбыта (провести исследование и анализ предположительных рынков сбыта, определить наличие конкурентов на рынках);

  3. рассчитать уровень конкурентоспособности нашего будущего бизнеса;

  4. определить возможную валовую прибыль и ответить на вопрос – стоит ли вкладывать деньги в производство товаров, или достаточно будет изготавливать подобные изделия на заказ в единичных экземплярах, как предмет искусства (когда затраты труда и времени окупаются художественной ценностью работы);

  5. описать последовательность технологии изготовления панно.

На следующем уроке мы вместе займемся оформлением технологической карты и других таблиц на компьютере, а также научимся анализировать, систематизировать полученную информацию и оформлять ее виде графиков, диаграмм; делать презентацию проекта.

Темы следующих уроков по учебному плану:

Уроки 7 – 8. ИКТ. Оформление проекта и его презентации.

Уроки 9 – 12. Изготовление творческой работы – панно в технике лоскутной пластики.

Уроки 13 – 14. Защита и оценка проекта, анализ результатов.

Комментарий:

Защиту проекта лучше проводить в форме открытого урока, включающего конкурс на лучшую презентацию и рекламу. Результат работы обязательно анализируется, подводится итог, делается краткий вывод – резюме. В процессе экспертизы выявляются недостатки, намечаются пути их устранения с целью усовершенствования технологий, улучшения характеристик проектируемого изделия и повышения качества. Грамотно выполненный самоанализ рассматривается как позитивный опыт и не снижает итоговую оценку. На протяжении всей работы, а также ее обсуждения сохраняется творческая доброжелательная атмосфера сотрудничества.

Логичным завершающим этапом работы руководителя с учащимися, на мой взгляд, будет небольшой тест в виде вопросов для анализа понравившихся видов деятельности. Ведь проектную деятельность можно рассматривать, как небольшие профессиональные пробы учащихся, выполненные в игровой форме и, в то же время, как эффективный метод обучения и воспитания. В пределах всего одного небольшого учебного раздела (14 учебных часов) учащимися выполнялись различные виды деятельности, они работали с разными предметами труда, перед ними ставились разные цели труда. Результаты тестов можно будет обработать по известным методикам академика Е. А. Климова и американского профессора Дж. Холланда6. Выполняя такую индивидуальную работу с учащимися регулярно, мы, точно лоскутную мозаику, постепенно собираем целостную картину для более точного определения их типов личности. Эта работа необходима для правильного определения как профиля обучения, так и самоопределения. Весь этот исследовательский материал также понадобится учащимся для анализа собственной личности в учебном курсе «Профессиональное самоопределение и карьера».

Примерные вопросы для теста:

Понравилось – ли вам?

Да, понравилось - отметьте знаком «+»;

очень понравилось – двумя или тремя плюсами;

Нет, не понравилось – отметьте знаком «-»;

очень не понравилось – двумя или тремя минусами.

  1. Изучать устройство швейной машины?

  2. Выполнять простейший ремонт швейной машины?

  3. Слушать рассказ о производстве тканей?

  4. Распознавать опытным путем виды тканей и исследовать их состав?

  5. Собирать коллекцию образцов тканей?

  6. Изучать теорию цветоведения?

  7. Изучать и исследовать теорию психосоматического воздействия цвета и света на настроение и здоровье человека?

  8. Рисовать схемы, графики, строить чертежи?

  9. Рисовать красками или фломастерами эскизы панно? Просто рисовать красками?

  10. Рисовать эскиз панно на компьютере?

  11. Изучать устройство компьютера?

  12. Шить на швейной машине?

  13. Подбирать ткани по цвету и составлять узоры для панно?

  14. Строчить на швейной машине ровные строчки?

  15. Изучать историю народного творчества?

  16. Собирать исторический материал?

  17. Работать в библиотеке с книгами?

  18. Изучать историю и традиции, беседуя с людьми, старшими родственниками и знакомыми?

  19. Находить историческую и другую информацию в Интернете?

  20. Изучать домашнюю экономику, основы экономики?

  21. Решать задачи по экономике? Решать задачи?

  22. Составлять план работы, систематизировать, анализировать материал, делать вывод?

  23. Находить недостатки, исправлять их, совершенствовать свою работу?

  24. Получать удовольствие, преодолевая трудности в работе?

  25. Получать удовольствие от уроков ручного труда? Работать руками?

  26. Публично выступать перед товарищами с докладом?

  27. Делать презентации на компьютере?

  28. Работать в коллективе?

  29. Работать самостоятельно?

  30. Исследовать мнение людей, задавая вопросы, затем обрабатывать информацию?

  31. Помогать товарищам во время работы справиться с трудностями?

  32. Рисовать рекламу красками?

  33. Оформлять рекламный проспект на компьютере?

  34. Представлять и рекламировать свое изделие на рынке, конкурсе рекламы?

  35. Участвовать в выставках творческих работ?

  36. Участвовать в ярмарках, продавать свою продукцию?

  37. Обсуждать работы на уроках, принимать участие в дискуссии?

Ваше отношение к проделанной работе:

  1. Расстраиваешься ли ты по поводу выявленных недостатков твоей работы?

  2. Относишься ли безразлично к недостаткам в работе?

  3. Стараешься сразу исправить недостатки, идешь вперед? Позитивно относишься к трудностям в работе?

  4. Быстрее других выполняешь работу руками?

  5. Медленнее остальных выполняешь работу руками?

  6. Быстрее других выполняешь работу на компьютере?

  7. Медленнее всех выполняешь работу на компьютере?

  8. Быстрее всех решаешь задачи по экономике?

  9. Трудно и медленно решаешь задачи?

  10. Твои модули к панно получились самые красивые и качественные?

  11. Согласен ли ты с оценкой, которую получил за эту работы?

Если не согласен, то ответь на следующие дополнительные вопросы:

  1. Ты не согласен с оценкой и считаешь ее не справедливой?

  2. Ты не согласен с оценкой и постараешься в следующий раз приложить больше усилий, чтобы ее исправить?

  3. Ты очень расстроился, получив плохой результат, потому, что тебя будут ругать дома?

На одном конкретном примере мы рассмотрели, как метод учебного проекта помогает педагогу объединить и успешно решить различные учебные задачи в пределах образовательной области «Технология»: воспитательные, развивающие, образовательные, профессиональные, а затем – оценить приобретенные знания, умения, навыки. Даже при таком продуманном и максимально сжатом плане работы, на изучение раздела «Декоративно - прикладное творчество» учителю технологии потребуется не менее 14 часов учебного времени вместо 8 часов, которые отводятся в программе обслуживающего труда на изучение этого раздела. Методисты рекомендуют часть проекта учащимся выполнять самостоятельно (тогда, как учебный план по обслуживающему труду исключает задания на дом). Эта дополнительная учебная нагрузка, на мой взгляд, должна быть минимальной, оправданной, результативной. Достаточной мотивацией и стимулом для самостоятельной домашней работы является возможность сдать экзамен по выбору (итоговая аттестация) в 9 – 11 классах по учебному курсу «Технология» и итоговый контроль в 8-ом классе. Все это возможно, включая проектную деятельность, в полном объеме, только в пределах обязательного и непрерывного изучения курса «Технологии» в размере 2 часа в неделю со 2 по 11 классы, как установлено Министерством образования Российской Федерации в Приказе №1089 от 05.03.2004 г.7

Образовательная область «Технология» на различных этапах обучения включает в себя следующие разделы:

2 – 4 классы: труд + ИКТ;

5 – 7 классы: технический и обслуживающий труд + ИКТ;

8 - 9 классы: технология – домашняя экономика и основы предпринимательства + профессиональное самоопределение + ИКТ;

10 – 11классы: технология - основы предпринимательства и бизнес (включая основы экономики и право) + ИКТ;

информатика и основы программирования в старших классах изучаются отдельным предметом.

Раздробленная и в сокращенном объеме, сегодня, в большинстве школ, образовательная область «Технология» не может решить всех поставленных образовательных задач, а предлагаемый факультативный курс не является эффективным, так как он не обязательный и не охватывает всех учащихся.

Тематическое планирование

Тема

Количество

часов

Введение. Декоративно-прикладное творчество. Лоскутная пластика.

2

Информационные технологии. Создание цветных орнаментов и узоров в графическом редактореCorelDraw/

2

Разработка проектного изделия, его экономическое обоснование и

экспертиза.

2

Подготовка презентации проекта.

22

Изготовление проектного изделия.

4-6

Защита проекта. Оценка и анализ результатов.

2

Итого

14-16

Список литературы:

  1. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье (Основы лоскутного шитья и традиции народного лоскутного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 96с.: ил. (Б-ка журнала «Школа и производство")

  2. Нагель О. И. Художественное лоскутное шитье (основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. М.: Школа-Пресс. 200. С. 69

  3. Басманова В. Защита проекта — экзамен по технологии // Школа и производство. 2005. № 4.

  4. Басманова В. В. Опыт обучения школьников лоскутному шитью с применением компьютера.//Школа и производство. 2006. № 7

  5. Рашевская М. А. Corel Draw Практическое руководство, - МДИАЛОГ-МИФИ, 2003 - 352с.

  6. Павлова М. Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И. А. Сасовой, - М.; Вентана-Графф, 2003. - 299с.; ил

  7. Пархомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов, - М.: АРКТИ, 2003. - 112.(Метод. Биб-ка)

  8. Сборник проектов по курсу «Технология-5»: Пособие для учителя /М.И. Гуревич, М. Б. Павлова, И, Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под редакцией И. А. Сасовой, - М,: Вентана-Граф, 2003 - 114с.; ил.

  9. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения / Под ред. С. Н. Чистяковой. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. 83 с.

  10. Чистякова С.Н. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения – Тамбов: Изд-во ТГУИМ. Г.Р. Державина 2003.

  11. Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы/ Под редакцией В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2001. С. 68 – 74

1 См.: Нагель О. И. Снова о лоскуте // Школа и производство. 1997. №4.

2 См.: Нагель О. И. Художественное лоскутное шитье (основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. М.: Школа-Пресс. 200. С. 69.

3 См: Рашевская М. А. CorelDRAW. Практическое руководство. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2003. С. 3.

4 См.: Басманова В. В. Зашита проекта – экзамен по технологии // Школа и производство. 2005. №4. С. 62-65.

5 Раздел написан с использованием материала следующей книги: Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы/ Под редакцией В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2001. С. 68 – 74.

6 См.: Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10 – 11 классов естественно-научного профиля / Под ред. С. Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2001. С. 14 – 19.;

Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения / Под. ред. С. Н. Чистяковой. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. С. 30 – 42.

7 Школа и производство. 2004. №4.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комарова Оксана Владимировна учитель технологии 1 категории моу «Высоковская сош» Зырянского района Использование цор на урок

    Урок
    Благодаря государственной программе «Информатизация системы образования», сейчас практически во всех школах есть компьютеры. Для педагогов, очевидно, что современный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании
  2. Публичный доклад моу макаровской средней обшеобразовательной школы. Вологодская область, Вологодский район

    Доклад
    МОУ Макаровская средняя общеобразовательная школа начала свою деятельность с 01.09.1988 г. на базе слияния двух восьмилетних школ: Фермовской и Порозовской.
  3. Госдума РФ мониторинг сми 13 апреля 2006 г

    Документ
    ГЛАВА ВЭБА ПРЕДЛАГАЕТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СОЗДАНИЯ КОРПОРАЦИИ РАЗВИТИЯ И НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ СОЗДАТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БАНК ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ НА БАЗЕ ВЭБА 85

Другие похожие документы..