Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Наукові роботи будуть опубліковані в Збірнику наукових праць «Економічні науки» Луцького національного технічного університету (рекомендований як фах...полностью>>
'Программа'
изучение основных разделов курса, усвоение понятийного аппарата, банковского маркетинга в условиях современной рыночной экономики, формирование практ...полностью>>
'Документ'
(фамилия, имя, отчество) , (занимаемая должность) работающей ( ), с социальный отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет....полностью>>
'Документ'
С переходом страны к рыночной экономике, положившим начало формированию фондового рынка, появилась объективная необходимость изучения рынка ценных бу...полностью>>

216 I что нам делать?

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

К полугодовщинс смерти

21 декабря 1954 г. в Швейцарии, в г. Цюрихе, скончал­ся профессор Иван Александрович Ильин...

Родился Ив. Ал. 28 марта 1883 г. в Москве. По оконча­нии Юридического факультета Московского Импера­торского Университета, после защиты магистерской и докторской диссертации — ординарный профессор по кафедре истории философии права 1909—1922 гг. Высылка из Советской России 1922 г. Профессорство в Берлине, во Франции (Богословский Институт) и в Швейцарии (в Швейцарских Народных Университетах народных ученых обществах дали Ив. Ал. широкую известность в общемировом масштабе...

Неумолимая смерть косит русскую эмиграцию, выры­вая из ее рядов самых больших людей.

Но, даже среди элиты наших соотечественников, покойный Ив. Ал. представлял вершину наивысочайшую, как ученый, как философ и как религиозный мыслитель.

В русской эмиграции был и такой выдающийся фило­соф, как Бердяев, но... Ив. Ал. есть совершенно особое явление. Суть научной деятельности Ив. Ал. выходит дале­ко за пределы современной философско-религиозной дидактики. Ив. Ал. — учитель будущих веков!..

Для более ясного понимания того, что дал мировой культуре Ив. Ал. — нужно вспомнить, что принес миру рус­ский народ, в прошлом столетии, в лице Достоевского.

Достоевский тоже — единственное явление в мировой литературе. Он — писатель-психолог самых глубин че­ловеческой души!

Современники Достоевского не понимали и не могли оценить всей его гениальности и считали, что он выводит каких-то ненормальных по психологии людей. Необходим был столетний прогресс в области психологических наук и появление психоанализа, чтобы постигнуть высоту достижений Д. и понять, что он гениально раскрыл чело­веческую душу.

Достоевский раскрыл тайники человеческой души, а Ив. Ал. раскрыл тайники духа в человеке!

Как не понимали Достоевского его современники, так трудно в наше время понять и Ив. Ал.

Все критики его трудов, даже доброжелательные, очень далеки от правильного понимания его мыслей. Его критики, в своих рассуждениях, естественно, все исходят из человеческого ума и душевного подхода, тогда как, в данном случае, надо исходить из высшего разума и из глубин духа в человеке!..

Что, например, можно, в наш век, сказать о таком труде покойного, как «Путь духовного обновления (1935)» или «Основы христианской культуры (1937)»?

Как критиковать труд «О грядущей русской культуре». А, в особенности, как подойти к труду «Аксиомы религиоз­ного опыта (1953)»?!

Но есть основания думать, что настанет время, когда «Аксиомы» будут настольной книгой у всех пастырей чело­вечества, независимо от их вероисповедания и националь­ности!

21 декабря 1954 года ушел из мира гениальнейший мыслитель и энтуист!

Н. Полянов.

________

15

«ПЕРЕКЛИЧКА». Июнь 1955 г. № 44—12. Нью-Йорк

Перепечатана статья г. Г. «Иван Александрович Иль­ин», напечатанная в «Вестнике И-го Отдела Русского Обще-Воинского Союза», Гамбург, Январь 1955 г. № 19 и приведенная в № 219 «Наши Задачи».

________

16

«ИЗВЕСТИЯ ВЫСШЕГО МОНАРХИЧЕСКОГО СОВЕ­ТА».

13. Июль. 1955

В этом издании напечатан портрет профессора И.А. Ильина и к нему следующие слова: «Кончина проф. И.А. ИЛЬИНА — незаменимая потеря для всего Русского Зарубежья и монархистов в особенности. По­койный пламенно будил всегда русских людей к работе на Россию. Его имя войдет в историю Русского Зарубежья, как человека непримиримого в отношении поработителей нашей Родины и человека, возвышенной своей душой понявшего всю великую ценность Русской Монархии с ее самобытным укладом и мистическим обоснованием.

Ниже мы начинаем печатание его выдающегося труда, в котором он духовно обосновывает сущность идеи монар­хии». (Далее следует статья И.А. Ильина — «О монар­хе».)

ТРУДЫ ПРОФЕССОРА И. А. ИЛЬИНА

(Находятся в его архиве)

(Продолжение списка, напечатанного в № 216):

А. Неизданные книги:

1. — Путь к очевидности (издана на немецком языке).

Б. Незавершенные книги:

1. О Монархии.

2. — О возрождении и обновлении России.

В .Изданные небольшие книги. Брошюры. Статьи. Речи.

1. — Понятия права и силы. Москва. 1910.

2. — Идея личности в учении Штирнера. 1910. Вопросы философии.

3. — Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте-стар­шего. 1911.

4. — Философия Фихте как религия совести. Москва. 1914.

5. — О любезности. Социально-психологический опыт. Журнал «Русская Мысль». 1912.

6. — Философия как духовное делание. Журнал «Рус­ская Мысль». Москва. 1915.

7. — Философия и жизнь.

8. — Основное нравственное противоречие войны. Москва. 1914.

9. — Духовный смысл войны. Москва. 1915.

10.— Проблема современного правосознания. Берлин. 1923.

11. — Родина и мы. Белград. 1926.

12. — Яд большевизма. Женева. 1931.

13. — О России (три речи). София. 1934.

14. — Пророческое призвание Пушкина. Рига. 1937.

15. — Об основах духовного характера. 1937.

16. — Творческая идея нашего будущего. 1937

17. — Основы борьбы за Национальную Россию. 1938.

18. — Кризис безбожия. 1946.

________

Г.— ЛЕКЦИИ.

1. — Введение в философию права. Москва. 1912. Вступление.

2. — Введение в философию права. Москва. 1912. Этика.

3. — Введение в философию. Философия как духовное делание. Москва. 1913.

4. — История этического учения. Москва. 1913.

5. — История древней философии. 1916—1917.

6. — О патриотизме. Москва. 1918.

7. — Религиозный смысл искренности... Москва. 1921.

8. — О религиозном смысле наших дней. Берлин. 1922.

9. — Татьяна. 1923.

10. — Памяти Врангеля. Берлин. 1927.

11. — Десятилетие Белой Армии. Берлин. 1927.

12. — О возникновении большевизма и современного соц. кризиса. Прага. 1927.

13. — О причинах русской революций. 1928. Берлин. Брюссель. Париж. Рига. Белград.

14. — Мировые причины русской революции. Берлин. 928.

15. — О сопротивлении злу силой. Рига. 1931.

16. — Вступительное слово Внепарт. Национ. Объеди­нению. Берлин. 1932.

17. — Духовный кризис русской интеллигенции. Берлин. [934.

18. — О совести. Рига. 1935.

19. — Учение о компромиссе и дурных средствах. ^га. 1935.

20. — Россия в русской поэзии. Берлин. Рига. Цюрих. 935. (1936—1940—1941).

21. — Крушение коммунизма. Рига. 1937.

22. — Публичная лекция о России. Цюрих. 1939.

23. — О национальном призвании России. Цюрих. 1940.

24. — Художественное призвание Шаляпина. Цюрих. 940.

25. — Моцарт и Сальери Пушкина. Цюрих. 1941.

26. — О человеческом общении (Четыре лекции). -[.юрих. 1941.

27. — Две речи о Пушкине.

28. — Культура сердца. Памяти протопресвитера отца Сергия Иоанновича Орлова. 1945.

29. — Справедливость или равенство. 1951.

30. — О частной собственности. 1951.

31. — О государстве. 1951.

32. — О правосознании. 1951.

Д.— ЛЕКЦИИ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ.

Гоголь (1944), Толстой (1942), Толстой (1943), Дос­тоевский (1944), «Идиот» Достоевского (1943), Достоев­ский как художник (1944), Достоевский (1942), Достоев­ский (1943), Драма Пушкина «Моцарт и Сальери» (1943), Пушкин как указатель путей русской культуры (1943), Русская душа в ее сказках и легендах (1942) Старая русская архитектура (1944). Русское понимание искусства (1942). Толстой и его понимание мира (1926 и 1942). Спокойствие и радость, в мировом понимании православия (1941). Русская поэзия (1942). Свобода духа в России (1943). Путь в будущее (1948). Дух как проблема и нужда современности (1931). Частная собственность и христианство (1933). О проблеме национального право­сознания (1923). Основная проблема философии религии (1944). Проблема философии религии в духе Восточной церкви (1928).

Е. ЖУРНАЛЫ И ГАЗЕТЫ, в которых помещены статьи И.А. ИЛЬИНА:

«БЕЛОЕ ДЕЛО», Летопись Белой Борьбы. Том 1-й.

1926. «Белая Идея» (вместо предисловия).

«ВОЗРОЖДЕНИЕ». Париж. В 1925, 1926, 1927, 1931, 1933, 1934, 1935, 1936, 1937 гг.

«ВЕРА, РОДИНА И СЕМЬЯ». В 1939, 1940 и 1941 гг.

«ГАЛЛИПОЛИЕЦ». В 1927 г.

«ГОЛОС РУССКОЙ МОЛОДЕЖИ». Изд. РСХД. В 1939 г.

«ДЕНЬ РУССКОГО РЕБЕНКА». С.-Франциско. «МЕЧ». Варшава. В 1939 г.

«НОВОЕ ВРЕМЯ». Белград. В 1925, 1926, 1928 гг «НОВЫЙ ПУТЬ». Женева. В 1932 г. София. В 1933, 1937, 1938, 1939 и в 1940 гг.

«ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ». В 1938 и 1939 гг. «РОССИЯ» (П. Струве). В 1927 и 1928 гг. «РОССИЯ». Нью-Йорк. В 1938, 1946 и 1947 гг. «РОССИЯ И СЛАВЯНСТВО». В 1929, 1932 гг. «РУССКИЙ ГОЛОС». В 1932 и 1935 гг. «РУССКИЙ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК В БЕЛЬГИИ». В 1938 г.

«РУССКИЙ ИНВАЛИД». В 1928, 1929, 1935, 1937 и 1939 гг.

«СЛОВО». Рига. В 1925 и 1926 гг.

Ж. ЖУРНАЛЫ, в которых работал И. А. Ильин или издавал их:

1. — «НАШИ ЗАДАЧИ». № 1—215. Издание Русского Обще-Воинского Союза.

2. — «РУССКИЙ КОЛОКОЛ». Берлин. 1927—1930. Девять книг.

3. — «0 ГРЯДУЩЕЙ РОССИИ». Заочные чтения. 1940—1941 гг. Девять тетрадей.

3.— ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ:

1. — Двумя изданиями на немецком языке вышла в 1938 и 1939 гг. книга «Ich schaue ins Leben», Ein Buch der Beslnnung.

________

220. 221. 222

СООБЩЕНИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ ПАМЯТИ

профессора Ивана Александровича ИЛЬИНА,

сделанное 1-го мая 1955 г. на собрании чинов Русского

Обще-Воинского Союза в г. Казабланка Романом

Мартыновичем ЗИЛЕ.

(Сообщение печатается с сокращениями, сделанными самим лектором, ввиду необходимости вместить текст в трех выпусках «Наших Задач».)

Светлой памяти ушедшего в иной мир профессора Ивана Александровича ИЛЬИНА посвящено мое сообще­ние, которое я имею честь предложить Вашему вниманию.

Хочу оговорить с самого начала, что мое памятное слово это сообщение не только просто русского эмигран­та о большом русском патриоте и мыслителе и не только последователя об учителе-философе и наставнике в на­циональном делании, но и ученика-друга о почившем старшем личном друге.

Познакомился я с Иваном Александровичем ИЛЬ­ИНЫМ в начале 1928 года и часто встречался и интен­сивно общался с ним все последующие годы; а в промежут­ках между очередными встречами нас связывала обшир­ная оживленная переписка. Знакомство мое с Иваном Александровичем скоро перешло в большую дружбу, эту дружбу я считал и считаю, переживал ее и сейчас расцениваю, как неоценимый для меня благодатный дар судьбы и как крупнейшее событие в личной жизни.

Будучи так близок к Ивану Александровичу ИЛЬИ­НУ, — и как русский, и как последователь, и как личный друг, — я скажу, нисколько не преувеличивая и не играя словами, что в первые дни по получении известия о кон­чине Ивана Александровича я испытывал, помимо личной грусти и чувства чего-то непоправимо-судьбоносно слу­чившегося, еще холодящее ощущение внезапно окружив­шей нас — и меня лично, и всех единомышленников, и всех вообще Русских, — пустоты. Удивительно, — или, вернее, н е удивительно, что почти теми же словами об ощущаемой «пустоте» выразился в своем письме в местный отдел Русского Обще-Воинского Союза и генерал А.А. ЛАМПЕ. Знавшие Ивана Александровича хорошо и близко, а также его труды и его деятельность, не могли неодинаково воспринимать роковую утрату.

Известие о кончине Ивана Александровича побудило меня снова взяться за его книги и статьи. И вот, перечи­тывая его труды, углубляясь снова в давно знакомые страницы, чувство пустоты постепенно стало заменяться ощущением наличия неизмеримого и еще далеко не до конца оцененного, богатства духовного, которым нас ода­рил Иван Александрович ИЛЬИН.

Это наследие, к сожалению, еще далеко не стало дос­тоянием всего Русского Зарубежья. Еще слишком много совсем не знающих ни ИЛЬИНА, ни его трудов; еще очень велико число знающих о нем лишь весьма поверхностно или лишь случайно слышавших о нем. Отсюда возникает нравственная обязанность для тех, кто полностью при­общился к духовному деланию и к национальной пропове­ди ИЛЬИНА, — сделать все возможное для ознакомления малознакомых и совсем не знакомых с жизненным пу­тем профессора ИЛЬИНА, его трудами и деятельно­стью.

Совершенно ясно и очевидно, что еще не наступили сроки для полного, всеохватывающего и исчерпывающего изложения жизненного служения Ивана Александровича ИЛЬИНА, — не может быть, конечно, и речи о таковом в моем настоящем сообщении. Но долголетняя дружба с Иваном Александровичем и знакомство с его трудами и деятельностью обязывают меня все же попытаться сказать то, что я знаю о нем и что, по моему разумению и убеждению, следовало бы знать каждому Русскому пат­риоту и национально-мыслящему Русскому.

* * *

Я перехожу к трудам профессора ИЛЬИНА, плоду его писательской деятельности. Я даю перечень трудов изданных и неизданных, соблюдая, по мере возможности, хронологический порядок их написания.

Первый научный труд Ивана Александровича ИЛЬИ­НА вышел в 1910 году. Он представляет собою опыт мето­дологического анализа под названием «ПОНЯТИЯ ПРАВА И СИЛЫ».

В 1911 году ИЛЬИН издает второй научно-философ­ский труд под названием «КРИЗИС ИДЕИ СУБЪЕКТА В НАУКОУЧЕНИИ ФИХТЕ-СТАРШЕГО».

В 1916 году появляется в печати его брошюра «О ВОЙНЕ».

В 1918 году выходит в печати его капитальнейший труд, предмет его магистерской диссертации, принесший ему одновременно и научную степень доктора: «ФИЛО­СОФИЯ ГЕГЕЛЯ КАК УЧЕНИЕ О КОНКРЕТНОСТИ БОГА И ЧЕЛОВЕКА» (Том I: Учение о Боге, Том II: Учение о человеке). В отличие от диалектического мате­риализма ИЛЬИН выдвигает идеалистическую сторону учения Гегеля. ИЛЬИН показывает, что «диалектика не есть ни главное содержание, ни высшее достижение философии Гегеля».

Я не берусь дать хотя бы краткое изложение этого труда, ни — тем более — критически обоснованную оценку его. Ограничусь отзывами более компетентных кри­тиков.

Вспоминаю, между прочим, как в 1931 году в Риге, когда мы впервые приглашали Ивана Александровича приехать для прочтения ряда лекций, пришлось обратить­ся за отзывом к латвийскому министру народного про­свещения, чтобы получить от латвийских властей въездную визу для Ивана Александровича. Министром образования в Латвии тогда был профессор ТЕНТЕЛИС, бывший ранее профессором историко-филологического факультета С.-Петербургского Университета, латышский националист не без шовинистического уклона; на обращение за отзывом он только заявил, что это ведь «тот ИЛЬИН, который написал лучшую в мире книгу о Гегеле». И визы, с тех пор, давались беспрепятственно.

Труд ИЛЬИНА о Гегеле вышел и на немецком языке, но лишь недавно, в немного сокращенном виде; он был издан в 1948 году в Швейцарии, в Берне.

В 1919 году ИЛЬИН заканчивает исследование о сущности правосознания; оно читалось в виде курса лекций в московских высших учебных заведениях, об­суждалось не раз в заседаниях Московского Юридического Общества и в частных собраниях московской доцентуры и профессуры. Однако эта книга, под названием: «УЧЕ­НИЕ О ПРАВОСОЗНАНИИ», до сих пор не увидела света. Между тем это не просто только ценнейший вклад в юриди­ческую литературу, но подлинно новое, живое слово о той духовной атмосфере, в которой нуждается право и государ­ство для своего процветания.

В 1921 году написаны, но изданы уже в эмиграции, в Берлине в 1923 году, его «ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРА­ВОВЕДЕНИЯ В РОССИИ». Здесь уже подведены первые итоги опыта революции, в особенности в разрезе проблемы преподавания юридических наук.

В 1924 году в Париже появляются в печати три речи, произнесенные в разное время, но трактующие одну и ту же проблему, под общим заглавием: «РЕЛИГИОЗНЫЙ СМЫСЛ ФИЛОСОФИИ».

В 1925 году в Берлине выходит в свет исследование «О СОПРОТИВЛЕНИИ ЗЛУ СИЛОЮ». Эта, я сказал бы, «боевая книга» принесла с собою поток долгожданного свежего, чистого воздуха в застоявшуюся и отравленную духом непротивленчества атмосферу, парализовавшую здоровый инстинкт национального самоохранения у зна­чительной части русского культурного или просто обра­зованного слоя. Недаром всполошились и взволновались, не раз злобно и истерически, явные и еще чаще неявные, «соблазнительно-скрытые непротивленцы, полу-непротивленцы и не-то-что — непротивленцы — но-и-не-то-что-противленцы», обычно левой формации; все они оказались весьма даже противленцами, когда ИЛЬИН этим своим строго научно-философским трактатом впервые, может быть, по-настоящему и предметному поставил и осветил проблему сопротивления злу. Они уразумели или, вернее, инстинктивно учуяли (ибо к уразумению у них обычно нет ни желания, ни духовной воли, ни духовной силы, необхо­димых для того, чтобы освободиться от непротивленчес­кого дурмана и соблазна), что и на непротивленческий миф нашлась, наконец, управа. Ивана Александровича пытались,— абсолютно необоснованно, конечно,— дис­кредитировать приданием эпитета «злой ИЛЬИН». Но уже одной этой попыткой, применить к ИЛЬИНУ эпитет «злой», эти круги лишний раз продемонстрировали свою духовно-культурную ущербность. ИЛЬИН никогда не был злым ни в жизни, ни в своих писаниях, — но гневным он бывал нередко, и это всегда предметно-обоснованно. Неумение различать (если допустить, что мы имели дело с неумением, а не с подтасовкой понятий), неумение раз­личать понятия, как злобность и гнев, характерным обра­зом иллюстрируют утрату способности не только разли­чать нюансировку в понятиях, но и самую категориаль­ную разновидность понятий; из такого неумения и за­рождались и десятилетиями культивировались соблазн и безответственно-поверхностное всесмешение понятий.

В своей книге ИЛЬИН не проповедует, что цель якобы оправдывает средства. ИЛЬИН говорит о том, что трагич­ность жизненных судеб может заставить, и на самом деле заставляет, в порядке неизбежно-необходимом, идти на духовный компромисс, сознательно и добровольно прибе­гая к неправедным средствам в исполнении долга, часто наисвященнейшего. Прибегающий к неправедным сред­ствам принимает на себя этот грех ради исполнения долга, ради воспрепятствования злу. В этом трагика, но в этом и реальность. Непротивленцы же мечтают про­жить вне трагики, и поэтому их учение вне реальности и сеет лишь соблазн.

В 1926 году, в издательстве Общества Галлиполийцев, в Белграде, выходит, небольшая по размерам, брошюра под названием: «РОДИНА И МЫ».

В 1927 году ИЛЬИН приступает к изданию собствен­ного журнала под названием «РУССКИЙ КОЛОКОЛ. ЖУРНАЛ ВОЛЕВОЙ ИДЕИ». Само название уже гово­рит о замысле издателя. Не герценовский «КОЛОКОЛ», когда-то нашумевший и, увы, будивший весьма многое, но далеко не Главное, — а Русский Колокол, долженст­вующий будить национальную волю и набатным звоном призывать русских людей к духовно-обоснованному н предметно-сведущему патриотическому деланию и слу­жению.

Журнал редакционно делился на две части. В первой — статьи общеидеологические, на темы национальные, о современном духовном кризисе в разных его разрезах, о революции, ее причинах, об се преодолении, о больше­визме и коммунизме, о наших задачах и обязанностях, о нашем будущем; во второй — информационный и ин­струкционный материал, долженствующий вооружить русского патриота.

1. — ЗНАНИЕМ правды о старой Императорской России.

2. — ЗНАНИЕМ сущности революции и большевизма, а также осведомленностью о советской действительности.

3. — ЗНАНИЕМ основных аксиом и методов поли­тической работы н борьбы.

Незабываемы из этого раздела — статьи самого ИЛЬИНА «О политической работе» и — особенно — «Как хранить тайну». Всем нам, нашим политическим деятелям, н особенно нашим конспираторам, нашим ак­тивным борцам за Русское Дело на этих статьях можно и должно учиться н учиться,— практическая конструктив­ность статей второй части «Русского Колокола» совер­шенно неоценима, — кто их читал, едва ли когда-либо их забудет.

В «Русском Колоколе» ИЛЬИН сумел подобрать исключительный по своим качествам н компетентности состав сотрудников, настоящую — хоть и небольшую числом — национально-культурную элиту. Назову лишь имена кн. Н.Б. ЩЕРБАТОВА, ген. А.А. ЛАМПЕ, И.С. ШМЕЛЕВА, В.Ф. ГЕФДИНГА, Н.А. ЦУРИКОВА. Но добрая половина статей, если не больше, написана рукой самого ИЛЬИНА.

«Русский Колокол» просуществовал до 1930 года. Всего вышло девять номеров-книжек размером около 100 страниц каждая.

В конце двадцатых годов выходит в свет первая книга ИЛЬИНА на немецком языке под названием «ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — ИЛИ КОММУНИЗМ». Книга эта является резюмирующим плодом бесчисленных лекций и докладов ИЛЬИНА, читанных им для немцев по всей Германии.

В 1931 году ИЛЬИН издает, на немецком языке, сборник «Welt for dem Abgrund!» («МИР ПЕРЕД ПРО­ПАСТЬЮ. Политика, хозяйство и культура в коммунисти­ческом государстве, на основании автентичных источ­ников»). Это большой том, примерно в 700 страниц, даю­щий — впервые после революции — потрясающую, ибо строго-научную, компетентными специалистами на осно­вании советских источников составленную картину того, во что превратило РОССИЮ коммунистическое влады­чество и что грозит осуществиться и в остальном мире в случае захвата власти в нем коммунистами. Цель сбор­ника — помочь открыть глаза иностранцам на грозящую им катастрофу; авторы же сборника — русские: целый ряд статей самого ИЛЬИНА, другие сотрудники — АКСЕНОВ, Н. АРСЕНЬЕВ, А.БУНГЕ, В. ГЕФДИНГ, А. ДЕМИДОВ, М. КРИЦКИЙ, Н. КУЛЬМАН, Б. НИ­КОЛЬСКИЙ, С. ОЛЬДЕНБУРГ, Н. ТИМАШЕВ.

В конце 1930 года Русской Секцией Лиги Обера вы­пускаются (анонимно) «ТЕЗИСЫ РУССКОГО ЗАРУ­БЕЖНОГО АКТИВИЗМА». «ТЕЗИСЫ» представляют собою программную речь ИЛЬИНА, произнесенную им на С.-Жюльенском съезде русских активистов. Эта ма­ленькая зелененькая брошюрка карманного формата стала для многих и многих русских постоянным спутни­ком и справочником-наставником в их политической работе.

В 1931 году, в издательстве «Борьба за культуру» в Женеве, детище С.-Жюльенского съезда, выходит пер­вым номером, в серии брошюр, работа Ильина «ЯД БОЛЬШЕВИЗМА». Автор показывает здесь, что боль­шевизм отнюдь не является исключительно политическим явлением, а представляет собою общую духовно-культур­ную заразу, продукт разложения и фактор разложения, подлинно социально-психический яд, отравляющий и раз­лагающий все области жизни, все отрасли — культуры и нрава, хозяйства и искусства, политики и нравствен­ности, семьи и общества.

В том же 1931 году выходит в СОФИИ маленький сборник «О РОССИИ. ТРИ РЕЧИ».

Примерно с 1930 по 1935 год ИЛЬИН работает над одним из значительнейших своих трудов, носящим в рус­ском издании название «ПУТЬ ДУХОВНОГО ОБНОВЛЕ­НИЯ» Вот оглавление этого труда:

Глава 1. — О вере. Глава 2. — О любви. Глава 3. — О свободе. Глава 4. — О совести. Глава 5. — О семье. Глава 6. — О родине. Глава 7. — О национализме.

Любопытна судьба этой книги. Успех, и притом ог­ромный, лекций и чтении ИЛЬИНА для немцев вызвал у организаторов этих лекций — немецких церковно-общественных организаций — положительный отклик на предложение ИЛЬИНА издать труд, затрагивающий более глубоким образом проблемы современного ду­ховного кризиса. Но — произошло нечто неожиданное: немецкие издатели — церковные общественники, озна­комившись с рукописью, отказались (правда, с искрен­ним сожалением, видимо) издать этот труд, мотивируя свой отказ тем, что предложенная ИЛЬИНЫМ трактовка является все же «Zu Johanneisch» («все же слишком Иоаннистична», т.е. слишком пропитана духом Евангелия от Иоанна) Надо сказать, что Иван Александрович неоднократно высказывал мне сожаление, что он писал эту книгу не так, как писал бы ее для русских, т. е. стремил­ся изложить свои основные мысли таким образом, чтобы они были бы доступны и наиболее убедительны для немцев. И тем не менее книга оказалась неподходящей, «Zu Johanneisch», т.е. дышала «чрезмерно» светлым началом любви, доминирующим у Апостола ИОАННА. Вот оценка совершенно незаинтересованных аутсайдеров-немцев «злого ИЛЬИНА».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Что обнаруживает отвергающийся Иисуса Христа

    Документ
    Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения. Тема I. Что обнаруживает отвергающийся Иисуса Христа.
  2. Книга Афанасьева выявляет живые связи языка и преданий, более того, воскрешает основы русского мышления, что особенно важно сейчас, когда язык и мышление русского человека изуродованы газетными штампами,

    Книга
    Печатается по изданию: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов.
  3. Бразования и науки кыргызской республики iтом "зачем нам чужая земля " русское литературное зарубежье хрестоматия учебник. Материалы. Бишкек 2011

    Учебник
    Работа создана в помощь изучающим литературу русского зарубежья, необычна и отличается от аналогичных работ. Ее охват – от посланий князя Курбского до наших дней – дает возможность представить многообразие русской литературы, существующей
  4. Ериалы опроса первых сорока свидетелей в Москве, нам предстоит более внимательно оценить дальнейшие возможности нашей работы как в России, так и за ее пределами

    Документ
    Дорогие друзья, сегодня, когда наши усилия приобрели более прочное основание, и мы сумели выработать наиболее удобные в нашем положении формы работы, когда мы уже имеем за плечами опыт принципиально важных организационных заседаний
  5. В рамках программы "пушкин" при поддержке министерства иностранных дел франции и посольства франции в россии ouvrage réalisé dans le cadre du programme

    Книга
    Л 8б 'Я' в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/55). Пер с фр./ Перевод А. Черноглазова. М.: Издательство «Гнозис», Издательство "Логос".

Другие похожие документы..