Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1.1. Настоящее Положение об оплате труда работников учреждения (далее – Положение), разработано на основании постановления администрации города Мурма...полностью>>
'Задача'
В настоящее время при переходе к рыночной экономике для многих предприятий и организаций встает актуальная для сегодняшних дней задача - ведение учета...полностью>>
'Программа'
По мере развития рыночных отношений потребность в оценке бизнеса постоянно возрастает. Стоимость предприятия – один из основных показателей его эффек...полностью>>
'Конкурс'
14 квітня 2011 року в актовій залі обласного загальноосвітнього навчально-виховного комплексу гуманітарно-естетичного профілю (гімназія-інтернат – шк...полностью>>

Философско-методологические основания естественнонаучного образования в контексте постНеклассической науки

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Алиева Наталья Зиновьевна

философско-методологические основания

естественнонаучного образования

в контексте постНеклассической науки

специальность 09.00.08 – философия науки и техники

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

доктора философских наук

Ростов-на-Дону

2009

Работа выполнена в Северо-Кавказском научном центре

высшей школы Федерального Государственного учреждения высшего

профессионального образования «Южный федеральный университет»

Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Несмеянов Евгений Ефимович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Кожевников Сергей Борисович

доктор философских наук, профессор

Матяш Тамара Петровна

доктор философских наук, профессор

Поддубный Николай Васильевич

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»

Защита состоится «28» октября 2009 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.208.13 по философским наукам при Южном федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 140, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 148.

Автореферат разослан ____________________2009 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета Шульман М. М.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблематика развития образования и образовательных процессов в эпоху глобальных социально-экономических, политических, научных и мировоззренческих инноваций становится важным направлением философского анализа. В 1970 г. ЮНЕСКО признало, что современное образование находится в глобальном кризисном состоянии, так его развитие не поспевает за ускоренной динамикой развития науки, техники и общества в целом, а содержание, цели и методы не соответствуют потребностям сегодняшнего дня. Некоторые отечественные исследователи (В.П. Казначеев, Г.Г. Малинецкий, Н.Н. Моисеев, А.И. Субетто и другие) считают, что из всей совокупности современных кризисов кризис образования является наиболее опасным для современной цивилизации.

Кризис образования обрел в России некую спецификацию. Начавшаяся с начала 90-х годов ХХ века государственная и социально-экономическая перестройка в стране сопровождалась изменением шкалы ценности в образовательной системе, вызванной обвалом промышленно-экономического сектора и быстрым развитием системы банковских и юридических услуг. Престижными для молодого поколения стали социально-гуманитарные специальности, особенно экономические и юридические. Резко сократилась потребность в инженерных, технических и научно-технических кадрах, что привело к падению уровня естественнонаучного образования и даже его частичному разрушению.

Но в конце ХХ – начале ХХI века была осознана необходимость возрождения престижа естественнонаучного образования и подготовки научных и научно-технических кадров, которые смогли бы обеспечить научную и техническую конкурентоспособность России и тем самым предотвратить опасность её превращения в третьеразрядную сырьевую страну, диктовать порядок жизни которой найдется много желающих. Многие отечественные исследователи считают, что создать высокоразвитую и конкурентоспособную экономическую и индустриальную базу в стране невозможно, если в сфере образования будет доминировать понимание естественнонаучных основ техники и технологии производства, свойственное для классического этапа развития науки. Не отрицая значимости классического этапа развития науки и присущего ему классического рационалистического стиля мышления, ученые, философы науки и техники считают необходимым учитывать при рассмотрении проблематики, связанной с образованием, тот факт, что современная наука перешла на постнеклассическую ступень развития. Поэтому необходимо отрабатывать и соответствующие ей стили и принципы мышления.

Очевидно, что цель воссоздания естественнонаучного образования, его социальной и государственной значимости требует разработки конкретных экономических, правовых, социокультурных механизмов её реализации. Но очевидно также, что создание экономических и юридических условий недостаточно для того, чтобы вывести естественнонаучное образование на современный уровень. Прежде чем «вливать» деньги в возрождение естественнонаучного образования, обеспечивать его правовую базу, необходимо ответить на главный вопрос, каким должно быть это образование, какие теоретико-методологические и мировоззренческие принципы должны составлять его основу. В эпоху информационного общества, прорыва информационных технологий в науку и образование, тотальной критики культурного доминирования классического рационализма, вступления науки в постнеклассическую фазу своего развития, формирования постнеклассического типа рациональности и, следовательно, нового типа мышления прежние базирующиеся на признании фундаментальности классического рационализма теоретико-методологические и методологические принципы не могут стать основанием естественнонаучного образования. Возникла потребность изменить его базовые философские и теоретико-методологические основания, привести их в соответствие, во-первых, с новыми мировоззренческими и ценностными установками, сформировавшимися в современном мире, а, во-вторых, с содержанием и принципами постнеклассической науки. Изменение базовых оснований естественнонаучного образования сопровождается изменением смыслового наполнения как образовательно-технологических вопросов «чему учить», «как учить», так и гуманитарно-ценностных проблем «зачем учить», то есть, каким правилам жизни обучать, какое мышление формировать.

Эпистемологические принципы постнеклассической науки, обусловливая изменение модели естественнонаучного образования, предлагают иные, в сравнении с классическим рационализмом, концептуальные основания построения этой модели, выделяя в ней в качестве доминирующей характеристики формирование принципов мышления, соразмерных нелинейным процессам и делающих возможным их изучение и понимание. Так как понятие нелинейности использует не только современное естествознание, но и современная социально-гуманитарная наука, то актуализируется задача осовременивания не только философии естественного образования, но и философии образования в её целостности. Что же касается философии естественного образования, то необходимо привести её содержание и принципы построения в соответствие с моделью постнеклассического естественнонаучного образования, учитывая, что оно должно вписаться в сетевое, коммуникативно-диалоговое пространство бытия человека.

Актуальной является и задача понять смысл гуманистической ориентации постнеклассического естественнонаучного образования, а также рассмотреть его связь с философско-антропологической проблемой формирования человека, мышление и мировоззрение которого соответствуют постнеклассическому типу рациональности, соотносящему научные знания с ценностно-целевыми структурами научно-познавательной деятельности. В этом контексте анализ проблем сущности современного естественнонаучного образования, его философских и теоретико-методологических оснований приобретает не только теоретическую, но, прежде всего, практическую значимость и актуальность.

Степень научной разработанности проблемы. О степени разработанности проблемы приходится говорить в разных контекстах, так как диссертация представляет собой междисциплинарное исследование, затрагивающее довольно широкий круг вопросов. Преимущественное внимание автора диссертации сосредоточено на проблемах становления современного естественнонаучного образования и тех задачах, которые предъявляет образованию информационное общество, постнеклассическая философия, постнеклассическая наука и, прежде всего, синергетика.

Большое число работ посвящено анализу кризиса российского образования, который пришелся на рубеж XX и XXI веков, явившись проявлением системного кризиса российского общества в целом. Одни исследователи (С.П. Капица, Г.Г. Малинецкий, А.И. Субетто и другие) отмечают, что Россия переживает не просто системный кризис, а геополитическую, геоэкономическую, геокультурную катастрофы, преодоление которых, требует от общества неких сверхусилий. Другие исследователи, соглашаясь с наличием в России системного кризиса, интерпретируют его в понятиях синергетики, утверждая, что Россия находится в точке глобальной бифуркации (П.Бурдье, Э.Тоффлер) или макросдвига (Э. Ласло). Приближение точки бифуркации мирового развития проявляется, по Г.Г. Малинецкому, в разных сферах. Так, по мнению, С.Е. Кургиняна, признаком приближения точки бифуркации является кризис философского постмодернизма, провоцирующего распад культурного и социального пространства, утрату перспективы развития общества.

Проблема культурно-антропологического кризиса современного образования в значимом для нас философском, мировоззренческом контекстах анализировалась в работах таких российских авторов, как Ю.А. Афанасьев, В.А. Куренной, В.В. Миронов, А. Филиппов, А. Согомонов и другие, а также изучалась такими зарубежными классиками философской мысли, как М. Шелер, Х. Ортега-и-Гассет, А. Иллич, Б. Ридингс, Г. Хаймпель, П. Герстер, К. Нюрнбергер и другие.

В ходе исследования специфики конструкта философии постнеклассического образования востребованными оказались идеи новой теории самоорганизации систем – синергетики. Её становление началось в 70-х годах ХХ века и связано с изучением сложно организованных нелинейных динамических «сильно неравновесных» систем. Термин «синергетика», использовавшийся христианским богословием для обозначения со-работничества Бога и человека, был введен в научный обиход Г. Хакеном в 1970 году для обозначения нового междисциплинарного направления исследований сложных самоорганизующихся систем. Синергетика обрела статус науки о природных явлениях и процессах, так как доказала, что все процессы и явления в природе связаны постоянным обменом веществом, энергией, информацией с окружающей средой, что неизбежно делает их неравновесными. Анализ поведения таких систем «вдали от равновесия» обнаружил, что системы приобретают принципиально новые свойства и начинают подчиняться особым законам. Развиваемые в трудах И. Пригожина, Г.Б. Басова, А.М. Прохорова, Ч. Таунса, Г. Хакена, Б.П. Белоусова, А.М. Жаботинского, А.Н. Колмогорова, Ю.Л. Климонтович, А.А. Самарского, С.П. Курдюмова и других ученых синергетические идеи изменили методы и стратегии научного поиска, а также парадигмы современного естествознания, определив стратегию его развития в ХХΙ веке. Исследования в области синергетики привели к открытию динамического хаоса (Э. Лоренц), созданию теории катастроф (Р. Том, В.И. Арнольд), эволюционной теории автопоэзиса живых систем (У. Матурана, Ф. Варелла). Н.Н.Моисеев и Э. Тоффлер приписывают синергетике статус новейшей научной революции.

Философская рефлексия теории самоорганизации в естествознании была осуществлена в работах И.А. Акчурина, В.И. Аршинова, Р.Г. Баранцева, В.Г. Горохова, Ю.А. Данилова, И.С. Добронравовой, В.В. Казютинского, Э.А. Калинина, Э. Ласло, И.А. Липкина, Г.Г. Малинецкого, К.Майнцера, Е.А. Мамчур, А.И. Панченко, А.А. Печенкина, Б.Н. Пойзнер, Г.И. Рузавина, Ю.В. Сачкова, И. Стенгерс, В.С. Степина, Н.К. Удумян, Б.Г. Юдина, Э. Янча и других.

Исследования философских проблем синергетики проводились такими авторами как В.И. Аршинов, О.Н. Астафьева, Л.И. Бевзенко, В.П. Бранский, В. Вайдлих, В.А. Василькова, И.А. Герасимова, К.Х. Делокаров, В.С. Егоров. И.В. Ершева-Бабенко, М.С. Каган, В.С. Капустин, С.П. Капица, Е.Н. Князева, Л.П. Киященко, И.А. Мелик-Гейказян, К. Майнцер, Э. Морэн, И.Е. Москалев, А.П. Назаретян, Дж. Николис, Н.В. Поддубный, В.Л. Романов, Я.И. Свирский, В.А. Тарасенко, А.Д. Урсул, С.С. Хоружий и другие.

Создание синергетики является, как показали В.И. Аршинов, В.Г. Буданов, Е.Н. Князева, Л.П. Киященко, С.П. Курдюмов, В.А. Лекторский, Г.Г. Малинецкий, Е.А. Мамчур, И. Пригожин, И. Стенгерс, В. С. Стёпин, Я.И. Свирский и другие, одним из главных факторов формирования эпистемологии постнеклассической науки. В работах этих авторов анализируется нелинейная интерпретация принципа детерминизма, согласно которой в имманентной самоорганизации системы главную роль играет не жесткая причинно-следственная связь, а случайность, отражающая фактор невозможности однозначно по законам линейной причинности определить вектор эволюции неравновесной системы. Но эти исследователи считают, что синергетический принцип случайности эволюции не отменяет полностью принципа причинности.

В связи с тем, что образование всегда тесно связано с наукой, то синергетике отводится роль не только ядра постнеклассической науки, но и образования, что изменяет предмет философии образования. Вопросам философии образования посвящены работы И.А. Алексеевой, А.М. Анисова, В.Л. Васюкова, В.П. Веряскину, П.П. Гайденко, А.А. Ивина, С.Б. Кожевникова, Р. Коллинза, А.С. Карпенко, И.Т. Касавина, В.А. Лекторского, И.К. Лисеева, Л.А. Марковой, В.М. Межуева, И.П. Меркулова, Л.А. Микешиной, В.В. Миронова, А.Л. Никифорова, А.П. Огурцова, В.Н. Поруса, М.А. Розова, В.М. Розина, В.С. Степина, П.Д. Тищенко, В.Г. Федотовой, Ю. Хабермаса, В.С. Швырева, Э. Фромма, К. Ясперса и других.

Необходимость реформирования естественнонаучного образования, приведения его в соответствие с новым научным мировоззрением – это веяние времени. Но речь должна идти не только об изменении нейтральной к познающему субъекту методологии научного познания, но, прежде всего, о гуманистическом, философско-антропологическом аспекте образования, что стало предметом рассмотрения в работах А.П. Огурцова, Я.И. Свирского и других. Антропологизм образования нельзя связывать только с гуманитарной культурой, сводящейся к художественным ценностям и к гуманитарному знанию. Культура, определяющая внутренний мир человека, не может быть сформирована без представлений о природе. Поэтому общечеловеческая культура должна строиться на основе диалога естественнонаучной и гуманитарной форм культуры, что формирует новый взгляд на мир в целом. В попытках сформулировать основания для новой философии образования эпохи постсовременности, мы опираемся на диалогическую культурфилософию В.С. Библера, М.М. Бахтина, идеи М. Бубера (диалог с собой), И. Пригожина (диалог с природой), Ч. Сноу (диалог двух культур), исследования коммуникационного аспекта образования (В.И. Аршинов, Ю.А. Данилов, П. Вацлавик, М. Маклюэн, О.И. Матьяш, В.В. Тарасенко и другие).

В исследовании сетевых и коммуникативных аспектов развития всего социума и его подсистем, в частности образования, обращаем внимание на работы американского социолога М. Кастельса, немецкого социолога науки Р. Штихвея, немецкого социолога Н. Лумана, канадского социолога М. Маклюэна, американского философа Э. Тоффлера, на работы российских ученых В.А. Емелина, В.С. Капустина, М.М.Кузнецова, И.Е Москалева и других, а также на теорию автопоэзиса У. Матураны и Ф. Вареллы.

Исследование мировоззренческих аспектов естественнонаучного образования основывалось на работах таких ученых, как М. Планк, А. Эйнштейн, М. Бор, Э. Шредингер, и трудах философов М. Хайдеггера, Дж. Холтона, Л.Ф. Кузнецовой, В.П. Кохановского, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Л.А. Микешиной, Л.А. Минасян, Е.Е. Несмеянова, Н.В. Поддубного, В.И. Пржиленского, Е.Я. Режабека, В.С. Степина и других.

Множественность имен и работ свидетельствует о богатстве и разнообразии проблем, связанных с образованием, указывает на невозможность их редуцирования к одной лишь версии.

Следует отметить, что автор диссертации иногда опирался на авторов, идеи которых не совпадали и даже противоречили друг другу. Это обусловлено тем обстоятельством, что в настоящее время нет исследования, в котором на основе синтеза достижений всех перечисленных содержательных направлений, был бы осуществлен философский анализ научно-методологических и мировоззренческих оснований процесса становления постнеклассического образования. В своей попытке создать такое исследование и построить модель постнеклассического естественнонаучного образования автору пришлось преодолевать научно-дисциплинарные границы, и, решая поставленные исследовательские задачи в ситуации множественных разорванных дискурсов, искать возможность их объединения.

Несмотря на то, что многие аспекты проблемы становления постнеклассического естественнонаучного образования рассматривались в работах некоторых авторов, но комплексного и целостного её анализа не существует, о чем свидетельствует отсутствие монографий, специально посвященных проблемам построения модели постнеклассического образования. Это обстоятельство дает нам возможность определить тему своего исследования как новационную.

Объект исследования составляют синергетические, универсально-эволюционистские, ноосферные концепции постнеклассической науки, а также рефлексивное осмысление социокультурного смысла постнеклассической науки в исследованиях самих ученых, философов, философов науки, философов образования, культурологов.

Предмет исследования – естественнонаучное образование как социокультурный феномен, опосредованный концепциями постнеклассической науки.

Цель исследования – построить теоретическую модель постнеклассического естественнонаучного образования на основе философского анализа теоретико-методологических и мировоззренческих её оснований в контексте постнеклассической науки.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

1. Проанализировать смысл и истоки кризиса современного естественнонаучного образования.

2. Рассмотреть образование как социокультурный феномен и обосновать возможность экстраполяции принципов постнеклассической науки на современное естественнонаучное образование.

3. Показать синергизм концептуальных оснований постнеклассической науки и постнеклассического естественнонаучного образования и обосновать необходимость создания его нелинейной модели.

4. Систематизировать имеющийся опыт интерпретаций синергетических идей и проанализировать социокультурные особенности их адаптации к содержанию и задачам естественнонаучного образования.

5. Изучить специфику становящегося современного естественнонаучного образования в контексте идей универсального эволюционизма.

6. Выяснить содержание и смысл ноосферизации естественнонаучного образования.

7. Сконструировать новую триединую концепцию самоорганизации / эволюции / целостности и рассмотреть её в качестве парадигмального основания постнеклассической науки и постнеклассического образования.

8. Проанализировать сущность возникающих перед естественнонаучным образованием задач в контексте постнеклассического понимания отношения человека к миру.

9. Выявить основные характеристики постнеклассического типа рациональности и показать последствия его экстраполяции на естественнонаучное образование.

10. Рассмотреть специфику постнеклассического нелинейного научного мышления и обосновать необходимость его формирования в современном естественнонаучном образовании.

11. Выяснить пути и способы адаптации сложного языка постнеклассической науки и присущего ей сложного мышления к процессу обучения в системе образования.

12. Раскрыть синергетико-коммуникативно-диалоговую сущность модели постнеклассического естественнонаучного образования.

13. Обосновать необходимость создания новой философии естественнонаучного образования и формулировать её основные задачи.

Авторская гипотеза. Образование вплоть до конца ХХ века базировалось на культурно-мировоззренческих установках Просвещения, согласно которым разум выше морали, а потому свою главную цель видело только в том, чтобы сформировать способность научно мыслить, то есть строго следовать логике вещей, исключая всякую морально-нравственную озабоченность познающего субъекта. Не случайно в системе образования появилось два, часто никак не связанных между собой, вида деятельности: обучение, которое должно научить мыслить, и воспитание, направленное на формирование морально-нравственных качеств личности. Разрыв разума и морали с особой силой проявился в естественнонаучном образовании, гуманитарная составляющая которого исчезающе мала. И это вполне объяснимо, ибо естественнонаучное образование строится по кальке классического естествознания, нацеленного на открытие природных объективных законов, за действие которых, в силу их абсолютной объективности, человек не несет никакой ответственности.

Исходная гипотеза исследования состоит в том, что классическая модель естественнонаучного образования не отвечает запросам и потребностям современного постиндустриального общества, не соответствует происшедшим в естественной науке парадигмальным сдвигам, приведшим к формированию новой картины мира и нового мировоззрения. Чтобы выполнять социокультурные функции формирования целостной личности, адекватной потребностям современной эпохи, естественнонаучное образование должно привести свои базисные установки и принципы обучения в соответствие с парадигмой постнеклассической науки и порожденными ею мировоззренческими изменениями. Наша гипотеза коррелируется с мыслями Э. Шредингера, который писал, что «та теоретическая наука, которая не признает, что ее построения … служат в итоге для включения в концепции, предназначенные для надежного усвоения образованной прослойкой общества и превращения в органическую часть общей картины мира», «в перспективе обречена на бессилие и паралич».

В контексте данной гипотезы в диссертации будет предпринята попытка построить постнеклассическую модель естественнонаучного образования, что обязывает автора включать, множество научных и научно-философских проблем, связанных с пониманием особенностей сложных систем и методологических принципов их анализа.

Философско-методологические основы исследования весьма многообразны, что обусловлено сложностью объекта исследования. Необходимость полидисциплинарного подхода к осмыслению специфики теоретической модели постнеклассического естественнонаучного образования обусловила использование как общенаучных, так и философских методологических методов и принципов. Широко применяются в работе научные методы сравнения, аналогии, анализа и синтеза и другие, а также общенаучные принципы структурности, системности, целостности. Востребованы также такие философские методы исследования, как исторический подход, компаративистский анализ, герменевтические приемы интерпретации и экстраполяции.

Философская проблематизация феномена естественнонаучного образования предполагает использование идей и концепций отечественных и зарубежных философов, философов науки и техники, философов образования, культурологов. К основным идеям, которые способствовали реализации цели и задач диссертационного исследования, автор относит следующие.

Во-первых, при изучении естественнонаучного мышления и парадигмальных когнитивных оснований образования мы опирались на деятельностный подход в определении культурных феноменов, получивший всестороннее обоснование в работах ростовской школы культурологов Ю.А. Жданова, В.Е. Давидовича, Г.В. Драча, Е.Е. Несмеянова, М.К. Петрова, А.В. Потемкина, Е.Я. Режабека и других.

Во-вторых, в диссертации использован ряд важнейших теоретических концептов, сформировавшихся в отечественной и зарубежной философии науки, философии и культурологии, ориентированных на решение проблем онтологий возможных миров бытия человека, а также задающих горизонт исследования онтологических сдвигов, происшедших в культуре и образовании ХХ века. Эти концепты представлены в работах таких авторов, как М.М. Бахтин, Г.П. Щедровицкий, Л.С. Выготский, М.К. Мамардашвили, П.П. Гайденко, А.Л. Доброхотов, О.И. Генисаретский, В.М. Розин, М. Хайдеггер, М. Шелер, М. Фуко, Ж. Делез, Ж. Лиотар и другие.

В-третьих, в исследовании автор опирался на синергетические идеи и подходы, синергетическую проблематику становления, самоорганизации, разработанные естествоиспытателями и рефлексивно осмысленные философами. Речь идет, прежде всего, о версии теоретического знания В.С. Степина, идеях российской синергетической школы С.П. Курдюмова – Г.Г. Малинецкого и других.

В-четвертых, в ходе выяснения диалоговой сущности постнеклассического естественнонаучного образования были использованы идеи диалогической культурфилософии В.С. Библера.

В-пятых, в процессе построения модели естественнонаучного образования, анализа его понятийно-категориального аппарата, были актуализированы историко-философские труды Аристотеля, Г. Гегеля, И. Канта, И.Г. Фихте, М. Вебера и других.

В-шестых, при рассмотрении сущности гуманистической составляющей естественнонаучного образования автор опирался на идеи экзистенциальной философии М. Хайдеггера, Л. Бинсвангера.

В-седьмых, особо значимыми для обоснования сформулированной в диссертации гипотезы и создания концепции постнеклассического образования были труды авторов, работающих в области философии образования, таких как А.П. Огурцов, В.В. Платонов, В.М. Розин, Б.С. Гершунский, О.И. Генисаретский, В.В. Давыдов, Н.П. Пищулин, Ю.А. Огородников и другие.

Научная новизна настоящего исследования состоит в следующем:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Саган Ирина Петровна Онто-гносеологические и философско-методологические основания научного знания о связях с общественностью 09. 00. 01. Онтология и теория познания автореферат

    Автореферат
    Защита состоится 16 декабря 2008 г. в 13-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212. 267.01 при ГОУ ВПО «Томский государственный университет» по адресу: 634050, г.
  2. Тамбовского Государственного Университета им. Г. Р. Державина, исследуются актуальные проблемы методологических оснований историко-философской науки, философские традиции отдельных стран и народов, рассматриваются закон

    Закон
    В сборнике материалов Международной научной конференции «Этика и история философии», посвященной 60-летию кафедры философии Тамбовского Государственного Университета им.
  3. Аэрокосмическая деятельность: философско-методологический анализ

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре экологии и управления природопользованием ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».
  4. Документация об аукционе на право заключения государственного контракта

    Документация об аукционе
    Размещение заказов для государственных нужд – осуществляемые в установленном порядке действия заказчиков, органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по размещению заказов для государственных нужд, в соответствии
  5. Философско-математические аспекты естественнонаучного направления в русском космизме

    Автореферат диссертации
    Актуальность темы исследования. Современные исследования доказывают, что еще в конце XIX – начале XX веков русские ученые-естественники, философы-космисты фактически заложили новый тип целостного научного мышления, сумевшего сломать

Другие похожие документы..