Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Техническое задание'
Сайт должен обеспечивать максимально простое сопровождение и максимально быструю модернизацию. Для этого желательно использовать каскадные таблицы ст...полностью>>
'Программа'
Современное промышленное производство не может достигнуть требуемого качества продукции без анализа и контроля продуктов производства. Поэтому в проф...полностью>>
'Документ'
Федерации от 19 декабря 1997 г. № 1605 «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Ф...полностью>>
'Реферат'
Курсовая работа по курсу «Организация производства и менеджмент» состоит из двух разделов: теоретического вопроса по менеджменту и организационно-эко...полностью>>

Проект Программа тематического раздела «Кубань многонациональный край»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Проект

Программа тематического раздела

«Кубань – многонациональный край»

в рамках регионального предмета «Кубановедение» для учащихся

образовательных учреждений Краснодарского края с 1 по 11 классы

(разработана Краснодарским краевым институтом дополнительного профессионального педагогического образования по поручению Совета безопасности Краснодарского края от 18 января 2011 г. департаменту образования и науки Краснодарского края)

Пояснительная записка

Составной частью предмета «Кубановедение», реализуемого в каждом учреждении системы общего образования Краснодарского края с 1 по 11 классы, являются этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих наш регион. Одна из задач регионального предмета «Кубановедение» – содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп. Таким образом, предмет «Кубановедение» можно рассматривать в качестве базовой дисциплины в системе поликультурного образования как ядра духовно-нравственного развития и воспитания.

Учитывая интегрированный характер предмета, основополагающий тематический раздел (модуль) «Кубань – многонациональный край» становится сквозным для всех ступней основного общего образования. Количество часов вариативно, зависит от структуры и содержания учебной программы, но не мене 2-х в каждой параллели.

Включение в программу указанного модуля возможно реализовать в рамках вводного и итогового занятий. Вводный урок, выстроенный в соответствии с возрастными особенностями и тематическим содержанием предмета «Кубановедение», нацеливает на обеспечение на каждом уроке и во внеурочной деятельности принятия обучающимися базовых национальных ценностей поликультурного мира и межконфессионального диалога. Итоговое занятие позволит определить уровень достижения планируемых результатов обучения – что известно о Кубани как многонациональном крае, и воспитательных эффектов в процессе социализации школьников – какие поведенческие ориентиры выбирают обучающиеся в повседневной жизни в поликультурном пространстве Краснодарского края.

Кроме этого, рекомендуется усилить уже введенные в программу темы, раскрывающие историю появления тех или иных народов на Кубани, констатирующие их вклад в развитие региона, особенности материальной и духовной культуры и повседневной жизни с постоянным акцентированием внимания на положительном историческом опыте общения народов, населяющих Кубань. Для создания всеобъемлющего представления о формировании этнокультуры в регионе, а так же реализации системно-деятельностного подхода и формирования универсальных учебных действий необходимо максимально использовать часы, отведенные на проектную деятельность и внеаудиторную занятость обучающихся.

По выбору учителя, в зависимости от компактного проживания представителей отдельных диаспор на определенной территории, а также национальной принадлежности учащихся в классе, возможно организовать знакомство с творчеством народных мастеров декоративно-прикладного искусства, представителями национальной творческой интеллигенции, фольклорными коллективами своего населенного пункта, посещение местного музея с последующим вовлечением обучающихся в соответствующую кружковую, поисковую и научно-исследовательскую деятельность. В старшей школе особую актуальность приобретают социально значимые проекты, нацеленные на поддержание межнационального мира на Кубани.

Методологической основой преподавания тематического модуля «Кубань – многонациональный край» является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, содержащая систему фундаментальных социальных и педагогических требований и понятий. Среди них:

  • поликультурный подход

  • формирование национального самосознания (идентичности)

  • многообразие культур и народов

  • межэтнический мир и согласие

  • базовые национальные ценности.

В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся предполагается их последовательная идентификация с семьей, культурно-региональной общностью, многонациональным народом Российской Федерации. Приоритетным в начальной школе должно стать осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу России; понимание и поддержание семейных нравственных устоев, среди которых – взаимопомощь, милосердие, уважение, забота о других людях, ответственность за свои поступки; привитие любви к своей малой родине Кубани, к своему народу, к России; формирование представления о многонациональном составе жителей Кубани.

На ступени среднего общего образования на первый план выходит освоение знаний об этнополитической истории Кубани; знакомство с особенностями этнокультуры народов, населяющих Краснодарский край; овладение позитивным опытом межнационального общения народов, накопленного в ходе исторического развития российской государственности; принятие личностью традиций, ценностей, особых форм, культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, края; наполнение конкретным содержанием понятий «отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

В старшей школе особую ценность приобретают осознание ценности культурно-регионального сообщества своей малой родины Кубани как составной части российской гражданской нации; принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России; развитие гражданского самосознания на основе этнокультурной принадлежности по факту своего происхождения и начальной социализации; формирование способностей предупреждать межнациональные конфликты и разрешать их ненасильственными средствами; освоение культуры межнационального общения в современном мире.

Содержание

Класс

Кол-во часов

Тема

Элементы содержания

1

1

Мой родной край.

Вводный урок. Многонациональный состав жителей Кубани.

1

1

Будем знакомы.

Наш класс – многонациональная семья.

1

1

Школьная дружба.

Наша школа – дом, в котором уютно детям разных народов.

1

1

Семейные традиции.

Семейные традиции народов Кубани

1

1

Люблю тебя, мой край родной.

Итоговое занятие. Ценность семьи. Мой дом. Родная земля

2

1

Моя малая родина.

Вводный урок. Земля отцов – моя земля. Мы разные, но мы вместе.

2

1

Ремесла на Кубани.

Национальные особенности ремесел жителей Кубани.

2

1

Традиционное жилище народов Кубани

Дом, в котором жили наши предки.

2

1

Религиозные праздники народов Кубани

Многообразие религий как единство народов.

2

1

День Победы – всенародный праздник.

Победа деда – моя победа.

Итоговое занятие. Праздник всех народов, внесших вклад в Великую Победу. Необходимость воспитания взаимопомощи, коллективной ответственности за свои поступки.

3

1

Нет в мире краше Родины нашей.

Вводный урок. Мир и согласие между народами, населяющими Кубань – путь к процветанию нашей Родины.

3

1

Добрые соседи.

Взаимопонимание и уважение как основа существования народов, проживающих в родном крае.

3

1

Народные обычаи и традиции.

Фольклор и повседневная жизнь народов, населяющих Кубань.

3

1

Земля отцов – моя земля.

Итоговое занятие. Приобщение к культуре и традициям предков – основа мира и согласия.

4

1

Береги землю родимую, как мать любимую.

Вводный урок. От семейных ценностей к культурно-региональной общности.

4

1

Одежда жителей Кубани.

Национальные костюмы народов, населяющих Кубань.

4

2

Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани.

Традиционные праздники народов Кубани.

4

1

Жизнь дана на добрые дела.

Итоговое занятие (проектная работа).

5

1

Кубань – перекресток цивилизаций.

Вводный урок. История малой родины как часть всеобщей и российской истории. Население Кубани в древности. Возникновение новых общностей в результате взаимодействия и слияния местных и пришлых народов.

5

1

Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке.

Общее и особенное в быту, образе жизни, представлениях о мире племен, населяющих Кубань в древности.

5

1

Роль греческой колонизации и Боспорского царства

Великая греческая колонизация. Греки и местное население: этнополитическое и культурное сближение народов Кубани. Взаимовлияние и взаимопроникновение греческой, меото-сарматской, скифской и элементов римской культур.

5

1

Культурно-исторические памятники Кубани мирового значения и их исследователи.

Итоговое занятие. Необходимость сохранения культурно-исторических памятников народов, населявших территорию Кубани.

6

1

Кубань – перекресток цивилизаций.

Вводный урок. Средневековый период этнополитической истории Кубани.

6

2

Народы Кубани в эпоху Средневековья.

Великое переселение народов. Новые этнические группы в регионе: гунны, булгары, авары, хазары. Восточные славяне в Прикубанье и их отношения с зихами, касогами, адыгами. Основание и расцвет Тмутараканского княжества как результат единения разных народов и племен. Совместная борьба народов Северного Кавказа с татаро-монгольским завоеванием. Адыги, армяне (черкесо-гаи) и ногайцы. Взаимоотношения горцев и Московской Руси. Язычество славян и адыгов. Распространение христианства на Северо-Западном Кавказе. Проникновение ислама на Северный Кавказ. Особенности культуры, быта, традиций народов Кубани вашей местности.

6

1

Общность исторических судеб народов Кубани.

Итоговое занятие. Позитивный опыт межнационального общения в ходе становления и исторического развития российской государственности.

7

1

Земля отцов – моя Земля.

Вводный урок. Геополитическое положение региона в XVII – XVIII вв. Полиэтничный состав населения.

7

3

Повседневная жизнь и фольклор народов, населявших Кубань в XVII – XVIII вв.

Быт, материальная, духовная и художественная культура адыгов и тюркского населения. Основные занятия и уклад жизни казаков-некрасовцев. Быт гарнизонов суворовских укреплений.

7

1

Уголок России – отчий дом.

Итоговое занятие. Особенности этнокультуры народов, населяющих Кубань. Принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторческой и духовной жизни родного села, станицы, города, района, края.

8

1

Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX в.

Расширение национального состава. Формирование основ гражданского, национального сознания. Пути складывания взаимовыгодного сотрудничества и общности исторических судеб народов Кубани. Многонациональное боевое содружество и взаимопомощь в период присоединения региона к России.

8

4

Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья в XIX в.

Языковое разнообразие Кубани и Черноморья. Местные названия географических объектов, окружающего мира, элементов этнокультуры. Богатство музыкального кубанского фольклора. Традиционная культура казачества, иногороднего крестьянства и нерусских переселенцев-колонистов.

8

1

Развитие профессиональной культуры.

Образовательный и культурный уровень жителей многонациональной Кубани в XIX в. Формирование национальной интеллигенции. Национальные творческие коллективы.

8

1

Кубань многонациональная.

Итоговое занятие. Основные этапы этнополитической истории Кубани. Особенности этнокультуры народов, населяющих наш край. Социальная и национальная солидарность.

9

1

Кубань в XX – XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия.

Вводный урок. Многонациональное боевое содружество и взаимопомощь в период военных испытаний. Национально-государственное строительство на Кубани и укрепление межэтнического взаимодействия и добрососедства в советскую эпоху. Межнациональный мир и согласие как основа процветания нашего государства.

9

1

Национальное, конфессиональное и культурное многообразие Краснодарского края.

Национальный состав населения. Конфессии в Краснодарском крае. Трудовая миграция. Культурные и спортивные достижения кубанцев. Межкультурный диалог как фактор развития единого гуманитарного пространства.

9

1

Укрепление межнационального мира на Кубани.

Итоговое занятие. Межнациональное общение как социальная потребность многонационального общества. Профилактика межнациональных конфликтов.

10

1

Я гражданин своей страны.

Вводный урок. Развитие гражданского самосознания на основе этнокультурной принадлежности.

10

2

Этническая история Кубани.

Народы Кубани с древности до наших дней. Вхождение народов региона в состав России. История формирования региональной многонациональной общности.

10

1

Диалог культур.

Дети разных народов, мы мечтою о мире живём.

Итоговое занятие. Формы межэтнического взаимодействия. Традиционная культура в жизни народов. Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России.

11

1

Национальный идеал и ценности.

Мы – россияне.

Вводный урок. Народ, нация, национальное государство. Национальный воспитательный идеал. Образ страны и национальная идентичность. Патриотизм, гражданственность, социальная и национальная солидарность.

11

1

Многообразие культуры как фактор

единства народов.

Особенности современного этноконфессионального состава Краснодарского края.

11

1

Культура межнационального общения.

Итоговое занятие. Этнополитическая сфера. Правовая культура в межнациональном взаимодействии. Трудовая миграция и социально-трудовые отношения. Преодоление и профилактика межнациональных конфликтов.

9



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа формирования ууд программа отдельных предметов, курсов и внеурочной деятельности. Программа духовно-нравственного развития, воспитания

    Программа
    Программа направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения Образовательной программы, дополняет традиционное
  2. Публичный доклад общеобразовательного учреждения Краснодарского края муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №10 муниципального образования город Новороссийск в 2010-2011 учебном году

    Доклад
    Наличие работающей системы холодного и горячего водоснабжения (включая локальные системы), обеспечивающей необходимый санитарный и питьевой режим в соответствии с СанПиН
  3. Кубани Ивана Ивановича Кияшко Войсковые певческий и музыкантский хоры Кубанского казачьего войска. 1811-1911 годы исторический очерк

    Исторический очерк
    Вы держите в руках уникальную книгу. Впервые в одном томе собраны редкие материалы по истории Кубанского казачьего хора. Центральное место в книге занимает бесценный, безукоризненно достоверный источник – труд славного радетеля Кубани
  4. Программа развития моу сош 30 «Современные технологии развивающего обучения в сельской школе с учетом национальных и демографических особенностей» на 2006-2010 годы

    Программа
    М.Ю. Беспалов, начальник отдела информационных технологий муниципального учреждения здравоохранения «Центральной районной больницы администрации Белореченского района».
  5. Программа курса для 7 класса общеобразовательных учреждений

    Программа курса
    Авторы-составители: Л.М. Галутво, канд. ист. наук, доцент, проректор по научной работе и проектной деятельности ГОУ КК ККИДППО – руководитель; Ю.А. Болдырев, канд.

Другие похожие документы..