Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
В последние годы проблема охраны окружающей среды вошла в число важнейших государственных задач. Об этом заявил глава Счетной палаты Сергей Степашин,...полностью>>
'Руководство'
Борис Грызлов: Курс президента, правительства, партии "Единая Россия" на сокращение числа чиновников имеет особое значение для будущего стра...полностью>>
'Документ'
Художественная жизнь наших дней непохожа на то классическое бытие изящных искусств, символом кото­рого веками был хоровод из девяти муз под покровите...полностью>>
'Документ'
На виконання частини сьомої статті 20, статті 22 Бюджетного кодексу України, Додатку №3 до Закону України «Про Державний бюджет України на 2011 рік» ...полностью>>

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

Цель нашего исследования: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними.

Работа с одаренными детьми, развитие их творческих способностей неразрывно связано с положительной мотивацией учения и формированием познавательных интересов и способностей, глубокой и прочной системой знаний и умением применять их для объяснения явлений, обобщенными учебными и практическими умениями и навыками, максимальным развитием самостоятельности школьника. Составной частью творческих способностей является теоретическое мышление и познавательная активность.

Вся работа учителя физики создает базу для развития творческих способностей учащихся, развитию их интереса к физике, к выделению группы наиболее перспективных, одаренных детей.

Эффективные формы учебного общения и самостоятельности школьников могут реализоваться на уроках, но для них, а, следовательно, и для развития творчества наиболее благоприятны учебные конференции, семинары и факультативы, а именно тематические элективные курсы.

Глава I. Элективные курсы по физике

§1.1 Элективные курсы в профильном обучении

Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы - обязательны для старшеклассников.

Дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариантную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач.

По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них могут являться как бы «надстройкой» профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы: «Математическая статистика» для школьников, выбравших экономический профиль, «Компьютерная графика» для индустриально-технологического профиля или «История искусств» для гуманитарного профиля. Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы «Делопроизводство» или «Деловой английский язык», курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания и т.д. Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих «внепредметный» или «надпредметный» характер. Примером подобных курсов могут служить элективы типа «Основы рационального питания» или «Подготовка автолюбителя».

Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.

Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.

Вводя в школьное образование элективные курсы необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение – это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.

Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10-11 классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам.

Предлагаемая организация обучения обуславливает необходимость разделения класса, как минимум, на две подгруппы.

Элективные курсы как наиболее дифференцированная, вариативная часть школьного образования потребует новых решений в их организации. Широкий спектр и разнообразный характер элективов может поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяемое нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Сетевые формы предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.

Особую роль в успешном внедрении элективных курсов сыграет подготовка учебной литературы по этим курсам.

Министерство проводит в настоящее время работу в этом направлении. В результате подготовлены программы, учебные и методические материалы по 8-10 элективным курсам по каждому учебному предмету.

Подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.

Опыт показывает, что в институтах повышения квалификации, педагогических вузах, в школах на местах создаются собственные варианты элективных курсов. Многие из них представляют интерес и заслуживают поддержки. В этой связи можно рекомендовать органам управления образованием создавать банки данных по элективным курсам, организовать информационную поддержку и обмен опытом введения элективных курсов.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.

Создание элективных курсов – важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения. Поэтому их разработка и внедрение должны стать частью программ перехода к профильному обучению.

§1.2 Примеры программ элективных курсов.

1.2.1 Программа элективного курса по физике 11 класса «Основы космонавтики».

Пояснительная записка.

Изменение содержания образования старшей школы привело к тому, что из учебных планов школы исключён такой предмет как астрономия, и только отдельные темы данного курса включены в обязательный минимум физического образования. Вместе с тем, этого недостаточно для формирования естественнонаучного мышления учащихся, их представлений о строении мира.

Основной целью элективного курса «Основы космонавтики» является расширение и углубление знаний по физике, в частности механики, а также химии и биологии. Рассмотрение материала курса служит примером применения основных законов механики при решении конкретной научно-технической проблемы.

Основными задачами данного курса являются:

  1. Знакомство с важнейшими путями и методами использования физических законов и явлений в практике;

  2. Развитие интереса к современной технике;

  3. Ориентация на выбор профессий, связанных с техническим применением физики в технике;

  4. Развитие научных знаний учащихся.

Данный элективный курс по физике представлен как составная часть физики, для углублённого её изучения в качестве предмета по выбору. Перед данным курсом физики «Основы космонавтики», Завершающим естественно-математическое образование, стоят следующие задачи:

- дать основы знаний о методах и результатах исследований физической природы небесных тел и их систем, строении и эволюции Вселенной;

- показать роль астрономии в познании фундаментальных знаний о природе, использование которых является базой научно-технического прогресса;

- способствовать формированию у школьников научного мировоззрения, раскрывая современную естественнонаучную картину мира, процесс развития знаний о Вселенной;

- способствовать развитию интеллектуальных способностей подростков и их социальной активности.

Данная программа позволит также усилить аспект гуманитаризации курса физики за счёт применения исторического подхода к рассмотрению ряда тем:

- изучение жизни и трудов выдающихся астрономов прошлого;

- изучение исторического процесса развития идей, теорий и астрономических приборов;

- получение фундаментальных представлений о выдающихся достижениях науки, техники и уровне развития современных технологий.

Отличительной особенностью данной программы является уделение внимания развитию практических умений и навыков учащихся. Это позволит глубже понять материал школьного курса астрономии, получить о ней представление как о науке, возникшей из практических потребностей человека и не утратившей этого значения в настоящее время.

Формируемые и проверяемые в ходе выполнения практикума умения позволят учащимся:

а) применять на практике различные астрономические методы;

б) овладевать элементами проведения научно-исследовательской работы;

в) соотносить результаты практической деятельности с теорией;

г) использовать на практике межпредметные связи.

Требования к уровню подготовки выпускников:

Учащиеся должны знать:

  1. Имена выдающихся астрономов;

  2. Специфику астрономических наблюдений;

  3. Основные элементы небесной сферы;

  4. Связь смены сезонов года с годовым движением Земли вокруг Солнца;

  5. Особенности различных способов счёта времени;

  6. Принципы, лежащие в основе составления календарей.

Учащиеся должны уметь:

  1. Находить на небе ярчайшие звёзды;

  2. Работать со звёздной картой;

  3. Знать гелиоцентрическую картину строения Солнечной системы;

  4. Законы движения планет;

  5. Пользоваться астрономическим календарём для получения сведений о движении и возможностях наблюдения тел Солнечной системы;

  6. Находить тела Солнечной системы на небе во время наблюдений.

Формы контроля:

  1. Устный опрос.

  2. Тестовые задания.

  3. Рефераты.

  4. Схемы и таблицы.

Учебно-тематическое планирование.

Название темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего

Лекции

Практ.

1. Предмет астрономии. История космонавтики.

4

1.1 Общие представления о строении Вселенной.

1

1

Лекция.

Сообщение.

1.2 Созвездия.

1

0,5

0,5

Лекция; групповая исследовательская работа.

Опорный конспект; реферат.

1.3 Первые фантастические проекты полётов. К.Э. Циолковский – основоположник научной космонавтики.

1

1

Лекция.

Сообщение.

1.4 Запуск первого ИСЗ и начало космической эры. Полёт человека в космос.

1

0,5

0,5

Лекция; кинофильм об освоении космоса.

Сообщение.

2. Научное использование знаний о космосе.

4

2.1 Предсказатель Нострадамус.

1

1

Лекция.

Реферат.

2.2 Движение Луны. Солнечные и Лунные затмения.

1

1

Лекция.

Опорный конспект.

2.3 Время и календарь.

1

1

Лекция.

Реферат; сравнительная характеристика календарей.

2.4 Становление мировоззрения системы мира.

1

1

Эвристическая беседа.

Сравнительная характеристика; схема.

3. Движение небесных тел.

4

3.1 Состав и масштабы Солнечной системы.

1

1

Лекция; кинофильм.

Опорный конспект.

3.2 Законы Кеплера.

1

1

Решение задач.

Образцы решения задач.

3.3 Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

1

1

Эвристическая беседа.

Сообщение.

3.4 Движение небесных тел под действием сил тяготения.

1

0,5

0,5

Лекция; решение задач.

Образцы решения задач.

4. Методы астрофизических исследований.

2

4.1 Исследование электромагнитного излучения небесных тел. Спектральный анализ.

1

0,5

0,5

Лекция; групповая исследовательская работа.

Отчёт о работе.

4.2 Назначение, принцип действия и важнейшие характеристики оптических телескопов и радиотелескопов.

1

1

Групповая исследовательская работа.

Отчёт о работе.

5. Природа тел Солнечной системы.

6

5.1 Общие характеристики планет. Физическая обусловленность их природы.

1

1

Лекция.

Сообщение.

5.2 Планета Земля.

1

1

Лекция; кинофильм.

Реферат.

5.3 Луна – естественный спутник Земли.

1

1

Эвристическая беседа.

Сообщение.

5.4 Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Марс.

1

1

Лекция; видеофильм.

Сравнительная характеристика

5.5 Планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Особенности Плутона.

1

1

Лекция; видеофильм.

Сравнительная характеристика

5.6 Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеориты, болиды. Межпланетарная среда.

1

1

Лекция; видеофильм.

Реферат.

6. Полёты к Луне и планетам.

2

6.1 Траектории полётов к Луне. Искусственные спутники Луны. Посадка на Луну.

1

1

Эвристическая беседа.

Опорный конспект.

6.2 Траектории полётов к планетам Солнечной системы. Посадка на планеты.

1

1

Самостоятельная работа с литературой.

Сообщение.

7. Звёзды и Солнце.

5

7.1 Солнце – ближайшая звезда.

1

1

Лекция.

Сообщение.

7.2 Солнечная система – комплекс тел, имеющих общее происхождение.

1

1

Групповая работа.

Отчёт о работе.

7.3 Основные характеристики звёзд.

1

1

Лекция.

Опорный конспект.

7.4 Переменные и нестационарные звёзды.

1

1

Лекция.

Сообщение.

7.5 Важнейшие закономерности в мире звёзд. Эволюция звёзд.

1

1

Лекция; видеофильм.

Схема.

8. Наша Галактика.

3

8.1 Наша Галактика.

1

1

Самостоятельная работа с литературой.

Отчёт о работе.

8.2 Диффузная материя.

1

1

Лекция.

Опорный конспект.

8.3 другие звёздные системы – Галактики.

1

1

Эвристическая беседа.

Сообщение.

9. Перспективы космонавтики.

4

9.1 Проекты дальнейших космических полётов в Солнечной системе.

1

1

Лекция.

Сообщение.

9.2 Проекты освоения Луны и планет.

1

1

Групповая работа.

Отчёт о работе.

9.3 Возможность межзвёздных полётов. Исследование межзвёздной среды.

1

1

Лекция.

Опорный конспект.

9.4 Связь с другими цивилизациями.

1

1

Самостоятельная работа с литературой.

Реферат.

Общее количество часов.

34

28

6



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации Составитель

    Методические рекомендации
    Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий.
  2. А. Д. Сокольская приоритетные направления работы системы

    Документ
    Региональный координационный центр Института открытого образования МГОУ – современная система модернизации методической службы Московской области: Сборник тезисов.
  3. Первая- теоретические аспекты одаренности

    Документ
    Во всем мире проблема одаренности вызывает все больший интерес после того, как в течение многих лет она либо замалчивалась, либо подвергалась яростным нападкам.
  4. Ериалы по результатам реализации первого года проекта ««Одаренному ребенку одаренный педагог» окружного сетевого сообщества педагогов «Виртуальная мастерская»

    Документ
    Е.Ю. Зеленина, учитель мировой художественной культуры ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1159 САО, участник проектной группы Фестиваля «Одаренному ребенку – одаренный педагог»
  5. Описание программы и методов диагностического тестирования

    Документ
    Тест Е. Торренса предназначен для испытуемых от 5 лет. Этот тест состоит из трех субтестов. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.

Другие похожие документы..