Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
в) образование могучего Литовско-Русского государства: * обширная территория княжества; * власть в Литовском государстве; * усиление русского культур...полностью>>
'Документ'
18.Система стилеобразующих факторов. Формирование стиля лидерства. Комплексность стиля. Единичные, особенные и общие факторы. Фирменный стиль лидерств...полностью>>
'Лекция'
Сам термин “русская идея” принадлежит Достоевскому. Достоевский во многом оболган, например, ему приписаны вещи, которых он не говорил – «церковь в п...полностью>>
'Диссертация'
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проблемы взаимодействия пластических искусств – изобразительных (графики, живописи, скульптуры) и выразительных (декоратив...полностью>>

К трудовому кодексу российской федерации

Главная > Кодекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

КОММЕНТАРИЙ

К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(с изменениями, внесенными Федеральным законом

от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

и Постановлением Конституционного Суда

Российской Федерации от 15 марта 2005 г. N 3-П)

Под общей редакцией

профессора Л.Н. Анисимова

Авторский коллектив:

Анисимов Антон Леонидович, канд. юрид. наук, доцент, советник юстиции, доцент кафедры юриспруденции международно-правового факультета Московского института международных экономических отношений (МИМЭО), действительный член Международной академии информатизации ООН, прокурор отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - главы 1, 3 - 9 (в соавт. с Анисимовым Л.Н.), 29, 30, 37 - 39, 61;

Анисимов Леонид Николаевич, профессор, зав. кафедрой юриспруденции международно-правового факультета МИМЭО, заслуженный юрист Российской Федерации, старший советник юстиции, действительный член Международной академии информатизации ООН - предисловие, главы 2, 3 - 9 (в соавт. с Анисимовым А.Л.), 10 - 14, 40, 41, 45 - 51, 53 - 55, 60, раздел XIV;

Вифлеемский Анатолий Борисович, канд. экон. наук, зав. кафедрой экономики образования Нижегородского института экономики образования - главы 31, 32, 42 - 44, 52;

Звоненко Дмитрий Петрович, юрист ООО "АКМА" (г. Санкт-Петербург) - главы 56 - 59, 62;

Чижов Борис Алексеевич, начальник отдела Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию - главы 15 - 22;

Шаповал Елена Алексеевна, канд. юрид. наук, ст. преподаватель кафедры трудового права и права социального обеспечения Российской правовой академии Минюста России - главы 23 - 28;

Гутникова Анна Сергеевна, канд. юрид. наук, директор НП Юридическая фирма "Группа правовых исследований", преподаватель гражданского права Всероссийской академии внешней торговли - главы 33 - 36.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), принятый Государственной Думой Федерального Собрания РФ 20 декабря 2001 г. и вступивший в силу 1 февраля 2002 г., принят в условиях становления рыночных отношений в России, существенных изменений в сфере труда и в правовом положении субъектов правовых отношений - работников и работодателей.

В настоящее время трудовое право решает сложные и ответственные задачи, касающиеся реализации Трудового кодекса РФ, в известной мере учитывающего реалии и потребности сегодняшнего дня и нацеленного на перспективу. В условиях разгосударствления экономики, обеспечения свободы производителя и предпринимательства государством (законодателем) введена новая модель регулирования трудовых отношений, основанная на децентрализации, расширении договорных начал между сторонами трудовых отношений. Государство не может и, в известной мере, не должно вмешиваться в законную деятельность организаций, в частности, занимающихся предпринимательской деятельностью. Но оно нашло компромиссные варианты регулирования правоотношений в сфере труда между их субъектами посредством социального партнерства.

Стратегическая цель законодателя, касающаяся реформ трудовых отношений и производных от них отношений, заключается в том, чтобы создать в стране эффективный, цивилизованный рынок труда, который обеспечил бы работодателя рабочей силой надлежащей квалификации, а работников - высокооплачиваемой работой и надлежащими условиями труда.

Трудовое законодательство - единственная отрасль российского трудового права, которая способна не только непосредственно воздействовать на основную производительную силу - людей (работников) и защитить их в процессе производственной деятельности, но также и защитить права и законные интересы работодателей. Собственно, новое кодифицированное законодательство о труде явилось своеобразной вехой, логическим этапом на пути социально-экономических и институционнных преобразований, проводимых в России в течение последних десяти лет.

Трудовой кодекс РФ ставит своей задачей создание правовых возможностей более свободно регулировать трудовые отношения, установление правовых гарантий для обеих сторон этих отношений. Законоположения ТК РФ распространяются на все организации, действующие на территории Российской Федерации, независимо от их формы собственности и организационно-правовой структуры. Разумеется, есть существенные различия между государственными и негосударственными организациями. Если первые финансируются из заранее просчитанного и спланированного бюджета в соответствующих объемах и в определенные сроки, то вторым приходится в ряде случаев планы корректировать и решать проблемы. Поэтому с развитием и становлением частного предпринимательства у работодателя-предпринимателя возникает необходимость договариваться с работником, искать обоюдно приемлемые решения. В комментируемом Трудовом кодексе возможность договорного регулирования трудовых отношений существенно расширена. Она основывается на принципе соблюдения законности, к понятию которого относится недопустимость установления договорных отношений, ухудшающих положение работника и основанных на обязательном выполнении предусмотренных законом гарантий.

В комментируемом Трудовом кодексе РФ сформулированы основные цели, задачи и принципы, а также материальные нормы трудового права согласуются с соответствующими требованиями международных стандартов в сфере труда. Из международного трудового права воспроизведены (трансформированы) самые прогрессивные нормы, отвечающие интересам человека и позволяющие обеспечить реализацию всех прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

Трудовой кодекс РФ решает задачу создания гражданам благоприятных условий для проявления ими своих способностей к труду и обеспечения социальной защиты тех, кто в ней особенно нуждается.

Комментируя положения ТК РФ, авторы учитывали, в частности, следующие существенные обстоятельства - что Кодекс:

- в регламентированных правах и обязанностях субъектов трудового права, как и ранее действовавший КЗоТ, по-прежнему акцентирует внимание на их гарантиях и защите;

- существенно восполнил пробелы, имевшие место в российском трудовом законодательстве;

- определил сущность, стороны (органы), задачи социального партнерства;

- конкретизировал и углубил единство и дифференциацию (различие) трудового права;

- подробно установил общие начала трудового законодательства: его цели и задачи; запрещение дискриминации в сфере труда и принудительного труда; легально закрепил основные принципы правового регулирования труда, предопределив, из каких актов состоит трудовое законодательство;

- сравнительно четко разграничил полномочия Федерации и ее субъектов по установлению различных нормативно-правовых актов по регулированию труда;

- определил, что локальные нормативные акты в сфере труда принимаются работодателем, и установил порядок их принятия;

- отразил тенденцию демократического развития механизма установления, изменения и прекращения трудовых отношений, разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров;

- обозначил расширение сферы действия норм и принципов трудового права, в том числе его влияние на административное право (они содержатся, в частности, в специальных актах о работниках милиции, военнослужащих, а также в актах о труде в исправительно-трудовых учреждениях), и др.

При подготовке данного комментария авторский коллектив научно-практических работников опирался на положения Конституции Российской Федерации, международно-правовые стандарты в сфере труда, соответствующее текущее федеральное законодательство, постановления Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ, в том числе Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".

Профессор, заслуженный

юрист Российской Федерации,

старший советник юстиции

Л.Н.Анисимов

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 1 Трудового кодекса РФ определяет социальное назначение трудового законодательства, целями которого являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод работников, создание надлежащих условий труда. В равной мере целью трудового законодательства является также защита прав и интересов работодателей. ТК РФ формулирует и другие важные задачи: достижение разумного и реального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых и производных от них отношений.

Все нормы трудового законодательства в совокупности образуют внутренне не противоречивую, единую, целостную систему общеобязательных правил поведения всех лиц, вступающих в трудовые отношения. Трудовое законодательство органически входит в общую правовую систему, соответствующую как государственному устройству России, так и другим отраслям российского права.

На современном этапе развития общества и государства известное влияние на изменение и совершенствование методов правового регулирования в сфере труда, т.е. трудового права, оказывают соответствующие условия переходного периода к рыночным отношениям. Это в известной мере предопределило снижение роли государства в регулировании общественно-трудовых отношений. Более заметную роль стали играть горизонтальные связи между предприятиями, строящиеся на принципах эквивалентности и равноправия.

Нормы трудового законодательства могут быть императивными и дозволительными, но в большей мере распространены дозволительные. Они предоставляют субъектам трудового отношения возможность регулировать поведение по своему усмотрению. Вместе с тем трудовому законодательству свойственны и нормы рекомендательные, устанавливающие желательные образцы поведения и в силу этого обстоятельства соотносящиеся с локальными правовыми актами или специальными нормативными соглашениями.

Императивные нормы выражаются либо в виде запретов, либо в виде предписаний. Например, запрещается применение труда женщин на тяжелых работах, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ.

Однако в трудовом законодательстве, как уже указывалось, более распространены дозволительные нормы. Дозволение, таким образом, дает работнику и работодателю право на свои собственные активные действия. Так, по согласованию сторон определяются трудовая функция работника, испытание при приеме на работу, предоставление отпуска без сохранения заработной платы, совместительство и совмещение и др.

И императивные, и дозволительные нормы трудового законодательства, разумеется, касаются и работника, и работодателя, а также соотносятся с интересами государства.

Частью 2 ст. 1 ТК РФ установлен круг общественных отношений, регулируемых нормами трудового права. Это трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, т.е. сопутствующие трудовому правоотношению. Они возникают, когда работодатель осуществляет управленческую и правоприменительную деятельность и при необходимости принятия локальных нормативных актов.

Трудоустройству у того или иного конкретного работодателя могут предшествовать отношения по трудоустройству между гражданином и службой занятости населения. Трудоустройство представляет собой процесс поиска подходящей работы и получения ее со стороны органов государства или иным законным путем.

Можно сказать, что процесс трудоустройства происходит в два этапа. Первый этап заключается в обращении гражданина к соответствующим органам за содействием в получении работы. В результате такого обращения возникает своеобразное правоотношение между его субъектами, которое дает основание гражданину требовать предоставления ему подходящей работы. При ее отсутствии гражданин вправе ставить вопрос о постановке на учет, направлении на профессиональное обучение или выплате пособия на основании действующего законодательства. Такие отношения, как отмечается в правовой литературе, носят частноправовой характер. Ведь органы службы занятости не входят в систему органов государственного управления и не наделены властными полномочиями по отношению к предприятиям (организациям, учреждениям). Это является как бы своеобразным проявлением рыночных отношений, в частности на рынке труда. Поэтому указанное правоотношение на первом этапе завершается выдачей заинтересованному гражданину специального направления органа службы занятости на работу или профессиональное обучение.

Второй этап трудоустройства предусматривает заключение трудового или ученического договора с предприятием (учебным учреждением), которое указано, например, в направлении органа службы занятости. Однако направление органа службы занятости носит лишь факультативный характер, кроме некоторых исключений. Они касаются обязанности работодателя в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" устанавливать минимальное количество рабочих мест (квот) для граждан, требующих особой специальной защиты и испытывающих затруднения в трудоустройстве.

Статья 2 ТК РФ раскрывает основные принципы правового регулирования трудовых отношений.

Законодатель сделал весьма важный шаг, впервые закрепив в основополагающем источнике трудового права принципы правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Основные принципы трудового права изначально закреплены в ст. 37 Конституции РФ 1993 г.

На основании принципов права дается толкование его норм, особенно в случае коллизии между нормами.

Принципами правового регулирования трудовых отношений признаются свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.

Свобода труда является важным элементом свободы человека и гражданина, гарантированной Конституцией РФ и ТК РФ.

Комментируемый принцип корреспондируется с рядом международно-правовых документов. В статье 23 Всеобщей декларации прав человека в качестве неотъемлемых и неотчуждаемых прав человека, в частности, провозглашено право на труд и свободный выбор профессии. Уже в качестве правовой нормы указанное в Декларации положение закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Свобода труда заключается в том, что каждому обеспечено право свободно распоряжаться своими способностями к труду, т.е. добровольно и самостоятельно решать вопрос о своей деятельности, начиная с решения принципиального вопроса: заниматься трудовой деятельностью или нет. Российская Конституция и новый Трудовой кодекс не предусматривают юридической обязанности трудиться. Иными словами, нельзя привлекать индивида к какому-либо виду ответственности, если он, будучи трудоспособным, без уважительных причин в соответствии с Законом РФ о занятости населения от 19 апреля 1991 г. (с последующими изм. и доп.) не относится к категории занятого населения.

Кроме того, каждый имеет право выбирать род деятельности и профессию: заниматься предпринимательской деятельностью или избрать свободную профессию, работать по гражданско-правовым отношениям или заключить с работодателем трудовой договор.

Свобода труда гарантируется запрещением принудительного труда в соответствии с ч. 2 ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 ТК РФ.

Право на труд корреспондируется (находится в органическом единстве) со свободой выбора труда, защитой от безработицы и правом на справедливые и благоприятные условия труда. Оно должно пониматься как право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. Право на труд предусматривает также обязанность для государства принимать надлежащие меры по реализации этого права. Это предполагает проведение определенной социально-экономической политики, которая должна включать программы профессионально-технического обучения, профессиональной ориентации, обеспечение неуклонного социально-экономического и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека. Как уже отмечалось, право на труд несовместимо с принудительным трудом.

Более развернутое толкование права на труд содержится в положениях ст. 1 Европейской социальной хартии 1961 г. (в ред. 1996 г.).

Система гарантий трудовых прав включает нормы, обеспечивающие свободное вступление в трудовые правоотношения и выход из них, беспрепятственное осуществление субъективных прав, восстановление нарушенных прав.

Принцип запрещения принудительного труда и дискриминации в сфере труда, зафиксированный в ст. 2 ТК РФ, раскрывается соответственно в ст. ст. 4 и 3 ТК РФ.

Основными субъектами рынка труда являются работодатели и работники.

В Российской Федерации систему государственных органов по трудоустройству граждан возглавляет Министерство труда и социального развития (эти функции в Министерстве выполняет Департамент трудоустройства населения). Конкретные посреднические услуги по трудоустройству оказывают органы по вопросам занятости в городах и районах.

Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда выражает одну из важных целей трудового законодательства, предусматривающую создание благоприятных условий для труда (ст. 1 ТК РФ). Он корреспондируется с принципом социальной справедливости, зафиксированным в виде одного из составляющих элементов гарантий в Конституции РФ. В частности, каждому гарантируется вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37). Это и другие конституционные положения нашли свое закрепление в новом Трудовом кодексе (ст. ст. 91 - 99, 110 - 113, 114 - 119, 219, 220 ТК РФ). Они вполне соответствуют положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. о праве каждого на справедливые и благоприятные условия труда.

В документе говорится о праве на:

вознаграждение, обеспечивающее всем трудящимся как минимум справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без каких-либо различий и удовлетворительное существование для них самих и их семей;

условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.

В любом государстве и обществе, в том числе и в российском, работодатель заинтересован прежде всего в росте производительности труда, в повышении прибыли, в наибольших результатах при наименьших затратах, а наемный работник - в хороших, справедливых условиях и надлежащей организации труда, в повышении заработной платы. Но оба они имеют общий интерес - сохранение трудовых отношений как условия их существования. При таких обстоятельствах компромисс на основе трудового законодательства является одним из основных средств достижения справедливого баланса в сфере трудовых отношений, в том числе касающихся справедливых условий труда.

Принцип равенства прав и возможностей работников перед законом имеет особое значение для трудового права, т.к. предусматривает равенство всех граждан в обладании трудовыми правами. Он находится в органическом единстве с принципом запрещения дискриминации в сфере труда и находит свое отражение в ст. 3 Трудового кодекса РФ "Запрещение дискриминации в сфере труда".

Этот принцип указан в Кодексе в соответствии с конституционным положением о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ).

В каких бы то ни было источниках трудового права не допускается устанавливать преимущества или ограничения в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, характером и содержанием выполняемого труда или условиями его выполнения (ст. ст. 5, 7 - 9 ТК РФ).

Принцип обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы призван обеспечить достойное существование работника и его семьи в пределах не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. ст. 130, 133, 134, 136, 142 ТК РФ).

Государство стало определять для всех работников лишь гарантии минимального уровня оплаты труда с учетом прожиточного минимума. Регулирование всех других вопросов оплаты труда осуществляется на локальном уровне.

29 декабря 2004 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", предусматривающий увеличение с 1 января 2005 г. минимального размера оплаты труда до 720 руб. в месяц, с 1 сентября 2005 г. - до 800 руб. в месяц, с мая 2006 г. - до 1100 руб. в месяц.

Это минимальные гарантии, установленные государством, но пока без учета прожиточного минимума. К ним в сфере оплаты труда относится установление минимальной оплаты труда и оплаты труда при отклонении от нормальных условий труда. Правовое регулирование этих проблем затрагивает интересы как работников, так и работодателей. Удовлетворение их интересов в нормах трудового права, определяющих минимальные гарантии, является необходимым условием справедливой организации всей системы оплаты труда.

Рассматриваемый принцип основан на положениях Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Названный документ предусматривает право каждого на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия (ст. 7).

Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов является общепризнанным принципом международного трудового права.

Общественные объединения как добровольные самоуправляемые некоммерческие формирования создаются по инициативе работников или работодателей, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Международное трудовое право, в частности Конвенция МОТ N 87 "О свободе ассоциаций и защите прав на организацию" (1948 г.), предусматривает право работников и работодателей без какого бы то ни было различия создавать по своему усмотрению организации без предварительного на то разрешения и вступать в них.

В Российской Федерации такими организациями для работников и работодателей соответственно являются профессиональные союзы или объединения работников и работодателей. В некоторых случаях представителями работников могут быть иные представительные органы (ст. 31 ТК РФ).

Не допускается создание организаций общественной самодеятельности в целях воспрепятствования общественной деятельности профсоюзов. Общественные объединения работников и работодателей независимо от их организационно-правовой формы равны перед законом.

Принцип обеспечения права работников на участие в управлении организацией закреплен в ст. 52 ТК РФ. В статье 53 Кодекса определены формы такого участия.

Принцип сочетания государственного и договорно-правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений предопределяет необходимость учитывать интересы сторон трудовых отношений и государства (ст. 2 ТК РФ).

На государственном (федеральном и региональном) уровне определяются основные трудовые права работников и гарантии их реализации, правовой статус субъектов трудового права; регулируется порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора, ведения коллективных переговоров, рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров, привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности и др.

Посредством договорного регулирования (коллективных договоров и соглашений, индивидуальных трудовых договоров) повышается уровень гарантий трудовых прав, предусмотренных законом, восполняются пробелы в праве.

Цель сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений - не ухудшить положения работника.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российская федерация трудовой кодекс российской федерации *О

    Кодекс
    Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);
  2. Трудовой кодекс российской федерации

    Кодекс
    По вопросу, касающемуся защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), см. Федеральный закон от 08.
  3. Ний городского округа зато сибирский Алтайского края, и в соответствии со статьями 135,143,144 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06

    Статья
    В целях упорядочения отношений, связанных с оплатой труда работников муниципальных бюджетных учреждений городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края, и в соответствии со статьями 135,143,144 Трудового кодекса Российской Федерации,
  4. Нового трудового кодекса российской федерации

    Кодекс
    Трудовой кодекс, действующий в настоящее время, вступил в силу в 2002 г. Его целью было перейти от советского трудового законодательства, принимавшегося в рамках жесткого государственного регулирования экономики, к новому трудовому
  5. С Трудовым кодексом Российской Федерации

    Кодекс
    кредиторской задолженности федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного Российской академии медицинских наук, превышение которого влечет расторжение

Другие похожие документы..