Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
В своем докладе Михаил Дымшиц отметил что российский книжный рынок в 2007 году составит более 6 млрд. долларов, несмотря на многолетние утверждения у...полностью>>
'Документ'
Сучасне вчення про біосферу створив і розвинув В. І. Вернадський (1863 — 1945). Його творчому генієві були притаманні не тіль­ки глобальність мисленн...полностью>>
'Рабочая программа'
Задачи курса: охарактеризовать микробиологические показатели молока, мяса, плодов, овощей, зерномучного сырья, микробиологические процессы при различ...полностью>>
'Курсовая'
Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие м...полностью>>

Барановой Натальи Валерьевны на 2010-2011 учебный год г. Серов пояснительная записка (2)

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное образование Серовский городской округ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

с углубленным изучением отдельных предметов «Полифорум»

Утверждено

на педагогическом совете

приказ № 1 от

« » _____________ 201 г.

Рабочая программа

по курсу «Литература»

9 класс

Барановой Натальи Валерьевны

на 2010-2011 учебный год

г. Серов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ

Рабочая программа разработана на основании федерального компонента государственного стандарта; федерального базисного учебного плана; программы общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, допущенной Министерством образования и науки РФ; УМК по литературе под редакцией Коровиной В.Я.

Данная рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи обучения:

  • развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

  • совершенствовать умение анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;

  • отбирать тексты с учетом интереса школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу;

  • постигнуть систему литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРА В 9 КЛАССЕ

1. Введение – 1 час;

2. Из древнерусской литературы - 5 часов;

3. Из литературы XVIII века - 5 часов:

  • М.В.Ломоносов -2 часа;

  • Г.Р.Державин – 1 час;

  • А.Н.Радищев – 1 час;

  • Н.М.Карамзин – 1 час;

4. Из русской литературы XIX века - 52 часа:

  • В.А.Жуковский – 1 час;

  • А.С.Грибоедов – 8 часов;

  • А.С.Пушкин - 14 часов;

  • М.Ю.Лермонтов – 9 часов;

  • Н.В.Гоголь – 10 часов;

  • А.Н.Островский – 3 часа;

  • Ф.М.Достоевский – 3 часа;

  • Л.Н.Толстой – 2 часа;

  • А.П.Чехов – 2 часа.

5. Из поэзии XIX века - 2 часа:

  • А.А.Фет – 1 час;

  • Н.А.Некрасов – 1 час.

6. Из русской литературы XX века – 16 часов:

  • И.А.Бунин – 2 часа;

  • «Серебряный век» русской поэзии – 1 час;

  • А.А.Блок – 1 час;

  • С.А.Есенин - 1 час;

  • В.В. Маяковский – 1 час;

  • М.А.Булгаков - 1 час;

  • М.И.Цветаева - 1 час;

  • А.А.Ахматова - 1 час;

  • Н.А.Заболоцкий – 1 час;

  • М.А.Шолохов – 2 часа;

  • Б.Л.Пастернак – 1 час;

  • А.Т.Твардовский – 1 час;

  • А.И.Солженицын – 1 час;

  • Романсы и песни на слова русских писателей – 1 час.

7. Из зарубежной литературы – 7 часов:

  • Античная лирика – 1 час;

  • Данте Алигьери – 2 часа;

  • В.Шекспир – 2 часа;

  • И.В.Гете – 1 час;

  • Дж.Г.Байрон – 1 час.

Примечание. В МОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов «Полифорум» для учащихся 9 класса в учебном году предусмотрены 3 зачетные недели, таким образом, планирование курса литературы выстроено с учетом резервных часов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС 9 КЛАССА

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Учебно-тематический план курса по литературе, 9 класс

Дата

Раздел, тема урока

Тип урока

форма урока техно-логии

Составляющие качества образования

Формы контроля результата

Примечания

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Ценностно-ориентационная

I четверть

Введение (1ч.)

1. Художественная литература как искусство слова. Общее понятие об историко-литературном процессе.

Цель: дать понятие о литературе как искусстве слова, самосознании народа воплощении героической биографии Родины, о специфике художественного отображения действительности.

Урок изучения нового. Лекция с элементами беседы

Знать теоретико-литературные понятия: «художественная литература как искусство слова», «историко-литературный процесс», «художественное отображение действительности»

Уметь вступать в речевое общение, использовать различные источники информации

Из зарубежной литературы (3 ч.)

2. Античная лирика.

Поэзия Катулла и Горация.

Цель: познакомить с основными фактами биографии античных поэтов; с тематикой произведений, проанализировать отдельные стихотворения

Урок изучения нового. Беседа

Знать основные факты биографии поэтов; тематику стихотворений; ИВС

Уметь выразительно читать стихотворения; анализировать стихотворения, находить ИВС, определять их роль; сопоставлять стихотворения одной тематики разных авторов

Формирование интереса к античной лирике

3-4. «Божественная комедия» последнего поэта средневековья и первого поэта «новой эры» Данте Алигьери.

Цель: познакомить уч-ся с основными фактами жизни поэта и его величественной поэмой (с частью «Ад»).

Урок изучения нового. Лекция с элементами беседы

Знать основные факты биографии поэта, его мировоззрение; содержание произведения

Уметь анализировать содержание прочитанного (находить отражение мировоззрения поэта); аргументированного отвечать на вопросы

Формирование интереса к литературе, культуре Средневековья

Творческая работа «Грех и расплата за него по Данте»

I четверть

Из древнерусской литературы (5 ч.)

5. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цель: познакомить с исторической основой «Слова», историей открытия памятника, культурой Руси XII века, жанром «Слова…», проблемой авторства

Урок изучения нового. Комбинированный

Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра

Уметь вступать в речевое общение, использовать различные источники информации

Воспитание чувства патриотизма, интереса к истории своей страны

ИОЗ

Зад.II (1) – с.6

Зад.II (5,6) – с.8

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

6-7. Поэтический мир и герои «Слова». Идейный смысл «Слова…»

Цель: дать характеристику героям и их поступкам, показать роль пейзажа, авторское отношение к происходящему

Урок изучения нового. Комбинированный

Знать теоретико-литературные понятия «образ автора», «лирическое отступление»

Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героям, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию

Формирование чувства ответственности за свои поступки; воспитание чувства бережного отношения к любви

ИОЗ

Зад.II (7) – с.8

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

См.: 2. Сюжет и композиция «Слова…». Образ Игоря.

2.1. Композиция «Слова о полку Игореве».

8. Поэтическое искусство «Слова», связь с фольклором. Жизнь «Слова» в литературе и других видах искусства.

Цель: показать связь «Слова» с фольклором, с другими видами искусства.

Урок изучения нового. Комбинированный

Знать о художественном своеобразии «Слова», связи с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.

Уметь найти нужную информацию о жизни «Слова» в искусстве, создавать связный устный текст на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.

Воспитание чувства прекрасного

ИОЗ

Зад.II (2) – c.7

Наизусть Вступление к «Слову» или «Плач Ярославны»

Тест «Слово …»

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

См.: Миронова Н.А. Тесты по литературе. 9 кл. с.- 6

I четверть

9. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову»

Цель: отработать основные речевые понятия: «тема», «основная мысль», «план сочинения»; отобрать текстовый материал, научить приемам цитирования; обсудить планы домашних сочинений.

Урок развития речи

Знать речевые понятия «тема», «основная мысль», «план сочинения»; содержание произведения; способы цитирования

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.

Сочинение на темы:

1. Образ Русской земли на страницах «Слова…»;

2. Какой из эпизодов «Слова…» оказался наиболее интересен для вас и почему?

3. Каким я представляю себе автора «Слова»

Из зарубежной литературы (2 ч.)

10-11. Анализ трагедии В.Шекспира «Гамлет».

Цель: выявить восприятие пьесы; проанализировать систему отношений, против которой выступает Гамлет; выстроить конфликт трагедии

Урок изучения нового. Комбинированный

Знать основные факты из биографии В.Шекспира; содержание трагедии; понятие «трагический конфликт», «трагедия».

Уметь выразительно читать отрывки из трагедии; определять конфликт произведения, давать характеристику героям трагедии; аргументированно отвечать на вопросы.

Формирование интереса к английской литературе; чувства справедливости по отношению к себе и окружающим

ИОЗ

Зад. 3-5 – с.167

Наизусть монолог Гамлета «Быть или не быть»

Творческое зад.

Сочинение-эссе «Как бороться со злом?» (размышления по поводу: нужна ли месть?)

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

См.: 1. Эпоха Возрождения. Шекспир.

I четверть

Из литературы XVIII века

(5 ч.)

12. Литература XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка.

Цель: вспомнить социально-политическую обстановку XVIII века, которая определила судьбы писателей и нашла свое отражение в их произведениях; дать понятие «классицизма», отметить гражданский пафос русского классицизма; дать общие сведения о М.В.Ломоносове; Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского языка; стихосложения; познакомить с жанром оды.

Урок изучения нового. Комбинированный

Знать социально-политическую обстановку XVIII века; понятие «классицизма»; биографию М.В.Ломоносова, теорию трех штилей, теорию стихосложения

Уметь определять отличительные признаки эпохи классицизма; конспектировать лекцию учителя

Развитие интереса к истории страны, формирование чувства любви к России

Сообщения: Биография М.В.Ломоносова; Открытия Ломоносова в области физики, химии, прикладных наук.

Наизусть «Вечернее размышление» (отрывок по выбору уч-ся)

Творческое зад.

Оформите альбом, посвященный жизненному пути М.В.Лом-ва. Каждая страница – этап большого пути в науке и творчестве.

См.: 4. Классицизм

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

I четверть

13. «Ода на день восшествия…» - типичное произведение русского классицизма.

Цель: познакомить с «Одой…»; учить анализировать, составлять план произведения

Урок изучения нового. Комбинированный

Знать особенности жанра оды; содержание стихотворения

Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, его жанра, темы, идеи, композиции, ИВС; проводить сравнительный анализ стихотворных текстов

Прославление российской науки

ИОЗ

Зад.II (4-6) – с.12

Творческое зад.

Напишите в стихах или в прозе вечернее (и/и утреннее) размышление над к-н. загадочным для современного человека природным явлением – с.15 (зад.2)

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

14. Новая эра русской поэзии. Творчество Г.Р.Державина. Стихотворения Г.Р.Державина «Властителям и судиям», «Памятник».

Цель: познакомить с трудной судьбой Г.Р.Державина; с основными темами его творчества; с оценкой деятелями русской культуры заслуг поэта; со стихотворениями, показать торжественность и внушительность содержания этих произведений; отметить новаторство Державина в стихосложении.

Урок изучения нового.

Комбинированный

Знать основные факты биографии Г.Р.Державина; содержание стихотворений; новаторство поэта; жанр «гневная ода»; особенности раскрытия темы поэта и поэзии, власти.

Уметь выразительно читать стихотворения; анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, ИВС; делать сравнительный анализ стихотворных текстов

Формирование чувства справедливости, ответственности за совершаемые поступки

ИОЗ

Зад.II (1) – с.16 (биография)

Зад.II (5-7) – с.18 (стихотвор.)

Наизусть «Памятник», «Властителям и судиям» (по выбору уч-ся)

Тест «Лирика Г.Р. Державина»

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

См.: Миронова Н.А. Тесты по литературе. 9 кл. с.- 80

I четверть

15. Подвиг А.Н.Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву».

Цель: познакомить с личностью писателя, его взглядами, идейными и художественным своеобразием «Путешествия из Петербурга в Москву», рассмотреть отдельные главы произведения.

Урок изучения нового. Беседа

Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие; содержание отдельных глав произведения; понятие «жанр путешествия»

Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристики героям, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выявлять авторскую позицию.

Формирование чувства гуманного отношения к человеку, адекватного восприятия действительности

ИОЗ

Зад. 5-7 – с.24

Сочинение на тему «Мое путешествие

в …», вкл. в него свои размышления о жизни

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

16. Сентиментализм как литературное направление. Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза».

Цель: дать понятие о сентиментализме как литературном направлении в сравнении с классицизмом; познакомить с биографией Н.М.Карамзина; дать характеристику образам главных героев, оценить поступки главных героев, сформулировать авторскую оценку.

Урок изучения нового. Комбинированный

Знать основные факты биографии Карамзина, понятия «сентиментализм», «классицизм», их отличительные черты; содержание произведения; авторскую позицию.

Уметь давать характеристику образам главных героев; формулировать авторскую позицию, собственную позицию; аргументированно отвечать на вопросы

Формирование уважительного отношения к чувству любви

ИОЗ

Зад.II (2,3) – с.27

Творческое зад.

Напишите стр. из дневника Эраста или Лизы и передайте от их лица испытанные ими чувства и переживания. – с.29

Тест: «Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

См.: 3. Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза».

3.1. Н.М.Карамзин «Бедная Лиза».

См.: Миронова Н.А. Тесты по литературе. 9 кл. с.- 14

Из зарубежной литературы (1 ч.)

17. Европейская литература эпохи Просвещения: трагедия И.В.Гете «Фауст».

Цель: познакомить с жизнью и творчеством поэта, раскрыть тему жажды познания как свойства человеческого духа.

Урок изучения нового. Беседа

Знать основные факты биографии И.В.Гете; народную легенду о докторе Фаусте.

Уметь раскрывать систему образов трагедии: Фауст и Мефистофель; Фауст и Маргарита; раскрывать диалектику добра и зла в трагедии.

ИОЗ

Зад.II (3) – c.171

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

I четверть

Из русской литературы XIX века (52 ч.)

В.А.Жуковский (1 ч.)

18. Романтизм как литературное направление. В.А.Жуковский как поэт-романтик. Элегия «Море», баллада «Светлана».

Цель: дать понятие о романтизме как литературном направлении на примере элегии «Море» В.А.Жуковского; дать представление о личности поэта, многогранности его творчества; познакомить с понятием «элегия», углубить знания уч-ся о понятиях «баллада», «лирический герой».

Урок изучения нового. Комбинированный

Знать основные черты романтизма как литературного направления; основные факты биографии поэта, тематику его произведений; теоретико-литературные понятия: «элегия», «баллада», «лирический герой».

Уметь выразительно читать стихотворение; выделять черты романтизма в стихотворении; анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к романтизму: жанра, темы, идеи, композиции, ИВС; делать сравнительный анализ стихотворных текстов.

Воспитание чувства прекрасного

ИОЗ

Зад.II (1) – c.30

Зад.II (3) – c.31

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

См.: 5. Романтизм.

6.

Баллады В.А.Жуковского

А.С.Грибоедов (8 ч.)

19. Реализм как литературное направление. А.С.Грибоедов: личность и судьба.

Цель: дать понятие об основных чертах реализма как литературного направления; познакомить с личностью поэта, его судьбой; проследить творческую историю комедии «Горе от ума»

Урок изучения нового. Беседа

Знать основные черты реализма как литературного направления; основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Грибоедова.

Уметь создавать хронологическую канву лекции учителя.

ИОЗ

Зад.II (4,5) – с.35

Зад.II (2,3) – с.47

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

См.: 7.

А.С.Грибоедов.

Биография

I четверть

20. «К вам Александр Андреич Чацкий…»

(анализ I действия).

Цель: понять своеобразие комедии Грибоедова в сравнении с традициями классицизма; приступить к анализу комедии по действиям.

Урок изучения нового.

Комбинированный

Знать особенности комедии как жанра. Теоретико-литературные понятия: «экспозиция», «завязка», «конфликт»; содержание I действия комедии

Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии; составлять характеристику Чацкого по I действию пьесы.

Формирование чувства истинного патриотизма; бережного отношения к любви; собственной жизненной позиции

ИОЗ

Зад.I (1) – c.40

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

21-22. «Век нынешний и век минувший…»

(анализ II-III действий).

Цель: проследить дальнейшее развитие конфликтов, определить проблематику пьесы, жанр; выявить систему персонажей, противоборство двух лагерей; составить речевую характеристику Фамусова.

Урок изучения нового. Беседа

Знать содержание II-III действий; теоретико-литературные понятия: «проблематика», «идейное содержание», «система образов», «внутренний конфликт».

Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт давать характеристику персонажей, в том числе речевую; составлять таблицу из цитат «Взгляды Чацкого и фамусовского общества»

ИОЗ

Зад.II (13) – c.44

Таблица «Взгляды Чацкого и фамусовского общества»; выучить монолог Чацкого или Фамусова

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

23. Характеристики Скалозуба, Молчалина, Репетилова.

Цель: разграничить понятия «ровесники» и «единомышленники»; дать характеристику данным персонажам, понятие о вне сценических персонажах – единомышленниках Чацкого.

Урок изучения нового. Семинар

Знать содержание комедии; понятие «вне сценический персонаж»

Уметь давать характеристику персонажей, в том числе речевую; делать их сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию.

Проложить работу над формированием жизненной позиции учащихся

Устное высказывание на тему «Всегда ли ровесники – единомышленники».

I четверть

24. Загадка Софьи Фамусовой.

Цель: показать яркость натуры Софьи, незаурядность и влияние на нее фамусовской Москвы; составить речевую характеристику.

Урок изучения нового. Комбинированный

Знать содержание комедии, план характеристики героя,

Уметь давать характеристику персонажа, в том числе и речевую, отобрать материал из статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний» о Софье Фамусовой.

ИОЗ

Зад.II (6,8,9) – с.42

Устное высказывание на тему «В чем я вижу загадку Софьи Фамусовой?»

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

25. «Мильон терзаний» Чацкого.

Цель: определить идейно-композиционную роль бала в комедии; понять смысл финальной сцены; познакомить с мнениями А.С.Пушкина и И.А.Гончарова о Чацком

Урок изучения нового. Комбинированный

Знать содержание комедии, композиционную роль бала в комедии, смысл финальной сцены

Уметь давать характеристику персонажа, в том числе и речевую, отобрать материал из статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний» и из заметок А.С.Пушкина о Чацком.

ИОЗ

Зад.II (2) – с.38

Зад.II (4) – с.39

Зад.II (4) – с.42

Устное высказывание на тему «Мое восприятие образа Чацкого»

Тест по теме: «Грибоедов А.С. «Горе от ума»

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

См.: Миронова Н.А. Тесты по литературе. 9 кл. с.- 159

Резервные уроки в I четверти 2 часа

II четверть

26. Подготовка к сочинению по пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Цель: выявить степень усвоения материала, умение писать сочинение определенного жанра, отбирать материал, грамотно оформлять

Урок развития речи.

Знать содержание комедии, алгоритм работы над написанием сочинения

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал логически его выстраивать, превращая в связный текст; самостоятельно редактировать сочинение.

Сочинение на темы:

1. «Век нынешний и век минувший»;

2. «А судьи кто?»;

3. Чацкий и Молчалин.

II четверть

Дж.Г.Байрон (1 ч.)

27. Дж.Г.Байрон и его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда».

Цель: познакомить со страницами биографии Д.Г.Байрона, его лироэпической поэмой, с понятием «байронический герой».

Урок изучения нового. Комбинированный

Знать основные факты биографии автора; содержание произведения; понятия «поэма», «байронический герой»

Уметь выразительно читать отрывки из поэмы; выделять характерные черты портрета героя; работать с текстом

См.: 8. Дж.Г.Байрон. Биография

А.С.Пушкин (14 ч.)

28. А.С.Пушкин: Жизнь и судьба.

Цель: проследить основные этапы творческого пути поэта, осознать творчество А.С. Пушкина как выражение высочайшей духовной гармонии

Урок повторения изученного.

Комбинирован-ный

Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина

Уметь создавать хронологическую таблицу жизни и творчества поэта.

См.: 9. Основные мотивы лирики А.С.Пушкина

29. «Хочу воспеть свободу миру» (Свободолюбивая лирика Пушкина)

Цель: дать понятие о взглядах поэта на свободу как нравственный, социальный, философский идеал; раскрыть понятие «вольнолюбивая лирика».

Урок изучения нового. Комбинированный.

Знать понятие «вольнолюбивая лирика», что свобода в лирике А.С.Пушкина представлена как политический, философский, нравственный идеал; основы стихосложения.

Уметь анализировать стихотворное произведение с т.зр. его жанра, темы, идеи, композиции, ИВС; делать сравнительный анализ стихотворных текстов.

Продолжить работу над формированием жизненной позиции учащихся

ИОЗ

Зад.II (3,4) (К Чаадаеву) – с.55; (5,8) (К морю) – с.56; (9,10) (Пророк) – с.57; (12) (Анчар) – с.58

Наизусть «Анчар»

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

См.: 21. А.С.Пушкин. «Анчар».

30. Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.

Цель: раскрыть взгляды А.С.Пушкина на назначение поэта.

Урок изучения нового. Комбинирован-ный.

Знать взгляды А.С.Пушкина на назначение поэта и поэзии.

Уметь анализировать стихотворное произведение с т.зр. его жанра, темы, идеи, композиции, ИВС; делать сравнительный анализ стихотворных текстов.

ИОЗ

Зад.II (22) – с.62

Наизусть «Пророк» или «Памятник»

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

II четверть

31. «Певец любви, певец своей печали» (Любовная лирика А.С.Пушкина)

Цель: познакомить с адресатами любовной лирики Пушкина; показать настроение, глубину и культуру чувств лирического героя А.С.Пушкина

Урок изучения нового. Комбинированный

Знать адресатов любовной лирики А.С.Пушкина; историю создания стихотворений

Уметь анализировать стихотворное произведение с т.зр. его жанра, темы, идеи, композиции, ИВС; делать сравнительный анализ стихотворных текстов.

Воспитание бережного отношения к чувствам другого человека

ИОЗ

Зад.II (14,15) – с.59

Творческое зад.

Попробуйте написать стихотворение о любви

Наизусть «Я вас любил…»

Тест: «Лирика А.С.Пушкина»

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

См.: 10. Любовная лирика А.С.Пушкина

См.: Миронова Н.А. Тесты по литературе. 9 кл. с.- 87

32. «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина. «Моцарт и Сальери».

Цель: познакомить с проблематикой сборника «Маленькие трагедии»; с проблематикой повести «Моцарт и Сальери», охарактеризовать образы и поведение Моцарта и Сальери

Урок изучения нового. Комбинированный

Знать содержание повести «Моцарт и Сальери»; проблематику повести

Уметь определять проблематику произведения, давать характеристику главным героям произведения; аргументировано излагать собственную точку зрения, отвечать на вопросы

ИОЗ

Задания по данной повести – с.65-66

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

33. «Собранье пестрых глав» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Цель: познакомить с историей создания романа, отзывами критиков о романе, «онегинской строфой», лирическими отступлениями, своеобразием жанра, композиционным параллелизмом.

Урок изучения нового. Комбинированный

Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию «онегинской» строфы.

Уметь анализировать ритмический рисунок стихотворного текста; пересказывать тест, используя разнообразные виды пересказа

Продолжить формирование интереса к изучению прошлого страны

Творческое задание «Мое представление о: Ленском, Татьяне, Онегине»

См.: 11. Вступление к роману «Евгений Онегин»

12. Онегинская строфа

II четверть

34. «Кто он таков? Ужель Евгений». Автор и его герой (сравнительный анализ 1-й и 8-й глав).

Цель: сравнить поведение героя в 1-й и 8-й главах в сходных ситуациях; проанализировать один день его жизни; понять причины хандры героя; определить, что отличает автора от героя.

Урок изучения нового. Беседа

Знать содержание романа, причины хандры главного героя, в чем отличия главного героя от автора

Уметь выделять смысловые части текста; узнавать тропы в тексте и интерпретировать их.

ИОЗ

Зад.II (2) – c.68

Составление опорной схемы

Составление сюжетной линии романа

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

35-36. «Им овладело беспокойство». Под влиянием каких событий изменился Онегин?

Цель: показать героя в различных ситуациях; Онегин и природа, Онегин и поместное дворянство, Онегин и Ленский, Онегин и Татьяна, Онегин и светские предрассудки.

Урок изучения нового. Комбинированный

Знать особенности взаимоотношений Онегина с окружающими людьми

Уметь высказывать собственные суждения о прочитанном произведении

Показать влияние окружающих людей на формирование личности человека

37. «Быть может, он для блага мира иль хоть для славы был рожден?» Судьба Ленского.

Цель: показать, каков Ленский в изображении А.С.Пушкина, помочь представить возможные жизненные пути героя, два пути Ленского.

Урок изучения нового. Комбинирован-ный

Знать особенности взаимоотношений Ленского с окружающими людьми

Уметь определять роль изобразительных средств

ИОЗ

Зад.II (9) – c.70;

Зад.II (10) – c.71

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

38-39. «Татьяны милый идеал».

Цель: показать нравственное совершенство Татьяны, богатство её внутреннего мира, самостоятельность суждений.

Урок изучения нового.

Беседа

Знать особенности создания образа Татьяны Лариной

Уметь составлять цитатную характеристику персонажа; интерпретировать роль стилистических фигур в тексте.

Формирование интереса к внутренней красоте человека

ИОЗ

Зад.II (4-7) – c.69

Наизусть отрывки из писем Онегина и Татьяны (по выбору уч-ся)

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

II четверть

40. Образ автора в романе «Евгений Онегин».

Цель: доказать обоснованность слов В.Г.Белинского, назвавшего роман «Энциклопедией русской жизни» XIX века; показать философские проблемы в видении поэта; психологизм, глубину лирических отступлений.

Урок изучения нового. Комбинированный

Знать позицию автора в романе; отличия образа автора от образа Евгения Онегина

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, определять роль эпиграфа; составлять вопросы по теме урока

Тест: «Пушкин А.С. «Евгений Онегин»

См.: Миронова Н.А. Тесты по литературе. 9 кл. с.- 21

41. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкин «Евгений Онегин».

Цель: выявить степень усвоенного материала, правильность речевого оформления, умение осмыслить тему, определить границы, раскрыть ее.

Урок развития речи.

Знать содержание романа, тему и проблему произведения

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм РЛЯ.

Сочинение

М.Ю.Лермонтов (9 ч.)

42. М.Ю.Лермонтов. Жизнь и судьба. Лирический герой поэзии Лермонтова. Темы лермонтовской лирики.

Цель: познакомить с музеем Тарханы; расширить знания уч-ся по биографии поэта; познакомить с особенностями времени; охарактеризовать лирического героя поэзии Лермонтова; рассмотреть темы его лирики.

Урок изучения нового. Комбинированный

Знать основные факты жизни и творческого пути поэта; основные темы лирики Лермонтова; основные тропы.

Уметь составлять конспект выступления учителя; составлять таблицу по прочитанному материалу; находить тропы в стихотворном тексте, определять роль их использования; определять стихотворный размер.

Составление таблицы «Лирический герой поэзии М.Лермонтова»

ИОЗ

Зад.II (2) – с.78 (Смерть поэта)

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

См.: 13. Биография М.Ю.Лермонто-ва

II четверть

43. «Одинок я, нет отрады». Тема одиночества и гордого протеста в лирике М.Ю.Лермонтова.

Цель: исследовать тему одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова

Урок изучения нового. Беседа.

Знать основные тропы; содержание стихотворных текстов

Уметь определять стихотворный размер; находить тропы в стихотворном тексте, определять роль их использования; анализировать текст на фонетическом уровне.

Формирование интереса к литературному творчеству поэта

ИОЗ

Зад.II (7) – c.80

(И скучно, и грустно)

Зад.II (12) – c.81 (Когда волнуется…)

Наизусть «Смерть поэта»

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

44. «Когда мне ангел изменил…» Тема любви в поэзии М.Ю.Лермонтова.

Цель: дать понятие об особенностях раскрытия темы любви в творчестве М.Ю.Лермонтова

Урок изучения нового. Беседа.

Знать содержание стихотворений, особенности любовной темы; план анализа лирических стихотворений

Уметь анализировать текст на лексическом уровне (поэтизмы, архаизмы, славянизмы); интерпретировать роль лексем в тексте, находить ключевые слова

Воспитание бережного и уважительного отношения к чувствам другого человека

Резервные уроки во II четверти 3часа

III четверть

45. Образ России в лирике М.Ю.Лермонтова.

Цель: обзор осмысления темы родины в ранней и поздней лирике Лермонтова; выявить особенности раскрытия темы родины в лирике М.Ю.Лермонтова

Урок изучения нового. Комбинированный

Знать особенности раскрытия образа родины в поэзии М.Ю.Лермонтова

Уметь выделять смысловые части текста; формулировать микротемы, анализировать текст на морфологическом уровне.

Продолжить формирование чувства патриотизма

Наизусть «Родина»

Творческое зад.

Сочинение на тему «Люблю Отчизну я…». Что бы вы изменили в своей стране, чтобы люди жили лучше? В чем проявляется ваша любовь? За основу возьмите размышления поэта в стихотворении «Родина»

Тест «Лирика М.Ю.Лермонто-ва»

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

См.: Миронова Н.А. Тесты по литературе. 9 кл. с.- 93

III четверть

46-47. Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.

Цель: дать понятие о смысле названия романа, его жанре, особенностях композиции, её общем принципе: от загадке к загадке.

Урок изучения нового. Комбинированный

Знать «Предисловие» к «Журналу Печорина»; особенности композиции романа

Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции; выявлять смысл названия художественного произведения.

ИОЗ

Зад.II (1,3) – с.85; (6) – с.86

Зад.II (1,2) – с.87; (6) – с.89 (образ Печорина)

Выбрать эпизоды, характеризую-щие «век Лермонтова»

Работа в группах: «Печорин во взаимоотноше-ниях с окружающими людьми»

Диспут «Печорин – герой своего времени?»

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

См.: 14. М.Ю.Лермонтов«Герой нашего времени». Особенности жанра

III четверть

48-49. «История души человеческой» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Цель: помочь почувствовать романтическую загадочность и «демонизм» главного героя, его трагедию и индивидуализм; исследовать взаимоотношения с Бэлой, Максим Максимычем, контрабандистами.

Урок изучения нового. Комбинированный

Знать содержание произведения, в чем состоит трагедия главного героя

Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей; объяснять события с т.зр. разных персонажей.

Показать влияние окружающих людей на формирование личности человека

ИОЗ

Задание II (1) – с.90 («Бэла»); (2,3) – с.90 («Максим Максимыч»); (5.7,8) – с.91 (Кн.Мери»); (9) – с.93 («Фаталист»)

Творческое зад.

Как бы вы закончили повесть «Бэла», исходя из характеров её героев?

Составить конспект-комментарий к гл. «Тамань» по кн. Майнулова В.А. «Роман М.Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий»

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

III четверть

50. Обучение анализу эпизода по главе «Тамань».

Цель: учить анализировать эпизод прозаического текста; закрепить понятия «микросюжет», «авторская позиция», «самораскрытие героя».

Урок изучения нового. Комбинированный

Знать понятия «композиция», «сюжет», «авторская позиция», «фабула», «микросюжет»; содержание романа

Уметь располагать главы романа в хронологическом порядке, объяснять поведение главного героя в данной главе;

сохранять логику изложения материала, удерживаться в границах темы; составлять план к сочинению, подбирать аргументы

ИОЗ

Задание II (4) – с.91 («Тамань»)

Тест «М.Ю.Лермон-тов «Герой нашего времени»

Домашнее сочинение

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

См.: Миронова Н.А. Тесты по литературе. 9 кл. с.- 30

Н.В.Гоголь (10 ч.)

51. Н.В.Гоголь. Личность и судьба писателя.

Цель: дать понятие о творческом пути Н.В.Гоголя, его писательской самобытности и неповторимости.

Урок изучения нового. Лекция

Знать основные факты творческой биографии писателя

Уметь конспектировать лекцию, выделять главное и существенное; воспринимать художественное произведение в контексте эпохи.

Продолжить формирование интереса к личностям XIX века

Сообщение «История создания поэмы «Мертвые души»

52. Семинарское занятие по циклу «Петербургские повести».

Цель: провести обзор цикла; определить проблематику всего цикла повестей и каждой повести в отдельности

Урок изучения нового. Семинар

Знать содержание повестей, проблематику повестей и цикла «Петербургские повести»

Уметь анализировать содержание повестей (по группам): определять тематику, проблематику повестей, давать характеристику героям повестей

Семинар

III четверть

53-54. Н.В.Гоголь « Мертвые души». Особенности жанра, композиции, тематики, смысл заглавия.

Цель: дать понятие об особенностях жанра, композиции, роли авторских отступлений, вне сюжетных элементов, эпизодических персонажей.

Урок изучения нового. Комбинированный

Знать историю создания поэмы; композиционные особенности, жанровое своеобразие

Уметь анализировать произведение, определять роль лирических отступлений в поэме; объяснять смысл заглавия; анализировать образы помещиков

ИОЗ

Задание II (4,6,7) – с. 99 (история, жанр)

Сочинение-миниатюра: «Почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова и заканчивает Плюшкиным?»

Характеристи-ки Коробочки, Ноздрева, Собакевича (по вариантам) по плану

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

См.: 15. Пролог к «Мертвым душам» Гоголя.

16. Гоголь. «Мертвые души»

55-56. Образы помещиков. Способы и приемы типизации.

Цель: показать способы и приемы типизации при создании характеров; раскрыть сатирические приемы в поэме.

Урок изучения нового. Комбинирован-ный

Знать содержание поэмы

Уметь характеризовать персонажей поэмы; анализировать художественный текст; пересказывать отдельные эпизоды в форме описания.

Продолжить формирование интереса к сатирическому изображению помещиков

ИОЗ

Задание II (1,2) – с.101 (образы помещиков)

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

57-58. Чичиков – новый «герой».

Цель: показать сатирическое изображение нового «героя» эпохи; раскрыть способы характеристики персонажа.

Урок изучения нового. Беседа

Понимать роль главного героя в системе образов

Уметь оценивать поступки главного героя с нравственной позиции; пересказывать отдельные эпизоды в форме повествования.

Показать влияние окружающих людей на формирование личности человека

ИОЗ

Задание II (5) – c.102 (образ Чичикова)

Тест «Н.В.Гоголь «Мертвые души»

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

См.: Миронова Н.А. Тесты по литературе. 9 кл. с.- 39

III четверть

59-60. Классное сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Цель: выявить степень усвоения материала, умение осмыслить тему, полно раскрыть, выявить правильность речевого оформления.

Урок развития речи. Сочинение

Знать содержание поэмы «Мертвые души», тему, идею произведения

Уметь использовать разнообразные синтаксические конструкции, соблюдать орфографические и речевые нормы.

Сочинение

Сообщения:

1. Служба в Московском советском суде – школе жизни.

2. «Колумб Замоскворечья», пьеса «Банкрот.

3. Вершина зрелого творчества – драма «Гроза».

4. Позднее творчество – «Бесприданница»

А.Н.Островский (3 ч.)

61. А.Н.Островский. Пьеса «Бедность не порок».

Цель: познакомить с биографией драматурга, отметить его роль в создании русского национального театра, место в литературной и идейной борьбе второй половины XIX века.

Урок изучения нового. Комбинированный

Знать основные факты биографии А.Н.Островского

Уметь подготавливать выступления на заданную тему; составлять конспект выступлений учащихся

Проверочная работа по биографии А.Н.Островского – с.111

ИОЗ

Зад.II (1,3) – с.112 (Национ.театр)

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

62. Работа с текстом драматического произведения. Основный конфликт комедии.

Цель: учить анализировать драматическое произведение; повторить композицию пьесы, отметить конфликт в драматическом произведении.

Урок изучения нового. Беседа

Знать текст произведения, в чем состоит основной конфликт драмы

Уметь анализировать произведение: определять и формулировать конфликт драматического произведения; определять композиционные особенности произведения

Формирование интереса к изображению купеческой Москвы

ИОЗ

Задание II (3-5) – c.113

Ответить на проблемные вопросы: «Роль народных песен в пьесе», «Роль Л.Торцова в развитии сюжета»

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

III четверть

63. Любим Торцов – главный герой пьесы.

Цель: обучать анализу драматического произведения; показать роль народной песни в пьесе.

Урок изучения нового. Беседа

Знать содержание произведения; план анализа драматического произведения

Уметь выразительно читать песни из комедии «Бедность не порок», характеризовать образ главного героя Любима Торцова; аргументированно отвечать на вопросы

ИОЗ

Задание II (7,9) – c.114

Тест. А.Н.Островский «Бедность не порок»

См.: Миронова Н.А. Тесты по литературе. 9 кл. с.- 169

Ф.М.Достоевский (3 ч.)

64. Ф.М.Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи».

Цель: проследить жизненный путь писателя; сделать обзор романов; обменяться впечатлениями о прочитанной повести «Белые ночи».

Урок изучения нового. Лекция с элементами беседы

Знать основные факты биографии писателя; содержание повести «Белые ночи»

Уметь составлять конспект выступления учащихся; аргументированно высказывать свои впечатления о прочитанном произведении

Формирование интереса к творчеству писателя

ИОЗ

Зад.II (3,4) – с.110

Составить рассказ «Мое представление о главном герое повести «Белые ночи» (с чтением фрагментов повести)

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

См.: 17. Ф.М.Достоевс-кий. «Белые ночи»

65-66. Тема одиночества человека в странном мире белых ночей. Петербург Достоевского.

Цель: обучать аналитическому чтению; выявить особенности пейзажа Достоевского.

Урок изучения нового. Беседа

Знать содержание повести, проблематику повести, авторскую позицию к поднимаемой проблеме

Уметь аргументированно отвечать на вопросы по прочитанному тексту; определять проблематику произведения; работать в группах по предложенному заданию

Продолжить формирование уважительного отношения к чувствам другим людей

Тест по теме «Ф.М.Достоевс-кий. «Белые ночи»

См.: Миронова Н.А. Тесты по литературе. 9 кл. с.- 55

Л.Н.Толстой (2 ч.)

67. Личность Л.Н.Толстого. Автобиографическая трилогия. Подлинные и мнимые ценности жизни.

Цель: познакомить с биографией Л.Н.Толстого; показать, в чем содержится автобиографичность произведения «Юность»; дать характеристику главному герою.

Урок изучения нового. Лекция с элементами беседы

Знать содержание повестей Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»; содержание главы «Мои занятия»

Уметь аргументированно отвечать на вопросы, определять, в чем состоит автобиографичность повести, характеризовать образ главного героя

Продолжить формирование жизненной позиции

III четверть

68. Приемы психологического самоанализа героя (глава «Я проваливаюсь»)

Цель: закреплять навыки аналитического чтения; раскрыть приемы психологического самоанализа героя.

Урок изучения нового. Комбинирован-ный

Знать содержание главы «Comme il faut»; причины изменения главного героя

Уметь составлять вопросы по прочитанному тесту, работать в группах по предложенным заданиям; пересказывать текст главы «Comme il faut»

Формирование умения самооценки

Сообщение «А.П.Чехов. Жизнь и творчество»

А.П.Чехов (2 ч.)

69. А.П.Чехов: страницы жизни и творчества. Рассказ «Анна на шее».

Цель: познакомить с основными этапами творчества А.П.Чехова; раскрыть идейное содержание рассказа «Анна на шее».

Урок изучения нового. Беседа

Знать основные факты биографии и основные факты биографии писателя, его главные произведения; содержание рассказа

Уметь формулировать мировоззренческую позицию писателя

Продолжить формирование жизненной позиции

Резервные уроки в III четверти 4 часа

IV четверть

70. Система образов в рассказе А.П.Чехова «Анна на шее». Образ главной героини. Проблема истинных и ложных ценностей.

Цель: раскрыть систему образов в рассказе; расширить представление о нравственно-философской проблематике произведения

Урок изучения нового. Комбинированный

Знать сюжетные особенности произведения

Уметь определять элементы композиции и их роль; составлять психологический портрет героини.

Продолжить формирование морально-нравственных отношений к окружающим людям

Из поэзии XIX века (2ч.)

71. Лирика А.А.Фета. Художественное совершенство стихов о природе.

Цель: познакомить с лирическими стихами А.А.Фета о природе, показать красоту и художественное совершенство лирики А.А.Фета

Урок изучения нового. Беседа

Знать особенности поэтического стиля А.А.Фета; содержание стихотворений

Уметь выразительно читать стихотворения; находить тропы и стилистические фигуры, осмысливать их роль в тексте.

Продолжить формирование эстетического чувства

Тест по теме «Лирика А.А.Фета»

См.: Миронова Н.А. Тесты по литературе – с. 106

IV четверть

72. Н.А.Некрасов: личность и судьба. Представления Н.А.Некрасова о поэте и поэзии.

Цель: познакомить с личностью и судьбой поэта; показать роль Некрасова в развитии демократической поэзии; раскрыть представления Некрасова о поэте и поэзии.

Урок изучения нового.

Комбинированный

Знать главные факты биографии и основные вехи творческого пути поэта, его программные стихотворения

Уметь составлять тезисы выступления; выразительно читать стихотворения; определять тематику, проблематику произведения.

Тест по теме «Лирика Н.А.Некрасова»

См.: Миронова Н.А. Тесты по литературе – с. 112

Из русской литературы XX века (16 ч.)

73. Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.

Цель: познакомить с многообразием жанров и направлений в литературе XX века.

Урок изучения нового.

Лекция

Знать содержание теоретико-литературных терминов

Уметь выделять главное и значимое в учебном материале; составлять конспект лекции.

Формирование интереса к многообразию литературных жанров XX века

74. И.А.Бунин. Новелла «Темные аллеи».

Цель: пробудить интерес к творчеству И.А.Бунина; показать индивидуальные особенности автора в раскрытии темы любви.

Урок изучения нового.

Лекция

Знать содержание теоретико-литературных терминов

Уметь выделять главное и значимое в учебном материале; составлять конспект лекции.

Формирование интереса к многообразию литературных жанров XX века

Проверочная работа на знание текста – с.121

ИОЗ

Задание II (4,5) – с.122

Творческое зад.

1. Напишите киносценарий по рассказу И.А.Бунина

2. Возможен ли другой финал рассказа? Придумайте свой вариант.

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

IV четверть

75. «Серебряный век» русской поэзии.

Цель: создать целостный образ культуры Серебряного века путем постижения духовной жизни этой эпохи, эпохи всплеска, подъёма в науке, искусстве и литературе; с применением ИКТ ввести разностороннюю информацию: теоретическую и демонстрационную, практические задания;

Урок изучения нового. Лекция

Знать теоретико-литературные понятия

Уметь конспектировать лекцию; интегрировать материал урока с содержанием смежных дисциплин (история, МХК)

Продолжить формирование интереса к литературному прошлому страны

См.:18. Серебряный век.

76. А.А.Блок. Страницы творческой биографии. Своеобразие лирики.

Цель: познакомить с творческой биографией поэта, раскрыть глубину образа лирического героя в поэзии А.А.Блока; показать своеобразие лирики.

Урок изучения нового. Комбинированный

Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения.

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы; воспринимать творчество А.А.Блока в контексте эпохи; делать сравнительный анализ поэтических произведений.

Наизусть

«О, весна без конца и без края» «О, я хочу безумно жить»

(на выбор уч-ся)

Тест по теме «Лирика А.А.Блока"

См.: Миронова Н.А. Тесты по литературе – с. 118

77. С.А.Есенин: страницы жизни и творчества. Тема любви в лирике поэта. Образ России в лирике поэта.

Цель: познакомить с творчеством С.А.Есенина; показать своеобразие раскрытия темы любви и образа России в творчестве С.А.Есенина.

Урок изучения нового.

Комбинированный

Знать ключевые моменты творческой биографии поэта; особенности поэтики, основные мотивы его творчества

Уметь выразительно читать стихотворение, определять тематику, проблематику стихотворения, анализировать цветовую лексику в стихотворении.

Формирование патриотических чувств человека

Наизусть

«Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая» (по выбору уч-ся)

Тест по теме «Лирика С.А.Есенина»

См.: Миронова Н.А. Тесты по литературе – с. 125

IV четверть

78. Слово о Маяковском. «Громада-любовь» и «громада-ненависть».

Цель: познакомить с очерком жизни и творчества поэта; основными мотивами лирики; любовной лирикой.

Урок изучения нового.

Беседа

Знать план анализа лирического произведения; содержание лирических произведений; основные факты биографии поэта; основные мотивы творчества

Уметь анализировать лирическое произведение; выразительно читать лирическое произведение

Продолжить формирование интереса к прошлому страны через поэзию

Наизусть «Люблю» (отрывок)

Тест по теме «Лирика В.В.Маяковско-го»

См.: Миронова Н.А. Тесты по литературе – с. 132

79. М.А.Булгаков: жизнь и судьба. Художественные особенности повести «Собачье сердце».

Цель: познакомить с жизнью и творчеством М.А.Булгакова; сделать обзор содержания повести «Собачье сердце», отметить её художественные особенности.

Урок изучения нового.

Беседа

Знать основные факты биографии М.А.Булгакова; содержание произведения «Собачье сердце»; художественные особенности повести

Уметь анализировать повесть, выделяя её художественные особенности; характеризовать образ главных героев

Продолжить формирование чувства ответственности человека за совершаемые им поступки

ИОЗ

Зад.II (3,5) – с.142

Диспут на тему: «Шариков смешон или опасен»

Письменный ответ на вопрос:

1. Почему действие повести происходит в Москве?

2. Как история Калабуховского дома показывает процессы, происходящие в России?

Творческое зад.

Задание 1 – с.143

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

См.: 20. М.Булгаков. Повесть «Собачье сердце».

IV четверть

80. М.И.Цветаева. Очерк жизни

Цель: Познакомить с основными вехами жизни М.Цветаевой. Определить основные черты личности поэта. Дать представление об окружении поэта на протяжении всей жизни. Осуществить первичное знакомство с лирикой, прозой и письмами М.Цветаевой. Создать атмосферу “погружения” в творчество мастера.

Урок изучения нового.

Лекция с элементами беседы

Знать основные факты биографии М.И.Цветаевой, тематику лирики М.И.Цветаевой

Уметь составлять конспект лекции; выразительно читать стихотворения, анализировать стихотворения, объяснять использование в них ИВС

Способствовать формированию читательской культуры

Тест по теме «Лирика М.И.Цветаевой»

См.: Миронова Н.А. Тесты по литературе – с. 139

81. А.А.Ахматова: страницы творческой биографии. Мотивы лирики.

Цель: Познакомить уч-ся с ранним творчеством А.Ахматовой, используя средства ИКТ; выявить своеобразие лирики А.Ахматовой; развивать навыки исследования работы учащихся. Способствовать формированию читательской культуры.

Урок изучения нового.

Комбинированный

Знать основные этапы творческой биографии А.А.Ахматовой

Уметь выразительно читать стихотворение, определять тематику, проблематику стихотворения, анализировать поэтический текст на лексическом и фонетическом уровне.

Способствовать формированию читательской культуры

Написать сочинение-миниатюру Анна Ахматова. Слово о поэте, подобрав к нему свой эпиграф.

Тест по теме «Лирика А.А.Ахматовой»

См.: Миронова Н.А. Тесты по литературе – с. 145

82. Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. «Образ мирозданья» в лирике Заболоцкого.

Цель: познакомить с жизнью и творчеством Н.А.Заболоцкого.

Урок изучения нового. Комбинированный

Знать основные факты биографии поэта; план анализа лирического произведения

Уметь аргументированно отвечать на вопросы, наизусть выразительно читать стихотворения; анализировать стихотворения

Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц», «Можжевеловый куст» (на выбор); стихотворение наизусть

IV четверть

83. М.А.Шолохов: страницы жизни и творчества.

Цель: познакомить с этапами жизни и творчества писателя.

Урок изучения нового. Комбинированный

Знать основные факту творческой биографии писателя, его главные произведения.

Уметь составлять сообщение на заданную тему; аргументированно отвечать на поставленные вопросы; пересказывать фрагменты произведения; анализировать фрагменты прозаического произведения

Способствовать формированию читательской культуры

Сообщение «Страницы жизни и творчества М.А.Шолохова»

IV четверть

84. Художественные особенности рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».

Цель: учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста; формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, развивать навыки анализа художественного произведения, показать роль антитезы в тексте, воспитывать неприятие войны.

Урок изучения нового.

Беседа

Знать содержание и особенности композиции рассказа «Судьба человека»

Уметь характеризовать образ главного героя; давать пространственно-временную характеристику текста

Формирование морально-нравственной позиции у учащихся

ИОЗ

Зад.II (1,2) – с.155

Мини-сочинение «Война в судьбе ребенка» (о Ванюшке)

Творческое зад.

1. Ответить на вопрос письменно: “Можно считать личность Соколова героической?”

2. Как сложилась дальнейшая судьба героев?

Творческое зад.

Напишите продолжение рассказа М.А. Шолохова.

Тест по теме «М.А.Шолохов. «Судьба человека»

См.:19. М.А.Шолохов. Судьба человека

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

См.: Миронова Н.А. Тесты по литературе. 9 кл. с.- 71

IV четверть

85. Б.Л.Пастернак. Слово о поэте.

Цель: познакомить с жизнью и творчеством Б.Л.Пастернака

Урок изучения нового. Комбинирован-ный

Знать основные факты биографии поэта; план анализа лирического произведения

Уметь аргументированно отвечать на вопросы, наизусть выразительно читать стихотворения; анализировать стихотворения

Способствовать формированию читательской культуры

86. Знакомство с творчеством А.Т.Твардовского.

Цель: познакомить с очерком жизни и творчества А.Т.Твардовского, его стихами о родине, о войне.

Урок изучения нового. Комбинирован-ный

Знать основные темы творчества Твардовского, проблематику произведений; план анализа лирического произведения;

Уметь выразительно читать отрывки из лирических произведений, анализировать лирические произведения

Формирование гражданско-нравственной позиции у учащихся

Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом»

87. Художественное своеобразие рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор».

Цель: познакомить с личностью писателя, на примере рассказа А.И.Солженицына раскрыть тему праведничества в русской литературе.

Урок изучения нового.

Комбинированный

Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор»; содержание рассказа

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа; раскрывать образ главной героини-праведницы.

Продолжить формирование ответственности у человека за совершаемые поступки

ИОЗ

Зад.II (1,2,4) – с.163

См.: Черных О.Г. Практикум по литературе. 9 кл.

88. Романсы и песни на слова русских писателей.

Цель: познакомить с творчеством поэтов, произведения которых легли в основу музыкальных произведений; выяснить причины, позволившие стихотв. стать романсами.

Урок изучения нового. Беседа

Знать содержание произведений, стихотворные особенности

Уметь выстраивать монологические высказывания, вести диалог, аргументировано отвечать на вопросы; анализировать стихотворения

Продолжить формирование интереса к русской культуре

89. Итоговый урок.

Цель: обобщить материал, изученный в течение учебного года.

Урок обобще-ния изученного. Практи-кум

Знать теоретический материал, изученный в течение уч.года, проблематику основных (крупных) произведений.

Уметь вести диалог с учетом языковых норм, выстраивать монологические высказывания

Резервные уроки в IV четверти 4 часа



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Барановой Натальи Валерьевны на 2010-2011 учебный год г. Серов пояснительная записка (1)

    Пояснительная записка
    Рабочая программа разработана на основании федерального компонента государственного стандарта; федерального базисного учебного плана; программы общеобразовательного учреждения по русскому языку 5-9 кл, рекомендованной Министерством
  2. Анализ работы муниципального учреждения «Информационный методический центр» 2009-2010 учебный год

    Анализ
    Августовская педагогическая конференция работников образования города Усолье – Сибирское, «Развитие потенциала учителя как условие нового качества образования», 28.
  3. Материалы Всероссийской научно-практической конференции Часть I москва Челябинск 2010

    Документ
    Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч.
  4. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №15 (666), 26 апреля 2010 г

    Информационный бюллетень
    12.00 Митинг и возложение цветов к памятнику «Жертвам радиационных аварий и катастроф» в парке имени академика А. Д. Сахарова (пересечение пр. Маршала Блюхера и Пискаревского пр.
  5. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №21 (672), 7 июня 2010 г

    Информационный бюллетень
    12.00 Пресс-конференция, посвященная гала-концерту победителей музыкальных конкурсов «Пражская весна» и «Концертино Прага» (Белый зал Комитета по культуре – Невский пр.

Другие похожие документы..