Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Цель программы: развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребенка, формирование у ребенка комплекса личностных качеств и навыков ...полностью>>
'Документ'
Общественное здоровье характеризуют все перечисленные показатели, кроме а) трудовой активности населения б) заболеваемости в) инвалидности г) демогра...полностью>>
'Документ'
Стиль — это исторически сложившаяся система языковых средств и способов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общен...полностью>>
'Методические указания'
Подготовлены кафедрой кадастра и основ земельного права Московского государственного университета геодезии и картографии (заведующий кафедрой – проф....полностью>>

Урок 29 Дата проведения Тема: «Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок 29 Дата проведения

Тема: «Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды».

Задачи: - повторить материал о легочном и тканевом дыхании;

- рассмотреть механизм вдоха и выдоха;

- определить роль гуморального и нервного факторов в регуляции

дыхательных движений, защитных рефлексов: кашель, чихание, и др.

- разъяснить вред курения;

- выявить источники загрязнения атмосферного воздуха;

- указать методы определения его запыленности;

- дать представление о воздушной среде и её охране.

Оборудование: самодельная модель Дондерса; тонкостенный стакан, банка с растопленным снегом, газетный текст; таблицы, изображающие систему органов дыхания , кровообращения; модель торса человека.

Ход урока.

  1. Домашнее задание. Изучить § 28. Ответить на вопросы в конце параграфа под символом «!».

  2. Изучение нового материала.

  1. Выяснение причины поступления воздуха в легкие (беседа на основе опыта, доказывающего, что воздух поступает в легкие благодаря работе грудных мышц, изменяющих объём грудной полости).

Опыт. Попробуйте вдохнуть (или выдохнуть) так, чтобы диафрагма и грудные мышцы не сокращались. Это оказывается невозможным, потому что не изменяется объём грудной полости. Теперь попробуйте задержать дыхание, блокируя выход из дыхательных путей, и сократить мышцы живота и груди. Положение диафрагмы тоже измениться, однако воздух в легкие не поступает и не выходит из них. Вывод: чтобы дыхательные движения были возможны, необходимо, чтобы мышцы могли изменять объем грудной полости и чтобы выход (вход) воздуха через дыхательные пути был свободен.

  1. Механизм вдоха и выдоха. Разбор процессов на модели вдоха и выдоха, предложенной Дондерсом.

  2. Причины эмфиземы, болезни курильщика (беседа с использованием модели Дондерса, учащимся предлагают оттянуть «диафрагму» на модели вниз («вдох») и проследить за поведением шарика, изображающего легкое, сначала он раздувается, но затем перестает раздуваться из- за недостаточной эластичности резины, при курении стенки альвеол тоже теряют эластичность и при глубоком вдохе лопаются, воздух попадает во в неальвеолярное пространство и выйти не может, поэтому сделать полноценный выдох больной не может, работа легких нарушается).

  3. Вред так называемого курения без затяжки ( беседа, в ходе которой учитель напоминает, что многие вещества способны всасываться в ротовой полости, например, валидол, нитроглицерин, никотин обладает такой же способностью, поэтому при курении без затяжек отравление всё равно происходит, еще надо учесть, что табачный дым хорошо растворяется в слюне и заглатывается, а также может всасываться в кровь через стенки сосудов носовой полости).

  4. Регуляция дыхания. Дыхательный центр продолговатого мозга. Влияние коры больших полушарий на его работу. Речь. Гуморальное влияние углекислого газа на дыхательный центр (объяснение учителя).

  5. Зависимость частоты и глубины дыхания от тканевого дыхания. Чем сильнее идет биологическое окисление, тем больше выделяется углекислого газа, который гуморально усиливает дыхание, а следовательно, и поступление кислорода (беседа учителя на основе анализа спортивных фактов).

  6. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции (обобщающая беседа).

  7. Защитные рефлексы: кашель, чихание, задержка дыхания на вдохе при входе в холодную воду (задержка дыхания при входе в холодную воду прекращает испарение воды с поверхности альвеол, что исключает дополнительную потерю тепла, после усиления теплообразования дыхание восстанавливается).

  8. Состав воздушной среды, Положительные и отрицательные факторы, влияющие на состав воздуха. Охрана воздушной среды.

  9. Воздух помещений, Причина духоты. Вред пассивного курения, Воздействие угарного газа на организм, Образование карбоксигемоглобина. Первая помощь человеку, угоревшему или отравившемуся бытовым газом (рассказ учителя).

  10. Определение запыленности атмосферы в зимнее время. Берется проба снега, помещается в пол-литровую банку. Когда снег растает, воду взбалтывают и приступают к анализу. На газетный текст ставят тонкостенный стакан и льют в него воду до тех пор, пока становится невозможным читать печатный текст. Высота столбика воды и является показателем запыленности: чем он ниже, тем запыленность большая.

  1. Закрепление и проверка знаний.

  1. Рассказать о строении и функции легких.

  2. Рассмотреть процессы, происходящие при легочном и тканевом газообмене.

  3. Ответить на вопросы на стр. 146 под символом «?».

Урок 30 Дата проведения

Теме: «Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. Их профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации».

Задачи: - показать простейшие приёмы само обследования дыхательной

системы: измерение обхвата грудной клетки в состоянии

выдоха и вдоха, измерение жизненной емкости легких и

- выносливости дыхательных мышц;

разъяснить значение флюорографии в ранней профилактике

болезней легких и сердца, в том числе туберкулёза и рака

легких;

- рассказать о приёмах первой помощи утопавшему,

получившему электротравму и другие повреждения органов

дыхательной системы;

- ввести понятия о клинической и биологической смерти и

методах реанимации путем искусственного дыхания изо рта в

рот и непрямого массажа сердца.

Оборудование: таблицы с изображением органов дыхательной системы,

кровообращения, приёмов первой помощи при спасении утопающего,

искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца;

модель Дондерса, видеофильм «Дыхание».

Ход урока.

  1. Домашнее задание. Изучить § 29. Повторить § 26- 28. Самостоятельно разобрать «Основные положения главы 7». По учебнику 7 класса повторить § 40 «Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии» (через урок). Выполнить задание в рабочей тетради № 120.

  2. Проверка знаний.

  1. Индивидуальный опрос: 1) Используя модель Дондерса, показать механизм вдоха и выдоха. 2) Объяснить, как регулируется дыхание нервным и гуморальным путем. 3) Рассказать о вреде курения и в том числе курения без затяжки и пассивного курения. 4) Перечислить меры первой помощи, если человек угорел или отравился бытовым газом.

  2. Фронтальный опрос: 1) Выполнение заданий в рабочей тетради № 115, 116. 2) Ответить на вопросы в конце § 28.

  1. Изучение нового материала.

  1. Жизненная ёмкость легких и дыхательные объёмы (изучается по таблице).

  2. Болезни дыхательной системы: грипп, ангина, ОРЗ. Роль флюорографии в диагностике туберкулеза и рака лёгких (беседа).

  3. Травмы, поражающие органы дыхания. Первая помощь: а) утопающему; б) при удушении и заваливании землей; в) при электротравме молнией и техническим током (рассказ учителя или беседа с использованием рис. 68, 69).

  4. Клиническая и биологическая смерть. Приёмы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямой массаж сердца (рассказ- беседа по рис. 70).

  5. Вопросы:

  1. Почему при остановке дыхания пульс надо прощупывать не на лучевой, а на сонной артерии? (она снабжает кровью головной мозг).

  2. Что происходит при вдувании воздуха в легкие? (расширяется грудная клетка, воздух попадает в легкие пострадавшего, небольшая примесь углекислого газа гуморально стимулирует дыхательный центр, создание отрицательного давления в грудной полости содействует поступлению крови из вен в сердце).

  3. Почему нельзя при вдувании воздуха в легкие массировать сердце? (в этом случае сдавливание грудной клетки сделает невозможным поступление воздуха в легкие).

  4. Что происходит во время массажа сердца, толчкообразного сдавливания грудной клетки? (кровь, содержащаяся в желудочках сердца, поступает в аорту и легочную артерию, выходят наружу газы из легких, что содействует искусственному выдоху).

  1. Выполнить лабораторную работу № 12 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» (в рабочей тетради задание № 117).

IV. Закрепление знаний. Ответы на вопросы учебника на стр. 153. Выполнение заданий в рабочей тетради № 118, 119, 121.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Планирование темы Урок Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его

    Урок
    Задачи: раскрыть двойственную биосоциальную природу человека, показать черты, роднящие человека с миром животных, и принципиальные отличительные особенности людей, позволившие им создать цивилизованное общество; охарактеризовать предмет
  2. Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 8 классе (1)

    Календарно-тематическое планирование
    В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенезе и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ .
  3. Приказ № от 2010 го да рабочая программа по биологии для 6 класса

    Рабочая программа
    освоение знаний о методах научного познания природы; современной биологической картине мира: законах природы и эволюции жизни; знакомство с основами строения и жизнедеятельности организмов, принципы их классификации.
  4. Пояснительная записка Рабочая программа общеобразовательного уровня предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школ

    Пояснительная записка
    План түбәндәге программага нигезләнеп төзелде: программа для общеобразовательных учреждений: Биология. 6-11 класс. / Сост. В.В Пасечник; В.В. Латюшин; В.
  5. О. Ю. Дыхание на каждый день или Учимся дышать правильно Светлой памяти удивительного человека, друга и Учителя, Евгении Адольфовне Лукьяновой, посвящается эта книга

    Книга
    В известном древнеиндийском мифологическом сюжете спора жизненных сил о том, которая из них лучшая: жизненные силы по очереди покидали тело на год, а вернувшись, спрашивали, как жилось телу без них.

Другие похожие документы..