Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебное пособие'
Росвита Эннемозер (Roswitha Ennemoser) родилась в Иннциге (Тироль, Австрия). В 1978-1982 г. обучалась в Венской академии изобразительных искусств. В ...полностью>>
'Программа'
Генераторы электромагнитных колебаний. Приборы и физические основы воздействия на ткани организма постоянных и переменных токов, электрических и магни...полностью>>
'Реферат'
В дореволюционной исторической литературе высказывалась, правда очень робко, мысль, что православная церковь, так же как и католическая, использовала...полностью>>
'Реферат'
Климат муссонный (в долинах тропический). В долинах средние температуры января -4С, июля 17С. Осадков от 1 до 5 мм. в год. Преобладают леса, в горах ...полностью>>

Г. М. История Средних веков 6 класс/ учебник (2)

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс/ учебник для общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 2008 г.

(Удалены иллюстрации, форматирование, вопросы и задания, документы – С.В.)

Как работать с учебником 2

Живое Средневековье 2

Глава I Становление средневековой (VI-XI века) Европы 4

§ 1. Древние германцы и Римская империя 4

§ 2. Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII веках 7

§ 3. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность 11

§ 4. Западная Европа в IX-XI веках 14

§ 5. Культура Западной Европы в раннее Средневековье 17

Глава II. Византийская империя и славяне в VI-XI веках 22

§ 6. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами 22

§ 7. Культура Византии 24

§ 8. Образование славянских государств 27

Глава III. Арабы в VI-XI веках 30

§ 9. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад 30

§ 10. Культура стран халифата 34

Глава IV. Феодалы и крестьяне 37

§ 11. В рыцарском замке 37

§ 12. Средневековая деревня и ее обитатели 39

Глава V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе 42

§ 13. Формирование средневековых городов 42

§ 14. Горожане и их образ жизни 47

Глава VI. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы 51

§ 15. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики 51

§ 16. Крестовые походы 55

Глава VII. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века) 60

§ 17. Как происходило объединение Франции 60

§ 18. Что англичане считают началом своих свобод 62

§ 19. Столетняя война 66

§ 20. Крестьянские восстания во Франции и в Англии 70

§ 21. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии 72

§ 22. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове 74

Глава VIII. Германия и Италия в XII—XV веках 76

§ 23. Усиление власти князей в Германии 76

§ 24. Расцвет итальянских городов 78

Глава IX. Славянские государства и Византия в XIV—XV веках 79

§ 25. Гуситское движение в Чехии 79

§ 26. Завоевание турками-османами Балканского полуострова 82

Глава Х. Культура Западной Европы в XI—XV веках 85

§ 27. Образование и философия 85

§ 28. Средневековая литература и искусство 88

§ 29. Культура раннего Возрождения в Италии 92

§ 30. Научные открытия и изобретения 95

Глава XI. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. 98

§ 31. Средневековый Китай 98

§ 32. Индия. Государства и культура 102

§ 33. Государства и народы доколумбовой Америки 104

§ 34. Африка 107

Как работать с учебником

Дорогие ребята! Вы продолжаете путешествие по стране с названием «История». А путеводителем в этом путешествии станет наш учебник. Давайте познакомимся с ним. Откроем главный ориентир в книге - оглавление. Сколько в нем глав и параграфов?

Основные сведения помещены в тексте параграфов. Самые главные слова и выражения, важнейшие даты выделены жирным шрифтом. Новые слова и выводы выделены курсивом. В конце многих параграфов имеются отрывки из подлинных документов Средневековья. Лучше понять документ вам помогут вопросы и задания к нему.

Рассматривая рисунки, вы сможете представить себе жизнь людей того времени: ведь они работали иными орудиями, жили не в таких домах, как теперь, носили другую одежду. На красочных исторических картах вы найдете регионы и города, где происходили события. Изучая новое, нужно постоянно повторять пройденное. Для этого на полях даны вопросы и задания. Они помогут вам связать то, что вы знаете, с новым уроком. Внимательно выполняйте все задания в конце параграфов. Это позволит проверить усвоение материала. Задания со звездочкой адресованы ребятам, особенно увлеченным историей. Отвечая на них, используйте дополнительную литературу. Список книг вы найдете в конце учебника.

На обратных сторонах обложки учебника находится хронологическая таблица с рисунками. По ней вы сможете проверить, знаете ли вы даты важнейших событий.

А теперь - в путь! Успехов вам!

Живое Средневековье

1. Что изучает история Средних веков. Ученые выделяют в истории большие периоды (эпохи), сменяющие друг друга: первобытный период, Древний (античный) мир, Средние века, Новое время, Новейшую эпоху.

В прошлом году вы изучали историю первобытности и Древнего мира. Наша книга расскажет вам о следующей великой эпохе в истории человечества - эпохе Средних веков, или Средневековья.

Каковы временные границы Средневековья? Ученые спорят об этом. Некоторые историки говорят о «долгом Средневековье». Они относят начало этой эпохи к IV веку нашей эры, а окончание - к концу XVIII века. Однако большинство современных ученых придерживается другой точки зрения: эпоха Средних веков начинается с конца V века, с формальной даты гибели Западной Римской империи и образования первых варварских королевств, и длится тысячу лет - до конца XV - начала XVI века. Посмотрите на линию времени, и вы увидите, какое место занимают Средние века в истории человечества.

Понятие «Средние века» появилось у тех ученых, которые изучали историю Западной и Центральной Европы. Можем ли мы применять это понятие по отношению к истории Азии, Африки, Америки? Ученые спорят и об этом. История народов Азии (в том числе Средней Азии), африканцев, американских индейцев во многом отличается от истории народов Европы. История каждого континента неповторима и своеобразна. И все же историки находят общие черты в исторических судьбах разных народов и считают, что свое Средневековье было не только у народов Запада, но и у народов Востока. При этом надо помнить, что каждый народ переживал свое Средневековье в свое время. В учебнике будет рассказано об эпохе Средневековья в истории народов нескольких континентов. Но основное внимание мы уделим Европе. В древности Европы как единого исторического целого не было. Огромная Римская империя, которая сложилась вокруг Средиземного моря, была могучим государством. В ее состав входили многие народы Южной Европы, а также Ближнего Востока и Северной Африки. В Римской империи существовало сильное неравенство между людьми. Ее обслуживало неисчислимое множество рабов. Империя вела непрерывные захватнические, грабительские войны, в конце концов ее и погубившие. В то же время были достигнуты высокие успехи в образовании, философии и других науках, в истории и искусстве, в строительстве, торговле и мореплавании.

Народы, населявшие земли севернее и восточнее Римской империи, жили иначе. У германцев, славян, скандинавов, жителей Британии и Прибалтики был родоплеменной строй. Каждое племя верило в своих богов. Большинство этих народов не имело своей письменности. Это были как бы два разных мира, хотя их жители немало знали друг о друге.

С какими событиями V в. связано падение Западной Римской империи?

Только в Средние века Европа стала единым «историческим континентом», а европейцы ощутили себя жителями единого христианского мира с общей религией и сходными формами жизни. Именно в Средние века появились те языки и государства, которые и сегодня существуют в Европе.

Каждая европейская страна внесла свой вклад в построение средневекового мира. Но изучить все из них не представляется возможным. Мы сосредоточим внимание на некоторых - самых крупных народах и государствах Западной и Центральной Европы, особенно тех, где эта эпоха получила наиболее законченное выражение.

В центре внимания каждого, кто изучает историю, всегда стоят человек и его дела, судьбы народов и их выдающихся деятелей и конечно же общественное устройство, определяющее повседневную жизнь людей. Страницы этой книги расскажут вам о средневековых странах, их правителях и полководцах, о борьбе людей за независимость, права и свободу, о замечательных ученых и творцах, чьими произведениями до сих пор восхищается все человечество.

Они расскажут о том, как люди трудились, развлекались, растили детей. Изучение истории поможет вам представить многообразную жизнь средневекового человека - труженика, воина, правителя, творца.

Вы узнаете, каковы были жилища людей и обстановка в них, пища, одежда, оружие и инструменты, как проводили люди будни и праздники, как учились. Вы познакомитесь с замечательной поэзией, живописью, архитектурой Средневековья. Мы попытаемся рассказать, как постепенно складывались важнейшие законы и обычаи, разрабатывалось христианское вероучение и формировалась христианская церковь. Вы узнаете о средневековых философах и, может быть, попробуете вступить в диалог с ними.

Эпоха Средневековья в своем развитии прошла, как считают ученые, через три основных этапа. Первый, с конца V до конца X - середины XI века, называют ранним Средневековьем. Тогда в ходе бурного перемешивания народов и обычаев складывались основные черты эпохи. Следующий период, завершившийся XIII веком, - развитое Средневековье, когда сложились феодальные государства-монархии, а все устои и особенности эпохи проявили себя во всей полноте. Время XIV-XV веков считается поздним Средневековьем. Оно характеризуется новыми преобразованиями внутри средневекового общества и в то же время такими открытиями, идеями и изобретениями, которые позволили европейцам перейти к раннему Новому времени. Разные страны проходили эти этапы не одновременно и по-разному.

2. По каким источникам ученые изучают историю Средних веков. Во многих музеях мира хранятся вещественные памятники: инструменты, которыми в Средние века пользовались крестьяне и ремесленники, оружие, монеты, мебель, посуда, одежда. Сохранились остатки кораблей, портреты и картины.

Во многих старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы, застроенные средневековыми домами, крепостные стены и башни, величественные храмы, замки.

Но вещественные исторические источники не могут всего рассказать о жизни людей. Неоценимую помощь ученым оказывают многочисленные письменные исторические источники, которые сохраняются в хранилищах документов - архивах. Когда люди дарили, завещали, покупали землю или ценные вещи, они оформляли документы. К деловым документам относятся и описания владений, отчеты управляющих имениями, брачные и другие контракты. Особую группу документов составляют записи законов и указов правителей, решения судов, международные соглашения.

От Средних веков сохранилось много исторических сочинений, хроник (т. е. летописей), писем, описаний путешествий и автобиографий, где события располагались в той последовательности, в какой они происходили. Нередко авторы не только описывали события, но и пытались сгруппировать, объяснить, оценить их. От Средних веков до нас дошло также немало произведений художественной литературы и сочинений ученых. До изобретения книгопечатания в середине XV века (и долго после этого) документы были рукописными.

Многое могут рассказать о жизни людей произведения искусства: рисунки в книгах и на коврах, картины, иконы, фрески и статуи в храмах. Жития святых и рыцарские романы, частная переписка и поэзия, архитектурные сооружения, книги философов также открывают внимательному исследователю мысли и чувства средневекового человека.

Глава I Становление средневековой (VI-XI века) Европы

§ 1. Древние германцы и Римская империя

В IV-VI веках германцы переселялись со своей исторической родины - из земель севернее Альп - на территорию Римской империи и создавали здесь свои государства. Со времен этого Великого переселения народов и началась в Европе история Средних веков.

1. «Деревни они устраивают не по-нашему» - так писал о древних германцах около 100 года н. э. римский историк Тацит. Его очень заинтересовал образ жизни германцев, совсем непохожий на римский.

В первые века нашей эры германцы занимали территорию от Рейна до Одера, местами и дальше на восток, а также часть Скандинавского полуострова. Эту территорию покрывали тогда дремучие леса и непроходимые болота.

Селились германцы на полянах, у опушек лесов, около рек и озер, на побережьях морей. Их поселки обычно состояли из нескольких дворов или одной усадьбы, причем «каждый окружает свой дом пространством» (Тацит). Позже эти маленькие поселения разрастались в деревни из 10-15 дворов. Деревни иногда ограждали валом и рвом для защиты от врагов. Жители деревни или нескольких соседних усадеб составляли общину, которая решала свои внутренние хозяйственные и бытовые вопросы на общинном сходе.

2. «В золоте и серебре боги им отказали».Издревле главным занятием германцев было разведение скота. Тацит писал: «Германцы любят, чтобы скота было много: в этом единственный и самый приятный для них вид богатства».Они разводили коров, овец и свиней, а из птиц -кур, гусей, голубей.

Позже у германцев стало преобладать земледелие. Они вспахивали землю сохой или легким плугом, рыхлили ее деревянной бороной. Тягловой силой служила упряжка волов. Участок пашни обычно обрабатывали до истощения почвы, затем его забрасывали и расчищали новый.

Германцы занимались также охотой, рыбной ловлей, собиранием дикорастущих плодов - орехов, лесных ягод, овощей. Из комочков болотной и залегавшей близко к поверхности «мягкой» железной руды кузнецы ковали орудия труда и оружие. Посуду, одежду и утварь каждая семья обычно изготовляла для себя сама, но были и специалисты - гончары, ткачи, плотники. Мастера умели также строить повозки, лодки, корабли. В хозяйстве по дому им помогали рабы из числа пленных.

Германцы давно торговали с римлянами: покупали у них изделия из бронзы и стекла, оружие, лошадей, вина, хорошие ткани и украшения, а продавали рабов, скот, кожи, особенно меха и янтарь, высоко ценимые римлянами.

3. «Принимать на себя как вражду сородича, так и дружбу» (Тацит). В длинных домах из жердей, крытых соломой, жили большие семьи, состоявшие из родственников нескольких поколений и принадлежавших им домашних рабов.

Семья относилась к определенному роду. Род защищал родичей, мстил в случае убийства одного из них родственникам обидчика; эта «кровная месть» передавалась в роду от одного поколения к другому. Если родич не был отомщен, на весь род ложилось пятно позора. Кровную месть постепенно стали заменять уплатой большого штрафа, который родичи были способны уплатить, лишь объединившись вместе.

Несколько близких родов объединялись в племя, а из племен возникали племенные союзы.

4. У германцев выделяется знать. Племенем управляло народное собрание. Все взрослые свободные мужчины по зову старейшин в лунную ночь сходились на обширной лесной поляне. Собрание решало важнейшие дела: объявляло войну и заключало мир, выбирало военных вождей, разбирало споры, обсуждало обычаи и законы. Оно судило по древним обычаям, которые передавались от отцов к детям. За предательство интересов племени или трусость в бою наказывали смертью. Свободные общинники были основным, полноправным и самым значительным слоем у древних германцев.

Конечно, еще в начале нашей эры у германцев выделилась знать - «первые люди племени». Это были старейшины родов и военные вожди племен - ярлы, герцоги, «ведущие за собой войска» . Постепенно вошло в обычай выбирать вождей из одних и тех же знатных семей. На своих пирах знать заранее обсуждала важные дела. Все чаще знатные люди выступали теперь на народных собраниях, а рядовые члены племени по обычаю звоном оружия одобряли или громкими криками отвергали их предложения.

Все свободные мужчины у германцев носили оружие. Во время войны они становились воинами - собиралось народное ополчение во главе с вождем, который должен был отличаться воинскими умениями и доблестью. Вожди набирали себе и постоянные отряды - дружины. Вождь кормил дружинников за своим столом, давал им оружие и боевых коней, выделял долю в военной добыче.

Дружинники приносили вождю клятву верности, обязывались выполнять его приказы и сражаться за него. Они считали позором для себя предать вождя.

Набеги на Римскую империю усилили среди германцев неравенство. Знатные люди, занятые делами управления и войной, жили в основном за счет военной добычи и перестали сами обрабатывать свои участки. Тацит писал: «Они считают леностью и малодушием приобретать потом то, что можно добыть кровью».

5. Великое переселение народов. С одними германскими племенами Римская империя заключала договоры о дружбе и союзе, с другими вела войны. Она принимала некоторые племена на службу и селила на своих границах, чтобы с их помощью отбивать натиск нападавших на нее народов.

С конца IV века от набегов на империю германцы перешли к завоеваниям. Желая захватить плодородные земли и военную добычу, они целыми племенами снимались с родных мест и отправлялись в далекие походы. Впереди шли мужчины-воины, за ними двигались повозки с домашним скарбом, женщины, дети и немногие рабы, позади гнали стада скота. Так началось Великое переселение народов.

Толчком к переселению послужило вторжение из глубин Азии кочевников - гуннов. Под ударами их конницы земледельческие народы покидали насиженные места, вступали в борьбу с соседями и усиливали натиск на Римскую империю. Гунны разгромили племенной союз готов, ранее переселившихся в Северное Причерноморье, и вынудили их двинуться на Балканский полуостров. (Об их отношениях с империей вы узнали из истории Древнего мира.)

В середине V века гуннов возглавил воинственный вождь Аттила. Он так опустошил Европу, что современники прозвали его «бичом Божьим». Вместе с подчиненными ему племенами Аттила двинулся на Галлию. В 451 году римляне во главе своих союзников нанесли гуннам страшное поражение, и вскоре гуннский военный союз распался.

Ослабевшей Римской империи, которая еще в 395 году разделилась на Западную и Восточную, все труднее было сдерживать натиск варваров. В 455 году одно из германских племен - вандалы - захватило Рим и подвергло его двух недельному ограблению и разрушению; погиб- вандалы могли поло много памятников архитектуры и искусства Вечного города. С тех пор словом «вандализм» называют бессмысленное, варварское уничтожение культурных ценностей. Население, страдавшее от жестокого угнетения и непосильных налогов, почти не сопротивлялось завоевателям. Многие города были разрушены, другие сохранились лишь как укрепленные места или епископские центры, третьи превратились в деревни. На века были забыты многие ремесла. Разрушались порты, пустели дороги, резко сократилась торговля.

В 476 году один из вождей варваров сверг последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула и отправил знаки его власти императору Восточной Римской империи. Западная Римская империя прекратила свое существование. 476 год считается датой окончания истории Древнего мира и началом истории Средних веков.

К началу VI века германцы расселились на всей территории Западной Римской империи: вандалы - в Северной Африке, вестготы (западные готы) - в Испании, остготы (восточные готы) - в Италии, франки - в Галлии, англы и саксы - в Британии. Германцы создали здесь свои государства. Вторжения германцев разрушили ослабевшую Западную Римскую империю.

§ 2. Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII веках

1. Франки завоевывают Галлию. Германские племена франков до переселения жили на землях по нижнему течению Рейна. В конце V века среди франкских вождей выдвинулся хитрый, расчетливый и жестокий Хлодвиг из рода Меровёя. Правителей из этого рода (династии1) называли Меровингами.

Франков издавна привлекали плодородные равнины соседней Галлии, где властвовала Римская империя. Вступив в союз с вождями других племен, Хлодвиг повел франков в поход на Галлию. В 486 году в упорном бою у города Суассона франки разгромили римлян и подчинили себе Северную Галлию. Позднее Хлодвиг двинулся с войском на вестготов и отвоевал у них юг страны. Франки покорили и некоторые германские племена к востоку от Рейна.

В завоеванной стране около ста тысяч свободных франков расселились небольшими деревнями-общинами по соседству с местным населением, которое составляло примерно 6-8 миллионов человек.

Франки расчистили и распахали пустующие земли. Каждая семья заняла такой участок, какой могла обработать своими силами. Хлодвиг же присвоил огромные владения, принадлежавшие раньше римскому императору. Он и его дружинники также захватили многие имения местных крупных землевладельцев. В имениях работали рабы. Многие местные богачи из римлян и галлов поспешили признать власть Хлодвига и стали родниться с германской знатью. Живя веками по соседству, германцы и местное население перенимали язык и обычаи друг друга, между ними возникали соседские и родственные связи.

2. Хлодвиг становится королем. Около 500года возникло государство франков. Хлодвиг истребил других военных вождей и многих своих родичей, с которыми вместе завоевывал Галлию. Уничтожив соперников, Хлодвиг притворно жаловался приближенным: «Горе мне, что нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности». Этой хитростью Хлодвиг пытался обнаружить кого-либо из родни, чтобы и над ним учинить расправу.

Так Хлодвиг стал главным правителем Франкского государства. Ему подчинялось теперь не одно племя, а население всей страны. Хлодвиг передавал власть по наследству своим сыновьям.

3. Как Хлодвиг управлял государством. После расселения франков по всей Галлии народное собрание уже невозможно было созывать. Важные решения он принимал сам, советуясь только со знатными людьми. О его решениях рядовым франкам сообщали на военных смотрах, проводившихся весной каждого года.

Если начиналась война, по-прежнему собиралось ополчение из вооруженных франков. Но постоянной военной силой стала дружина. Она содержалась за счет налогов, сохранившихся от римских времен, и военной добычи.

В каждую область обширной страны Хлодвиг назначал графов - правителей из близких ему людей. Они собирали налоги, командовали отрядами воинов, руководили местным судом.

Хлодвиг стал высшим судьей. Переезжая из одного своего имения в другое, он в каждом из них при участии приближенных собирал дань, разбирал споры и судил за самые тяжелые преступления.

При Хлодвиге были записаны старинные судебные обычаи франков и новые указы правителя. Из них был составлен первый сборник законов франков. Эти законы грозили высокими штрафами за похищение рабов и скота, за поджог амбаров и скотных дворов. Под влиянием церкви кровная месть была окончательно заменена уплатой штрафа. При этом жизнь дружинника ценилась втрое дороже, чем рядового свободного, а жизнь римлянина - вдвое дешевле, чем франка. Цена за раба приравнивалась к цене быка. Очевидно, что люди были не равны перед законом.

Вину в суде устанавливали показаниями свидетелей или прибегали к так называемому Божьему суду: например, к испытанию кипятком или раскаленным железом. Обвиняемый должен был достать из котелка с кипящей водой кольцо или другую вещь, а потом судьи по заживлению ожога определяли, виновен он или нет. Франки считали, что Бог предохранит руку невиновного от тяжелых ожогов. Другое испытание состояло в том, что обвиняемый и приведенные им в суд родственники должны были отчетливо произнести клятву, ни разу не сбившись. Франки верили, что давший ложную клятву тут же упадет мертвым.

Введение писаных законов способствовало укреплению единого порядка на всей территории государства. С этого времени и до конца Средневековья соблюдение права и законотворчество стали в Западной Европе важной частью общественной жизни.

4. Как росли владения знати. Через несколько веков после завоевания Галлии большая часть местных жителей, а также многие свободные ранее франки стали зависимыми людьми. Почему и как это произошло?

Хлодвиг и особенно его преемники, чтобы укрепить свою власть, щедро раздавали земли своим приближенным и дружинникам в награду за службу. Они становились не только знатными людьми, но и крупными землевладельцами. За ними закреплялся титул графа или герцога, право на родовой герб. По примеру правителя знатные люди тоже набирали себе отряды воинов и за службу награждали их участками земли.

Правители давали знати большую власть над населением, которое жило на этих землях: право суда, сбора налогов и штрафов. Постепенно свободные франки лишались своих прежних прав. Они сохранили голос лишь в собраниях своей общины. Их реже привлекали к военной службе.

Хлодвиг перед смертью разделил Франкское королевство между четырьмя своими сыновьями. Его потомки постоянно воевали между собой. Это имело свои последствия. Нередко земледельца призывали в войско, а возвратясь из похода, он находил свое хозяйство в запустении. Из-за частых неурожаев и войн рядовые свободные беднели, многие из них разорялись.

Страдая от притеснений сильных и знатных соседей, земледелец обращался к одному из них с просьбой о защите. Но за эту защиту он был вынужден вступить в зависимость и передать свой земельный надел в собственность покровителю. Зависимый земледелец обычно продолжал вести хозяйство на прежнем наделе, но за пользование им он работал на поле господина и отдавал ему часть своего урожая.

Под влиянием франкских обычаев положение рабов и колонов стало легче. Они все более сближались с попавшими в зависимость свободными и постепенно сливались с ними в самый широкий слой населения средневековой Европы - класс зависимых крестьян.

5. Хлодвиг и христианская церковь. Хлодвиг и знатные франки склонялись к принятию христианской религии. Христианская церковь стала самой сильной организацией этого времени. Она владела большими землями, богатствами, но главная ее сила заключалась в ее духовном влиянии. По слову священника людей можно было сплотить для борьбы с врагами, примирить их с новыми податями и повинностями; поддержка церкви многое значила для авторитета правителя среди населения. Поэтому Хлодвиг постарался заручиться такой поддержкой. Правитель и дружина приняли христианскую веру, а за ними - и все остальные франки.

Хлодвиг охранял богатства и привилегии церкви, щедро дарил ей земли и ценные вещи. А церковь, в свою очередь, укрепляла власть Хлодвига, утверждая, что его победы и деяния угодны Богу. Руководители церкви были ближайшими советниками Хлодвига и помогали ему составлять указы.

С принятием христианства у германцев распространилась латинская письменность; на латинском языке читались молитвы.

6. Духовенство и миряне. Священники в храмах вели богослужение и выступали с проповедями: опираясь на Библию, они наставляли верующих, как жить по Божьим законам.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Г. М. История Средних веков 6 класс/ учебник (1)

    Учебник
    Дорогие ребята! Вы продолжаете путешествие по стране с названием «История». А путеводителем в этом путешествии станет наш учебник. Давайте познакомимся с ним.
  2. И. В. Ведюшкина История Cредних веков. 6 класс Поурочные рекомендации Пособие для учителя Урок

    Урок
    Ключевые понятия и термины: история Древнего мира, Античность, история Средних веков (Средневековье), раннее, зрелое и позднее Средневековье, исторические источники, виды источников: письменные, вещественные, изобразительные.
  3. Учебное пособие является частью учебно-методического комплекта: Бойцов мл, Шукуров Р. М. История Средних веков: Европа и остальной мир: Учебник для 6 класса. М.: Русское слово, 2004

    Учебное пособие
    Пособие включает в себя систему познавательных вопросов и заданий, фрагменты исторических источников, тесты к каждой главе, части и ко всему курсу в целом.
  4. Донской Г. М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков: 7 кл

    Документ
    3.Генеральная репетиция Великого Октября: документы, материалы, иллюстрации о революции 1905-1907 года / сост. С.В. Тютюкин, В.В. Шелохаев. – М.: Политиздат, 1980.
  5. В. А. История Средних веков. Под редакцией А. Чубарьяна. Москва «Просвещение» 2008 6 класс 28 часов № урок

    Урок
    План средневеково монастыря § вопр 1- чит Инд з: Схема «Организация христианской церкви» 4 Империя Карла Великого: возникновение, расцвет и распад Комбинированный Карта с.

Другие похожие документы..