Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Защита состоится « » 2007 г. в час. На заседании диссертационного совета К.212. 298.01 при Южно-Уральском государственном университете по адресу: 453...полностью>>
'Программа'
В долгосрочном приоритете "Здоровье, образование и благополу­чие граждан Казахстана" в послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарба...полностью>>
'Реферат'
Федеральное агентство по образованию Филиал Государственного Общеобразовательного Учреждения Высшего Профессионального Образования московского госуда...полностью>>
'Документ'
1) Чистый риск – формируется в ситуации когда целевая установка менеджмента представляет собой конкретное позитивное событие и отклонение от него небл...полностью>>

Обозначьте прописной буквой правильное ударение в следующих словах. Укажите случаи, когда допустимы несколько вариантов постановки ударения

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЗАДАНИЕ 1

 

Обозначьте прописной буквой правильное ударение в следующих словах. Укажите случаи, когда допустимы несколько вариантов постановки ударения. Назовите стилистические и смысловые различия между вариантами.

 

Задание: апостроф, бутик, вальдшнеп, вероисповедание, гусеница, догмат донельзя, древко, дремота, запасник, знамение, избалованный, клала, козлы, коклюш, лассо, насадит, новорожденный, обнаружение, оркестровый, откупорить, петля, плато, сливовый, созыв, украинский, умно, ходатайствовать, юродивый.

 

ОтветапострОф, бутИк, вАльдшнеп, вероисповЕдание, гУсеница, дОгмат донЕльзя, дрЕвко, дремОта, запАсник (хранилище) и запаснИк (военнослужащий запаса), знАмение, избалОванный, клАла, кОзлы (сиденье для кучера; подставка) и козлЫ (мн. ч. от козёл), коклЮш, лассО, насАдит (насАдит топор на топорище) и насадИт (насадИт ложные идеи), новорождЁнный, обнарУжение и обнаружЕние (варианты равноправны), оркестрОвый, откУпорить, пЕтля и петлЯ (варианты равноправны), платО, слИвовый, созЫв, украИнский, умнО, ходАтайствовать, юрОдивый.

 

Источники: Н. А. Еськова. Краткий словарь трудностей русского языка. М., 2005; Русский орфографический словарь / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2005.

 

 

ЗАДАНИЕ 2

 

Найдите и исправьте грамматические ошибки. Укажите случаи, когда допустимы несколько вариантов.

 

Задание: олимпийское Сочи, далекое Осло, вечерние Хельсинки, загадочный Токио, густонаселенный Гродно, широкое Лимпопо, солнечный Брешиа, старинное Брюгге, забытые Заветы Ильича (колхоз), неспокойный Онего, прибрежное Турку, подмосковные Химки, красивый Шираз, мглистый Осака, независимый Гаити.

 

Ответолимпийские Сочи и олимпийский Сочи (город); далекий Осло (город); широкая Лимпопо (река);  солнечная Брешиа (город и провинция); старинный Брюгге (город); неспокойное Онего (озеро); прибрежный Турку (город); независимая Гаити (страна) и независимое Гаити (государство). Остальные словосочетания в задании написаны без ошибок.

 

Примечание: вариант ответа независимый Гаити не засчитывался в качестве правильного, поскольку существительное мужского рода Гаити – это название острова, на котором расположены два государства: Гаити и Доминиканская Республика. По этой причине выражение независимый (остров) Гаити некорректно.

 

Источник: Е. А. Левашов. Географические названия: Словарь-справочник. СПб., 2000.

 

 

ЗАДАНИЕ 3

 

Запишите числительное 128 287 685 буквами и просклоняйте его.

 

Ответ:

  • сто двадцать восемь миллионов двести восемьдесят семь тысяч шестьсот восемьдесят пять;

  • ста двадцати восьми миллионов двухсот восьмидесяти семи тысяч шестисот восьмидесяти пяти;

  • ста двадцати восьми миллионам двумстам восьмидесяти семи тысячам шестистам восьмидесяти пяти;

  • сто двадцать восемь миллионов двести восемьдесят семь тысяч шестьсот восемьдесят пять;

  • ста двадцатью восьмью (восемью) миллионами двумястами восьмьюдесятью (восемьюдесятью) семью тысячами шестьюстами восьмьюдесятью (восемьюдесятью) пятью;

  • о ста двадцати восьми миллионах двухстах восьмидесяти семи тысячах шестистах восьмидесяти пяти.

 

 

ЗАДАНИЕ 4

 

Из предложенного списка выберите слова, восходящие к именам собственным.

 

Задание: кольт, комбинат, колония, кондом, гастарбайтер, гафний, дерби, детектор, иезуит, иммельман, бостон, монофтонг, панама, уотергейт, унисон, тюфяк, сэндвич, садизм, маньяк, рудбекия, рецепт, мичман, мансарда, лямблия, бойкот, бойфренд, бикини, берданка, бердыш, бедлам, батист, батик, бактриан, эрудит, эскалоп.

 

Ответ:

кольт (по фамилии конструктора Сэмюэля Кольта),

кондом (по одной из версий – фамилия врача),

гафний (по позднелатинскому названию Копенгагена – Hafnia),

дерби (по фамилии английского лорда А. Дерби, впервые в 1780 году организовавшего этот вид скачек),

иезуит (от латинского Jesus – Иисус),

иммельман (по фамилии немецкого летчика М. Иммельмана),

бостон (по названию г. Бостон в США),

панама (по названию государства Панама в Центральной Америке),

уотергейт (по названию отеля Watergate, где располагалась штаб-квартира демократической партии США),

сэндвич (по имени лорда Сэндвича, придумавшего эту разновидность бутерброда, для того чтобы можно было есть, не прерывая карточной игры),

садизм (по фамилии французского писателя де Сада, в романах которого описывается это явление),

рудбекия (по фамилии шведского ботаника О. Рудбека),

мансарда (по фамилии французского архитектора Ф. Мансара),

лямблия (по фамилии чешского врача В. Ламбла),

бойкот (по фамилии управляющего имением Ч. К. Бойкота, по отношению к которому была впервые применена данная мера),

бикини (по названию атолла Бикини в Тихом океане, где в 1946 и 1954 годах США проводили испытания атомного и водородного оружия; название возникло из сравнения эффекта, производимого одетой в такой купальник женщиной, со взрывом атомной бомбы),

берданка (по фамилии американского изобретателя Х. Бердана),

батист (по имени фламандского ткача XIII века Ф. Батиста),

бедлам (искаженное название города Вифлеем; по названию дома для умалишенных в Лондоне, первоначально больницы имени Марии Вифлеемской),

бактриан (по названию местности Бактрия, через которую шли караванные пути в Индию и Китай).

 

Источники: Л. П. Крысин, Толковый словарь иноязычных слов. М., 2005; Е. Н. Захаренко, Л. Н. Комарова, И. В. Нечаева. Новый словарь иностранных слов. М., 2003.

 

 

ЗАДАНИЕ 5

 

Приведите как можно больше известных вам фразеологизмов со следующими опорными словами: море; грамота; Москва; место.

 

Ответ:

 

В качестве правильных ответов засчитывались любые идиоматические неоднословные единицы, в том числе пословицы, поговорки, крылатые слова и др.

 

 

ЗАДАНИЕ 6

 

Выберите правильные словосочетания из предложенного списка:

 

Задание: заглавная роль, косный мозг, крёстный ход, маневровый тепловоз, туристское агентство, запасный выход, обидчивый человек, элитарные войска, драматургический театр, жилищный вопрос.

 

Ответ:

 

Правильными являются словосочетания: заглавная роль, маневровый тепловоз, запасный выход, обидчивый человек, жилищный вопрос.

 

Неправильные словосочетания: косный мозг (правильно: костный мозг); крёстный ход (правильно: крестный ход); туристское агентство (правильно: туристическое агентство); элитарные войска (правильно: элитные войска, т. е. отборные); драматургический театр (правильно: драматический театр).

 

 

ЗАДАНИЕ 7

 

Подберите как можно больше синонимов-фразеологизмов к следующим словам: раболепствовать, побеждать, лгать, зябнуть.

 

Образцы правильных ответов:

 

Раболепствовать – гнуть спину (перед кем-либо); падать ниц; сгибаться в дугу; сгибаться в три погибели; ползать на брюхе;  лизать пятки; заглядывать в рот (кому-либо); рассыпаться мелким бесом; виться вьюном; плясать под чужую дудку; гнуть спину (шею) (перед кем-либо); курить фимиам;  ходить на задних лапках и т. п.

 

Побеждать (победить)  – загнать за Можай; разделать под орех; класть на обе лопатки; брать (одержать) верх; задать жару; намять бока; возвращаться со щитом; заткнуть за пояс; разбить наголову и т. п.


Лгать –  водить за нос;  врать как сивый мерин; лохматить бабушку; забивать баки; лапшу на уши вешать; лить колокола; подводить турусы на колесах; наводить тень на плетень; пудрить (канифолить, компостировать) мозги; втирать очки; гнать пургу; зубы заговаривать; плести небылицы; выдавать желаемое за действительное; пускать пыль в глаза и т. п.

 

Зябнуть – дрожать как осиновый лист; стучать зубами; зуб на зуб не попадает от холода; промерзать до мозга костей; дрожать как суслик; превращаться в ледышку; мерзнуть (дрожать) как цуцик; дрыжиков ловить и т. п.

 

Примечание: приведены фрагменты ответов, присланных участниками Олимпиады.

 

 

ЗАДАНИЕ 8

 

Перед вами цитаты из произведений русских писателей.  Объясните значение слов, выделенных курсивом.

 

  • «Офицер, разгоряченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко  обиженным и, в бешенстве схватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио, который едва успел отклониться от удара». А. Пушкин, «Выстрел».

  • «А родитель мой, надо сказать, хотя и из ластовых был, но место имел доходное и, понятное дело, сыну тоже дал порядочного ходу». В. Короленко, «Ат-Даван».

  • «В журнале "Будни морзиста" Ляписа встретили гостеприимно. "Хорошо, что вы пришли, Трубецкой.  Нам  как  раз  нужны стихи.   Только – быт,   быт,   быт.  Никакой  лирики.  Слышите, Трубецкой? Что-нибудь из жизни потельработников и вместе с тем, вы понимаете?.."» И. Ильф, Е. Петров, «Двенадцать стульев».

  •  «Может быть, он вспоминает, что сделал бы в этом случае майор, или капитан, или бригадмилец из «Дела "пестрых"». В. Высоцкий «О любителях "приключений"».

Ответ:

Шандал – то же, что подсвечник.

Из ластовых существовавшие до 60-х годов ластовые экипажи имели в своем ведении мелкие портовые суда и плавучие средства (баржи, матеры, плашкоуты и т. д.), – так называемые ластовые суда. В отличие от флотских экипажей, ведавших боевыми судами, служащие в ластовом экипаже имели чины не морские, а сухопутные. «Из ластовых» означает, что отец героя Короленко был портовым служащим.

Потельработник – это почтово-телеграфный работник, то есть сотрудник предприятий и учреждений Народного комиссариата почты и телеграфа – Наркомпочтеля, или Наркомпотеля.

Бригадмил – народная дружина; бригада содействия милиции. Бригадмилец – член такой бригады.

 

 

ЗАДАНИЕ 9

 

Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

 

Почему слова пятерочник, троечник, двоечник пишутся через Ч, а слово колышник (тот, кто учится на колы) – через Ш?

 

Ответ:

 

Слова пятерочник, троечник, двоечник и колышник образованы от прилагательных: пятерочный, троечный, двоечный и колышный. Далее речь пойдет о правописании данных прилагательных.

Написание слов  пятерочный, троечный, двоечный через Ч объясняется тем, что эти слова восходят к существительным пятерка, тройка, двойка, основы которых оканчиваются на согласный К. В словах, образованных от основ на К, перед суффиксами, начинающимися с согласного Н, пишется буква Ч, ср.: краска – красочный, песок – песочный, уборка – уборочный и т. п.

Написание слов колышник и колышный не через Ч объясняется тем, что на конце производящей основы кол согласные К, Ч, Ц отсутствуют. Слово колышный образовано по уникальной словообразовательной модели с помощью форманта -ышн.

 

Почему пишется пироЖНое, но мороЖЕНое?

 

Существительные пирожное и мороженое восходят к разным частям речи.  

Слово пирожное образовано от прилагательного пирожный, которое в свою очередь восходит к существительному пирог и образуется при помощи суффикса Н. Ср.: прием – приемный – приемная; бильярд – бильярдный – бильярдная.

Слово мороженое образовано от прилагательного мороженый, которое восходит к глаголу морозить.  В словах мороженое, мороженый ЕН – суффикс отглагольного прилагательного.

 

Почему пишется ЖВачка, но ЖЕВательная резинка?

Слова жвачка, жевательный, жевать восходят к древнерусскому глаголу ЖЬВАТИ, в котором Ь (ерь) – редуцированный гласный. Различие в написании связано с историей этой глагольной основы.

Редуцированными назывались гласные Ъ (ер) и Ь (ерь). При изменении слова редуцированный мог оказываться в сильной или в слабой позиции, от этого зависела его дальнейшая судьба. В сильной позиции Ъ и Ь «прояснялись» в гласные полного образования О и Е, в слабой – исчезали из произношения, а затем и из написания, т. е. появлялось чередование с нулем звука: зов – звать, красен – красный и т. п.

В слове ЖЬВАТИ ерь (Ь) оказывался в слабой позиции – перед гласным полного образования А – и должен был исчезнуть (превратиться в ноль звука), поэтому отсутствие гласной в слове жвачкажвачный) закономерно.

Существительное жвачка восходит к слову жвака, которое употреблялось еще в XVIII в. В текстах XVI–XVIII веков встречаются и однокоренные слова жвати, жватися, жвание, жваный – т. е. основа инфинитива жва- очень долго сохранялась в языке.

Однако в настоящем времени глагол жьвати-жвати (и сходные с ним по образованию кльвати, пльвати, бльвати) изменялся так же, как гораздо более многочисленные глаголы на -евати, -овати, и по аналогии с соотношением воюю – воевать, кочую – кочевать, горюю – горевать, ночую – ночевать, врачую – врачевать, целую – целовать, дарую – даровать и т. п. в инфинитиве глагола жую (а также клюю, плюю, блюю) закрепился Е.

Итак, жевательный – образование более позднее, чем жвачка и жвачный, возникло оно уже после того, как в инфинитиве глагола старая основа жва- была заменена новой основой жева-, появившейся по аналогии.

 

 

ЗАДАНИЕ 10

 

В русском языке есть три исторически родственных слова. Они обозначают: горячий напиток, головной убор, католического монаха и американскую обезьяну. Назовите эти слова.

 

Ответ:  эти слова – капучино, капюшон (или капор) и капуцин.

 

 

ЗАДАНИЕ 11

 

Исправьте все стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в этом тексте.

 

Отправляясь в Японию,  осознано отдаешь себе, отчет, что ты попадаешь в иной мир. Он не экзотичный и даже не  загадочный – просто, другой. Уже после приземления понимаешь, что прогресс уже не просто шагнул вперед в этой стране, она и есть сам прогресс. Но, при этом, союз традиций и новейших технологий настолько гармоничен, что люди в национальных одеждах едущие в скоростных поездах ни вызывают ни какого удивления. Не в одной стране мира я ни встречала такого прекрасного сочетания прогресс и традиция, доведенного до абсолютного совершенства.

Но вернемся к самому путешествию,  в рассказе о котором, хотелось бы поделиться не сколько впечатлениями, а напутствиями для будущих путешественников. Конечно Токио, приезжая в Японию Вам рано или поздно придется в нем очутится, хотя многие Европейцы этот город боятся и предпочетают без гида по нему не перемещатся, хотя вся правда более банальна – гиды в Японии особенно двуязычные дорогое удовольствие, поэтому тур агенства и путеводители предпочетают туристов пугать, тем самым, заставляя платить. Да, кстати сказать, хороших гидов в Японии практически нет – Японца со знанием русского воспринимать будет очень тяжело, а русские в Японии это в основном либо студенты, либо журналисты международники или оставшиеся там с Советских времен дипломатические работники, а экскурсовод это профессия и ей, как и любой другой учат.

 

Ответ:

 

Отправляясь в Японию, отдаешь себе отчет в том, что попадешь в другой мир. Он не экзотический и даже не загадочный, он другой. Сразу после приземления понимаешь, что страна не просто достигла значительного прогресса – она сама символизирует прогресс. При этом союз традиций и новейших технологий настолько гармоничен, что люди в национальных одеждах, едущие в скоростных поездах, не вызывают никакого удивления. Ни в одной стране мира я не встречала такого прекрасного сочетания старого и нового.

Но вернемся к самому путешествию. В своем рассказе мне хотелось бы не столько поделиться впечатлениями, сколько дать напутствия будущим путешественникам. Конечно, приехав в Японию, вы рано или поздно окажетесь в Токио. Многие европейцы боятся этого города и предпочитают не перемещаться по нему без гида. Причина этого, однако, банальна: гиды в Японии, особенно двуязычные, – дорогое удовольствие, поэтому турагентства предпочитают пугать туристов, тем самым заставляя их платить больше.

Кстати, хороших русскоговорящих гидов в Японии практически нет: японца со знанием русского языка понять нелегко, а русские в Японии – это в основном студенты, журналисты-международники или оставшиеся с советских времен дипломатические работники, которых никто не обучал профессии экскурсовода.

 

Примечание: приведенный текст является лишь одним из возможных вариантов ответа. 

 

 

ЗАДАНИЕ 12

 

Перед вами фразы, ставшие эпиграфами к произведениям русских писателей. Назовите: 1) откуда заимствована фраза; 2) имя и фамилию писателя, использовавшего данную фразу в качестве эпиграфа, а также название произведения, в котором данная фраза использована как эпиграф.

 

Задание:

  • Охота пуще неволи.

  • ... Жомини да Жомини, // А об водке ни полслова...

  • Род проходит и род приходит, земля же вовек пребывает.

  • Переходя улицу, оглянись по сторонам.

  • Дуб – дерево. Роза – цветок. Олень – животное. Воробей – птица. Россия –наше отечество. Смерть неизбежна.

  • Горе тебе, Вавилон, город крепкий.

  • О, Русская земля!..

  • Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.

  • Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло. – Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!

  • Ты камнем упала, я умер под ним.

 

Ответ:

  • Охота пуще неволи. (Ответ: русская пословица. Эпиграф к «Запискам об уженье рыбы» С. Т. Аксакова)

  • ... Жомини да Жомини, // А об водке ни полслова... (Ответ Д. Давыдов, «Песня старого гусара» – «Современная ода». Эпиграф к повести «Два гусара» Л. Н. Толстого)

  • Род проходит и род приходит, земля же вовек пребывает. (Ответ: Библия, Екклез., 1, 4. Эпиграф к роману «Захудалый род» Н. С. Лескова)

  • Переходя улицу, оглянись по сторонам. (Ответ: правило уличного движения. Эпиграф к роману «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова)

  • Дуб – дерево. Роза – цветок. Олень – животное. Воробей – птица. Россия –наше отечество. Смерть неизбежна. (Ответ: П. Смирновский. Учебник русской грамматики. Эпиграф к роману В. В. Набокова «Дар»)

  • Горе тебе, Вавилон, город крепкий. (Ответ: Апокалипсис – Откровение Иоанна Богослова. Эпиграф к рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»)

  • О, Русская земля!.. (Ответ: «Слово о полку Игореве». Эпиграф к роману «Хождение по мукам А. Н. Толстого)

  • Во всех ты, Душенька, нарядах хороша. (Ответ: И. Ф. Богданович. «Душенька». Эпиграф к «Барышне-крестянке» А. С. Пушкина)

  • Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло. – Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран! (Ответ: А. С. Пушкин, «Капитанская дочка». Эпиграф к роману «Белая гвардия» М. Булгакова)

  • Ты камнем упала, я умер под ним (Ответ: В. Н. Соколов, «Ты камнем упала…», эпиграф к рассказу В. Астафьева «Людочка»)

 

Примечание: Засчитывались также ответы, в которых были указаны и другие опубликованные произведения.

 

 

ЗАДАНИЕ 13

 

Как сейчас называются эти города?

 

Задание: Андропов, Брежнев, Екатеринодар, Горький, Куйбышев, Ораниенбаум, Царицын, Баронск, Молотов, Арзамас-16, Калинин, Невдубстрой, Надеждинск, Свердловск, Ворошиловск, Энгельс.

 

Ответ: Андропов – Рыбинск, Брежнев – Набережные Челны, Екатеринодар – Краснодар, Горький – Нижний Новгород, Куйбышев – Самара, Ораниенбаум – Ломоносов, Царицын – Волгоград, Баронск – Маркс, Молотов – Пермь, Арзамас-16 – Саров, Калинин – Тверь, Невдубстрой – Кировск, Надеждинск – Серов, Свердловская обл., Свердловск – Екатеринбург, Ворошиловск – Ставрополь. Город  Энгельс в Саратовской области не менял свое название.

 

Примечание: В качестве правильных засчитывались и некоторые другие варианты ответов.

 

ЗАДАНИЕ 14

 

Кому посвящены поэтические произведения, строки из которых даны ниже? Назовите авторов этих строк.

 Задание:

  • Душе настало пробужденье: // И вот опять явилась ты, // Как мимолетное виденье, // Как гений чистой красоты.

  • Шаганэ ты моя, Шаганэ! // Потому, что я с севера, что ли, // Я готов рассказать тебе поле, // Про волнистую рожь при луне...

  • Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, //Как шли бесконечные, злые дожди, // Как кринки несли нам усталые женщины, // Прижав, как детей, от дождя их к груди...

  • Где Вы теперь, кто Вам целует пальцы? // Куда ушёл ваш китайчонок Ли?..

  • О Александр, ты был повеса, как я сегодня хулиган…

  • Куда мне до нее! Она была в Париже, // И я вчера узнал – не только в нем одном.

  • Я поздравляю вас, как я отца // Поздравил бы при той же обстановке. // Жаль, что в Большом театре под сердца // Не станут стлать, как под ноги, циновки.

  • Женщина, безумная гордячка! // Мне понятен каждый ваш намек, // Белая весенняя горячка // Всеми гневами звенящих строк!

 

Ответ:

  • Душе настало пробужденье: // И вот опять явилась ты, // Как мимолетное виденье, // Как гений чистой красоты (А. С. Пушкин – Анне Керн)

  • Шаганэ ты моя, Шаганэ… (Сергей Есенин – Шаганэ Нерсесовне Тальян, учительнице русского языка и литературы из Батума)

  • Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины… (Константин Симонов – Алексею Суркову)

  • Где Вы теперь, кто Вам целует пальцы… (А. Н. Вертинский – актрисе Вере Холодной)

  • О Александр, ты был повеса… (Сергей Есенин – А. С. Пушкину)

  • Куда мне до нее! Она была в Париже, // И я вчера узнал – не только в нем одном (Владимир Высоцкий – Ларисе Лужиной)

  • Я поздравляю вас, как я отца // Поздравил бы при той же обстановке. // Жаль, что в Большом театре под сердца // Не станут стлать, как под ноги, циновки… (Борис Пастернак – Валерию Брюсову)

  • Женщина, безумная гордячка! // Мне понятен каждый ваш намек, // Белая весенняя горячка // Всеми гневами звенящих строк! (Александр Блок – Зинаиде Гиппиус)

 

 

ЗАДАНИЕ 15

 

Что объединяет все перечисленные слова: вправду, добро, зло, лето, на пригреве, обожгло, понапрасну, пятипалый, светло?

 

Ответ: Все эти слова встречаются в стихотворении Арсения Тарковского «Вот и лето прошло…».

 

Вот и лето прошло,

Словно и не бывало.

На пригреве тепло.

Только этого мало. 

 

Всё, что сбыться могло,

Мне, как лист пятипалый,

Прямо в руки легло.

Только этого мало. 

 

Понапрасну ни зло,

Ни добро не пропало,

Всё горело светло.

Только этого мало. 

 

Жизнь брала под крыло,

Берегла и спасала.

Мне и вправду везло.

Только этого мало. 

 

Листьев не обожгло,

Веток не обломало...

День промыт, как стекло.

Только этого мало.

 

ЗАДАНИЕ 16

 

Перед вами фрагменты описания различных городов, взятые из произведений русской литературы XIX–XX вв. Названия городов (там, где это необходимо для составления задания) заменены многоточием. Определите, о каких городах идет речь, какие из них являются вымышленными, а какие настоящими, а также укажите название произведения и фамилию автора.

 

«... – самый скверный городишко из всех приморских городов России».

Ответ: Тамань. М. Лермонтов, «Герой нашего времени».

 «У белых башенных ворот провинциального кремля две  суровые старухи  разговаривали  по-французски,  жаловались на советскую власть и вспоминали  любимых  дочерей.  Из  церковного  подвала несло  холодом, бил оттуда кислый винный запах. Там, как видно, хранился картофель».
Ответ: Арбатов (вымышленный город). И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок». 

«Город ... – типичный, в общем-то,  райцентр на пятнадцать тысяч голов населения, довольно спокойного, в основном сельского. Промышленность здесь была лесная, кудельная  и  сельскохозяйственная. Беспокоил  порой  и  будоражил  городок, стоявший   на  отшибе,  текстильный  техникум  да  межзональный  дом  отдыха лесозаготовительной отрасли».

Ответ: Хайловск (вымышленный город). В. Астафьев, «Печальный детектив».

 

«Ближе к центру,  на Екатерининской,  вид города изменился.  Появились дома в два и даже три этажа, совсем европейского вида. Первые этажи многих домов  были  заняты  магазинами,  витрины которых были  укрыты  от  солнца полосатыми,  с  фестонами,  маркизами». 

Ответ: Симферополь. К. Булычев, «Река Хронос» – «Наследник».

 

«В осажденном городе ... на бульваре, около павильона играла полковая  музыка,  и  толпы военного народа и женщин празднично двигались по дорожкам.  Светлое  весеннее  солнце взошло с утра над английскими работами, перешло  на  бастионы, потом на город – на Николаевскую казарму и, одинаково радостно  светя  для них, теперь спускалось к далекому синему морю, которое, мерно колыхаясь, светилось серебряным блеском».

Ответ: Севастополь. Л. Толстой, «Севастополь в мае».

 

« ... жил  бурливо-холодной,   пресыщенной,   полуночной   жизнью. Фосфорические летние ночи, сумасшедшие и сладострастные, и бессонные  ночи зимой, зеленые столы и шорох золота, музыка, крутящиеся  пары  за  окнами, бешеные тройки, цыгане, дуэли на  рассвете,  в  свисте  ледяного  ветра  и пронзительном  завывании  флейт  –  парад  войскам  перед  наводящим  ужас взглядом византийских глаз императора».

Ответ: Петербург. А. Толстой, «Хождение по мукам» – «Сестры».

 

 

ЗАДАНИЕ 17

 

Перед вами фамилии литературных персонажей – героев произведений русских писателей. Укажите их имена и отчества (если о них можно узнать из текста произведения). Как называются произведения, кто автор?

 

Задание: Башмачкин, Беликов, Вронский, Головин, Калитина, Костыльков, Ларина, Лужин, Мещерская, Тарасевичева, Твистер, Фандорин, Шатов, Штирлиц.

 

Ответ:

  • Акакий Акакиевич Башмачкин (Н. Гоголь, «Шинель»)

  • Беликов (А. Чехов, «Человек в футляре»)

  • Алексей Кириллович Вронский (Л. Толстой, «Анна Каренина»)

  • Иван Ильич Головин (Л. Толстой, «Смерть Ивана Ильича»)

  • Елизавета Михайловна Калитина (И. Тургенев, «Дворянское гнездо»)

  • Владимир Алексеевич (Волька ибн Алеша) Костыльков (Л. Лагин, «Старик Хоттабыч»)

  • Татьяна (и Ольга) Дмитриевна Ларина (А. Пушкин, «Евгений Онегин»)

  • Александр Иванович Лужин (В. Набоков, «Защита Лужина»)

  • Ольга Мещерская (И. Бунин, «Легкое дыхание»)

  • Антонида Васильевна Тарасевичева (Ф. Достоевский, «Игрок»)

  • Мистер Твистер (С. Маршак, «Мистер Твистер»)

  • Эраст Петрович Фандорин (Б. Акунин, цикл произведений о Фандорине)

  • Иван Павлович Шатов (Ф. Достоевский, «Бесы»)

  • Максим Максимович Исаев (Штирлиц) (Ю. Семенов, «Семнадцать мгновений весны»).

 

Примечание:  Максимальное количество баллов в  этом задании соответствует количеству предложенных фамилий.

 

 

ЗАДАНИЕ 18 (триолет)

 

Лучшие триолеты будут опубликованы на нашем портале.

 

 

ЗАДАНИЕ 19

 

Какие из этих вопросов являются названиями литературных произведений (отечественных и зарубежных). Укажите их авторов.

 

Задание: Что такое счастье? Что делать? Кто виноват? Как нам обустроить Россию? Любите ли Вы Брамса? Есть ли жизнь на Марсе? Почему самолеты летают, а крыльями не машут? Как украсть миллион? Кто хочет стать миллионером? А вы могли бы? Когда же придет настоящий день? Кто он? Вы слышите их? Что такое хорошо и что такое плохо?

 

Ответ:

 

Что такое счастье? – стихотворения Э. Асадова, Н. Асеева, книги  А. Суркова и С. Михалкова.

 

Что делать? – роман Н. Чернышевского и статья В. Ленина.

 

Кто виноват? –  роман А. Герцена

 

Как нам обустроить Россию? – статья А. Солженицына.

 

Любите ли Вы Брамса? – роман Ф. Саган.

 

А вы могли бы? –  стихотворение В. Маяковского.

 

Когда же придет настоящий день? – статья Н. Добролюбова.

 

Кто он? – стихотворения А. Майкова, С. Маршака и В. Маяковского.

 

Вы слышите их? – роман Н. Саррот.

 

Что такое хорошо и что такое плохо? – стихотворение В. Маяковского.

 

Примечания:

 

  • Названия некоторых произведений в ряде изданий не содержат вопросительного знака. Несмотря на это ответы, в которых были указаны данные названия, засчитывались как правильные.

  • При подсчете баллов также засчитывались названия опубликованных произведений современных авторов.

  • В качестве правильного засчитывался в том числе ответ: «Как украсть миллион?» – название сценария к одноименному



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Министерство образования хабаровского края хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (4)

    Документ
    0(к,кк)упация, криста(л,лл)ический, гри(м,мм)а(с,сс)а, гу(м,мм)анизм, ма(с,сс)он, ко(л,лл)ичество, дра(м,мм)атический, а(п,пп)е(л,лл)яция, ко(р,рр)идор, кава(л,лл)ерист, кро(с,сс)овки, а(н,нн)отация, а(л,лл)юминий, и(м,мм)итация,
  2. Оскар Яковлевич Гойхман Речевая коммуникация О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина Речевая коммуникация: учебник

    Учебник
    К выпускникам российских вузов предъявляются требования наличия у них не только высокого профессионализма, но и глубокого понимания принципов общения, особенно речевого.
  3. Т. М. Надеина речевая коммуникация учебник (1)

    Учебник
    Работа над фонетическим аспектом речевой коммуникации (параграф 2,4.3) осуществлялась при поддержке фонда Research Support Scheme of the Higher Education Support Programme, грант № 435/1995.
  4. Т. М. Надеина речевая коммуникация учебник (2)

    Учебник
    Работа над фонетическим аспектом речевой коммуникации (параграф 2,4.3) осуществлялась при поддержке фонда Research Support Scheme of the Higher Education Support Programme, грант № 435/1995.
  5. Практикум предназначен для студентов высших учебных

    Практикум
    Белунова Н. И. — д-р филол. наук, профессор, зав. кафедрой русского языка и культуры речи Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

Другие похожие документы..