Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сиваш Кирилл род. в 1727 г. выборный казак Решетиловской сотни Полтавского казачьего полка. В 1765г. при Румянцевской генер. описи Малороссии ему был...полностью>>
'Документ'
Курсовая работа Общее землеведение 143 Экзамен Экономическая и социальная география России 11 Экзамен Производственная практика 8 недель Оценка Напра...полностью>>
'Документ'
Тревожно и радостно при мысли, что мы заканчиваем школу и вступаем во взрослую жизнь. И она начнется вместе с вручением аттестата об окончании школы....полностью>>
'Методичні рекомендації'
Відповідно до наказу Міністерства охорони здоров’я України, Міністерства освіти і науки України «Про забезпечення медико-педагогічного контролю за фі...полностью>>

Урок зарубіжної літератури в 10 кл. Тема: Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание». Можно ли считать Петербург виновником преступления Раскольникова?

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ткачук Еліна Ігорівна, ХСШ № 75

Урок зарубіжної літератури в 10 кл.

Тема: Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание». Можно ли считать Петербург виновником преступления Раскольникова?

Цель:

в процессе работы над текстом романа, обратить внимание детей на одну из проблем творчества Достоевского Ф.М.- соотношение понятия красоты и нравственного мира человека как основы эстетических воззрений писателя и , как следствие, разрешение проблемы влияния среды на формирование внутреннего мира человека; помочь учащимся увидеть в романе идеал самого Достоевского, ответив на вопрос: «Можно ли назвать Петербург соучастником преступления Раскольникова?»;

развивать критическое мышление учащихся, устную речь, эмоциональную сферу детей, умение осмысливать художественный текст, анализировать, сопоставлять факты, делать выводы; способствовать воспитанию умения и желания противостоять обстоятельствам, сохранять в душе лучшие человеческие качества: ответственность за свои мысли, поступки, стремление к нравственному совершенствованию.

Материал: репродукции с изображением скульптур древнегреческих мастеров, кадры с панорамными изображениями картин Петербурга 2-й пол. 19 в., школьный киноролик «Петербург Достоевского».

Тип урока: урок анализа художественного произведения с использованием технологии интерактивного обучения.

Эпиграфы: 1. « В человеке все должно быть прекрасно: ….»

2. «………….спасет мир».

ХОД УРОКА

1.Мотивация.

а. Задание: восстанови фразы эпиграфов, узнай писателя.

б. Слово учителя. Что объединяет эти высказывания? Размышления о Красоте как философском, этическом понятии и его значения в жизни человека, значимости влияния Красоты на человека.

Красота – неотъемлемая часть искусства. Оскар Уайльд как-то сказал, что «искусство совершенно бесполезно». Действительно, в определенном понимании это так и есть: « ни съесть, ни выпить, ни поцеловать» луч вечерней звезды, первый снег, плеск воды.

И всё-таки люди стремятся к красоте, ищут её, поклоняются ей, стараются открыть её законы. Почему? В красоте заключён ИДЕАЛ, то, чего не хватает в жизни, но к чему можно стремиться. Идеал в искусстве – это материальное воплощение мысли и духовной жизни художника.

в) Задание:

посмотрите внимательно на репродукции с изображением произведений искусства древнегреческих мастеров. Какими мы видим людей? Подберите подходящие эпитеты. Например: сильные, могучие, прекрасные, гармоничные, одухотворенные…

Да, действительно, глядя на этих людей, невозможно представить себе их без высоких моральных качеств. Прекрасные статуи демонстрируют нам идеал древних греков, воплощённого принципа калокагатии: истинная красота в единстве физического совершенства и духовной красоты.

КРАСОТА - единство ФИЗИЧЕСКОГО и ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВА

Красота вносит мир в сердца, утишает страсти.

Скульптор Фидий говорил: «Когда я читаю «Илиаду» или «Одиссею» Гомера, я представляю людей вдвое более великими». Как вы думаете, что он имел ввиду? А немецкому философу Лессингу принадлежит высказывание: « Там, где благодаря прекрасным людям появились прекрасные статуи, эти последние, в свою очередь, оказывали влияние на первых, и государство было обязано прекрасным статуям прекрасными людьми». Вывод – прекрасное порождает прекрасное. Замкнутый круг.

Красивые люди - прекрасные творения - «Красота спасет мир».

Тогда получается, что безобразное порождает безобразное, т.е., БЕЗ - о б р а з н о е.

2. Объявление темы урока.

Слово учителя. Раскольников - красивый человек? Чье он порождение? Кто виноват в том, что появляются такие герои с такими идеями, которые из человека делают преступника?

Мы рассмотрим более детально облик города, который является и местом действия и одновременно героем романа, попробуем определить степень виновности Петербурга в появлении идей, заставляющих совершить убийство.

Некоторые исследователи утверждают, что не только виновен, а и является соучастником преступления. А также попробуем определить: есть ли прекрасное в произведении? Где, в чем идеал писателя?

3. Основная часть урока.

а. Предоставление необходимой информации :

- Для начала мы познакомимся с нашим героем, Петербургом, посмотрим на него глазами французского путешественника и писателя Теофиля Готье, глазами русских художников 19 века.

Мы увидим с вами Петербург режиссера Кулиджанова, снявшего одноименный фильм по роману Ф.М.Достоевского.

б. Интерактивное задание.

- А теперь, используя материал домашнего задания, опираясь на свои впечатления от просмотра, представьте Петербург, изображённый в романе по следующему плану:

- городские пейзажи;

- портретные характеристики;

- отношение людей друг к другу;

- есть ли у них семьи?

- каковы их жилища?

- что говорят герои о Петербурге?

- закончить предложение: Петербург – это город…;

- определить, в чем – идеал самого Достоевского

в. Объединение детей в группы, распределение ролей для выполнения задания в соответствии с планом, выбор выступающего. Время работы – 5 мин.

г. Выполнение задания в группах.

д. Презентация работы групп учеников: каждая группа представляет один аспект плана, чтобы не было повторений, возможны дополнения. Время на ответ – 1 мин.

- Задание: выберите 3-х персонажей, которые, по-вашему, повлияли на Раскольникова и расположите их в порядке убывания нравственности, объясните свой выбор. Время – 1 мин.

- Записать на доске результаты. Так кто же виноват в большей степени? Ведь, по большому счету, для пострадавших Лизаветы и старухи не имеет значения, кто виноват и что толкнуло Раскольникова на преступление.

е. Рефлексия работы учащихся. Коллективное обсуждение результатов проведенной работы.

Для учителя важно подвести детей к мысли о том, что, несмотря на то, что Петербург Достоевского – город, несущий смерть, в котором нет места гармонии и красоте, а следовательно, добру, истине и гармонии, не может породить прекрасных людей, прекрасные идеи, прекрасные мысли. Петербург – виновник разыгравшейся драмы, он – подстрекатель, но ответственность, все же, за содеянное лежит на Раскольникове. Ведь в Петербурге живут и Соня, и Разумихин, и Полечка…

Конечно, как говорил М.Булгаков, трудно требовать нравственности от людей , живущих в комнатах, где канарейки дохнут от духоты. В Петербурге воскресение Раскольникова к новой жизни невозможно, недаром просветление в душе героя наступает на берегу могучей сибирской реки , далеко-далеко от столицы, на фоне библейского пейзажа, где живут , « в облитой солнцем степи», с точками кочевых юрт,с чуть слышно доносившейся песней совсем другие люди, совсем не похожие на тех, кто окружал Раскольникова.

И, тем не менее, считать Петербург соучастником убийства, по-нашему мнению, не стоит.

Так были ли у Раскольникова соучастники? Конечно же, были. Вернее, был – он сам, со своим злым, по его собственным словам, сердцем, непомерной гордыней, ожесточенным умом.

И если отталкиваться от положения, что мысль материальна, то Петербург всего лишь воплощение мыслей и деяний людей, причем, Петербург Раскольникова – мыслей «безобразных». «Безобразная мечта…»

Так в чем писательский идеал прекрасного, или в романе его нет?

Вариант ответа. Мы догадываемся, что понимает автор под идеалом прекрасного: это и « ясность духа, свежесть впечатлений и честный чистый дар сердца до старости» матушки Раскольникова, и «прекрасные темные глаза» самого главного героя как залог воскрешения его страдающей и бунтующей против несправедливости мира души, и ясные глаза Сони как отсвет ее милосердной веры в то, что человек –« не вошь и не тварь дрожащая», и милое личико Полечки как символ детской чистоты и невинности, одним словом, идеал писателя – в нравственном богатстве души и сердца, одним из условий которого является вера, христианская любовь к ближнему, естественные условия жизни, не уродующих психику и нравственный мир человека.

10. Заключительное слово учителя. Л.Толстой, с творчеством которого вы будете знакомиться, говорил так : «Думай хорошо – и мысли созреют в добрые, т.е., хорошие, поступки. Хочешь изменить что-то в жизни – «стань солнцем, и тебя заметят».

а. Что вас заинтересовало на уроке, что запомнилось, понравилось?

Д.З. Подготовиться к уроку развития речи. Перечитать главы романа Толстого Л.Н. «Война и мир».

Иллюстративный материал:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. С. Кара-Мурза

    Документ
    Мы — свидетели и участники событий космического масштаба. На глазах одного поколения удалось взорвать и, возможно, сломать Россию. Десять веков эта огромная цивилизация соединяла и уравновешивала два главных блока человеческого мира — Запад и Восток.

Другие похожие документы..