Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Р.Г. Пихоя, проф., доктор исторических наук, засл. деятель науки Российской Федерации, зав. кафедрой истории российской государственности Российской ...полностью>>
'Документ'
В современном мире возрастают требования к образованности выпускников школ. Основная задача школы не дать детям новые знания, как это было раньше, а ...полностью>>
'Документ'
Цель: получение должности art-директора, менеджера, креативщика в индустрии развлечений, рекламных компаниях , event-агенствах, ночных клубах, рестора...полностью>>
'Документ'
При засвоєнні теми №1 із змістовного модулю № 1 за навчальну діяльність студенту виставляється оцінка за 4-х бальною (традиційною) шкалою, яка потім ...полностью>>

Методические рекомендации по теме: «Профилактика безнадзорности и подростковой преступности путём организации летнего досуга учреждениями культуры»

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методические рекомендации по теме:

«Профилактика безнадзорности и подростковой преступности путём организации летнего досуга учреждениями культуры», а также информация о положительном опыте работы Республики Татарстан, Магаданской, Омской и Ростовской областей.

Изменения в социально – политической, экономической ситуации в стране, модернизация современного образования, процессы, происходящие в детском и молодежном движении заставляют уделять более пристальное внимание проблемам организации свободного времени подрастающего поколения, в том числе, по организации отдыха, оздоровления и занятости детей. Сегодня как никогда важно заполнить социальную нишу потребностей молодежи в развивающем и творческом досуге.

Важную роль в системе организации досуга играют учреждения культуры. Они являются не только местом отдыха и коммуникаций, но и решают важные социальные задачи в области духовного и патриотического воспитания населения.

Грамотно организованный досуг – это в первую очередь профилактика правонарушений и бездуховности, эмоциональной бедности и интеллектуальной ограниченности.

Министерство культуры Российской Федерации считает организацию плодотворного, интересного и познавательного досуга детей в летний период одним из приоритетных направлений деятельности учреждений культуры субъектов Российской Федерации.

Через систему творческих проектов, при активной взаимосвязи с организациями, специалистами медицинских, юридических, социальных служб, учреждения культуры вносят свой вклад в профилактику безнадзорности и подростковой преступности, формирование здорового образа жизни среди несовершеннолетних.

Организуя работу в летний период времени, учреждения культуры комплексно решают следующие задачи:

- формирование здорового образа жизни;

- создание условий для организации культурного досуга;

- воспитание толерантности, профилактика экстремизма;

- организации комплексных тематических мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и профилактике асоциального поведения (спектаклей, концертов, фестивалей, круглых столов, экскурсий, книжных выставок, бесед, читательских конференций);

- проведение практических занятий и семинаров по проблемам профилактики правонарушений;

- организация и проведение тематических киноакций, пропагандирующих здоровый образ жизни;

- участие работников учреждений культуры в семинарах по организации работы с детьми «группы риска»;

- проведение мероприятий, направленных на патриотическое, эстетическое, гражданско-правовое и духовно-нравственное воспитание.

Комплексное решение организации оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в летнее время обеспечивает создание условий для целесообразного, эмоционально привлекательного досуга детей, удовлетворения их потребностей в новизне впечатлений, общении, а также для развития творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

С целью выявления и распространения лучшего опыта субъектов Российской Федерации по организации летнего досуга Министерство культуры Российской Федерации провело мониторинг.

На основании данных, полученных от органов управления культуры субъектов Российской Федерации, был проведён анализ основных направлений деятельности в сфере культуры по вопросам профилактики безнадзорности и подростковой преступности путём организации летнего досуга. По результатам анализа выявлено, что учреждения культуры как субъекта Российской Федерации, так и муниципальных образований принимают активное участие в разработке и реализации региональных комплексных программ и межведомственных планов по вопросам организации летнего досуга с целью профилактики безнадзорности и подростковой преступности.

Наиболее активно данная работа ведётся в республиках: Татарстан, Чувашия, Адыгея, Карелия, Коми; Красноярском, Ставропольском, Забайкальском, Камчатском, Пермском краях; Амурской, Брянской, Магаданской, Ростовской, Нижегородской, Архангельской, Оренбургской и других областях.

Так например, в Костромской области департаментом культуры разработана ведомственная программа «Организация и культурно-досуговое обеспечение летнего отдыха детей Костромской области в
2011 году», которая предусматривает:

- организацию круглосуточного пребывания детей и подростков на базе государственных и муниципальных учреждений культуры, в загородных центрах отдыха и оздоровления;

- организацию и проведение комплекса культурно-досуговых мероприятий для детей и подростков в период каникул.

Положительным примером может служить так же долгосрочная целевая программа, направленная на профилактику асоциального поведения детей и подростков Брянской области «Дети Брянщины (2011 – 2015 гг.)» (утверждена Постановлением администрации Брянской области от 19.05.2009 № 470), в которой предусмотрены следующие подпрограммы:

- «Здоровое поколение (2011 – 2015гг.)»;

- «Одарённые дети» (2011-2015гг.)»;

- «Дети и семья (2011-2015гг.)» и др.

ТОГУК «Научно-методический центр народного творчества и досуга» были разработаны и внедрены в практику работы учреждений культуры Тамбовской области долгосрочные программы:

- «Мы за здоровый образ жизни»;

- «Гражданином быть обязан»;

- Семейный досуг».

В целях обеспечения отдыха, занятости детей и подростков Министерством культуры Забайкальского края принято распоряжение от 13 мая № 171/р «Об организации летнего отдыха детей и подростков», в соответствии с которым составлен план мероприятий на период летних каникул государственных и муниципальных учреждений культуры в который

включены следующие мероприятия:

- «Радуга детства» - краевой фестиваль детского творчества, посвящённый Дню защиты детей;

- «Сказочные краски детства» - шоу-программа для детей;

- «Детство – разноцветная страна»: с участием писателей – Н.Ярославцева и А.Гордеева;

- мероприятия, проводимые в рамках Пушкинского дня России;

- «Завтра была война» - литературно-музыкальная композиция, посвящённая началу ВОВ;

- «Куда ведут тропинки?» - музейный праздник в рамках программы работы со школьными лагерями и др.

Финансирование организации летнего досуга несовершеннолетних учреждениями культуры в ряде регионов осуществляется в рамках долгосрочных целевых программ.

Так, например, в рамках целевой долгосрочной программы «Развитие образования и науки Архангельской области и НАО на 2009-2012 годы» в 2011 году выделены средства областного бюджета на организацию детской оздоровительной кампании в размере 180 млн. рублей, которые направляются в виде субсидий в муниципальные образования.

В Калужской области на реализацию долгосрочной целевой программы «Организация отдыха и оздоровления детей и подростков Калужской области в 2010 - 2015 годах» в 2011 году составит более 281,0 млн. рублей.

Вместе с тем, несмотря на положительный опыт по реализации комплексных программ по организации отдыха и оздоровления детей, в ряде

субъектов реализация программных мероприятий в сфере культуры не предусматривает целевого финансирования и осуществляется за счёт средств учреждений культуры. В Ставропольском крае объём финансирования на организацию летнего досуга несовершеннолетних в 2011 году составил лишь 25,0 тыс. рублей. В Чукотском автономном округе специальные денежные средства на организацию летнего досуга несовершеннолетних учреждениями культуры на уровне субъекта, муниципального образования, поселения не заложены.

Необходимо отметить опыт учреждений культуры, работающих с детьми на агитплощадках, улицах, дворах, летних оздоровительных лагерях. Специалисты учреждений культуры работают по таким направлениям как: экологическое, физкультурно-оздоровительное, развлекательного характера. Формы мероприятий очень разнообразны: конкурсные программы, туристические походы, концертные программы, развлекательно-игровые программы, тематические программы по борьбе со СПИДом, наркотиками, табакокурением.

Так например, в целях совершенствования досуга несовершеннолетних, расширения спектра предоставляемых культурных услуг специалисты учреждений культуры Омской области проводят социологические опросы и анкетирование на предмет изучения досуговых предпочтений подростков и молодёжи, в том числе «группы риска». С учётом их пожеланий в учреждениях культуры региона появились новые формы работы: кино-кафе, интернет-акции «Компьютеры против наркотиков», рэп-вечеринки.

В целях совершенствования культурно-досуговой деятельности и продвижения инновационного опыта работы распоряжением Министерства культуры Омской области в 2011 году был объявлен областной конкурс на лучшую организацию работы с детьми и молодёжью в учреждениях культуры.

Необходимо отметить, что различные региональные конкурсы способствуют активизации деятельности учреждений культуры по организации летнего досуга детей и подростков

Анализируя деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере культуры можно выделить ряд приоритетных направлений деятельности учреждений культуры по организации летнего досуга детей с целью профилактики безнадзорности и подростковой преступности, таких как:

- создание условий для интересного и полезного досуга детей и молодёжи в учреждениях культуры;

- формирование здорового образа жизни; создание на базе учреждений культуры центров здорового образа жизни; (формирование потребности подрастающего поколения в ведении здорового образа жизни;)

- привлечение большего числа детей и молодёжи к участию в клубных формированиях и мероприятиях и в первую очередь детей, находящихся в социальноопасном положении;

- проведение практических занятий и семинаров с привлечением учёных, медиков, представителей правоохранительных органов по проблемам профилактики правонарушений;

- организация и проведение тематических киноакций, пропагандирующих здоровый образ жизни;

- культурно-досуговое обслуживание Детских домов, интернатов;

- участие представителей органов управления и учреждений культуры в межведомственных комиссиях по организации отдыха детей и подростков, по профилактике правонарушений среди подрастающего поколения;

- проведение мероприятий, направленных на патриотическое, эстетическое, гражданско-правовое и духовно-нравственное воспитание.

Значительное место в организации летнего досуга детей принадлежит любительским объединениям, клубам по интересам. Наиболее популярными становятся клубные формирования для детей и подростков, которые действуют по следующим направлениям: декоративно-прикладное творчество, вокальное, драматическое, хореографическое, спортивное и др.

Одним из важных направлений деятельности клубов является патриотическое воспитание детей и подростков. Так например, в Амурской области повсеместно отмечался День памяти и скорби. Были организованы «Уроки мужества», тематические беседы «Величие народного подвига», выставки рисунков «Моё Отечество – Россия», «41 год», «Скорбим и помним», «Величие народного подвига», возложения венков к памятникам воинам, состоялись встречи детей с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками военного тыла.

Важное место в организации детского досуга занимает проведение творческих фестивалей, в рамках которых подростки могут не только отдохнуть, но и показать своё мастерство. Яркими примерами могут служить такие мероприятия как: Международный фестиваль спектаклей для детей и молодёжи «Минифест» в г. Ростов-на-Дону с участием театров из Германии, Бразилии, Австралии, Японии, США, Болгарии, Италии, Испании, Кореи и многих других стран, Межнациональный фестиваль «Детства яркая палитра» в г. Омске, где приняли участие 30 творческих коллективов национально-культурных объединений учреждений культуры, в г. Пермь ежегодно проходят краевые фестивали «Наш Пермский край», «Песенное поле», «Белые ночи», в рамках фестивалей – проведение экскурсий, творческих встреч, мастер-классов для детей города и края.

Традиционным стало проведение ежегодного областного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Южный ветер» в г. Ростов-на-Дону. В фестивале принимают участие более 1500 ребят из разных уголков Донского края.

Заслуживает внимания такая форма организации летнего отдыха, как профильные смены для одарённых детей и подростков. Так например, в г. Курске в очередной профильной смене «Радуга» приняли участие около 200 одарённых детей, обучающихся в детских школах искусств, детских художественных школах. Республика Карелия традиционно проводит разнообразные летние творческие лагеря-пленэры, международные музыкальные лагеря. Более 80 школьников из Карелии, Мурманска, Архангельска, городов Финляндии, Швеции и Норвегии приняли участие в Международной летней школе творческой молодёжи для одарённых детей Северных регионов. В рамках школы проводятся мастер-классы (музыка, театр, хореография и изобразительное искусство), а также участники посещают все концерты, которые традиционно проходят в это время.

Учащиеся школ искусств г. Петрозаводска принимали участие в различных творческих лагерях Финляндии и Норвегии. Так например, представители хоровых коллективов г. Петрозаводска и г. Санкт-Петербурга занимались вокалом на базе Христианского училища г. Савонлинна (Финляндия), а также проходили мастер-классы с заслуженными артистами России.

Учащиеся детских художественных школ наряду со взрослыми художниками участвуют в организованных Карельским региональным отделением Союза художников России постоянно действующих летних творческих лагерей «Карельские плэнеры».

Практически во всех культурно-досуговых учреждениях субъектов Российской Федерации в летний период создаются досуговые оздоровительные площадки. Основные задачи которых обеспечение полноценного, содержательного досуга детей и подростков, развитие их творческих способностей, привлечение к активной творческой деятельности несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений.

Учреждения культуры осуществляют активную работу по организации обучения, повышения квалификации и переподготовки специалистов в области оздоровления, отдыха и занятости детей. Готовятся методические рекомендации организаторам детского отдыха и оздоровления. Так, для обеспечения методической помощи руководителям клубных учреждений муниципальных образований в работе с несовершеннолетними государственным учреждением культуры Забайкальского края «Учебно-методический центр культуры и народного творчества» в рамках краевой целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиков, их незаконному обороту и алкоголизации населения» изданы:

- сборник «Основы формирования здорового образа жизни»;

- сборник «Социокультурная деятельность по формированию здорового образа жизни: на примере работы культурно-досуговых учреждений некоторых регионов России»;

- сборник «Клуб «Подросток»: скажем наркомании нет!», информационно-методические и сценарные материалы для специалистов КДУ и библиотек, образовательных учреждений.

В Пермском крае проведены семинары-практикумы для специалистов по организации работы в летних оздоровительных центрах и школьных площадках .

Организация летнего досуга детей и подростков является неотъемлемой частью работы библиотек. Анализ мероприятий, запланированных библиотеками на летний период, выявил широкий спектр форм и методов работы с детьми. Это литературные праздники и игры, театрализованные мероприятия, выставки, викторины, конкурсы, беседы, организованные в рамках программы Летних чтений. Тематика проводимых мероприятий многообразна: краеведение, экология, патриотическое воспитание, здоровый образ жизни.

Многие библиотеки реализуют авторские программы, в которых предусмотрена работа как с индивидуальными читателями, так и работа с организованными детьми, посещающими школьные площадки, летние оздоровительные загородные лагеря, клубы. Проведение в рамках программ таких мероприятий как, например, цикл профилактических бесед по правовому воспитанию «По страницам Конвенции о правах ребёнка», «Если человек нарушил закон» , беседы с презентациями за здоровый образ жизни и др., безусловно имеет немаловажное значение в профилактике правонарушений. Так например, с этой целью сотрудники Ростовской областной детской библиотеки им. В.М. Величкиной на основе договоров сотрудничества реализуют авторские программы «Ступени», «Уроки любомудрия» в общеобразовательных учреждениях города.

Библиотеки постоянно совершенствуют свою деятельность в системе правового просвещения населения. Многие библиотеки оборудованы компьютерными комплексами, имеется доступ в ИНТЕРНЕТ. Необходимо дальнейшее развитие центров правовой информации на базе формирующихся сельских модельных библиотек. Положительным примером в данном направлении может служить Липецкая область, где на приобретение компьютерных комплексов и подключения межпоселенческих библиотек к глобальной информационной автоматизированной библиотечной системе «OPAC Global» в 2011 году запланировано выделить более 8,5 млн. рублей (в качестве субсидий).

По организации летнего досуга детей и подростков большую работу проводят государственные и муниципальные музеи. Музеи организуют выставки, экскурсии, лекции, интерактивные занятия, мастер-классы различной тематики. Сотрудники музеев организуют виртуальные посещения музеев детьми и подростками, находящимися в оздоровительных лагерях с использованием современных компьютерных и мультимедийных технологий. Осуществляют выездные краеведческие экспедиции, разрабатывают экскурсионные маршруты по известным местам.

Музеи уделяют в своей работе большое внимание неблагополучным детям, нуждающихся в социальной реабилитации. С этой целью реализуются музейно-педагогические проекты совместно с Центром временного содержания несовершеннолетних преступников, Центром помощи семье и детям, детскими домами, социальными приютами, пришкольными и детскими оздоровительными лагерями. Введены абонементы и льготы на обслуживание школьников, особенно в период каникул. Многие музеи определили день для бесплатного посещения несовершеннолетними музейных экспозиций. Так, Азовский музей-заповедник активно сотрудничает с Комиссией по делам несовершеннолетних. В результате этого сотрудничества были реализованы несколько масштабных проектов. Проведён городской конкурс плакатов, слоганов, эссе «Город, безопасный для меня» (популяризация Закона о введении комендантского часа в Ростовской области).

Работа по профилактике асоциальных явлений среди несовершеннолетних ведётся в течение года, но особенно активизируется в период школьных каникул.

В течение летних каникул в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации реализуются программы временного трудоустройства подростков.

Организаторами временного трудоустройства на муниципальном уровне выступают в том числе и культурно-досуговые учреждения и организации. Реализуется создание временных рабочих мест для подростков на предприятиях и в организациях. Для финансирования временных рабочих мест привлекаются средства районного бюджета и средства, предоставляемые в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. №36.

Отношения между участниками программ временного трудоустройства осуществляются на договорной основе.

Форма организации труда несовершеннолетних граждан, принимающих участие в программе – трудовые отряды.

Основные направления деятельности трудовых отрядов:

- благоустройство территорий города, муниципальных образований;

- приведение в порядок воинских захоронений, мемориалов, братских могил;

- оказание социальной помощи одиноким, больным и престарелым гражданам, ветеранам и инвалидам войн (уборка помещений, доставка продуктов и медикаментов, хозяйственные работы и пр.);

- подсобные работы при ремонт школ, домов культуры;

- экологические работы;

- восстановление и содержание детских спортивных и игровых площадок;

- работа с библиотечным фондом;

- участие в подготовке и проведении культурно-зрелищных мероприятий.

Так например, в ходе реализации этапа «Летняя занятость» Владимирским областным колледжем культуры и искусства, Владимирским музыкальным колледжем проведена разъяснительная работа среди студентов, предоставлена информация о специальных мероприятиях по содействию занятости населения г. Владимира, роздана рекламная продукция.

В целях реализации целевой программы Гороховецкого района Владимирской области «Будущее начинается сегодня» по трудоустройству несовершеннолетних граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации, в учреждениях культуры было трудоустроено 56 подростков в возрасте от 14 до 18 лет, которые занимались благоустройством и озеленением территорий города и района.

Система организации детского досуга, сформированная в сфере культуры, строится в соответствии со следующими основными принципами:

- принцип всеобщности и доступности, который предполагает возможность приобщения, вовлечённости всех детей, подростков и юношества в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих интересов подрастающего поколения, их досуговых предпочтений;

- принцип самодеятельности реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника. Основывается на творческой активности, увлечённости и инициативе детей, подростков и юношества, с одной стороны, и их поощрении, стимулировании организаторами детского досуга, с другой;

- принцип индивидуального подхода, предполагает учёт индивидуальных запросов, интересов, склонностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции;

- принцип систематичности и целенаправленности в организации детского досуга предусматривает целесообразное осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества. Семья, школа, средства массовой информации, досуговые учреждения и др. должны осуществлять деятельность по организации досуга в выходные и будни, во время учёбы и в каникулы на основе чётко разработанной педагогической системы при единстве целей и задач, разнообразия содержания, форм и методов воздействия;

- принцип преемственности в организации досуга означает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта, на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности также предполагает поддержание норм и традиций при переходе детей из одной возрастной группы в другую, из одного воспитательного учреждения в другое;

- принцип занимательности в организации досуга предполагает создание непринуждённого эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой, что превращает его в праздник.

Подводя итоги, необходимо отметить, что организация летнего досуга с целью профилактики безнадзорности и преступности несовершеннолетних – это разносторонняя и многоплановая работа. Здесь важны многие направления. Посредством правильно выстроенной системы взаимодействия культурно-досуговых учреждений и организаций, общественных организаций, ведущих работу с подростками и молодёжью, центрами занятости населения, органами внутренних дел активизируется работа по профилактике асоциальных явлений среди несовершеннолетних, особенно в период школьных каникул. Учреждения культуры субъектов Российской Федерации и учреждения образования в сфере культуры и искусства в течение летнего периода активно организуют мероприятия, направленные на интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие детей, подростков и молодёжи, внося посильный вклад в профилактику безнадзорности и подростковой преступности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по выявлению и профилактике деятельности новых категорий неформальных молодежных движений и объединений в целях предупреждения противоправных и экстремистских проявлений с их стороны содержание

    Методические рекомендации
    по выявлению и профилактике деятельности новых категорий неформальных молодежных движений и объединений в целях предупреждения противоправных и экстремистских проявлений с их стороны
  2. Положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения 41 44 родителей 10. Положение детей-инвалидов и меры по их социальной поддержке 45 50 11. Положение детей вынужденных мигрантов 51 52 >12. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних 53 57

    Реферат
    Настоящий доклад подготовлен в соответствии с распоряжением Губернатора Ставропольского края от 06.04.98 г. №221-р «О подготовке ежегодного доклада «Положение детей в Ставропольском крае» министерством труда и социальной защиты населения
  3. Анализ деятельности учреждений культуры муниципального образования Кущёвский район в 2010 год

    Документ
    Стратегическая цель отрасли – формирование духовно-нравственного человека, гражданина-патриота, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного района, края, страны, уважающего историческое и культурное наследие своего народа.
  4. Методическое пособие подготовлено в рамках образовательной программы Разработка региональной системы профилактики злоупотребления пав детьми и молодежью

    Учебно-методическое пособие
    Мотивы изучения молодежной субкультуры разнообразны. Кто-то стремится таким образом найти способ улучшения своих отношений с детьми, учениками, соседями.
  5. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в современном инновационном учреждении

    Документ
    Яковенко Н. А., зам. директора по УВР МОУ СОШ № 151 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ УЧЕБНЫХ КУРСОВ.

Другие похожие документы..