Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
С появлением новых биомедицинских технологий человечество в очередной раз оказалось на перепутье. Причем от выбора пути будет зависеть не просто соци...полностью>>
'Урок'
Мета. Ознайомити учнів з екологічними проблемами, розкрити суть сучасних екологічних проблем людства, розглянути механізм забруднення довкілля. Основ...полностью>>
'Методические указания'
1.1. Настоящие методические указания устанавливают требования к организации и осуществлению санитарно-эпидемиологического надзора за использованием в...полностью>>
'Памятка'
Лабораторные занятия посвящены изучению ГОСТов, рекомендаций, методик расчетов основных параметров, конструкций и принципов действия ряда приборов и ...полностью>>

Литература XIX века «Мильон терзаний»

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ,

предлагаемые на вступительный экзамен

абитуриентам ЧГПУ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

1. «Мильон терзаний» Чацкого (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

2. В чем смысл названия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

3. Союз «волшебных звуков, чувств и дум» (Мое любимое стихотворение А.С. Пушкина).

4. Идея свободы в творчестве А.С. Пушкина.

5. «Любовь и дружество» в лирике А.С. Пушкина.

6. Мои любимые страницы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

7. «Береги честь смолоду» (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).

8. «Из пламя и света рожденное слово» (Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова).

9. Раздумья М.Ю. Лермонтова о судьбе своего поколения (лирика, проза).

10. «История души человеческой» (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

11. В чем трагедия Печорина? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

12. Почему Н.В. Гоголь назвал свою поэму «Мертвые души»?

13. Трагедия женщины в пьесах А.Н. Островского (по одному из произведений).

14. Народные характеры в творчестве Н.С. Лескова («Очарованный странник», «Левша»).

15. Почему И.С. Тургенев назвал Базарова трагическим лицом?

16. Испытание любовью (по произведениям И.С. Тургенева).

17. «Муза мести и печали» (Некрасов о назначении поэта и поэзии).

18. «Народ освобожден, но счастлив ли народ...» (по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).

19. Обломов и Штольц в романе И.А. Гончарова «Обломов».

20. Правда Раскольникова и правда Сони (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

21. Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

22. Я открываю Достоевского... (по произведениям писателя).

23. «Для чего жить...?» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).

24. Любимые герои Л.Н. Толстого (по страницам романа «Война и мир»).

25. «Сущность ее жизни — любовь» (Наташа Ростова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»).

26. «Мысль народная» в романе «Война и мир».

27. «Он проповедует любовь враждебным словом отрицанья»: сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина.

28. Смешное и трагическое в рассказах А.П. Чехова.

29. Проблема человеческого счастья в произведениях А.П. Чехова.

30. Россия на переломе веков (по комедии А.П. Чехова «Вишневый сад»).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

1. «Роковая родная страна» (Россия в лирике А. Блока).

2. Поэма о революции (А. Блок «Двенадцать»).

3. «Искры во мраке жизни» (ранняя проза М. Горького).

4. Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне».

5. Поиски правды и смысла жизни в произведениях М. Горького.

6. «Я была тогда с моим народом...» (по творчеству А. Ахматовой).

7. «Как прекрасна земля и на ней человек» (по лирике С. Есенина).

8. «Чувство Родины — основное в моем творчестве» (по лирике С. Есенина).

9. Образ Родины в стихах А. Блока, С. Есенина.

10. Любовная лирика С. Есенина.

11. «Я — ваш поэт!» Ваш ли поэт В. Маяковский?

12. «Оружия любимейшего род» (сатира В. Маяковского).

13. Спор о «новом человеке» в сатирических произведениях 20-30-х годов ХХ века (по произведениям М. Булгакова, М. Зощенко, В. Маяковского).

14. Трагическая судьба Мастера (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

15. Счастье, боль и долг любви (Маргарита на страницах романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

16. Трагическая судьба человека в произведениях М. Шолохова.

17. Трагедия личности в тоталитарном государстве (по прозе ХХ века).

18. «На каждом человеке лежит отблеск истории» (Ю. Трифонов): по произведениям литературы ХХ века.

19. Человек на войне (по произведениям современной литературы).

20. Русскому солдату посвящается... (по произведениям о Великой Отечественной войне).

21. Человек и природа в современной литературе.

22. Как человеку Человеком быть (нравственные проблемы в современной прозе).

23. Размышляя над прочитанным... (по произведениям современной литературы).

24. Человек и его время в рассказах А.И. Солженицына.

25. Любовь и смерть в рассказах И. Бунина.

СВОБОДНЫЕ ТЕМЫ

1. «Учатся у тех, кого любят» (размышляя о профессии учителя).

2. Школа вчера, сегодня, завтра.

3. Что дает людям искусство?

4. Моя читательская биография.

5. Учитель — профессия или призвание?

6. «История — наставница жизни» (Цицерон).

7. Легко ли быть молодым?

8. Кинофильм, который остался у меня в памяти...

9. «Куда несет нас рок событий...» (размышляя о современном состоянии общества).

10. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно» (А.С. Пушкин).

11. Проблема «отцов и детей» сегодня.

12. «Все прогрессы реакционны, если рушится человек» (А. Вознесенский).

13. Учитель, которого ждет современная школа.

14. Мое поколение.

15. Кумиры современной молодежи.

16. Прекрасное вокруг нас.

17. «Человек создан природой для мира, а не для войны» (Ф. Рабле).

18. Размышления о судьбе русского языка сегодня.

19. Милосердие — самое благородное чувство человека.

20. Что с нами происходит? (раздумья о нас и нашем времени).

Шкала оценивания результатов

вступительного экзаменасочинения

1.

Тема раскрыта полно и всесторонне, сочинение написано грамотно; допустимое количество ошибок - 1 орфографическая, 1 пунктуационная, 1 речевая

5 баллов

2.

Тема в основном раскрыта, но положения работы не всегда аргументированы; допустимое количество ошибок - 2-3 орфографических, 3-4 пунктуационных, 2-3 речевых

4 балла

3.

Тема раскрыта неглубоко, многие положения работы не аргументируются; допустимое количество ошибок - до 5 орфографических, 6 пунктуационных, 5 речевых

3 балла

4.

Тема раскрыта поверхностно, анализ подменяется пересказом; допустимое количество ошибок - до 6 орфографических, до 7 пунктуационных, до 7 речевых

2 балла

5.

Тема практически не раскрыта, общее количество ошибок - свыше 20

1 балл

6.

Сочинение не соответствует теме, общее количество ошибок - свыше 20

0 баллов

Общая оценка

КАК НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ

(советы абитуриенту)

Сочинение является показателем интеллектуальной и нравственной зрелости человека. Независимо от того, какую учительскую специальность вы избрали, вы обязательно сдаете письменный экзамен по русскому языку и литературе (сочинение), этот экзамен — один из наиболее ответственных. На нем вы должны показать не только знание литературного материала, но и умение четко и последовательно излагать мысли, выражать собственное отношение к предложенной теме.

Сочинение на вступительном экзамене в вузе в принципе не отличается от сочинения в школьных условиях, темы предлагаются в соответствии с программой по литературе средней школы.

Но надо иметь в виду следующее:

1. Абитуриенту предлагается на выбор пять тем: по русской литературе первой половины, второй половины 19 — 20 веков, по современной литературе и свободная.

2. На письменный экзамен по русскому языку и литературе отводится четыре астрономических часа. Важно так построить работу, чтобы уложиться в это время.

3. Пользоваться текстами художественных произведений не разрешается.

4. План и эпиграф к сочинению не влияют на его оценку.

5. Оптимальный объем сочинения — 4-5 страниц школьной тетради.

6. В отличие от школьной практики, где сочинение оценивается двумя оценками (первая — за содержание, вторая — за грамотность), на вступительном экзамене выставляется одна оценка. При этом учитываются фактические, логические, речевые, орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.

Выбор темы — довольно сложная и ответственная задача. Тема, подобно компасу, определяет всю работу над сочинением. Чтобы быстро и правильно выбрать тему, целесообразно провести ее понятийный анализ, который включает:

1) осмысление каждого слова в формулировке темы, при этом основное внимание следует обратить на литературоведческие термины, если они встречаются, так как они несут основную смысловую нагрузку (образ, конфликт, композиции, новаторство, лирический герой и др.);

2) определение главной мысли (идеи) вашего сочинения.

По своим формулировкам темы сочинений делятся на три группы: темы-вопросы, темы-суждения, нейтральные темы.

Темывопросы. Ответ на вопрос является главной мыслью сочинения. В этом случае главную мысль (идею сочинения) вы определяете сами:

Прав ли Чацкий, считая Молчалина глупцом? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

Почему И.С. Тургенев назвал Базарова трагическим лицом? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

Темысуждения. В такой формулировке уже выражена идея сочинения. Ваша задача — подобрать аргументы для ее обоснования.

Татьяна — любимая героиня А.С. Пушкина (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).

«Лермонтов — то явление в поэзии, которое принято называть чудом» (С. Наровчатов).

Нейтральные темы. Чаще всего абитуриентам предлагают нейтральные темы. Они дают широкий простор для самостоятельности. Автор сам определяет проблему, заключенную в теме, сам разрешает ее, т.е. формулирует основную мысль сочинения, сам подбирает аргументы.

Духовный мир любимых героев Л. Толстого (по роману «Война и мир»).

Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне».

После осмысления темы сочинения, когда очерчены его границы и сформулирована его главная мысль, следует определить тип сочинения. Это позволит вам уточнить цель вашей работы, выделить в ней главное и соответствующим образом организовать материал.

По своим формулировкам темы сочинений на вступительных экзаменах в вуз делятся на две группы. К первой относятся сочинения на литературную тему (по художественным произведениям, изученным в школе и прочитанным самостоятельно), ко второй группе — сочинения на свободную тему. Внутри этих групп выделяются различные типы сочинений.

Сочинения на литературную тему.

1. Сочинения о личности писателя, о значении его творчества:

«Если душа родилась крылатой...» (судьба и творчество М. Цветаевой).

«Сокровенный» Андрей Платонов.

Эти темы ориентируют на общую оценку личности и творчества писателя, его вклада в развитие литературы. При раскрытии их особое значение имеет ярко выраженное мнение пишущего о личности и творчестве писателя. Автор сочинения совершенно свободен в выборе произведений, фактов биографии, черт личности писателя, о котором рассказывается в сочинении.

2. Сочинения теоретико-литературного и историко-литературного характера.

Сочинения такого типа чаще всего предлагают на вступительных экзаменах на гуманитарные факультеты. Как правило, сочинения такого типа связаны с анализом идейно-художественных особенностей произведений:

Пейзаж в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Система образов в комедии А.П. Чехова «Вишневый сад».

В формулировках этих тем, как правило, присутствуют литературоведческие термины, с которыми абитуриент должен быть знаком. Раскрывая такую тему, важно показать свое понимание специфики литературы как искусства слова.

3. Сочиненияхарактеристики.

Этот тип предполагает характеристику героя или героев в четко заданном направлении. Различают индивидуальные характеристики (рассуждения об одном литературном герое), сравнительные (сравнение двух литературных героев), групповые (обобщающие характеристики литературных героев), творческие характеристики (сочинения, требующие раскрыть личное отношение к герою):

Печорин в его отношении к миру и к собственной личности («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова).

Обломов и Штольц в романе И.А. Гончарова «Обломов».

Крестьянские типы и характеры в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Мое понимание трагедии Р.Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

4. Темы проблемного характера.

Чаще всего на вступительных экзаменах предлагаются темы проблемного характера, которые предполагают освещение вопросов, проблем, представленных в произведении.

Нравственные проблемы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

«Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Абитуриент должен не только показать, в чем суть той или иной проблемы, но и объяснить, как эта проблема раскрывается художественно, т.е. непосредственно в тексте произведения. Без знания текста, без использования цитат (хотя ими не следует увлекаться) не может быть полноценного сочинения.

5. Большинство тем по современной литературе представляют собой темыобзоры.

«Рукописи не горят» (на материале произведений возвращенной литературы).

Человек в современном мире (по произведениям Ч. Айтматова, В. Астафьева, В. Распутина и др.).

Анализируя такие темы, следует обратить особое внимание на текст, помещенный в скобках, который конкретизирует предложенные темы; определяет временные рамки и ту группу произведений, на которую следует опираться автору сочинения. Типичной ошибкой сочинений, в основу которых положен анализ нескольких произведений, является то, что работа распадается на несколько изолированных друг от друга частей. При этом главная мысль сочинения выражена нечетко, линии сопоставления различных произведений на одну тему не обозначены.

Сочинение-обзор не предполагает детального анализа произведений. Главная цель работы — раскрыть те проблемы, которые включают в себя достаточно широко сформулированные темы сочинений данного типа.

6. Сочинения на свободную тему.

Свободная тема больше, чем литературная, требует выражения личностного отношения к ней. По своему содержанию эти темы разнообразны: они могут быть этическими («Какие нравственные ценности для меня наиболее значимы»), эстетическими, т.е. связанные с миром искусства («Вечное и исторически переходящее в художественной литературе», «Музыка в моей жизни»), могут вносить социально-политический и исторический характер («Размышляя о России...»). В особую группу можно выделить сочинения, связанные с профилем вуза, в который вы поступаете, избранной специальностью («Учитель в моей жизни», «Что мы должны нести детям сегодня»).

Свободные темы открывают вам широкий простор для выбора материала (литературного, публицистического, научного), нестандартного, оригинального его освещения, выражения собственной точки зрения. В сочинениях на свободную тему больше всего ценится общая эрудиция, самостоятельность, неординарность мышления абитуриента, его умение нешаблонно выражать свои мысли.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Литература XIX века: 10-30-е годы. М., 2001. Манн Ю. В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма: Учебное пособие для вузов. М., 2001. Дополнительная История русской литературы ХIХ века

    Литература
    – М., 1980. Кошелев В.А. «Онегина воздушная громада» Литература в школе, 1998. - № 8; 1 . - № 1; . - № 3. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
  2. Краткий курс лекций по литературе XIX века (второй семестр) для студентов первого курса промышленно-гуманитарного колледжа нпи юргту

    Курс лекций
    Методическое пособие по подготовке к практическим занятиям и выполнению письменных работ по литературе для студентов Промышленно-гуманитарного колледжа Волгодонского института ЮРГТУ.
  3. Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году Темы сочинений по литературе ХIХ века

    Перечень тем сочинений
    "Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы" (Ф.
  4. Литература для проведения экзамена по литературе предлагаются билеты для общеобразовательных школ (1-й вариант и 2-й вариант), школ с углубленным изучением предмета (1-й вариант и 2-й вариант) и национальных школ

    Литература
    Для проведения экзамена по литературе предлагаются билеты для общеобразовательных школ (1-й вариант и 2-й вариант), школ с углубленным изучением предмета (1-й вариант и 2-й вариант) и национальных школ.
  5. Литература (56)

    Литература
    Рабочая программа по литературе для 9 клас­са к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, И.С. Збарского* составлена на ос­нове федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и автор­ской программы .

Другие похожие документы..