Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Пространство линейных ограниченных операторов....полностью>>
'Документ'
Две фигуры на протяжении всего романа полностью занимают наш интерес и внимание: это Онегин и Татьяна. Но есть еще одно действующее лицо. По своему зн...полностью>>
'Программа'
Определение и виды ИТ-консалтинга. Методы ИТ-консалтинга. Организация проекта ИТ-консалтинга. Управление проектом внедрения программных продуктов на ...полностью>>
'Программа'
Конференция будет посвящена актуальным проблемам возрождения российской текстильной и легкой промышленности на основе внедрения новейших научных разр...полностью>>

Социокультурные аспекты политики

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция 12. Социокультурные аспекты политики

  1. Политическая культура: понятие и роль в жизни социума

а) структура политической культуры. Политический миф, политический символ, политический стереотип

б) типы политической культуры (активистская, патриархальная, подданническая, гражданская, гомогенная, фрагментарная, смешанная, искусственно гомогенная, субкультура)

в) функции политической культуры: идентификация, ориентация, адаптация, социализация, интеграция, коммуникация

г) политическая социализация и ее этапы (политизация, персонализация, идеализация, институционализация), формы и агенты политической социализации.

  1. Политическое поведение и участие

а) сущность и формы политического поведения

б) политическое участие: его основные типы и формы

в) электоральное поведение в России.

  1. Современные политические идеологии

а) политическое знание

б) структура, функции и уровни политической идеологии

в) основные идеологии современности (консерватизм, неоконсерватизм, либерализм, неолиберализм, социал-демократизм, коммунизм, фашизм, национализм, анархизм, идеократия, медиакратия, феминизм, «русская идея»).

Понятие политической культуры раскрывает дополнительные черты субъективной стороны политики. Политическая культура – явление сложное и многообразное, и занимает особое место в мире политического. Термин «политическая культура» был впервые употреблен немецким философом-просветителем в XVII в. И. Гердером. В российской политической мысли этот термин встречается у историка В. И. Герье в XIX в. Впоследствии данная категория использовалась довольно активное в политических исследованиях различных направлений.

Основные теории политической культуры сложились в 50 – 60-е гг. XX в. Особая заслуга в изучении политической культуры принадлежит Г. Алмонду и его коллеге С. Вербу.

Политическая культура = обусловленный ценностными представлениями человека о политических явлениях и воплощенный на практике кодекс его поведения или же стиль его деятельности как субъекта политической власти. Это совокупность средств, каналов, моделей поведения, через которые осуществляется вхождение человека в политику и его деятельность в ней. Политическая культура служит каналом взаимодействия личности и политической власти. политическая культура – это комплекс тех элементов общественного сознания и общей культуры, которые оказывают значительное влияние на формирование и развитие политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом и политическому поведению населения в частности. Каждому конкретному обществу соответствует своеобразная базисная модель политической культуры, которая проявляется в специфических формах. Сегодня существует множество определений политической культуры. Все они, так или иначе, отражают различные стороны политической культуры и имеют право на существование.

В научной литературе понятие «политическая культура» употребляется в широком и узком смысле слова (см. схему № 1):

Схема № 1

Употребление термина «политическая культура»

в широком

  • духовная культура страны, связанная с общественно-политическими институтами и политическими процессами

  • политические традиции

  • действующие нормы политической практики

  • идеи, концепции, убеждения;

  • ориентации и установки людей в отношении существующей системы в целом

в узком

  • система политического опыта, знаний, установок, взглядов, стереотипов, концепций, образцов поведения и функционирования политических субъектов;

  • зрелость и компетентность граждан в оценках политических явлений; форма политической этики, поведения, поступков и действий людей

Таким образом, политическая культура есть совокупность позиций, ценностей и кодекса поведения, касающегося взаимных отношений между властью и гражданами. Следовательно, к политической культуре можно отнести:

  • знание политики, фактов политической жизни, заинтересованность ими;

  • оценку политических явлений, оценочные суждения, касающиеся того, как должна осуществляться власть;

  • эмоциональную сторону политических позиций (например, любовь к родине, ненависть к врагу и т. п.);

  • признание в данном обществе образцов политического поведения, которые определяют, как можно и следует поступать.

Политическая культура – часть духовной культуры общества. Это интегральная характеристика политического образа жизни страны, социальной группы, личности.

Политическая культура сложное многоуровневое явление. Структурно она представляет собой единство политических знаний, политического сознания, политических убеждений и ценностей, а также политических действий. В целом в структуре политической культуры выделяются познавательный, нравственно-оценочный и поведенческий элементы.

Познавательный элемент – политические знания, политическая образованность, политическое сознание, способы политического мышления.

Поведенческий элемент – осознанное участи граждан в обсуждении проектов государственных документов и актов при проведении референдумов и плебисцитов; формы и степень участия в политической жизни общества; формы и уровень взаимодействия с государственными институтами и общественными организациями; тип электорального поведения, а также членство в политических партиях и общественно-политических организациях; участие в других конкретных видах, кампаниях, мероприятиях общественно-политической деятельности.

Нравственно-оценочный элемент – определенное суждение и мнение о политических объектах, которые требуют применения по отношению к политическим объектам и событиям оценочных критериев.

Важными компонентами политической культуры являются стереотипы, которые формируют чувство политической идентичности с группой. Стереотип деформирует образ общественных явлений и суммирует мнение социальной группы. Для стереотипов характерна эмоционально-оценочная окрашенность.

Еще один компонент политической культуры – миф. Политические мифы – набор представлений, опирающихся главным образом на эмоциональную почву. Миф дает индивиду шанс идентификации с целями и ценностями, выходящими за сферу его повседневного опыта.

Важным элементом любой политической культуры являются политические символы – условные образы важнейших политических идеалов, важнейшие средства их пропаганды и утверждения.

Особое место в политической культуре занимает идеология.

Политическая культура под влиянием общественных условий, норм и образцов поведения граждан вырабатывает и совершенствует свои внутренние черты и свойства, имеющие как всеобщее, так и типично групповое значение для отдельных стран, слоев, наций, регионов и других субъектов политической жизни.

Для анализа политической культуры используется понятие типа (модели) политической культуры, фиксирующее наиболее общие черты поведения и политического мышления людей, живущих в определенный момент истории, одной исторической среде и обладающих сходными стереотипами поведения, реакциями на события и политические стимулы.

Оснований для выделения типов может быть несколько и поэтому типология политических культур разнообразна. В зависимости от критериев для основания выделяют типы культур:

  1. формационный критерий

  • рабовладельческая

  • феодальная

  • капиталистическая

  • социалистическая

  1. основные типы политической культуры (Г. Алмонд и С. Верб)

  • патриархальная (отсутствие в обществе, где она господствует, интереса к политической системе)

  • подданническая (сильная приверженность к существующим в стране политическим институтам и режиму власти, сочетающаяся с низкой индивидуальной активностью населения)

  • активистская (заинтересованность в политической системе и активное участие в ней).

  1. политический режим

  • демократическая

  • авторитарная

  • тоталитарная

  1. социальная структура общества

  • культура каждого социального слоя общества (рабочий класс, бизнесмен, мужчины и женщины и т. п.); в этом случае речь идет о субкультуре.

Политическая культура личности основывается на политической культуре общества и группы, в которую она входит, являясь ее частью. Однако иногда личностное восприятие политических ценностей может не совпадать с принятым в данном обществе либо совпадать, но не в полной мере, т. е. политическая культура личности не полностью сводима к политической культуре общества в целом или социальной группы.

В процессе политической культуры сформировались и развивались ее функции:

  • познавательная

  • нормативно-ценностная

  • воспитательная

  • мобилизационная

  • интегративная

  • коммуникативная

  • регулятивная.

Основные пути формирования политической культуры:

  1. духовно-идеологическая, образовательно-просветительская деятельность государства, политических партий, церкви, СМИ, общественно-политических организаций и движений;

  2. стихийное воздействие на уровне обыденного сознания в кругу друзей, в семье, трудовом коллективе и т. д.;

  3. вовлечение граждан в практику общественно-политической жизни общества.

Принято выделять политические и неполитические субъекты формирования политической культуры в обществе.

Политическая культура формируется в процессе политической социализации.

Политическая социализация = усвоение идей, взглядов и образцов поведения и формирование на этой основе необходимых личностных политических качеств, а также приобретение навыков политической деятельности. Политическая социализация представляет собой двуединый процесс:

фиксирует переход демонстрирует,

требований политической системы как личность избирательно

во внутреннюю структуру осваивает эти традиции

личности в форме определенных и воззрения, закрепляя их

норм, ценностей, ролевых в тех или иных формах

ожиданий и т. п. политического поведения и

влияя на власть

Социализация – процесс избирательный, в ходе которого идет освоение тех норм, ценностей, ориентаций и моделей поведения в политике, которые в наибольшей степени соответствуют интересам, психологии им жизненному опыту участников политического процесса. Формирование политической культуры и политическая социализация идут практически на протяжении всей жизни человека.

Существуют критерии, с помощью которых можно измерить уровень политической культуры конкретной личности на данном временном отрезке. В целом выделены три показателя, которые определяют соответствующие уровни сформированности политической культуры личности.

Показателем первого уровня политической культуры личности является политическое познание, включающее такие элементы: а) уровень внимания к политическим событиям; б) обладание информацией и наличие собственного мнения; в) уровень компетентности в сфере политики.

Показатели второго уровня – отношение к политике и политической системе. Здесь важны такие моменты: а) оценка деятельности властей; б) частота обсуждения политических проблем с друзьями, родственниками, знакомыми и др.; в) уровень национальной гордости за политическую систему страны, за ее успехи в разных областях, за положение страны на международной арене.

Показатели третьего уровня (самого высокого) – степень участия в политической жизни общества. Данный уровень политической культуры предполагает: а) уровень политической активности личности; б) формы участия в политической жизни; в) участие в государственной политике или в органах местного самоуправления; г) степень веры людей в том, что они способны оказывать влияние на политические решения и выбор методов такого влияния.

Политическая культура современной России очень сложное и противоречивое явление: ломка привычных ценностей старого поколения, мозаика различных типов культур, масс-медийная картина политической реальности и влияние ее на различные группы и слои.

Литература

  1. Ачкасов В. А. «Взрывающаяся архаичность»: традиционализм в политической жизни России. - СПб., 1997.

  2. Баталов Э. Я. Политическая культура американского общества. – М., 1990.

  3. Бурдье П. Социология политики. – М., 1993.

  4. Гаджиев К. С. Консерватизм: современные интерпретации. – М., 1990.

  5. Гардинар И. Б. Политическая культура: мировоззренческое измерение. - СПб., 1996.

  6. Зарубежная политология. – М., 1998.

  7. Зиновьев А. Запад. Феномен западничества. - М., 1994.

  8. Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. - М., 1995.

  9. Каменец А. В., Онуфриенко Г. Ф., Шубаков А. Г. Политическая культура России. - М., 1997.

  10. Мухаев Р. Т. Политология: Учебник для вузов. - М., 1997.

  11. Общая и прикладная политология /Под общ. Ред. В. И. Жукова, Б. И. Краснова. - М., 1997.

  12. Одайник В. Психология политики. – М., 1006.

  13. Опыт русского либерализма. Антология. - М., 1997.

  14. Пивоваров Ю. С. Политическая культура. Методологический очерк. - М., 1996.

  15. Политическая культура: теория и национальные модели. - М., 1994.

  16. Политическая теория и политическая практика. Словарь-справочник. – М., 1994.

  17. Политическая энциклопедия: В 2 т.- М., 1999.

  18. Политическое сознание: особенности и тенденции. – М., 1991.

  19. Политология: Учебник для вузов /Под ред. М. А. Василика. - М., 1999.

  20. Политология: Курс лекций /Под ред. М. Н. Марченко. - М., 1997.

  21. Рормозер Г., Френкин А. А. новый консерватизм: вызов для России. - М., 1996.

  22. Рормозер Г. Кризис либерализма. - М., 1996.

  23. Российская повседневность и политическая культура: возможности, проблемы и пределы трансформации. - М., 1996.

  24. Сирота Н. М. Современные политические идеологии. - СПб., 1995.

  25. Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. - М., 1996.

  26. Ценности культуры и современная эпоха. – М., 1990.

  27. Щегорцев В. Л. Политическая культура: модели и реальность. – М., 1990.

  28. Юрьев А. И. Системное описание политической психологии. - СПб., 1996.

Политическое поведение = совокупность действий и поступков, предпринимаемых субъектом политики по отношению к политической практике. Способы политического поведения различны. Основные схемы объяснения политического поведения основываются на психологических концепциях. Одним из первых направлений, исследовавших политическое поведение был бихевиоризм, рассматривающий политическое поведение как систему ответных реакций на политические стимулы среды. Бихевиористы, прежде всего, изучали зависимость политического поведения от политических потребностей, чувств, влечений. В качестве основных факторов, стимулирующих политическое поведение, обычно называют политико-экономическую систему общества, социальную структуру общества, национальные отношения, политическую культуру, формальные и неформальные общности и т. д. Ответами на воздействие этих стимулов служат политические контакты и дискуссии, голосование и выборы, мнения о политике и участие в других формах, актах политической деятельности.

Современная политология обращает особое внимание на социокультурные аспекты политики: ценности, культурные аспекты социальной действительности, мировоззрению человека.

Таким образом, политические действия и поступки зависят от:

  • социально-психологической настроенности человека (людей)

  • культуры человека

  • воспитанности

  • личностного восприятия окружающей среды

  • уровня сознания и самосознания.

Политическое поведение – элемент социального поведения. Оно определяется политическими интересами личности. основной объект этих интересов – политическая власть.

В основе политического поведения лежат осознанные и неосознанные мотивы.

Политическое поведение всегда имеет конкретного носителя: как отдельный индивид, так и социальная группа, государство или блок государств, политическая партия или другая политическая организация.

Политическое поведение подразделяют на два основных вида: открытое (политическое действие – часть социального действия вообще) и закрытое (политическая иммобильность – выключенность из политических отношений).

Политическое поведение можно классифицировать как социально осмысленное; ценностно-ориентированное; аффективное и традиционно обусловленное.

Поведение может быть прямым (непосредственно направленным на объект) и косвенным (опосредованным).

Кроме того, в политологии выделяются: правомерное (не противоречат нормам и принципам данного общества), экстремистское (несанкционированные или насильственные действия против существующего строя, призывы к насилию, национализм, терроризм и др.) и отклоняющееся поведение (не соответствие образцам и нормам общества).

Также в политической науке принято выделять массовое и индивидуальное политическое поведение. В большинстве случаев политическое поведение – массовое. Следовательно, необходимо знать черты массы.

Основные характеристики массы:

  • статичность (нет целостного образования)

  • разнородность состава (неупорядоченность отношений)

  • ситуативность

  • аморфность (нет внутренней организации и структуры).

Существует два основных типа массы: публика (формируется на основе интеллектуального взаимодействия) и толпа (на основе физического взаимодействия; основные черты: скученность на ограниченном пространстве, относительная длительность совместного пребывания в одном месте, отсутствие контроля над взаимодействием, что создает возможность стремительного заражения – взаимной передачи чувств между собравшимися индивидами).

Регуляция политического поведения очень сложный процесс.

Политическое участие: его основные типы и формы и электоральное поведение в России – самостоятельно.

Термин «идеология» был введен в н. XIX в. французским мыслителем Легюстом де Тресси (1754 – 1836 гг.) и происходит от греческого «идея», «понятие» и означает совокупность политико-правовых и нравственно-философских взглядов на общественно-историческую действительность. Довольно часто в общественных науках используется вместо термина «идеология» термин «общественное сознание», в котором принято различать два уровня массовое поведенческое сознание и теоретическое. С теоретическим уровнем и отождествляют понятию «идеологию», однако это не одно и тоже.

Политическая идеология = система идей, взглядов, представлений, обосновывающая притязания какой-либо группы на власть или ее использование и предусматривающая поэтому ту или иную стратегию политических действий. Политическая идеология в целом имеет такие структурные элементы: а) программные установки; б) стратегия реализации программных установок; в) пропаганда; г) конкретные по реализации программы. Политическая идеология выполняет определенные функции в обществе.

Исторически возникли, формировались и развиваются разные виды политических идеологий: классического либерализма, консерватизма, утопического и научного социализма, современной социал-демократии, национализма, радикализма и т. д.

Либерализм – комплекс принципов и установок, которые лежат в основе программ политических партий, правительств, социально-политических доктрин. Идеология классического либерализма была подготовлена философией гуманизма и Просвещения (конец XVII-XVIII в. – Д. Локк, Вольтер, Д. Юм, И. Кант, Ш. Монтескье, Б. Франклин, Т. Джеферсон, А. Смит, Д. Дидро; в XIX в. идеи были развиты И. Бентамом, Дж. Милем, Т. Х. Грином, Л. Хобхаузом и др.). Основные идеи либерализма можно свести к следующим: идея самоценности индивида и его ответственности за свои действия; частная собственность как необходимое условие индивидуальной свободы; свободный рынок; конкуренция и предпринимательство; разделение властей; правовое государство; гарантии основных прав и свобод личности; всеобщее избирательное право.

Консерватизм – приверженность к необходимости сохранения традиционных правил, норм, иерархии власти, социальных и политических структур и институтов. Впервые основные положения консерватизма были сформулированы в работах английского философа Э. Берка (1729 – 1797 гг.). Сам термин «консерватизм» вошел в обиход после основания французским писателем Р. Шатобрианом в 1815 г. журнала «Консерватор».

В 70-е гг. XX в. сформировалось новое консервативное течение – неоконсерватизм. Его сторонники в принципе признают необходимость вмешательства государства в экономику и принятие им на себя целого ряда социальных, политических и идеологических функций. Неоконсерватизм воспринял от либерализма идею общественного прогресса, социальной и политической активности человека, демократизации политики.

Социализм – как идейно-политическое течение и идеология сформировался первоначально в утопической форме. Наиболее яркими представителями утопического социализма были англичанин Р. Оуэн (1777 – 1858 гг.), французы Ш. Фурье (1772 – 1837 гг.) и А. Сен-Симон (1760 – 1825 гг.). Научный социализм возник в 40-е гг. XIX в. Его создателями были К. Маркс и Ф. Энгельс. Они обосновали идею революционного преобразования общества.

Несколько позже появилась «демократическая» модель социализма. Это понятие стало использоваться с конца XIX в. основополагающей установкой демократического социализма была ориентация на постепенное реформирование общества.

После второй мировой войны начинается новый этап в истории демократического социализма. Сторонники этого социализма стали называть себя социал-демократами. Они привержены таким основным положениям, как политический плюрализм, частнокапиталистические рыночные принципы экономики, государственное регулирование экономики, социальная защита неимущих слоев населения, обеспечение максимального уровня занятости и т. п.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Социокультурные аспекты развития просветительства на Северном Кавказе (вторая половина XVIII начало XX вв.) (1)

    Автореферат
    Защита состоится «20» февраля 2008 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 21244801 в Северо-Осетинском государственном университете имени К.
  2. Социокультурные аспекты развития просветительства на Северном Кавказе (вторая половина XVIII начало XX вв.) (2)

    Автореферат
    Защита состоится «20» февраля 2008 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 21244801 в ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.
  3. Социокультурные аспекты реформирования российского образования в контексте европейской интеграции

    Автореферат
    Защита состоится 15 марта 2007 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д-502.006.07 по философским наукам в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, Москва, проспект
  4. Становление генетики человека в СССР в первой половине ХХ в.: Теоретические и социокультурные аспекты

    Документ
    Защита диссертации состоится 7 июня 2011 г. в 11:00 часов на заседании диссертационного совета Д 002.051.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Учреждении Российской академии наук Институте истории естествознания и техники им.
  5. Социокультурные предпосылки возникновения социологии религии

    Документ
    Предметом науки о религии не является предмет религиозной веры, “священное”, Бог или боги. Она изучает религию в реальном контексте культуры, в ее связи и взаимодействии с другими областями жизни и деятельности человека: как и какой

Другие похожие документы..