Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Проблемы и перспективы глобализации экономики России на пороге XXI века: Сборник тезисов докладов региональной научно-практической конференции, апрель...полностью>>
'Конкурс'
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении открытого конкурса литературного творчества на лучшее произведение среди читателей и жителей города Ростова и Ростовского райо...полностью>>
'Документ'
В классах под каждый вид деятельности избирается орган самоуправления с учетом того, чтобы каждый учащийся выходил в тот или иной орган. Каждый член ...полностью>>
'Документ'
В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местног...полностью>>

Одна из главных задач сегодняшней школы это экологическое воспитание, формирование экологической культуры школьника

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Использование возможностей изучаемых произведений о природе в экологическом воспитании школьников

Преподаватель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №1»

БИКБАЕВА Л.К.

.

Введение

Одна из главных задач сегодняшней школы - это экологическое воспитание, формирование экологической культуры школьника. Экологическое образование строится по принципу непрерывности, то есть охватывает начальную школу, среднюю ступень и старшие классы .Проблема сохранения окружающей среды стоит в одном ряду с проблемой сохранения мира. Наше общество делает первые шаги в решении экологической проблемы, мы только-только начинать отходить от лозунга "Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача. И хотя результаты насилия над природой потрясают (вырубленные леса, загрязнённые воды, погубленные озёра, задыхаю­щиеся от промышленных выбросов города и т.д.), культура взаимоотношений с природой в нашем обществе ещё не выработана. "То, что в природе все взаимосвязано, мы начали понимать только теперь, да и то не каждый», - пишет писатель В. Белов. Нам до сих пор кажется , что природа неисчерпаема. Мы все ещё убеждены, что она вынесет любое наше деяние и сама по себе залечит любую рану. Какое поразительное легкомыслие, какое безответственное мироощущение, свойственное детскому возрасту!"

Школа должна уже сегодня нести ответственность за воспитание людей, готовых держать в своих руках экологическое будущее страны.

Природоохранительное просвещение нужно вести на всех уроках, в том числе и на уроках русского языка и литературы. Цель его - воспитать б детях доброе отношение к природе, любовь к родному краю, чувство ответственности за все то, что нарушает экологию.

На своих уроках я последовательно и систематически осуществляю экологическое воспитание, подбирая соответствующие тексты, вводя их б ткань урока, задавая вопросы, привлекающие внимание к данной проблеме, предлагая определённые темы для классных и внеклассных творческих работ, для диспутов на экологическую тему.

Рассматривая проблему экологического воспитания применительно к урокам русского языка, приведу примеры некоторых приёмов, которые помогут более целенаправленно её решить.

-2-

Экологическое воспитание на уроках русского языка

1) Использование поэтических и прозаических текстов о природе. Содержание работы определяется потенциальными возможностями тек­стов: а) упражнений из учебников, б) специально подобранных мате­риалов с учётом задач экологического воспитания, в) специально составленных самим учителем материалов. Стараюсь, чтобы организация работы была такой, при которой взятый текст не был бы чужеродным уроку русского языка, а обогащал его своим содержанием и помогал с интересом выполнять учебные задачи.

Стихи для детей разных авторов как прошлых лет, так и современ­ных позволяют привлечь внимание к живому миру, особенностям его обитания, связи с человеком. К примеру, стихотворение Гельдыева в переводе Юрия Кулака, конечно, вызывает доброе чувство у школьников.

Зайчонок.

Эй, зайчонок, эй, зайчонок!

Ты пугливее девчонок!

Вылезай-ка из норы

Да беги за мной с горы.

Жить ты будешь во дворе,

Не в норе, а в конуре.

Разве можно вырасти

В темноте да сырости?

Угощу капустой

Да морковкой хрусткой,

Яблок дам мочёных-

Выходи, зайчонок!

Выразительно читаю стихотворение, затем ученики его запи­сывают и делают разбор различных случаев написания и грамматики. Оно насыщено орфограммами, изучаемыми в 5-6 классах ("правописание корней, падежных и личных окончаний, суффиксов после шипящих и др). На нем отрабатываются и пунктуационные правила: различные знаки препинания в конце предложения, запятые при обращении, однородных членах предложения. В тексте встречаются разные грамматические формы; сравнительная степень имени прилагательного, ряд форм гла­голов и т.д.

А вот пример другого детского стихотворения, которое не записывается, его я читаю в связи с подготовкой к сочинению, а значит, предстоящим разговором об отношении к природе, к её дарам и богатствам, к жизни на планете.

Мне грустно думать про сову.

Мне грустно думать про сову.

Я так неправильно живу:

Я не дружу с совою-

Гуляю сам с собою.

А каково ей там, в лесу,

В очках на стареньком носу,

На ветке ждать заката,

Покуда спят совята!

Та прилетай ко мне, сова,

На луг, где мягкая трава,

А хочешь над рекою

Поухаем с тобою?

Мне говорят: " Напрасный зов !

Теперь осталось мало сов.

Сова - лесная птица,

Она людей боится!

Но я не верю, я зову

Мою очкастую сову,

Я сам в очках, не скрою

Я подружусь с совою.

Допустимо, на мой взгляд, чтобы стихотворение не было связано с учебным материалов урока, а прочитано просто так, как приятная неожиданность для детей, школьники ценят подобные сюрпри­зы, а мотивировка того, почему эти стихи прозвучали на уроке, может быть разной, вплоть до самой простой: "Мне нравится. Интерес­но, а вам понравится?" В сознании детей останется важная мысль, сохранится тон доверия, атмосфера эмоционального подъема.

Подготовленные рядом подобных текстов школьники будут более полно и доказательно рассуждать на темы экологии, а в проце­ссе рассуждения складывается та единственно верная на сегодняшний день позиция гражданина, в которой чувство хозяина земли и чувство ответственности за сохранение природы будут главными.

На уроке повторения орфографии, когда обращается внима­ние учащихся на умение видеть орфограмму (воспитывается орфографи­ческая зоркость), можно выполнить ряд заданий по экологическому воспитанию.

4 Задание. Прочитайте четверостишие из стихотворения М.Cтельмаха, запишите его и подчеркните орфограммы.

Апрель.

Зеленеют леса в апреле,

Зацветают поля и луга.

Снова речки все посинели. И не входят в свои берега.

Выпишите слова с орфограммой № 1. Проверьте безударную глас

ную корня.

ОбРАЗЕЦ: зеленеют - зелень, зелёный

II. Послушайте отрывок из стихотворения И. Мазшма о цветах-неза будках.

Из влажной и тёплой

от солнца, земли

Взошли незабудки

И так расцвели

Под лиственной сенью

В траве среди бора, Как будто бы в нём. Заплескали озёра!

  • Запишите под диктовку стихотворные строчки (каждая ив них
    читается отдельно).

  • Прочитайте стихотворение ещё раз. Приходилось ли вам видеть
    незабудки? Чем они привлекали ваше внимание? - С чем сравнивает
    автор цветы? Почему возможно такое сравнение?

- Подчеркните орфограммы в записанном тексте. <•

- Выпишите глаголы и выполните их разбор(взошли , расцвели",

Заплескали ).

Тема: Повторение в начале 6 класса(Синтаксис. Виды предложений. Запись текста в природе.

- Запишите под диктовку, правильно ставя знаки препинания в
конце предложений. Охарактеризуйте каждое из предложений.

Встреча с необычным.

Видели ли вы когда-нибудь гнезде аиста? Сколько труда к терпения нужно вложить, чтобы создать такое огромное сооружение! Правда, и птица немаленькая. Свое гнездо она строит из больших и довольно толстых сучьев и веток.

- Знаете ли вы другие факты из жизни природы, поражающие человека?

II.Формирование главной мысли на основе предшествующей бесе­да.

- Запишите предложение, б котором была бы выражена мысль о разнообразии живой природы, и разберите его.

Я пробела открытый урок по русскому языку в 8 классе. Тема урока: "Обобщение и систематизация материала по теме "Односостав­ные предложения». Целью этого урока я ставила совершенствование знаний, умений и навыков по этому разделу, а также воспитание в детях доброго отношения к природе, любовь к родному, краю, чувство ответственности за всё то, что нарушает экологию (Этому помогает специально подобранный материал).

Начала урока словами Антуана де Сент Экзюпери. "Есть такое твердое правило,-сказал мне позднее Маленький принц,- встал поутру, умылся, привел себя в порядок - И сразу же приведи б порядок сбою планету."

Слова учителя: Начальную картину представляет собой забро­шенный дом: стены в грязных подтёках, выбитые стекла, сломанные двери, но во много раз страшнее бесхозяйственность и запустение в жилище, где нет стёкол и окон, а есть задымлённое тысячами завод­ских труб небо, варварски вырубленные леса, мутные, отравленные ядовитыми стоками воды рек и озёр. А жить в нем не только нам, сегодняшним, но и тем, кто будет после нас. Как же предотвратить беду, нависшую над нашим общим домом, имя которому - планета Земля? И в едином организме природы всё взаимомозависимо. И беречь нужно каждую былинку, самую маленькую букашку, ибо потеря их - невопополнима. Об этом стихи поэта М, Дудина, обращённые к нам:

Берегите Землю! Берегите

жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

6 ЗАДАНИЕ: Сделать синтаксический разбор предложения, выписать и разобрать словосочетания, разобрать глагол БЕРЕГИТЕ(морф.разбор).

В остальных заданиях тоже используются предложения и тексты о природе. В завершение предлагаю ученикам творческую работу по развитию речи мини-сочинение "Весенний день".

На уроке русского языка в 7 классе па теме "Наречие. Закрепление изученного материала» для различного рода задания подобрала тексты, предложения о цветах, домашним заданием одной группы уча­щихся было найти поэтические строки о цветах, где использованы наречия. Ребята тщательно подготовились к уроку. Сколько прекрас­ных стихотворений разных постов прозвучало:

К наречию примыкает особая группа слов, обозначающих категорию состояния человека, природы. После повторения теоретического мате­риала обращаюсь к ученикам.

Русская природа полная поэзии и прелести, волнует каждого человека. Для поэтов и композиторов рус­ская природа всегда была неиссякаемым источником вдохновения.

"Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок",- писал Г.Х. Андерсен.

Предлагаю вниманию детей два музыкальных фрагмента: вальс Сви­ридова к повести "Метель" и "Вальс цветов". Дети отгадывают назва­ния музыкальных произведений и их автора.

Задаю после прослушивания каждого фрагмента вопрос:

- Что передаёт эта музыка? Вместе с детьми делаем вывод о том, что как и слова категории состояния, музыка передаёт внутреннее состояние человек и состояние природы.

От нас зависит будущее нашей планеты.

Вопрос ученикам:

- А что может сделать каждый из нас, чтобы сохранить красоту природы.

Вновь обращаюсь к ученикам.

И как страшно представить, что может наступить момент, когда мы не сможем услышать шум бегущего ручейка, пение птиц, вдохнуть аромат цветов.

Великие умы прошлого предвидели последствия бездумного поко­рения человеком природы. Они предупреждали: род людской может погу­бить себя, истребляя растительный и животный мир, отравляя землю ,воду, воздух.

Земля больна. Страшные симптомы: повсюду опухоли ("огромные нефтяные пятна на поверхности океанов, словно гигантские гнойники"на теле Земли- свалки, "шрамы" на теле Земли - асфальтовые и бетонные дороги, затуманились "глаза Земли"- озёра, моря, океаны. В опас­ности "лёгкие" планеты- леса.

Над землей навсегда нависла экологическая катастрофа. Учёные с тревогой говорят о сложных проблемах охраны природы от хозяйственной деятельности человека. Такие проблемы называются экологическими.

Ученики записывают в словарь значение слова экология.

•»

Экология -жилище, дом,

местопребывание - наука, знание

Экология - это скорее миропонимание, включающее в себя и осоз­нанное отношение ко всему сущему, активную защиту его.

Прежде всего нужно изменить отношение каждого человека к окружающему. С этого начинается экологическая грамотность. С того, что появляется простое желание проследить за полётом бабочки, накло­ниться к полевому цветку, послушать свои шаги по траве, а не поймать, не сорвать, не растоптать.

Настало время осознать каждому, что мы живём в озоновом одуванчике, что нала Земля - одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от солнца. И от каждого из вас для нашего общего дома?

Земля - это не массивный гигант, а скорее хрупкий ёлочный шарик. Останется ли зелёной и цветущей наша планета или же превратится в безжизненную пустыню зависит от вас, от меня от каждого.

По солнышку ромашек,

По небу незабудок,

Проходит детство наше

Простое, словно чудо.

Хлопочут птицы в рощах

И горлышки полощут

В малиновом рассвете.

Воздушный шар летящий

И шар земной похожи.

Так пусть же тот, кто старше,

Тот младшему поможет.

Найти для песен время,

Даст хлеба на дорогу

И вздеть поможет ногу

В серебряное стремя.

Пусть тучи где-то грозно

Нависли над цветами.

Друзья, пока не поздно,

Да будем все друзьями.

Давайте, словно чудо.

Беречь планету нашу.

Экологическое воспитание на уроках внеклассного чтения и внеклассных мероприятий.

Представления школьников могут быть дополнены на уроках внеклас­сного чтения при анализе произведений В. Астафьева, В. Распутина, В. Белова, Ч. Айтматова и других современных писателей, утверждаю­щих, что безразличие и равнодушие к природе - это невежество. Преодоле­ть такие качества, не дать им проявиться у детей - значит рассказать о дивной природе так, чтобы вызвать другие качества: нежность, жела­ние оберегать, помогать. Как прекрасно может прозвучать на уроке в 5 или 6 классе отрывок из "Неизвестного цветка" А. Платонова.

В середине лета цветок распустил венчик кверху. До того он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком, венчик был у него составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды .И как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь.

Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.

Здесь заключены богатые возможности для работы по лексике. Важно, что писатель помогает открыть "окно в мир", прекрасный мир,ПОЛНЫЙ поэзии.

Журнал "Библиотека» предлагает сценарии "Цветы- наши нежные друзья".

Оформление: Зал украшен цветами. На эмблеме и пригласительных билетах нарисованы цветы. Девизом могут стать слова Г.X.Андерсена "Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок".

Музыкальное оформление :П.И. Чайковский "Вальс цветов", песни русских композиторов, в которых уп оминаются цветы.

После слов ведущего проводится викторина. Предлагаютоя такие вопросы.

I. Назовите вечнозеленое растение, цветущее белыми, розовыми и красными цветами, похожими на восковые. Эти цветы составляют назва­ние романа французского писателя ( Камелия.А. Дюма "Дама с камелиями»).

7/ В названии какого романа упоминается цветок тюльпана и кто автор романа?(А. Дюма " Чёрный тюльпан")»

3. Отцвели уж давно
Хризантемы в саду
Но любовь всё живёт

В моем сердце больном.

Отцвели уж давно

Хризантемы в саду.

Кто автор этого романа? (Шумский В.Д.)

4.

Прекрасные гроздья соцветий покорили таких великих худож­
ников, как М. Врубель, Н.Кончаловский , К.Коровин, В. Поленов.
С.В. Рахманинов сочинил музыку на слова Е.Бекетова, После пер­
вого исполнения этого произведения у С. Рахманинова появилась пок
лонница из Москвы, долгое время остававшаяся ему неизвестной. В
течение многих лет она приветствовала выступления С. Рахманинова
букетами одних и тех же цветов, независимо от времени года и города композитор получал эти удивительные цветы. Назовите эти цветы.
(Белая сирень).

Проблемы экологии в произведениях художественной литературы в 11 классе.

Долгие годы наша страна жила мыслью о грандиозном переустройстве жизни, о построении великого светлого будущего, где все будет подчинено творческой воле человека. Возможности человека казались безграничными. Мы могли осушать моря, поворачивать вспять течение рек, заставлять природу работать на себя. А потому в русской литературе советского периода взаимоотношения человека с природой часто изображались в соответствии с тезисом тургеневского Базарова: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник” Мало кто задумывался о том, что природа не терпит насилия над собой, и как бы беспомощно она ни выглядела под натиском ружей и бульдозеров, она непременно отомстит бездумно нарушающему ее законы человеку. И наконец, пришло время, когда лучшие писатели и публицисты ударили в колокол, стремясь предупредить нас, что природу надо спасать. Ю. Черниченко сравнил современные отношения человека и природы с гражданской войной: “Не было бы граждан — не было бы никакой войны”. С призывом задуматься о проблемах экологии выступили такие замечательные писатели, как Айтматов, Астафьев, С Залыгин, В.Распутин. На одном произведении мне бы хотелось остановиться подробнее. 
    “Прощание с Матёрой” — книга о том, что взаимоотношения человека и земли — проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова “Родина”, “народ”, “родник”, “природа” — одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матёра — это и остров, и древняя деревенька с таким же названием. И все это должно исчезнуть с лица земли. Стерто будет все: дома, огороды, луга, кладбище — вся земля уйдет под воду навечно. С большой тревогой и безнадежной иронией говорит старуха Дарья: “Она, жизнь ваша, ишь какие подати берет: Матёру ей подавай, оголодела она. Одну бы только Матёру?!” 
    Другая жительница деревни, Анна, как и все старики, знает только свою родную Матёру, любит и не хочет с ней расставаться. По ее мнению, самый большой грех на свете — это лишить, человека его родины. А старая Настасья откровенно тоскует: “Кто ж старое дерево пересаживает?!” 
    Символична та весть, которая побудила героев начать активное сопротивление. Принес ее Богодул — герой, который воспринимается не иначе как своеобразный дух Матёры (живет он на острове одному богу известно сколько). Войдя к сидящим за самоваром старухам, он возвестил: “Мертвых грабят!” Наверное, многое старухи могли бы снести молча, безропотно, но не это. 
    Когда жители деревни добрались до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции “доканчивали свое дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты, чтобы сжечь их одним огнем”. Им и в голову не приходит, что для Дарьи и других сельчан кладбище - нечто святое. Не зря даже сдержанная Дарья, “задыхаясь от страха и ярости, закричала и ударила одного из мужиков палкой, и снова замахнулась, гневно вопрошая: “А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек. У какого человека духу хватит?!” Ее поддерживает вся деревня... 
    Эта сцена в повести дает повод для глубоких размышлений. Не нами начинается жизнь на свете, и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. “Любовь к отеческим гробам” еще А.С.Пушкин назвал основой человеческой нравственности. 
    В.Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений жителей деревни. Получается, что чем дальше, тем слабее становятся связи. Старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын ее, Павел, понимает мать, но то, что ее волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Он, не задумываясь, принимает решение устроиться работать на строительстве плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще он уверен, что память — это плохо, без нее лучше. Повесть В.Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут созидать разрушая, а, когда задумаются, чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. А такие, как Петруха (он поджег собственный дом, чтобы поскорее получить за него денежную компенсацию), и не станут утруждать себя созиданием: их устраивает разрушение, лишь бы за него платили деньги. Своеобразным символом предупреждения становится новый поселок, куда должны перебраться жители деревни. Поселок хоть и сработан красиво, домик к домику, да поставлен как-то несуразно, не по-людски. Наверное, прощаться в случае надобности с этим поселком будет куда проще, чем с Матёрой. Но будет ли человек чувствовать себя хозяином этой земли, сколько поколений должно смениться, прежде чем возродится утерянная связь человека с “почвой”? Да и возродится ли она вообще, если новое поколение начнет свою жизнь с “прощания с Матёрой”? “Если земля — территория, и только, то отношение к ней соответствующе. Землю — родную землю, Родину — освобождают, территорию захватывают... Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?” — обращается к своим читателям В.Распутин. И его повесть — это напоминание о том, что истоки нравственности русского человека всегда находились в привязанности к земле и, утрачивая эту связь, мы теряем самое святое.

«Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», — так писал более ста лет назад Лев Николаевич Толстой. Вот только природа во времена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши дедушки и бабушки, окружала людей совсем другая, нежели та, среди которой мы живем сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли такие дремучие, что в их ветвях запутывались сказки, а в голубом небе ничто, кроме птичьих песен, не нарушало тишину, А совсем недавно мы вдруг поняли, что всего этого — чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц — становится все меньше и меньше. Безумный двадцатый век принес человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем. Среди них очень и очень важная — охрана окружающей среды. Отдельным людям, занятым своей работой, трудно было заметить как бледнеет природа, как трудно было когда-то догадаться, что Земля круглая. Но те, кто постоянно связан с природой, кто ее наблюдает и изучает: ученые, писатели, работники заповедников, многие другие, — обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, чтобы люди наконец задумались и забеспокоились. О взаимоотношениях между человеком и природой пишет с душевной болью Б. Васильев. Его роман «Не стреляйте в белых лебедей» — произведение о современной жизни, главная тема которого — извечный конфликт между силами добра и зла. И отношение к природе становится пробным камнем для героев. Природа здесь не фон, а словно действующее лицо, полноправно участвующее в развитии сюжета. Отношение к природе разделяет персонажей на: два лагеря. На тех, кто понимает и любит ее, и других — жадных, жестоких, бездушных, оторванных от своей корней. Вот Егор Полушкин. Правдоискатель и поэт, неудачник и бедолага, он теснейшими узами связан с родной землей. Егор живет по законам сердца и совести, воспринимая мир через красоту и гармонию природы. Он очень цельная натура. С болью видит Полушкин неблагополучие, трагедию края. Он страдает душой, замечая на каждом шагу, как, отрываясь от родной природы, человек превращается из ее сына в ее врага. Егор знает, что надо делать. Но не только знает, но и делает, оберегая природу, приближая ее к людям. Но, как и лермонтовский герой, он становится предметом насмешек. Помните: Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья — В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Иное дело Федор Бурьянов, для которого природа не существует сама по себе, он лишь хочет взять у нее все что можно, с непременной выгодой для себя, а что останется другим людям, нашим потомкам, — ему безразлично. Нас так много стало на земле, и столько на ней построено городов, заводов и фабрик, столько земли распахано, что человек вольно и невольно стал теснить природу, все больше и больше нарушая ее законы. Сейчас уже люди стали сильнее природы: перед их ружьями, бульдозерами и экскаваторами она устоять не может, Об этом — в книгах замечательного писателя Валентина Распутина. «Прощание с Матерой», другие его произведения о том, что природа, земля и человек и их взаимоотношения — проблема необычная, глубоко нравственная, затрагивающая само существование людей как людей. Природа была и должна остаться учителем человека и его нянькой, его матерью, а не наоборот, — как возомнили люди. Ничто не может заменить нам природы, такой разной, такой живой, а, значит, пора спохватиться, по-новому, гораздо бережливее, заботливее, чем прежде, относиться к ней. Ведь . мы сами тоже ее частица, несмотря на то, что отгородились от нее каменными стенами городов. И если природе становится плохо, непременно станет плохо и нам. Эта мысль присутствует в повести Г. Н. Троепольского «Белый Бим, Черное Ухо». Автор считает, что человек может лишь тогда называться человеком, когда в основе его нравственности лежит подлинно гуманистические идеи и начала. Истинная доброта не нуждается в громких фразах. Она проста, скромна, ибо неотделима от других высоких свойств человеческой души. И писатель убедительно доказывает это, показывая во время поисков Бимом хозяина самых разных людей. Автор противопоставляет честных и благородных — тем, кто живет по законам паразитизма. И снова мерилом высоты человеческого духа становится отношение к природе. История Белого Бима написана во имя и во спасение «братьев меньших», во спасение человеческой души, во имя человечности. Такие книги учат нас видеть и понимать природу, ценить ее красоту, любить. Ведь человек по-настоящему бережет и защищает только то, что любит. Мы с нетерпением ждем сигналов из космоса, от далеких цивилизаций. И как-то не прислушиваемся к сигналам, что непрерывно звучат у нас на земле.

Особую роль в школьной программе занимает произведение В.П.Астафьева «Царь-рыба». В «повествовании и рассказах писатель говорит о необходимости, безотлагательности «возвращения к природе». Связь человека и природы интересует автора в нравственно-философском аспекте. Вопросы экологии становятся предметом философского рассуждения о биологическом и духовном выживании людей. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности. После прочтения учащимися данного произведения можно задать им вопросы.

- Перечитайте эпиграфы, которыми предваряется «Царь-рыба».

-Как эти эпиграфы связаны между собой?

-Какую авторскую позицию они выражают? Нет ли уже в эпимграфах своеобразного предуведомления читателя о характере содержания произведения?

- Если да, то в чем предуведомление заключается?

Виктор Астафьев признавался :» Начал с главы «Капля», а она потянула на философское осмысление этого материала, повела за собой остальные главы. Друзья подбивали меня назвать «Царь-рыбу» романом. Отдельные куски, напечатанные в периодике, были обозначены как главы из романа, но я сознательно отказался от этого определения…Если бы я писал роман, я бы писал по-другому»,

Вопросы для учащихся.

- В чем заключается «философское осмысление» материала в главе «Капля», а также в других главах «Царь-рыбы»?

-Как определяет Астафьев жанр «Царь-рыбы»? Какие возможности, по сравнению с романом, такой жанр дает писателю?

-Что сближает «Царь-рыбу» с романом и чем она отличается от него?.

Размышляя о предполагавшейся романно форме «Царь-рыбы», Виктор Астафьев замечает 4»Возможно, композиционно книга была бы стройнее, но мне пришлось отказаться от самого дорого, от того, что принято называть публицистичностью, от свободных выступлений, которые в такой форме повествования вроде бы и не выглядят отступлениями».

Вопросы для учащихся:

- Что отличает композицию «Царь-рыбы»? Почему в ней нет особой стройности?

-В чем заключается публицистичность астафьевского повествования в рассказах? Какие свободные выступления отметили в нем?

-Какова их роль в «Царь-рыбе»?.

Материал, легший в основу «Царь-рыбы» - неотстоявшийся и кипит всевозможными страстями. Автор делится с читателем своими мыслями по поводу каждого случая, замечает, комментирует, негодует.

Тема природы и человека становятся одними из ведущих в этом произведении.

Работа с толковыми словарями В.Даля и современного русского языка, выяснение значений слов «человек», «природа».

Задание: Сопоставить словарные статьи, сделать выводы.

Результатом должна стать запись в тетради : «Человек – часть природы, человек и природа – единое целое».

Обмен читательскими впечатлениями

Это возвратит учащихся к переживаниям, испытанным при чтении книги или отдельных глав, активизирует личностный подход к произведению, настроит на разговор о нем.

Книга «Царь-рыба» оказалась возмутителем литературного спокойствия; вокруг нее завязались дискуссии на страницах журналов и газет, выступали не только критики-профессионалы, но и читатели самых разных профессий, а среди них с особенной страстью – специалисты по охране природы. «Царь-рыба» угодила в самое больное место проблемы «Человек и природа».

Вопросы для учащихся:

- Что же вас взволновало, когда вы читали книгу?

-Встречались ли вы с такими героями, как Аким, ранее?

- Охарактеризуйте ваши впечатления от героев?

- Каково описание природы в повествовании? Понравилось ли оно вам?

- Что вы думаете по поводу охраны природы?

Анализ рассказа «Уха на Боганиде»

Глава «Уха на Боганиде» - начало истории главного героя произведения, Акима. Эту главу сам Астафьев определяет как центральную в книге.

Вопросы для учащихся:

- О чем же она? Почему, по мнению автора, центральная?

( Эта глава о тяжелой жизни « северного человека», о том, что ему помогает не просто выжить, а остаться человеком. Но, в то же время, глава о доброте, о человечности, чуткости, которые помогают преодолеть жизненные испытания. Эта глава о том, как доброта рождает доброту.)

- В чем состоит особенность астафьевского видения мира?

(Автор утверждает неповторимость всего в мире, значительность каждой его частицы).

Среди явлений окружающего мира автор дважды останавливает наше внимание на маленьком цветке тундры.

В чем же смысл столь настойчивого обращения?

(Цветок напоминает Акима, символизирует жизнестойкость человка, символизирует его чуткость и доброту).

Анализ рассказа «Нет мне ответа»

- Каков образ автора-повествователя?

( Свое назначение автор определяет так: « Моя профессия состоит в том, чтобы все знать и видеть». Но это не позиция стороннего наблюдателя, автор – часть мира, живого мира природы. Астафьев не просто повествователь, но и публицист, не только свидетель, но и судья. Астафьев говорит о Енисее как о синенькой жилочке, трпещущей на виске земли, ему открывается высочайшая красота росистого таежного утра : « Сердце мое трепыхнулось и обмерло от радости…не зная, кому в этот миг воздать благодарность, я пролепетал, а быть может, подумал: « Как хорошо, что меня не убили на войне и я дожил до этого утра»». Автор чувствует себя листом, прикрепленным коротеньким стебельком к древу жизни. А древо жизни связывает прошлое и будущее и « выходит куда-то к звездам в мироздание, частью которого может осознать себя человек, погрузившись в могущество и красоту земной природы».)

Итог урока

- Как решает Виктор Астафьев проблему « человек и природа»?

(Астафьев знает, что людям необходимы рыба. Лес, энергия воды, но пишет об этом как человек, остро чувствующий пульс сегодняшней жизни, знающий ее боли и радости. Писатель остро осознает, что сегодняшний день – лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни, поэтому и думает о том, как надо жить, чтобы так же, как он и его брат, слышали мир его сын, «дети брата, дети его детей, что надо делать, чтобы не ранить, не повредить, не истоптать, исцарапать, отжечь огем» мир, в котором мы живем.)

Мир для Астафьева – это мир людей и природы, пребывающей в вечном неразрывном и противоречивом единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью. Велика его вера в торжество добра, в то, что каждый из нас сможет познать себя как человека.

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели как на уроках русского языка и литературы может осущесвляться экологическое воспитание учащихся. Особая роль отводится литературе.

Литература – главный (если не единственный) предмет, который должен быть ориентирован, прежде всего, на формирование (или точнее - выращивание) души. Ни в коей мере не игнорируя интеллектуальную сторону духовной жизни, литература остается стержневой, учебной дисциплиной, которая может и должна заниматься целенаправленным и последовательным развитием эмоционального мира ребенка. Только в курсе литературы «лепка» души ребенка осуществляется через приобщение к духовным ценностям по законам красоты, и освоение мира сквозь призму искусства обретает глубоко личностный, осердеченный характер. В отличие от геометрической теоремы или грамматического правила, литературное произведение выполняет в образовательном процессе функцию не столько «объекта» изучения, сколько «субъекта» - инструмента воздействия на «тайное тайных» - душу читателя. Отсюда принципиальное отличие уроков литературы от уроков по другим предметам. И главная, высшая цель любого урока литературы состоит не столько в вооружении ученика знаниями «на потом», сколько в том, чтобы сейчас, «здесь и теперь», в процессе изучения произведения ребенок испытал то душевное потрясение, которое заставило бы его иначе, чем до этого урока, относится к себе и к миру.
Произведения, написанные по законам общечеловеческой морали, содержат в себе целый комплекс важнейших установок: идею благоговения перед жизнью вообще, ответственности за все, что живет, слитность человека и Вселенной, построение новой картины мира, ориентированной на человека, провозглашающей единство истины, добра, красоты, признающей общечеловеческие ценности, приоритет духовных, творческих потребностей, которые создают разнообразие в природе и культуре, как условие целостности системы «природа – человек – общество».Без сомнения, мы можем говорить и о расширении кругозора, и об определенном направлении в воспитании и о формировании у ребенка не только определенных понятий, но определенного образа жизни.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проблемы современного образования информационные технологии в средней школе сборник материалов конференции

    Документ
    В современном мире постоянно осуществляется процесс совершенствования системы образования, поиски и внедрение наилучших форм, средств и методов обучения, адекватных практическим потребностям общества.
  2. Хову аксынская начальная общеобразовательная школа

    Основная образовательная программа
    Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения и Примерной программы по учебным предметам, подготовленных Институтом стратегических исследований в образовании РАО.
  3. План работы муниципального общеобразовательного учреждения «красненская средняя общеобразовательная школа имени м. И. Светличной»

    Документ
    Организация деятельности образовательного учреждения Красненской средней общеобразовательной школы имени М.И. Светличной, направленная на получение бесплатного общего образования начального, основного, среднего (полного).
  4. Теоретико-методологические аспекты формирования этнокультурной компетентности школьников

    Документ
    9. Применение идей и методов этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе детского творческого объединения декоративно-прикладного искусства «Марьюшка».
  5. Культура. Образование. Право

    Документ
    Культура. Образование. Право [Текст]: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, апр. 2009 г. ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; Екатеринбург, 2009.

Другие похожие документы..