Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Про затвердження технічної документації із землеустрою і передачу ПАТ «Дружківський машинобудівний завод» в оренду земельної ділянки для обслуговуван...полностью>>
'Конкурсная документация'
на оказание услуг по предоставлению медицинских услуг работникам Государственного учреждения – Московского областного регионального отделение Фонда с...полностью>>
'Документ'
Применение глины для изготовления предметов быта и художественных предметов. Необходимые инструменты и приспособления для лепки. Практическая работа№...полностью>>
'Программа'
Глобальные социально-экономические преобразования выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих,   способных   нестандартно  ...полностью>>

И сигналов

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЕБАНИЙ

И СИГНАЛОВ

Учебная программа дисциплины

по направлению подготовки

210300 Радиотехника,

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2009

ББК 32.884

Учебная программа по дисциплине «Формирование колебаний и сигналов» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Предназначена для студентов по направлению подготовки 210300.62 Радиотехника, специальности 210303.65 Бытовая радиоэлектронная аппаратура.

Составитель: Павликов С.Н., к.т.н., профессор, кафедра электроники.

Утверждена на заседании кафедры электроники от 13.05.2009 г., протокол № 5.

Рекомендована к изданию методическим советом Института информатики, инноваций и бизнес систем ВГУЭС.

Издательство Владивостокского

государственного университета экономики и сервиса, 2009

введение

За последние годы произошли существенные изменения в области передачи, обработки, защиты и использования информации. Успехи в области микроэлектроники и компьютерной техники позволили существенно повысить основные технические характеристики радиопередатчиков.

Существующие и проектируемые радиопередающие системы можно эффективно исследовать с помощью математических моделей, реализуемых на современных рабочих станциях, которые в этом случае выступают в качестве инструмента разработчика при проектировании радиоэлектронных систем радиопередающих устройств.

Особое место данной дисциплины в профессиональной подготовке радиоинженера обусловлено выраженной потребностью в создании и совершенствовании современных радиотехнических систем обмена информации, в которых передатчик является обязательным элементом. Исследование существующих радиопередающих устройств и проектирование при возросших требованиях возможно с системных позиций и включают в себя математические модели сигналов, процессов обработки и излучения, а также согласования с приемными устройствами.

Дисциплина «Формирование колебаний и сигналов» входит в цикл специальных дисциплин по направлению подготовки 210300.62 «Радиотехника», специальности 210303.65 «Бытовая радиоэлектронная аппаратура».

Дисциплина тесно связана и опирается на ранее изученные дисциплины, такие как: Специальные разделы высшей математики (УМКД № 6412, № 6414); Специальные разделы информатики ((УМКД № 2207); Английский язык (УМКД № 4783); Электродинамика и распространение радиоволн (УМКД № 6991); Основы теории цепей (УМКД № 911, 912); Радиотехнические цепи и сигналы (УМКД № 9737).

Особенность изучаемой дисциплины состоит в тесной связи физических процессов, математических моделей и методов моделирования с их практической реализацией при проектировании радиоэлектронных передающих устройств с использованием современной элементной базы.

Знания и навыки, полученные студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для освоения дисциплин: Устройства СВЧ и антенны (УМКД № 6999); Основы конструирования и технологии производства радиоэлектронных систем (УМКД № 9739); Радиоэлектронные средства бытового назначения (УМКД № 6998).

Данная учебная программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

1. Организационно–методические указания

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Целью настоящей дисциплины является: изучение основных принципов построения и функционирования, освоение методики расчета и экспериментального исследования каскадов радиопередатчика.

Основные задачи дисциплины заключаются в: освоении теоретических основ построения радиопередающих устройств; изучении принципов построения принципиальных электрических схем и их функционирования; освоении математических моделей сигналов, шумов и их преобразований; освоении приемов экспериментального исследования и получении практических навыков проектирования и технического обслуживания радиопередатчиков.

1.2. Перечень компетенций, приобретаемых при изучении дисциплины

Дисциплина направлена на формирование следующих профессиональных качеств:

  • умение анализировать состояние научно-технической проблемы на основе подбора и изучения литературных источников и технического задания; определение цели и постановка задач проектирования и модернизации радиопередающих устройств;

  • компетентность в планировании, организации и проведении всех этапов схемотехнического и комплексного проектирования радиоэлектронных устройств формирования колебаний и сигналов..

    В процессе изучения дисциплины формируются навыки:

  • экспериментального исследования устройств формирования колебаний и сигналов;

  • анализа существующий образцов и проектирование современных радиопередатчиков различного назначения;

    Теоретические знания, полученные в процессе изучения дисциплины, формируют профессиональный взгляд на:

  • методики оценки оптимальности и эффективности формирования колебаний и сигналов, в условиях заданной помехи и методов обработки;

  • методики инженерных расчетов принципиальных схем и устройств формирования колебаний и сигналов радиопередатчика;

  • проведение проектных расчетов и технико-экономическим обоснованием принимаемых решений;

1.3. Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении дисциплины

Дисциплина «Формирование колебаний и сигналов» изучается в шестом семестре. Общее количество часов, которое отводится на изучение дисциплины, по направлению подготовки 210300.62 «Радиотехника», специальности 210303.65 «Бытовая радиоэлектронная аппаратура» – 88. Количество аудиторных часов – 34 , из них: лекционных занятий – 17 часов, практических занятий – 17 часов. На самостоятельную работу студентов отводится 54 часа, из них: 40 часов на самостоятельное изучение теоретического материала и консультации, 8 часов на оформление отчетов и подготовку к защите практических работ, 6 часов на подготовку к зачету.

1.3.1. Лекционные занятия

При проведении лекционных занятий учитывается, что часть материала выносится на самостоятельную работу. На лекционных занятиях студенты должны изучить принципы построения и функционирования устройств формирования колебаний и сигналов, освоить проектирование и расчет радиоэлектронных схем. Для повышения эффективности занятий на вводной лекции студентам выдается «Рабочая тетрадь по дисциплине».

1.3.2. Практические работы

Практические работы проводятся на базе лабораторного оборудования и компьютерного класса кафедры.

На практических занятиях студенты должны получить навыки по анализу работы схем формирования колебаний и сигналов, выполнения расчетов и оптимизации их параметров.

После выполнения индивидуального задания студент сдает отчет в твердой копии и электронном виде.

1.4. Виды контроля и отчётности по дисциплине

В процессе изучения дисциплины студент слушает лекции по теоретическому материалу, при этом некоторые из вопросов выносятся на самостоятельное изучение. Для помощи студенту в освоении теоретического материала лекционных занятий и самостоятельной работы предусматриваются консультации ведущего преподавателя.

Для защиты практических работ, в рамках самостоятельной работы студента, предусмотрено время для оформления отчета и освоения теоретического материала для ответов на контрольные вопросы.

Для подготовки к зачету студенту отводится 6 часов самостоятельной работы и консультация ведущего преподавателя перед зачетом.

В соответствии с Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса в ходе изучения дисциплины предусматриваются следующие виды контроля знаний студентов: текущая и промежуточная (семестровая) аттестации.

Текущая промежуточная (семестровая) аттестация студентов осуществляется по результатам контроля уровня знаний в ходе проведения лекционных занятий, практических работ и консультаций.

Промежуточная (семестровая) аттестация проводится в форме устного или письменного опроса по лекционному курсу данной дисциплины, при этом учитывается количество выполненных и защищенных расчетно-графических работ.

1.5. Техническое и программное обеспечение дисциплины

При проведении лекционных занятий необходимо стандартное офисное оборудование. Для проведения практикума используются лабораторное оборудование и компьютерный класс с прикладным программным обеспечением систем автоматизированного проектирования радиоэлектронных устройств.

2. Содержание дисциплины

2.1. Перечень тем для лекционных занятий и самостоятельного изучения дисциплины

Тема 1. Классификация, назначение и характеристики устройств формирования колебаний и сигналов.

Предмет дисциплины; цели и задачи дисциплины, структура дисциплины. Классификация, техническая характеристика, структура и состав радиопередающих устройств.

Тема 2. Основы теории генераторов с внешним возбуждением.

Принципы построения генераторов с внешним возбуждением, уравнение баланса напряжений. Случайные процессы и случайные сигналы. Зависимость режимов генераторов с внешним возбуждением от напряжения питания и возбуждения. Нагрузочные характеристики генераторов с внешним возбуждением. Коэффициенты разложения коллекторного тока, , б. Расчет транзисторного генератора с внешним возбуждением. Схемы ГВВ, фильтрация, устойчивость. Сложение мощностей генераторов с внешним возбуждением. Выходные каскады радиопередатчиков. Предварительные усилители.

Тема 3. Автогенераторы и синтезаторы частоты радиопередатчиков.

Автогенератор. Уравнения самовозбуждения. Схемы автогенераторов. Кварцевая стабилизация частоты автогенераторов. Синтезаторы частоты. Возбудители судовых радиопередатчиков. Характеристика аналоговых и цифровых сигналов управления.

Тема 4. Модуляция параметров электрического колебания.

Амплитудная модуляция. Однополосная модуляция, общая характеристика. Методы получения однополосной модуляции. Угловая модуляция общая характеристика. Методы получения частотной и фазовой модуляции. Амплитудная телеграфия. Частотная и фазовая телеграфия. Импульсно-кодовая модуляция. Цифровые методы передачи телефонных сигналов. Частотное уплотнение каналов связи. Временное и кодовое уплотнение каналов связи.

Тема 5. Передатчики систем радиосвязи.

Особенности передатчиков систем связи с подвижными объектами. Основные параметры передатчиков, методы их измерения. Передатчики базовых станций и абонентских устройств. Виды модуляции, используемые в системах связи с подвижными объектами. Показатели качества передатчиков. Структурные схемы приемопередатчиков. Совместная работа нескольких передатчиков на одну антенну.

Тема 6. Управление и надежность радиопередающих устройств.

Схемы управления радиопередатчиков. Расчет надежности радиопередатчиков.

2.2. Перечень тем практических занятий

Практическая работа №1. Изучение и исследование предварительного транзисторного усилителя.

Изучение методики исследования предварительного транзисторного усилителя, проведение работ и оформление отчета и защита. (4 часа).

Практическая работа №2. Изучение и исследование предварительного транзисторного широкополосного усилителя.

Изучение методики проведения занятия и исследование предварительного транзисторного широкополосного усилителя. Оформление отчета и защита. (4 часа).

Практическая работа №3. Исследование возбудителя.

Изучение методики проведения занятия и исследование возбудителя, оформление отчета и защита. (4 часа).

Практическая работа №4. Управление радиопередающих устройств и расчет надежности.

Изучение методики проведения занятия и исследование методов управления режимами работы радиопередатчика. Оформление отчета и защита. (4 часа).

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине

В соответствии с общим объемом часов, отведенных для изучения дисциплины, предусматривается выполнение следующих видов самостоятельных работ студентов (СРС): самостоятельное изучение теоретического материала с самоконтролем по приведенным ниже вопросам, изучение теоретического материала при подготовке к защите практических работ, итоговое повторение теоретического материала при подготовке к зачету.

3.2. Методические рекомендации по организации СРС

Для самостоятельного изучения дисциплины выносится часть материала по всем темам дисциплины с самоконтролем по контрольным вопросам и возможностью консультации у ведущего преподавателя общим объемом 40 часов СРС для направления подготовки 210300.62 «Радиотехника», специальности 210303.65 «Бытовая радиоэлектронная аппаратура». Для успешного выполнения практических работ в соответствии с разделом 2.1 настоящей учебной программы студент должен предварительно самостоятельно освоить теоретический материал соответствующих тем. На подготовку к зачету отводится 6 часов СРС.

3.3. Рекомендации по работе с литературой

Для изучения теоретического материала, в соответствие с программой дисциплины, рекомендуются следующие учебники, учебные и справочные пособия: темы 1…3 – [1-2] – широко рассмотрены вопросы о моделях сигналов и помех, принципах формирования и функционирования радиопередатчиков. В литературе [3], предназначенной для тем 4-6, особо уделено внимание рассмотрению методов модуляции, особенности построения радиопередатчиков различного назначения, вопросам надежности и эксплуатации.

При подготовке к практическим работам, согласно п. 2.2, рекомендуется дополнительная литература, в которой представлено практическое руководство по моделированию и проектированию радиоэлектронных устройств и получении практических навыков по работе программ моделирования электронных схем [4-7].

3.4. Состав технических средств и рекомендации по работе с ними

При проведении практических работ используются лабораторное оборудование, аппаратно-программные средства (компьютерный класс и программное обеспечение моделирования электронных устройств формирования колебаний, сигналов: программы Matlab 6.5., MathCad 8, OrCAD), измерительной и анализирующей аппаратуры, мультимедийное и офисное оборудование. Методические указания по их использованию, для изучения дисциплины, содержаться в технической документации, прилагаемой к оборудованию и аппаратно-программным средствам.

3.5. Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины

Тема 1

  1. Приведите классификацию устройств формирования и передачи сигналов

  2. Что понимается под формированием колебаний и сигналов?

  3. Каковы преимущества полупроводниковых радиопредатчиков?

  4. Назовите и охарактеризуйте состав радиопередатчика.

  5. Перечислите основные технические характеристики радиопередатчика.

  6. Перечислите основные тактические характеристики радиопередатчика.

    Тема 2

  1. Назовите назначение и состав генератора с внешним возбуждением.

  2. Приведите классы усиления и их особенности.

  3. Покажите влияние напряжения питания на режим генератора с внешним возбуждением.

  4. Покажите влияние напряжения смещения и возбуждения на режим генератора с внешним возбуждением.

  5. Приведите схемы питания, возбуждения и нагрузки.

    Тема 3

    1. Назовите назначение и состав автогенератора.

    3.2. Приведите уравнение самовозбуждения.

    3.3. Приведите схемы кварцевой стабилизации автогенераторов.

    3.4. Приведите назначение и характеристики синтезатора частоты

    Тема 4

    1. Что понимается под модуляцией и какова их классификация?

    2. Приведите методы получения однополосной модуляции?

    3. Приведите методы получения частотной модуляции?

    4. Приведите методы получения фазовой модуляции?

    Тема 5

    1. Перечислите известные вам методы уплотнения каналов связи

    5.2. Назовите основные параметры радиопередатчиков и методы их измерения.

    5.3. Как формируется совместная работа радиопередатчиков?

    5.4. Перечислите и охарактеризуйте основные методы измерения параметров.

    5.5. Приведите перечень средств измерений, необходимых для обслуживания радиопередающего центра.

    Тема 6

    1. Что такое логическая модель и для решения каких задач она применяется?

    2. Что понимается под надежностью радиопередатчика?

    3. Какие вам известны режимы работы генератора с внешним возбуждением?

    4. В чем заключается обслуживание радиопередатчика?

    5. Как осуществляется управление радиопередатчиком?

    6. Как осуществляется управление радиопередающим центром?

    7. Какие параметры характеризуют надежность работы радиопередатчика?

Список литературы

Основная литература

  1. Радиопередающие устройства: Учебник для вузов / В.В.Шахгильдян, В.Б.Козырев, А.А. Ляховкин и др.: Под ред. В.В. Шахгильдян.- 3-е изд. Перераб и доп..- М.: Радио и связь, 2003 – 560с.

  2. Ворона В.А. Радиопередающие устройства: Учеб. пособие для вузов. - М.: Горячая линия-Телеком, 2007. 384с.

  3. Гряник В.Н., Павликов С.Н., Убанкин Е.И. Устройства формирования и генерирования сигналов - Владивосток: ВГУЭС. 2007.- 320с.

Дополнительная литература

  1. Устройства генерирования и формирования радиосигналов. 2-е издание. /Под ред. Г.М. Уткина, В.Н. Кулешова, М.В. Благовещенского. - М.: Радио и связь, 1994.

  2. Советов Б. Я. Моделирование систем: Практикум: Учебное пособие для студ. вузов. / Б.Я.Советов, С.А.Яковлев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Высш. шк., 2003. - 295с.

  3. Разевиг В.Д. Система проектирования цифровых устройств OrCAD. М.: Солон-Р, 2000. - 160с.

  4. Хайнеман Р. PSPICE. Моделирование работы электронных схем: Пер. с нем. – М.: ДМК Пресс, 2002. - 336с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сигналы личности (1)

    Документ
    Гораздо сильнее, чем с помощью слов, часто неосознанно, мы, посредством собственных сигналов внешнего проявления, информируем окружающих нас людей о своем состоянии и истинных намерениях.
  2. Сигналы личности (2)

    Документ
    Гораздо сильнее, чем с помощью слов, часто неосознанно, мы, посредством собственных сигналов внешнего проявления, информируем окружающих нас людей о своем состоянии и истинных намерениях.
  3. Сигналы и линейные системы

    Реферат
    Студентом не раз пытался равномерно дискретизировать палку ливерной колбасы. Никогда не получалось. Свой кусок всегда был на рубль длиннее и на полтинник толще.
  4. Сигналы оповещения гражданской обороны

    Документ
    Основной способ оповещения населения – передача речевой информации с использованием сетей проводного вещания, радиовещания и телевидения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
  5. Тема пространство и метрология сигналов физическая величина более точно определяется уравнением, чем измерением

    Реферат
    1. Пространство сигналов. Множества сигналов. Линейное пространство сигналов. Норма сигналов. Метрика сигналов. Скалярное произведение сигналов. Корреляция сигналов.
  6. Тема 15. Модулированные сигналы мир создан ради богов и людей

    Реферат
    Все создается с какой-то целью. Придется разобраться, для чего же созданы модулированные сигналы. И почему на них не обратили внимание ни древние греки, ни Михайло Васильевич Ломоносов.

Другие похожие документы..