Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
27 листопада 1895 року у Парижі Альфред Нобель, шведський інженер-хімік і підприємець, підписав заповіт, за яким усе своє майно і капітал передав фон...полностью>>
'Документ'
- начальник відділу нормативно -методологічного забезпечення експертизи та моніторингу у будівництві Департаменту розвитку будівельної діяльності, ці...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «11» июля 2009 года в 10 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 521.002.01 по экономическим наукам при Кисловод...полностью>>
'Документ'
Творець української державності : методико-бібліогр. матеріал / [уклад. Н. Гуцул ; ред. : С. Чачко, В. Кучерява] ; ДЗ «Держ. б-ка України для юнацтва...полностью>>

«Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием элементов педагогической системы М. Монтессори»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МУ «Центр информационно-методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений Лямбирского Муниципального района РМ»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием элементов педагогической системы М.Монтессори»

Разработала: воспитатель

МДОУ «Атемарский д/с №1 «Теремок»

Федаева Н.К.

2009

Актуальность исследовательской работы

В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема математического образования дошкольников.

Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению (А. М. Леушина, Т. В. Тарунтаева и др.).

В современном российском образовании активно используется зарубежный опыт. Растет интерес педагогов-практиков к идеям Монтессори, повсеместно возникают детские сады, реализующие эти идеи. Однако, как среди исследователей в области психологии и педагогики, так и среди педагогов-практиков зачастую имеет место поверхностное знакомство и слабое знание теории и методики Монтессори.

Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Важно помнить, что главное — не объем знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному, механическому запоминанию без должного осмысливания определенных действий и глубокого их понимания.

Возможности совершенствования процесса формирования математических представлений у детей дошкольного возраста не исчерпаны до конца, поскольку все еще остаются нечеткими границы и потенциальные возможности детей в овладении математическими представлениями и понятиями. Формирование математических представлений вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала, а также недостаточного учета этих факторов в существующей методике обучения. Поэтому формирование математических представлений будет более эффективным, если включить в процесс обучения элементы педагогической системы М.Монтессори, в частности, дидактические игры и упражнения, содержащие элементы самоконтроля.

Данная проблема позволила определить тему исследования – «Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов системы М.Монтессори».

Объект исследования – процесс формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – механизмы формирования элементарных математических представлений, посредством включения элементов педагогической системы М. Монтессори.

Целью исследования – обосновать эффективность применения элементов системы М. Монтессори в формировании математических представлений.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Развитие у детей математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях).

  2. Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов по­знания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

  3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских спо­собов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);

  4. Развитие у детей логических способов познания математиче­ских свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрица­ние, сравнение, обобщение, классификация, сериация);

  5. Овладение детьми математическими способами познания дей­ствительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

  6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: на­ходчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремле­ния к поиску нестандартных решений задач;

  7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

  8. Развитие активности и инициативности детей;

  9. Воспитание готовности к обучению в школе: развитие само­стоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

  10. Налаживание связи с родителями в области формирования математических представлений у детей, учитывая интересы родителей. Подключать родителей к накоплению опыта детей в данном направлении.

Гипотеза исследования. Мы предположили, что включение в процесс формирования математических представлений элементов педагогической системы М.Монтессори будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению математических знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т.е. познавательной деятельности в целом.

Методы исследования: изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования; наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности; индивидуальный и групповой констатирующий эксперимент; обучающий эксперимент; контрольный эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в процессе образовательной деятельности получены данные, свидетельствующие о том, что возможности усвоение математических представлений значительно выше и, что использование элементов педагогической системы М. Монтессори позволяет поднять на более высокий уровень развития всю познавательную деятельность детей в целом.

Практическая значимость исследования состоит в том, что методические рекомендации по использованию Монтессори – материала вносят существенный вклад в совершенствование процесса формирования математических понятий детей, повышают уровень умственной, математической и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом. Разработаны конспекты занятий по формированию математических представлений для детей дошкольного возраста с использованием элементов предложенной системы. Полученные материалы позволяют совершенствовать содержание и повышать качество воспитательно-образовательной работы с детьми.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОНТЕССОРИ-СИСТЕМЫ:

  • Антропологический принцип - в центре внимания находится ребенок и серьезное отношение к его свободе и достоинству уже в детском возрасте.

  • Принцип условий свободы развития ребенка - воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности.

  • Принцип концентрации внимания - умение сосредоточенно работать продолжительное время; доводить начатое дело до конца; внимательно наблюдать за действиями педагога, когда он показывает, как работать с материалом; слушать его пояснения, если они необходимы; заниматься самостоятельно и контролировать свои ошибки; не мешать другим.

  • Принцип специально подготовленной обучающей среды - использование дидактического материала, тщательно продуманного и обладающего уникальной возможностью всесторонне развивать ребенка с учетом его физических возможностей.

  • Принцип сензитивности - дидактический материал по своей структуре и предметной логике соответствует сензитивным периодам развития ребенка.

  • Принцип ограничения и порядка – использование оборудования только в соответствии с его назначением и соблюдение порядка на своем рабочем месте.

  • Принцип актуального и ближайшего развития - зона ближайшего развития характеризует разницу между тем, на что ребенок способен самостоятельно, и тем, на что он становится способен с помощью педагога. Вся развивающая среда, каждый дидактический материал устроены таким образом, что содержат внутри себя прямую цель, работающую на утончение изолированной способности ребенка, и в то же время – косвенную, работающую на зону его ближайшего развития.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности

  • формирование в ребенке инициативности, ответственности в условиях свободы выбора; 

  • максимальная эффективность освоения задач, заложенных в Монтессори – материалах; 

  • развитие аналитических функций  мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;

  • возможность поэтапного освоения навыка;

  • развитие у детей математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

  • развитие сенсорных (предметно-действенных) способов по­знания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

  • развитие точности восприятия; концентрации внимания; памяти ребенка и умения работать по образцу; приучение к порядку;

  • развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других;

  • развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка.

Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!

Длительность работы над опытом – 3 года.

План реализации образовательного проекта

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

Сроки

I этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный):

1.Изучение теоретической части развития вопроса.

2. Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня математического развития детей 3-7 лет.

4. Разработка диагностического инструментария к материалу.

5. Разработка перспективного плана работы.

6. Проведение диагностики математического развития детей

7. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

1 год обучения

II этап – рабочий (внедренческий):

1 блок – работа с детьми

  • «Сенсорное развитие»

  • «Количественные представления»

  • «Формирование представлений о величине предметов и измерении величин»

  • «Геометрические представления»

  • «Пространственные представления»

  • «Временные представления»

- развитие органов чувств: вкус, зрение, осязание, обоняние, слух;

- развитие умения различать температуру, ощущатьть разницу в весе предметов.

- развитие умения различать высоту и длину, цвет, звучание, запах, форму различных предметов, знакомство с их свойствами.

- развитие мелкой и крупной моторики.

- дать понятие об образовании чисел в пределах 10;

- знакомство с цифрами в пределах 10;

- ознакомление с составом числа из единиц в пределах 5;

- ознакомление с составом числа из двух меньших на числах до 10;

- обучение сравнению рядом стоящих чисел в пределах 10;

- обучение определению отношений между смежными числами;

- формирование понятия о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей;

- обучать умению называть эти части, сравнивать целое и части;

- упражнять в решении простейших примеров и задач.

- обучение раскладыванию предметов (до 10) разной длины, ширины, высоты в возрастающем и убывающем порядке;

- обучение умению сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной меры;

- учить выделять при измерении часть предмета, равную условной мере; определять, сколько раз условная мера уложится в измеряемом объекте;

- обучение умению находить в специально организованной обстановке предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.

- расширение знаний о геометрических телах – куб, шар, пирамида, конус.

- упражнять в умении различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, четырехугольник) и тела (шар, куб, цилиндр, пирамида);

- подведение к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника;

- формирование умения находить в ближайшем окружении предметы различной геометрической формы, анализировать их форму.

- закрепление пространственных представлений (слева, справа, вверху, внизу, впереди (перед), сзади (за), далеко, близко, между, рядом);

- формирование навыка ориентирования на листе бумаги (в середине, внизу, вверху, справа, слева);

- обучение умению обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе или другому предмету;

- формирование умения двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу.

- закрепление знаний о временных отношениях (утро, день, обед, вечер, ночь; сегодня, вчера, завтра, послезавтра).

- фФормирование представлений о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки;

- обучение соблюдению правильной последовательности при назывании дней недели, времен года;

- обучение умению устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра;

- формирование понятия о том, что в году 12 месяцев, обучать умению знать их последовательность и называть их.

- «Розовая башня»;

- «Коричневая лестница»;

- «Красные штанги»;

- «Цветные таблички»;

- «Цилиндры – вкладыши»;

- «Шершавые таблички»;

- «Шумовые коробочки»;

- «Рамки-застежки» и др.

- «Числовые (красно-синие) штанги»;

- «Цифры из шершавой бумаги»;

- «Числовые штанги и цифры»;

- «Ящики с веретенами»;

- «Числа и чипсы»;

- «Игры на запоминание».

- «Розовая башня»;

- «Коричневая лестница»;

- «Красные штанги»;

-«Блоки-цилиндры»;

- «геометри-ческий камод»;

- «Цветные цилиндры»;

-« Конструктив-

ные треугольники;

  • «Накладываю-щиеся геометричес-

кие фигуры»;

-«Геометричес-

кие тела»;

  • «Игра «Волшебный мешочек»

- « Игры в кругу»;

- «Лабиринты – упражнения»

- «Математи-

ческие игры».

-«математичес-

кие игры».

1-2 год обучения

2-3 год обучения

2-3год обучения

2-3 год обучения

2-3 год обучения

2-3 год обучения

  1. блок – работа с родителями

  1. Предварительная работа

  1. Повышение педагогической культуры родителей

  1. «Успехи детей»

  1. «Наши игры»

- Выявление запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

- Обогащение родительский опыт по использованию дидактических игр и упражнений системы М.Монтессори.

- Показ достижений детей в области математики.

-Демонстрация дидактического оборудования и материалов

-Анкетирова-

ние;

- беседы

- Консультации и беседы

- «День открытых дверей»

Экскурсии в кабинет -Монтессори

В начале обуче-ния

В тече-ние всего обуче-

ния

2 раза в год

1 раз в год

3 блок – работа с педагогами

1. Выступления на педагогическом совете

2.Выступления на РМО

- Повышение общей культуры педагогического коллектива

Обобщение опыта работы

- Доклады;

- презентации

- Доклады;

- «Мастер-класс»

В тече-ние всего обуче-

ния

1 раз в год

III этап– коррекционный:

1.Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

В конце каждого учебного года

IV этап – обобщающий:

1. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп;

2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе математических представлений;

- Семинары,

-публикации,

- взаимопосе-

щения,

-обмен опытом.

В конце каждого учебного года

Длительность работы над опытом осуществляется в четыре этапа:

1 этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный):

1.Изучение теоретической части развития вопроса.

2. Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня математического развития детей 3-7 лет.

4. Разработка диагностического инструментария к материалу.

5. Разработка перспективного плана работы.

6. Проведение диагностики математического развития детей

7. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

2 этап – рабочий (внедренческий):

1. Использование дидактических материалов и упражнений системы М.Монтессори в процессе формирования элементарных математических представлений;

2. Развитие у детей памяти, внимания, логического мышления, воображения, смекалки, самостоятельности.

3 этап – коррекционный:

1. Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

4 этап – обобщающий:

1. Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе математических представлений;

2. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп;

3. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати;

4. Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом.

Участники проекта: дети дошкольного возраста 3-6 лет.

Содержание воспитательно-образовательного процесса:

ПРОГРАММА СОСТОИТ ИЗ 6 БЛОКОВ

Блок «Сенсорное развитие» малыш может получить все ощущения, которых недостает ему в жизни: он развивает зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также может потренироваться различать температуру, ощутить разницу в весе предметов. Здесь ребенок учится различать высоту и длину, цвет, звучание, запах, форму различных предметов, может познакомиться с их свойствами.

Блок «Количественные представления» важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Оперируя только чис­лами, которые являются показателями количеств и величин объ­ектов окружающей действительности, сравнивая их, увеличивая, уменьшая, можно делать выводы о точном состоянии объектов действительности.

Блок «Формирование у детей представлений о величине предметов и измерении величин» дети переходят от непосредственных (на­ложение, приложение, сравнение «на глаз») к опосредованным способам их сравнения (с помощью предмета-посредника и изме­рения условной меркой). Это дает возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе и другим). Ребенок убеждается в том, что одни и те же свой­ства в разных объектах могут иметь как одинаковую, так и разную степень выраженности (равные или разные по толщине и т. д.).

В блоке «Геометрические представления» в процессе осуществления практических действий дети по­знают разнообразные геометрические фигуры и постепенно пере­ходят к группировке их по количеству углов, сторон, вершин. У детей развиваются конструктивные способности и пространст­венное мышление. Они осваивают умение мысленно поворачи­вать объект, смотреть на него с разных сторон, расчленять, соби­рать и видоизменять его.

В блоке «Пространственные представления» детей подводят к процессу познания пространственных отношений, связей и зависимо­стей в расположении объектов является процессом длительным и сложным. Пространственная ориентировка осуществляется на основе восприятия пространства и освоения пространственных категорий (протяженность, форма, местоположение, размерные отношения и др.).

Заключительный блок «Временные представления» осуществляется в процессе анализа реаль­ной жизненной обстановки, разрешения проблемных ситуаций, решения специально разработанных творческих задач и модели­рования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «Теория и методика развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста» курсов профессиональной переподготовки по дополнительной квалификации

    Программа дисциплины
    Изучение курса «Теория и методика развития элементарных математических представлений ребенка дошкольного возраста» на курсах профессиональной переподготовки педагогов ДОО по дополнительной квалификации «Организатор-методист дошкольного
  2. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии

    Документ
    В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года обозначена главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным
  3. Игра помогает развить у детей творческий подход к созданию фигурок зверей из элементов конструктора. Положение фигурок на коврике можно моделировать по желанию. 428. 00 311. 00 Гурман (китайские палочки)

    Урок
    Цель пособия - помочь родителям, воспитателям и педагогам познакомить еще не умеющих читать и писать ребят с буквами английского алфавита и их звучанием в словах.
  4. Программа дисциплины дпп. Ф. 11. 03 Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста Цели и задачи дисциплины

    Программа дисциплины
    Целью является освоение студентами теоретических основ и современных подходов процесса математического развития детей раннего и дошкольного возраста, а именно:
  5. Содержание программы. Вступительное слово. Теоретические основы программы: Педагогическая система М. Монтессори для дошкольников. 1Основная цель воспитания в возрасте от 0 до 6 лет

    Документ
    4.6 ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ в интегративной группе, работающей по методу Монтессори для детей 3-6 лет. 2 редакция, исправленная и дополненная.

Другие похожие документы..