Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Мета викладання дисципліни – оволодіння студентами основними методами статистичного дослідження: статистичне спостереження, зведення та групування ма...полностью>>
'Документ'
Історія України. 5—11 класи: В.Власов, Я.Грицак, І.Гирич, Р.Євтушенко, К. Крилач, С.Кульчицький, Р.Лях, Ю.Мицик, П.Панченко, І. Підкова, Н.Теплоухова...полностью>>
'Методические рекомендации'
В них используются также подходы, выработанные при создании отечественных методик, в частности "Методических рекомендаций по комплексной оценке ...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится «09» февраля 2012 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.08 при Московском государственном гуманитарном уни...полностью>>

Яшкина Ирина Алексеевна, учитель технологии 1 квалификационная категория Верхний Потам 2011 г. Содержание пояснительная записка

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АЧИТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МОУ «Верх – Потамская основная общеобразовательная школа»

ПРОГРАММА

курса «Основы традиции марийской культуры»

Составила:

Яшкина Ирина Алексеевна,

учитель технологии

1 квалификационная категория

Верхний Потам

2011 г.

Содержание

Пояснительная записка 3 - 5

Содержание курса « Основы традиции марийской культуры» 6 - 13

Литература 14

Сведения об авторе 15

Аннотация на учебную программу 16

Пояснительная записка

Своеобразие и индивидуальное лицо культуры

создается не путем самоограничений и

сохранения замкнутости, а путем постоянного

и требовательного познания всех богатств,

накопленных другими народами и культурами

прошлого. В этом жизненно важном для любой

культуры в процессе особое значение имеет

познание и осмысление собственной старины,

истоков собственной национальной культуры

Д.С. Лихачев

Программа элективного курса «Основы традиции марийской культуры» представляет собой надпредметный курс, рассчитанный на 34 учебных часа. Его содержание, принцип построения и системы преподавания способствует активному приобретению детьми культурного богатства марийского народа. Старинная мудрость напоминает нам «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и красной нитью пронизывать все слои образования. Именно так ставится вопрос в Конвенции о правах ребенка (1991 г.), где об образовании сказано, что оно должно быть направленно на «воспитание уважения к родителям, его культурной самобытности, в которой ребенок проживает, стране его происхождения, и к цивилизациям, отличном от него собственной» (ст.29).

Цель курса: приобщение учащихся к народной культуре.

Задачи курса:

- способствовать развитию личностной культуры как основы любви к Родине;

- способствовать развитию интереса к прикладному творчеству, фольклорному

искусству, основанному на народных традициях;

- расширить словарный запас учащихся;

- помочь выбора дальнейшего направления своей деятельности.

Программа курса основана на единых подходах и принципах:

-интеграция областей знаний, позволяющая осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира;

- использование разнообразных форм организаций занятий;

- обеспечение психологического комфорта ребенка;

- формирование у детей адекватной самооценки своей деятельности.

Обучение проводится в двух направлениях:

  1. усвоение теоретических знаний;

  2. формирование практических навыков.

Теоретическая часть- раскрытие основной темы занятия. Урок проходит в виде импровизации явлений народной культуры, в том числе праздника или обряда, урок с упражнениями или викториной, уроки с носителей родного языка и традиционной культуры - с народными мастерами; знатоками традиций, экскурсии.

Практическая часть: включает себя навыки изготовления поделок и композиций.

Необходимо подчеркнуть значение взаимообогащения устного и декоративно­-прикладного творчества. Эти виды творчества в совокупности позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов (мотив, композиция, цветовое решение), связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

Содержание технология погружения в народную культуру.

Данная педагогическая технология построена на основе педагогической технологии Г. К. Селевко, методики Т. А. Пигиловой, Л. В. Каршиновой, опыта работы учителя истории и культуры народов Марий Эл Республики Марий Эл Кочергиной Э.М.

По уровню применения: частнометодическая (предметная) совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя.

По основному фактору развития: социогенная (в результате обучения учащийся прио6ретает социальный опыт), психогенная (развитие определяется психологическими процессами самосовершенствования).

По концепции усвоения: ассоциативно - рефлекторная: приобретение знаний,

формирование навыков и умение, развитие способностей. Имеет определённую логическую последовательность:

а) восприятие учебного материала:

б) его осмысление;

в) запоминание и сохранение в памяти;

г) применение усвоенного в практической деятельности.

По ориентации на личностные структуры: формирование сферы эстетических и нравственных отношений, эвристический, прикладной - развитие творческих способностей и формирование действенно-практической сферы, формирование школьных знаний, умений, навыков.

По характеру содержания: обучающая, воспитывающая, развивающая.

По типу управления: групповая, «консультант», реализация творческого потенциала учащихся.

По организационным формам: классно - урочная, групповая.

По подходу к ребенку: сотрудничество.

По преобладающему методу: диалогическая, творческая, объяснительно­-иллюстративная, проблемная.

« Золотой» опыт предков как никогда необходимо передавать новым поколениям, ценностный вектор должен быть направлен на передачу духовного опыта предыдущих поколений. Очень важно возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности традиционной культуры народа. Заложить в личность ребенка понимание народной культуры в единстве, синтезе фольклора, музыки, семейных традиций и праздников, народных ремесел.

Основные формы урока образно-игровые: диалог, творческая деятельность,

игра, обыгрывание ситуаций, художественный труд, комментированное чтение, урок­ - встреча, экскурсия и др.

Принцип проведения занятий:

- «информация через творчество» является одним из основных;

- диалог культур: единство через многообразие;

- принцип сознательности активности, самостоятельности, творчества учащихся;

- принцип наглядности;

- принцип результативности: организуемая деятельность должна сопровождаться ситуацией успеха.

Предполагаемые результаты:

- учащиеся приобретут знания по марийской народной культуре;

- повысится интерес к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору на уроках, так и вне них, активизируется познавательная деятельность;

- выявляется интерес к изучению истории, художественно-прикладной деятельности, фольклорному искусству, который способствует самоопределению учащегося и выбору его профессиональной дальнейшей деятельности.

Учебно - тематический план

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

практич

экскур

другое

1

Введение

1

1

2

Поселение и жилище

1

1

3

Быт и основные занятия марийцев

2

1

1

4

Народный костюм

5

1

3

1

Кроссворд

5

Народный календарь

1

1

6

Народные приметы

1

1

7

Марийские праздники

2

1

1

8

Декоративно-прикладное искусство художественные промыслы

8

2

5

1

9

Народная игрушка

2

2

Выставка работ

10

Марийские народные песни

1

1

11

Игры финно-угорских народов

1

1

Практическая работа

12

Семья. Семейные обычаи и обряды.

2

1

1

13

Марийские народные сказки, предания

1

1

14

Традиционное ткачество

3

1

2

15

Марийская кухня

2

1

1

Кроссворд

16

Итоговое занятие

1

1

Защита проектов

ИТОГО:

34

11

16

3

4

Содержание курса:

Введение

Ученик должен знать:

- значение понятий «традиции», «край»;

- содержание элективного курса;

- источники по истории родного края;

Ученик должен научиться:

- понимать ценности основ традиции марийской культуры;

- определить связи с другими учебными дисциплинами;

- сопоставить историю развития культуру марийцев на Урале и республики Марий Эл.

Содержание учебного материала:

Общая структура элективного курса его содержание, формы работы, виды практических работ.

Связь элективного курса с другими учебными дисциплинами.

Самостоятельная работа:

Подготовить эскиз рисунка.

Поселения и жилища

Ученик должен знать;

- содержание понятий «илем», «ял», «сола»;

- происхождение название деревень;

- особенности поселения, усадьбы, жилища.

Ученик должен научиться:

-определять особенности поселения;

- объяснять происхождение названия деревни.

Содержание учебного материала: .

Древние места проживания марийцев - илем, сурт. Типы расселения. Характерные особенности марийских поселений. Общественные постройки: амбар, караульный сарай со средствами пожаротушения, сторожевой дом. Планирование усадьбы и двора.

Самостоятельная работа учащихсяпо выбору:

  • Записать легенду о происхождении названия деревни (села).

  • Нарисовать современную планировку родной деревни (села).

  • Вылепить из пластилина макет древнего поселения.

Быт и основные занятия марийцев

Ученик должен знать:

- содержание понятий «быт», «печь», «баня»;

- источники знаний о быте, избе, печи;

Ученик должен научиться:

- Выделять элементы избы, печи.

Содержание учебного материала:

Материалы с описанием древней избы, печи.

Самостоятельная работа учащихся:

1.Нарисовать эскиз орнамента для наличника.

Народный костюм

Ученик должен знать:

- содержание понятий «одежда», «костюм», «оберег»;

- источники знаний о древней одежде;

- элементы костюма.

Ученик должен научиться:

- выделять элементы костюма.

Содержание учебного материала:

Материалы с описаниями древней одежды. «Бабушкины сундуки» - источники

знаний об одежде старших поколений, обереговая функция костюма. Современный костюм.

Самостоятельная работа учащихся по выбору:

  • Описать народный костюм. Сделать вывод: сохранились ли все элементы

костюма.

  • Нарисовать эскиз народного костюма.

  • Сшить костюм для куклы.

Народный календарь

Ученик должен знать:

- содержание понятий «календарь», «времяисчисление»;

- источники знаний о древнем исчислении времени.

Ученик должен научиться:

- объяснять происхождение названия месяцев.

Содержание учебного материала:

История календаря. Присвоение месяцам определенных названий. Летоисчисление. Самостоятельная работа учащихся:

  • Нарисовать эскиз календаря.

Народные приметы

Ученик должен знать:

- содержание понятий «примета»;

- происхождение примет.

Ученик должен научиться:

- уважительно относиться к народным приметам.

Содержание учебного материала:

Материалы о народных приметах и их зарождении.

Самостоятельная работа учащихся по выбору:

  • Подготовить эскиз о народных приметах.

  • Оформить книжку-малышку.

Марийские праздники

Ученик должен знать:

- содержание понятий «праздник»;

- происхождение праздников.

Ученик должен научиться:

- определять народные праздники по их обрядовым эпизодам.

Содержание учебного материала:

Материал о народных праздниках. Народный праздник - это расширенная форма воплощения обычаев и обрядов. Календарные праздники. Обрядовые праздники.

Самостоятельная работа учащихся:

  • Подготовить сообщение о марийском празднике (о любом).

Художественные промыслы

Ученик должен знать:

- содержание понятия «бытовое творчество»;

- материалы, используемые в народных промыслах.

Ученик должен научиться:

- наблюдать и фиксировать технику изготовления бытовых предметов.

Содержание учебного материала:

Исторические корни бытового творчества марийцев. Резные мотивы. Бытовая

резьба. Подручный материал для народного творчества: древесина, береста, лоза, лыко.

Самостоятельная работа учащихся по выбору:

Подготовить сообщения по темам:

  • Мастера народного промысла.

  • Забытые промыслы родного края.

Декоративно-прикладное искусство

Украшение.

Ученик должен знать:

- содержание понятий «украшение»

- исторические корни украшений.

Ученик должен научиться:

- определять и объяснять назначение элементов украшения.

Содержание учебного материала:

Исторические корни украшений. Украшения: головные, шейные, нагрудные.

Функции украшений. Украшения-обереги.

Самостоятельная работа учащихся по выбору:

  • Подготовить эскиз рисунка «такия»

  • Самостоятельно сделать такию (головное украшение девочки).

Вышивка - вид народного творчества

Ученик должен знать:

- содержание понятий «орнамент-украшение», «знаки - символы»;

- исторические корни вышивки;

- особенности народной вышивки.

Ученик должен научиться:

- выделять элементы орнамента;

- объяснять назначение вышивки.

Содержание учебного материала:

Вышивка - народное искусство. Вышивка украшение одежды.

Орнамент - украшение. Элементы орнамента. Технические приемы исполнения вышивки.

Цветовая гамма. Символика народной вышивки.

Самостоятельная работа учащихся:

Составление. композиций по книге И. Степановой «Маритур» ( «Встреча с марийской вышивкой»)

Вязание крючком

Ученик должен знать:

- содержание понятий «филейная вязка», «раппорт»;

- исторические корни вязания.

Ученик должен научиться:

- выделять раппорт и уметь вязать.

Содержание учебного материала:

Вязание - народное искусство, украшение одежды. Технические приемы исполнения филейного вязания.

Самостоятельная работа учащихся:

  • Вязание каймы.

Народная игрушка

Ученик должен знать:

- содержание понятий «народная игрушка», «кукла - оберег»;

- назначение кукол - оберегов.

Ученик должен научиться:

-объяснять назначение кукол – оберегов.

Содержание учебного материала:

Народная игрушка. Кукла - оберег.

Самостоятельная работа учащихся:

  • Сделать игрушку вместе с родителями.

Марийские народные песни

Ученик должен знать:

- содержание понятий «народная песня», «народные инструменты»;

Ученик должен научиться:

- исполнять народные песни.

Содержание учебного материала:

Исторические корни народной песни. Музыкальные инструменты, используемые во время исполнения песен.

Самостоятельная работа учащихся:

  • Записать песни мам и бабушек.

Игры финно-угорских народов

Ученик должен знать:

- содержание понятия «народная игра»;

- игры - часть праздника

Ученик должен научиться:

- определять народные игры.

Содержание учебного материала:

Понятие «народная игра». Обрядовые игры. Игры для взрослых и детей.

Самостоятельная работа учащихся по выбору:

  • Разучить народную игру.

  • Сообщение «Любимые игры моей семьи».

Семья. Семейные обычаи и обряды

Ученик должен знать:

- содержание понятий «род», «родословная», «обычаи», «обряды»;

- семейные обычаи, обычаи взаимопомощи;

Ученик должен научиться:

- определять степень родства;

- ценить и уважать обычаи народа.

Содержание учебного материала:

Род - объединение по признаку родства. Семейно-родовые связи. Обычай как общепринятый порядок, как уклад жизни, как верование, поверье. Изучение обычаев.

Самостоятельная работа учащихся:

  • Составить летопись семьи (рода).

  • Опишите обычаи гостеприимства.

Марийские народные сказки, предания

Ученик должен знать:

-содержание понятий «сказки», преданиях;

- источники знаний о преданиях, сказках.

Ученик должен научиться:

- определять народные предания по героям.

Содержание учебного материала:

Понятия сказки, предания. Изучение преданий, сказок.

Самостоятельная работа учащихся:

  • Подготовить эскиз героя сказок или предания.

Плетение пояса

Ученик должен знать:

- содержание понятий «пояс», «бердечко», «оберег»;

- источники знаний о поясе.

Ученик должен научиться:

- плести пояс с помощью бердечка. ...

Содержание учебного материала:

Материал с описаниями о поясах. Обереговая функция пояса.

Самостоятельная работа учащихся.

  • Сплести пояс для куклы на 4 и более бердечках.

Марийская кухня

Ученик должен знать:

- содержание понятий «крестьянская кухня»;

- роль пирогов в традиционных марийских праздниках.

Ученик должен научиться:

- приготовить пироги с различными начинками.

Содержание учебного материала:

Материалы с описаниями марийских блюд.

Влияние религиозных факторов на режим питания людей. Классификация блюд марийской кухни.

Самостоятельная работа учащихся:

  • Подготовить сообщения.

Итоговое занятие

Проводится в виде малой конференции. Защита проектов.

Темы рефератов, мультимедийный проектов.

1. Вот моя деревня.

2. Вышивка - вид искусства.

3. Народный марийский костюм.

4. Подвижные игры и развлечения народов мари.

5. Традиционные верования народов мари.

6. Народные умельцы.

7. Предметы народного промысла.

8. Орнамент марийской вышивки.

9. История возникновения и развития украшений.

10 .Игра как часть народного праздника.

11.Женские головные уборы мари, русских, татар.

12.Русское, марийское прикладное искусств

Литература:

  1. Гурбина Е.А., Гурко М.В., Левина С.А. «Технология», Волгоград,

«Учитель», 2007г

  1. Калинина О.А. Марийские праздники. Йошкар – Ола, 2006г.

  2. Китиков А.Е. Марийские народные приметы. Йошкар – Ола, 1989г.

  3. Кочергина Э.М. Народные традиции основа воспитания. ГОУ ДПО (ПК) С «Марий туныктыш институт», 2005г.

  4. Молотова Т.Л. Марийский народный костюм. Йошкар - Ола, 1992г.

  5. Попова Н.С. Марийцы. Йошкар – Ола, 2005г.

  6. Соколова В.А. «Лучший клад – ремесло», ж-л «Народное образование», 1996г. № 1, с.50

  7. Степанова И. Маритур. Йошкар – Ола, 2005г.

  8. Федорова С.Н. Педагогическая деятельность в контексте этнокультурного анализа. Йошкар – Ола, 2004г.

  9. Юадаров К. Марийская крестьянская кухня. Йошкар – Ола, 2006г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №9 (710), 21 марта 2011 г

    Информационный бюллетень
    09.30 Пленарное заседание «Национальная программа мер по реализации Плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю» (Ленэкспо, павильон 7, зал 7.1). Подробности - в разделе Комитета по благоустройству.

Другие похожие документы..